Canadian Studies at the XII RISA Convention
Table of contents
Share
Metrics
Canadian Studies at the XII RISA Convention
Annotation
PII
S268667300008059-4-1
DOI
10.31857/S268667300008059-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yury Akimov 
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Kristina Minkova
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Edition
Pages
106-112
Abstract

The article features reports on Canadian issues presented at the XII Convention of the Russian International Studies Association (RISA), which was held on October 21–22, 2019 at MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. These presentations were included in the program of three sections. They addressed a wide range of issues related to various aspects of Canada’s home and foreign policy, Russian-Canadian relations, which were examined in the context of the results of the general elections held on October 21. A number of reports featured the 50th anniversary of the adoption of the Law on official languages in Canada and were devoted to the language policy of Canada and Québec.

Keywords
RISA, Russian-Canadian relations, paradiplomacy, Arctic
Received
28.10.2019
Date of publication
20.01.2020
Number of purchasers
33
Views
515
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 8.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 21–22 октября 2019 г. в МГИМО(У) МИД РФ, отмечающем в эти дни своё 75-летие, прошёл XII Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ). Тема Конвента, являющегося крупнейшим и авторитетнейшим форумом международников, проводящимся в нашей стране, была сформулирована следующим образом: «Мир регионов vs регионы мира». На пленарных и секционных заседаниях обсуждались наиболее актуальные вопросы глобальной и региональной политики современности, теории и истории международных отношений, разные аспекты международного сотрудничества.
2 Отличительной чертой XII конвента стало то, что на нём была достаточно широко представлена канадская проблематика. Доклады, посвящённые различным аспектам внутренней и внешней политики Канады, российско-канадских отношений, прозвучали на трёх секциях.
3 Прежде всего, следует отметить секцию «Парадипломатия регионов: вызовы и возможности», организованную профессором кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, руководителем Санкт-Петербургского отделения Российского общества изучения Канады (РОИК) Ю.Г. Акимовым. Канадские провинции, с одной стороны, являются пионерами парадипломатии, а с другой – одними из наиболее заметных субнациональных акторов на международной арене. Поэтому неслучайно, что данная секция привлекла внимание специалистов-канадоведов, представляющих различные научные центры Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
4 В начале работы секции в вводном докладе Ю.Г. Акимов кратко охарактеризовал становление парадипломатии как относительно нового явления в международных отношениях, подчеркнув роль и значение канадского (и особенно квебекского) опыта. Основное внимание он уделил внутренним и внешним факторам, влияющим на уровень международной активности того или иного субнационального актора, а также проблеме взаимосвязи парадипломатии субъектов федераций и внешней политики федерального центра. Докладчик отметил специфику международной деятельности субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации внешней политики страны, и предложил новое определение данного явления – вспомогательная (или оксилиарная) парадипломатия.
5 Данную тему развил глава Татарстанского отделения РОИК, заведующий кафедрой социально-юридических дисциплин Академии социального образования (Казань) В.Г. Холоднов, указавший на важность исследований международных связей регионов в условиях глобализации, отягощённой санкционной политикой западных стран. Он отметил, что, хотя в сегодняшней ситуации именно сотрудничество на субнациональном уровне имеет наибольшие перспективы, сами регионы России зачастую слабо заинтересованы в развитии своих внешних (в том числе и внешнеэкономических) связей, отдавая их на откуп федеральному центру.
6 Сразу три доклада затрагивали вопросы, связанные с российско-канадским сотрудничеством в Арктике. Программный менеджер Российского совета по международным делам Н.С. Вяхирева сосредоточила своё внимание на современном состоянии и перспективах развития отношений Канады и России в Арктике в контексте канадской предвыборной кампании (в день проведения заседания секции были озвучены первые итоги всеобщих выборов). Было отмечено, что одним из немногих направлений взаимодействия двух государств остаётся участие в решении вопросов Арктического региона, в частности подходы к выстраиванию отношений с неарктическими государствами. Это связано с тем, что одна из важных тенденций, наблюдаемых в Арктическом регионе в последние годы, – наращивание деятельности внерегиональных стран. Н.С. Вяхирева также проанализировала позиции лидеров ведущих политических партий Канады (и соответственно потенциальных кандидатов на пост премьер-министра) по вопросам арктической политики, взаимодействию с Россией и с неарктическими государствами в Арктике.
7 В докладе доцента кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета М.Л. Лагутиной были рассмотрены различные аспекты участия российских регионов в международном сотрудничестве в Арктике. Было отмечено, что субъекты Северо-Западного федерального округа РФ заметны в деятельности таких международных организаций, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона и др. Внутригосударственные регионы таким образом становятся самостоятельными акторами современной мировой политики, и, хотя не являются субъектами международного права (а обладают лишь признаками субъекта международного права), они достаточно успешно реализуют внешние связи в различных областях (торговля, культура, спорт и т.д.).
8 М.Л. Лагутина противопоставила высокую вовлечённость российских регионов в международное сотрудничество на трансрегиональном уровне гораздо более низкому уровню их взаимодействия друг с другом в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Действительно, активно участвуя в работе ведущих арктических межрегиональных организаций в Арктике, развивая двусторонние связи с регионами других арктических стран, реализуя проекты в различных сферах, российские арктические регионы практически не взаимодействуют между собой, а зачастую и находятся в состоянии жёсткой конкуренции. В связи с этим в 2019 г. на официальном уровне был выдвинут концепт формирования «опорных зон развития Арктики», предусматривающий подход к развитию арктической территории как целостного проекта – арктического макрорегиона, в рамках которого предполагается интенсификация межрегиональных связей и создание единой системы регионального управления АЗРФ.
9 Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, президент Российского общества изучения Канады Т.Р. Кузьмина рассказала о канадском опыте лоббирования интересов северных регионов на различных уровнях. В её докладе были затронуты, в частности, проблемы, связанные с демографическими процессами, происходящими в настоящее время в арктических районах Канады. В них наблюдается постоянный прирост аборигенного населения, что приводит к значительным изменениям в социально-экономической сфере. Средний возраст жителей там ниже общенационального на 16 лет и составляет 24,1 года. Весьма велико различие и по другим показателям – так, уровень образования северян существенно ниже общеканадского, а безработица среди них значительно выше. Сегодня перед аборигенным сообществом Канады остро стоят задачи, связанные с сохранением своей общности, её культурным и образовательным развитием, преодолением транспортной изоляции Севера от остальной части страны и переориентация экономики на интересы коренных жителей. Т.Р. Кузьмина отметила, что группы интересов коренного населения Канады используют несколько достаточно мощных каналов влияния на принятие решений федеральными политиками. Прежде всего, это общественное мнение, интернет-ресурсы и средства массовой информации. Кроме того, сообщество коренных народов продемонстрировало транснациональный подход, используя каналы влияния на канадское правительство извне – через международные организации коренных народов и представителей ООН, которые обратили внимание на сложное положение коренных народов в Канаде. В случае необходимости аборигенные сообщества могут нанимать платных лоббистов, которые профессионально отстаивают их интересы в судах и других органах федеральной и провинциальной власти.
10 Старший преподаватель кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета К.В. Минкова посвятила свой доклад экономическому сотрудничеству канадских регионов и России. Она отметила, что резкое ухудшение политических отношений между Москвой и Оттавой, произошедшее после начала украинского кризиса 2014 г., безусловно, оказало значительное негативное влияние на динамику развития торговых связей между нашими странами. Однако если политические отношения между Россией и Канадой, по крайней мере на уровне федерального центра, остаются стабильно неблагоприятными, то экономические связи после существенного спада, пришедшегося на 2016 г., в 2017 г. пережили краткий период «потепления». В 2018 г. они вновь пошли на спад, который, однако, заметен далеко не во всех провинциях.
11 Так, в Онтарио и Саскачеване показатели экспорта в Россию в 2017 г. вплотную приблизились к данным 2014 г. Экспорт Британской Колумбии в Россию значительно снизился в 2015–2016 гг., зато в 2017 и 2018 г. показал устойчивый рост. В кризисные 2015–2016 гг. импорт из России в Онтарио, Манитобу и Саскачеван существенно вырос. Импорт в Британскую Колумбию переживал спад, однако уже в 2017 г. наметился устойчивый рост, и показатели 2018 г. значительно превысили данные за 2014 г. Основываясь на статистических данных, К.В. Минкова предположила, что экономические интересы зачастую заставляют провинции взаимодействовать с Россией более активно, чем это делает федеральный центр.
12 Аспирантка кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета А.Ю. Косова в своём докладе разобрала «кейс», связанный с отношениями городов-побратимов Тимашевска (Краснодарский край) и Летбриджа (провинция Альберта). Отношения между ними завязались в годы Второй мировой войны, когда канадский город взял «шефство» над советским, очень сильно пострадавшим от гитлеровских захватчиков. А.Ю. Косова отметила, что контакты между Летбриджем и Тимашевском вновь активизировались с началом перестройки. В рамках побратимства проводились культурные и образовательные обмены, российской стороне оказывалась медицинская помощь. Сейчас отношения между Летбриджем и Тимашевском развиваются не столь активно, как в конце 1980-х – начале 1990-х годов, однако интерес к сотрудничеству по-прежнему сохраняется.
13 Четыре доклада, посвящённые Канаде, были сделаны участниками секции «Мир регионов в зеркале полилингвизма», организованной преподавателем факультета журналистики Московского государственного университета, главным редактором международного альманаха «Северные грани» Е.Ф. Овчаренко. Следует подчеркнуть, что данная секция была посвящена нескольким юбилейным датам, одной из которых стало отмечающееся в этом году 50-летие принятия в Канаде закона «Об официальных языках» (1969), ознаменовавшего переход страны к англо-французскому двуязычию. Поэтому не случайно, что докладчики-канадоведы остановились на различных аспектах канадской/квебекской языковой политики и языковой ситуации.
14 Так, профессор Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова А.Н. Учаев в своём докладе вскрыл специфику билингвизма в вооружённых силах Канады. Он отметил, что хотя они являются весьма консервативным институтом, переход к двуязычию в них прошёл более эффективно, чем в канадском обществе в целом. Были созданы англофонные, франкофонные и двуязычные подразделения, установлены жёсткие языковые требования к претендентам на офицерские должности.
15 Профессор СПбГУ Ю.Г. Акимов на этой секции выступил с докладом, посвящённом соотношению двуязычия в Канаде и языковой политики, проводящейся с 1970-х годов в провинции Квебек, нацеленной на «франсизацию» различных сторон жизни квебекского общества. По его мнению, это непосредственно связано с различными моделями национального строительства и социальной интеграции, которых придерживаются Квебек (интеркультурализм) и «Остальная Канада» (мультикультурализм).
16 Квебекская проблематика была затронута в докладе доцента кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ им. М.В. Ломоносова К.С. Романова. Он сопоставил художественные тексты двух известных квебекских писателей: «Speak White» Мишель Лалонд (1968) и «Speak What» Марко Миконэ (1989). В то время как в первом тексте речь идёт о дискриминации носителей французского языка со стороны англофонов, во втором, написанном два десятилетия спустя, говорится о проблемах, с которыми сталкиваются не-франкофоны Квебека.
17 В докладе Е.Ф. Овчаренко, посвящённом медиарегионализму и медиабилингвизму в СМИ Квебека, было отмечено, что первое печатное издание Квебека – «Квебекская газета» – было двуязычным с момента своего появления в 1764 г., т.е. более чем за 200 лет того, как был принят «Об официальных языках». Однако сегодня в провинции сосуществуют две системы СМИ – франкоязычная и англоязычная. На фоне официального билингвизма единственная франкоязычная провинция Канады основой своей информационной политики сделала медиарегионализм. По сути, квебекские СМИ противостоят федеральной доктрине «одна страна – одна нация, говорящая на двух языках». Е.Ф. Овчаренко предположила, что политика медиарегионализма для Квебека – это средство выживания в англоязычном окружении: 95% газет современной Канады издаётся на английском языке и лишь 5% – на французском. Однако медиарегионализм имеет обратную сторону: ни одно франкоязычное СМИ провинции не стало общенациональным, в отличие, например, от англоязычной «Газетт» (когда-то двуязычной «Газетт де Монреаль»). Автор доклада отметила, что тенденция к медиарегионализму сохранится и в ближайшее время.
18

В работе англоязычной секции «Возможности глобального управления в эпоху потрясений: интересы России в БРИКС и “Группе двадцати”», проводившейся при участии ряда иностранных дипломатов и ведущих российских исследователей в данной области, принял участие поверенный в делах Канады в России Стефан Жобен с докладом на тему «G20 и БРИКС: взгляд из Канады». Отметив, что «Канада с интересом смотрит на развитие БРИКС», г-н Жобен исключил возможность присоединения Канады к этому альянсу. Канадский дипломат подчеркнул важную роль Канады в идее создания «двадцатки» наиболее эффективного международного форума современности.

19

Помимо выступлений с докладами и участия в дискуссии эксперты-канадоведы получили уникальную возможность на полях Конвента по горячим следам обсудить результаты всеобщих выборов в Канаде, результаты которых были оглашены во второй день работы конференции.