Кадровые проблемы и особенности политики Государственного департамента при Дональде Трампе
Кадровые проблемы и особенности политики Государственного департамента при Дональде Трампе
Аннотация
Код статьи
S032120680000713-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Самуйлов Сергей Михайлович 
Аффилиация: Институт США и Канады (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., д. 2/3
Выпуск
Страницы
5-23
Аннотация

В статье анализируются кадровая политика бывшего госсекретаря Р. Тиллерсона по сокращению американского дипломатического корпуса, его конфликтные отношения и с президентом Д. Трампом, и со своим ведомством, и с Конгрессом. Также изучаются изменения, привнесённые новым государственным секретарём М. Помпео. Особое внимание уделяется двум историческим саммитам президента США – с руководителями Северной Кореи и России, которые свидетельствуют о смелости Трампа и его способности решительно действовать в общенациональных интересах, игнорируя сильнейшее противодействие его многочисленных противников внутри страны. При этом новое руководство Госдепартамента активно содействует таким смелым шагам   

Ключевые слова
дипломатический корпус, Заграничная служба, сокращения, ограничение глобализма, вашингтонская элита, саммиты, смелость президента, американская исключительность
Классификатор
Получено
29.06.2018
Дата публикации
10.09.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2294
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год
1 Значительная противоречивость президента Дональда Трампа и его чужеродность по отношению к вашингтонской политико-бюрократической элите, атмосфера антироссийской истерии, возникшая в политическом Вашингтоне ещё во время избирательной кампании 2016 г., напрямую повлияли на небывалую текучесть кадров в его администрации.
2 Традиционно с приходом к власти нового президента часть высокопоставленных сотрудников его аппарата в течение первого года уходит в отставку и заменяется новыми людьми. Однако при Трампе, без преувеличения можно сказать, данный процесс приобрёл беспрецедентный размах. При президенте Дж. Буше-старшем доля ушедших в отставку таких чиновников составила 7% общего их количества, при У. Клинтоне – 11%, при Дж. Буше-младшем – 6%, при Б. Обаме – 9%. А при Д. Трампе этот показатель поднялся аж до 34%1, т.е. почти в 4 раза превысил "достижения" предшественника.
1. Relman E, Lee S. Trump’s Staff Turnover Is the Highest of Any U.S. Administration in Modern History. Business Insider, 23.03.2018. Available at: >>>> (accessed 08.06.2018).
3 Следует отметить, что с момента вступления Трампа в должность президента США в конце января 2017 г. приблизительно за год администрацию покинули более 10 политиков первого эшелона. Среди них были генеральный прокурор Салли Йейтс, помощник по национальной безопасности Майкл Флинн, директор ФБР Джеймс Коми, глава пресс-службы Белого дома Шон Спайсер, директор по коммуникациям Энтони Скарамуччи, глава аппарата Белого дома Райнс Прибус, главный стратег Белого дома и идеолог "белого национализма" Стивен Бэннон, экономический советник президента США Гэри Кон, личный помощник президента США Джон Макэнти и другие.
4 Такая беспрецедентная текучесть кадров охватила и главное внешнеполитическое ведомство – Государственный департамент, на что также повлияли внешнеполитические установки нового президента и его скептическое отношение к американской дипломатии. Его внешнеполитическая стратегия, нацеленная, по меньшей мере, на ограничение глобальных амбиций США, не могла не отразиться на деятельности дипломатического ведомства. Высокопоставленные профессиональные дипломаты, которых десятилетиями после окончания холодной войны, крушения социалистической системы и СССР предыдущие администрации настойчиво вовлекали в глобальное "продвижение демократии", вдруг столкнулись с прямо противоположными намерениями и требованиями нового хозяина Белого дома и его окружения.
5

Серьёзное отличие Стратегии национальной безопасности Д. Трампа от стратегий республиканцев-предшественников

 

Следует напомнить, что во второй Стратегии национальной безопасности 2006 г., принятой при президенте-республиканце Дж. Буше-младшем, утверждалось: "Поскольку демократические государства – это наиболее ответственные члены международной системы, продвижение демократии является самой эффективной долговременной мерой по усилению международной стабильности, снижению угроз региональных конфликтов, противодействию международному терроризму и расширению зоны мира и процветания"2.

2. National Security Strategy 2006. March 2006. Available at: >>>> . (accessed 09.02.2018).
6 Кондолиза Райс, став государственным секретарём, в начале 2006 г. обнародовала концепцию так называемой "дипломатии преобразований" (transformational diplomacy). В соответствии с ней американские дипломаты должны были заняться не только информированием Вашингтона о "состоянии дел в мире", но и "изменением самого мира" с целью создания демократических режимов. Проще говоря, они должны были заняться и занялись, где это было возможно, провоцированием так называемых "цветных революций" в "недемократических", с точки зрения американцев, странах. Цели заключались в смене политических режимов и приведении к власти послушных Вашингтону "демократов". Для их достижения в Государственном департаменте было преобразовано одно из специальных подразделений, главной функцией которого стало "продвижение демократии". Ранее оно преимущественно отслеживало положение дел с соблюдением прав человека в различных странах. Оно стало называться Управлением (Бюро – по американской терминологии) по демократии, правам человека и трудовым отношениям.
7 То обстоятельство, что в государствах исламского мира такая политика привела к прямо противоположным результатам – развалу государственности, многолетним кровопролитным гражданским войнам, миллионным потокам беженцев – не смущало в то время американцев, настолько силён был догматизм их внешнеполитического мышления [Самуйлов С.М. 2013: 161–162].
8 Трамп во время избирательной кампании 2016 г. и после избрания неоднократно обещал "прекратить гонку по свержению режимов, о которых мы ничего не знаем". В его Стратегии национальной безопасности, обнародованной в декабре 2017 г., вообще ничего не говорится о необходимости "продвижения демократии" и даже отсутствует сам этот термин. Главные угрозы своей безопасности Вашингтон стал видеть не в авторитарных режимах и международном терроризме, а в больших усиливающихся "ревизионистских" державах – Китае и России, геополитическое соперничество с которыми возродилось. В стратегии Трампа прямо говорится: "Мы не собираемся навязывать наши ценности другим". Вашингтон будет предлагать партнёрство только тем государствам, которые "разделяют наши устремления к свободе и процветанию"3.
3. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. P. 37-38. Available at: >>>> . (accessed 22.03.2018).
9 Другими словами, налицо был отказ от претензий по глобальному "распространению демократии", по меньшей мере – на бумаге, и заявлено намерение возглавлять лишь ту часть мира, которая на добровольной основе выбирает "либеральную модель" экономики и государственного устройства. При этом Соединённые Штаты будут конкурировать с Россией и Китаем ради демонстрации преимуществ "либеральной экономики" в сравнении с "авторитарным капитализмом".
10 Такое резкое изменение внешнеполитической стратегии не могло не породить определённое смятение в умах дипломатического корпуса США. Кроме того, стремление команды Д. Трампа переложить часть нагрузки и ответственности при отстаивании внешнеполитических интересов на союзников и партнёров сопровождалось скептическим отношением к корпусу профессиональных дипломатов и целенаправленным курсом на сокращение бюджета Госдепартамента. К этому следует добавить и назначение государственным секретарём представителя большого бизнеса Рекса Тиллерсона, руководителя одной из крупнейших мировых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний "ЭксонМобил". Он был чужд дипломатической службе и слабо разбирался в специфике этой работы.
11 Совокупность указанных негативных для американской дипломатии факторов уже в начале президентства Д. Трампа привела к массовому добровольному и принудительному увольнению профессиональных дипломатов из Государственного департамента.
12

Исход квалифицированных дипломатических кадров

 

В США после прихода к власти президента, принадлежащего к другой партии, политические назначенцы (political appointees), составляющие сменяемое руководство любого федерального ведомства и доставшиеся в наследство от предшественника, как правило, подают прошение об отставке. Новый президент уже решает – кого оставить, а кого нет. Это сделали и политические назначенцы Б. Обамы в Госдепартаменте после победы Трампа на выборах. Однако отрицательное отношение к Трампу в среде профессиональных, карьерных (как их называют в США), т.е. несменяемых, постоянно работающих на более низких должностных уровнях, дипломатов было настолько велико, что с началом его президентства они также начали уходить в отставку.

13 В конце января 2017 г. стало известно, что заместитель государственного секретаря по управлению Патрик Кеннеди, ответственный за кадровую политику, много сделавший в переходный период для передачи власти назначенцам Трампа и надеявшийся на сохранение своей должности, вынужденно оставляет свой пост. Вслед за ним подали в отставку и трое высокопоставленных карьерных дипломатов, возглавлявших соответствующие управления (т.е. основные структурные подразделения) Госдепартамента и работавших при президентах как демократах, так и республиканцах. Это сделали помощник государственного секретаря по административным делам Джойс Барр, помощник по консульским делам Мишель Бонд, директор Службы зарубежных миссий, посол Джентри Смит. Также ушёл на пенсию помощник государственного секретаря по дипломатической безопасности Грегори Старр и ушла в отставку директор Управления по обслуживанию зарубежных зданий Лидия Муниз4.
4. Rogin J. The State Department’s Entire Senior Administrative Team Just Resigned // The Washington Post, 26.01.2017. Available at: >>>> (accessed 08.06.2018).
14 Дэвид Вэйд, возглавлявший кадровую службу дипломатического ведомства при Дж. Керри так прокомментировал эту серию отставок: "Это наибольшее одновременное вымывание институциональной памяти, которое кто-либо может вспомнить. Специалистов, обладающих экспертными знаниями в сферах обеспечения безопасности, управления, административных и консульских дел, очень трудно найти, особенно, сложно в сфере частного бизнеса"5.
5. Ibid.
15 В соответствии со стратегией уменьшения глобальных претензий администрация Д. Трампа первоначально предложила в 2018 фин. г. сократить совокупный бюджет Госдепартамента и подчинённого ему Управления по международному развитию (УМР), занимающегося преимущественно оказанием экономической помощи развивающимся государствам, на 28% – до уровня 25,6 млрд долларов6. В этой связи следует напомнить, что Хиллари Клинтон в бытность государственным секретарём намеревалась поднять уровень внешнеполитического бюджета до 60 млрд долларов.
6. Elain Lies. Tillerson Says State Department Spending “Simply Not Sustainable”. 16.03.2017. Available at: >>>> (accessed 08.06.2018).
16 При этом Тиллерсон поддерживал и всячески оправдывал такие значительные сокращения. Он полагал, что бюджет Госдепартамента чрезмерно раздут в значительной мере из-за многочисленных военных конфликтов, в которые вовлечены США, и расходов на нейтрализацию последствий природных катастроф, и что такой уровень расходов "недопустим" (not sustainable). В дальнейшем число конфликтов с участием США будет сокращаться, а для оказания экономической помощи и на борьбу со стихийными бедствиями должны привлекаться средства других государств и из "других источников"7.
7. Ibid.
17 В то же время, 120 вышедших на пенсию генералов и адмиралов обратились к Конгрессу со специальным письмом, в котором побуждали законодателей в полной мере профинансировать дипломатию и оказание зарубежной помощи, поскольку это было "критически важно для обеспечения безопасности США".
18 Похоже, Тиллерсон понимал, что его, мягко говоря, скептическое отношение к американской дипломатии и своему ведомству не вызовет положительной реакции у профессионального дипломатического корпуса. Американские журналисты уже в первые недели его работы в качестве государственного секретаря выяснили, что он сознательно свёл к минимуму контакты с карьерными дипломатами и преимущественно опирался на узкий круг ближайших помощников, пришедших со стороны и не имевших серьёзного внешнеполитического опыта. Любопытно, что Тиллерсон пользовался не общим, а отдельным эскалатором, чтобы подняться на седьмой, так сказать, начальственный этаж здания Госдепарамента, где находится служебный кабинет государственного секретаря и кабинеты сотрудников его аппарата. Делалось это для того, чтобы по пути в свой кабинет не встречаться и не общаться с профессиональными дипломатами. Показательно также, что, совершив в первые два месяца своей деятельности три зарубежные поездки, Тиллерсон не встретился с американскими дипломатами, работавшими в странах посещения, и их семьями, не посетил американские посольства. А это считается стандартной практикой для государственных секретарей8. Можно согласиться с мнением американских журналистов, что в эти месяцы Тиллерсон сам себя изолировал от "встревоженной бюрократии" Госдепартамента.
8. Gearan A., Morello C. Rex Tillerson Spends His First Weeks Isolated from an Anxious Bureaucracy // The Boston Globe, 31.03.2017. Available at: >>>> (accessed 11.06.2018).
19 Показательно также, что для зарубежных визитов он стал использовать небольшой скоростной реактивный лайнер, похожий на корпоративный самолёт, на котором он летал в бытность руководителем "ЭксонМобил". В таком самолёте могло разместиться лишь небольшое число сотрудников аппарата Тиллерсона. В результате в зарубежные поездки с ним отправлялась приблизительно половина помощников, которые традиционно сопровождали государственных секретарей-предшественников.
20 Следует также напомнить, что на шестом этаже здания дипломатического ведомства находятся кабинеты заместителей государственного секретаря и сотрудников их аппаратов. Ниже располагаются кабинеты помощников государственного секретаря, которые возглавляют многочисленные управления дипломатического ведомства как географические, так и функциональные, являющиеся главными структурными единицами министерства.
21 В качестве руководителя одной из крупнейших мировых нефтедобывающих компаний Тиллерсон посетил множество стран, где проводил переговоры за закрытыми дверями с небольшим числом помощников для заключения выгодных сделок. Он убедился в эффективности такой модели переговорного процесса и, как представляется, начал применять её в своей деятельности в качестве государственного секретаря, не слишком хорошо понимая отличия дипломатии от ведения дел в сфере бизнеса.
22 Лидер демократического меньшинства в Комитете по международным делам Палаты представителей Элиот Энджел, конгрессмен от штата Нью-Йорк, подчеркнул, что команда Трампа старается уменьшить роль Госдепартамента во внешнеполитическом процессе и "сделать его неуместным". Он не понимал, зачем Тиллерсон возглавил дипломатическое ведомство, если "не собирался его защищать"9.
9. Ibid.
23 В конце апреля 2017 г. в американские СМИ просочились сведения о том, что государственный секретарь намеревался сократить численность работников Госдепартамента на 2300 человек. Это составляло 3% общего числа сотрудников приблизительно в 75 тысяч, работавших на дипломатическое ведомство. Данное планируемое сокращение стало реакцией дипломатического ведомства на предложение Административно-бюджетного управления сократить внешнеполитический бюджет в 2018 фин. году уже на 31%, который в 2017 г. немного превысил 50 млрд долларов10.
10. Lee M. Rex Tillerson Proposes Cutting 2300 Jobs at State Department // Business Insider, 28.04.2017. Available at: >>>> (accessed 16.06.2018).
24 Следует напомнить, что сотрудники Государственного департамента подразделяются на три категории. Кадровую основу составляет Заграничная служба (Foreign service), т.е. профессиональный дипломатический корпус. При Джоне Керри его численность приблизилась к 14 тысячам сотрудников. Вторая категория – работники, не являющиеся профессиональными дипломатами и работающие в рамках юрисдикции Гражданской службы (Civil service), к которой относится подавляющее большинство карьерных чиновников всех федеральных министерств и ведомств за исключением военных и сотрудников "разведывательного сообщества". Их численность составляет приблизительно 15% общего числа работников Госдепартамента, т.е. несколько превышала 11 тыс. человек. Подавляющее большинство работников – это нанятые иностранцы, работавшие в американских посольствах и зарубежных миссиях.
25 Данные сокращения Тиллерсон рассматривал как часть реформ Госдепартамента, имеющих целью повышение его эффективности. Также планировалось изучить возможность слияния УМР с Госдепартаментом, чтобы сделать его составной частью последнего. Предполагалось и сокращение числа впервые принимаемых на работу молодых дипломатов и гражданских служащих.
26 Такие предварительные планы уже в конце апреля 2017 г. встретили сопротивление в Конгрессе. Двухпартийная группа сенаторов численностью 43 человека направила письмо в Комитет по ассигнованиям, в котором, в частности, говорилось, что "в период, когда мы сталкиваемся со многими вызовами нашей национальной безопасности по всему миру, значительные сокращения в данной сфере были бы близорукими, контрпродуктивными и даже опасными"11.
11. Ibid.
27 В июне 2017 г. Тиллерсон предстал перед влиятельными сенатскими Комитетом по международным отношениям и Комитетом по ассигнованиям, где попытался обосновать резкое сокращение бюджета своего ведомства. Сокращениям, в первую очередь, планировалось подвергнуть программы по оказанию экономической и гуманитарной помощи. Аргументация государственного секретаря преимущественно сводилась к тому, что в течение всей своей карьеры в качестве бизнесмена уровень финансирования при достижении какой-либо цели никогда не являлся "наиболее важным фактором" в этом процессе. В приложении к Госдепартаменту это означало, что не бюджет "будет определять нашу эффективность, а наши люди"12. Однако такая деловая аргументация сенаторов не устроила.
12. Morello C., Gearan A. Senators Sharply Question State Department Budget Cuts // The Washington Post, 13.06.2017. Available at: >>>> Senators sharply question State Department budget cuts (accessed 16.06.2018).
28 Влиятельный сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Линдси Грэм в Комитете по ассигнованиям заявил: "Я считаю данный бюджетный запрос радикальным и безжалостным". Лидер демократического меньшинства в комитете сенатор от штата Вермонт Патрик Лихи утверждал, что проект внешнеполитического бюджета администрации означал отказ США от мирового лидерства, которое Китай и Россия поспешат заполнить. "Почему мы должны отказываться от своего влияния? – задавался он вопросом. – Разве это будет для нас более безопасная ситуация? Почему мы должны позволить этим тоталитарным режимам расширить их влияние в мире вместо американского"13.
13. Ibid.
29 Кадровая политика Тиллерсона дала свои результаты. По состоянию на конец ноября 2017 г. более 100 высокопоставленных профессиональных дипломатов покинули Государственный департамент14. Как подчёркивала "Нью-Йорк таймс", к весне 2017 г. первоначальный оптимизм дипломатического корпуса в отношении назначения Тиллерсона государственным секретарём сменился беспокойством из-за его отчуждённости и нежелания общаться с дипломатами. А к лету его намерение повысить эффективность и реорганизовать Госдепартамент породило небывалый гнев среди них15.
14. More Than 100 Career Diplomats Exit State Department under Tillerson. Democracy Now! 27.11.2017. Available at: >>>> (accessed 20.06.2018).

15. Harris G. Diplomats Sound the Alarm as They Are Pushed out in Droves // The New York Times, 24.11.2017. Available at: >>>> (accessed 20.06.2018).
30 В ноябре 2017 г. ушёл в отставку Билл Миллер, возглавлявший Управление по дипломатической безопасности Госдепартамента. Главной причиной отставки было то, что, несмотря на настойчивые просьбы Миллера, Тиллерсон отказывался его принимать в течение девяти месяцев. Хотя по закону государственный секретарь обязан принимать руководителя, ответственного за безопасность.
31 Конгрессмены-демократы, члены Комитета по международным делам направили Тиллерсону письмо, в котором выразили беспокойство в связи с уходом из Госдепартамента более чем сотни высокопоставленных карьерных дипломатов. Сенатор-республиканец Джон Маккейн от штата Аризона и сенатор-демократ Джин Шахин от штата Нью-Гэмпшир послали Тиллерсону аналогичное письмо, в котором говорилось, что "дипломатический потенциал Америки ослабляется изнутри в то время, как сложные глобальные кризисы множатся во внешнем мире"16.
16. Ibid.
32

По состоянию на конец ноября 2017 г. из 44 должностей, предусмотренных для политических назначенцев в дипломатическом ведомстве, заполнено было только 10. Число карьерных послов и посланников, т.е. высших должностных лиц профессиональных дипломатов, к 1 декабря 2017 г. планировалось сократить с 39 до 19. Число советников-посланников, т.е. карьерных дипломатов должностным рангом ниже, сокращалось с 431 до 369 человек. По оценке бывших профессиональных дипломатов в результате такой политики в Госдепартаменте возник "кадровый вакуум"17.

17. Ibid.
33 Несмотря на сложные региональные ситуации, в конце ноября 2017 г. всё ещё не было американских послов в Южной Корее, Саудовской Аравии, Турции, Иордании, Египте, Катаре и ЮАР. Число успешно сдавших вступительные экзамены для поступления на дипломатическую службу упало вдвое18.
18. Ibid.
34 Не сложились у Тиллерсона отношения и с Д. Трампом. В июле 2017 г. после одной встречи с президентом он назвал его за глаза "идиотом". Сведения об этом осенью просочились в СМИ. Госсекретарь решил подать в отставку, однако вице-президент Майк Пенс отговорил его от такого шага. Летом и осенью Трамп довольно бесцеремонно критиковал своего государственного секретаря, в частности, указывая, что Тиллерсон "напрасно тратит время", пытаясь вести переговоры с "маленьким человеком-ракетой", так тогда американский президент называл руководителя Северной Кореи Ким Чен Ына. Трамп даже с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН пригрозил "полностью уничтожить" КНДР, если США "будут вынуждены защищать себя или своих союзников"19. Такие угрозы, чреватые развязыванием региональной ядерной войны, немало напугали не только американцев, но и весь мир.
19. Zengerle J. Rex Tillerson and the Unraveling of the State Department // The New York Times, 17.10.2017. Available at: >>>> (accessed 25.06.2018).
35 С точки зрения Трампа, Тиллерсон был недостаточно жёстким политиком. Сам государственный секретарь, по его выражению, "приспосабливался к президенту". Хотя миссия главного дипломата заключается в том, чтобы взаимодействовать с главой государства. Уже c лета 2017 г. в Вашингтоне ходили слухи, что Трамп может уволить Тиллерсона.
36 13 марта 2018 г. появилась новость о его отставке. Трамп и государственный секретарь не сходились во мнениях ни по вопросам изменения климата (госсекретарь выступал за продолжение участия США в Парижском соглашении по климату, Трамп решил выйти из него), ни по вопросам переноса посольства США в Иерусалим, что вызвало возмущение в арабском мире. Также расходились они и по вопросу соглашения по иранской ядерной программе (Тиллерсон поддерживал "ядерную сделку" с Ираном, а президент назвал её "позорной"). Кроме того, Тиллерсон полагал, что Россия проводит "агрессивную политику", которую следовало бы изменить. Президент Трамп в отношении нашей страны занимал более умеренную позицию.
37 Показательно, что его предшественники на посту государственного секретаря (Джеймс Бейкер, Уоррен Кристофер, Маделен Олбрайт, Кондолиза Райс, Хиллари Клинтон, Джон Керри) проработали около 1500 дней в этой должности, а Рекс Тиллерсон продержался всего 424 дня20.
20. Relman E., Lee S. Op. cit.
38 Вместе с ним был уволен и заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии Стив Голдстейн, пополнив список вакансий в руководстве ведомства (из 34 заместителей и помощников госсекретаря по состоянию на март 2018 г. были утверждены только 11).
39 Трамп объявил об увольнении Тиллерсона в своём Твиттере, как он это ранее делал в отношении других увольняемых. Подчеркнул, что Майк Помпео на посту государственного секретаря "сделает фантастическую работу". Вместо него директором ЦРУ впервые назначалась женщина – Джина Хаспел.
40

Майк Помпео как государственный секретарь, переговоры с главой КНДР

 

Комментируя увольнение Р. Тиллерсона, Д. Трамп заявил журналистам, что был "близок" к тому, чтобы получить кабинет, который он хотел бы иметь. С Тиллерсоном не было единодушия, "мы расходились во мнениях", а "с Майком … мы имеем очень похожий мыслительный процесс". Действительно, с Помпео у Трампа отношения сложились гораздо лучше, чем они были с Тиллерсоном. Некоторые представители "разведывательного сообщества" даже называли его "сплетником Трампа" (Trump whisperer)21.

21. Vitali A., Mitchell A., Alba M. Trump Fires Rex Tillerson, Selects Mike Pompeo as a New Secretary of State // NBC News, 13.03.2018. Available at: >>>> (accessed 25.06.2018).
41 В начале марта Белый дом объявил о намерении президента встретиться и провести переговоры с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, что было кардинальным отходом от предыдущей устрашающей риторики и угрожающих действий по отношению к КНДР. Такой крутой поворот лишний раз свидетельствовал о малой предсказуемости президента США и его способности нетрадиционно, быстро менять свою внешнюю политику. Тиллерсон полагал, что ещё предстоит длительный период подготовки, прежде чем начнутся прямые переговоры по ракетно-ядерным программам Пхеньяна.
42 Майк Помпео был утверждён Сенатом в новой должности в конце апреля 2018 г. В наследство он получил деморализованную организацию, которая страдает от недостатка кадров и финансирования, борется за сохранение влияния в Вашингтоне и имеет множество проблем за пределами страны.
43 В отличие от Тиллерсона, так и не ставшего своим в Вашингтоне и Госдепартаменте, бывший конгрессмен Помпео имеет хорошие связи и на Капитолийском холме, и в Белом доме. Но его главным активом были хорошие личные отношения с президентом. В качестве главы ЦРУ Помпео регулярно участвовал в информировании президента, неоднократно публично выступал в поддержку Д. Трампа.
44 Уже в мае профессиональные дипломаты почувствовали отличия в кадровой политике М. Помпео, который пообещал "прислушиваться" к ним и "учиться" у них. В частности, в качестве руководителя Службы зарубежных миссий, т.е. тринадцатитысячного корпуса профессиональных дипломатов, он стал рассматривать кандидатуру ветерана дипломатической службы Дэниела Смита, возглавлявшего Управление по разведке и исследованиям Госдепартамента. Новый госсекретарь также пообещал заполнить высокопоставленные должности карьерных дипломатов, которые при Тиллерсоне пустовали, и вернуть дипломатам "достоинство" [Grammer R. 2018].
45 Помпео также встретился с рядом влиятельных опытных карьерных дипломатов, которые при Тиллерсоне были выдавлены из Государственного департамента либо отправлены на пенсию. Некоторым он предложил вернуться на дипломатическую работу. Он также отменил запрет, введённый предшественником, на наём американскими посольствами членов семей дипломатов, мера, вызвавшая резкое недовольство профессиональных дипломатов и приведшая к нехватке кадров, занимающихся рутинной повседневной работой. Его первые шаги породили "осторожный оптимизм" среди дипломатического корпуса [Grammer R. 2018].
46 B середине мая М. Помпео также отменил запрет на принятие на работу новых кадров в Госдепартамент, ранее введённый Р. Тиллерсоном. При этом он заявил, что "рабочая сила министерства – наиболее ценное достояние". Даже некоторые законодатели-демократы похвалили его за это. Так, сенатор-демократ от штата Коннектикут Крис Мерфи, член Комитета по международным отношениям, голосовавший против кандидатуры М. Помпео, подчеркнул: "Соединённые Штаты не могут обезопасить самих себя от внешних угроз без дипломатов, поэтому я рад, что Помпео отменяет замораживание принятия на работу новых сотрудников". Новый государственный секретарь также занялся заполнением вакантных должностей, отведённых для политических назначенцев и преднамеренно остававшихся незаполненными при Тиллерсоне, беседуя с теми кандидатами, которые должны были предстать перед Сенатом для утверждения22.
22. Donati J. Mike Pompeo Lifts State Department Hiring Freeze // The Wall Street Journal, 15.05.2018. Available at: >>>> (accessed 29.06.2018).
47 Во второй половине марта опять же в Твиттере Д. Трамп объявил об отставке генерала Герберта Макмастера с поста советника президента по национальной безопасности и замене его бывшим представителем США в ООН, сторонником жёсткого внешнеполитического курса, прежде всего в отношении Ирана и Северной Кореи, Джоном Болтоном. Президент поблагодарил Макмастера, который подобно Тиллерсону не имел тесных отношений с Трампом, за "выдающуюся работу"23.
23. H.R. McMaster Replaced by John Bolton as National Security Advisor // CBS News. 22.03.2018. Available at: >>>> (accessed 29.06.2018).
48 Дж. Болтон полтора года работал в ООН при президенте Дж. Буше-младшем и имел немало противников как в Госдепартаменте, так и в Конгрессе. Сенат так и не утвердил его в должности посла США в СБ ООН, поскольку группа влиятельных бывших дипломатов обратилась к сенаторам с просьбой не утверждать его. Президент Буш назначил его, минуя парламент и воспользовавшись своим правом делать назначения во время парламентских каникул. Похоже, Д. Трамп взял Болтона на ответственный внешнеполитический пост, поскольку его взгляды близки к националистическим и антиглобалистским установкам самого президента24.
24. Ibid.
49 Во второй половине мая 2018 г. Д. Трамп в силу своей импульсивности отказался от возможной встречи с лидером Северной Кореи из-за демонстрации северными корейцами "откровенной враждебности". Однако в конце того же месяца подготовка саммита возобновилась. Планировалось провести встречу глав двух стран 12 июня в Сингапуре. Событие обещало быть историческим, поскольку руководители США и КНДР после создания двух корейских государств по окончанию Второй мировой войны никогда не встречались.
50 Не вызывает сомнений, что американский президент намеревался использовать данную встречу, в случае её положительного исхода, для укрепления позиций своей Республиканской партии в преддверии промежуточных ноябрьских выборов 2018 г. Республиканцам необходимо было сохранить большинство хотя бы в одной палате Конгресса, чтобы свести на нет угрозу возможного импичмента президента в силу упорного продолжения командой специального прокурора Роберта Мюллера своих расследований. Их цель заключалась в том, чтобы выдвинуть против Трампа обвинение в "воспрепятствовании отправлению правосудия" (obstruction of justice). В марте 2018 г. специальный Комитет по разведке Палаты представителей завершил свои расследования, подготовил заключительный отчёт, из которого следовало, что никакого "сговора" предвыборной команды Трампа с Кремлём в 2016 г. не было.
51 Другими словами, истерия в политическом Вашингтоне по поводу "русского следа" и обвинения Хиллари Клинтон в том, что Д. Трамп – "марионетка Путина" по большому счёту оказались политической пустышкой. И Мюллер, соответственно, лишился главных оснований для выдвижения против президента серьёзных обвинений, тянущих на запуск процедуры импичмента. Но, поскольку он нацелился на нанесение максимального политического ущерба Д. Трампу, ему пришлось ограничиться поиском доказательств якобы имевшего место указанного "воспрепятствования".
52 В конце мая 2018 г. М. Помпео провёл переговоры в Нью-Йорке с заместителем председателя Центрального Комитета Трудовой партии Кореи генералом Ким Ен Чхолом. Ранее он 2 раза тайно встречался с ним в Пхеньяне в качестве директора ЦРУ. Встреча состоялась в порядке подготовки саммита Дональд Трамп – Ким Чен Ын. Американцы хотели выяснить – насколько серьёзно северные корейцы настроены на ядерное разоружение25. Генерал прибыл на встречу с Помпео после консультаций с китайским руководством. Китай, как известно, выступает главным союзником и торговым партнёром КНДР.
25. Wilkinson T., Stokols E. Diplomats Hustle to Prepare for Still-Uncertain Trump – Kim summit in Singapore // The Los Angeles Times, 29.05.2018. Available at: >>>> (accessed 06.07.2018).
53 Пресс-секретари и Белого дома, и Госдепартамента, соответственно, Сара Сандерс и Хизер Науэрт довольно оптимистично оценивали перспективы "ядерного саммита", поскольку был достигнут "гигантский прогресс" в сравнении с тем, "где мы были год назад".
54 В процессе подготовки встречи отдельная американская делегация во главе с Санг Кимом, послом США на Филиппинах, намеревалась посетить демилитаризованную зону, разделяющую две Кореи, с тем, чтобы выработать проект совместного коммюнике по итогам саммита26.
26. Ibid.
55 Ещё до встречи с северокорейским генералом М. Помпео в своём Твиттере чётко обозначил американскую позицию, состоящую в том, что Вашингтон выступает за "полную, подконтрольную и необратимую денуклеаризацию Корейского полуострова". По итогам встречи он охарактеризовал переговоры как "содержательные". Путь к проведению саммита был открыт27.
27. Kim – Trump Summit: Top Officials Meet to Salvage Summit // BBC News, 31.05.2018. Available at: >>>> (accessed 06.07.2018).
56 12 июня в Сингапуре состоялся, первый в истории двух стран саммит их лидеров. Вначале руководители государств приблизительно 45 минут беседовали с глазу на глаз, затем переговоры продолжились в составе делегаций. С американской стороны среди прочих в них приняли участие М. Помпео и Дж. Болтон. По итогам переговоров было принято совместное заявление.
57 Основное его содержание сводилось к тому, что США гарантировали КНДР безопасность, что подразумевало отказ от попыток "демократизации" и смены режима. В обмен Северная Корея "вновь подтверждала" своё твёрдое обязательство "провести полную денуклеаризацию Корейского полуострова"28. В заявлении также было подчёркнуто, что обе стороны ратовали за "установление длительного и прочного мирного режима на Корейском полуострове". Также в заявлении говорилось о том, что государственный секретарь М. Помпео и соответствующий представитель КНДР начнут как можно быстрее переговоры по реализации его положений29.
28. Joint Statement of President Donald J. Trump of the United States of America and Chairman Kim Jong Un of the Democratic People’s Republic of Korea at the Singapore Summit. 12.06.2018. Available at: >>>> (accessed 06.07.2018).

29. Ibid.
58 В ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров Д. Трамп заявил, что США не собираются сокращать численность своих военнослужащих в Южной Корее, но прекратят проводить там совместные военные учения, пока двусторонние переговоры с КНДР будут двигаться в "правильном направлении". Ещё одной уступкой с американской стороны оказалось то, что президент приостановил реализацию порядка 300 новых мер в рамках санкций против Пхеньяна. Об отмене ранее введённых санкций за многочисленные нарушения Северной Кореей резолюций СБ ООН при осуществлении ракетно-ядерных испытаний речь пока не шла. Трамп также отметил, что пока не пришло время для восстановления дипломатических отношений30.
30. Саммит Трампа и Ким Чен Ына завершился прорывным заявлением // РИА Новости, 12.06.2018. Available at: >>>> (accessed 08.07.2018).
59 Соседи КНДР – Россия, Китай, Япония и Южная Корея – положительно оценили результаты саммита. Ведь ещё полгода назад война между США и Северной Кореей казалась вполне вероятной, тем более, если вспомнить оскорбления и угрозы двух лидеров, звучавшие в адрес друг друга в течение 2017 года. По мнению японских и южнокорейских экспертов, полная ликвидация ядерных объектов КНДР потребует как минимум десятилетия. Однако ликвидацию ядерного оружия и установок по его производству можно осуществить довольно быстро31.
31. Там же.
60 Ведущие американские либеральные СМИ предсказуемо постарались принизить значение этой действительно исторической встречи в верхах. Обвинения, в основном, сводились к тому, что в совместном заявлении отсутствовало требование "о полном, подконтрольном и необратимом" ядерном разоружении КНДР, что Трамп назвал "жестокого диктатора" "талантливым человеком" и неоднократно пожимал ему руку, что не выполнил своё обещание "вежливо покинуть" саммит, если не будут выполнены американские требования и т.п. То обстоятельство, что встреча и переговоры в разы снизили вероятность развязывания региональной ядерной войны, и в итоге, по сути, весь мир вздохнул с облегчением, замалчивалось ими. А это было главным достижением саммита.
61

Встреча и переговоры президентов России и США в Хельсинки

Антироссийская истерия, охватившая вашингтонскую политико-бюрократическую элиту, включая Конгресс, и американские либеральные СМИ ещё в 2016 г., угроза возможного импичмента длительное время не давали возможности президенту США провести официальную полномасштабную встречу и переговоры с российским президентом. И тот факт, что Трамп всё-таки решился на это в июле 2018 г., свидетельствовал о его смелости и решительности, о значительном ослаблении угрозы импичмента, наконец, о его здравомыслии в сравнении со многими законодателями и рядом деятелей из его непосредственного окружения. Он понимает, что два огромных государства, обладающие ядерными стратегическими арсеналами, равными 90% запасов всех мировых ядерных вооружений, обречены вести прямой диалог ради сохранения стратегической стабильности в мире и предотвращения новой мировой войны.

62 На этот раз главную роль в процессе подготовки саммита он отвёл Дж. Болтону, возможно, считая его более жёстким деятелем в отношении России в сравнении с М. Помпео и надеясь тем самым уменьшить предстоящие нападки со стороны демократов и либеральных СМИ. В конце июня американская делегация во главе с Дж. Болтоном прибыла в Москву, где были проведены переговоры с министром иностранных дел С. Лавровым и президентом России В. Путиным.
63 Путин выразил надежду, что приезд Болтона будет способствовать "восстановлению полноформатных отношений" между двумя странами и добавил: "С сожалением вынужден констатировать, что российско-американские отношения находятся не в самой лучше форме. И я уже об этом неоднократно публично говорил, хотел бы повторить на встрече с вами, что это в значительной степени результат острой внутриполитической борьбы в самих Штатах"32. Он довёл до сведения Болтона ряд предложений и соображений, которые предназначались исключительно для передачи американскому президенту. При этом письменно ничего не передавалось.
32. Советник Трампа рассказал о своём разговоре с Путиным // РИА Новости, 01.07.2018. Available at: >>>> (accessed 08.07.2018).
64 По возвращении в США Дж. Болтон заявил консервативному телеканалу "Фокс ньюс", что будет важен сам факт встречи двух мировых лидеров, что необходимо добиваться прогресса в отношениях между двумя странами, что лидеры наверняка захотят поговорить один на один, чтобы обсудить различные вопросы без оглядки на сроки и кризисы33.
33. Там же.
65 3 июля между Лавровым и Помпео состоялся телефонный разговор. Согласно официальному сообщению МИД они обсудили ход подготовки саммита, "перспективы дальнейшего выстраивания двусторонних отношений, в том числе в сфере стратегической стабильности, а также некоторые актуальные вопросы мировой повестки дня, включая ситуацию вокруг Сирии и на Корейском полуострове"34.
34. О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с Госсекретарём США М. Помпео. 03.07.2018. Available at: >>>> accessed 08.07.2018).
66 16 июля 2018 г. в Хельсинки состоялась первая полномасштабная, можно сказать, полноценная встреча руководителей двух ядерных сверхдержав. И, если на предшествующем ей саммите стран – членов НАТО президент США вёл себя довольно бесцеремонно, выступая в роли "барина", требующего покорности со стороны своих "слуг", то в отношении руководителя России он признал де-факто равного себе по влиянию и статусу соперника и одновременно партнёра.
67 Прежде всего, следует отметить, что вместо отведённых полутора часов президенты проговорили с глазу на глаз 2 часа и 10 минут в присутствии только переводчиков. У Трампа переводчиком была представитель Госдепартамента Марина Гросс. Обсуждались наиболее жгучие и важные для сторон проблемы современной международной повестки дня, включая Сирию, Украину, КНДР, поддержание стратегической стабильности, двустороннее деловое сотрудничество, борьбу с терроризмом, ситуацию вокруг газопровода "Северный поток-2" и другие проблемы.
68 Затем переговоры были продолжены в составе расширенных делегаций. С американской стороны в них помимо президента приняли участие Помпео, Болтон, руководитель аппарата Белого дома генерал Джон Келли, руководитель отдела по России аппарата Совета национальной безопасности, бывший сотрудник Брукингского института Фиона Хилл. В общей сложности переговорный процесс занял более четырёх часов. Затем состоялась совместная пресс-конференция В. Путина и Д. Трампа. Анализ всех результатов и последствий этой встречи на высшем уровне в цели данной статьи не входит, поскольку она посвящена Госдепартаменту.
69 18 июля во время брифинга для прессы в Госдепартаменте Х. Науэрт сообщила, что были достигнуты три "общие" договорённости. Точнее, договорились создать две экспертные группы, во-первых, из известных и влиятельных внешнеполитических экспертов, дипломатов, бывших политиков и военных. Во-вторых, консультативную группу из известных бизнесменов из обеих стран. И, в-третьих, договорились, что члены и сотрудники советов безопасности обеих стран будут встречаться для обмена мнениями35.
35. Department Press Briefing, 18.07.2018. Available at: >>>> (accessed 20.07.2018).
70 Начиная пресс-конференцию, В.В. Путин, среди прочего, заявил: "Сегодняшние переговоры отразили наше совместное с Президентом Трампом желание выправить негативную ситуацию в двусторонних отношениях, наметить первые шаги по их оздоровлению, восстановлению приемлемого уровня доверия и возвращению к сотрудничеству прежнего уровня по всем вопросам, представляющим взаимный интерес", подчеркнув особу ответственность за обеспечения международной безопасности двух крупнейших ядерных держав36.
36. Стенограмма пресс-конференции Путина и Трампа в Хельсинки 17.07.2018. Available at: >>>> (accessed 20.07.2018).
71 Российский президент лишний раз подчеркнул, что Россия не вмешивалась в ход выборной кампании 2016 г. в США и не намерена этого делать впредь. Новаторским и интересным выглядело его предложение создать двусторонний экспертный совет, влиятельные члены которого были бы экспертами по истории и нюансам российско-американских отношений и занялись бы "поиском точек соприкосновения и осмыслением того, как вывести двустороннее сотрудничество на устойчивую позитивную траекторию". В целом Путин остался доволен саммитом37.
37. Там же.
72 Во вступительном слове Трампа необычным и интересным было рассуждение о том, что проще всего было бы отказаться от саммита, что он не может принимать решения на основе того, чтобы примирить критиков, демократов и СМИ, "которые не хотят ничего делать, кроме обструкции", что "конструктивный диалог между США и Россией даёт возможность открыть новый путь к миру и стабильности на Земле"38.
38. Там же.
73 Трамп в Твиттере незадолго до саммита написал, что "глупость, тупость США и Мюллер" ответственны за ухудшение отношений с Россией. По большому счёту он прав. Но, как представляется, он не до конца понимает, что такие заявления могут быть расценены как покушение на американскую "исключительность", являющуюся основой национального самосознания американцев, особенно, вашингтонского истеблишмента.
74 Соответственно, на пресс-конференции последовали вопросы – кому он больше доверяет: своим разведывательным органам, настаивающим на том, что РФ вмешивалась в избирательную кампанию, или Путину, утверждающему прямо противоположное? И ответственна ли Россия за что-либо?
75 Трамп отвечал, что обе стороны несут ответственность, и ещё раз подтвердил, что США ведут себя глупо, что двусторонний диалог следовало начинать ещё до прихода его к власти, что никакого сговора с Россией не было. На аналогичные вопросы позднее он ответил, что доверяет обеим сторонам и, особо подчеркнул, что доверяет своей разведке39.
39. Там же.
76 Оба президента отметили, что российские и американские военные довольно успешно сотрудничают в Сирии. Трамп даже подчеркнул, что военные двух стран ладят друг с другом лучше, чем политики.
77 Во время пресс-конференции Путин подарил Трампу футбольный мяч, поскольку в 2026 г. чемпионат мира по футболу будет проходить в США.
78 Автора данной статьи в ответах президента США, когда ему задавали вопросы относительно доверия, удивило вот что. Почему он не сослался на заключительный отчёт специального Комитета по разведке Палаты представителей, основные положения которого были обнародованы в марте 2018 г., когда комитет завершил своё расследование "русского следа"? В нём чёрным по белому написано, что никакого сговора с Кремлём не было и что комитет не согласен с выводом "разведывательного сообщества" о российском вмешательстве в 2016 г., содержащемся в его январском 2017 г. докладе. Американские журналисты, несомненно, знакомы с содержанием заключительного доклада, но на пресс-конференции преднамеренно обостряли ситуацию, чтобы сильнее досадить своему президенту. Трамп же, со своей стороны, мог легко уйти от прямых ответов на провокационные вопросы, сославшись на заключительный доклад Комитета по разведке. Похоже, сказался недостаток политического опыта.
79 Однако то, что начало твориться в политическом Вашингтоне и в американских СМИ после саммита разумной оценке вообще не поддаётся. Была развязана какая-то политическая вакханалия нападок, оскорбительной критики и унижений в адрес президента. Посыпались обвинения ни много ни мало в "дебилизме", "предательстве", "измене родине", "унижении перед тираном", "переходе на сторону Путина против ФБР" и т.д. и т.п. Один конгрессмен-демократ даже призвал американских военных, по сути, к государственному перевороту с тем, чтобы силой отстранить Трампа от власти, поскольку он "находится в руках врага". Высокопоставленный конгрессмен-республиканец заявил, что "не существует морального равенства между США и Россией, которая демонстрирует враждебность в отношении наших самых базовых ценностей и идеалов". Кто-то даже заявил, что в подаренном Путиным мяче должна размещаться подслушивающая аппаратура. Демократы в Конгрессе начали требовать, чтобы переводчица президента дала показания – о чём говорили Трамп и Путин наедине. Неслыханный прецедент в дипломатической истории США!
80 То обстоятельство, что саммит значительно снизил риск возможного развязывания мировой ядерной войны, вообще не интересовало критиков Трампа. Бурной и панической реакции вашингтонской элиты и американских СМИ можно было бы посвятить отдельную статью. Но и без этого её смысл понятен.
81 Саммит двух лидеров прошёл на равных, что оказалось сильнейшим ударом по американской "исключительности", следуя логике которой США должны превосходить всех и во всём. Вашингтонская элита и американские СМИ в принципе отвергают равенство с кем бы то ни было на международной арене, тем более, "моральное равенство" с "диктаторской" путинской Россией. Соответственно, равенство ими воспринимается как поражение, как провал, что в буквальном смысле политически и взбесило их. Но означает ли это, что всё американское общество, прежде всего, электорат Трампа разделяет такое негодование? Нет, не означает.
82

Некоторые выводы

 

Во-первых, следует напомнить, что Трамп победил на выборах 2016 г., опираясь на поддержку белого среднеклассового большинства американских избирателей. Его постоянные комментарии в Твиттере как раз и представляют собой обращение напрямую к "белой Америке". Белые избиратели, мягко говоря, негативно относятся и к глобалистски настроенному вашингтонскому истеблишменту, и к доминирующим в США либеральным СМИ. Логика действий белых сегодня такова: коль скоро и истеблишмент, и эти СМИ набросились на президента с беспрецедентной критикой после саммита с Путиным, значит, Трамп действует в наших интересах и следует поддержать его людей на ноябрьских промежуточных выборах 2018 года.

83 Фактически в настоящее время развернулась острейшая политическая борьба между Трампом, преданными ему людьми в его администрации, значительной частью (если не большинством) республиканцев в Конгрессе, немногочисленными консервативными СМИ, с одной стороны, и демократами, меньшинством республиканцев в Конгрессе, "разведывательным сообществом", Министерством юстиции, командой Мюллера и либеральными СМИ – с другой. Результаты этой борьбы в полной мере проявятся в ходе приближающихся промежуточных выборов.
84 В пользу возможного укрепления сторонников президента говорит и состояние экономики. По оценкам МВФ в этом году ожидается её рост до 2,9%. Трамп, естественно, это приписывает себе, точнее, эффекту действия налоговой реформы, которую он успешно провёл через Конгресс к концу 2017 года.
85 Роль Госдепартамента, как главного внешнеполитического ведомства, в данной политической борьбе незначительна. Хотелось бы надеяться, что с приходом М. Помпео отношение к Трампу корпуса профессиональных дипломатов начнёт улучшаться.
86 Во-вторых, несомненно, Р. Тиллерсон своей кадровой политикой выдавливания опытных карьерных дипломатов нанёс значительный ущерб американской дипломатии. Ну а как следует оценивать его действия с точки зрения российских интересов?
87 Необходимо напомнить, что многие высокопоставленные карьерные дипломаты были, так сказать, воспитаны в глобалистском духе. После окончания холодной войны к этому ещё добавилось и их перенацеливание на глобальное "продвижение демократии", проще говоря, провоцирование "цветных революций" в неугодных Вашингтону странах. Украина наиболее яркий тому пример.
88 Получается, что кадровая политика Тиллерсона, несмотря на его дипломатические войны с нашей страной, нанесла удар и по американскому глобализму в сфере дипломатии. А это соответствует российским интересам. В то же время, в структуре Госдепартамента сохранилось Управление по демократии, правам человека и трудовым отношениям. Похоже, Трамп побоялся его преобразовать, официально лишив функции по "продвижению демократии", из-за опасений навлечь на себя ещё больший гнев вашингтонского истеблишмента.
89 В-третьих, не стоит переоценивать значение личных антироссийских убеждений американских внешнеполитических деятелей при их назначении на высокие посты. Они, прежде всего, чиновники и подчинённые президента или руководителя своего министерства и будут делать то, что им прикажет начальство, даже вопреки своей русофобии. Примеры назначений М. Помпео и Дж. Болтона – убедительное тому подтверждение.
90 В российских СМИ после их назначений появилось немало комментариев о том, что к власти пришли "ястребы", следовательно, внешняя политика администрации станет более "ястребиной". А оказалось, наоборот. И тот, и другой приняли активное участие в подготовке и проведении саммитов с лидером Северной Кореи и российским президентом потому, что такова была воля президента.
91 К этому можно добавить, что республиканец Ричард Никсон в 1950-е годы в качестве вице-президента в администрации Д. Эйзенхауэра был жёстким антисоветчиком. А в конце десятилетия по распоряжению президента прибыл с официальным визитом в Москву, где открыл американскую выставку в Сокольниках и имел напряжённые "кухонные дебаты" с советским лидером Н.С. Хрущёвым. А став президентом в 1969 г., вообще совместно с Г. Киссинджером начал проводить смелую и новаторскую по тем временам политику разрядки напряжённости с Советским Союзом.
92 В-четвёртых, действительно, внешнеполитическая система США так устроена, что зачастую объективные национальные интересы приносятся в жертву внутренним склокам, разборкам и конфликтам. Президентство Трампа – яркое свидетельство таких тенденций.
93 Да и "уотергейтский кризис", завершившийся отставкой Никсона в августе 1974 г., продемонстрировал это. "Вашингтон пост", начав разоблачение противоправных действий предвыборной команды президента в период избирательной кампании 1972 г., в конечном счёте нанесла сокрушительный внутренний удар по политике разрядки. Но это вообще не волновало главных разоблачителей – журналистов Б. Вудворда и К. Бернстайна. Они стали знаменитостями. Правда, в дальнейшем авторитет семьи Грэмов – собственников газеты, начал постепенно уменьшаться, и в конце концов они были вынуждены продать газету другому собственнику.
94 Эту проблему поднял и В.В. Путин во время встречи с российским дипломатическим корпусом в здании МИД 19 июля 2018 г. Он, в частности, сказал: "Мы видим, что в Соединённых Штатах есть силы, которые с лёгкостью готовы принести российско-американские отношения в жертву своим амбициям в ходе внутриполитической борьбы в Америке". Далее он добавил: "В Соединённых Штатах, мы видим, есть силы, которые свои групповые, узкопартийные интересы ставят выше общенациональных"40. Всё верно.
40. Совещание послов и постоянных представителей России. 19.07.2018. Available at: >>>> Совещание послов и постоянных представителей России. Президент России. (accessed 20.07.2018).
95 Российской дипломатии ещё придётся учиться, как взаимодействовать с этими силами, чтобы свести к минимуму эффект от их деструктивной деятельности.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести