Проблемы гендерного равенства и ООН: юбилейные грани
Проблемы гендерного равенства и ООН: юбилейные грани
Аннотация
Код статьи
S268667300009423-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шведова Надежда Александровна 
Аффилиация: Институт США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН).
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
6-23
Аннотация

Организация Объединённых Наций (ООН) в 2020 г. отмечает свой юбилей, заслуживая признания за 75-летнюю деятельность в различных областях жизни мирового сообщества. Свыше семидесяти направлений в работе ООН, которая «изменяет мир к лучшему», включая особую область озабоченности – гендерные проблемы, ставшие неотъемлемой частью повестки уникального всемирного форума практически с первых дней его возникновения. ООН вносит значительный вклад в создание согласованных на международном уровне стратегий, стандартов, программ и целей по продвижению идей гендерного равенства и воплощения их в жизнь.

Торжественных дат в рамках ООН по поводу гендерных событий одновременно несколько: сорокалетие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), 25-летие Платформы Действий и Пекинской Декларации (1995), 20-летие Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности; 10-летие структуры «ООН-Женщины». Прошла первая пятилетка на пути к достижению Целей Устойчивого Развития (2015). Они создают весомый стимул для анализа места проблем гендерного равенства в приоритетах ООН и её роли в продвижении идеалов и принципов гендерного паритета и справедливости.

Ключевые слова
75-летие ООН, 40-летие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация целей тысячелетия, Цели устойчивого развития, Пекинская Декларация, Платформа Действий, Повестка дня до 2030 года, гендерный подход, гендерное равенство, гендерные предрассудки и стереотипы
Классификатор
Получено
25.02.2020
Дата публикации
08.05.2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2586
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

«В 19-м веке главной проблемой было рабство,

в 20-м веке шла борьба против тоталитаризма.

В этом веке самое важное – борьба за гендерное равенство»

Брита Фернандес Шмит [3]

2

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегия устойчивого развития, поддерживаемая ООН, среди основополагающих принципов предусматривает и «гендерное равенство», которое одновременно и условие развития. Если принять точку зрения, рассматривающую цель развития как обеспечение справедливости и повышение качества жизни, а не создание благотворительности, то непременно следует признать, что женщины – полноправные участницы процесса развития. Они должны иметь равные возможности доступа к результатам, достижениям и благам цивилизации. Инвестиции в потенциал женщин и расширение их возможностей – важнейший способ содействия экономическому развитию. Становится очевидным, что модель развития с учётом гендерного фактора направлена на расширение возможностей выбора как для женщин, так и для мужчин, что отвечает интересам всего общества в рамках международной системы сосуществования стран. Что необходимо для изменения ситуации в направлении достижения гендерного равенства?

3

Документы ООН о гендерном равенствеи правах женщин

В систему главных договоров о правах человека входят девять основных*, среди которых гендерное равенство и права женщинявляются важными составляющими общечеловеческих прав. Это наиболее чётко отражено в таких документах, как:

  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 г., вступившей в силу в 1981 г. (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women – CEDAW). В отличие от Пекинской Платформы Действий, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – это договор, обязательный для исполнения государствами, ратифицировавшими его;
  • Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967 г.) (Declaration on the Elimination of Discrimination against Women);
  • Дополнительный Протокол (Факультативный) к Конвенции (1999 г.) (Optional Protocol to the Convention);
  • Пекинская Платформа Действий (ППД) (Beijing Platform for Action) (1995) – исторический стратегический документ и на сегодняшний день самый сильный документ ООН в области гендерного равенства и прав женщин.
* Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (04.01.1969); Международный пакт о гражданских и политических правах (23.03.1976); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (23.03.1976.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (03.09.1981 г.); Конвенция против пыток и других видов жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (26.06.1987); Конвенция о правах ребенка (02.09.1990); Международная конвенция о защите прав всех трудовых мигрантов и членов их семей (01.07.2003); Конвенция о защите прав лиц с ограниченными возможностями (03.05.2008); Международная конвенция по защите каждого от насильственного исчезновения (23.12.2010.)
4 Однако, как и декларации, согласованные выводы и резолюции, ППД представляет собой «мягкую норму права», не обязывающую юридически. Иными словами, такой документ подразумевает моральное обязательство государств-участников выполнять его, но правительства вправе рассмотреть собственные пути реализации его содержания. В отличие от этого, такие договоры, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее Конвенция. Н.Ш.), являются юридически обязательными для исполнения.
5 В Конвенции раскрываются и уточняются принципы гендерного равенства и исключения дискриминации. На сегодняшний день её подписали 188 стран, и 99 ратифицировали документ из общего (193) числа стран – членов ООН.
6

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

На протяжении последних 40 лет среди ключевых международных договоров по правам человека Конвенция заняла особое место. Отправной точкой в деятельности международной организации по улучшению положения женщин было подписание в 1945 г. в Сан-Франциско Устава ООН. В его преамбуле говорится о необходимости вновь утвердить веру «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…». Иными словами, провозглашён принцип равенства прав женщин и мужчин. Базовый принцип чрезвычайно ясен: «каждая личность, не зависимо от своего пола, этничности, сексуальной ориентации, возраста, физических возможностей или культурных, или религиозных традиций обладает равной ценностью и достоинством, и должна иметь возможность для реализации всех прав человека». Все люди должны иметь равные возможности во всех областях жизни. Цель правительства – противостоять и изменить системы, которые сохраняют неравное распределение власти и ресурсов между женщинами и мужчинами. Эти принципы заложены в принятой ООН Конвенции.

