Социальные ориентиры администрации Д. Трампа и их восприятие в американском обществе
Социальные ориентиры администрации Д. Трампа и их восприятие в американском обществе
Аннотация
Код статьи
S268667300009767-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лебедева Людмила Федоровна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-19
Аннотация

Политика администрации Д. Трампа, ориентированная на перераспределение социальной ответственности между государством, бизнесом и гражданами, осуществляется в условиях формирующихся трендов и вызовов, которые будут характерны и для третьего десятилетия. В основе социальных новаций – создание экономически мотивирующей среды для достижения американцами финансовой самостоятельности, то есть изначально именуемая «временной» государственная помощь не должна превращаться в постоянную, а будущие пенсионеры должны активнее участвовать в накопительных пенсионных планах. Фундаментальная перенастройка механизма решения социальных вопросов, оптимизация функционирования программ развития человеческого капитала требуют скоординированных действий, но отсутствие политического консенсуса затрудняет, а в ряде случаев и препятствует реализации президентских новаций. На рубеже второго – третьего десятилетий в Соединённых Штатах расколотыми остаются и политическая элита страны, и американское общество, в том числе в оценке государственных программ, качества доступной медицинской помощи и образования; а чрезвычайная ситуация с коронавирусом COVID-19 накладывается на уже существующие проблемы и требует усиления участия государства.

Ключевые слова
социальная ответственность, общественное мнение, президентство Д. Трампа
Классификатор
Получено
11.03.2020
Дата публикации
09.06.2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2776
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

ВВЕДЕНИЕ

В традиционном ежегодном послании президента «О положении в стране» 4 февраля 2020 г. Д. Трамп представил главные достижения действующей администрации, подчеркнув экономические успехи и их значение для жителей страны. Среди ключевых социальных индикаторов были выделены рост доходов, сокращение безработицы, снижение уровня бедности, уменьшение зависимости американцев от программ государственной помощи [1]. Как показали опросы общественного мнения, за первые три года президентства Д. Трампа американцы удовлетворены состоянием национальной экономики в наибольшей степени, по сравнению с другими сферами, выделенными в опросах, в том числе с такими, как безопасность от террористической угрозы, военная мощь страны.

2 Высоко оценивая успехи американской экономики в 2017–2019 гг., свыше половины взрослых американцев считали, что благоприятная экономическая ситуация помогает лишь наиболее обеспеченным. Мнение о том, что экономическая система подчинена интересам крупных корпораций и состоятельных американцев, разделяли не только респонденты из низкодоходных групп, но также из групп населения со средними и даже высокими доходами. Эпидемия коронавируса стала новым фактором развития общества, связанным с государственной поддержкой населения, необходимостью согласовывать действия, адекватные стоящим задачам. Уже предпринятые в период пандемии меры носят чрезвычайный характер и направлены, с одной стороны, на снижение скорости распространения эпидемии, оказание медицинской помощи, разработку эффективных медицинских препаратов; а с другой – на поддержку населения в условиях введенных ограничений.
3

ИМПЕРАТИВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ

В долгосрочном плане изменения, происходящие в подходах к реформированию социальных систем в Соединённых Штатах, связаны с назревшими потребностями в сфере демократии, с новыми условиями глобальной конкуренции, технологическими вызовами, бюджетными ограничениями, а также с осуществлением приоритетов администрации Д. Трампа [Лебедева Л.Ф., 2018]. Фактор пандемии обострил существующие и обозначил новые проблемные направления социальной защиты населения, которые будут актуальны и после преодоления коронавирусной эпидемии.

4 Представления действующей власти о социальном блоке проблем и стратегических направлениях их решения, используемых механизмах кардинально отличаются от тех, которые были свойственны предшественнику Д. Трампа в Белом доме – Б. Обаме.
5 Одно из наиболее ярких тому подтверждений – стратегия в отношении «системы доступного медицинского страхования, ставшей ключевой инициативой и гордостью президента Б. Обамы и демократов. Заявленная республиканским президентом цель – отмена дорогостоящей федеральной программы медицинского обслуживания – не была достигнута из-за оппозиции со стороны части республиканских законодателей» [Травкина Н.М. 2018]. Различия в подходах к социальной защите населения действующей и предыдущей администраций наблюдаются и по вопросам поддержки нуждающихся из бюджетных средств, пенсионного обеспечения и др.
6 Исходя из приоритета восстановления экономической независимости и самодостаточности низкодоходных групп населения, Д. Трамп в 2018 г. подписал исполнительный указ «О сокращении бедности в Америке посредством расширения возможностей и экономической мобильности» (Reducing Poverty in America by Promoting Opportunity and Economic Mobility). Обозначенная в указе проблема остаётся актуальной несмотря на реформу 1996 года, которая была нацелена на борьбу с долгосрочной зависимостью реципиентов от государственных программ.
7 Как подчёркивается в указе, система социальной поддержки населения нуждается в реформировании и модернизации для повышения уровня «самообеспечения» и «экономической мобильности» населения [2]. Указ в полной мере отражает общую направленность политики действующей администрации в данной сфере.
8 Документ предполагает пересмотреть все проекты социальной помощи из бюджетных средств профильными ведомствами, предписывая им обосновать условия получения поддержки по широкому спектру программ – от продовольственной помощи до программы медицинских услуг «Медикейд» [3]. Федеральные органы исполнительной власти призваны разработать положения в соответствии с текущими требованиями трудоустройства реципиентов пособий, а также инициирующие введение дополнительных условий для получения государственной поддержки. При этом предполагается одновременно предоставлять штатам больше гибкости в управлении данными программами.
9 Для того чтобы изначально именуемая «временной» государственная помощь не превращалась в постоянную и консервирующую нахождение граждан за чертой бедности, на президентском уровне ставится вопрос о критериях оценки успешности программ. Главное заключается в том, чтобы была отражена динамика доли реципиентов, покинувших ряды тех, у кого доходы ниже черты бедности, и они достигли финансовой независимости.
10 Речь, таким образом, идёт не о «лифте» финансовой самостоятельности для трудоспособных граждан, где, нажав кнопку «государственная поддержка», можно поднять свои доходы выше установленной черты бедности. Скорее, это «лестница», и для того, чтобы подняться по ней на следующую ступень (по доходам) необходимо приложить усилия; а условия пользования «лифтом» за счёт государственных средств ужесточаются.
11 По состоянию на 2019 г., государственные трансферты, включая выплаты по программам социального страхования и вспомоществования, составили 3,1 трлн долл. при общей сумме личных доходов 18,6 трлн долл. (табл. 1).
12 За два первых десятилетия текущего века государственные трансферты населению увеличились в 3 раза. Под влиянием глобального кризиса конца прошлого десятилетия и его последствий для населения доля государственных трансфертов в совокупных личных доходах американцев возросла с 12,2% (от общей суммы личных доходов) в 2000 г. до рекордных 18,2% в 2010 году.
13 По мере экономического восстановления данный показатель имел тенденцию к снижению, и в 2016 г. (год избрания президентом Д. Трампа) составил 17,2%; а в 2017–2019 гг. – от 16,3% до 16,7% [4], сократившись за три года президентства Д. Трампа почти так же, как и за предшествующие шесть лет.
14

Таблица 1

Роль государственных трансфертов в личных доходах американцев,млрд долл.

Виды доходов 2000 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019г.
Личные доходы, всего 8 559,4 12 321,9 15 717,8 16 121,2 16 878,8 17 819,2 18 624,2
Вознаграждение работников, включая заработную плату и компенсации 5 788,8 7 970,0 9 698,2 9 960,3 10 411,6 10 928,5 11 447,9
Доходы в виде процентов и дивидендов 1 360,7 1 598,3 2 470,8 2 521,4 2 681,6 2 930,1 2 992,7
Государственные трансферты* 1 040,6 2 236,9 2 683,3 2 774,2 2 800,1 2 918,3 3 117,6
Другие 369,3 516,7 865,5 865,3 985,5 1 042,3 1 066,0

*включая выплаты по программам социального страхования и вспомоществования

Составлено и рассчитано по данным: Survey of Current Business, January 2020. February 2020; National Income and Product Accounts Summary. BEA, 2019. Availble at >>> (accessed 2.03.2020).

15 Масштабные единовременные выплаты населению в качестве поддержки по борьбе с коронавирусом COVID-19 по закону «Об экономической безопасности и чрезвычайной помощи в противодействии COVID-19» (CARES) 2020 г., а также увеличение расходов на различные социальные пособия в сочетании с падением доходов в виде вознаграждения работников, включая заработную плату и компенсации, безусловно, нарушат отмеченный тренд и приведут к усилению роли государственных трансфертов в совокупных доходах американцев в текущем, а скорее, и в следующем году.
16 В течение второго десятилетия наблюдались существенные сдвиги в структуре состава получателей государственных трансфертов. В 2019 г. трансферты по государственным программам пенсионного страхования, на случай потери кормильца, инвалидности и «Медикэр» (медицинское обслуживание пенсионеров) возросли до 1,8 трлн долл., достигнув 58,9% общей суммы государственных трансфертов населению. В течение последнего десятилетия произошло их значительное перераспределение в пользу пенсионеров: в 2010 г. выплаты по указанным программам составляли 51,9% всех трансфертов государства. Кроме того, нуждающиеся могут претендовать на денежные пособия по программе дополнительного гарантированного дохода, продовольственную помощь, другие виды поддержки из бюджетных средств.
17 Поскольку объём выплат пенсионерам зависит от числа вышедших на пенсию (растущего по мере достижения пенсионного возраста беби-бумерами), увеличение расходов по этой статье неизбежно делает актуальной оптимизацию всей системы государственных трансфертов, которые, с позиций президентской администрации, остаются неоправданно высокими (3,1 трлн долл. в 2019 г.).
18 Потребность в пересмотре статей федеральных расходов усиливается из-за снижения налоговых поступлений в казну в результате налоговой реформы 2017 г. [5], особенно в сочетании со значительным и продолжающимся увеличением финансирования по статье оборонные расходы.
19 В период 2016–2020 фин. гг. оборонные расходы возросли в США с 593,4 млрд долл. до 724,5 млрд долл. (оценка) [6]. В представленных 10 февраля 2020 г. администрацией Д. Трампа предложениях по федеральному бюджету страны на 2021 фин. г. предусматривается дальнейший рост оборонных расходов – до 740,5 млрд долл. (из общей запрашиваемой суммы на следующий финансовый год в размере 4,8 трлн долл.) [7], а также увеличение финансирования Министерства по делам ветеранов, Министерства внутренней безопасности, НАСА.
20 Одновременно предлагается сократить расходы на охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, поддержку нуждающихся граждан; на предоставление студенческих займов.
21 Только по программе продовольственной помощи, а «это единственная социальная программа в США, направленная не на определённую категорию получателей, а на всё население с низкими доходами» [Богаевская О.В., 2019: 77], согласно бюджету президентской администрации, уменьшение финансирования на период 2021–2030 фин. гг. может составить 180 млрд долл. [8]. Ужесточение требований по обязательному трудоустройству, а также контроля за их выполнением, для реципиентов ряда программ, в том числе «Медикейд», программы продовольственной помощи может стать основой для сокращения их охвата и, соответственно, уменьшения бюджетных ассигнований на эти программы.
22 В предложениях администрации по бюджету на 2021 фин. г. сокращение расходов по социальным статьям соседствует с налоговой мотивацией частного сектора к участию, например, в образовательных проектах. Бюджет президентской администрации на 2021 фин. г. предусматривает новый налоговый кредит для инвесторов, финансирующих стипендии на обучение в частных школах. Тот же принцип использования налогового и иных инструментов лежит и в основе модернизации других сфер, в том числе пенсионного обеспечения, для повышения мотивации работников и будущих пенсионеров к участию в накопительных планах.
23 К 2020 г. выплаты по общей федеральной программе пенсионного страхования вместе с финансированием программы медобслуживания пенсионеров «Медикэр», составляли около 60% общей суммы государственных трансфертов [9]. Но радикальные преобразования государственной системы пенсионного страхования и не предусматривались администрацией Д. Трампа, позиция которой состоит в создании поощрительной среды для развития негосударственных форм пенсионных планов. Ожидается, что такие планы снизят давление на государственную пенсионную систему в условиях массового выхода на пенсию поколения беби-бумеров и одновременно повысят доходы американцев на пенсии.
24 Каким образом решают американцы вопросы своего обеспечения на пенсии, знают ли они о возможностях помимо обязательного страхования; мотивируют ли их к открытию накопительных счетов налоговые льготы? – все эти и другие вопросы подробно изучаются ещё с прошлого века на регулярной основе, в том числе с помощью проводимых опросов нынешних и будущих пенсионеров.
25 По данным изучения состояния и перспектив пенсионного обеспечения, в 2019 г. доля тех американцев, кто считает основным источником доходов на пенсии выплаты по государственной программе пенсионного страхования, упала до 59% – самый низкий показатель с начала текущего столетия (только в 1999 г. он был ниже – 56%).[10] При этом 44% респондентов были уверены, что у них будет достаточно средств для комфортной жизни на пенсии и ещё 23% очень уверены в этом.
26 Средние размеры выплат по федеральной пенсионной программе обеспечивают пенсионеру доход всего на 30–40% выше черты бедности, и все меньше американцев считает, что эти выплаты будут их основным доходом в пенсионном возрасте.
27 По состоянию на 2018 г., медиана годового дохода домохозяйств с главой в возрасте до 65 лет (71,67 тыс. долл. в 2018 г.) в 1,6 раза превышала медиану годового дохода домохозяйств с главой в возрасте 65 лет и старше (43,7 тыс. долл.) [11]. Участие в накопительных пенсионных планах призвано в долгосрочной перспективе увеличить доходы пенсионеров. Уже сегодня восемь из десяти работников ожидают, что на пенсии они получат доход в рамках сберегательных планов по месту работы, а 51% считает, что такие планы будут основным источником их дохода в пенсионном возрасте. Для сравнения: в 2009 г. так считали всего 42% респондентов.
28 Такая динамика объясняется ростом участия американцев в планах добровольного накопления пенсионных средств: этому способствовало освобождение (в определённых пределах) пенсионных взносов от налогообложения, широкое распространение программ финансовой грамотности населения и, конечно, общий высокий уровень развития финансовых институтов в стране.
29 Накопительные пенсионные планы важны не только для растущего контингента пенсионеров. Не стоит забывать и об их значении для экономики страны. К концу второго десятилетия индивидуальные накопительные пенсионные счета аккумулировали свыше 18 трлн долл., и по мере старения населения их роль в экономике будет возрастать [12]. Именно такие планы и поддерживает администрация Д. Трампа, формируя экономически мотивированные условия для расширения участия американцев в индивидуальном накоплении.
30

Для дальнейшего развития в стране уже весьма популярных накопительных пенсионных планов президент Д. Трамп 20 декабря 2019 г. подписал закон «Об улучшении пенсионного обеспечения» с символичной аббревиатурой названия – SECURE (Setting Every Community Up for Retirement Enhancement Act of 2019, Pub.L. 116–94).

31 До этого последние принципиальные изменения по функционированию накопительных пенсионных планов были зафиксированы в законе «О защите пенсионных выплат», подписанном Дж. Бушем-младшем в 2006 году.
32 Согласно этому закону для защиты пенсионных накоплений от инвестиционных рисков по планам с фиксированными выплатами был введён ряд условий и ограничений. К их числу относится резервирование работодателями до 100% накоплений. В случае резервирования менее определённой части вступают в силу ограничения на инвестирование пенсионных накоплений, с учётом степени риска операций [13]. Кроме того, закон предусматривал возможность автоматически подключать сотрудников к частным пенсионным планам, наложив запрет на принудительное инвестирование пенсионных накоплений в акции своих компаний.
33 Закон 2019 г. уточнил положения, связанные с расширением доступности системы пенсионных накоплений, с оптимизацией пенсионного планирования, диверсификацией опций.
34 Всё больше американцев намерены продолжать работать по найму, достигнув пенсионного возраста: четверо из пяти по сравнению с нынешней ситуацией, когда работает трое из десяти человек пенсионного возраста. Учитывая такую тенденцию, был повышен возраст, по достижении которого можно продолжать вносить взносы на свои пенсионные счета, с 70,5 до 72 лет. Представители малого бизнеса могут объединить усилия для учреждения накопительных планов, сэкономив таким образом на административных издержках [Shenkman Martin, 2019].
35 Попытки модернизировать систему государственной поддержки, социального страхования, внедрить новые принципы перераспределения государственных средств предпринимались в американской истории и раньше, но в период президентства Д. Трампа обрели новые импульсы. В основе инициируемых и принятых Д. Трампом решений до начала пандемии коронавируса – концепция расширения возможностей и личной ответственности взрослых трудоспособных граждан за экономическую состоятельность – свою и своей семьи – на всех жизненных этапах; признание того факта, что дальнейшее увеличение социальных разделов государственного бюджета будет ограничиваться. Распространение вируса COVID-19 обернулось новыми реалиями, и действующий президент вынужден был усилить государственное вмешательство в экономическую жизнь, поддержку граждан. Первые выплаты по закону «Об экономической безопасности и чрезвычайной помощи в противодействии COVID-19» американцы получили в первой половине апреля.
36

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДОСТИЖЕНИЯХ ЭПОХИ ТРАМПА

За неделю до обращения Д. Трампа к Конгрессу с посланием «О положении в стране» (4 февраля 2020 г.), согласно опросу Гэллапа, был зафиксирован самый высокий за 15 лет уровень удовлетворённости состоянием дел в стране – 41% респондентов. В последний раз уровень, близкий к этому значению (40%), был в 2005 г. [14]. За первые три года президентства Д. Трампа в наибольшей степени возросла удовлетворённость американцев состоянием национальной экономики, защитой от терроризма, военной мощью страны (табл. 2).

37 За первые три года после инаугурации президента Д. Трампа в январе 2020 г., согласно опросам, доля американцев, удовлетворённых состоянием национальной экономики, увеличилась на рекордные 22 процентных пункта (с 46% от числа всех респондентов в январе 2017 г. до 68% в январе 2020 г.) [15]. В значительно меньшей степени возросла удовлетворённость распределением доходов и богатства (на 8 процентных пунктов), возможностями продвижения в результате упорного труда (на 8 процентных пунктов).
38 Отдавая должное состоянию и темпам экономического развития страны, 69% взрослых американцев, вместе с тем, считают, что благоприятная экономическая ситуация помогает лишь наиболее состоятельным. Мнение о том, что экономическая система подчинена интересам крупных корпораций, наиболее обеспеченных американцев, разделяют не только 73% респондентов из низкодоходных групп, 69% среднедоходных, но также 66% из высокодоходных групп. Лишь менее трети в каждой из этих групп считают, что экономическая система в целом справедлива для всех американцев [16]. Эти результаты в целом согласуются с уровнем удовлетворённости в конкретных сферах.
39

Таблица 2

Динамика удовлетворенности американцев положением дел в стране, 2017–2020 гг.

Сферы оценки Доля респондентов, удовлетворенных положением в данной сфере, январь 2017, % Доля респондентов, удовлетворенных положением в данной сфере, январь 2020, % Изменение в период 2017–2018 гг. в процентных пунктах
Состояние национальной экономики 46 68 +22
Безопасность от терроризма 50 68 +18
Военная мощь страны 66 81 +15
Положение чернокожих и других расовых меньшинств 37 46 +9
Распределение доходов и богатства 35 43 +8
Возможности продвижения в результате упорного труда 66 72 +6
Уровень федеральных налогов 39 37 -2
Качество доступной медицинской помощи 39 37 -2
Качество государственного образования 37 35 -2
Федеральная программа пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания пенсионеров «Медикэр» 47 43 -4
Качество окружающей среды 52 46 -6
Уровень иммиграции 41 35 -6

Americans' Take on the U.S. Is Improved, but Still Mixed. January 27, 2020. Available at; >>> (accessed 3.03.2020)

40 Если посмотреть американцами состояния дел в ключевых сферах, выделенных в опросах, в течение более длительного периода, то в 2020 г. в сравнении с 2001 г. существенно возросла удовлетворённость общества военной мощью страны (на 20 процентных пунктов), в меньшей степени – уровнем налогов (на 11 процентных пунктов); и снизилась в таких сферах, как состояние окружающей среды (на 10 процентных пунктов), борьба с бедностью и бездомностью (на 8 процентных пунктов).
41 В годы президентства Д. Трампа по уровню удовлетворённости состоянием дел в стране чётко прослеживается разделение американского общества в зависимости от взглядов тех, кто поддерживает республиканцев или демократов (табл. 3).
42 Самый высокий уровень удовлетворённости американцев положением дел в стране отмечен в январе 2020 г. среди сторонников республиканцев – относительно возможностей продвижения в результате упорного труда – 93%, (среди сторонников демократов он был почти вдвое ниже – 52%); а самый низкий – 12% – среди сторонников демократов относительно борьбы с бедностью и бездомностью (среди сторонников республиканцев он составил 33%) [17], отражая полярность восприятия американским обществом современного состояния по ключевым социальным вопросам в год президентских выборов.
43 Опросы общественного мнения показали, что доля американцев, довольных качеством доступной медицинской помощи, качеством государственного образования, федеральной программой пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания «Медикэр», качеством окружающей среды в 2017–2020 гг. снизилась в той или иной степени.
44 Эпидемия коронавируса повлияла и на тематику опросов общественного мнения. Судя по опросам Гэллапа, проведенным в апреле, американцы проявили весьма высокую личную ответственность в плане самоизоляции. По данным опроса на 3 апреля, три из каждых четырёх респондентов самоизолировались в своих домохозяйствах, в том числе 28% полностью и 47% – по большей части [18]; в середине апреля они были в большей степени обеспокоены возможностью подцепить коронавирус (57% респондентов), чем финансовыми проблемами (48%) [19], связанными с экономической ситуацией, вынужденной самоизоляцией.
45

Таблица 3

Удовлетворенность сторонников республиканцев и сторонников демократов положением дел в ключевых сферах

Сферы оценки Доля сторонников республиканцев, удовлетворённых положением в данной сфере, % Доля сторонников демократов, удовлетворённых положением в данной сфере, % Различия в ответах между республиканцами и демократами, процентные пункты
Положение чернокожих и других расовых меньшинств 69 22 +47
Распределение доходов и богатства 65 23 +42
Возможности продвижения в результате упорного труда 93 52 +41
Состояние экономики 87 48 +39
Качество окружающей среды 66 27 +39
Качество доступной медицинской помощи 67 38 +29
Безопасность от терроризма 80 53 +27
Борьба с бедностью и бездомностью 33 12 +21
Военная мощь страны 91 73 +18
Федеральная программа пенсионного страхования, медицинского обслуживания пенсионеров «Медикэр» 47 39 +8
Уровень федеральных налогов 42 35 +7
Качество государственного образования 37 32 +5
Уровень иммиграции 31 39 -8

По результатам опроса 2–15 января 2020 г. The State of the Union Depends on One's Political Party. February 3, 2020. Available at: >>> (accessed 20.03.2020)

46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгосрочные ориентиры президентской администрации показывают настройку на модернизацию систем государственной поддержки населения, пенсионного страхования, в основе которой – повышение индивидуальной ответственности, снятие части бремени с государства, диверсификация источников пенсионных доходов. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в поиски форм распределения ответственности между личностью, государством, бизнесом; и Соединённые Штаты в этом отношении не исключение. Вирусная эпидемия COVID-19 заставила власти США принять беспрецедентные по широте охвата и объёму финансирования меры по поддержке доходов населения, экономики, включая снижение налогового бремени, единовременные выплаты гражданам, доступ к льготным займам. Все они носят характер разовой, временной помощи, а решение фундаментальных вопросов бытия американского общества, трансформации основ социальных систем отложено для новой президентской администрации.

47

ИСТОЧНИКИ

1. President Donald J. Trump’s Great American Comeback Story. Issued on: February 4, 2020. Available at: >>> (accessed 20.02.2020).

2. Еexecutive Order Reducing Poverty in America by Promoting Opportunity and Economic Mobility. April 10, 2018. Available at: >>> (accessed 20.01.2020).

3. Trump welfare order. Available at: >>> (accessed 20.01.2020).

4. Annual Update of the National Income and Product Accounts Summary.2019. Available at: >>> (accessed 20.01.2020).

5. Pisani-Ferry Jean. Explaining the Triumph of Trump's Economic Recklessness. PIIE. January 28, 2020. Available at: >>> (accessed 17.02.2020).

6. US Budget FY 2020. Historical Tables. Office of Management and Budget. Available at: >>> (accessed 17.02.2020).

7. Trump budget 2021. 2020. Washington Post, February 10. Available at: >>> (accessed 24.02.2020).

8.Trump budget 2021. 2020. New York Times, February 10. Available at: >>> (accessed 24.02.2020).

9. Survey of current business, January 2020.

10. Retirement Confidence Survey Employee Benefit Research Institute. EBRI, April 23, 2019.

11. Income and Poverty in the United States. US Census Bureau. W., September 2019.

12. Evidence – based retirement policy: necessity and opportunity. January 29, 2020. Available at: >>> (accessed 12.02.2020).

13. President Bush signs H.R.4, the Pension Protection Act of 2006. Available at: >>> (accessed 10.02.2020).

14. Jones Jeffrey M. 2020. U.S. Satisfaction Surpasses 40% for First Time Since 2005. January 24. Available at: >>> (accessed 24.02.2020).

15. The economy and the 2020 election. 2020. Available at: >>> (accessed 12.02.2020).

16. 70% of Americans say U.S. economic system unfairly favors the powerful. January 9, 2020. Available at: >>> (accessed 01.02.2020).

17. Americans' Take on the U.S. Is Improved. Available at: >>> (accessed 20.02.2020).

18. Three in Four in U.S. Have Self-Isolated in Their Household. April 8, 2020. Available at: >>> (accessed 17.04.2020).

19. In U.S., More Fear COVID-19 Illness Than Financial Harm. APRIL 16, 2020. Available at: >>> (accessed 20.04.2020).

Библиография

1. Богаевская О.В. 2019. Государственная система продовольственной помощи в США. Мировая экономика и международные отношения, № 1. С. 75–82. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-1-75-82

2. Лебедева Л.Ф. 2018. Создание рабочих мест по Трампу: приоритеты, реалии и риски. Мировая экономика и международные отношения, № 11. С. 66–75. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-77-86

3. Травкина Н.М. 2018. Стратегия администрации Д. Трампа в отношении программы доступного медицинского страхования («Обамакэр»). США & Канада: экономика, политика, культура, № 10. С. 5–20. DOI: 10.31857/S032120680001072-3

4. Shenkman Martin. 2019. Secure act. Forbes, December 25.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести