Lobbying of the Turkish Interests in the U.S.A. in 2018
Table of contents
Share
QR
Metrics
Lobbying of the Turkish Interests in the U.S.A. in 2018
Annotation
PII
S032120680005615-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitriy B. Grafov 
Occupation: Senior Research fellow
Affiliation: The Institute of Oriental studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
39-61
Abstract

The author analyzes the structure of the Turkish lobby in the U.S., PR and GR support of the main political and economic interests of Turkey. The activities of the Turkish-American Cau-cus in the Congress and some Turkish-American NGOs are also considered. Sources of primary information are reports of a registered foreign agents in accordance with The Foreign Agents Registration Act, 1938. There are three main directions of lobbying the Turkish interests in the U.S.: firstly, the economic interests related to the decision of the Trump's administration to raise tariffs on a Turkey's steel and aluminum; secondly, some foreign policy problems arisesd after the offensive of the Turkish forces in Syria on the territory of the Kurds supported by the United States, willing of Turkey to pur-chase the Russia's C-400 ground-to-air missiles leads to a discord between NATO allies and Turkey, and also the White House and the Turkish opposition blames Erdogan's regime for violation of human rights and civil freedoms; thirdly, Turkey and the U.S. face tough decisions on relations after President Erdogan aims to eliminate preacher Gulen that is hiding in the U.S., and accused by the Turkish authorities of involvement in the attempted coup in Turkey in 2016. The author's conclusion is that the attempts to lobby the Turkish interests with the obvious tensions between Trump and Erdogan have little chance of success. As it is known, Turkey was a political competition tool for the U.S. and USSR in era. But nowadays President Er-dogan tries to revise patron-client state relationship with the U.S. Moreover the Turkey's inter-ests have not been represented by lobbyists in a way that does not contradict the U.S. interests. Only the delivery information to the lawmakers doesn't guarantee to desirable decisions.

Keywords
Turkey, U.S., Turkish lobby, Armenian genocide, Kurds, Syria, Gulen, tariffs, FARA
Received
29.03.2019
Date of publication
10.07.2019
Number of purchasers
62
Views
3376
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В американо-турецких отношениях зазор неопределённости стал заметен с момента демонстративного объявления Анкарой об отказе в доступе на территорию Турции и её воздушное пространство американских сил для вторжения в Ирак в 2003 г. [Aydın M. 2009]. Возможно, это была попытка создать выгодную позицию для торга с США по другим вопросам, имеющим первостепенное значение в политике Анкары. С приходом к власти премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития наметился новый курс, который США не понравился. Во внутренней политике всё больше стал утверждаться политический ислам. Выборы в парламент в 2007 г. американская пресса и эксперты, близкие к государственным институтам, критиковали за то, что демократические процедуры могли быть искажены вторжением ислама в политику. Власти Турции называли это поиском мирного баланса между исламским и светским истеблишментом. Критики усиления авторитаризма Эрдогана утверждали, что вовлечение в избирательную кампанию религиозно настроенного избирателя обеспечило его партии (а потом и ему самому) победу на выборах. Критике подверглась и реформа избирательной системы, которая благоприятствовала приходу Эрдогана на пост премьер-министра, а затем и в президентский дворец. США беспокоило, что секуляризма и демократии в Турции становится меньше [Rabasa A. 2008]. Новой чертой политического курса Эрдогана стало усиление борьбы с курдами. Что, в свою очередь, привело к критике турецких властей со стороны США за нарушение прав человека. Всё это бросало тень на легитимность турецкой власти и стало постепенно сказываться на американо-турецких отношениях. Они особенно осложнились после начала Турцией операций против сирийских курдов. В январе 2018 г. США вывезли с военно-воздушной базы «Инджирлик» три склада своих боеприпасов. До начала военной операции «Оливковая ветвь» в сирийском районе Африн ВВС США также вывели с этой базы боевые самолеты F-15, A-10 и F-16. С 24 августа 2016 г. турецкая армия начала операцию «Щит Евфрата» против террористов «Исламского государства», и при поддержке сирийской оппозиции были захвачены города Джарабулус и Эль-Баб, расположенные на севере Сирии на территории проживания курдов. В этой ситуации вопрос лоббирования выгодных Анкаре решений на Капитолийском холме приобретал новую актуальность.

2

В США живёт довольно большое число выходцев из Турции, и турецкое правительство не оставляет без внимания «турецких американцев», когда требуется найти пути отстаивания и продвижения интересов Анкары на Капитолийском холме. По данным 2016 г. число американцев, указавших свою турецкую этническую идентичность, составляло 230 тыс. 342 [1]. Для сравнения: в 2000 г., согласно переписи [2], 117 тыс. 575 граждан США заявили о своём турецком происхождении. По другим данным число американцев с турецкими корнями перевалило за полмиллиона в 2010 г. [3]. Американцы турецкого происхождения в основном живут в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Флорида, Техас, Виржиния, Иллинойс, Массачусетс, Пенсильвания и Мэриленд.

3

Власти Турции согласовывают действия различных диаспоральных организаций, которым оказывают всестороннюю поддержку, через две зонтичные структуры – Федерацию турецко-американских ассоциаций (Federation of Turkish American Associations) и Ассамблею турецко-американских ассоциаций (Assembly of Turkish American Associations). Практически все НПО, используемые в различных видах гражданской активности, регистрируются в соответствии со статьей Налогового кодекса 501 (c) (3), что позволяет избежать уплаты налогов и ограничений в финансировании избирательных кампаний при соблюдении ограничений в прямой лоббистской деятельности. Эти организации важны с точки зрения публичной поддержки лоббируемых решений. При продвижении турецких интересов в США возникает проблема предубеждения у части американцев к туркам, Турции и всему турецкому. Турецко-американские НПО провозглашают борьбу против исторических ошибок или искажений в отношении Турции у части американского общества. Причём это преподносится как законное право турецких американцев «на свободу выражения мнений», борьбу со «стереотипами, карикатурами, ошибками», как долг «нести правду о Турции, её истории и наследии, не опасаясь возмездия». Разумеется, идея борьбы американцев турецкого происхождения за справедливое отношение к ним и их родине хорошо корреспондируется с американскими ценностями в общественном мнении. Отдельную проблему составляет борьба властей Турции с исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, нашедшим убежище в США. Гюлен, известный также как «Хизмет», «Гюленчилер» (и «Гюленизм» как явление) создал в 2003 г. организацию "Ассоциация дружбы американских турок" и в 1999 г. структуру под названием "Форум Руми", которая проповедует идеи Гюлена. Главные из них – модернизация ислама, меконфессиональный и межкультурный диалог. Сообщество Гюлена также основало мечети и межэтнические частные школы в Нью-Йорке, Коннектикуте, Вирджинии и в других штатах, всего более 100 школ на территории США [Akcapar, 2009]. После неудавшейся попытки государственного переворота в Турции в июле 2016 г. президент Эрдоган обвинил Гюлена в причастности к попытке переворота и потребовал его экстрадиции. Но США отказались выдавать Гюлена [4].

4

Традиционной и самой энергичной кампанией турецкого лобби является борьба с резолюцией Конгресса (H.Res. 106) «О геноциде армян». Она дважды ставилась на обсуждение – в 2007 г. и 2010 г. В 2010 г., чтобы предотвратить принятие резолюции, Анкара даже высадила на Капитолийский холм делегацию своих законодателей [5]. Газета "Нью-Йорк таймс" назвала бывшего конгрессмена Роберта Ливингстона главным лоббистом Турции в блокировании усилий Конгресса по резолюции «О геноциде армян» [6]. Правительство Турции пользовалось услугами пиар-компании «Флейшмен–Хиллард» (Fleishman-Hillard), которой платило более 100 тыс. долл. в месяц, а также нанимало лоббистскую фирму во главе с бывшим лидером демократического большинства в Палате представителей Ричардом А. Герхардом [7]. В пику армянским обвинениям в геноциде турецкое лобби продвигает точку зрения о том, что уничтожение армян –это эпизод Гражданской войны на закате Османской империи. Армянская борьба за свободу и независимость от Османской империи привела к армянскому восстанию, и армяне якобы несут не меньшую ответственность за ужасные последствия и жертвы [8].

5

Другие вопросы Анкары, требующие лоббистского сопровождения, заключаются в представлении борьбы с курдами (в том числе и на территории Сирии) как борьбы с терроризмом, т.е. с Рабочей партией Курдистана (РПК); в улучшении образа правящей власти как демократической, уважающей права человека; а также в решении некоторых вопросов военного и экономического сотрудничества между Турцией и США.

6

АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИЙ КОКУС

 

Наиболее важная часть турецкого лобби на Капитолийском холме – так называемый Американо-турецкий кокус и НПО «Турецкая коалиция Америки» – ТКА (Turkish Coalition of America). Американо-турецкий кокус, по определению ТКА, является неформальным совещанием (советом) – "двухпартийной платформой для членов Конгресса, которая помогает сосредоточиться на американо-турецких отношениях и проблемах американцев турецкого происхождения". По состоянию на май 2015 г. в американо-турецком кокусе числилось 136 членов Палаты представителей и Сената, которые представляли 41 из 50 штатов [9]. Из них демократов – 53, республиканцев – 83. Сопредседатели кокуса – конгрессмены Стив Коэн, Эд Уитфилд, Вирджиния Фокс, Джерри Коннолли, а также сенаторы Джон Бузман, Линдси Грэм, Кристофер С. Мерфи, Роджер Уикер.

7

Трудно сказать, насколько строги критерии отнесения законодателей к «друзьям Турции» и насколько их объединение в условную группу представляет в какой-то степени «совет» или «совещание», но ТКА регулярно отчитывается об активности этого кокуса. По данным Фонда «Пропаблика» (ProPublica), в 2007–2008 гг. профессиональные лоббисты, действующие от имени правительства Турции, имели больше контактов с членами Конгресса, чем лоббисты, действующие от имени любого другого иностранного правительства [10]. Несомненно, у Турции есть конгрессмены, на которых она может положиться. Например, четыре члена кокуса – Вирджиния Фокс, Эд Уитфилд, Джерри Коннолли и Стив Коэн – предложили резолюцию № 823, которая осудила теракт в аэропорте Стамбула 13 июля 2016 г. и поддержала борьбу Турции с терроризмом. Это важная для Анкары тема, так как борьбой с терроризмом президент Турции Эрдоган оправдывает многие направления своей политики – от войны с курдами, до требования выдачи из США проповедника Гюлена.

8

Кокус – удобный инструмент для внесения в Конгресс нужных резолюций и законопроектов. Например, в феврале 2016 г. четыре сопредседателя кокуса внесли совместное «заявление о нарушении Россией воздушного пространства Турции». Подобные акции подаются как голос американских турок. Даже резолюция по поводу Дня республики Турции, кроме дежурных поздравлений, содержит напоминание о значении экономических связей с Турцией для США, роли Турции для американских операций в Сирии, особенно базы ВВС Инджирлик, обязательно упоминание об общих ценностях, которые Турция как бастион демократии охраняет на востоке западной цивилизации. Даже наследие древнегреческих философов, живших в городах-государствах Ликийской Федерации, Турция считает своим и напоминает, что они вдохновляли отцов-основателей США, когда те писали американскую Конституцию. Ярким примером защиты интересов Турции является осуждение резолюции № 306 (H.Res.306) Палаты представителей, которая, по мнению Американо-турецкого кокуса, лицемерно обвиняет Турцию в религиозной дискриминации в отношении христиан 1. Члены кокуса подчёркивают религиозную терпимости турецких властей. И, наоборот – обвиняют в игнорировании прав мусульман Грецию, Кипр и Армению. Для Турции резолюция № 306 – серьёзный шаг в направлении судебных последствий за геноцид армян. Если когда-нибудь истребление армян будет признанно геноцидом, Турции грозят огромные финансовые издержки, и возможно, территориальные претензии. Резолюция № 306 не была принята, хотя, и прошла Комитет по иностранным делам Палаты представителей. Турецкая коалиция Америки изобличала прогречески и проармянски настроенных законодателей в попытках протащить несправедливое и лицемерное обвинение Турции.

* Один из последних погромов, направленный против греческого меньшинства произошел в Стамбуле 6–7 сентября 1955 г. Во время беспорядков, по турецким данным, погибли от 13 до 16 греков, были разрушены церкви, сожжены здания. Беспорядки затронули и другие города Турции, в первую очередь – Измир, где пострадали семьи греческих офицеров, находившихся при штабе НАТО. При этом войска НАТО, расквартированные в Измире, предпочли не вмешиваться.
9

Сама ТКА занимается не только поиском «друзей Турции», но и формированием "будущего поколения американо-турецких лидеров", встраиванием их в американскую политическую систему. Программа стажировки коалиции представляет возможность студентам колледжей турецкого происхождения узнать больше об американском политическом процессе. Внешне это происходит под вывеской «дипломатии гражданского общества». Каждый год в США и Турции проводится Конгресс молодых лидеров для студентов, аспирантов и недавних выпускников, которым предлагается «вовлечённость», «активная роль» (а затем и карьера) в американской общественной и политической жизни на ниве американо-турецких отношений сообразно целями TКA. Во встречах участвуют члены аналогичных организаций – Турецкой коалиции Канады и Турецкой коалиции Австралии. Всего с 2014 г. в Конгрессе молодых лидеров приняло участие 132 американца турецкого происхождения.

10

«Турецкая коалиция Америки», по сути суфлёр Американо-турецкого кокуса, разоблачала резолюцию № 252 (H.Res. 252), называя её прямо армянской и настаивая на том, что изображение трагедии в Восточной Анатолии в последние годы существования Османской империи, как геноцида, без приведения доказательств, является необоснованным. Другим эпизодом стало обвинение сенатора Роберта Менендеса в потворстве армянскому и греческому лобби. По выражению коалиции, он решил использовать драгоценное время во время утверждения в 2009 г. госсекретарем США Хиллари Клинтон, чтобы взять с неё слово признать «геноцидом» события столетней давности в государстве, которого больше не существует. Турецкая коалиция Америки напомнила сенатору от Нью-Джерси об электоральных последствиях его поведения: жители штата, включая более 30 тыс. американцев турецкого происхождения, возможно, заслуживают лучшего сенатора.

11

Разжигание страстей вокруг армянской террористической угрозы тоже используется турецким лобби. Например, в августе 2008 г. Турецкая коалиция Америки потребовала от армянской диаспоры осудить угрозы расправы над членами Конгресса, занимающими протурецкую позицию. Якобы некий выходец из Армении угрожал смертью конгрессмену Коэну. Конгрессмен Стив Коэн, член Американо-турецкого кокуса по данным ТКА, подвергался преследованиям в течение нескольких месяцев. В дом конгрессмена даже пытался ворваться самозванный "документалист армянского происхождения".

12

Другой вопрос турецкого лобби – подталкивание властей США к решению кипрского кризиса на турецких условиях, вывода правительства Турецкой Республикой Северного Кипра из изоляции. В 2008 г. конгрессмен Роберт Векслер, председатель подкомитета по Европе и член Комитета Палаты представителей по иностранным делам призвал администрацию Буша – вместе с Европейским Союзом, Организацией Объединённых Наций, Грецией и Турцией – инициировать переговоры для урегулирования многолетнего разделения Кипра для создания двух общинных федераций.

13

Есть примеры чрезвычайно креативных попыток ТКА найти союзников в американской политике. Например, история с законопроектом «О торговле и инвестициях индейских племен» (H. R. 2362). На самом деле, это проект торгового договора, который турецкой стороной преподносился как помощь экономическому развитию индейских племен за счёт торговых и инвестиционных отношений с турецкими компаниями. В 2012 г. билль прошёл три подкомитета и Комитет Палаты представителей по природным ресурсам, но для того, чтобы Палата представителей приняла закон, не хватило одного голоса, хотя президент Турецкой коалиции Америки Л. Маккарди лично агитировал за него в Конгрессе. Он назвал голосование "важным шагом в принятии первого позитивного законодательства в отношении Турции за последнее время". Председатель подкомитета по делам индейцев и коренных жителей Аляски Д. Янг выступил в поддержку законопроекта, заявив, что, индейские племена являются суверенными нациями в границах США, и им должно быть позволено выбирать деловых партнёров. Однако усердие турецкого лобби в поисках таких экзотических, союзников (особенно желание помочь обделённым и завоёванным коренным племенам Америки в обход самого Вашингтона) – всё это вызвало настороженность у конгрессменов.

14

Наведение мостов с коренным населением началось в 2008 г., когда TКA предоставила стипендии индейским студентам, согласившимся учиться в Турции. Предлагалось обучение в Бахчешехирском и Стамбульском техническом университетах, разрабатывалась программа консультирования племенных органов власти по вопросам инфраструктуры на индейских землях. В 2010 г. TКA организовала первую деловую поездку коренных американцев в Турцию. 20 лидеров из 17 племён встретились с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу и министром внешней торговли Зафером Чаглаянов. А в марте 2011 г., уже в Лас-Вегасе, турецкое лобби организовало Экономический саммит индейцев резерваций (Native American Reservation Economic Summit), где выступил заместитель министра внешней торговли Турции Джемалетдин Дамлачи. Он стал первым иностранным правительственным чиновником, который когда-либо выступал перед американскими индейцами.

15

Один из формальных основателей Американо-турецкого кокуса конгрессмен от Флориды Роберт Векслер охарактеризовал задачи турецкого лобби, как изменение отношения Америки к турецкой диаспоре и к интересам их исторической родины: нужно показать, что американские турки не являются чем-то инородным, что они действительно ассимилированы в американский образ жизни и преданы идеалам и ценностям Америки. Поиск, вовлечение американцев, имеющих турецкие корни, в деятельность протурецких организаций и есть задача построения фундамента турецкого лобби. Это происходит разными путями, например, через турецкие ассоциации выпускников (Turkish Alumni Associations in the U.S.). Список организаций турецких выпускников в США даёт представление о значительности этого ресурса [11].

16

КОНКРЕТНЫЕ КЕЙСЫ ПИАР И ДЖИАР ЛОББИРОВАНИЯ В 2018 ГОДУ

 

Согласно данным Министерства юстиции, обработанным Центром за ответственную политику (США) [12] среди клиентов, напрямую связанных с Турцией, по расходам на лоббирование лидирует Правительство Турецкой республики. Кроме представителей коммерческих интересов выделяется активностью Республиканская народная партия Турции, оппозиционная правительству Р.Т. Эрдогана.

17

Таблица 1

Расходы на лоббирование основных турецких клиентов в 2018 г., долл. США

Клиент

Общие расходы

Правительство Турции

4313830

Турецко-Американский деловой совет

1869184

Халкбанк

1144737

Республиканская народная партия Турции

223575

Турецкая ассоциация экспортёров

74400

18

В 2018 г. основными лоббистами турецкого правительства были фирмы «Меркюри паблик эферс» (Mercury Public Affairs) и «Амстердам энд патнерс» (Amsterdam & Partners), но также привлекались «Балард партерс» (Ballard Partners), «Дасшл групп» (Daschle Group), «Гринберг Трауриг ЛЛР» (Greenberg Traurig LLP), «Капитол кансел» (Capitol Counsel) и «Финн партнерс» (Finn Partners).

19

Оформление отношений клиент – лоббист в договоре и предоставление отчётности Минюсту США позволяют судить о рамках, в которых турецкие интересы можно продвигать легально. Например, фирма «Гринберг Трауриг» соглашается предоставлять Турции услуги по лоббированию и связям с правительством, Конгрессом и исполнительной властью Соединённых Штатов. Эти услуги состоят (но не исчерпываются) в следующем:

20

а) предложение и принятие законодательных инициатив и других мер правительства США, которые способствуют интересам Турции и обеспечивают позитивный имидж Турции, и улучшение отношений между США и Турцией;

б) сохранение и расширение турецкого кокуса конгрессменов;

в) консультации, разъяснения для членов Конгресса и администрации по вопросам, имеющим важное значение для Турции;

г) оперативное уведомление о любых действиях в Конгрессе или исполнительной власти по вопросам, имеющим важное значение для Турции;

д) подготовка краткого анализа событий в Конгрессе и исполнительной власти по конкретным вопросам, представляющим интерес для Турции;

е) отслеживание официальных собраний и общественных мероприятий, на которых должен присутствовать персонал посольства, в том числе, получение необходимых приглашений;

ж) выявление и/или организация возможностей выступлений на местном и национальном уровнях для сотрудников посольства (назначенных или предложенных доверенных лиц) для улучшения имиджа Турции, особенно для проведения таких выступлений с целью продвижению её целей на Капитолийском холме. Если инициатива исходит от Турции, то она согласовывается со структурами по связям с общественностью.

з) поддержание и формирование альянсов с другими заинтересованными группами, цели которых аналогичны интересам Турции.

21

Исполнитель также обязуется представить Турции список персонала, включая информацию об областях его компетенции и/или о том, как они будут использоваться. Оговаривается, что «Гринберг Трауриг» «приложит все возможные усилия для защиты конфиденциальной информации, оказавшейся у него в процессе исполнения настоящего соглашения. Это обязательство остаётся в силе после прекращения соглашения на срок не менее двух лет». Фирма оговаривает, что будет использовать субподрядчиков: «Кэпитол кансел ЛЛС» (стоимость услуг 36 тыс. долл. в месяц), «ЛВ интернэшнл солюшнс ЛЛС» (22500 тыс. долл. в месяц), «Дасшл групп» (36 тыс. долл. в месяц). Сама «Гринберг Трауриг» получила за год 1 млн 700 тыс. долл. с разбивкой по четырём кварталам равными частями [13].

22

Лоббистская фирма «Биллфрд партнерс» указывает в отчёте, поданном в Минюст, что её услуги для посольства Турции будут включать консультирование, советы и помощь в коммуникациях с чиновниками правительства США для поддержания и улучшения отношений с важнейшим союзником по НАТО. В договоре между посольством Турции и лоббистом говорится: «Фирма обязана консультироваться с клиентом и отстаивать от его имени те вопросы, которые клиент считает необходимыми и уместными перед правительством США. Вопросы и цели могут не ограничиваться укреплением американо-турецких отношений, развитием торговли, инвестиций, положением Турции как энергетического хаба, а также касаться борьбы с терроризмом, транснациональными угрозами, поддержке усилий по деэскалации в Сирии. Обязанностью исполнителя является также информирование клиента о всех изменениях законодательства и политики США в отношении проблем, представляющих для него интерес». Стоимость услуг фирмы оговорена в размере 125 тыс. долл. ежеквартальными платежами по 375 тыс. долл. [13]. Контракт действовал до 14 мая 2018 г., со следующего числа заключен аналогичный ещё на год, но стоимость услуг уменьшилась до 62,5 тыс. долл. в месяц, или до 187,5 тыс. долл. в квартал.

23

Один из важных моментов состоит в том, что лоббист должен точно идентифицировать для Минюста США лицо, интересы которого он продвигает [16]3. Например, Турецко-американский деловой совет представлен в отчёте «Меркюри паблик эферс» следующим образом: Турецко-американский деловой совет (TAВС) – это ассоциация частного бизнеса в Турции. Совет не принадлежит, не контролируется и не управляется каким-либо правительством или связанным с правительством лицом или учреждением. Финансирование происходит за счёт членских взносов предприятий частного сектора. Однако он действует под эгидой Совета по внешнеэкономическим связям Турции (СВСТ), который, в свою очередь, находится под эгидой Министерства торговли Турции (MOT). МОТ обладает ограниченными надзорными полномочиями в отношении Совета по внешнеэкономическим связям, правительство Турции не финансирует, не контролирует и не руководит деятельностью СВСТ и TДС. Деятельность TAВС направляется Исполнительным советом, который избирается частными компаниями, членами TAДС, имеющими деловые связи с Соединёнными Штатами. В связи с косвенной связью с МОТ через СВСТ, регистрант решил сообщить об этом, хотя TAДС является неправительственной организацией, как описано выше" [13].

* Подача этого документа требуется по закону "О регистрации иностранных агентов" (FARA) 1938 года с поправками, 22 U. S. C. § 611.
24

Лоббистская фирма "Меркюри паблик эферс" в контракте с Турецко-Американским деловым советом обязуется "оказывать стратегические консультационные и управленческие услуги, включая услуги по связям с общественностью и деловой дипломатии, связанные с продвижением турецких деловых (экономических) интересов. Работа может повлечь за собой привлечение средств массовой информации, должностных лиц и персонала правительства США. Взаимодействие «Меркюри» с TAДС будет включать координацию со стороны Министерства торговли Турции, однако соглашение заключается с TAДС".

25

Посольство Турции также нанимало этого лоббиста. Компания "Меркюри" обязалась предоставлять правительству Турции «стратегические консалтинговые и управленческие услуги [13] по вопросам, стоящим перед клиентом в области стратегических медиа-отношений, антикризисного управления и цифровых услуг». Оговаривается конфликт интересов: «Клиент признаёт обширные клиентуру и практику исполнителя в том, что исполнитель может представлять других клиентов, интересы которых противоречат интересам правительства Турции». В то же время «исполнитель должен стремиться избежать фактического конфликта интересов, с этой целью немедленно оценить, представляет ли он каких-либо других клиентов, интересы которых противоречат «Меркюри». Только в результате консультаций сторона-клиент признаёт, что параллельное представление интересов в несвязанном вопросе является уместным. Конфиденциальная информация используется исключительно при выполнении исполнителем своих обязательств по настоящему соглашению".

26

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА

 

Лоббистская фирма «Дасшл груп» в феврале работала над разоблачением утверждений о росте напряжённости между США и Турцией. В газете "Дейли колер" со ссылкой на Турецко-американский деловой совет распространяется сообщение о взрывном росте двустороннего товарооборота [15], рост на 17% после первого года пребывания Д. Трампа в Белом доме. А турецкий экспорт вырос в сентябре 2017 г. на 38% по сравнению с 2016 г. Высказывается смелое утверждение, что после выхода США из Транстихоокеанского сотрудничества (Trans-Pacific Partnership), частью которого Анкара не была, для Турции открывается новая эра в торговле с США. Экономическое сотрудничество может быть более надёжной основой для американо-турецких отношений, чем менее определённые политические и военные опоры. Хотя два союзника по НАТО снова вместе, «общая война против коммунизма сменилась войной плечом к плечу против терроризма».

27

Главной проблемой для экономики Турции в 2018 г. стало решение президента США Д. Трампа включить Турцию в список стран, в отношении которых с 1 июня 2018 г. повышаются таможенные тарифы: на ввоз стали – на 25%, на импорт алюминия – на 10%. Для ряда стран, включая Турцию, на время переговоров была предоставлена отсрочка.

28

Эту тему отрабатывала фирма «Меркюри паблик эферс». В июне посольство Турции передаёт ей «цифры и факты» для построения кампании "турецкая сталь не опасна США". Турция всего лишь восьмой производитель стали в мире, а по объёму экспорта в США она на шестом месте. Турция имеет дефицит в торговле с США: экспортирует на 8,6 млрд, а импортирует на 12,1 млрд долл. (2017 г.), а за десять лет торговый дефицит Турции в торговле с США составил 64,5 млрд долл. Как парадокс преподносится то, что в 2017 г. Турция закупила больше американской стали (на 1,33 млрд долл.), чем поставила в США (на 1,18 млрд долл.). Закупала она металлом (основной покупатель) и высококачественные сорта стали. Проводится мысль, что Турция не эксплуатирует американский рынок стали, а наоборот – полезна США. В подтверждение приводится письмо Института американской ассоциации производителей железа и стали, в котором содержится просьба к Белому дому исключить Турцию из списка, чья сталь облагается повышенным таможенным тарифом.

29

Дальше указывается на три причины, по которым повышают таможенные тарифы на импортную сталь. И все они к Турции не относятся.

1. «Торговый дефицит» – нет: в торговле с Турцией США имеют профицит.

2. «Завоз полусырья для производства стали и алюминия из Китая и других стран по демпинговым ценам» – нет. В 2017 г. турецкие сталелитейные мощности были загружены импортом из Китая всего на 1,8%.

3. «Малая доля расходов на оборону» – нет; турецкий взнос в бюджет НАТО – один из основных. Турция тратит на оборону значительный процент ВВП [13].

30

На США должны произвести впечатление подготовленные Турцией ответные меры на сумму введённых против неё тарифных санкций (266 млн долл.). Прямо указывается, производители какой продукции в каких штатах пострадают, а также тариф, который турецкие власти собираются ввести против импорта данных производителей [13]:

31

– уголь (Алабама, Вирджиния, Ю. Каролина) – 10%;

– бумага\картон (Джорджия) – 10–25%;

– грецкие орехи, миндаль (Калифорния) – 5%;

– табак (Виржиния) – 25%;

– рис (Калифорния) – 20%;

– виски (Кентукки, Теннеси) – 40%;

– косметика (Нью-Йорк, Калифорния) – 30%;

– машиностроительная продукция (Техас) – 10%;

– нефтепродукты (Луизиана) – 5%,

32

другой импорт:

– автомобили – 35%, сталь – 35%, древесное топливо – 15%, поливинилхлорид – 32%.

33

В июне начинается подготовка пропагандисткой кампании о важности Турции для США. Посольство Турции присылает «Меркюри» подготовленный Турецко-Американским советом по предпринимательству черновик с "цифрами и фактами" [13]:

34

– турецкие инвестиции в США – 5 млрд долл., а американские фирмы инвестировали в Турцию 11,4 млрд долл. В Турции действует более 54 тыс. иностранных компаний, из них американских только 1800.

– основные статьи американского экспорта в Турцию: вертолёты и космические аппараты – 2,11 млрд долл.; металлолом – 689 млн долл.; хлопок 495 млн долл.; газовые турбины – 413 млн долл.; продукты нефтепереработки – 253 млн долл. Американские инвестиции в Турцию с 2002 г. составили 191 млрд долл.

35

С 1951 г. Турция – самый надёжный американский партнёр на азиатских границах НАТО. На крупнейшей турецкой базе ВВС «Инжирлик» находится около 1,5 тыс. американских военных. Подчёркивается, что база является критическим компонентом в американских операциях против ИГИЛ в Ираке и сохраняет жизни американских солдат. Чтобы США поверили в бессмысленность попыток надавить на Турцию, приводятся впечатляющие цифры её экономики: самый большой рост ВВП для стран G20 – 7,4%; с 2017 г. создано 8,8 млн новых рабочих мест; доходы от туризма выросли на 31%; отношение долга к ВВП меньше, чем у большинства развитых стран.

36

В июле «Миркюри паблик эферс" получает в работу заявление министра торговли Турции Рухсар Пекджан, что её правительство предприняло значительные усилия для нормализации экономических отношений с США перед тем, как было вынуждено пойти на ответные меры, чтобы защитить свою промышленность и рабочие места [13]. Для продвижения в информационной среде направляется заявление министра экономики Турции Нихат Зейбекчи. В нём проводится мысль, что турецкую сталь закупают многие американские фирмы, это не только создаёт рабочие места в США, но и выгодно американской экономике. Преимущество получают потребители в США. Но Турция вынуждена реагировать: такая же тарифная нагрузка будет наложена на американский экспорт в Турцию, чтобы защитить турецкие интересы и способствовать диалогу. Заслуживает внимания, как формулируется позиция Анкары: Турция готова к надёжным торговым отношениям с США, но «не хочет страдать от борьбы США с собственными вызовами. Турция есть часть решения, но не является проблемой».

37

Однако уже в августе президент США санкционировал удвоение ранее объявленных тарифов, пояснив, что турецкая лира быстро падает по отношению к сильному доллару. Пошлины изменились: на алюминий – на 20%, а на сталь – на 50%. В ответ Анкара решает урезонить Белый дом двукратными ответными мерами. Больше всего обещано повысить тарифы на автомобильные моторы (120%), косметику (60%), алкоголь (140%). Посольство Турции направляет «Меркьюри» [13] статью Мэтью Брайза, старшего научного сотрудника в Атлантическом совете (и сотрудника Центра разработки Американо-турецкой политики), опубликованную «Вашингтон пост», под названием «Мы не можем позволить себе потерять Турцию» [14]. Посольство Турции уточняет, что текст уже направлен в Госдепартамент и Совет национальной безопасности США. Работать следует в направлении главного тезиса: «игра с Турцией грозит разрывом, экономическим коллапсом и толкает нашего ближайшего союзника в объятия России. Это также ослабило бы НАТО и подорвало антитеррористическую коалицию в тот момент, когда ИГИЛ не разгромлен до конца и готовится нанести ответный удар».

38

«Меркюри паблик эферс» привлекалось к освещению 9-ой Турецкой конференции по инвестициям в Нью-Йорке (с участием президента Эрдогана и министров финансов и экономики), а также 36-й Конференции по Американо-Турецким отношениям. Продвигался тезис: "Обратно к бизнесу: поддержание партнёрства в трудные времена". Акцент на развитие горизонтальных связей между равными партнерами: владельцами бизнеса, инвесторами, акционерами, венчурными предпринимателями, учёными, студентами-исследователями. Но пиар-фирма использовалась не только для продвижения экономических интересов.

39

В сентябре «Меркюри» получает указание распространить заявление представителя Партии справедливости и согласия Омера Челика о победе турецкой гуманитарной дипломатии на Сочинском саммите. Заключенная президентом Эрдоганом «идлибская сделка» позволит спасти жизни невинных сирийских оппозиционеров.

40

В октябре «Меркюри» получает указание [13] продвигать в американском политическом классе важность давления на сирийское правительство Б. Ассада для того чтобы препятствовать наступлению сирийской армии на последнее убежище сирийской оппозиции в провинции Идлиб. Подчёркивается значение и трудность заключённой с Россией «идлибской сделки», делается акцент на сотнях тысячах новых беженцев, которые хлынут в Турцию и Европу, если сделка сорвётся. Турецкие власти напоминают о своих заслугах в истреблении террористов, которые угрожают Европе, не забывают включить в число террористов курдские отряды Pабочей партии Куффистанц и Отряды народной самообороны и сообщают, что расходы Турции на содержание 4,5 млн беженцев (включая 400 тыс. курдов) на своей территории превысили 33 млрд долларов.

41

Другая задача, также датированная октябрем 2018 г., заключалась в продвижении идей, с которыми министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу готовился выступить в ООН. «Меркюри» получила текст выступления, озаглавленный «Пора положить конец сделке Вашингтона с дьяволом» [13]. В нём говорится о необходимости повлиять на решение администрации Трампа передать американское вооружение курдским отрядам Народной самообороны. Подчёркивается огромное количество оружия (для доставки потребовалось 5 тыс грузовиков и 2 тыс самолётовылетов) и, что такое количество расценивалось бы как угроза любым членом НАТО. Проводится также мысль о том, что отряды сотрудничают с войсками президента Асада в истреблении отрядов сирийской оппозиции и могут атаковать зону безопасности в Идлибе, о которой удалось договориться с Россией. И самое главное, сообщается, что курдские террористы (YPG/SDC) завели в Вашингтоне своё лоббистское представительство, поэтому президент Трамп должен немедленно ликвидировать это гнездо террористов, которые, воспользовавшись американской демократией и деньгами американских налогоплательщиков, вздумали распространить свое влияние в Вашингтоне. Заодно заказчик просит осветить строительство 32-этажного «Турецкого дома» напротив здания ООН с видами на Нижний Манхэттен и взять интервью у его архитектора.

42

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА

 

Лицом внешней политики Турции занималась «Балард партнерс». В феврале лоббисты оказались перед сложной задачей. В районе Африна, на северо-востоке Сирии, турецкие войска атаковали поддерживаемые США курдские отряды самообороны [16]. Два союзника по НАТО стояли на грани столкновения. В то время как Эрдоган обвинял США «в подготовке террористической армии» [17], «Балард партнерс» приходилось виртуозно подбирать самые миролюбивые заявления турецких и американских официальных лиц, чтобы успокаивать конгрессменов. Приводятся слова советника по национальной безопасности Макмастера: «У нас могут быть отличия в подходах по разным вопросам, но мы союзники». «Союзники» и «деэскалация» – два якоря которыми пользовались пиар-специалисты для убеждения в надёжности американо-турецких отношений. Министр обороны Мэтис заявил, что Турция предупреждает США перед своими ударами по курдским отрядам, поддерживаемым США. Он доверяет Турции как союзнику по НАТО, у которого есть законное право заботиться о своей безопасности.

43

С точки зрения турецких интересов, необходимо постоянное воспроизведение двух тезисов: Турция имеет законное право защищать свою безопасность, и сама подвергается на своей территории ударам террористов. Близкая к этому цитата берётся из слов заместителя генсека НАТО Роуз Гетемюллер: "Я хочу, чтобы все знали: НАТО солидарна в борьбе Турции с терроризмом". Венчает тщательную подборку информации слова генсека НАТО Й. Столтенберга: "Турция страдала от атак террористов многие годы. Она, как и каждая страна, имеет право на самооборону".

44

В марте в рамках кампании формирования позитивного образа Турции «Балард партнерс» рассылает 62 конгрессменам и сенаторам информацию на тему «Турция и США улучшают отношения»: Госдепартамент США выпустил заявление о стратегическом партнёрстве с Турцией, в котором подтверждаются взгляды сторон на безопасность друг друга. «Учитывая 65-летний опыт союзнических отношений, обе стороны едины в желании установить механизм разрешения любых взаимных вопросов не позднее середины марта. Подчёркиваются слова министра обороны Мэттиса: «Мы с Турцией на 100%, Турция не только союзник по НАТО, она борется на своей территории с повстанцами. Отряды Pабочей партии Курдистана признаны террористическими Госдепартаментом США, они убивают невинных турок и реакция Турции законна». Представитель президента Турции встретился с советником госсекретаря по национальной безопасности Макмастером, чтобы обсудить обстоятельства, мешающие двусторонним отношениям. Мэттис заявил, что обе страны ведут открытый диалог в поисках общей основы для действий в Сирии. Ему вторит госсекретарь Тиллерсон: «Мы не действуем порознь, мы работаем над вопросами, создающими нам проблемы. Мы делаем одну работу, не так, чтобы Турция сама собой, а мы сами по себе» [13].

45

Дабы не дать американским законодателям возможности заподозрить Турцию в отходе от стандартов демократии, даётся подборка информации об укреплении отношении Анкары с Брюсселем, Берлином, Парижем, Лондоном. Министр торговли Великобритании (второй по торговому обороту торговый партнёр) Фокс назвал Турцию одним из наиболее важных стратегических партнёров. Конечно, не забыт знаковый визит президента Эрдогана в Ватикан впервые за последние 59 лет. Международный банк реконструкции и развития также продолжает поддерживать Турцию, он вложил 1,6 млрд долл. в 51 проект в 2017 г. Как отдельный нарратив в исправлении имиджа Турции можно выделить «успехи Турции» в области религиозной свободы и веротерпимости. Подчёркиваются празднование религиозных событий протестантской церковью в Стамбуле, восстановление церквей, синагог и религиозных артефактов. Cледует длинный список от Армянских и Болгарских церквей до Сирийской католической церкви и икон византийской эпохи [13].

46

В апреле продолжает развиваться тема гармонизации Турецко-американских отношений. В изображаемой картине США и Турция сражаются с ИГИЛ, а США признаёт право Турции на борьбу с угрозой её границам. Но что это за угроза «безопасности Турции», стороны предпочитают не конкретизировать. Лоббистская фирма «Балард партнерс» опять информирует «друзей Турции» из числа сенаторов и конгрессменом о том, что Турция и США достигли взаимопонимания по стабилизации ситуации в Манбидже и к востоку от Евфрата. Трамп и Эрдоган обсудили важность продолжения совместной борьбы с террористами в Сирии и Ираке. Пентагон подтвердил, что работает в тесном контакте с Анкарой [13]. Турецкое правительство подчеркивает, что продолжает переговоры по покупке американских зенитных ракетных комплексов "Патриот". Это явно должно свидетельствовать, что никакого охлаждения между Вашингтоном и Анкарой нет. Замминистра иностранных дел Турции Яслын в составе рабочей группы провёл в США переговоры для стабилизации ситуации в Манбидже и исключения столкновения сил США и Турции. Президент Трамп в телефонном разговоре с президентом Франции Макроном подчеркнул необходимость ускорять кооперацию с Турцией в отношении общих вызовов в Сирии. Министр обороны США Мэттис заявил, что Турция – член НАТО и, следуя американским стандартам, присутствие курдских отрядов в Синджаре может рассматриваться как угроза Турции. Госдепартамент поблагодарил турецкие власти за задержание двух террористов ИГИЛ, подозреваемых в подготовке атаки на консульство США.

47

В мае начинается кампания «Турция чемпион по гуманитарному вкладу в Сирию». «Балард партнерс» рассылает тезисы 62 членам нижней и верхней палаты Конгресса: Турция приняла 3,5 млн сирийских беженцев и истратила на них 30 млрд долл., 60 тысячам предоставлено турецкое гражданство. Турецкое Министерство по катастрофам и чрезвычайным ситуациям совместно с ООН направило в сирийскую провинцию Идлиб 26 грузовиков с грузами для беженцев. 300 тыс. беженцев в Идлибе получили палатки, бутилированную воду и другие продукты. Акцент делается на отклик сирийского населения. Жители Африна благодарили криками: «Бог, благослови Турцию!». Подчёркивается, что 20 тыс. сирийских студентов приняты в турецкие вузы. ЕС и ООН выразили Турции благодарность за щедрую поддержку сирийских беженцев [13].

48

Другая пиар-новелла «Балард партнерс»: Турция и США работают в унисон на сирийском треке. Информация выстраивается следующим образом: Главный заместитель помощника госсекретаря США по военно-политическим вопросам Тина Кайданов встретилась с представителями МИД Турции. США и Турция имеют общие секретные цели, согласуя военные операции и совместно разрабатывая план восстановления Сирии. Турецкий МИД одобрил американский ракетный удар по силам Асада, назвав его «соответствующим ответом» на «применение химического оружия режимом» против населения [13]. «Мы приветствуем этот удар, он является облегчением совести перед лицом атаки в Думе». Президент Эрдоган, приветствуя удар, заявил, что «благодаря совместной операции сил США, Британии и Франции сирийский режим получил ясный сигнал – его преступления не останутся без ответа». Подчёркивается, что между Турцией и США, Великобританией и Францией был обмен информацией перед ударом по Сирии. Особенный акцент делается на телефонном разговоре исполняющего обязанности госсекретаря США Салливана с замминистра иностранных дел Турции Яслыном после удара по Сирии. Постоянный представитель США в НАТО Хатчинсон заявил: «Мы работаем с Турцией, чтобы убедить: мы не делаем ничего против её интересов».

49

«Балард партнерс» направляет на электронную почту 62 конгрессменов выжимку из статьи министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу [18]. Автор приходит к заключению: «Победа над ИГИЛ в сирийском Джарабулусе без Турции была бы невозможна». От неприятного факта расхождения позиций в отношении курдов внимание переносится на более нужное Анкаре представление перспективы: «Турция борется за будущее свободное от террористов, взрывоопасных соседей и гуманитарных бедствий». Конгрессменов должны успокоить слова советника по национальной безопасности Макмастера: «США помогают обезопасить турецкие границы» и «президент Трамп твердо верит в альянс с Турцией». Представитель Пентагона обещает, что оружие, которое могло бы угрожать турецким силам, не останется у курдов [13].

50

Встык развивается другой аспект альянса Турции с Западом – нерушимость связей с ЕС и НАТО. Президент Эрдоган встретился с руководством ЕС на саммите Евросоюза в Варне. Цитируется председатель Еврокомиссии Юнкер: «Я, лично, гарантирую, что переговоры о присоединении Турции к ЕС продолжатся». Турция и Франция договорились увеличить взаимный торговый оборот в 2019 г. до 24,7 млрд долл. Генсек НАТО Столтенберг заявил в Анкаре: НАТО и Турция работают над созданием военных училищ для подготовки иракских военных. Генсек альянса подчеркнул ключевую роль Турции в борьбе с ИГИЛ, признал законную озабоченность Турции её безопасностью и право на пропорциональный ответ. Турецкий премьер Давутоглу и госсекретарь США Помпео на саммите НАТО договорились утвердить дорожную карту для продолжения взаимодействия в Сирии. Пропагандистский нарратив понятен: нет опасений, что Турция находится на другой стороне от американских интересов. Все что хочет Турция – не противоречит интересам США. Дополняют эту благостную картину опровержение подозрений в недемократичности Турции. Президент Эрдоган перенес президентские выборы на полтора года раньше, так как «успешное развитие Турции потребовало нового исполнительного устройства, чтобы сделать Турцию ещё более сильной» [13]*.

* После изменения Конституции, утвердившей передачу исполнительной власти Президенту, и победы Эрдогана на президентских выборах, оппозиция назвала его "избранным диктатором".
51

БОРЬБА С ФЕТХУЛЛАХОМ ГЮЛЕНОМ

 

Борьбу президента Эрдогана с проповедником Фетхуллахом Гюленом, укрывшимся от преследований в США, и его движением FETO можно назвать более чем упорной. Власти Турции обвиняют движение в подготовке путча в 2016 г. Деятельность «террористической организации фетхуллахистов» преследуется на территории Турции, её сторонники разыскиваются и задерживаются. Борьба с курдской террористической угрозой и борьба с FETO ставится турецкими властями рядом. Сторонники Гюлена в Турции рассматриваются, как сеть внутренних агентов влияния («параллельное государство», «спящие ячейки»), от которых необходимо очистить органы власти, СМИ, бизнес, образовательные учреждения.

52

Попытки побудить власти США закрыть школы Гюлена предпринимает лоббистская фирма «Амстердам и партнерс». Из отчёта [38], который фирма отправила в Минюст США в соответствии с законом «О регистрации иностранных граждан», следует, что фирма направила казначею штата Луизиана Шредеру в дополнение к телефонному разговору информацию о школах Гюлена на территории США. Акцент делается на подозрительности «учебного процесса» и сомнительной ценности для США. В Кенилвортской частной школе науки и техники в Батон-Руж в Луизиане учится 561 ученик, годовой доход – 6,6 млн долл. По результатам последних трёх лет школа получила от Департамента образования штата рейтинг "D". При том, что школа набрала на 18 баллов меньше среднего уровня по штату (15 против 33). Указывается на подозрительную тенденцию набора цветных малообеспеченных учеников. Если традиционные общественные школы в Луизиане имеют состав в 49,8% белых, 3,7% испаноамериканцев, 43,2% афроамериканцев, то эти две школы, связанные с Гюленом отличаются преобладанием афроамериканцев – 81,8–85%, (испаноамериканцев – 3–11%, белых – от 12 до 3%). Ученики из очень бедных семей, право на бесплатные завтраки имеют 94%, в среднем по школам в Луизиане этот процент – 66,2. Сообщается, что школы отличаются финансовыми нарушениями, злоупотреблениями визами H1-B, дискриминацией. Школа в г. Пеликан не удовлетворяет критериям низкого риска для государственного финансирования.

53

Одно из главных обвинений в «подозрительности» – злоупотребление визами для ввоза турецких "преподавателей". Школы в Луизиане в 2001–2016 гг. запросили 125 виз H1-B, это подозрительно много для двух школ и потребовало уплаты 321 тыс. долл. Уровень учителей крайне низкий, многие плохо объясняются на английском. В 2019 г. в Кенилвортской школе 36% учителей не имели сертификатов (а годом ранее – 59%). При этом два афроамериканских преподавателя в 2010–2011 гг. подали иски о незаконном увольнении из-за дискриминации. Письмо властям штата заканчивается словами: «У нас нет причин верить, что эти явления не найдут соответствующего отношения». Роберт Амстердам, глава «Амстердам и партнерс» опрашивал родителей учеников школ Гюлена. Один из них заявил: «Выглядит это так, будто школами управляет турецкая мафия». Другой родитель встревожен низким качеством образования и сделал далеко идущий вывод: «... цель школ – получить деньги американских налогоплательщиков, а наши дети должны за это расплачиваться». «Амстердам и партнерс» публикует адрес для всех желающих поделиться лично им известной информацией о школах Гюлена.

54

Аналогичное письмо казначею Луизианы лоббистская фирма сопроводила заявлением Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People), крупной общественной организации США, защищающей афроамериканцев с начала XX века. Профессионалы политического лоббизма могут по достоинству оценить креативность такого хода. В резолюции ассоциации относительно «влияния школ Гюлена» повторяются главные аргументы турецкой стороны. «... 200 школ в США с числом учеников более 800 тыс. управляются организацией Гюлена, которая действует под названиями (Horizon Science Academy, Magnolia Science Academy, Harmony Science Academy, Sonoran Science Academy, Coral Science Academy, Dove Science Academy). Аудит, проведённый в объединенных образовательных округах Лос-Анджелеса, Оклахомы, Джорджии, штата Нью-Йорк, выявил массовые нарушения, связанные с неограниченным вовлечением созданных Гюленом структур. Подчёркивается, что «школы Гюлена ориентированны на афроамериканское и испаноамериканское население, как это продемонстрировано в фильме «Убивающее образование». Калифорнийское отделение Ассоциации призывает федеральные и местные власти в рамках судебных процедур провести аудит как самих школ, так и управляющих ими организаций [13]. Для окончательного решения Ассоциация настаивает на проведении проверки аудиторами, независимыми от государственных органов контроля».

55

В феврале «Амстердам партнерс» обращается к члену Ассамблеи штата Невада Томпсону [13]. В письме говорится о псевдонезависимости школ проповедника Гюлена, дискриминации и подозрительной миграционной активности. Собранные сведения опубликованы в книге «Империя лжи: расследование деятельности сети школ Гюлена». Речь идёт о налоговых злоупотреблениях на 243 млн долл., получении 6504 виз H1-B для въезда в США неквалифицированных турецких преподавателей, что означает дополнительные расходы средств налогоплательщиков в 26 млн долл. и потерю работы для американских преподавателей. Всего набрано около 81 тыс. учеников в 27 штатах. Широко распространены манипуляции при проверке успеваемости и посещаемости по государственным стандартам. Дальше о самой Неваде: восемь школ Гюлена, в которых обучается 2773 ученика, с доходом 19,5 млн долл. и 15 привезёнными по визе H1-B турецких сотрудников. Даётся ссылка на документальный фильм «Убивающее образование» Марка Холла, который изучал сеть Гюлена с 2011 г. Авторы письма сообщают: их цель убедиться, что законодатель и его аппарат полностью информированы. В конце содержится вопрос: будет ли г-н Томпсон доступен для звонка юриста «Амстердам и партнерс», или встречи с ним в любое удобное время? Информация преподносится таким образом, чтобы сложилось впечатление, будто, сеть школ Гюлена имеет отношение не только к образованию (а, возможно, к нему и не имеют). Гюлен переправляет из Турции нужных ему людей, совсем не учителей, а сеть частных школ существует для финансирования деятельности, направленной против властей Турции.

56

По этой же схеме лоббисты продолжили действовать дальше. «Амстердам и партнерс» направило письмо генеральному прокурору Калифорнии, в котором говорится о желании поделиться вскрывшимися недавно проблемами с законом у некоторых частных калифорнийских школах. Письмо как две капли воды напоминает предыдущее. Такое же письмо направляется властям Индианы. Отчёты, поданные в соответствии с законом «О регистрации…» показывают, что турецкие лоббисты просили о встрече чиновников 26 штатов и, по крайней мере, одного губернатора – Рика Снайдера из Мичигана. Юристы «Амстердам и партнерс" дошли до офиса генерального прокурора Аризоны и даже работали над изменением законодательства об образовании в Техасе [19].

57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя результаты лоббистских усилий, можно прийти к выводу о их невысокой эффективности. В основном это связано с открытым оппонированием курсу Вашингтона в отношении сирийских курдов [20], претензиям Турции на региональное лидерство без всякого согласования с США и неоосманистскую риторику. Все это бросает вызов США. Можно с большим или меньшим успехом лоббировать скрытую повестку, отличающуюся от внешнеполитической повестки США, но делать это демонстративно (особенно это касается закупок российских вооружений) значит не иметь шансов продвинуть нужные решения в американском политическом классе. Сам Эрдоган по степени антиамериканской риторики оказался рядом с Россией и Китаем. Даже в турецком экспертном сообществе пропагандистки мотивированные заявления «Америка больше не глобальный Левиафан» уже не редкость [McConnel A. 2018]. Лоббисты Анкары не предложили ни одного сценария представления интересов Турции способом, совпадающим с американской внешнеполитической повесткой или с интересами американцев, что открывает возможность на благоприятный исход (как это, например, делается израильским лобби) [Графов Д. Б. 2013: 117–118]. Совместная борьба с ИГИЛ в Сирии и союзнические отношения с НАТО выглядят декларативными и воспринимаются – особенно администрацией Трампа – более нужными Турции, чем США. Сама по себе информационная работа лоббистов с законодателями в Конгрессе не означает, что там принимают нужные решения. Известные кейсы успешного лоббирования, как правило, обусловлены и другими механизмами заинтересованности законодателя в лоббисте. Обычно речь может идти об электоральной и финансовой поддержке выборных кампаний [Зяблюк Н.Г. 1976: 114–115].

58

Есть ещё несколько сюжетов, затрудняющих продвижение турецких интересов в США. Усиление авторитарных тенденций во внутриполитическом курсе президента Эрдогана находит отражение в "контрлоббировании" [21] оппозиционными силами Турции, некоторые из которых имеют представительство в США. Например, Турецкий институт прогресса (Turkish Institute for Progress) истратил на лоббирование 130 тыс. долл. в 2016 г., утверждая, что Турция стала базой для ИГИЛ, а Эрдоган строит нео-Османскую империю, заветы Ататюрка забыты, судебная система подмята властью, сотни журналистов томятся в турецких тюрьмах. Другая оппозиционная структура (Turkish Opp), зарегистрированная в США в качестве лоббиста, называет целью своей деятельности информирование конгрессменов о нарушении турецкими властями прав человека и свободы прессы. На лоббирование этой точки зрения в 2017 г. было истрачено 80 тыс. долл. Более того, оппозиционная Республиканская народная партия (которая также имеет лоббистское представительство в США) обвиняет турецкое руководство в “отсутствии разума” в отношениях с Вашингтоном. США прекращали выдачу виз в Турции после ареста двух турецких граждан, сотрудников американского консульства, по обвинению в связях с Фетхуллахом Гюленом. Якобы это было ответом на арест турецкого банкира Резы Зерраба в США и обвинением американским правосудием бывшего министра энергетики, затя Эрдогана, Берата Албайрака в подрыве санкций США в отношении Ирана [22] [23]. Вторым ответом стал арест в Измире американского пастора Бренсона. Турецкая оппозиция назвала это развязанной Эрдоганом "войной заложников". Открытое выступление Анкары против судебной власти США стало грубой политической ошибкой.

59

ИСТОЧНИКИ

[1] U.S. Census Bureau. "Total Ancestry Reported Universe: Total ancestry categories tallied for people with one or more ancestry categories reported 2014 American Community Survey 1-Year Estimates".

[2] Ancestry: 2000. Census 2000 Brief. U.S. Department of Commerce Economics and Statistics Administration U.S. CENSUS BUREAU. Issued June 2004.

[3] Assaker Rima. Census Takes Aim to Tally 'Hard to Count' Populations. The Washington Diplomat. November 18, 2010. Available at: >>>> (accessed 18.11.2018)

[4] Turkey's propaganda war targets America's state capitals. The Center for Public Integrity, 2018.02.02 Available at: >>>> (accessed 18.11.2018).

[5] Turkey warns U.S. against "genocide" bill in Congress. Reuters. March 1, 2010 Available at: >>>> (accessed 28.01.2019).

[6] Ex-congressmen lobby hard on Turkey's behalf. The New York Times, October 17, 2007.

[7] Armenia-Turkey dispute over genocide label sets off lobbying frenzy. The Washington Post. March 3, 2010.

[8] Armenian Revolt. Turkish American Political Action Committee. Available at: >>>> (accessed 28.01.2019).

[9] Веб-сайт организации "Турецкая коалиция Америки". Available at: >>>> (accessed ).

[10] Anupama Narayanswamy and Luke Rosiak, Adding it up: The Top Players in Foreign Agent Lobbying, ProPublica, August 18, 2009. Available at: >>>> (accessed 28.02.2019).

[11] Bilkent University Alumni – North America; Bogazici University Alumni, USA; Istanbul Technical University, Alumni Association, USA; Istanbul University Alumni Association USA; Middle East Technical University Alumni Association, USA; Robert College Alumni Association of America; TED USA – Alumni Association of TED Ankara College. Available at: >>>> (accessed 28.02.2019).

[12] Веб-сайт Центра за ответственную политику (США). Available at: >>>> (accessed 28.02.2019)

[13] Веб-сайт Министерства юстиции США (U.S. Department of Justice), база данных отчётов регистрантов. Available at: https://www.justice.gov/nsd-fara

[14] Matthew Bryza. The U.S. can’t afford to lose Turkey. Washington Post. August 15, 2018 Available at: >>>> (accessed 29.02.2019)

[15] Mehmet Ali Yalçındağ, Chairman of the Turkey-U.S. Business Council. Trade Between Turkey And The USA Is BOOMING Under Donald Trump, The Daily Caller, 02/21/2018. Available at: >>>> (accessed 28.02.2019).

[16] NATO Allies Clash as Turkey Attacks U.S.-Backed Kurds in Syria. DW, 22.01.2018. Available at: >>>> (accessed 19.02.2019).

[17] Erdoğan Accuses U.S. of planning to Form 'Terror Army' in Syria. The Guardian, Mon 15 Jan 2018. Available at: >>>> (accessed 11.03.2019).

[18] Mevlut Cavusoglu. America Has Chosen the Wrong Partner, The New York Times, Jan. 28, 2018. Available at: >>>> (accessed 20.03.2019).

[19]Scores of State Lawmakers Took Trips Subsidized by Controversial Turkish Opposition Movement. February 28, 2018 Available at: >>>> (accessed 26.03.2019).

[20]Trump Threatens to “Devastate” Turkey’s Economy if They Attack U.S.-Trained Kurds in Syria, Jan 14, 2019. Available at: >>>> (accessed 26.03.2019).

[21] Веб-сайт Турецкого института прогресса. Available at: >>>> (accessed 26.03.2019).

[22] CHP accuses gov’t of pursuing ‘hostage policy’ against US. Hürriyet Daily News. October 10 2017. Available at: >>>> (accessed 16.02.2019).

[23] Turkish Opposition: Erdogan’s ‘Hostage Policy’ Won’t Work with U.S. Breitbart News, 11 Oct 2017. Available at: >>>> (accessed 16.02.2019).

References

1. Grafov D.B. Rabota proizrail'skogo lobbi v SShA XXI veka. Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii, 2013.02. S. 107-127.

2. Zyablyuk N.G. SShA: lobbizm i politika. Institut SShA i Kanady AN SSSR. M. Mysl' 1976g, s.114-115;

3. Aydın Mustafa. Reconstructing Turkish-American relations: Divergences versus convergences. New Perspectives on Turkey. Volume 40 Spring 2009 , pp. 125-146

4. Rabasa Angel F. Stephen Larrabee. The Rise of Political Islam in Turkey. Prepared for the Office of the Secretary of Defense by Rand National Defense Research Institute. Available at: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2008/RAND_MG726.pdf (accessed 16.02.2019).

5. Rothstein Robert L. Alliances and Small Powers. New York: Colombia University Press, 1998

Comments

No posts found

Write a review
Translate