Политический юмор в американских вечерних комедийных шоу, 1960-е – 1990-е годы
Политический юмор в американских вечерних комедийных шоу, 1960-е – 1990-е годы
Аннотация
Код статьи
S032120680007290-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Архангельская Ирина Борисовна 
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Выпуск
Страницы
108-123
Аннотация

В статье рассматривается развитие политического юмора в вечерних комедийных шоу США, среди которых «Хохмы Роуэна и Мартина», «Вечернее шоу с Джеком Пааром», «Вечернее шоу с Джонни Карсоном», «Вечернее шоу с Джеем Лино», «Субботним вечером в прямом эфире», «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом», «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом», с начала 1960-х годов до конца 1990-х. Определены основные этапы в истории американского вечернего юмора, выявлены популярные шоу и ведущие каждого десятилетия, формы презентации политических шуток, а также эпизоды и скетчи, сыгравшие значительную роль в политической жизни страны. Несмотря на то что в американских комедийных шоу второй половины ХХ века обсуждались острые темы, в целом политический дискурс в них был достаточно аполитичным, а сами передачи ориентированы в бóльшей степени на развлечение, чем на информирование. Формат юмористической передачи позволял политикам (Р. Никсону, Б. Клинтону, Э. Гору) предстать перед зрителями в новом образе. К концу 1990-х годов комедийные шоу стали популярной площадкой для продвижения политиков и включались в планы избирательных кампаний разного уровня.

Ключевые слова
вечерние комедийные шоу США, политический юмор, американские телевизионные шоу
Классификатор
Получено
03.06.2019
Дата публикации
29.10.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
3515
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Во многих странах, в том числе в США, юмор является частью огромной индустрии развлечения: он поднимает настроение аудитории, влияет на общественное мнение и даёт возможность владельцам СМИ, производителям медиаконтента и исполнителям заработать. Американский юмор – это бизнес, на который всегда есть спрос [Mitsche J. 2016: 4]. В эпоху, когда телевизионные новости неотделимы от развлечения [Postman N. 2005: 83-90], комедийные шоу востребованы, при этом политический дискурс стал их неотъемлемой частью.

2 Политический юмор в США, по мнению Л.Д. Рубина, должен ликвидировать разрыв между ожиданиями простых американцев от того, какой должна быть настоящая демократия, описанная отцами-основателями американской государственности, и реальностью, с которой они сталкиваются [Rubin L.D., 1997: 33-35]. Смеясь над ошибками и некорректным поведением политиков, зрители выражают своё негативное отношение к политическим игрокам, которых, они уверены, можно убрать со сцены за «плохое поведение» на следующих выборах.
3 Р.Л. Петерсон подчёркивает, что в США можно посмеяться над главой государства: не во всех странах это допустимо [Peterson R.L. 2009: 6]. Вместе с тем, юмор в вечерних комедийных шоу, по мнению исследователя, разрушает веру американцев в идеалы демократии [Peterson R.L. 2005: 20-21]. Поскольку шутка в прямом эфире может повредить карьере, создать непривлекательный и отталкивающий образ, превратить сакральное в предмет насмешки, к юмору на телевидении надо относиться серьёзно.
4 Однако американские комедийные шоу не только критикуют политиков, но и предоставляют им множество возможностей:
  • Паблисити. Появление в вечернем комедийном шоу с большой аудиторией делает человека узнаваемым.
  • Неформальная беседа с острыми репликами и колкостями, требующими хорошей реакции, даёт участникам шанс показать свои сильные стороны, закрепить сложившийся образ или разрушить существующий негативный стереотип.
  • Комедийное шоу – отличная площадка для нестандартной презентации предвыборной программы, атаки на конкурента, продвижения нужной повестки дня, формирования у аудитории необходимого отношения к ключевым вопросам современной экономики, политики культуры и др.
5 Политический юмор в американских вечерних комедийных шоу зародился в 1960-е годы и с тех пор менялся вместе со страной, став неотъемлемой частью её массовой культуры. В истории вечерних комедийных шоу разных лет можно выделить знаковые события, которые определили развитие индустрии юмора.
6

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР В АМЕРИКАНСКИХ ВЕЧЕРНИХ КОМЕДИЙНЫХ ШОУ В 19601970ГОДЫ

 

После того как в 1960–1970-х годах печатные американские СМИ стали терять свою аудиторию, телевидение стало основным каналом информирования населения [Макеенко М.И. 2010: 413]. Интерес к телевизионному политическому юмору в США в эти два десятилетия критики объясняют отсутствием серьёзной аналитики на основных телевизионных каналах [Wild N.M. 2014: 35]. Однако из-за шуток на политические темы некоторые комедийные проекты закрылись через несколько лет после первого выхода в эфир, несмотря на их высокий рейтинг и интерес к ним зрителей. Так, в разгар войны во Вьетнаме в 1967 г., популярный музыкальный дуэт братьев Смозерс запустил 50-минутное комедийное шоу «Час смеха братьев Смозерс» (The Smothers Brothers Comedy Hour) на канале Си-би-эс (CBS). Передача была ориентирована на молодёжную аудиторию и стала площадкой для выражения взглядов представителей контркультуры, которых не приглашали на мейнстрим-каналы. Шоу привлекало зрителей острой политической сатирой и яркими музыкальными номерами. Среди его гостей были группы «Джефферсон эйрплейн» (Jefferson Airplane), «Ху» (The Who), «Дооз»  (The Doors), дуэт Пол Саймон (Paul Simon) и Артур Гарфункель (Arthur Garfunkel), Пит Сигер (Pete Seeger), Рэй Чарльз (Ray Charles) и др. Антимилитаристские шутки привели к конфликту ведущих с редакцией передачи и её закрытию в 1969 г. [Bianculli D. 2009; Silverman D. 2007: 61].

7 Поскольку президент Ричард Никсон не раз был предметом насмешек в «Часе смеха братьев Смозерс», ряд критиков считает, что именно он способствовал закрытию программы [Bianculli D., 2009: xi-xii]. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих эту версию. Возможно, непопулярный у молодёжи P. Никсон казался многим гонителем свободы.
8

Братья Смозерс

9 Вице-президент Линдон Б. Джонсон, узнав о закрытии передачи, направил юмористам Смозерс письмо, которoе ведущие зачитали в последней передаче: «Когда над тобой смеются умные сатирики – это отчасти цена за руководство нашей великой и свободной страной. Вы подарили смех нашему народу. Пусть никогда мы не будем полны уныния и самомнения настолько, чтобы не ценить юмор в нашей жизни. [Bianculli D. 2009: 317]. Джонсон пытался выглядеть более открытым и близким молодёжной культуре, чем Никсон.
10 В 1960-е годы политики стали осваивать телевидение как площадку для коммуникации с избирателями. Стремясь разрушить сложившийся образ «старомодного и чопорного политика» [Whitfield S. J. 1985: 130], в августе 1960 г. Ричард Никсон и его супруга Пэт дали интервью Джеку Паару. Беседа прошла удачно. В сентябре 1960 г. Никсон из-за своего неумения держаться перед камерой потерпел поражение в президентских телевизионных дебатах с Джоном Ф. Кеннеди. Кандидат-республиканец винил гримёров и помощников в своей неудаче, но не оставил попыток «подружиться» с телевидением. Проиграв губернаторские выборы в Калифорнии, Никсон в 1963 г. снова появился в «Вечернем шоу с Джеком Пааром» (Tonight Starring Jack Paar, 1957–1962) в необычном амплуа пианиста. Вместе с группой скрипачей, которых ведущий представил как «15 специально отобранных представителей Демократической партии», он сыграл «Первый фортепианный концерт Ричарда Никсона» (Richard Nixon PianoConcerto1) [1]. Политику удалось показать себя с необычной стороны, а также заявить о своём желании продолжить борьбу за место на политическом Олимпе.
11

Ричард Никсон и Джек Паар, 1962

12 В 1968 г. появление Ричарда Никсона в «Хохмах Роуэна и Мартина» (Rowan & Martin's Laugh-In, 1968–1973) удивило многих. Сценарист шоу Пол Кейес предложил политику во время президентской избирательной кампании появиться в передаче и произнести популярную в «Хохмах» фразу «you bet your sweet bippy», которая означала «без всякого сомнения», «готов спорить», при этом «bippy» было абсурдистским словосочетанием и заменяло часть тела, которую не принято произносить на публике. Никсон отказался, но согласился произнести «sock it to me» («подавай на меня»), пришедшую из бейсбола команду, которая означала, что говорящий способен держать удар [2]. Организаторы шоу до последнего боялись, что Никсон откажется шутить в прямом эфире, но политик произнёс «sock it to me», и фраза стала популярной. Этот эпизод стал ещё одним примером возможности продвижения политиков, в том числе консервативных, в вечерних юмористических шоу.
13 В 1963 г. на смену Джеку Паару пришёл Джонни Карсон. В отличие от предшественника он не выглядел как представитель интеллектуальной элиты, а производил впечатление «своего парня» со Среднего Запада. Этот образ нравился большинству телезрителей. «Вечернее шоу с Джонни Карсоном» (The Tonight Show Starring Johnny Carson, 1962–1992), ориентированное на среднего американца, было одной из самых рейтинговых передач в США в 1960-е – 1980-е годы. Монолог ведущего, юмористический скетч, беседа с гостем в студии, музыкальный номер или выступление стендап-комика - такой была его структура [2]. Признанный «королём вечернего шоу» [Baumgartner J.C., Morris J.S., 2007: 55-56] Карсон собирал огромные аудитории у телеэкрана. На протяжении трёх десятилетий зрители были в неведении о том, каковы политические взгляды шоумена [Baumgartner J.C., Becker A.B., 2018]. Ведущий предпочитал голливудских звёзд политикам, но в 1960-е годы среди гостей его передачи были Ричард Никсон, Линдон Джонсон, Роберт Кеннеди, Губерт Хамфри. В шоу за время его существования приняли участие семь президентов и восемь вице-президентов США.
14 В беседах с политиками Карсон был осторожен и опасался того, что, шутя про политику, он может потерять свою аудиторию, а главное - задачей шоу считал не информирование или воспитание, а развлечение людей [Miller J. 2003: 276]. Вместе с тем, во время Уотергейтского скандала Карсон позволял себе острые шутки в адрес Никсона, заявляя, что политик является единственным президентом, чей «портрет написан художником из полицейского участка», а «каждый раз, когда кто-то лжёт, Никсон получает с этого комиссионные» [Robinson P.M., 2010: 190]. Уотергейт стал темой для шуток во многих юмористических шоу США. Возможно, сатирические монологи Карсона и других мастеров политического юмора в адрес P. Никсона дали журналистам сигнал о том, что президент по сути «политический труп» и его позволено открыто высмеивать. 9 августа 1974 г. под давлением общественности Никсон ушёл в отставку.
15 Карсон всегда учитывал общественное мнение, никогда не эпатировал и не шокировал зрителя. Его шутки были ожидаемы. Аполитичный, псевдо-сатирический подход Карсона, как позднее Джея Лино и Дэвида Леттермана, к освещению актуальных общественно-политических событий, был причиной успеха юмористов: никто из объектов шуток не был обижен, оскорблён, унижен. Шутя о политике, комики, как это ни парадоксально, оставались, вне политики.
16 Поскольку до появления кабельных каналов на телевидении существовала практика предварительной цензуры, режиссёрам и ведущим шоу приходилось соглашаться с требованиями руководства. Многие организаторы комедийных программ следовали предписанным правилам, проявляя осторожность в политическом дискурсе. Самоцензура ведущих шоу и строгий контроль руководства каналов за содержанием передач перед их выходом в эфир не позволили протестным настроениям 1960–1970-х годов проявиться в комедийных шоу. Вместе с тем, именно в этот период политический юмор нашёл своё место на телеэкране, а политики задумались о том, как использовать новый формат вечернего комедийного шоу для продвижения себя и своих идей.
17

ПОЛИТИКИ В ВЕЧЕРНИХ КОМЕДИЙНЫХ ШОУ 1980-х ГОДОВ

 

В 1980-е годы развлекательные передачи активно вытесняли информационно-аналитические на американском телевидении [Парканский А.Б., 2017: 57]. Юмористический контент пользовался спросом у телезрителей. С 1981 по 1993 г. Белый дом занимали президенты-республиканцы Рональд Рейган (1981–1989) и Джордж Х. Буш (1989–1993). Их консервативная политика всегда была под пристальным вниманием массмедиа, в том числе, юмористов в комедийных вечерних шоу. В 1980-е годы шутки на тему политики, помимо «Вечернего шоу с Джонни Карсоном», звучали в передачах «Субботним вечером в прямом эфире» (Saturday Night Live, 1975), «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом» (Late Night with DavidLetterman, 1982–1993). Поводом для смеха в передачах были личностные качества политиков, такие как забывчивость Рональда Рейгана, любовь Билла Клинтона к долгим речам, плохое знание Джорджем Бушем географии и внешней политики.

18 Джонни Карсон оставался одним из ключевых мастеров юмора своего времени. Он пародировал и Джимми Картера, и Рональда Рейгана. В 1983 г. в «Вечернем шоу с Джонни Карсоном» появился скетч, изображающий дебаты 1980 г. между кандидатами в президенты США Дж. Картером и Р. Рейганом, в котором Карсон исполнил роли обоих политиков [3]. Уходящий президент-демократ в эпизоде выглядел неуверенным, неубедительным и некомпетентным. Республиканец Рейган, напротив, на его фоне казался энергичным, неплохо разбирающимся во внутренней и внешней политике кандидатом, при этом создавалось впечатление, что ему заранее удалось ознакомиться с текстом выступления оппонента, поэтому персонаж «Рейган», посмеиваясь, на несколько минут раньше или одновременно произносит слова противника. Этот приём производил особенно комический эффект. Карсон, используя грим, имитируя речевые особенности обоих кандидатов, создал два антагонистичных образа. Возникало ощущение, что сам юморист больше симпатизирует Р. Рейгану. Архивное видео с этими «дебатами» в наши дни выглядит необычно. В последние несколько десятилетий ведущие шоу редко поддерживают республиканцев.
19 По наблюдениям критиков, монологи Джонни Карсона стали со временем длиннее. Ведущий, боясь, что зрители не в курсе последних новостей, делал вводную для разъяснения ситуации [Peterson R.L., 2005: 91]. Несомненно, для понимания шуток контекст имеет огромное значение, и комментарии ведущих помогали зрителям узнать об актуальных проблемах, скандалах и дискуссиях в Конгрессе или Сенате.
20 Именно участие в «Вечернем шоу с Джонни Карсоном» спасло карьеру молодого политика Билла Клинтона [4]. В 1988 г. телевизионный продюсер и режиссер Гарри Томейсон попросил ведущего пригласить в передачу своего друга, губернатора Арканзаса Билла Клинтона, неудачно до этого выступившего на съезде Демократической партии в Атланте. Вместо запланированной 15-минутной речи в поддержку Майкла Дукакиса Клинтон говорил более получаса на разные темы, чем вывел из себя аудиторию, которая недовольно гудела и свистела, призывая политика уйти. Томейсон убедил Карсона принять у себя политика, «который хорошо играет на саксофоне». 28 июля 1988 г. Клинтон появился в шоу. Поприветствовав гостя, Карсон до начала беседы поставил песочные часы, намекая на историю с затянувшимся выступлением, чем вызвал смех в зале. Ведущий представил публике политика, рассказав о его достижениях на посту губернатора штата Арканзас. Клинтону удалось проявить своё обаяние и остроумие, а в финале исполнить на саксофоне колыбельную «Летний день» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». За один вечер Клинтон снова превратился из неудачника «во всеобщего любимца»! [5].
21

Губернатор Арканзаса Билл Клинтон в «Вечернем шоу с Джонни Карсоном», 28.07.1988.

22

Шоу «Субботним вечером в прямом эфире» многие критики считают институтом, который способствовал развитию американской политической сатиры на телевидении [Kaplan А., 2015] и изменению проведения политических кампаний [Reincheld А. 2006,: 190]. Основателем, исполнительным директором и автором большинства пародий в первые годы шоу был Лорн Майклз. Он установил протокол 90-минутной передачи, которая состояла из юмористических реприз и музыкальных номеров, центральное место в шоу занимала скетч-пародия информационного вещания «Обзор недели» (Weekend Update). Состав актёров постоянно менялся. Сатирические пародии на известных политиков стали ключевым номером передачи. Именно они принесли известность шоу как в США, так и за их пределами. Широкий резонанс в 1970-е –1980-е годы получили пародии на Линдона Джонсона и Джимми Картера в исполнении Дэна Экройда; на Джеральда Форда (исполнитель Чеви Чейз), Джорджа Г.. Буша (исполнитель Дэррилл Эммонд). После удачного изображения президента Джеральда Форда, в шоу закрепилась традиция пародировать действующих президентов.

23 В течение президентства Р. Рейгана (1981–1989) юмористы шоу «Субботним вечером в прямом эфире» изображали тяжёлое экономическое положение простых американцев в период «рейганомики», а самого Рональда Рейгана высмеивали как лицемерного интригана, но при этом подчёркивали, что президент в курсе происходящего внутри страны и за рубежом, легко оперирует цифрами и фактами [6]. Этот образ разрушал стереотип не очень компетентного политика, каким Рейгана считали многие американцы.
24 Пародии Дана Карви (Dana Carvey) на президента Дж.Г. Буша также стали частью передачи «Субботним вечером». Заметно, что актёр симпатизировал своему персонажу. Дж. Буш в его исполнении мог вызвать смех, но не отрицательные эмоции. В скетче-пародии на дебаты 1988 г. между президентом Дж. Бушем (Дана Карви) и губернатором Майклом Дукакисом в исполнении Джо Ловица президент выглядел достойно. Стоит отметить, что сам Джордж Буш с симпатией относился к пародии на себя и несколько раз приглашал Карви выступить вместе с ним в Белом доме, в том числе на ежегодной встрече с журналистами [7].
25 Трудно представить, чтобы Дональд Трамп позвал в гости пародирующего его Алека Болдуина.
26 Выражая соболезнования по поводу смерти Дж. Буша-старшего в 2018 г., Карви тепло вспоминал бывшего президента, объясняя свою дружбу с ним тем, что в 1980–1990-е годы политика не была злой и юмористы не демонизировали персонажей, которых изображали.
27 Не всегда общественность одобряла появление политиков в комедийных шоу. В 1980 г. кандидат в президенты США, конгрессмен Джон Б. Адамс (1922–2017) выступил в программе «Субботним вечером в прямом эфире», но многие эксперты и журналисты усмотрели в этом нарушение сакральности политического процесса, в котором, как они полагали, всё должно проходить серьёзно, по установленным правилам [Wild N.M. 2014: 32]. Участие в шоу не помогло Адамсу одержать победу, не принесло ему известности.
28 В 1980-е годы шоу «Субботним вечером в прямом эфире» оставалось «беззубым» [Wild: 49]. Поддерживая в большей степени демократов, участники передачи критиковали представителей обеих партий, при этом их скетчи не отличались ни остротой, ни глубиной.
29 Политики в эти годы начали активно осваивать пространство комедийных шоу, стараясь использовать его для увеличения узнаваемости. Появление в передачах кандидатов, баллотирующихся в Конгресс или на должность президента США, стало обычным явлением. Юмор на политические темы тех лет нельзя назвать острым, скорее он был аполитичным и осторожным. Вероятно, и режиссёры, и ведущие предпочитали не конфликтовать с политическими элитами и оппозицией, боясь закрытия и коммерческих потерь, поскольку основные деньги шоу приносили спонсоры, крупные бизнес-корпорации, которым не нравились скандалы и конфликты в соседстве со своими брендами.
30

РАСЦВЕТ ВЕЧЕРНИХ КОМЕДИЙНЫХ ШОУ В 1990-е ГОДЫ

 

С начала 1990-х годов комедийные шоу стали высокорейтинговыми передачами, и между ними выросла конкуренция. Самыми популярными среди множества телевизионных комедийных передач в эти годы были «Субботним вечером в прямом эфире», «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» (Late Show with David Letterman, 1992–2015 гг.), «Вечернее шоу с Джеем Лино» (The Tonight Show with Jay Leno, 1992–2014). Дэвид Леттерман рассчитывал занять место Джонни Карсона, с которым он долгое время работал, но в 1992 г. на смену Карсону пришёл Джей Лино.

31 Появление политиков в комедийных шоу стало широко распространённым явлением. Многие ведущие понимали, какую важную роль в формировании текущей повестки дня, создании и закреплении имиджа политика играет участие в таких передачах. «Дорога в Белый дом идёт через меня», – заявлял Дэвид Леттерман [Lichter R.S., Baumgartner J.C., Morris J.S. 2007: 2].
32 Негативные шутки в адрес политиков могли нанести серьёзный урон их репутации. Хотя для объявления человека виновным не было юридических оснований, острая шутка способна была нанести непоправимый удар.
33 Вечерние шоу развивали актуальные темы, которые поднимались в СМИ. Джей Лино утверждал, что шутить можно только над тем, что знакомо зрителям и ранее многократно обсуждалось в телевизионных или радиопередачах, газетах и журналах, в противном случае, аудитория не поймёт, о чём идёт речь [Peterson R.L. 2009: 91].
34 «Вечернее шоу с Джеем Лино» в основе своей сохраняло структуру передач Джонни Карсона: вводный монолог ведущего на актуальную тему (около десяти минут); небольшие юмористические скетчи; эпизод с документальными кадрами «Корреспондент вечернего шоу» (Tonight Show correspondent) или «Газетные заголовки» (Headlines), в финале встреча с гостями в студии. Монологи, интервью с политиками, спортсменами, представителями шоу-бизнеса и другими «знаменитостями дня» стали обязательными элементами обоих шоу. Выбор гостя в передачах был обусловлен интересом к нему аудитории и самого ведущего. При подготовке передач изучались рейтинги популярности потенциальных гостей и публикации о них, проводились самостоятельные исследования предпочтений аудитории. Участие в шоу для приглашённых было бесплатным. Помимо интересов зрителей, руководство каналов учитывало мнения акционеров и спонсоров, при детальном анализе юмористических шоу можно заметить осторожность в выборе объектов и содержания шуток.
35 «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» по своей структуре во многом повторяло шоу Лино. Особое место в финале передачи занимал рейтинг «Десять самых» (Top Ten List) [8].
36 Дэвид Леттерман и Джей Лино стремились выглядеть беспристрастными наблюдателями. Как и Карсон, Джей Лино полагал, что, если он заявит открыто о своих политических пристрастиях, от него отвернётся половина зрителей и спонсоров [Peterson R.L. 2005: 88]. Вместе с тем, анализ видеосюжетов комедийных шоу, свидетельствует о том, что Лино в большей степени симпатизировал республиканцам, а Леттерман – демократам. Шоу «Субботним вечером в прямом эфире» последовательно поддерживало демократов.
37 Все громкие скандалы 1990-х: судебное разбирательство дела О. Дж. Симсона, сексуальные скандалы Билла Клинтона, а также политическая борьба в Конгрессе и президентские выборы обсуждались в комедийных передачах. В 1990-е годы ведущие шоу продолжали беззлобно подтрунивать над личностными качествами политиков: возрастом Боба Доула или Джорджа Буша-старшего, любвеобильностью Билла Клинтона, эксцентричными заявлениями бизнесмена и политика Росса Перо (Ross Perot). В «Субботнем вечере в прямом эфире» обсуждались не только личности, но и серьёзные проблемы текущей политики, в том числе волнения в Лос-Анжелесе 1992 г., вызванные убийством полицейскими афроамериканца Родни Кинга, политические программы кандидатов. Участие в комедийных шоу стало частью кампании кандидатов на выборах. Борясь за пост президента США, Билл Клинтон появлялся во многих вечерних шоу.
38 Некоторые политики, например, вице-президент Эл Гор, стремились изменить свой имидж. Гора считали занудой, вместо Эл Гор (Al Gore) недоброжелатели называли его Al Bore (Эл зануда). В шоу Дэвида Леттермана в 1993 г. Гор рискнул посмеяться над собой. «Как найти Эла Гора в комнате, полной агентов секретной службы?» – спросил он ведущего и сам ответил: «Из всех он самый неподвижный». Во второй части беседы Гор продемонстрировал своё неприятие бюрократии. Надев специальные очки, вместе с Д. Леттерманом он разбил две пепельницы и пояснил, что именно так проводят испытание на безопасность стеклянных предметов в Белом доме. В финале Гор представил в традиционной рубрике «Десять самых» (Тop 10) свою версию, почему хорошо быть вице-президентом. Одна из причин звучала так: «Не нужно быть смешным, чтобы попасть на шоу Дэвида Леттермана» [9].
39 Появление Гора в комедийных вечерних шоу было частью кампании, которую запустила команда президента Билла Клинтона, стремясь наладить общение с молодёжью. По мнению критиков, участие в юмористической передаче помогло Гору не только добавить новые краски к своему образу, но и укрепить доверие между правительством Билла Клинтона и молодыми американцами [Phillips D.T. 2008: 153].
40

Эл Гор в «Вечернем шоу с Дэвидом Леттерманом», 08.10.1993 г.

41 Политики путешествовали из одного шоу в другое. Бывшего борца, губернатора Миннесоты Джесси Вентуру можно было встретить и в шоу Дэвида Леттермана, и в шоу Джея Лино [10]. Политику удавалось превратить шутливую беседу в свой отчёт перед избирателями. Из интервью с ним можно узнать о беспокойстве губернатора о бюджете своего штата, меняющихся намерениях бизнесмена Дональда Трампа баллотироваться в президенты США в 2000 г. Вентура мало шутил, но тот факт, что бывший борец по кличке «Тело» (Body) свободно рассуждает о налогах и бюджете штата, удивлял зрителей: любая шутка губернатора сопровождалась смехом в зале.
42 Леттерман и Лино часто делали вид, что они далеки от политики, и, хотя никто не верил ведущим, этот приём помогал гостям чувствовать себя свободно и уверенно при обсуждении предложенных тем.
43 Такие политики, как Билл Клинтон с его многочисленными сексуальными скандалами, гармонично становились мишенями для юмористов (Gardner G. 1994: 17-19). Критики подсчитали, что среди политических острот в шоу Джея Лино больше всего досталось Биллу Клинтону (4607 шуток за 22 года существования шоу). В 1998–1999 гг. Дэвид Леттерман постоянно посвящал Клинтону и его женщинам рубрику «Десять самых». Особенно злыми были шутки в адрес Моники Левински, за них много лет спустя Леттерман извинился в открытом эфире [11].
44 В мае 1999 г. Левински была гостей «Субботнего вечера» в прямом эфире. Однако её появление в шоу не было столь популярным как десять скетчей 1998–1999, в которых Монику сыграла Молли Шэннон. Шутки на тему сексуальных историй Билла Клинтона были острыми, но, тем не менее, ведущие не пересекали черту: президент в них оставался обаятельным, активным, компетентным в области внутренней и внешней политики.
45 Леттерман и Лино знакомили зрителей с политиками, способствовали увеличению их популярности, но их передачи не были остросатирическими по своему характеру и не формировали тренды в политике.
46 Шоу «Субботним вечером в прямом эфире» до 2000 г. также не отличалось остротой. Контент юмористических шоу 1990-х соответствовал правилам политической корректности, радикально левые и коммунистические взгляды исключались (маккартизм научил деятелей культуры и шоу-бизнеса быть предельно осторожными).
47 Только с развитием платного кабельного телевидения появилась возможность создавать телевизионные продукты, которые были бы в большей степени зависимы от рейтингов, чем от мнения главных редакторов и спонсоров. Политическая сатира в вечерних комедийных шоу США 1990-х годов началась с «Ежедневного шоу» (The Daily Show), появившегося на канале «Комеди сентрал» (Comedy Central) вместо передачи «Политически некорретно» (Politically Incorrect) 22 июля 1996 г. В 1998 г. ведущим шоу стал Джон Стюарт, и передача была переименована в «Ежедневное шоу с Джоном Стюартом» (The Daily Show with Jon Stewart). Он не боялся перейти границы дозволенного, и политика заняла в его шоу центральное место. Передача, формировала повестку дня, сообщала новости и учила критическому мышлению. Пародируя популярные новостные программы ключевых американских каналов, Стюарт позиционировал проект как фейк-ньюс.
48 11 сентября 2011 г. повергло американцев в шоковое состояние. Трагедия повлияла и на характер дискурса в вечерних комедийных шоу. Объектом сатиры стали внешние враги: Усама бен Ладен и Садам Хуссейн. Закончилась эпоха аполитичных ведущих.
49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С 1960-х годов вечерние телевизионные комедийные шоу стали частью поп-культуры США. В 1960–1970-е годы политический юмор вызывал интерес у простых американцев: война во Вьетнаме, экономические проблемы и т.п. Однако цензура руководства каналов контролировала ведущих и сценаристов в выборе объектов и содержании шуток. Те, кто не следовал правилам, как братья Смозерс, вынуждены были уйти со своим шоу из эфира.

50 Известные ведущие юмористических передач Джек Паар и Джонни Карсон помогали своим гостям, в том числе президентам и вице-президентам, наладить общение с электоратом, поправить» свой имидж, но при этом они оставались нейтральными наблюдателями.
51 Шоу «Субботним вечером в прямом эфире» с 1960-х годов находилось в поиске оптимального формата. Большое внимание его организаторы уделяли музыкальным номерам, но политическая тематика со временем стала неотъемлемой частью передачи, а пародии на президента – её визитной карточкой.
52 Президенты-республиканцы (Р. Никсон, Р. Рейган, Дж. Буш-старший) были удачной мишенью для шуток в комедийных передачах 1980-х годов. Однако юмор не был оскорбительным и агрессивным. Политики понимали, что участие в шоу вызывает к ним интерес аудитории и старались показать себя с лучшей стороны, иногда раскрывая свои музыкальные или артистические таланты.
53 В 1990-е годы комедийные вечерние передачи стали площадкой для предвыборной агитации, борьбы за голоса избирателей. Шоу Дэвида Леттермана и Джея Лино конкурировали и одновременно копировали друг друга. Они развлекали и информировали. Их считали барометром политической жизни США. Политики активно использовали формат комедийного шоу во время избирательных кампаний, поскольку не определившаяся с выбором аудитория могла принять решение на основе впечатлений от кандидатов, которые возникали в результате их участия в развлекательных передачах.
54 События 11 сентября 2001 г. изменили дискурс американского телевизионного юмора. Видеоматериалы комедийных шоу после 11 сентября 2001 г. заслуживают специального анализа и являются предметом другого исследования.
55

ИСТОЧНИКИ

 

[1] Richard Nixon at Tonight Starring Jack Paar, 08.03.1963. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[2] What Does You Bet Your Sweet Bippy Mean? Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019); Sock It To Nixon [Rowan & Martin's Laugh-In] George Schlatter. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[3] The Tonight Show Starring Johnny Carson: 07.29.1983...Carter/Reagan Debate -Newest Cover Popular Re. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[4] Goldshan T. Bill Clinton's first major appearance at a convention almost destroyed his career Vox. Jul 26, 2016. Available at: >>>> (aссessed: 22.05.2019); The Associated Press: Carson helped Clinton turn it around Jan. 23, 2005. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019

[5] Clinton's Carson Appearance. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019); Bill Clinton on The Johnny Carson Show 1988. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[6] Reagan Brand Economics – Saturday Night Live/ Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019); President Reagan, Mastermind – SNL. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[7] Higgins B. Hollywood Flashback: Dana Carvey Did His Bush at the White House in 1992. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[8] Lee A. Jay Leno's Top 'Tonight Show' Joke Targets: Bill Clinton, O.J. Simpson. Feb.05. 2014. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[9] 1993 Vice President Al Gore on David Letterman. Part 1. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019). 1993 Vice President Al Gore on David Letterman. Part 2. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[10] Jesse Ventura 5/26/1999 Jay Leno Interview. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

[11] Yahr E., Barbara Walters, David Letterman have a fascinating conversation about Monica Lewinsky. May 15, 2014. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019); Cold Opening: Monica Lewinsky - Saturday Night Live. Available at: >>>> (accessed: 22.05.2019).

Библиография

1. Макеенко М.И. (2010). Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М.: Издательство Московского университета. 556 с.

2. Парканский А.Б. (2017). Сегодня и завтра американского телевидения. США & Канада: экономика, политика, культура. № 7 (571), С. 42–61.

3. Baumgartner J.C., BeckerA.B. (eds.) 2018. Political Humorina Changing Media Landscape: A New Generation of Research. L.: Lexington Books. 352 р.

4. Baumgartner J.С., Morris J.S. (eds.) 2007. Laughing Matters: Humor and American Politics in the Media Age. NY: Routledge. 388 р.

5. Bianculli D. (2009) Dangerously Funny: The Uncensored Story of «The Smothers Brothers Comedy Hour». N.Y.: Simon and Schuster. 432 р.

6. Gardner G. (1994) Campaign Comedy: Political Humor from Clinton to Kennedy (Humor in Life and Letters Series). Detroit: Wayne State University. 256р.

7. Kaplan A. (2015) Saturday Night Live: Shaping TV Comedy and American Culture. NY. 21st Century Books 64 p.

8. Lighter R.S., Baumgartner J.С., Morris J.S. 2014. Politics Is a Joke!: How TV Comedians Are Remaking Political Life. NY, L.: Routledge. 272 р.

9. Miller J. (2003) From the Great Plains to L.A.: the Intersecting Paths of Lawrence Welk and Johnny Carson. The Virginia Quarterly Review. March, 79 (2): 265–279.

10. Mitsche J. (2016) Funny Haha: The Philosophy of Laughter in Three Easy Chapters (Plus One). Kindle edition. Amazon Digital Services LLC. Available at: https://www.amazon.com/Funny-Haha-Philosophy-Laughter-Chaptersebook/dp/B01M9IAKSK/ref=sr_1_8_sspa?s=books&ie =UTF8&qid=1522763834&sr=1-8-spons&keywords=humor+theory&psc=1.

11. Peterson R.L. (2009). Strange Bedfellows: How Late-Night Comedy Turns Democracy into a Joke. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. 280 р.

12. Peterson R.L. (2005). Strange Bedfellows: The Politics of Late-Night Television Comedy. PhD thesis, Iowa: the University of Iowa, 293 р.

13. Phillips D.T. (2008). The Clinton Charisma: A Legacy of Leadership. NY: St. Martin's Griffin. 256 р.

14. Postman N. (2005). Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. NY: Penguin Books. 208 р.

15. Reincheld A. (2006). Saturday Night Live and Weekend Update: The Formative Years of Comedy News Dissemination. Journalism History. Vol. 31, No. 4: P. 190–197.

16. Robinson P. M. (2010) The Dance of the Comedians: The People, the President, and the Performance of Political Stand-Up Comedy in America. Amherst and Boston: University of Massachusetts Press. 272 р.

17. Rubin L.D. (1997) The Great American Joke // The Humor Prism in 20th Century American Society. Ed. J. Boskin. Wayne State University Press: 33–46.

18. Silverman D. S. (2007) You Can’t Air That: Four Cases of Controversy and Censorship in American Television Programming. Syracuse, NY: Syracuse University Press. 181 р.

19. Whitfield S.J. (1985) Richard Nixon as a Comic Figure. American Quarterly. (Spring), 37 (1). Special Issue: American Humor. Р. 114–132.

20. Wild N.M. (2014) Political Criticism and the Power of Satire: The Transformation of «Late-night» Comedy on Available at: https://www.youtube.com/watch?v=U0Jf2T-4Lhg (accessed: 22.05.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести