Внешняя торговля США аграрной продукцией: новый поворот
Внешняя торговля США аграрной продукцией: новый поворот
Аннотация
Код статьи
S032120680005618-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коротких Алла Андреевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
96-116
Аннотация

США являются крупнейшим мировым экспортёром многих видов сельскохозяйственной продукции, включая соевые бобы, кукурузу, хлопок, пшеницу, и крупнейшим мировом импортёром плодоовощной продукции, кофе, вина, пива, каучука. Однако последние два десятилетия страна теряет доминирующее положение в мировой торговле. Обострение конкуренции в связи с выходом на рынок новых экспортёров и агрессивной политикой некоторых прежних, снижение мирового спроса на американскую продукцию из-за низкой конкурентоспособности цен ограничивают экспорт. Новый фактор сдерживания – торговое противостояние между Китаем, ЕС и США, последствия которого американские фермеры ощущают уже сегодня. Негативное влияние перечисленных внешне-экономических факторов усугубляет высокая экспортная ориентация сельскохозяй-ственного производства. Несмотря на усилия правительства по стимулированию экспорта, число крупных торговых партнёров сокращается, а доля США в мировом экспорте аграрной продукции снижается.

Ключевые слова
внешняя торговля, экспорт, аграрная продукция, программы поддержки экспорта, торговые партнёры
Классификатор
Получено
13.05.2019
Дата публикации
10.07.2019
Всего подписок
92
Всего просмотров
9773
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой рынок сельскохозяйственной продукции – один из самых динамичных и политизированных. Он подвержен колебаниям в силу изменения экономической или политической обстановки, природно-климатических условий. Его высокая политизированность связана с тем, что на протяжении практически всей второй половины XX века решающее влияние на его формирование оказывали США и Западная Европа, которые боролись за свои господствующие позиции на рынке за счёт агрессивной аграрной политики, основанной на прямой или косвенной финансовой поддержке национального сельскохозяйственного производства.

2 Международная торговля аграрной продукцией имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что каждая страна защищает внутренний рынок и производителей сельскохозяйственной продукции. В США аграрный сектор – не только наиболее регулируемый и защищённый от иностранной конкуренции и воздействия рыночных сил сектор экономики, но и защищённый наиболее комплексно. Особая государственная опека объясняется многими причинами, среди которых важное место занимает обеспечение продовольственной безопасности и социально-политическая стабильность. Помимо щедрого государственного субсидирования производства (в том числе посредством осуществления программ поддержания цен) и прямых платежей, имеющих целью повышение фермерских доходов, а также дотирования экспорта сельскохозяйственных товаров, США широко используют различные инструменты ограничения импорта.
3 Конец ХХ века стал важным периодом в торговых отношениях участников рынка сельскохозяйственных товаров, когда произошли изменения, связанные с достижением договорённостей, декларирующих согласованные цели и механизмы их практической реализации. США продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах, ратифицировали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), завершили так называемый Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные правила защиты торговли.
4 Администрация Трампа в корне изменила подходы к внешнеторговой политике страны. США и раньше прибегали к торговым санкциям для достижения своих политических целей, однако сегодня подобная практика приобрела широкие масштабы.
5

МЕСТО США НА МИРОВОМ ЭКСПОРТНОМ РЫНКЕ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

В новом веке положение США на мировом сельскохозяйственном рынке заметно ухудшилось. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), доля страны в мировом экспорте (по стоимости) снизилась с 14% в 2000 г. до 11% в 2016 г. [4]. США потеряли часть рыночной доли, столкнувшись с сильной конкуренцией со стороны Аргентины и Бразилии в отношении кукурузы и соевых бобов; со стороны России, ЕС и Украины – в отношении пшеницы; Бразилии и ЕС – мяса птицы. В результате, доля основных статей американского экспорта на мировом рынке снизилась: пшеницы на 10 п.п., кукурузы – на 23, соевых бобов – на 25, мяса птицы – на 18 п.п. (табл. 1).

6

Таблица 1

Доля США в мировом сельскохозяйственном экспорте (по объёму), %

Годы 2001-2003 2011-2013 2016-2018
Соевые бобы 55 40 30
Кукуруза 65 33 42
Пшеница 25 18 15
Хлопок-сырец 38 25 40
Мясо птицы 46 33 28
Свинина 22 34 31
Говядина 19 20 13
Орехи 40 58 72

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online –Custom Query. Available at: >>>> (Accessed 07.03.2019).

7 Тем не менее, страна сохраняет монопольное положение на многих товарных рынках. Сегодня на США приходится около 40% объёма мировых экспортных поставок кукурузы и хлопка-сырца, около 30% –соевых бобов, свинины и мяса птицы. Страна практически контролирует мировой рынок орехов, где её доля превышает 70%. При этом доля в экспорте пшеницы упала до 15%.
8 Снижение веса США в мировой торговле аграрной продукцией стало результатом действия нескольких факторов.
9 Прежде всего, уменьшения мирового спроса на американскую сельскохозяйственную продукцию в связи с падением её конкурентоспособности на международном аграрном рынке. Этому способствовали относительно более высокие экспортные цены в сочетании с растущим курсом доллара.
10 Во-вторых, обострения конкуренции в связи с выходом на мировой рынок латиноамериканских стран – Аргентины и Бразилии, а также России и Украины. Повышение продуктивности сельского хозяйства в этих странах стимулировало рост производства, излишки которого стали экспортировать. Например, в Аргентине за 2000–2018 гг. сборы зерна увеличились в 2 раза, до 75,2 млн т. Одновременно страна в 2 раза, до 47,9 млн т, нарастила его экспорт. Дополнительным стимулом расширения экспортных поставок стало снижение и/или отмена экспортных пошлин.
11 Бразилия, увеличив сборы зерна в 2 раза, до 111,9 млн т, в 5 раз увеличила его экспорт, до 32,5 млн т. В России валовые сборы зерна выросли на 50%, до 116,3 млн  т в среднем в 2000–2002 гг., а его экспорт – в 5,5 раза, до 45 млн т в 2016–2018 гг. Сильные позиции России обеспечивают более низкая себестоимость производства, относительно низкие экспортные цены, в том числе за счёт снижения курса рубля, близость стран Северной Африки и Ближнего Востока – ключевых импортёров пшеницы на мировом рынке.
12 Важную роль в утрате США части рыночной доли играет высокая степень регулирования мировой торговли с помощью тарифов и других инструментов, включая внутреннюю аграрную политику. Основные страны-импортёры аграрной продукции, такие как страны ЕС, Китай, Япония, Индия, Филиппины и Малайзия, защищают свой внутренний рынок либо высокими импортными тарифами, либо ограничивая его с помощью тарифных квот, либо контролируя объёмы импорта через государственные внешнеторговые институты.
13

ДИНАМИКА АГРАРНОГО ЭКСПОРТА

 

США – крупнейший мировой производитель аграрной продукции, второй после ЕС крупнейший её экспортёр и импортёр. На них приходится пятая часть мировой торговли в данной сфере (по стоимости). В число торговых партнёров США сегодня входят 189 стран. По данным Зарубежной сельскохозяйственной службы Министерства сельского хозяйства (МСХ), с 2000 по 2018 гг. товарооборот вырос в 3 раза, в том числе экспорт – с 51,3 млрд до 139,6 млрд долл., импорт – с 39,2 млрд до 128,8 млрд долл. Сальдо внешней торговли аграрной продукцией начиная с 1960 г. неизменно держится на положительных отметках (диагр.1).

14

Диаграмма 1

Внешняя торговля США сельскохозяйственной продукцией

15

16 USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online –Custom Query. Available at: >>>> (Accessed 13.03.2019).
17 Однако последние четыре года положительное сальдо торгового баланса быстро снижается под влиянием стремительно растущего импорта и замедления темпов роста экспорта аграрной продукции. Сегодня его уровень – 10,8 млрд долл. – вернулся к показателям начала ХХI века.
18 Рост американского экспорта аграрной продукции обеспечивают поставки сои и соепродуктов, мясомолочной и плодоовощной продукции, хлопка. Так, стоимость экспорта соевых бобов и шрота увеличилась более, чем в 4 раза, молочных продуктов – почти в 6 раз, орехов – в 8,3 раза.
19 Особая ситуация сложилась в торговле зерном, где снижение экспорта пшеницы, начавшееся после 2011 г. из-за сокращения или отказа ряда стран – Турции, Египта, Саудовской Аравии, Ирака, Малайзии, стран Южной Африки и др. – от закупок американской пшеницы, существенно сдерживает его экспорт.
20 Важный фактор роста стоимости аграрного экспорта США –повышение цен на мировом экспортном рынке. По данным ФАО, с 2000 по 2018 гг. индексы цен на мясо выросли на 76%, молочные продукты – на 112%, зерно – на 77%, растительные масла – на 140%, сахар – на 96% (относительно средневзвешенных цен за базовый период 2002–2004 гг.) [8].
21 И, наконец, экспорт растёт за счёт освоения новых рынков сбыта. Например, в 2000 г. США поставляли молочную продукцию в 135 стран, а в 2018 г. – в 149. Число стран-импортёров американских соевых бобов за это время выросло с 52 до 70, растительных масел (без соевого) – со 135 до 146, семян – со 122 до 144, говядины и продуктов переработки – со 105 до 111, свинины и продуктов переработки – с 90 до 106, орехов – со 107 до 130.
22

СТРУКТУРА АМЕРИКАНСКОГО АГРАРНОГО ЭКСПОРТА

 

Основу аграрного экспорта США составляют четыре категории продукции – плодоовощная (24% стоимости экспорта), продукция животноводства (22%), маслосемена и продукты их переработки (22%), зерно и зерновые корма (22%).

23 В товарной структуре вывозимых товаров лидирующие позиции занимают соевые бобы, экспорт которых в 2018 г. превысил 17 млрд долл., кукуруза (12,5 млрд долл.), орехи (8,5 млрд долл.), красное мясо (говядина и субпродукты – 8,3 млрд долл., свинина и субпродукты – 6,4 млрд долл.) и пшеница (5,4 млрд долл.). США наращивают вывоз названных товаров, за исключением пшеницы. За период 2000–2018 гг. объёмы экспорта кукурузы выросли в 1,3 раза, соевых бобов и красного мяса – в 2 раза, орехов – в 3.
24 Экспорт пшеницы снижается: объёмы поставок на внешний рынок за 2011–2018 гг. сократились на 25%, стоимость – в 2 раза. В результате, сегодня пшеница не входит даже в десятку (по стоимости) ведущих экспортных товаров, хотя в 2014 г. занимала третью позицию после соевых бобов и кукурузы. При этом по объёмам поставок пшеница остаётся в тройке ведущих сырьевых экспортных товаров (диагр.2).
25

Диаграмма 2

Структура аграрного экспорта США, 2018 г.*

26

27

*По стоимости. П.п. – продукты переработки.

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (Accessed: 16.04.2019).

28

ДОЛЯ ЭКСПОРТА В ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

  

США вывозят в среднем около 20% произведённой в стране сельскохозпродукции. В некоторых отраслях аграрного сектора этот показатель значительно выше. Так, доля экспорта в производстве соевых бобов, пшеницы и риса составляет 50%, сорго – 55%. В то же время в производстве кукурузы этот показатель не превышает 15%, что объясняется огромными масштабами переработки зерна кукурузы в биоэтанол, который США в больших объёмах поставляют на внешний рынок. Рекордно высокая доля экспорта в производстве хлопка – более 75% и орехов – около 70%.

29 В животноводстве за последние два десятилетия резко усилилась экспортная составляющая производства красного мяса. Доля экспорта говядины и свинины в их производстве выросла с 9 и 7% в 2000–2004 гг., до 31 и 21% соответственно.
30

Приведённые данные говорят о высокой экспортной ориентации аграрного сектора. При таких условиях проблема расширения экспортных рынков и увеличения объёма поставок является краеугольным камнем американской внешнеторговой политики. Очевидно, что даже незначительное сокращение экспорта негативно отражается на положении фермеров, производящих эту продукцию, и на экономике аграрного сектора в целом.

31

Таблица 2

Товарная структура и динамика экспорта сельскохозяйственной продукции США в 2000–2018 гг., млрд долл.

Виды продукции В среднем за 2000–2001 гг.* В среднем за 2011–2012 гг.* В среднем за 2016–2017 гг.* 2018  г.*
Зерно и корма1) 13,895 35,678 30,026 31,229
Пшеница2) 3,441 9,925 5,668 5,058
Рис 0,845 2,040 1,845 1,654
Кормовое зерно3) 5,242 12,860 10,911 12,259
Кукуруза 4,554 12,073 9,406 11,271
Корма 2,626 6,665 7,316 7,836
Маслосемена и продукты 8,668 28,944 31,188 31,490
Соевые бобы 5,090 20,091 22,206 21,601
Соевый шрот4) 1,302 3,622 4,034 5,064
Соевое масло 0,259 1,281 0,898 0,897
Продукция животноводства 8,723 28,550 27,218 31,531
Говядина и телятина5) 4,961 4,663 5,680 7,322
Свинина5)   5,227 4,987 5,431
Субпродукты из говядины и свинины5)   1,319 1,694 1,631
Шкуры, кожи, меха 1,709 2,692 1,910 1,579
Мясо птицы и продукты 2,400 5,818 4,721 5,251
Мясо бройлеров6) 2,090 3,826 2,894 3,237
Молочные продукты 1,002 4,852 4,950 5,588
Табак, сырой 1,213 1,083 1,035 1,098
Хлопок 1,963 7,698 4,646 6,620
Семена 0,763 2,419 1,671 1,836
Плодоовощная продукция7) 10,798 15,617 33,381 34,560
Фрукты и овощи свежие 3,427 6,820 7,094 7,286
Фрукты и овощи в перераб. виде 3,240 6,577 7,408 7,025
Орехи, цельные и перераб. 1,058 4,627 7,830 8,761
Сахар и тропические продукты8) 2,414 5,844 5,919 5,988
Экспорт, всего 51,844 136,590 135,098 143,367
32

* Финансовый год – с 1 октября по 30 сентября.

1) Включает кукурузные глютеновые корма и переработанные зерновые продукты.

2) В 2000–2001 гг. – пшеница и мука, далее – только пшеница, исключая муку.

3) Включает кукурузу, ячмень, сорго, овёс, рожь.

4) Включает соевую муку, приготовленную из белковых шротов.

5) Включает охлажденное, замороженное и переработанное мясо. 2000–2001 гг. – говядина, телятина и свинина и субпродукты.

6) Включает только продукты, прошедшие федеральную инспекцию.

7) Включает соки.

8) Включает кофе, какао-бобы и продукты их переработки, чай и специи

Outlook for U.S. Agricultural Trade. USDA. ERS. AES-32/November 2001; AES-33/February 2002; AES-79/August 29, 2013; AES-89/August 17, 2015; AES-107/February 21, 2019.Available at: >>>> (Accessed: 16.04.2019).

33

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА США

 

Внешняя торговля стимулирует развитие сельского хозяйства. Поставки аграрной продукции и продовольствия на международные рынки обеспечивают рабочие места, привлекают инвестиции, способствуют экономическому росту отрасли. По данным Зарубежной сельскохозяйственной службы МСХ США, 1 млн долл., полученный от сельскохозяйственного экспорта, обеспечивает в США 8 тыс. рабочих мест. А каждый доллар, полученный от сельскохозяйственного экспорта, обеспечивает дополнительную деловую активность на 1,27 доллара.

34 В условиях высокой экспортной ориентации сельскохозяйственного производства экспорт является ключом к благополучию американского фермерства. Негативные тенденции последних лет, связанные со снижением экспорта пшеницы и хлопка, замедлением роста экспорта кукурузы, соевых бобов и мяса птицы из-за обострения конкурентной борьбы на мировом рынке, а последние два года – из-за изменения внешнеторговой политики новой администрации страны, не могли не отразиться на экономике аграрного сектора.
35 Чистый фермерский доход в аграрном секторе США за последние семь лет снизился на треть, с 96,4 млрд долл. в 2012 г. до 64,1 млрд долл. в 2018 г. Только за 2017–2018 гг. данный показатель уменьшился на 16% [1].
36 В США растёт фермерская задолженность. По прогнозам, в 2019 г. она составит 426,6 млрд долл., что на 70% выше, чем в середине 1990-х, и будет опережать рост фермерских активов. Американские специалисты ожидают, что риск неплатёжеспособности аграрного сектора будет на рекордно высоком уровне с 2002 г. Популярные показатели платёжеспособности – отношение задолженности к активам и отношение задолженности к собственному капиталу – сегодня значительно ниже уровня 1980-х годов.
37 Продолжающийся спад в экспорте пшеницы принимает характер тенденции, угрожающей не только эффективному развитию зернового хозяйства, но и всей экономики. Он означает сокращение рабочих мест во многих отраслях, увеличение переходящих запасов зерна, падение фермерских цен и стоимости произведённой продукции, снижение конкурентоспособности американской пшеницы на мировом рынке. Переходящие запасы пшеницы выросли до рекордно высокого уровня (до 32 млн т в 2016 г. и почти до 31 млн т – в 2018 г.) Последние два года они превышают объёмы внутреннего потребления. Фермерские цены на пшеницу снизились по сравнению с послекризисным 2011 г. на треть, с 7,24 долл./бушель до 4,72 долл./бушель в 2017 году.
38 Если конкурентоспособность американской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке не будет восстановлена, её экспорт продолжит сокращаться со всеми вытекающими последствиями для аграрного сектора, фермеров и сельских регионов.
39

ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

 

В США 90% экспорта сконцентрировано в четырёх направлениях, которые формируют региональную структуру американского аграрного экспорта.

40

Азиатский регион является приоритетным экспортным рынком, на который приходится более 40% совокупного аграрного экспорта США. Господствующее положение в регионе занимают страны Восточной и Юго-Восточной Азии, поглощающие 98% поставок. Это – Япония, Китай, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Индонезия, Филиппины, Таиланд. В последние годы США интенсивно осваивают рынки Южной Азии, главным образом, Пакистан, Индию, Бангладеш, о чём свидетельствует динамика роста экспорта. Так, за 2000–2018 гг. экспорт в Южную Азию увеличился в 10,4 раза, тогда как в Азиатский регион в целом – в 2,8 раза, до 56,8 млрд долл. (табл. 3).

41

Таблица 3

Региональная структура американского аграрного экспорта

Регионы 2000 г. 2018 г. Основные торговые партнёры и статьи экспорта
  Млрд долл. Доля в экспорте США, % Млрд долл. Доля в экспорте США, %  
Азия 19,877 39 56,830 41  
Восточная 16,823   38,327   Япония – красное мясо и мясопродукты, кукуруза, соевые бобы, пшеница Китай – соевые бобы, хлопок, свинина, молочные продукты Ю. Корея – красное мясо и мясопродукты, кукуруза, свежие фрукты Гонконг – красное мясо и мясопродукты, мясо птицы, орехи Тайвань – соевые бобы, кукуруза, пшеница, говядина, мясо птицы
Юго-Восточная 2,645   14,236   Вьетнам – хлопок, соевые бобы и шрот Филиппины – соевый шрот, пшеница, молочные продукты Индонезия – соевые бобы, хлопок
Южная 0,409   4,267   Пакистан – соевые бобы, хлопок Индия – орехи Бангладеш – осевые бобы, хлопок
Северная Америка 14,053 27 39,702 28 Канада – готовые к употр. продукты, свежие фрукты и овощи, безалк. напитки, легкие закуски Мексика – мясо птицы и красное, мясомолочные продукты, кукуруза, соевые бобы и шрот, пшеница, готовые к употр. продукты
Латинская Америка 4,233 8 15,529 11  
Южная Америка 1,704   7,713   Колумбия – кукуруза, соевый шрот Перу – кукуруза
Центральная Америка 1,121   4,222   Гватемала – кукуруза, пшеница
Карибский бассейн 1,408   3,594   Доминиканская Республика –соевый шрот и масло
ЕС (28 стран) 6,515 13 13,528 10 Нидерланды – соевые бобы Испания – соевые бобы, орехи Германия – орехи Италия – соевые бобы
Ближний Восток 2,323 4 6,304 4 Турция – хлопок Арабские эмираты – орехи
Африка 2,308 4 4,571 3  
Северная 1,571   2,969   Египет – соевые бобы
К югу от Сахары 0,737   1,602   Мясо птицы, пшеница
Океания 0,489 0,9 2,039 1 Австралия – свинина, молочные продукты
Бывший СССР (12 бывших республик) 0,670 1 0,558 0,4 Мясо птицы, семена
Другие страны Европы* 0,489 1 0,556 0,4 Табак
Всего 51,265 100 139,619 100  

* 9 стран – Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Косово, Норвегия, Сербия, Северная Македония, Монтенегро, Швейцария.

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (Accessed: 12.04.19).

42

Япония – традиционный и один из крупнейших импортёров американской кукурузы, соевых бобов, пшеницы, мяса и мясной продукции. Доля страны в американском аграрном экспорте составляет 9%.

43

Другим важнейшим и быстро растущим экспортным рынком США является Китай. За период с 2000 по 2018 гг. стоимость поставок выросла в 5 раз, благодаря чему доля страны в американском аграрном экспорте повысилась до 6%. Страна поднялась на второе место среди импортёров американской сельскохозяйственной продукции в азиатском регионе и на четвёртое – в мире. Ведущие статьи китайского импорта – соевые бобы, хлопок, свинина и молочная продукция.

44

Крупный торговый партнёр США – Южная Корея, которая ввозит преимущественно мясо и мясную продукцию, кукурузу, свежие фрукты, закупки которых выросли в 3,3 раза.

45

Вьетнам привлекает внимание не столько масштабами закупок, сколько взрывным ростом американского экспорта. За счёт беспрецедентных темпов роста поставок хлопка, кукурузы, соевых бобов и шрота, мяса и мясомолочной продукции доля страны в стоимости экспорта США увеличилась до 3%. За 2000–2018 гг. стоимость американского экспорта во Вьетнам выросла в 78 раз. Это яркий пример целенаправленного освоения США зарубежного рынка.

46

Северная Америка –другое важнейшее направление американского аграрного экспорта, по которому идёт 28% поставок. Экспортные потоки равномерно распределены между Канадой и Мексикой, куда в первом случае США вывозят свежие фрукты и овощи, полуфабрикаты, легкие закуски, безалкогольные напитки, во втором –мясомолочную продукцию, кукурузу, соевые бобы и шрот, пшеницу, готовые к употреблению продовольственные товары.

47

С большим, но быстро сокращающимся отрывом от первых двух направлений, следует Латинская Америка, на которую приходится 11% поставок. Это растущий рынок сбыта американской аграрной продукции: за 2000–2018 гг. стоимость экспорта увеличилась в 3,7 раза, до 15,5 млрд. долл. Большая часть поставок приходится на Колумбию, Гватемалу и Доминиканскую Республику, куда США отгружают кукурузу, соевый шрот и масло, пшеницу.

48

10% аграрного экспорта направлено в страны ЕС, где основными покупателя являются Нидерланды, Испания, Германия и Италия. В страны Европы США ввозят преимущественно соевые бобы (их экспорт вырос в 3 раза) и орехи (поставки увеличились в 5 раз). На эти два вида продукции приходится почти половина американского экспорта в ЕС.

49

ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТА АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

США активно наращивают импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия. К 2018 г. его стоимость выросла до 128,8 млрд долл., что в 3,3 раза больше, чем в 2000 году.

50 В товарной структуре американского импорта доминирующее положение занимает плодоовощная продукция, на которую приходится более 40% стоимости. В 2018 г. США ввезли товары этой категории на сумму 54,7 млрд долл., что в 4 раза больше, чем в 2000 г. Масштабы импорта плодоовощной продукции почти в 3 раза превосходят её экспорт, за счёт чего отрицательное сальдо торговли этой продукцией в 2018 г. превысило 20 млрд долларов.
51

Росту импорта способствуют низкие цены в странах-поставщиках (за счёт низких издержек производства), низкие экспортно-импортные пошлины и растущий потребительский спрос в США, в первую очередь, на фрукты и овощи тропических регионов. Более того, экономические преимущества импорта плодоовощной продукции столь велики, что американские фермеры практически отказались от выращивания таких культур, как бананы, авокадо, ананасы, папайя и лайм на собственных плантациях. В результате, сегодня доля импорта в потреблении переработанных фруктов и овощей в США превышает 26%, свежих овощей – 36% (в том числе, 60% томатов, баклажанов, сладкого перца, тыквы), свежих фруктов – 45% (в том числе бананов, ананасов, лайма и киви – 99%). Для сравнения, в начале 1990-х годов доля импорта плодоовощной продукции составляла 7–9%.

52 Помимо плодоовощной продукции весомое место, около 20%, в американском импорте занимает продукция тропических культур, включая кофе, какао-бобы и продукцию на их основе, сахар, подсластители, специи, каучук. Доля продукции животноводства не превышает 13%, половина из которых приходится на говядину и свинину в охлажденном или замороженном виде. Зерно, кормовое и продовольственное, США ввозят в ограниченных объемах. Большая часть поставок приходится на твердую пшеницу, которую США закупают в Канаде. В структуре импорта зерно составляет 10%. Помимо названных товаров завозят табак, комбикорма, безалкогольные напитки и легкие закуски.
53 При этом США являются нетто-импортёром не только плодоовощной продукции, но также кофе, каучука, скота, орехов, растительных и эфирных масел.
54

ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА

 

Приоритетное направление американского импорта – страны Северной Америки, на которые приходится 38% поставок, в том числе 20% – на Канаду и 18% – на Мексику. К 2018 г. стоимость импорта из региона выросла до 49 млрд долл., т.е. в 3,6 раза превысила уровень 2000 г. Из Канады США ввозят мясо, растительные масла, скот, пшеницу, солодовые сорта ячменя для производства пива и овес, из Мексики –преимущественно фрукты и овощи в свежем и переработанном виде, красное мясо, скот, вино и орехи (табл. 4).

55

Важное место в американском импорте занимают страны ЕС. Сегодня на них приходится 18% стоимости ввозимой в США продукции. Страны ЕС поставляют преимущественно вино, пиво, эфирные и растительные масла, сыр, мясные продукты, а также фрукты и овощи в переработанном виде. Наиболее крупными поставщиками являются Италия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Испания и Германия, на которые приходится 80% импорта.

56

Масштабы закупок в Азиатском регионе стремительно растут, особенно, в странах Юго-Восточной Азии. За 2000–2018 гг. их стоимость выросла в 4,3 раза, до 23 млрд долл., т.е. практически до уровня поставок из ЕС. Из стран Азии в США вывозят фрукты и овощи в переработанном виде (включая соки), орехи, эфирные, тропические и растительные масла, а также каучук. Крупными поставками выделяются Китай (преимущественно, фрукты и овощи в переработанном виде), Индонезия (масло тропических культур, каучук), Индия (эфирные масла и рис), Таиланд (рис, фрукты и овощи в переработанном виде) и Вьетнам (кофе и орехи).

57

Четвертую строчку в рейтинге ведущих направлений американского импорта аграрной продукции занимают страны Латинской Америки, откуда США ввозят, главным образом, фрукты и овощи в свежем и переработанном виде. 75% импорта приходится на пять из них – Бразилию, Чили, Колумбию, Перу и Аргентину.

58

Таким образом, внешняя торговля США аграрной продукцией сосредоточена в четырёх направлениях. Это – Северная Америка, на которую приходится около 34% товарооборота, Азия – 30%, ЕС и Латинская Америка – по 14%. Оставшиеся 8% приходятся на Ближний Восток, Африку, Океанию, другие страны Европы и бывшие республики СССР (табл.5).

59

Азиатский регион играет стратегически важную роль в торговле США аграрной продукцией. Во-первых, это чрезвычайно ёмкий и быстро растущий рынок, с большим потенциалом развития. Сегодня в страны Азии направлено почти 80% американского экспорта сои, 60% красного мяса, 38% кукурузы, 75% хлопка, почти 50% пшеницы. Именно здесь находятся крупнейшие торговые партнёры США – Япония, Китай и Южная Корея.

60 Во-вторых, в отличие от других приоритетных направлений, Азиатский регион имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса. Причём его уровень настолько высок, что легко перекрывает дефицит торговли США со странами ЕС (10,4 млрд. долл.), Северной (9,3 млрд долл.) и Латинской Америки (4,8 млрд долл.).
61 Благодаря торговле со странами Азиатского региона США являются нетто-экспортёром соевых бобов, кукурузы, хлопка, красного мяса и пшеницы.
62

Таблица 4

Региональная структура аграрного импорта США

Регионы 2000 г. 2018 г. Основные торговые партнеры и статьи импорта
  Млрддолл. Доля в импорте США, % Млрд долл. Доля в импорте США, %  
Северная Америка 13,787 35 49,024 38 Мексика – фрукты и овощи в свежем и пер. виде, красное мясо, живой скот, вино, орехи Канада – фрукты и овощи в свежем и пер. виде, красное мясо, пшеница, легкие закуски, живой скот, овёс
ЕС (28 стран) 8,387 21 23,935 18 Италия – вино Франция – вино Ирландия – эфирные масла
Азия 5,329 14 23,026 18  
Восточная 1,570   6,750   Китай – фрукты и овощи в переработанном виде
Юго-Восточная 2,871   13,232   Индонезия – масло тропических культур, каучук Таиланд – рис, фрукты и овощи в пер. виде Вьетнам – орехи, кофе
Южная 0,888   3,044   Индия – эфирное масло, рис
Латинская Америка 7,325 19 20,353 16  
Южная 4,864   14,174   Бразилия – кофе, фруктовые и овощные соки Чили – фрукты и овощи в свежем и пер. виде, вино и пиво Колумбия – кофе Перу – фрукты и овощи в свежем и пер. виде Аргентина – вино, пиво, соки
Центральная 2,133   5,473   Гватемала – бананы, свежие фрукты Коста-Рика – бананы, свежие фрукты
Карибский бассейн 0,328   0,706   Доминиканская республика – вино, пиво
Ближний Восток 0,427 1 1,522 1 Турция –фрукты и овощи в пер. виде, соки
Африка 0,868 2 3,288 2  
Северная 0,092   0,566   Растительные масла, свежие фрукты
К югу от Сахары 0,776   2,722   Какао, кофе
Океания 2,790 7 5,908 4 Австралия – красное мясо, вино, пиво Новая Зеландия – красное мясо, вино, пиво
Бывший СССР (12 бывших республик) 0,048 0 0,237 0 Растительное масло, легкие закуски
Другие страны Европы * 0,216   1,557 1 Легкие закуски, сыр
Всего 39,178 100 128,853 100  
63

Таблица 5

Баланс внешней торговли США по регионам, 2018 г., млрд долл.

Регионы Экспорт Импорт Баланс
Северная Америка 39,702 49,024 -9,322
ЕС 13,528 23,935 -10,407
Азия 56,830 23,026 33,804
Латинская Америка 15,529 20,353 -4,824
Ближний Восток 6,304 1,522 4,782
Африка 4,571 3,288 1,283
Океания 2,039 5,908 -3,869
Другие 1,115 2,797 -1,682
Мир, всего 139,619 128,853 10,766

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (Accessed: 22.04.2019).

64

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА

 

Экспорт аграрной продукции – важный фактор стабильности развития сельского хозяйства США и благополучия фермерства. Государство всегда уделяло большое внимание его поддержке, расширению существующих рынков и поиску новых.

65 В целях стимулирования экспорта в стране реализуется более 20 программ, включающих меры по оказанию финансовой, информационной, юридической, организационной и другой поддержки национальным производителям. При этом правительство не вмешивается непосредственно в повседневный рыночный процесс. Торговлей занимаются частные компании. Но влияние государства оказывается через программы Министерства сельского хозяйства.
66 Наиболее известные программы финансирования экспорта осуществляют при поддержке Товарно-кредитной корпорацией (ТКК), действующей в рамках МСХ. Корпорация предоставляет связанные кредиты и гарантии по кредитам, выданным американскими коммерческими банками на закупку зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Эти программы снижают риск неплатежей для банков США за счёт предоставления экспортёру гарантий в реализации товара, а также дают возможность иностранному импортёру осуществить закупку на условиях отсроченного платежа.
67 Программы, которые финансирует ТКК, различаются по срокам предоставления кредитов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные и по их товарному наполнению.
68 Программа гарантий кредитования экспорта GSM-102 (Export Credit Guarantee Program GSM-102), на которую приходится основная часть средств (на 2019 фин. г. предусмотрено выделить 2,3 млрд долл.) [6], предназначена для стран с большим потенциалом развития рынка и высокой вероятностью погашения кредита. Кредиты выдают сроком от 90 дней до трёх лет, а ТКК является гарантом, но непосредственно экспорт товаров не финансирует.
69 Программа гарантий кредитования экспорта GSM-103 (Export Credit Guarantee Program GSM-103) (с объёмом финансирования 19 млн долл. в 2005 г.) отличается от GSM-102 в основном перечнем сельскохозяйственных культур и сроками кредитования, составляющими от трёх до десяти лет.
70

Программа гарантии объекта (Facility Guarantee Program), (бюджет 1,2 млрд долл. в 2005 г.), в рамках которой ТКК предоставляет гарантии кредитов, выданных иностранным клиентам на модернизацию объектов инфраструктуры в странах, где спрос на сельскохозяйственную продукцию США ограничен из-за дефицита мощностей по хранению, переработке и распределению продукции. Максимальный срок возврата кредита – десять лет.

71 В стране также действует система программ информационно-технической поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции. Основная задача – предоставление американским экспортёрам (в том числе потенциальным) информации о внешних рынках, а зарубежным покупателям – об американских товарах. Наиболее распространённые:
72 Программа доступа к рынку ( Market Access Program (MAP) использует фонды ТКК для помощи в популяризации американской продукции для её продвижения на внешний рынок, проведения маркетинговых и рекламных мероприятий, направленных на повышение международного спроса на сельскохозяйственные товары США. На её реализацию в 2018 г. предусмотрено 173,8 млн долларов.
73 Программа развития внешнего рынка (Foreign Market Development Program, FMD) предоставляет американским компаниям финансирование (на основе долевого участия) мероприятий, которые способствуют продвижению сельскохозяйственных товаров США за рубежом, включая, например, содействие в модернизации объектов инфраструктуры, расширении возможностей переработки, изменение кодов и стандартов на американские товары, а также поиск новых рынков или новых видов использования американской сельскохозяйственной продукции. Предпочтение отдаётся крупным компаниям, имеющим сеть филиалов или фирм-партнёров по всей стране. В 2018 г. бюджет программы составил 26,5 млн долларов.
74 Программа развития новых рынков (Emerging Market Program, EMP) предусматривает финансирование (на основе долевого участия) технической поддержки продвижения американской сельскохозяйственной продукции в страны, попадающие в категорию новых рынков, – растущие рынки стран с рыночной экономикой или вступивших на путь рыночного развития экономики. Техническая поддержка включает предоставление технико-экономического обоснования, исследования рынка, отраслевых оценок, а также ознакомительные поездки, специализированные тренинги и бизнес-семинары. На реализацию программы в 2016 г. было выделено 10 млн долларов.
75 Помимо этих программ в США существует система межгосударственной поддержки экспорта. Одной из мер прямого финансового стимулирования иностранных государств является Программа льготного кредитования закупок аграрной продукции по «Закону 480», принятому в 1954 г. для стимулирования экспорта в развивающиеся страны. Поставки зерна из США осуществляются на основании двусторонних межгосударственных соглашений, заключаемых на льготных условиях. Процентная ставка за кредит по этой программе, как правило, не превышает 1%, а рассрочка платежа колеблется от 10 до 30 лет, включая льготный период до семи лет. В 2011 фин. г. бюджет программы составил 28,1 млн долларов.
76

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ДОНАЛЬДА ТРАМПА И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

 

С приходом к власти президента Д. Трампа сложившаяся система внешнеторговых связей США начала рушиться в связи с попытками новой администрации изменить принципы мировой торговли и с переходом страны к торговле, основанной на принципе «Америка прежде всего».

77 Уже объявлено о начале реформирования системы внешнеэкономических связей и переходе к новой торговой политике, направленной на защиту интересов США. Членство в многосторонних торговых соглашениях, по мнению президента Трампа, ослабляет торговые позиции США и ведёт к размыванию их лидерства в международной торговле. С 2017 г. во внешней торговле осуществляется серия протекционистских экономических мер, в 2018 г. пересмотрено соглашение НАФТА.
78 В январе 2018 г. США начали беспрецедентную по своим масштабам торговую войну, введя импортные пошлины на товары из Китая и ЕС. В ответ эти страны ввели пошлины на американскую продукцию, в том числе аграрную. Китай – на кукурузу, сорго, соевые бобы, мясо и мясомолочную продукцию. ЕС – на арахисовое масло, апельсиновый сок, кукурузу, рис, клюкву, табачные изделия и виски.
79 В результате, за один год аграрный экспорт США в Китай упал с 19,5 млрд долл. в 2017 до 9,2 млрд долл. В 4 раза сократились поставки соевых бобов – главной статьи американского аграрного экспорта в Китай, в 3 раза – пшеницы и кормового зерна, в 24 раза – соевого масла. В 2019 г. Китай приостановил ввоз пшеницы, кормового зерна, табака, риса, свежих овощей, яиц и других видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров и начал закупать сою в Бразилии.
80 И пока не видно признаков ослабления торговой войны. Наоборот, 16 апреля 2019 г. ЕС, в ответ на предоставление США государственных субсидий компании «Боинг», нарушающих принцип честной конкуренции с европейской «Эрбас», опубликовал список из 400 категорий товаров из США – от самолётов и химикатов до аграрной продукции, которые могут быть обложены пошлинами.
81 Последствия торгового противостояния американские фермеры ощущают уже сегодня. Проблемы с реализацией урожая, рост цен за хранение, просушку и обработку зерна и маслосемян на элеваторах негативно сказываются на финансовом положении фермеров. Мелкие и средние сельскохозяйственные производители вынуждены запахивать урожай зерновых, рассчитывая на восстановление цен в будущем году.
82 Во многих штатах фермеры сокращают посевы пшеницы, сои, сорго и кукурузы. За три года площади под зерновыми культурами уменьшились на 8% [2]. По данным последнего опроса, проведённого МСХ США, в 2019 г. американские фермеры планируют сократить посевы под зерновыми до минимальных размеров за последние семь лет.
83 Для поддержки фермеров, пострадавших от введения иностранными государствами ответных санкций, правительство США выделило 12 млрд долл. по Программе содействия рынку (the Market Facilitation Program, MFP) для обеспечения выплат производителям кукурузы, хлопка, молочных продуктов, свинины, сорго, сои и пшеницы, начиная с 4 сентября 2018 г. Средства будут направляться также на закупку невостребованной продукции, стимулирование сбыта и создание новых экспортных рынков. Однако к ноябрю 2018 г. выплачено только 838 млн долл. в силу длительной бюрократической процедуры оформления документов для участия в данной программе.
84 Кроме того, в начале 2019 г. МСХ США выделило 57 организациям в рамках Программы содействия торговле сельскохозяйственной продукцией (Agricultural Trade Promotion Program – ATP) 200 млн долл. для помощи фермерам в поиске новых экспортных рынков.
85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Положение США в мировой торговле аграрной продукцией и продовольствием кардинально меняется. Страна, которая, по образному выражению основателя российской школы аграрной американистики В.Ф. Лищенко, в 1980-е годы «кормила весь мир», в ХХI веке теряет своё доминирующее положение на мировом аграрном рынке. Таков итог конкурентной борьбы, обострившейся в связи с выходом на рынок стран Латинской Америки, России и Украины, усиления позиций стран Евросоюза, снижения конкурентоспособности американской аграрной продукции. США потеряли большинство рынков стран Ближнего Востока и Северной Африки.

86 Следующей ареной жестокой конкурентной борьбы станут азиатские рынки, на которых США уже теряют свою долю в силу торговой войны между США и Китаем и активизации европейских и латиноамериканских экспортёров, действия которых становятся все более агрессивными.
87 По прогнозам, сделанным специалистами МСХ США, негативные тенденции в американском экспорте сохранятся в ближайшие десять лет.
88

ИСТОЧНИКИ

 

[1] Farm Income and Wealth Statistics. ERS USDA .Available at: >>>> (accessed 13.04.2019).

[2] Jennifer K. Bond, Olga Liefert. Wheat Outlook. WHS-19c. March 12, 2019. USDA.ERS. Available at: >>>> (accessed: 14.03.2019).

[3] Outlook for US Agricultural Trade. USDA. ERS. AES-32/November 2001; AES-33/February 2002; AES-79/August 29, 2013; AES-89/August 17, 2015; AES-107/February 21, 2019.Available at: >>>> (accessed 04.04.2019).

[4] The State of Agricultural Commodity Markets 2018. Agricultural trade, climate change and food security. FAO. 2018. Rome. Available at: >>>> (accessed on: 07.03.201).

[5] USDA FAS Export Credit Guarantee Program (GSM-102) FY 2019 GSM-102 Allocations. Available at: >>>> (accessed 21.01.2019).

[6] USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (accessed: 16.04.2019).

[7] USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online –Custom Query. Available at: >>>> (accessed 07.03.2019).

[8] World Food Situation. FAO Food Price Index. FAO. Rome 2019 Available at: >>>> (accessed: 15.03.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести