Mainstream and Populist Political Strategies to Emerge from the Global Systemic Crisis: The Case of the United States
Table of contents
Share
Metrics
Mainstream and Populist Political Strategies to Emerge from the Global Systemic Crisis: The Case of the United States
Annotation
PII
S268667300014340-4-1
DOI
10.31857/S268667300014340-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lev M. Sokolshchik 
Affiliation: National Research University “Higher School of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
73-95
Abstract

Mainstream and populist political strategies to respond to the global systemic crisis are examined in the article through three variables: international agenda, domestic political agenda, value agenda. The article analyses the empirical data on the US political process. The investigation is based on the modern interpretation of Max Weber’s ideal type framework, a qualitative congruence analysis, a qualitative discourse analysis, and a case study method. The application of the theoretical approach of Jeffrey Pressman and Aaron Wildavsky (implementation studies) allows us to consider political strategy as a theoretical concept separately from the stage of its implementation. Taking into account contemporary discovers in the field, the paper proposes definitions of mainstream and populism that are refined in the focus of the theory of political strategy. The research shows that the major typological difference between mainstream and populism lies in the assessment of globalization and its political, economic, social, and cultural consequences. The paper reveals a predominant coincidence of the case of Donald Trump’s strategy with the populist ideal type in the international agenda and a partial coincidence in the domestic and value agendas. The analysis of the case of Joseph Biden’s strategy demonstrates a partial coincidence with the mainstream ideal type in the international agenda and a predominant coincidence in the domestic and value agendas. The author concludes that mainstream and populist political strategies can be combined in a real political process, in spite of their competition. The results of the study suggest that mainstream and populist political strategies have the potential for a broader combination in the US political development.

Keywords
global systemic crisis, mainstream, populism, political strategy, US foreign policy, US domestic policy, values, Donald J. Trump, Joseph R. Biden
Received
15.03.2021
Date of publication
02.04.2021
Number of purchasers
0
Views
112
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
920 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
8448 RUB / 169.0 SU
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Кризисные процессы в глобальной политико-экономической системе, ядром которой выступают страны Запада во главе с США, серьёзно усугубились в период «великой рецессии» 2008–2009 гг. и получили дальнейшее развитие во время пандемии нового коронавируса. Фундаментальные дисбалансы либеральной модели глобализации оказали существенное влияние на различные стороны общественно-политической жизни, в том числе на внутриполитический ландшафт западных стран. Одной из ключевых тенденций в эволюции политических систем индустриально развитых стран стал рост поддержки популистов, выступающих в качестве оппозиции представителям мейнстрима, «которые становятся все более похожими друг на друга с точки зрения экономических и социокультурных вопросов» [Sychowiec M. 2021]. Ключевой исследовательской задачей в работе стал поиск ответа на вопрос о том, как абстрактные идеальные типы политических стратегий мейнстрима и популизма по выходу из кризиса преломляются и комбинируются в условиях реального политического процесса США.
3

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

4 В современной научной литературе сложился ряд подходов к пониманию политической стратегии. Важный вклад в разработку данной проблемы внесли исследователи Дж. Пресманн и А. Вилдавски. Отправной точкой в их рассуждении было разделение процесса выработки политической стратегии от её непосредственной реализации на практике. Стратегия, в их понимании, сконцентрирована на формулировании основных целей политики и теории для их достижения. Стадия имплементации стратегии в реальной политике определяется ими как сложный процесс, включающий в себя длинные цепочки взаимодействий между различными уровнями власти и оценку конечных результатов в соотнесении с начальными условиями [The Oxford Handbook... 2015].
5 Другой подход предполагает рассмотрение политической стратегии на более низком уровне абстракции в виде задач, мероприятий, политической практики, которые нацелены на электоральный успех конкретной политической партии. Как замечает исследователь А. Элиас, важнейшим атрибутом демократических политических систем являются конкурентные выборы, в ходе которых для получения власти политические партии борются за поддержку избирателей [Elias A. 2019]. С данной целью партии разрабатывают стратегии, призванные максимизировать электоральный результат.
6 В силу комплексного характера изучаемых явлений (мейнстрим и популизм) и проблематики (включает различные аспекты глобального кризиса) целесообразно в контексте исследования рассмотреть политическую стратегию в фокусе более широкого первого подхода. Исследование политической стратегии как теоретического элемента предполагает выделение её основных уровней: регионального, национального, международного. Поскольку работа сфокусирована на проблеме глобального системного кризиса в контексте политического процесса конкретной страны (США), то представляется логичным сконцентрироваться на исследовании общенационального и международного уровней политической стратегии рассматриваемых политических игроков.
7 В контексте исследования мейнстримные и популистские политические стратегии рассматриваются в теоретической оптике идеального типа М. Вебера и разработок ряда исследователей, развивающих данный подход в современной литературе [Rosenberg M.M. 2016]. Важно отметить, что в реальных условиях идеальные типы политических стратегий взаимодействуют, пересекаются и трансформируются с течением времени. В ходе конструирования идеального типа политической стратегии были приняты в расчёт не только её цели и уровни, но также ресурсы политических игроков [Heinze A-S. 2018].
8 В работе применена комбинированная методология, включающая элементы качественного сопоставительного анализа (qualitative congruence analysis), качественного дискурс-анализа (qualitative discourse analysis) и метода «кейс-стади» (case study method). Подобный подход позволил провести сравнительное исследование политических стратегий мейнстримных и популистских политических действующих лиц по преодолению глобального системного кризиса на американском эмпирическом материале по базовым переменным: 1) международная повестка, 2) внутриполитическая повестка, 3) ценностная повестка.
9

МЕЙНСТРИМНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

10 Завершение холодной войны способствовало утверждению в западном политическом дискурсе консенсуса по поводу скорого (но в итоге не состоявшегося) торжества либеральной демократии во всём мире и наступления «конца истории», о котором писал политолог Ф. Фукуяма [Фукуяма Ф. 2004]. Исчезновение идейно-политической альтернативы в лице Советского Союза привело к тому, что противостояние правой и левой политических повесток, которое было характерно для западных стран в период после Второй мировой войны, в 1990-е годы, стало ослабевать [Сергеев В.М., Казанцев А.А., Петров К.Е. 2017: 12].
11

Таблица 1

Идеальный тип мейнстримной политической стратегии

Переменная Характеристика
Основная цель Продолжение / либеральной глобализации, защита её результатов
Идейно-политическая основа Глобализм Либерализм Универсальные идеи свободы, прав человека Политическая инклюзивность Базовое противопоставление «демократия – авторитаризм»
Международная повестка Развитие либерального мирового порядка Поддержка наднациональных организаций Содействие интеграционным процессам Развитие коллективной безопасности Внешнеполитический интервенционизм
Внутриполитическая повестка Либеральная демократия Институциональные процедуры, свободные и конкурентные выборы Верховенство закона Правление большинства при соблюдении прав меньшинства Рыночная экономика (с возможностью государственного регулирования) и свободная торговля Прогрессистские реформы в социально-экономической сфере Поддержка иммиграции Технократизм Рационально-легальный тип лидерства
Ценностная повестка Поддержка «нематериалистических» ценностей Политкорректность Мультикультурализм

Составлено автором

12 Консолидация мейнстрима шла вокруг идей свободного рынка, либеральной демократии, приоритета международных институтов как в осуществлении внутренней политики, так и общемировых делах. Стержневой установкой в его политико-экономической системе стал глобализм. Он подразумевает выстраивание либерального мирового порядка с доминирующей ролью США, развитие интеграционных процессов, укрепление наднациональных институтов. Базовой идеей мейнстрима во внутренней политике стала либеральная демократия, в необходимых пределах регулируемая рыночная экономика в сочетании с «государством всеобщего благосостояния». В рамках функционирования либеральной демократии ключевое значение получили политические институты. При этом народ (электорат) в этой системе репрезентируется только институционально, а решающее значение для политики имеет конкретный измеримый результат свободных и состязательных выборов.
13 Параллельно с формированием ядра мейнстрима шёл процесс технократизации политики. Это привело к возрастанию влияния экспертных кругов в государственном управлении. В социокультурной сфере мейнстрим нашёл опору в либеральной политической философии, в основе которой лежат идеи свободы личности и универсальных прав человека. Важными составляющими политической стратегии мейнстрима стали концепция мультикультурализма, принципы толерантности и система «нематериалистических» ценности (в терминологии Р. Инглхарта) [Инглхарт Р., Вельцель К. 2011]. В стратегию мейнстрима прочно вошли идеи расширения гражданских прав, легализации абортов, однополых браков, эвтаназии, поддержки иммиграции.
14 В целом мейнстрим можно определить как политическую стратегию и устойчивую идейно-политическую систему, ядро которой формируют центристские политические силы, ориентированные на продолжение либеральной глобализации. В структурированном виде базовые элементы идеального типа мейнстримной политической стратегии представлены в табл. 1.
15 Изначально политика мейнстрима основывалась на экономическом доминировании среднего класса, выигравшего наряду с самыми обеспеченными слоями населения от экономического подъёма в странах Запада в 1990-е годы. Однако постепенно лояльность этой социальной группы «размывалась» [Сергеев В.М., Казанцев А.А., Петров К.Е. 2017: 16]. Снижению привлекательности мейнстрима способствовали шедшая под воздействием глобализации социально-экономическая перестройка общества (сформировался социальный слой так называемых «лузеров глобализации») и ухудшение положения значительной части населения после финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. Однако катализатором роста альтернативы в виде популизма послужило не только экономическое неравенство; важную роль сыграли изменение места Запада в мировом порядке, усиление политической и ценностно-моральной поляризации общества.
16

ПОПУЛИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

17 Популизм в исследованиях преимущественно интерпретируется в рамках трёх основных теорий как:
  1. политическая стратегия по завоеванию или удержанию власти через особый вид коммуникации с широкими массами населения;
  2. политический стиль, базирующейся на манихейском описании социополитической реальности, ключевым в данном случае является противопоставление «элита – народ»;
  3. специфическая идеология, «с разреженным центром» (thin-centred ideology), которая рассматривает общество как совокупность двух однородных и антагонистических групп – «благородный народ» и «коррумпированная элита», а политика выступает в этой схеме в качестве реализации некой абстрактной «воли народа» [Bartha A., Boda Z., Szikra D. 2020].
18

Таблица 2

Идеальный тип популистской политической стратегии

Переменная Характеристика
Основная цель Сворачивание глобализации и пересмотр её последствий
Идейно-политическая основа Антиглобализм Неолиберализм Экономический / этнокультурный национализм Политическая экслюзивность Базовое противопоставление «элита – народ»
Международная повестка Деконструкция либерального мирового порядка Укрепление суверенитета и оборонного потенциала Выход из / пересмотр многосторонних соглашений Изоляционизм Протекционизм
Внутриполитическая повестка Плебисцитарная демократия Стремление преодолеть институциональные ограничения (систему сдержек и противовесов, принцип вето) Приоритет реализации «воли народа» Правление большинства без учета мнения меньшинства Антиэлитизм Прагматические и радикальные реформы Ограничение иммиграции Харизматический тип лидерства
Ценностная повестка Поддержка «материалистических» ценностей Антиплюрализм Защита национальной и культурной идентичности
19 В данной работе популизм анализируется в ракурсе первого из обозначенных подходов, который был модифицирован с точки зрения выбранной теории политической стратегии. Таким образом, популизм можно концептуализировать как политическую стратегию альтернативных политических сил (партий, лидеров, движений), основанную на идее конфликта народа и элиты, антиплюрализме (народ трактуется как гомогенная сущность) и антиглобализме (сворачивание либеральной глобализации и пересмотр её последствий). В табл. 2 в структурированном виде представлены базовые элементы идеального типа популистской политической стратегии.
20 Несмотря на то что левая и правая разновидности популизма имеют свои специфические черты, можно выделить ряд относительно константных свойств этого явления. Во внешней политике популизм критикует либеральный мировой порядок, наднациональные институты, глобализацию как выражение правления элиты в общемировом масштабе [Biegon R. 2019; 525]. Он скептически относится к интеграционным процессам, отстаивая идею усиления государственного суверенитета. В экономической сфере популизм склонен к критике банковского капитала, финансовой элиты, транснациональных корпораций и выступает за меры протекционизма, пересмотр режимов свободной торговли [Bartha A., Boda Z., Szikra D. 2020: 73]. Во внутренних делах он тяготеет к авторитарным практикам, ориентируется на предпочтения большинства и склонен к дискриминации интересов различных меньшинств и оппонентов. Одним из основных идейных компонентов популистской стратегии является установка на ограничение иммиграционных потоков. В вопросах ценностей популистские политические силы, в первую очередь правого толка, стоят на традиционалистских позициях, выступая против легализации абортов, эвтаназии, однополых браков [Sychowice M. 2021]. Подобные идеи проистекают во многом от намерения популистов защитить идентичность их обществ, которая, с их точки зрения, подвергается эрозии в результате политики мейнстрима.
21 В институциональном измерении популизм предпочитает плебисцитарные формы принятия решений репрезентативным. Он стремится преодолеть систему процедурных ограничений для реализации императивного мандата, которым якобы наделяет народ популистских лидеров [Мюллер Я-В. 2018: 52]. В этом плане характерной чертой популистов является стремление избежать ответственности за негативные последствия принимаемых решений через апелляцию к идее о том, что лишь они являются проводниками народной воли, а все проблемы связаны с деятельностью «враждебных других»: элиты, иммигрантов, либеральных медиа, меньшинств, интеллектуалов [Володин А.Г. 2020: 269].
22

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Д. ТРАМПА И СИСТЕМНЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС

23 Избрание в ноябре 2016 г. предпринимателя и шоумена Д. Трампа на пост президента США стало для представителей мейнстрима и ряда политических комментаторов шоком [Homolar A., Scholz R. 2019: 344]. Важной составляющей политической стратегии Д. Трампа явился кризисный нарратив. Описывая США как страну, «находящуюся на краю гибели», он позиционировал себя в качестве «последней надежды белой Америки» и единственного лидера, способного преодолеть кризис и защитить интересны американцев [Печатнов В.О. 2020: 297]. При этом Д. Трамп апеллировал к «славному» прошлому США как идеалу, который следует восстановить, что проявилось в его предвыборном лозунге «Сделаем Америку вновь великой» и предвыборных речах. Так, выступая 27 апреля 2016 г. по вопросам внешней политики, он озвучил следующие обещания: «Америка снова станет сильной. Америка снова станет надежной. Америка снова станет дружелюбной» [1].
24 Одним из базовых элементов политической стратегии Д. Трампа стала специфическая трактовка социополитической реальности. Она предполагала противопоставление «благородного народа» Америки и «коррумпированной элиты» Вашингтона, которая узурпировала народный суверенитет и использует власть в своих корыстных целях [Populism in Europe and the Americаs… 2012: 5]. Артикулируя запросы части американцев, Д. Трамп возвёл её в ранг народа как целого, при этом в устоявшемся понимании американского народа он стремился заменить идентичность, основанную на общих ценностях, этно-национальной идентичностью [Сокольщик Л.М. 2021: 90].
25 Стратегия Д. Трампа предполагала не только описание действительности с помощью кризисных нарративов, но и ясное обозначение виновников неудовлетворительной ситуации, в которой находит себя американский народ. Ответственность за системный кризис Д. Трамп возложил на социальные группы, которые, с его точки зрения, противостоят интересам народа: истеблишмент, иммигранты, различные меньшинства, либеральная интеллигенция, мейнстримные медиа. В частности, нелояльные СМИ он описывал как «лживую прессу» [Boot M. 2018: 130-131], приезжих из Мексики как «преступников», выходцев из Китая как «обманщиков», последователей ислама как «потенциальную угрозу» [2].
26 Основным источником глобального кризиса и проблем американского народа в стратегии Д. Трампа была определена элита. В его выступлениях она нередко описывалась в категории «враги народа» [Boot M. 2018: 130-131]. Характерной может считаться речь Д. Трампа, произнесённая перед сторонниками в штате Флорида в октябре 2016 г.: «Цель нашего движения состоит в замене несостоявшегося и коррумпированного политического истеблишмента новым правительством, контролируемым вами – американским народом. Цель вашингтонского истеблишмента и поддерживающих его финансовых и информационных корпораций заключается только в обогащении и защите себя» [3].
27 Преодоление кризиса в данной системе координат предполагало отказ от либеральной глобализации, поскольку из-за её политических, экономических и социокультурных последствий выигрывает элита и ущемляются интересы народа. Достижение этой цели предусматривало конкретные меры в области укрепления суверенитета США, сохранения американской идентичности и защиты национального рынка. После прихода Д. Трампа к власти принцип «Америка прежде всего» получил официальное оформление на уровне «Стратегии национальной безопасности США» (2017) [4]. Документ в качестве основных приоритетов для США определял: 1) усиление контроля за иммиграцией и границами; 2) защиту интересов «работающей Америки» через пересмотр экономических соглашений; 3) наращивание оборонного потенциала и увеличение ответственности союзников за их собственную безопасность; 4) продвижение национальных интересов на международной арене через соперничество с конкурентами и сотрудничество с партнёрами на основе взаимности [4].
28 В период правления 45-го президента во внешней политике США обозначился поворот в сторону изоляционизма и протекционизма. Д. Трамп инициировал пересмотр отношений в рамках НАТО, выход страны из Парижского соглашения по климату, Иранской ядерной сделки [5], Договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности с Россией [6], многостороннего Договора по открытому небу [7]. Более того, в качестве основных внешнеполитических угроз в Стратегии национальной безопасности США (2017) назывались Россия и Китай [4].
29 В период президентства Д. Трампа США прекратили своё участие в деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО [8] и Всемирная организация здравоохранения [9]. Администрация Д. Трампа не поддержала присоединение США к Международному механизму по обеспечению доступа к вакцинам (COVAX) [10]. Д. Трамп настоял на пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), прекратил действие договора о свободной торговле с Южной Кореей, остановил создание Транс-Тихоокеанского и Трансатлантического партнёрств, развернул серию торговых войн с Китаем и Евросоюзом, расширил санкционное давление на Россию.
30 Защитой экономических интересов американцев и национальной идентичности в значительной степени обосновывалась необходимость ужесточения миграционного законодательства США. В связи с чем Д. Трамп предпринял попытку наложить запрет на въезд в США для граждан семи преимущественно мусульманских стран [11], начал строительство стены на границе с Мексикой [12], ограничил предоставление убежища мигрантам [11].
31 В вопросах социально-экономических реформ стратегия Д. Трампа нашла опору в умеренных консервативных идеях. Одной из знаковых мер на посту президента для него стала налоговая реформа. Согласно закону «О снижении налогов и рабочих местах» (2017) изменялась ставка корпоративного налога с 35% до 21%, вводилась новая шкала налога для доходов физических лиц от 10% до 37%, такие же ставки были установлены для доходов семей [13]. Наибольшее снижение налоговой нагрузки произошло для американцев с невысокими доходами и самых обеспеченных граждан. Этот же закон скорректировал реформу «Обамакэр», отменив штраф в виде дополнительного налога в размере 2,5% на доходы тех граждан, кто не желал приобретать медицинскую страховку [13].
32 В области ценностной повестки стратегия Д. Трампа ориентировалась на традиционалистские подходы. Однако его позиция в данной сфере носила во многом ситуативный характер. В начале предвыборной кампании 2016 г. он придерживался традиционной трактовки брака и утверждал, что статус однополых браков должен определяться на уровне штатов [14]. После завершения президентской гонки он поддержал решение Верховного суда по этому вопросу от 26 июня 2015 г. в пользу легализации однополых браков [14]. Отношение Д. Трампа к проблеме абортов также не носило принципиальный характер. Хотя в ходе предвыборных дебатов 2016 г. он декларировал приверженность ценности жизни, но полного прекращения финансирования Программы планирования семьи он не поддержал [15]. В то же время после прихода к власти Д. Трамп продолжил традицию, заложенную Р. Рейганом, по ограничению государственного финансирования международных неправительственных организаций, которые поощряют или осуществляют аборты [16].
33 Важным с точки зрения ценностной повестки стало обновление состава судейского корпуса США. Используя полномочия главы исполнительной власти и республиканское большинство в Сенате, Д. Трамп провёл существенную ротацию судейского корпуса, в ходе которой предпочтение отдавалось кандидатам с консервативными взглядами. С 2016 по 2020 г. в общей сложности таким образом были назначены 217 федеральных судей [17]. Изменения затронули Верховный суд США, от позиции которого зависит решение, помимо прочего, базовых социокультурных вопросов. За время правления Д. Трампа в его состав вошли три новых судьи Н. Горсач, Б. Кавано и А.К. Баррет, что позволило сформировать консервативное большинство (шесть против трёх судей). В частности, Верховный суд поддержал президента в запрете трансгендерам служить в армии [18].
34 Во многом действуя в русле «Стратегии национальной безопасности США» (2017), определившей одним из приоритетов борьбу с пандемиями [4], администрация Д. Трампа уделила важное внимание разработке вакцины на раннем этапе эпидемии нового коронавируса, что позволило получить ряд эффективных разработок. Однако бюрократические ограничения и растянувшийся процесс сертификации позволил начать масштабную вакцинацию в США только в середине декабря 2020 г. [19]. В целом последствия пандемии для США оказались весьма серьёзными. В абсолютных значениях на день завершения президентских полномочий Д. Трампа (20 января 2021 г.) в США с начала эпидемии было зарегистрировано около 24,5 млн случаев заболевания и 413 тыс. летальных исходов [20]. На фоне президентской избирательной кампании 2020 г. проблема пандемии и вакцин подверглась широкой политизации. Д. Трамп в характерной манере стремился переложить ответственность за коронакризис на «враждебных других», в первую очередь на представителей Китая [21]. С целью подчеркнуть, что ответственность за пандемию несёт Пекин, президент использовал этнически окрашенные словосочетания «китайский вирус» и «вирус из Китая» [22].
35 В целом об уровне поддержки политической стратегии Д. Трампа среди американцев можно судить по результатам президентских выборов 2020 г. На них республиканскому кандидату удалось набрать около 74,2 млн голосов избирателей, что почти на 11,2 млн голосов больше, чем на выборах 2016 г. [23]. Кроме того, Д. Трамп смог привлечь на свою сторону часть избирателей латиноамериканского происхождения, которые традиционно в большинстве отдают предпочтение Демократической партии [24].
36

СТРАТЕГИЯ ДЖ. БАЙДЕНА И СИСТЕМНЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС

37 Президентская избирательная кампания 2020 г. стала во многом исключительной не только из-за условий проведения, но и по причине высокой степени общественно-политической поляризации. По мнению Ф.А. Лукьянова, США оказались «расколоты пополам , и раскол не ситуативный, а мировоззренческий, два кандидата олицетворяют разные общественно-политические философии. Растущая и всё более напористо настроенная «прогрессивная Америка» против намеренной отстаивать свой традиционный образ жизни Америки консервативной» [Лукьянов Ф.А. 2020].
38 Пандемия стала дополнительным фактором, углубившим системный кризис. Она обострила негативные тенденции глобального и американского внутриполитического развития. Показательно, что борьба с кризисном как внутри страны, так и в мире стала главной темой инаугурационной речи Дж. Байдена [25]. Помимо социально-экономических последствий пандемии и усилившейся политической поляризации в число общенациональных вызовов 46-ой президент США включил: угрозу демократии; растущее неравенство; системный расизм; изменение климата; снижение роли США в мире; распространение оружия массового уничтожения; международный терроризм; массовую миграцию [25].
39 Внешнеполитическое измерение стратегии Дж. Байдена опирается на идеи защиты либерального мирового порядка и восстановления лидерства США в мире с учётом изменившихся за последние годы реалий. В предвыборной программе Дж. Байдена 2020 г. подчёркивается важность продвижения универсальных прав человека на международном уровне и борьбы с коррупцией в других странах. Более того, программа определяет среди основных внешнеполитических задач США защиту демократии в мире от авторитарных режимов и популистских сил. Среди конкретных мер по возвращению лидерских позиций США значатся усиление дипломатической службы, укрепление трансатлантических отношений против России и Китая, ревитализация НАТО, укрепление стратегических альянсов с Японией, Южной Кореей, Австралией и рядом демократических, с точки зрения США, сран Азии [3].
40 Красноречивым свидетельством стремления Дж. Байдена восстановить пошатнувшийся мировой порядок и американское лидерство служит его выступление в Государственном департаменте США 4 февраля 2021 г., в котором он заявил: «Америка больше не может позволить себе отсутствовать на мировой арене» [26].
41 Стратегия Дж. Байдена предполагает опору на профессионалов и команду, которые играют значительно более важную роль в принятии решений нежели в период правления Д. Трампа. В выше обозначенной речи в Государственном департаменте постулируется намерение Дж. Байдена вернуть прежний важный статус экспертным кругам во внешнеполитическом процессе: «Дипломатия снова находится в центре нашей внешней политики. Я хочу, чтобы люди, которые работают в этом здании, а также в наших посольствах и консульствах по всему миру, знали, что я ценю их опыт, уважаю их и буду их поддерживать» [27].
42 В этой связи необходимо отметить, что знаковыми фигурами во внешнеполитическом блоке демократической администрации стали госсекретарь Э. Блинкен и советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан. Оба относятся по своим взглядам к числу либеральных интернационалистов, сторонников распространения демократии и глобального лидерства США. Существенное значение имеет избрание впервые в истории США на пост вице-президента женщины К. Харрис, олицетворяющей левое крыло Демократической партии. В целом, при формировании правительства особе внимание было уделено принципу гендерного и этнического представительства [27].
43 В первые дни на посту президента Дж. Байден особое внимание уделил укреплению многосторонних международных форматов и глобального управления. В день принятия присяги, он подписал указ о возвращении США в Парижское соглашение по климату [28]. После обсуждения позиций по проблеме стратегической стабильности с Россией Дж. Байден поддержал предложение президента В.В. Путина о продлении последнего крупного договора по контролю над ядерными вооружениями между двумя странами – СНВ-3 [29]. Смена администрации послужила стимулом для начала переговоров с Ираном о восстановлении участия США в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВДП) [30], активизации работы по укреплению трансатлантических отношений [31], возобновлению дискуссии о развитии Транс-Тихоокеанского партнёрства [32].
44 Во внутренних делах одним из основных пунктов стратегии Дж. Байдена стало преодоление последствий пандемии. С этой целью ещё в ходе избирательной кампании был объявлен масштабный план прогрессистских реформ. План предполагал увеличение субсидирования медицинских страховок в рамках программы «Обамакэр»; расширение охвата медицинской помощью до 97% населения; повышение доступности медицинской помощи по старости в рамках программы «Медикэр»; введение гибкого государственного регулирования цен на ряд лекарств [33]. Заявлялось также о намерении отменить часть положений налоговой реформы 2017 г. и восстановить штраф за отсутствие медицинской страховки [34].
45 В области образования Дж. Байден выступил за повышение оплаты труда учителей, расширение штата социальных работников и психологов в школах, усиление борьбы с дискриминацией и расизмом в учебных заведениях, обновление школьной инфраструктуры. Среди его социальных инициатив также значится реструктуризация долговой нагрузки по студенческим кредитам. Программу реформ в социальной сфере дополняют инициативы по расширению участия работников, занятых в первую очередь в сфере промышленности, в профсоюзах и повышению минимальной заработной платы до 15 долл. в час [35].
46 В число базовых элементов стратегии по выходу из кризиса Дж. Байдена вошла борьба с изменением климата. Разрешить проблему предлагается через создание экологически чистой экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии, современных технологиях и модернизированном производстве не позднее 2050 г. Программа реформ предполагает переход транспортной инфраструктуры на нулевые выбросы углерода к 2030 г.; перевод энергетической промышленности на чистые технологии к 2035 г.; запланировано снижение выбросов углекислого газа в сельском хозяйстве и коммунальной сфере [35].
47 Большое внимание в программе Дж. Байдена было уделено проблеме политической поляризации, но её решение в рамках стратегии, как представляется, сводится к восстановлению позиций мейнстрима. Несмотря на риторическое заверение Дж. Байдена о том, что он «будет президентом для всей Америки» [25], в выступлениях демократа прослеживается намерение маргинализировать Д. Трампа и его сторонников. Так, события вокруг Капитолия и протесты против его избрания 6 января 2021 г. Дж. Байден назвал «самым мрачным днем в истории США» и «беспрецедентным нападением на демократию», а участников протестов «внутренними террористами» [36]. Другие представители истеблишмента Демократической партии его активно поддержали. Стремясь представить случившееся как предательство национальных интересов, бывшая госсекретарь США Х. Клинтон обвинила Д. Трампа в том, что он мог информировать президента России В.В. Путина о беспорядках в Вашингтоне [37]. Спикер Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси заявила, что те, кто принимал участие в беспорядках, были «марионетками Путина» [37]. Представители Демократической партии в Конгрессе, к которым присоединились семь республиканцев, инициировали очередную процедуру импичмента против Д. Трампа с формулировкой «подстрекательство к восстанию» [38]. Более того, для ограничения позиционирования Д. Трампа в информационном пространстве крупнейшие социальные сети заблокировал его аккаунты и множество страниц его последователей [39]. Примечательно, что последняя мера, по сути, стала воплощением предвыборного тезиса Дж. Байдена об ответственности информационно-технологических корпораций и социальных сетей за сохранение демократии [3].
48 В области ценностей стратегия Дж. Байдена опирается на либеральное мировоззрение. Характерной с точки зрения отношения к последствиям глобализации в социокультурной сфере является его позиция по вопросу иммиграции. Он активно выступил за возможность получения гражданства находящимся нелегально на территории США 11 млн приезжих [40]. Среди его первых решений на посту главы исполнительной власти значится указ о возобновлении программы приёма беженцев, которая даёт возможность 125 тыс. людей получить убежище на территории США [26]. С его позиции, государство должно расширить поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, в том числе на международном уровне [41]. Несмотря на свою принадлежность к католической церкви, он активно выступил в пользу легализации абортов и после вступления в должность президента подписал указ об отмене ограничений на государственное финансирование международных неправительственных организаций, поощряющих или осуществляющих прерывание беременности [42]. По проблеме прав этно-национальных меньшинств он предложил программу для преодоления расовой дискриминации [43]. Относительно вопроса присутствия религии в публичном пространстве Дж. Байден придерживается мнения о том, что вера является важной частью истории США. Его предвыборная программа включала «План по защите религиозных общин Америки», который предполагал предоставление религиозным организациям грантов на обеспечение безопасности, реализацию специальной правоохранительной программы, усиление судебного преследования за преступления на почве религиозной ненависти [44].
49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

50 Исследование показало, что в условиях нарастающего глобального системного кризиса ключевым драйвером политического процесса в странах Запада является противостояние между мейнстримом и популизмом. Анализ идеальных типов мейнстримной и популистской политических стратегий по преодолению кризиса демонстрирует, что по базовым пунктам международной, внутриполитической, ценностной повесток они носят диаметрально противоположный характер. Основной водораздел между ними лежит в области оценки либеральной глобализации и её последствий. Идеальный тип мейнстримной стратегии предполагает продолжение глобализации в том виде, в котором она сложилась за последние три десятилетия. Идеальный тип популистской стратегии нацелен на сворачивание глобализации и пересмотр её основных последствий на уровне мировой и национальной политики.
51 Ключевыми источниками роста популизма в современных странах Запада можно определить негативные последствие глобализации, которая существенным образом повлияла на облик самих западных стран и сформировала предпосылки для системного кризиса. Нарастание конкуренции на мировом рынке (в первую очередь со стороны Китая) и финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. привели к формированию ощущения экономической незащищенности у широких слоёв населения. Дополнительным фактором стало постепенное размывание среднего класса, который был в предшествующий период опорой для мейнстримной политики. Существенным образом на усиление позиций популистов повлиял миграционный кризис, спровоцировавший чувства онтологической незащищённости и утраты национально-культурной идентичности у значительной части населения западных стран.
52 Исследование кейсов в рамках политического процесса США позволяет констатировать, что популистская и мейнстримная стратегии получили воплощение соответственно в политических программах и практике Д. Трампа и Дж. Байдена. Сопоставительный анализ кейсов в соотнесении с идеальными типами стратегий по трём основным переменным показал, что стратегия Д. Трампа преимущественно соответствует популистскому типу по международной повестке и частично совпадает в области внутренней и ценностной политики. В сфере международных отношений его стратегия подразумевает атаку на либеральный мировой порядок в политическом и экономическом измерениях, но полная деконструкция сложившейся мировой политико-экономической системы не стала его абсолютным приоритетом. Наибольшее совпадение с идеальным типом наблюдается в таких вопросах международной повестки, как укрепление суверенитета США, снижение их вовлечённости в мировые дела, защите национальной экономики. Явное совпадении идеального типа и стратегии Д. Трампа прослеживается в использовании противопоставления «благородный народ» Америки и «коррумпированная элита» Вашингтона для интерпретации общественно-политической реальности, ограничении иммиграции, антиэлитизме, антиплюрализме, опоре на харизматический тип лидерства. В качестве специфической характеристики стратегии Д. Трампа можно назвать опору на умеренные консервативные установки в проведении социально-экономических реформ (налоговая реформа, ротация судейского корпуса). И второстепенное внимание к вопросам ценностной повестки, по которым его позиция носила ситуативный характер. В целом, опорой для его стратегии в области ценностей послужили традиционалистские идеи, при этом в их умеренной форме (вопросы абортов и однополых браков).
53 Проведение сопоставительного анализа применительно к политике Дж. Байдена показало, что его стратегия частично совпадает с мейнстримным идеальным типом в международной повестке и преимущественно соответствует ему в области внутренней политики и по ценностной повестке. Несмотря на то, что стратегия Дж. Байдена нацелена на укрепление либерального мирового порядка, она предполагает продолжение глобализации с существенными корректировками. Это во многом связано с формированием полицентричности и невозможностью возвращения к однополярному моменту в мировой политике, эрозией глобального управление, падением престижа США (особенно в период пандемии), усилением позиций незападных центров силы (в первую очередь – России и Китая). В то же время стратегия Дж. Байдена нацелена на укрепление коллективной безопасности (НАТО и другие альянсы) и интеграционных процессов (поддержка Европейского Союза, Транс-Тихоокеанского партнёрства). В области внутренней политики совпадение стратегии Дж. Байдена с мейнстримным типом проявилось в намерении реализовать прогрессивные реформы, технократическом подходе к принятию решений, поддержке иммиграции, опоре на институты и рационально-легальный тип лидерства. Как в международной, так и внутриполитической повестках стратегии Дж. Байдена прослеживается явное совпадение с идеальным типом в плане использования идейного противопоставления «демократия – авторитаризм». В сфере ценностной политики стратегия Дж. Байдена по основным пунктам соотносится с мейнстримным типом, а его план поддержки религиозных организаций в целом не выходит за рамки принципа отделения церкви от государства.
54 Исследование показало, что мейнстримные и популистские политические стратегии, хотя и жёстко конкурируют между собой, в то же время обладают потенциалом для диффузии. Так, стремление Дж. Байдена «защитить» либеральную демократию от популистского вызова отчасти имеет обратный эффект, связанный с ограничением свобод (блокировка Д. Трампа в социальных сетях) и маргинализацией политических оппонентов (события вокруг Капитолия 6 января 2021 г. были названы «внутренним терроризмом»). Учитывая тот факт, что наследие Д. Трампа уже стало политической реальностью США, стратегии популизма и мейнстрима имеют потенциал для более широкой комбинации в американском политическом процессе.

References

1. Transcript: Donald Trump’s Foreign Policy Speech. 27.04.2016. Available at: https://www.nytimes.com/2016/04/28/us/politics/transcript-trump-foreign-policy.html (accessed 10.03.2021).

2. Younge G. Donald Trump Shows Hate Speech is Now out and Proud in the Mainstream // The Guardian. 08.12.2015. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2015/dec/08/scale-of-donald-trumps-discrimination-debases-currency-of-democracy (accessed 10.03.2021).

3. The Power of America’s Example: the Biden Plan for Leading the Democratic World to Meet the Challenges of the 21st Century. Available at: https://joebiden.com/americanleadership (accessed 10.03.2021).

4. National Security Strategy of the United States of America, 2017. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 10.03.2021).

5. Paris Climate Agreement. Stalemates and Releases. 20.01.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/paris-climate-agreement/ (accessed 10.03.2021).

6. U.S. Completes INF Treaty Withdrawal // Arms Control Association. Sep. 2019. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2019-09/news/us-completes-inf-treaty-withdrawal (accessed 10.03.2021).

7. U.S. Completes Open Skies Treaty Withdrawal // Arms Control Association. Dec. 2020. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2020-12/news/us-completes-open-skies-treaty-withdrawal (accessed 10.03.2021).

8. U.S. Withdrawal from the World Health Organization: Process and Implications // Congressional Research Service. 21.10.2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R46575.pdf (accessed 10.03.2021).

9. COVAX and the United States. 08.02.2021. Available at: https://www.kff.org/coronavirus-covid-19/issue-brief/covax-and-the-united-states (accessed 10.03.2021).

10. Executive Order 13780, Protecting the Nation from Foreign Terrorist Entry into the United States. 06.03.2017. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/presidential-actions/executive-order-protecting-nation-foreign-terrorist-entry-united-state (accessed 10.03.2021).

11. Executive Order 13767, Border Security and Immigration Enforcement Improvements. 25.01.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/01/30/2017-02095/border-security-and-immigration-enforcement-improvements/ (accessed 10.03.2021).

12. Public Law No: 115-97 (12/22/2017). Available at: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1/text (accessed 10.03.2021).

13. Ponnuru R. 2018. President Trump and Same-Sex Marriage // National Review. 01.06.2018. Available at: https://www.nationalreview.com/ corner/president-trump-views-on-same-sex-marriage (accessed 10.03.2021).

14. Collins E. Trump Backs off Planned Parenthood Defunding Push // Politico. 08.11.2015. Available at: https://www.politico.com/story/2015/08/donald-trump-backs-off-push-defund-planned-parenthood-121267 (accessed 10.03.2021).

15. Mills C. Trump Reinstates International Abortion Funding Ban. Available at: https://www.usnews.com/news/politics/articles/2017-01-23/donald-trump-reinstates-mexico-city-policy-banning-international-abortion-funding (accessed 10.03.2021).

16. Shubber K. How Trump Has Already Transformed America’s Courts // The Financial Times. 25.09.2020. Available at: https://www.ft.com/content/032b3101-9b8b-4566-ace4-67b86f42370b (accessed 10.03.2021)

17. Vogue A., Cohen Z. Supreme Court Allows Transgender Military Ban to Go into Effect. 22.01.2019. Available at: https://edition.cnn.com/2019/01/22/politics/scotus-transgender-ban/index.html (accessed 10.03.2021).

18. Daily Count of Total Doses Administered and Reported to the CDC by Date Administered, United States. Available at: https://covid.cdc.gov/covid-data-tracker/#vaccination-trends (accessed 10.03.2021).

19. Cumulative Cases by Days since 50th Confirmed Case // John Hopkins University and Medicine. 04.03.2021. Available at: https://coronavirus.jhu.edu/data/cumulative-cases (accessed 10.03.2021).

20. Gladstone R. Trump Demands U.N. Hold China to Account for Coronavirus Pandemic // The New York Times. 22.09.2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/09/22/world/americas/UN-Trump-Xi-China-coronavirus.html (accessed 10.03.2021).

21. Coronavirus: Trump Grilled on Use of Term ‘Chinese Virus’. Available at: https://www.bbc.com/news/av/world-us-canada-51953315 (accessed 10.03.2021).

22. Data Archive Elections. The American Presidency Project. 16.12.2016. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/statistics/elections/2016; Presidential Results. CNN. 11.11.2020. Available at: https://edition.cnn.com/election/2020/results/president (accessed 10.03.2021).

23. Medina J. How Democrats Missed Trump’s Appeal to Latino Voters // The New York Times. 09.11.2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/11/09/us/politics/democrats-latino-voters.html (accessed 10.03.2021).

24. Inaugural Address by President Joseph R. Biden, Jr. 20.01.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/01/20/inaugural-address-by-president-joseph-r-biden-jr. (accessed 10.03.2021).

25. Remarks by President Biden on America’s Place in the World. 04.02.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed 10.03.2021).

26. Biden Cabinet: Does this diverse team better reflect America? 25.01.2021. Available at: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-55080344 (accessed 10.03.2021).

27. Paris Climate Agreement. Stalemates and Releases. 20.01.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/paris-climate-agreement/ (accessed 10.03.2021).

28. U.S. Extends Sole Nuclear Arms Control Agreement with Russia. 03.02.2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/02/03/us-extends-new-start-nuclear-arms-control-agreement-with-russia.html (accessed 10.03.2021).

29. Biden Team Takes a Major Step in Offering to Start Talks with Iran as Tehran’s Sanctions Deadline Approaches. 19.02.2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/02/19/jcpoa-bidens-return-to-the-iran-nuclear-deal-is-getting-harder.html (accessed 10.03.2021).

30. Patrick S.M. What Are Biden’s Actual Prospects for Reviving Transatlantic Relations? // Council for Foreign Affairs. 11.01.2021. Available at: https://www.cfr.org/blog/what-are-bidens-actual-prospects-reviving-transatlantic-relations (accessed 10.03.2021).

31. It’s a ‘hard sell’ if Biden Administration Wants to Rejoin Massive Trans-Pacific Trade Deal, Says Analyst CNBC. 11.01.2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/01/11/control-risks-on-biden-administration-rejoining-tpp-trade-deal.html (accessed 10.03.2021).

32. Health Care. URL: https://joebiden.com/healthcare/ (accessed 10.03.2021).

33. What’s in, and out, of Biden’s Health Care Plan. Available at: https://www.nbcnews.com/politics/meet-the-press/blog/meet-press-blog-latest-news-analysis-data-driving-political-discussion-n988541/ncrd1030086#blogHeader (accessed 10.03.2021).

34. The Biden Plan to Build a Modern, Sustainable Infrastructure and an Equitable Clean Energy Future. Available at: https://joebiden.com/clean-energy/ (accessed 10.03.2021).

35. Walsh J. Biden Calls Mob At U.S. Capitol ‘Domestic Terrorists’ // Forbs. 07.01.2021. Available at: https://www.forbes.com/sites/joewalsh/2021/01/07/biden-calls-mob-at-us-capitol-domestic-terrorists/?sh=2d29c99864f9 (accessed 10.03.2021).

36. Clinton Suggests Putin May Have Known about Riot in Capitol, Pelosi Wants 9/11 Commission-type Probe. Available at: https://www.foxnews.com/politics/hillary-clinton-suggests-putin-played-role-in-capitol-riot-pelosi-wants-9-11-commission-type-probe (accessed 10.03.2021).

37. Levine S., Gambino L. Donald Trump Acquitted in Second Impeachment Tri-al // The Guardian. 14.02.2021. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/2021/feb/13/donald-trump-acquitted-impeachment-trial (accessed 10.03.2021).

38. Donald Trump: Social Media Sites Block President after Washington Violence. Available at: https://www.bbc.co.uk/newsround/55572494 (accessed 10.03.2021).

39. Presidential Debate at Belmont University in Nashville, Tennessee. 22.10.2020. Available at: https://www.debates.org/voter-education/debate-transcrits/october-22-2020-debate-transcript/ (accessed 10.03.2021).

40. Memorandum on Advancing the Human Rights of Lesbian, Gay, Bisexual, Transgender, Queer, and Intersex Persons around the World. 04.02.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/04/memorandum-advancing-the-human-rights-of-lesbian-gay-bisexual-transgender-queer-and-intersex-persons-around-the-world (accessed 10.03.2021).

41. Biden Allows US Aid for Abortion Providers and Expands Obamacare. 28.01.2021. Available at: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-55844717 (accessed 10.03.2021).

42. The Biden Plan to Build Back Better by Advancing Racial Equity across the American Economy. Available at: https://joebiden.com/racial-economic-equity (accessed 10.03.2021).

43. The Biden Plan for Safeguarding America’s Faith-Based Communities. Available at: https://joebiden.com/safeguarding-americas-faith-based-communities (accessed 10.03.2021).

44. Volodin A.G. 2020. Fenomen «novogo populizma»: amerikanskoe izmerenie // Kontury global'nykh transformatsij. № 4. T. 13. S. 253-277. Available at: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-12

45. Inglkhart R., Vel'tsel' K. 2011. Modernizatsiya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya. Posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya. M.: Novoe izdatel'stvo. 464 s. Available at: https://www.hse.ru/data/2012/02/24/1266136909/inglehart_welzel.pdf

46. Luk'yanov F.A. Vo slavu Mel'pomene // Rossiya v global'noj politike. 05.11.2020. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/vo-slavu-melpomeny/

47. Myuller Ya-V. 2018. Chto takoe populizm? M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki. 144 c. Available at: https://id.hse.ru/data/2018/02/06/1163506520/Myuller_sajt.pdf

48. Pechatnov V.O. 2020. Pravyj populizm v SShA: traditsiya i sovremennost' / Pravyj populizm: global'nyj trend i regional'nye osobennosti. M.: MGIMO-Universitet. S. 282-310.

49. Sergeev V.M., Kazantsev A.A., Petrov K.E. 2017. Politika «mejnstrima» i ee al'ternativy v sovremennom zapadnom mire: na puti ot mirovogo ehkonomicheskogo krizisa k «nevozmozhnoj politike»? // Polis. Politicheskie issledovaniya. № 3. S. 8-29. Available at: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.02

50. Sokol'schik L.M. 2021. Amerikanskij konservatizm i vyzov populizma: teoreticheskij i ideologicheskij aspekty // Polis. Politicheskie issledovaniya. № 1. S. 78-93. Available at: https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.06

51. Fukuyama F. 2004. Konets istorii i poslednij chelovek. M. 588 c.

52. Bartha A., Boda Z., Szikra D. 2020. When Populist Leaders Govern: Conceptualising Populism in Policy Making // Politics and Governance. № 3. Vol. 8. P. 71-81. Available at: https://www.researchgate.net/publication/343007478_

53. Biegon R.A. 2019. Populist Grand Strategy? Trump and the Framing of American Decline // International Relations. No. 4. Vol. 33. P. 517-539. Available at: https://kar.kent.ac.uk/73662/

54. Boot M. 2018. The Corrosion of Conservatism: Why I Left the Right. New York, London: Liveright Publishing Corporation. 288 p.

55. Elias A. 2019. Making the Economic Case for Independence: The Scottish National Party’s Electoral Strategy in Post-Devolution Scotland // Regional and Federal Studies. № 1. Vol. 29. P. 1-23. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13597566.2018.1485017

56. Heinze A-S. 2018. Strategies of Mainstream Parties towards Their Right-Wing Populist Challengers: Denmark, Norway, Sweden and Finland in Comparison // West European Politics. No. 2. Vol. 41. P. 287-309. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01402382.2017.1389440?journalCode=fwep20.

57. Homolar A., Scholz R. 2019. The Power of Trump-speak: Populist Crisis Narratives and Ontological Security // Cambridge Review of International Affairs. No. 3. Vol. 32. P. 344-364. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09557571.2019.1575796

58. Populism in Europe and the Americas: Threat or Corrective to Democracy? / Ed. by C. Mudde, C.R. Kaltwasser. 2012. New York: Cambridge University Press. 257 p. Available at: https://www.cambridge.org/core/books/populism-in-europe-and-the-americas/58079B80AE7E801D248047FD3876E264

59. Rosenberg M.M. 2016. The Conceptual Articulation of the Reality of Life: Max Weber’s Theoretical Constitution of Sociological Ideal Types // Journal of Classical Sociol-ogy. No. 1. Vol. 16. P. 84-101. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1468795X15574414

60. Sychowiec M. 2021. Does Political Ideology Affect a Government’s Credit Rating? The Evidence on Parties’ Socio-Cultural Positions in European Countries // Comparative European Politics No. 1. Available at: https://link.springer.com/article/10.1057%2Fs41295-021-00236-7

61. The Oxford Handbook of Classics in Public Policy and Administration / ed. by M. Lodge, E.C. Page, S.J. Balla. Oxford: Oxford University Press, 2015. 800 p. Available at: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199646135.001.0001/oxfordhb-9780199646135