7 Конвенция всесторонне определяет права женщин, являясь основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации. Ратифицируя её, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между женщинами и мужчинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами.
8 Конвенция – основополагающий международный документ о правах женщин. Путь её создания был не легким и тернистым. Об этом, несомненно, свидетельствует сама длительность периода разработки и принятия документа, занявшего несколько десятков лет упорной борьбы и кропотливой работы по его согласованию. [Шведова, 2009]
9 На специальной церемонии в ходе проведения Конференции в Копенгагене (the Copenhagen Conference, 17 июля 1980 г.) 64 страны подписали Конвенцию и две страны представили свои документы о ратификации. 3 сентября 1981 г., 30 дней спустя после ратификации документа двадцатой страной-участницей, Конвенция вступила в силу. Состоялась кодификация всеобъемлющих международных юридических стандартов для женщин. Многостороннюю Конвенцию (Multilateral Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women CEDAW) подписала от имени СССР 7 июля 1980 г. Валентина Владимировна Николаева-Терешкова.
10 10 декабря 1999 г., два десятилетия спустя после принятия Конвенции, Генеральная Ассамблея поддержала Дополнительный Протокол (Факультативный) к Конвенции (Резолюция ГА 54/4.). В соответствии со статьей 16 Факультативный протокол вступил в силу 22 декабря 2000 г. после того, как десять государств ратифицировали его. После вступления в силу Протокол обеспечил Конвенции ту же базу, которой пользуются другие международные инструменты по правам человека, обладающие индивидуальными механизмами жалоб. В документе предусмотрено положение о рассмотрении петиций и жалоб индивидуальных граждан, групп лиц, заинтересованных НКО о нарушении Конвенции. На практике это создает возможность женщинам-жертвам гендерной дискриминации подавать жалобы в международный орган. Таким образом, Факультативный протокол к Конвенции – это процедурный документ с двумя новыми положениями для реализации Конвенции, и в силу этого затрагиваются вопросы нарушения прав женщин: процесс представления жалоб отдельными лицами и порядок расследования. [2]
11 Напомним: четкая дефиниция «равенства» уже содержалась в Найробийских стратегиях (1985), что в значительной степени определяет историческую значимость документа, в котором сказано: «…для женщин равенство означает осуществление прав, которых они лишены вследствие дискриминации, имеющей место в области культуры, в организационной структуре, нормах поведения, а также в отношениях мужчин и женщин. Равенство имеет большое значение для развития и мира, поскольку национальное и глобальное неравенство увековечивает несправедливость и обостряет конфликты всех видов". [1]
12 Дальнейшие документы связаны в логическую цепочку, развивающую принципы гендерного равенства и справедливости. Так, между основным содержанием Конвенции и Пекинской Платформой Действий (ППД) существует интегральная связь: они усиливают друг друга. Конвенция содержит обязательные для выполнения государством положения и закрепляет право женщин на равенство в гражданской, политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области. В Платформе Действий, состоящей из 12 важнейших проблемных областей, предусматривается стратегия и прагматическая повестка дня. Оба документа могут использоваться для применения Конвенции.
13

Пекинская Декларация и Платформа Действий

Под эгидой ООН состоялась Четвертая Всемирная Женская Конференция (Пекин, 1995), определившая стратегические цели для полного женского участия во властных структурах и на уровне принятия решений. Теоретическое обобщение мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ) (подхода) состоялось именно на ней, которая конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс. В результате серьезных усилий по теоретическому обобщению международного опыта по применению ИГИ, гендерный подход как политика и как процесс, по замыслу, должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому «женскому сектору». (Был разработан специальный пункт, который предпослан 11 из 12 стратегических целей (за исключением бедности, но и там имеется «родственный» 57–й пункт –о необходимости интеграции гендерного подхода (см. п. 15, пп. 79, 105, 123, 141, 164, 189, 202, 229, 238, 252 и 273).

14 Пекинская Платформа Действий поставила также вопрос о механизмах (см. 15, пп. 196-209). ИГИ определяется как «стратегический долгосрочный подход, интегрирующий гендерное равенство в системы, структуры, институты, программы, в политику и практику». Задача ИГИ – включение вопросов равенства в анализ и разработку политики. Гендерное равенство наряду с правами человека рассматривается как основополагающий принцип демократии, что означает акцент на систематическую интеграцию равных возможностей в политику и практику.
15

Декларация целей тысячелетия (2000 г.) и Цели устойчивого развития (2015 г.)

В 2000 г. очередная инициатива ООН, Декларация Тысячелетия (The Millennium Declaration), опять отразила обеспокоенность положением женщин в мире, провозгласив одной из своих восьми целей – через борьбу с дискриминацией в отношении женщин – добиться гендерного равенства. Необходимость в принятии очередных документов, продвигающих гендерное равенство, была продиктована самой жизнью, в которой ситуация с равенством полов улучшалась чрезвычайно медленно. Не случайно глава структуры «ООН-Женщины» заявила: «Почти 20 лет после Пекинской Декларации и Платформы Действий, мы должны признать значительный прогресс, который стал возможным благодаря приверженности международных организаций, государств и гражданского общества. Тем не менее, мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами. Построение справедливого мира требует больше равенства и справедливости между мужчинами и женщинами. Как только мы превратим эту мечту в реальность, мы полностью выполним задачу, поставленную в Платформе Действий» [5].

16 Эта характеристика момента была озвучена в 2015 г. первой главой структуры «ООН-Женщины», а пять лет спустя глава этого же органа заявила: «Спустя двадцать пять лет с момента принятия Пекинской Декларации и Платформы Действий, самой дальновидной повестки дня в области прав и возможностей женщин во всем мире, ни одна страна не достигла гендерного равенства» [8]. На сессии Комиссии ООН по положению женщин (2014) достигнут исторический глобальный консенсус в отношении мер, необходимых для ускорения достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации Тысячелетия (ДТ), которые касаются женщин и девочек.
17 В повестку дня в области развития на период после 2015 г. была также заложена прочная основа для включения аспектов гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин и прав человека женщин и девочек. Согласованные выводы, принятые Комиссией по положению женщин по завершении её пятьдесят восьмой сессии (E/2014/27), представляют собой первую оценку каждой из Целей развития тысячелетия (ЦРТ) с учетом гендерной проблематики. Комиссия (пункт 43) настоятельно призывает государства учитывать опыт, накопленный в процессе достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации Тысячелетия, по мере формирования новой повестки дня в области развития на период после 2015 г., а также решить оставшиеся узловые проблемы, выделить как самостоятельную цель обеспечение гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин и прав человека женщин и девочек и включить целевые показатели и параметры, касающиеся гендерного равенства, в будущую рамочную программу.
18

Кратко об организационной структуре по гендерным проблемам

Совокупность подразделений в организационной структуре ООН, в юрисдикцию которых входят вопросы гендерного равенства, статуса женского населения, прав женщин и мужчин, представляет собой достаточно разветвленный механизм системы ООН. К основным подразделениям следует отнести:

19 Экономический и социальный совет, один из главных органов ООН (ЭКОСОС), за которым закреплены проблемы нарушения прав женщин и ликвидации всех форм дискриминации. Задача ЭКОСОС – контроль за выполнением приоритетных задач в данной сфере. Он учреждён Уставом в качестве главного органа по координации экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и институтов, известных как «семья организаций ООН».
20 В рамках ООН существует Комиссия по положению женщин, учрежденная в 1946 г., а также Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитет CEDAW – The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women) (1982г.), которые непосредственно занимаются улучшением положения женщин в мире.
21 Комиссия по положению женщин (КПЖ) — функциональная комиссия ЭКОСОС , глобальный директивный орган, созданный исключительно в целях содействия обеспечению равенства женщин и мужчин и расширению прав и возможностей женщин. В её руках мандат на подготовку рекомендаций по вопросам защиты прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и образовательной областях. На неё возложены функции мониторинга, обзора и оценки достигнутого прогресса и возникших проблем в ходе осуществления (на всех уровнях) Пекинской Декларации и Платформы Действий, и содействия учёту гендерной проблематики при разработке стратегий и программ. Представители государств-членов, учреждений ООН и неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, принимают участие в ежегодной сессии Комиссии. Международное женское движение с самого начала и по настоящее время участвует в этой работе, поддерживая и предлагая конструктивные рекомендации по существу деятельности подразделений ООН по гендерному равенству. Главные цели мониторинга: показ злоупотребления правами человека; достижение государственной подотчётности; обеспечение решения проблем и планирования эффективной стратегии защиты.
22 Успех этих действий опирается на спектр мер, которые включают распространение информации, собранной благодаря процессу мониторинга. Вопросы использования временных мер, таких как введение квот или резервирование определённого числа мест для женщин, неоднократно привлекали к себе внимание и становились предметом обсуждений и дискуссий. Во многих странах применяются те или иные виды квотирования (квот).
23 Характерно: в большинстве стран, в парламентах которых треть депутатов – женщины, такие результаты стали возможными благодаря квотированию при создании высшего законодательного органа. В частности, «формула 40/60», в соответствии с которой на долю как мужчин, так и женщин должно приходиться не менее 40 и не более 60 процентов мест, – неоднократно обсуждалась на форумах Комиссии.
24 Квотирование было особенно эффективным с точки зрения увеличения числа женщин, занимающихся политической деятельностью. Поэтому признаётся, что законы о квотировании необходимы для обеспечения равенства женщин и мужчин [6].
25 Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с Конвенцией, в состав которого входят два десятка международных экспертов в области прав женщин, выдвинутых каждым государством-участником, представляет собой главную рабочую часть механизма мониторинга Конвенции государствами-участниками. Деятельность Комитета имеет специфическую направленность: он следит за достижениями в сфере прав женщин в тех странах, которые присоединились к Конвенции. Государство становится членом Комитета после ратификации договора и, таким образом, признаёт свои законные обязательства по борьбе с дискриминацией в отношении женщин. Каждые четыре года государство-участник обязано представлять доклады, содержащие информацию о выполнении Конвенции и о реализации заключительных рекомендаций Комитета, которые формулируются по результатам предыдущего доклада. Если какие-то рекомендации не были реализованы, необходимо представлять информацию о причинах несостоявшегося [Шведова, 2014].
26 Фонд помощи женщинами (ЮНИФЕМ). В сентябре 2009 г. ООН объединила четыре своих агентства и создала новое – Фонд помощи женщинами, или ЮНИФЕМ (The UN Development Fund for Women – UNIFEM ). До этого времени различные агентства ООН специализировались на отдельных вопросах, касающихся детей, населения, окружающей среды и образования. Однако они были разрозненными и, по мнению многих экспертов и активистов международного женского движения, не имели должного влияния. Так, Уидни Браун, директор стратегического развития организации Amnesty International, подчёркивает, что ЮНИФЕМ должен усилить влияние: «Теперь мы займём важное место в работе ООН, мы надеемся, что у нас будет больше политической власти, финансовых возможностей, и мы сможем по-настоящему влиять на судьбы женщин в тех странах, где есть присутствие ООН» [14].
27 ООН через ЮНИФЕМ поддерживает участие женщин в политической деятельности и, в частности, усилия по увеличению их доли на выборных должностях, а также расширение возможностей для женщин, действующих законодателей после своего избрания.
28 Структура «ООН-Женщины» – подразделение системы ООН, занимающееся вопросами обеспечения равенства женщин и мужчин и расширения прав и возможностей женщин. Десятилетний стаж работы – срок по историческим меркам не очень большой, однако на счету структуры немало заметных и важных инициатив. Рождением своим она обязана 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (30 июня 2010 г.), которая приняла решение о создании специального подразделения по гендерному равенству и развитию в интересах женщин. Резолюция гласила: «Генеральная Ассамблея постановляет создать настоящей резолюцией объединённую структуру — структуру Организации Объединённых Наций по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин». Так появилось подразделение под названием «ООН-Женщины» (UN Women) (2 июля 2010 г.) [12].
29 Цель создания нового подразделения – консолидировать усилия, передав полномочия и функции органов ООН, занимающихся вопросами гендерного равенства, в объединённый блок. На пост первой главы была назначена Мишель Бачелет, бывшая президент Чили.
30 Иерархия бюрократической лестницы носит знаковый характер. Одновременно глава «ООН-Женщины» заняла пост заместителя Генерального секретаря, позицию, специально созданную для гендерного направления, что, по замыслу, должно было символизировать возросшую значимость и признание данного направления как приоритетного для всемирной организации. Мера стала бесспорным свидетельством роста внимания мирового сообщества к проблеме гендерного равенства в мире. Тогдашний Генеральный секретарь Пан Ги Мун назвал это решение «историческим», выразив уверенность в том, что этот шаг будет способствовать «ускорению прогресса на пути к обеспечению равенства полов».
31 Основные функции структуры «ООН-Женщины» заключаются в поддержке межправительственных органов, таких как Комиссия по положению женщин (КПЖ), при формулировании стратегии, глобальных стандартов и норм. Она также помогает государствам-членам реализовывать эти стандарты и следить за тем, как система ООН выполняет свои обязательства по гендерному равенству. Структура «ООН-Женщины» выполняет функции основного секретариата Комиссии и в этом качестве оказывает поддержку по всем аспектам её работы, что включает подготовку стратегических аналитических материалов и рекомендаций, организует специальные мероприятия и ознакомительные заседания для государств-участников, занимается подготовкой основных документов, таких как Отчёт об анализе и оценке Пекинской Платформы Действий, на основе отчётов правительств.
32 В качестве Секретариата КПЖ «ООН-Женщины» работает с обращениями неправительственных организаций (НПО) на представление письменных и устных заявлений для КПЖ. Структура «ООН-Женщины» координирует и пропагандирует деятельность системы ООН по обеспечению гендерного равенства.
33

Женщины и ООН: кризисы, безопасность и миротворчество

Картина деятельности ООН в области гендерного равенства была бы неполной без упоминания такой сферы, как женщины, мир, безопасность и миростроительство. Реакция на кризисы, построение мира и устойчивости представляют особый интерес, обусловленный актуальностью и чрезмерной остротой этих сфер для жизни человека. Известно и широко признано в мире: конфликты и стихийные бедствия непропорционально негативно сказываются на женщинах и девочках. Нестабильность и конфликты усугубляют проблемы в тех местах, где противостоящие стороны часто используют индивидуальные и общественные слабые звенья в собственных интересах. В таких обстоятельствах женщины и девочки не редко становятся жертвами различных форм насилия, эксплуатации и жестокого обращения: «часто их физическая уязвимость может быть напрямую связана с их политически и социально неблагоприятным положением в обществе» [11], – подчёркивается в докладе ООН.

34 При этом женщины по-прежнему недопредставлены в процессах по предотвращению и урегулированию конфликтов. Их роль как субъектов процессов по постконфликтному миростроительству и восстановлению незначительна. По данным ООН, в период с 1992 по 2011 г. женщины составляли лишь 2%посредников, 4% свидетелей и подписавших соответствующие документы, и 9% переговорщиков на официальных постконфликтных мирных переговорах [15] Между тем исследования свидетельствуют, что «мирные переговоры с большей вероятностью увенчаются успехом и обеспечат длительную стабильность при участии женщин» [Hudson, 2012].
35 Аналитики выделяют многочисленные препятствия для значимого участия женщин, включая, прежде всего, слабую представленность женщин на уровне принятия политических решений, широкие масштабы насилия в отношении женщин и девочек, которое зиждется на сохраняющемся неравенстве во многих обществах.
36 Посредством ряда резолюций Совета Безопасности ООН международное сообщество теперь имеет чётко определённую глобальную повестку дня для женщин, мира и безопасности. В целях углубления его осуществления структура «ООН-Женщины» «открывает перед женщинами двери для участия в мирных процессах, установления мира на их условиях и обеспечения справедливости, в том числе в отношении сексуального насилия во время войны». В данном случае ключевые слова «на их условиях», что подчёркивает реализацию на деле гендерного подхода. Там, где разразился кризис, вызванный конфликтом или стихийными бедствиями, структура «ООН-Женщины» трансформирует гуманитарную систему ООН, чтобы усилия по реагированию и восстановлению перешли к гендерному подходу.
37 Новые услуги направлены на удовлетворение особых потребностей женщин, таких как здравоохранение и профессиональная подготовка. Партнёрские отношения с женскими организациями и национальными властями также учитывают гендерные аспекты в планах по прогнозированию и управлению рисками стихийных бедствий и восстановлению. Цифры свидетельствуют: 76,5% резолюций Совета Безопасности ООН и других ключевых документов включили ссылки на женщин, мир и безопасность; 77 млн человек живут в 16 странах, где чёетче определены способы снижения рисков бедствия и помощи в ответ на потребности и охвата женщин и девочек; 325 500 женщин и девочек в 48 странах получили гуманитарную помощь и защиту в результате уменьшения рисков бедствия и предпринятых мер по созданию устойчивости развития [4].
38 Вопросы преодоления мирового терроризма и международной преступности, борьбы с изменениями климата, помощи странам третьего мира, обеспечения гендерного равенства и мирного урегулирования конфликтов в горячих точках обсуждались в сентябре 2019 г. на сессионной традиционной неделе ООН (Нью-Йорк), которая проводилась 74-й год подряд. В ней приняли участие главы государств и правительств.
39 Почему важно участие женщин в проблемах мира и безопасности? Ответ очевидный: женщины и девочки подвергаются непропорционально большему негативному воздействию со стороны глобальных кризисных угроз и реалий, – с одной стороны. А с другой, – потенциал женского ресурса, способного значительно преобразовать к лучшему ситуацию, не используется из-за барьеров и препятствий, превращающих женщин в главных жертв обстоятельств. Следует отметить, что ранее, по истечении пятнадцатилетнего срока действия Резолюции 1325 «Женщины, мир и безопасность» Совета Безопасности ООН (2000), структура «ООН-Женщины» инициировала исследование, которое преследовало цель подведения итогов и извлечения уроков в результате её имплементации. «Исследование предоставляет всеобъемлющую доказательную базу, демонстрирующую, что равноправное и значимое участие женщин в усилиях по обеспечению мира и безопасности имеет жизненно важное значение для устойчивого мира», – подчеркнуто в документе [10].
40

Дело в том, что ООН в работе по проблемам женщин, мира и безопасности руководствуется восемью резолюциями Совета Безопасности – 1325, 1820, 1888, 1889, 1960, 2106, 2122, 2242. ООН осуществляет поддержку усилий государств-членов по переводу повестки дня «Женщины, мир и безопасность» на практическую почву (такая работа ведётся в 50 странах).

41

Резолюция 1325 «Женщины, мир и безопасность», принятая единогласно Советом Безопасности ООН 31 октября 2000 г., базируется на принципах предотвращения, участия, защиты, миростроительства и восстановления. Именно ей принадлежит особенное место в этом ряду. И не случайно. Резолюция направлена на достижение значительного прогресса во всём мире по расширению возможностей женщин в предотвращении конфликтов и в построении мира, стараясь исправить несоразмерное, неблагоприятное воздействие вооружённых конфликтов на женщин и девочек. Её историческое значение заключается в том, что, будучи первой резолюцией Совета Безопасности по вопросу о последствиях вооружённых конфликтов для женщин, она признает ключевую роль женщин в предотвращении и разрешении конфликтов, а также является важнейшим рубежом на пути защиты женщин и девочек от сексуального и иного насилия в ситуациях вооружённого конфликта.

42 Резолюция, усилив ранее принятые международные и региональные обязательства и конвенции по вопросу о женщинах, мире и безопасности, закрепила ряд новых принципов. Среди них, прежде всего, призыв к более активному вовлечению женщин на всех уровнях принятия решений на протяжении всей цепочки процесса миротворчества – предотвращение конфликтов, урегулирование кризисных ситуаций и постконфликтное восстановление.
43 Структура «ООН-Женщины» работает над укреплением мира, оказывая поддержку женщинам в участии в процессах по предотвращению конфликтов и миростроительстве, что осуществляется через реализацию программы «Женщины, мир и безопасность». Она строится на принципах поддержки полного и равного представительства и участия женщин с целью наращивания потенциала и расширения возможностей женщин на местном, национальном и региональном уровнях. В её рамках проводятся исследовательские инициативы, сбор данных, обмен знаниями, и документирование передового опыта для информирования политики и программ. Как никогда актуально звучит пункт 7 Резолюции, «настоятельно призывающий государства-члены расширять свою добровольную финансовую, техническую и материальную поддержку усилий по подготовке персонала с учётом гендерных аспектов» [13].
44 Расширение и активизация участия женщин в устойчивом мире требует комплексного подхода, который рассматривает предотвращение, разрешение и восстановление конфликтов, одновременно укрепляя национальную подотчётность и обеспечивая защиту женщин от всех форм нарушения прав человека, включая сексуальное и гендерное насилие. Необходимость укрепления национальных мер по расширению роли женщин в операциях по поддержанию мира и их защите в вооружённых конфликтах получает всё большее признание. Важнейшее обстоятельство – это потребность в действенном механизме мониторинга за насилием в отношении женщин и девочек в ходе конфликтов. Между тем, накоплен значительный опыт НПО, есть разнообразные формы миротворческой деятельности с учётом гендерного компонента.
45 Деятельность структуры «ООН-Женщины» нацелена на позитивные перемены, развивая активность в таких направлениях, как посредничество и предотвращение конфликтов (например, поддержка так называемых «ситуационных комнат», контролирующих связанное с выборами насилие, сеть женщин-посредников – 516 женщин (2015 г.) – сумела решить более пяти тысяч локальных конфликтов, значительная часть которых имела отношение к текущему политическому кризису и конфликту); миростроительство и восстановление; поддержание мира; борьба с безнаказанностью; противодействие экстремизму; национальные планы действий и другие инициативы.
46 Однако ситуация далека от удовлетворительной, особенно на постконфликтном этапе. Повышение роли женщин в мирном процессе, начиная с этапа профилактики и недопущения конфликтов через поиск и находки их решения к постконфликтному восстановлению, путь сложный и острый по своему накалу раздирающих противоречивых интересов. Время диктует потребность в усилении влияния и роли женщин в процессе мироустройства, мирного строительства и устойчивой надёжной безопасности. Однако без проявления политической воли усиление роли женщин чревато затяжным вялотекущим и длительным процессом. Ускорить темпы – в руках ответственного политического поведения и осознания необходимости надлежащих мер.
47

Прогресс женщин мира в 2019–2020 гг.: достижения и проблемы

В ежегодном докладе, подготовленном структурой «ООН-Женщины», 2019 год назван «годом реформ и обновления», в котором при наличии разных точек зрения наблюдается преобладание главной тенденции в мире – «жажды гендерного равенства и расширения возможностей женщин» [5].Активные общественные дебаты, социальная мобилизация и повышение осведомлённости в целях преобразования социальных норм и усиления ответственности за выполнение обязательств – факторы, способствующие росту этой тенденции.

48 При этом сохраняются высокие уровни насилия в отношении женщин, экономическое отчуждение и другие системные неравенства, которые вызывают глубокую обеспокоенность, побуждая к поиску долгосрочных решений для достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР).
49 В сотрудничестве с другими подразделениями системы ООН структура «ООН-Женщины» занимается продвижением необходимых перемен, чтобы быть хорошо подготовленными к изменяющимся реалиям развития внутри и к решению задач мира, который ещё недостаточно готов для достижения целей 2030 г. Деятельность нацелена на результаты, которые можно измерять количественно и качественно. Например, во всём мире более 2,5 млрд женщин и девочек страдают от последствий дискриминационных законов и пробелов в правовой защите. Структура предлагает новую стратегию «Равенство в законодательстве», которая направлена на ускорение отмены дискриминационных законов в 100 странах к 2023 году. Это касается женщин и девочек с ограниченными возможностями, молодых девушек в бедных общинах, женщин и девочек в общинах коренных народов, а также беженцев и мигрантов.
50 Перечень мероприятий, программ и проектов включает следующие цифры, которые опубликованы в последнем ежегодном докладе структуры «ООН-Женщины»: 5 200 представителей гражданского общества от 640 организаций из 137 стран мира посетили 63-ю сессию Комиссии по положению женщин в марте 2019 г.; 44 закона были приняты или реформированы с целью усиления прав женщин в 25 странах; 18 тыс. сотрудников персонала юридических служб из 54 стран прошли обучение по стандартам прав человека женщин; 25 тыс. человек прошли обучение по совершенствованию сбора и использования гендерной статистики, а 10 тыс. женщин прошли тренинги по лидерству для участия в выборах на замещение руководящих постов. В докладе подчёркнуто, что предусматривается помощь «странам планировать и составлять бюджет на основе принципов гендерного равенства, измерять прогресс с помощью лучших гендерных данных и гарантировать равенство перед законом» [5].
51 В течение последних 30 лет ООН оказывала различную помощь в проведении выборов более чем в 100 странах, включая консультативные услуги, материально-техническое обеспечение, подготовку кадров, гражданское образование, компьютерное обеспечение и краткосрочное наблюдение. ООН развивает деятельность, помогая женщинам одержать победы на местных выборах, безопасно участвовать во всеобщих выборах, поощряя правительства к привлечению голосов тех категорий женщин, которые часто остаются вне поля избирательного процесса (например, сельских женщин, пожилых женщины, женщин с ограниченными возможностями и др.). Более 108 млн женщин и девочек попадают в орбиту деятельности ООН по измерению и отслеживанию показателей ЦУР в отношении прав женщин на землю и прав на владение с возможностью использования знаний для обеспечения и защиты этих прав.
52 63-я сессия Комиссии по положению женщин (2019) в своих выводах подчёркивает необходимость усовершенствовать гендерный анализ, а также информировать о развитии и инвестициях в сфере социальной защиты, общественных услуг и инфраструктуры. Анализ затрат и выгод помогает поддержать выбор увеличения государственных инвестиций в раннем детстве в образование и уход как стратегическое использование ресурсов. Это способствует сильной экономике и достижению нескольких целей в области устойчивого развития.
53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая четверть XXI века – свидетель превращения роли и положения женщин в важнейший феномен, политическая и социальная значимость которого, признана всем мировым сообществом, что демонстрирует создание правовой базы для достижения равенства прав и возможностей полов. Существенные достижения цивилизации ХХ века по формированию гендерного баланса в обществе заложили фундамент для настоящего момента. Борьба за гендерное равноправие, против дискриминации по признаку пола, за повышение статуса дискриминируемой части общества, в частности, женщин, снискала широкую поддержку мировой общественности, ООН, а также правительств большинства стран мира. Идеалы гендерного равенства общепризнанны, и служат одной из базовых ценностей ООН наряду с идеалами демократии.

54 С момента основания ООН принципы гендерного равенство признаны имеющими значение для мира и справедливости. Выработка Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – это кульминационный момент более чем 30-лeтнeй работы Комиссии ООН по положению женщин. Конвенция занимает особое место с точки зрения гендерного равенства в ряду международно-правовых документов, посвящённых правам человека. Она акцентирует внимание на проблемах прав человека, с которыми сталкивается женская половина человечества. Одобрение и принятие Конвенции ознаменовало значительный успех международного женского движения в достижении цели гендерного равенства. Она сыграла важную роль в поощрении прав женщин во всём мире, и продолжает оставаться в комплексе с Факультативным Протоколом надежной опорой в достижении цели гендерного равенства. Как и ранее Конвенция призывает и стимулирует правительства противостоять и изменить системы, которые сохраняют неравное распределение власти и ресурсов между женщинами и мужчинами.
55 На самом деле проблема равенства – это базисный вопрос, вопрос «качества» демократии в стране. Цивилизованное демократическое общество должно чувствовать интересы социального пола, то есть женщин и мужчин. Женщины составляют половину население государств планеты, а в большинстве парламентов мира преобладают мужчины: глобальный средний показатель равен лишь 24% женщин-парламентариев. Очевидно, что равенство ещё далеко и текущий прогресс слишком медленный, судя по этому важнейшему показателю. Беглый взгляд на некоторые факты и цифры подтверждает эту мысль: за период с 2009 по 2019 г. доля женщин в парламентах выросла с 17 до 24%, то есть на 0,7% ежегодно.
56 Лишь менее 7% глав государств составляют женщины. Правда, группа из 10 стран с наибольшим количеством женщин-депутатов стала более разнообразной: в последнюю декаду в эту группу, где в 1998 г. доминировали европейские страны, также попали страны Африки к югу от Сахары и страны Северной и Южной Америки. Введение квот и создание женских подразделений (собраний) оказались успешными инструментами для увеличения числа женщин в парламентах [7].
57 Как показала мировая практика, женщины привносят свой опыт и предлагают такие законы, которые касаются равенства, а это очень важно для прогресса общества. Именно женщины-парламентарии упорно настаивали и продолжают это делать там, где прогресс ещё слабо ощутим, решать проблему насилия в отношении женщин. Домашнее насилие не должно быть безнаказанным – такова их принципиальная позиция. Проблема насилия продолжает сохранять свою остроту. Даже когорта статусных женщин испытывает на себе тяготы этого социального недуга. Согласно исследованию Межпарламентского союза более 65% женщин в парламентах были подвергнуты сексистским преследованиям [7].
58 Появление законов о насилии в отношении женщин – инновационные меры в парламентах, которые стали возможными благодаря женщинам-депутаткам. Это новое в странах мира, ориентированных на проведение политики социальной стабильности и достижения устойчивого развития. Позитивный вклад ООН в решение проблем насилия трудно переоценить.
59 ООН привержена продвижению равенства женщин, стремлению защитить права женщин и девочек и поддержке программ по расширению прав и возможностей женщин и молодёжи. Её стратегия в отношении женщин, мира и безопасности признаёт важность роли женщин как агентов перемен в предотвращении, разрешении конфликтов, противодействии терроризму и экстремизму и построению постконфликтного периода мира и стабильности. Стремление повысить значимое лидерство женщин в политической и гражданской жизни направлено на достижение значительного прогресса во всём мире по расширению возможностей женщин в предотвращении конфликтов и в построении мира, помогая исправлять отрицательное воздействие вооружённых конфликтов на человеческие жизни.
60 Система ООН претерпела ряд заметных перемен, в осуществлении которых структура «ООН-Женщины» в полной мере принимает участие. Речь идёт о проводимых реформах, которые, по замыслу, нацелены на «укрепление согласованности системы в вопросах поддержки гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, а также разработки руководящих принципов для рабочей среды с включённостью, разнообразием и равенством» [ 5 ]. «ООН-Женщины» сотрудничает с законодательными органами, органами управления выборами, женскими сетями и другими структурами Организации Объединённых Наций, чтобы покончить со стереотипами, которые не позволяют женщинам выполнять руководящие роли, увеличить число женщин-лидеров и укрепить их навыки и способности.
61 Мировые лидеры обсуждают на площадке ООН современные проблемы и совместные шаги для преодоления глобальных опасностей, в частности, гендерное неравенство и несправедливость, препятствующие прогрессу. Из уст Генерального секретаря ООН в юбилейный год прозвучал призыв к международному сообществу перейти от громких обещаний к реальным шагам. Позиция и деяния государств, которые часто повторяют приверженность международным договорам, посвящённым гендерному равенству, будут проходить испытание временем, которое продемонстрирует политическую волю к действенным усилиям.
62

ООН сосредотачивает усилия на преодолении гендерного разрыва в науке, которая имеет жизненно важное значение для достижения устойчивого развития и выполнения обещания Повестки дня 2030 года. Глава структуры «ООН–Женщины» подчёркивает: «Гендерное равенство должно быть достигнуто до 2030 года, так, чтобы мы могли предотвратить вялую траекторию прогресса, обрекая детей, родившихся сегодня, ждать 80 лет, прежде чем они увидят равноправный мир» [9]. Прогресс очевиден во многих странах, где борются с насилием, бедностью, дискриминацией и изоляцией с помощью творчества, политической воли, осознанным стремлением достичь гендерного равенства и гармонии.

63

Источники

  1. Доклад Всемирной конференции для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир, Найроби, 15–26 июля 1985 года (издание ООН, в продаже под № R.85.IV.10), глава I, раздел А.) Available at: >>> (accessed: 02.22.2018).
  2. Руководство для парламентариев. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней. 2011. Available at: >>> (accessed: 02.04.2016).
  3. Шмит, Брита Фернандес «Women for Women International» Available at: >>> (дата обращения 01.10.2009).
  4. Annual report 2018–2019 UN Women. Available at: >>> (accessed: 05.01.2020).
  5. Bachelet, Michelle. 2014. Once we make this dream a reality. Available at: >>> (accessed: 07.01.2020).
  6. E/CN.6/2009/CRP.7 Emerging issues, trends and new approaches to issues affecting the situation of women or equality between women and men. Commission on the Status of Women Fifty-third session 2-13 March 2009 Item 3 (b). Available at: >>> (accessed: 02.22. 2017).
  7. Gender equality at a glance. 2019. Available at: >>> (accessed: 09. 04.2019)
  8. Generation Equality action pack, December 2019. Available at: >>> (accessed: 05.01.2020).
  9. Message of the Executive Director: We call on countries to «step it up» for gender equality. Date: 02 March 2015. Available at: >>> (accessed: 09.10.2017).
  10. Preventing conflict, transforming justice, securing the peace . The Global Study on resolution 1325 (2000). UNWOMEN 2015. Available at: >>> (accessed: 09.10.2019).
  11. Report of the United Nations Secretary-General on Conflict-Related Sexual Violence, March 23, 2018, S/2018/250, Section 11, p. 4. Available at: >>> (accessed: 15.07. 2018).
  12. Resolution A/64/L56 Follow-up to the outcome of the Millennium Summit. United Nations. Available at: >>> (accessed: 19.11.2018).
  13. Security Council Resolution 1325, October 31, 2000, S/RES/1325. Available at: >>> (accessed: 09.11.2015).
  14. The UN Development Fund for Women – UNIFEM . Available at: >>> (accessed: 09.30.2009).
  15. UN Women, “Women’s Participation in Peace Negotiations: Connections between Presence and Influence,” (October 2012) p. 3. Available at: >>> (accessed: 16.09. 2018).

Библиография

1. Шведова Н.А. 2009. Билль о правах женщин: тридцатилетний юбилей. Женщина в российском обществе. № 3 (52). С. 60-72.

2. Шведова Н.А. 2014. Международное сообщество о гендерном равенстве. Женщина в российском обществе. № 4. С. 32-39.

3. Hudson Valerie, Bonnie Ballif-Spanvill, Mary Caprioli, and Chad F. Emmett, Sex and World Peace (New York: Columbia University Press, 2012) (accessed: 11.12. 2012).

4. Шмит, Брита Фернандес «Women for Women International» Available at: http://www1.voanews.com/russian/news/women-today/Equality-and-Help-for-Woman-2009-09-26-61938017.html (дата обращения 01.10.2009).

5. Bachelet, Michelle. 2014. Once we make this dream a reality. Available at: http://beijing20.unwomen.org/en/news-and-events/stories/2014/6/michelle-bachelet (accessed: 07.01.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести