Personalities and Priorities of the New Canadian Cabinet
Table of contents
Share
Metrics
Personalities and Priorities of the New Canadian Cabinet
Annotation
PII
S268667300008241-5-1
DOI
10.31857/S268667300008241-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgenia Issraelyan 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
61-77
Abstract

The article analyses the composition and priorities of the new Canadian Cabinet, which was formed by Prime Minister Justin Trudeau after he federal elections-2019. The new cabinet, like the first group of ministers J. Trudeau picked four years ago, is young – the median age is 49. As before, the Cabinet is gender balanced and includes an equal number of women and men. However, the new cabinet, unlike the previous one, is a "minority government." Moreover, it is imbalanced and has profound regional disproportions. Almost half of the ministers come from Ontario, while Alberta and Saskatchewan are not represented in the cabinet at all. This will create serious difficulties in the development and implementation of government policies. The priorities of the new government were announced in the speech from the throne at the opening of the 43rd federal parliament. As expected, the main provisions of the speech coincided with the points of the Liberal Party election platform. The idea of national reconciliation and harmony, which will be the main task of the new cabinet, was the keynote of the speech from the throne.

Keywords
domestic policy of Canada, Canadian government, “minority government, Prime Minister of Canada, Canadian parliament, Liberal Party of Canada, Quebec Bloc Québécois, Alberta, Saskatchewan
Received
16.12.2019
Date of publication
10.02.2020
Number of purchasers
38
Views
1007
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Одержав нелегко доставшуюся победу на федеральных выборах 2019 г., избранный на второй срок премьер-министр Канады Дж. Трюдо приступил к формированию правительства. Ему не удалось повторить блестящий электоральный результат 2015 г., когда либералы получили абсолютное большинство мест в парламенте и наибольшее число голосов избирателей [Комкова Е.Г. 2020]. Итог кампании 2019 г. был для либералов гораздо более скромным: они смогли создать лишь «правительство меньшинства», проиграв своим главным соперникам – консерваторам по количеству голосов электората.

2 «Правительства меньшинства» – отнюдь не редкость для политического ландшафта Канады. С начала 1950-х годов у власти в Канаде было девять таких правительств, причём некоторые из них вошли в историю как очень успешные. К положительным моментам аналитики относят готовность партий к рассмотрению альтернативных предложений, склонность к уступкам и компромиссам.
3 Вместе с тем формат «правительства меньшинства» создаёт определённые сложности для победившей Либеральной партии. Во-первых, при разработке законодательных инициатив либералам придётся «оглядываться» на оппозицию, которая может блокировать их инициативы или выносить вотум недоверия. Например, за последние 10 лет два кабинета министров в Канаде были вынуждены уйти в отставку после вынесения им вотума недоверия – правительство П. Мартина (в 2005 г.) и правительство С. Харпера (в 2011 г.).
4 Во-вторых, Дж. Трюдо придётся уделять гораздо большее внимание своему собственному кокусу и позициям заднескамеечников (в Вестминстерской системе это рядовые члены Парламента, не являющиеся министрами, членами теневого кабинета, парламентскими партийными организаторами или официальными представителями). При «правительстве большинства» их влияние на законодательный процесс относительно невелико, в то время как в условиях меньшинства возрастающее значение приобретает каждый голос. В-третьих, как показал опыт, «правительства меньшинства», обычно недолговечны: в среднем они живут полтора-два года, намного меньше обычного четырёхлетнего срока.
5

КАБИНЕТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ КАНАДЫ

 

Учитывая все эти соображения, Дж. Трюдо тщательно и продуманно подбирал кандидатуры членов нового кабинета. На его формирование ушёл целый месяц интенсивных консультаций с лидерами оппозиционных партий, главами провинциальных правительств, ведущими деятелями Либеральной партии и советниками, принадлежащими к «внутреннему кругу» Дж. Трюдо. Напомним, что распределение министерских портфелей в 2015 г. заняло всего две с лишним недели, прошло на пике послевыборной эйфории, поспешно, без должного внимания к опыту политического руководства кандидатов и навыкам работы в команде. Позже выяснилось, что многие назначенцы не соответствуют своим должностям, не соблюдают этических норм или не умеют общаться с подчинёнными. В результате кабинет первого правительства Дж. Трюдо пережил немало перестановок, отставок и громких скандалов, которые нанесли серьёзный репутационный ущерб либералам. Составляя новый кабинет, Дж. Трюдо старался не повторять прошлые ошибки.

6 В канадском политическом лексиконе термины «правительство» и «кабинет» часто употребляются как взаимозаменяемые, однако это не совсем точно. Правительство Канады – центральный орган исполнительной власти. Оно состоит из монарха, делегирующего свои полномочия генерал-губернатору, и Тайного совета Канады, члены которого назначаются генерал-губернатором для содействия в управлении государством. Юридически кабинет представляет собой один из комитетов Тайного совета Канады, однако на практике это единственный активно действующий комитет в его рамках. Он работает под руководством премьер-министра, а его члены имеют высокий статус членов Тайного совета [Данилов С.Ю., Шило В.Е. 1991:100].
7 Наличие короны, генерал-губернатора и Тайного совета – компонентов государственно-политического механизма Вестминстерской системы – во многом архаично и является данью историческим традициям. Номинально монарх – глава исполнительной власти в Канаде, однако реальное руководство страной осуществляет кабинет министров [Экономика и политика Канады. 2013:18]. Кабинет министров в Канаде обладает очень широкими полномочиями: он выполняет как административно-управленческие, так и многие законодательные функции, обычно принадлежащие парламенту. Рассмотрение предложений кабинета на заседаниях Палаты общин и Сената обычно заканчивается их принятием, иногда после внесения некоторых поправок. Исключительным правом кабинета является разработка финансовых и налоговых законопроектов, прежде всего, государственного бюджета. По мнению российских исследователей С.Ю. Данилова и В.Е. Шило, «кабинет не только негласно узурпировал часть былых важнейших полномочий парламента, он обладает и прямой законодательной властью» [Данилов С.Ю., Шило В.Е. 1991:113].
8

Как правило, федеральные кабинеты Канады носят однопартийный характер. В соответствии с обычаями британского парламентаризма и в отличие от внутриполитических реалий США, члены канадского кабинета выбираются премьер-министром из числа депутатов парламента. Предпочтение отдаётся членам Палаты общин, так как сенаторы в Канаде назначаются, что позволяет им находиться за пределами даже формального контроля со стороны избирателей. Сенатор может быть включён в состав кабинета, например, в тех случаях, когда какая-то провинция не представлена или слабо в нём представлена. Такие прецеденты – скорее редкость, чем правило политической практики страны. Кстати, подобным вариантом не воспользовался и Дж. Трюдо при комплектовании своего кабинета после тяжёлого проигрыша в западных провинциях на выборах 2019 года1.

1. Либералы не получили ни одного мандата ни в Альберте, ни в Саскачеване.
9 Кабинет формируется следующим образом: после федеральных выборов генерал-губернатор приглашает в свою резиденцию лидера партии, получившей относительное или абсолютное большинство, и поручает ему создать новое правительство. Лица, выбранные премьер-министром, приводятся к присяге, которая состоит из клятвы на верность и обязательства хранить тайну. Торжественная церемония проходит в официальной резиденции генерал-губернатора и местопребывании канадского монарха во время его посещения Канады в Ридо́-холле (Rideau Hall) в Оттаве. Присягу принимает генерал-губернатор. Члены нынешнего кабинета присягали генерал-губернатору Канады Жюли Пейетт (Julie Payette) 20 ноября 2019 года.
10 Численный состав кабинета строго не определён и колеблется от 22 до 40 человек. Например, в кабинете Б. Малруни (1984–1993 гг.) было 40 министров, а после сокращений, проведённых его преемницей К. Кембелл (1993) их осталось только 23. Во втором кабинете Дж. Трюдо, кроме него, ещё 36 человек [1]. Нет жёстких рамок и для структуры органа, а сферы компетенции и функции каждого ведомства неоднократно менялись в зависимости от политико-организационных предпочтений находившихся у власти премьер-министров.
11 Верховная власть в кабинете принадлежит премьер-министру. Как упоминалось выше, именно премьер-министр, с номинального одобрения генерал-губернатора, фактически единолично назначает, перемещает и увольняет членов кабинета. Премьер-министр играет главную роль при обсуждении и принятии решений по всем ключевым вопросам внешней и внутренней политики. Отметим, что его полномочия простираются далеко за пределы кабинета: по его рекомендации назначаются сенаторы, члены Тайного совета, судьи Верховного суда, послы, лейтенант-губернаторы канадских провинций. Именно с его подачи происходит назначение генерал-губернатора. Отставка премьер-министра влечёт за собой немедленный роспуск кабинета.
12 В основе формирования кабинета лежит принцип репрезентативности. При подборе кадров учитываются территориально-географический, национально-этнический и религиозный факторы, которые определяли и продолжают определять контуры государственно-политического механизма Канады. В силу сложившейся традиции кабинет должен включать представителей всех провинций; не менее трети франкоканадцев; не менее 20% женщин, а также лиц, выражающих интересы коренных народов [Канада, 2017:23].
13 Соблюдение принципа репрезентативности сопряжено с заметными трудностями. Начнём с региональной привязки репрезентативности. Известно, что из-за распределения сфер влияния между основными партиями по географическому признаку консерваторы традиционно проигрывают в Квебеке, а либералы – в западных провинциях. В результате стало обычаем при комплектовании кабинета учитывать, прежде всего, фактор «географического представительства» кандидата, а не его компетентность и способности к государственной деятельности. Так нарушается принцип «равных возможностей» для всех победивших на выборах депутатов в парламент от правящей партии. Другое несоответствие, заложенное в принципе репрезентативности, – дисбаланс представительства провинций и их доли в населении, а также в хозяйственном потенциале страны.
14

Таблица

Представительство провинций в кабинете Дж. Трюдо в сопоставлении с их долей в населении Канады

Провинции и территории Доля в общем населении Канады, % Число мест в кабинете Дж. Трюдо, ноябрь 2019 г. Представительство провинций в кабинете Дж. Трюдо, ноябрь 2019 г., %
Онтарио 38,6 17 45,9
Квебек 22,6 11 29,7
Британская Колумбия 13,5 4 10,8
Альберта 11,6 0 0
Манитоба 3,6 1 2,7
Саскачеван 3,1 0 0
Атлантические провинции 6,5 4 10,8
Территории 0,3 0 0

Рассчитано по: Statistics Canada. Данные на 1 июля 2018 г. [2]. The Globe and Mail [3].

15 В результате Центральной Канаде (Онтарио и Квебек), население которых составляет 61,2% населения страны, принадлежит 75,6% постов. Большинство из этих позиций – ключевые (например, министр финансов, министр иностранных дел, министр по вопросам общественной безопасности и чрезвычайным ситуациям, министр инноваций, науки и промышленности2). Богатые степные провинции (Альберта, Манитоба и Саскачеван), с населением около 18,3% общей численности жителей Канады, имеют только 2,7% министерских портфелей. А вот представительство Атлантических провинций, не слишком заселённых (6,5% населения Канады) и второстепенных по своему вкладу в экономику, выглядит весьма завышенным (10,8% общего числа министров).
2. В предыдущих правительствах должность называлась по-разному – министр промышленности, министр торговли и промышленности и т.д.
16 Распределение министерских постов между различными гендерными и этническими группами – важные критерии репрезентативности канадских кабинетов. Джастину Трюдо, называющему себя «феминистом», принадлежит заслуга создания в 2015 г. первого в истории Канады гендерно сбалансированного правительства. В его состав вошли 15 женщин и 15 мужчин. Дж. Трюдо не отступил от сложившейся традиции и в 2019 г.: в его новом кабинете 18 женщин и 18 мужчин. Заметим, что гендерную политику Дж. Трюдо в первый срок его пребывания у власти можно считать весьма успешной. Гендерная ориентированность прослеживается в основных внутриполитических программах и стратегиях, таких, как бюджетный процесс, разработка военной концепции, формирование высших органов власти, а также в ключевых направлениях внешнеполитического курса – дипломатии, торговле, помощи развивающимся странам [Исраелян Е.В., Капустова Е.И. 2018: 12–13].
17 Второе правительство Дж. Трюдо отразило также этническое многообразие Канады. В нём самое большое число представителей видимых меньшинств в истории страны. Кстати, до второй половины ХХ века выходцы из этнических меньшинств ни разу не допускались в федеральный кабинет [Данилов С.Ю., Шило В.Е. 1991:107]. Из семи министров, принадлежащих к этой демографической группе, четыре женщины. Примечательно, что впервые в правительство Канады вошла министр индусского происхождения – А. Ананд, возглавившая Министерство общественных услуг и закупок. Другое новшество – появление министра мусульманского вероисповедания. В подчинении М. Монсеф – ведомство по делам женщин, гендерного равенства и развития сельского хозяйства.
18 Критики Дж. Трюдо, однако, и тут усматривают дискриминацию. Они приводят следующие цифры: составляя 22,3% населения Канады, видимые меньшинства имеют только 19,4% министерских должностей. Ещё более неравноправным является представительство коренных народов: в кабинет вошёл всего один метис, имеющий инуитские корни, при том, что доля этой группы в населении Канады – примерно 5% [4] Д. Вандал получил портфель министра по делам Севера.
19 Другой показатель диспаритета – поручение этническим меньшинствам второстепенных постов. По негласному правилу, ведущие позиции – министров финансов, иностранных дел, торговли, окружающей среды, юстиции, обороны – занимали англоканадцы. В настоящее время эта асимметрия в отношении франкоканадцев практически выровнена, в то время как для видимых меньшинств она по-прежнему сохранилась. Правда, бывают и исключения. В новом кабинете Трюдо на ключевых постах – два канадца сигхского происхождения: министр обороны Х. Саджан и министр инноваций, науки и промышленности Н. Бэйнс [1].
20 Несмотря на отклонения, диспропорции и перекосы принцип репрезентативности доказал свою эффективность и остаётся ключевым при подборе кадров в высшие эшелоны власти Канады. В силу этого другие критерии – профессиональная компетентность, опыт, взгляды и мнения претендентов, как правило, учитываются канадским руководством недостаточно [Комкова Е.Г. 2017]/
21

НОВЫЕ ЛИЦА КАНАДСКОГО КАБИНЕТА

 

В состав нового кабинета, расширенного с 35 до 37 человек, вошли как политики-ветераны, так и новички. Четырнадцать членов первого кабинета Дж. Трюдо, сформированного в 2015 г., по тем или иным причинам, выбыли из нового аппарата [1]. Некоторые из них подали в отставку (например, бывший генеральный прокурор Дж. Уилсон-Рейбоулд и экс-президент Казначейства Дж. Филпот – в связи со скандалом по делу компании «Эс-эн-си Лавалин»). Два бывших члена правительства – Р. Гудейл и А. Сохи не были переизбраны в своих провинциях (в Саскачеване и Альберте соответственно) и потеряли должности. А Дж. Карр, выигравший выборы в своём округе в Манитобе, отказался от министерской должности по состоянию здоровья, хотя и сохранил депутатский мандат.

22 Одиннадцати министрам первого правительства Трюдо достались прежние портфели, у восемнадцати – новый круг обязанностей, а семь человек впервые становятся чиновниками высшего ранга. В числе ветеранов, сохранивших свои портфели – министр финансов Б. Морно, имеющий мощную поддержку деловых кругов, министр обороны Х. Саджан, министр сельского хозяйства М. Бибо, министр по делам ветеранов Л. Маколей, министр юстиции и генеральный прокурор Д. Ламетти. Министром транспорта остался М. Гарно, первый из канадских астронавтов, работавших на Международной космической станции. Их участие символизирует преемственность работы первого и второго кабинетов Дж. Трюдо.
23 Из семи новых фигурантов шестеро избраны от Онтарио или Квебека, что убеждает в ориентации правительства на интересы Центральной Канады.
24 Новые назначенцы – люди, с различным образованием и опытом участия в профессиональной, политической и общественной деятельности. Министру общественных услуг и закупок А. Ананд предстоит руководить министерством, имеющим бюджет в 4 млрд долл. и являющимся работодателем для 15 тыс. человек [5]. А. Ананд имеет дипломы магистра престижных канадских и зарубежных университетов, в том числе Оксфордского (Великобритания). До избрания в федеральный парламент она была заведующей кафедрой на юридическом факультете Торонтского университета и директором исследований и программ в бизнес-школе им. Ротмана (Торонто). Одна из непростых задач, стоящих перед А. Ананд – закупка истребителей для замены безнадёжно устаревших канадских CF-18. Переговоры с американской компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) о продаже Канаде истребителей пятого поколения F-35 уже давно ведутся и неоднократно откладывались к откровенному неудовольствию американской стороны.
25 Моне Фортье поручено новое министерство, которое будет отвечать за успешное развитие среднего класса (Minister of мiddle-сlass рrosperity). Одновременно она будет занимать должность помощника министра финансов. Фортье вела широкую общественную деятельность, в том числе проекты в области культуры, образования, предпринимательства и охраны окружающей среды. Как отмечают аналитики, мандат её ведомства не до конца определён. Тем не менее, учитывая, что поддержка «среднего класса» – одна из стержневых тем предвыборной платформы либералов, её министерство будет играть заметную роль во внутриполитической повестке дня.
26 Стивен Гилбо (Steven Guilbeault), новый министр Канадского наследия – неординарная фигура на политическом Олимпе Канады. Эколог, оратор, писатель и политик, он триумфально выиграл выборы 2019 г. в своём округе. Один из основателей ведущей экологической организации Квебека «Экитер» (Équiterre), С. Гилбо был также в течение десяти лет руководителем квебекского отделения «Гринпис». Противник расширения нефтепровода «Транс-Маунтин». В 2001 г. вместе с другими активистами, требовавшими ратификации Канадой Киотского протокола, принял участие в акции гражданского неповиновения и был арестован3. После освобождения заявил о своём отказе от поддержки протестных действий. Был членом федеральных и провинциальных комиссий по вопросам изменения климата. В 2009 г. французская «Монд» (Le Monde) признала его одним из 50 лидеров в области устойчивого развития [6]. С. Гилбо прочили должность министра окружающей среды и изменения климата, однако предпочтение было отдано Дж. Уилкинсону, занимавшему министерский пост в первом правительстве Дж. Трюдо и более искушённому в политических баталиях. На посту министра Канадского наследия C. Гилбо будет отвечать за политику в области культуры, искусства и работу СМИ. На его плечи ляжет выполнение вызвавшего острые споры предвыборного обещания либералов о 3%-ом налогообложении прибыли крупнейших цифровых компаний («Нетфликс», «Гугл», «Фейсбук»).
3. Канада ратифицировала протокол в декабре 2002 года.
27 Марко Мендисино, имеющий итальянские корни, стал министром иммиграции. Более 10 лет он работал государственным прокурором в Торонто, принимая участие в борьбе правоохранительных органов с организованной преступностью и терроризмом. Один из примеров такой деятельности – предотвращение терактов, которые готовила террористическая группировка «Торонто 18» в районе Большого Торонто в 2006 г. Занимался также преподаванием и консультированием по вопросам трудового права. М. Мендисино – человек с опытом работы в канадском истеблишменте: он был парламентским секретарём сначала министра юстиции, затем – министра инфраструктуры и местных сообществ. Парламентский секретарь – член Палаты общин, который прикреплён к министру и помогает ему в исполнении парламентских обязанностей. Обычно должность парламентского секретаря – ступень к министерскому посту. Но данный случай не вполне обычен. Пост министра иммиграции – один из наиболее ответственных в структуре власти страны, которую, как известно, называют «нацией переселенцев». СМИ оценивают новое назначение как крупный успех в политической биографии М. Мендисино и опасаются, сможет ли он ограничить поток нелегальной иммиграции из США и выполнить предвыборное обещание Либеральной партии о запланированном увеличении въездных квот.
28 Марк Миллер, юрист, специализировавшийся по коммерческому и международному праву и близкий друг Дж. Трюдо, будет руководить Министерством по обслуживанию коренных народов (Minister of Indigenous Services). Помимо юридического образования, имеет диплом магистра политологии. Автор статей по правозащитной тематике. Его ведомство будет отвечать за проведение социальных и жилищных программ, предназначенных для этой группы. В числе первостепенных задач – обеспечение коренных народов чистой питьевой водой и решение вопроса о денежных компенсациях их детям, выселенным с мест проживания за период с начала 2006 г. М. Миллер работал парламентским секретарём прежнего министра и знаком с порученной ему проблематикой. Он известен своими симпатиями и неподдельным интересом к культуре Первых наций. Изучив очень сложный, по мнению специалистов, язык могавков (ирокезских племён), он стал первым за всю историю Канады членом парламента, выступившим в его стенах на языке аборигенного населения. Это добавило ему популярности электората и укрепило авторитет среди коллег-парламентариев.
29 Д. Шулт, парламентский секретарь министра национальных доходов в первом кабинете Дж. Трюдо и сотрудник нескольких парламентских комитетов, возглавит Министерство по делам пожилых. Дипломированный специалист в области механического и аэрокосмического инжиниринга, Д. Шулт работала в компании-производителе авиационной и космической техники «Бомбардье эроспейс» (Bombardier Aerospace). Занималась активной общественной и политической деятельностью в муниципальном округе Большого Торонто, была членом многих экологических организаций и местных советов. Обозреватели сомневались в целесообразности такого назначения из-за политической «неприметности» Д. Шулт и называли решения «головокружительным карьерным скачком» [7].
30 Д. Вандал, новый министр по делам Севера и единственный представитель коренных народов в правительстве Дж. Трюдо. Это ещё одно, третье по счёту министерство, которое будет заниматься проблемами данной этнической группы (наряду с упомянутым выше министерством по обслуживанию коренных народов и министерством, курирующим отношения между федеральным правительством и аборигенным населением (Crown-Indigenous Relations). Задача трёх ведомств – снизить высокий градус недовольства канадских индейцев, эскимосов и метисов нарушением их прав на землю, качественное питание и чистую экологию. Показательно, что опрос 500 коренных жителей, проведённый в мае–июне 2019 г., показал, что менее двух десятых опрошенных хотели переизбрания Дж. Трюдо на второй срок [8]. Д. Вандал родом из Виннипега (провинция Манитоба), один из очень немногих представителей Степных провинций в кабинете. Был заместителем мэра своего города и членом многих муниципальных комиссий, один из основных разработчиков Молодёжной стратегии для коренных жителей Виннипега, председатель правления Телесети для аборигенного населения. Был парламентским секретарём министра по обслуживанию коренных народов.
31 Частью обновления кабинета стало изменение состава и структуры его специализированных комитетов. Правительственные комитеты – постоянно действующие органы, причём некоторые вопросы, обсуждённые и решённые в комитетах, на уровне кабинета уже не рассматриваются. Число комитетов стало более компактным и сокращено с десяти до семи. Среди вновь созданных структур – Комитет по примирению (Cabinet Committee on Reconciliation), сосредоточенный на проблемах коренных народов. А вместо комитета по канадско-американским отношениям появился Комитет по глобальным делам и общественной безопасности, с более широкой сферой деятельности. Эти и другие корректировки отразили приоритеты нового правительства.
32 Проводя «модернизацию» кабинета, Дж. Трюдо не ограничился приглашением новых действующих лиц и переформатированием комитетов. Особый интерес представляют перестановки внутри правительства, перемещения на другие должности министров, входивших в первый кабинет Дж. Трюдо.
33

РОКИРОВКИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

 

Главной сенсацией стало назначение Х. Фриланд министром межправительственных дел и заместителем премьер-министра. В первом правительстве Дж. Трюдо она занимала пост министра внешней торговли, а с 2017 г. – министра иностранных дел. Х. Фриланд – одна из самых влиятельных и близких к Дж. Трюдо членов канадского кабинета. После подписания соглашений о свободной торговле с ЕС, а также с США и Мексикой (ЮСМКА), которые относились к её епархии, положение Х. Фриланд особенно укрепилось. Её деятельность получила признание за рубежом и отмечена престижными международными наградами.

34 Х. Фриланд – жёсткий, сильный и опытный политик, умелый и выносливый переговорщик. Назначая Х. Фриланд на должность, которая в условиях регионального раскола в Канаде пробрела решающее значение, Дж. Трюдо рассчитывал на эти её способности и умения. Фриланд предстоит «залечивать раны» либералов после полного провала в Западных провинциях на федеральных выборах и нарастающих здесь сепаратистских настроениях4.
4. Они получили название «вексит» (Wexit – термин, состоящий из двух частей – West и exit).
35

Важным козырем Х. Фриланд является то, что она родилась в Альберте, (в городе Пис-Ривер)5. При полном отсутствии депутатов от Альберты и Саскачевана в федеральном парламенте это обстоятельство играет на руку правящей партии и используется самой Х. Фриланд, призывающей к единству страны.

5. В Палате общин является депутатом от одного из округов Торонто.
36 Для снижения напряжённости в отношениях федерального центра и Западных провинций Дж. Трюдо предпринял неординарный шаг. Он назначил упомянутого выше члена Палаты общин от провинции Манитоба Дж. Карра специальным представителем по делам Степных провинций. В тандеме с Х. Фриланд на этом самом сложном для нового кабинета направлении будут также работать министр по вопросам окружающей среды и изменения климата Дж. Уилкинсон (родом из Саскачевана) и министр природных ресурсов Ш. О’Реган. От результатов их работы, как считают аналитики, будет зависеть судьба правительства меньшинства.
37

Помимо министерского назначения, Х. Фриланд получила также пост заместителя премьер-министра. Это высокий статус, второе (после премьер-министра) место в табели о рангах политического истеблишмента. Должность была впервые введена премьер-министром П.Э Трюдо в 1977 г., а упразднена С. Харпером в 2006 г.6 В общей сложности в Канаде было 10 заместителей премьеров, три из них – женщины. Круг обязанностей этих лиц точно не очерчен, как нет и процедуры автоматического замещения ими премьер-министра в случае его отставки или смерти. Тем не менее, это неплохой трамплин в политической карьере амбициозной Х. Фриланд, которая, по слухам, со временем планирует дойти до самой верхней ступени власти в стране.

6. Ликвидируя эту должность, С.Харпер хотел избежать конфликта между претендентами на неё от враждующих между собой группировок внутри Консервативной партии.
38 За Х. Фриланд остаётся её «детище» – канадо-американские переговоры, которые она курировала прежде, с прицелом на ратификацию ЮСМКА. Кроме того, она является председателем одного из основных комитетов кабинета и членом второго. О чрезмерной активности Фриланд высказалась Ш. Коппс, занимавшая должность заместителя премьера в 1993–1996 гг.: «не исключено, что она не сможет прожевать то, что откусила» [9].
39 Преемником Х. Фриланд на посту министра иностранных дел стал квебекский политик Ф-Ф.Шампань. В отличие от Х. Фриланд, пришедшей в политику из журналистики, в послужном списке Ф.Шампаня – работа в крупнейших транснациональных компаниях, специализирующихся на электротехнике, энергетическом машиностроении или инжиниринге. Юрист по образованию, он был старшим юрисконсультом и вице-президентом в группе Эй-би-би, насчитывающей в штате свыше 150 тыс. человек. Он имеет также опыт предпринимательской деятельности.
40 В первом правительстве Дж. Трюдо Ф. Шампань сначала был министром международной торговли (2017–2018 гг.), а затем министром инфраструктуры и местных сообществ. Назначение квебекца Ф. Шампаня главой одного из ведущих министерств было, по-видимому, выразительным жестом в сторону Квебекского блока, занимающего третье место в нынешнем парламенте по числу депутатских мест. Важен и другой момент. Либералы рассчитывают использовать международные контакты, коммуникабельность и энергию Ф. Шампаня в конкурентной борьбе за принятие Канады в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН на 2021–2022 годы.
41 По прогнозам аналитиков, с приходом нового главы внешнеполитического ведомства торгово-экономические вопросы выйдут на передний план международной повестки дня Канады. Ему будет поручено курировать канадо-китайские отношения, сильно испорченные в связи с событиями с компанией «Хуавэй» и другими недружественными акциями с обеих сторон. Отметим, что замена Х. Фриланд, известной своими откровенно антироссийскими позициями и находящейся в российском санкционном списке, на Ф. Шампаня следует считать благоприятным для России. Однако, учитывая высокий градус напряжённости на российско-канадском направлении, эта рокировка вряд ли сможет привести к существенным подвижкам.
42 Франкоканадская составляющая в кабинете была усилена и другим назначением: пост представителя правительства в Палате общин получил квебекец П. Родригез. Он же становится старшим министром от Квебека (Québec Lieutenant). П. Родригез – политик с большим стажем, был председателем квебекского отделения Либеральной партии, депутатом Палаты общин с 2006 г., министром Канадского наследия в первом кабинете Дж. Трюдо. В обязанности представителя правительства входит продвижение правительственной повестки дня и законодательных инициатив через Палату общин. Должность, обычно достаточно спокойная, приобретает решающее значение при «правительстве меньшинства». От умения этого лица устанавливать контакты с оппозицией, лоббировать, добиваться взаимопонимания и уступок законодателей зависит судьба кабинета меньшинства. Политики возлагают большие надежды на дипломатические способности и личные качества Родригеса. Отметим, что обе кандидатуры, занимавшие этот пост в прежнем кабинете Дж. Трюдо, признаны неудачными. Д. Лебланк не смог наладить отношения с оппозиционными партиями и был освобождён от должности в 2016 г. Заменившая его Б. Чаггер, став первой в истории Канады представительницей видимых меньшинств в этой роли, не справилась c задачей согласования основных положений парламентской реформы.
43 Вопреки ожиданиям политиков, в составе кабинета не появилось новых министерств, сфокусированных на охране экологии. Ведомство сохранилось под прежним названием – Министерство охраны окружающей среды и изменения климата, однако его главой вместо Кэтрин Маккенна стал упомянутый выше Дж. Уилкинсон, выходец с Запада. А К. Маккенна поручено Министерство инфраструктуры и местных сообществ, которое будет заниматься зелёной экономикой только на локальном уровне. Обязанность обеспечить готовность к возможным природным катаклизмам возложена на министра общественной безопасности и чрезвычайным ситуациям Б. Блэра (Minister of Public Safety and Emergency Preparedness).
44 Судя по всему, выбор Дж. Уилкинсона продиктован не только его географической привязкой к Западу, но и компетентностью в вопросах охраны природы. Известно, что он был консультантом премьера Саскачевана Р. Романова (1991–2001 гг.) по этой проблематике. Дж. Уилкинсону придётся решать трудные задачи – снижать протестные настроения в Альберте и Саскачеване против введения федерального налога на выбросы углекислого газа, а в Британской Колумбии – против запланированного правительством расширения строительства нефтепровода Транс-Маунтин.
45 Среди других изменений в составе и структуре кабинета отметим следующие новации. Дж. Трюдо снял с себя обязанности министра межправительственных дел и молодёжи, которые он выполнял прежде. Первая часть его мандата поручена Х. Фриланд, вторая, относящаяся к проблемам молодёжи, – Б.Чаггер, которая также отвечает за вопросы многообразия (в рамках тематики мультикультурализма). Делегирование полномочий позволит Дж. Трюдо сосредоточиться на принятии стратегических решений и общем управлении страной.
46 М. Джоли передан экономический блок (Minister of Economic Development and Official Languages), которым она будет руководить после нескольких лет курирования вопросов культуры и туризма. Такие «переброски» членов кабинета – общая практика работы канадского истеблишмента, которая снижает её эффективность. Осознавая эти риски, правительство назначило в помощь М. Джоли шесть парламентских секретарей [10], а также обеспечило поддержку со стороны Министерства инноваций, науки и промышленности и Министерства Канадского наследия.
47 Министерство демократических институтов было упразднено, а его глава К. Гоулд поднялась на верхнюю ступень Министерства международного развития. Часть функций ликвидированного министерства перешла в ведение Д. Леграна, которому присвоен почётный титул президента королевского Тайного совета. Он будет также заниматься связями правительства с Сенатом.
48 Резюмируя, отметим сходство и отличия двух кабинетов, сформированных Дж. Трюдо (один – в ноябре 2015 г., второй – в октябре 2019 г.). Во-первых, новый кабинет является «правительством меньшинства». Во-вторых, он немного «вырос» по количественному составу (37 человек вместо 35). В-третьих, он по-прежнему гендерно сбалансирован. В-четвёртых, он остался молодым – средний возраст членов кабинета – 49 лет [11]. В-пятых, он «однобокий», имеет резко выраженные региональные диспропорции. 45% министров родом из Онтарио, в то время как богатые Альберта и Саскачеван в кабинете не представлены вообще. Такая расстановка сил будет создавать серьёзные трудности при разработке и проведении правительственной политики.
49 Как обычно, кабинет скомпонован в соответствии с приоритетами нового правительства. Они были оглашены в тронной речи генерал-губернатора Ж. Пейетт на открытии федерального парламента 43-го созыва 5 декабря 2019 г. Тро́нная речь – традиционная для Канады торжественная процедура, во время которой монарх или генерал-губернатор выступает с программным заявлением перед собравшимися в полном составе парламентариями. Ожидаемым было и то, что основные положения Тронной речи совпали с пунктами предвыборной платформы Либеральной партии. Они были сформулированы следующим образом: борьба с изменением климата; введение налоговых льгот для среднего класса; поддержка коренных народов; усиление контроля над оружием; создание общенациональной системы лекарственного страхования; укрепление позиций Канады в меняющемся мире. Красной нитью в речи проходила идея национального примирения и согласия [12].
50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Новый кабинет Дж. Трюдо начинает работу в турбулентной политической обстановке. Для Канады, которую часто называют «мирной гаванью», непривычны расколы и разрывы, проявившиеся в избирательной кампании и после неё. Главная проблема – обострение федерально-провинциальных противоречий, растущие претензии Западной Канады к федеральному центру, тенденция к «векситу», пока находящаяся в зародыше, но уже тревожная.

51 Второй блок проблем – разногласия между франко- и англоканадцами относительно степени автономии Квебека. Споры вспыхнули в связи с тем, что правительство Квебека приняло закон «О запрете государственным служащим носить религиозные символы». В результате фактически списанный с политической авансцены Квебекский блок неожиданно утроил своё представительство и вплотную приблизился к Либеральной партии по уровню популярности в Квебеке. Скорее всего, подъём Квебекского блока, жёстко отстаивающего интересы и автономию франкоканадцев, будет фактором, осложняющим работу правительства.
52 Среди проблем мультикультурного характера, стоящих перед кабинетом, следует также назвать возросшую напряжённость в отношениях федерального правительства с коренными народами.
53 Третья нынешняя реалия – существенное ослабление позиций Либеральной партии и самого Дж. Трюдо. Свою роль в этом сыграли разразившиеся в ходе избирательной кампании скандалы и другие нарушения премьер-министром этических норм. Их последствием, помимо серьёзного репутационного ущерба Дж. Трюдо, становится эрозия поддержки либеральных ценностей, под которыми подписался Дж. Трюдо в 2015 г. и которые тогда обеспечили ему невероятную популярность.
54 Эти расколы и разобщённости будут определять политический ландшафт Канады в ближайшие годы. Дж. Трюдо и его команде придётся их учитывать при формировании и проведении политики. Канадские специалисты проводят параллель между сегодняшней ситуацией и положением в Канаде после выборов 1972 г. Тогда отец нынешнего премьер-министра Канады П.Э. Трюдо возглавил «правительство меньшинства». Но уже через два года он победил, получив абсолютное парламентское большинство. Эксперты не исключают, что Дж. Трюдо сможет повторить судьбу своего отца.
55

ИСТОЧНИКИ

  1. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. Cabinet. Available at: >>> (accessed 11.12.2019).
  2. Statistics Canada, Demography Division. Available at: >>> (Accessed at: 14.11.2019).
  3. Meet the new cabinet. The Globe and Mail, November 20, 2019// Available at: >>> (accessed 11.12.2019).
  4. Wright, S-A. ”Disappointing’ cabinet picks show Trudeau still needs to address diversity ‘blind spot’, say advocates//The Hill Times, November 27, 2019. Available at: >>>(accessed 29.11.2019).
  5. Mangat P. Rookie PSPC minister a ‘calculated risk’ as a cabinet pick, say observers // The Hill Times, December 5, 2019. Available at: >>> (accessed 7.12.19).
  6. Gagnon A. Steven Guilbeault.//Canadian Encyclopedia. October 25, 2017 Available at: >>> (accessed 3.09.19).
  7. Tasker J. A closer look at the new faces in Trudeau's cabinet – and what they bring to the table // СBC News, Nov 20, 2019. Available at: >>> (accessed 8.12.2019).
  8. Deer, J.Two-thirds of Indigenous people don't feel respected in Canada, according to pre-election survey // CBC News, July 01, 2019. Available at: >>> (accessed 9.12.2019).
  9. Copps, Sh. Freeland may have just bitten off more than she can chew // The Hill Times, November 25, 2019. Available at: >>> (accessed at 10.12.19).
  10. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. Parliamentary Secretaries. Available at: >>> (accessed at 5.12.21091).
  11. Taylor-Vaisey, N. How Trudeau’s cabinet has changed since his first trip to Rideau Hall // Maclean’s, November 21, 2019 Available at: >>> (accessed at 22.11.21091).
  12. Moving Forward Together. Speech from the Throne to open the First Session of the Forty-Third Parliament of Canada. Available at: >>> (accessed at 8.12.2019).

References

1. Danilov S.Yu., Shilo V.E. Politiko-gosudarstvennyj mekhanizm sovremennoj Kanady. M.: Nauka, 1991. 135 s.

2. Israelyan E.V., Kapustova E.I. Gendernaya politika v sovremennoj Kanade. Zhenschina v rossijskom obschestve. 2018, № 4, s. 3–14 DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.1

3. Kanada: sovremennye tendentsii razvitiya. K 150-letiyu gosudarstva / Otv. red. V.I. Sokolov. M: «Ves' mir». 2017. 431 s.

4. Komkova E.G. Itogi vseobschikh vyborov v Kanade: pravitel'stvo «men'shinstva u liberalov». SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020. № 1, s. 10-31. DOI: 10.31857/S268667300008054-9

5. Komkova E.G. Vazhnye perestanovki v pravitel'stve Dzh. Tryudo. Rossiya i Amerika v KhKhI veke [ehlektronnyj resurs]. 2017. № 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=549 (accessed 1.12.2019). DOI: 10.18254/S207054760004928-7

6. Ehkonomika i politika Kanady / Otv. red. V.I. Sokolov M.: Info-da. 2013. 328 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate