J. Biden's Administration: The First Steps
Table of contents
Share
Metrics
J. Biden's Administration: The First Steps
Annotation
PII
S268667300015217-8-1
DOI
10.31857/S268667300015217-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nadezhda Shvedova 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
22-36
Abstract

Following his inauguration on January 21, 2021, the new Democratic President J. Biden unveiled the “National Strategy for Responding to Covid-19”. It is clear that pandemic and health issues are high on the list of urgent matters for the new 46th President of the United States. The national strategy aims to achieve an improvement in the health situation. Results are monitored on an ongoing basis, which includes the creation of publicly available dash-boards that provide data and facts to assess U.S. progress in the fight against COVID-19. The Biden administration is making efforts to scale up vaccinations, but the country has progressed more slowly than expected as it faced logistical challenges. As of April 8, 2021, 20 percent of the U.S. population was fully vaccinated, giving an estimated 66 million people strong protection against a disease that has already killed more than 500,000 Americans. So far, the vaccine race has been dominated by a handful of relatively wealthy countries: most notably Israel (almost 57% of the population fully vaccinated as of April 7, 2021), Chile (about 22%) and the United States.

The protests against racial and socioeconomic injustice in the 2020 presidential election cycle, which the pandemic revealed with particular force, the attempt to violently, bypassing the legitimate path, to "revise" the election results - all this served as a strong impetus for broad support for democratic reforms, which has risen sharply in recent years, rooted deeper than the period of two presidential cycles. A bill has been submitted to the U.S. Congress, which con-tains measures aimed at some "repair" of the country's political system. J. Biden calls to accept it.

The Democratic President has a special relationship with the U.S. female electorate, whose majority support made his victory possible. President J. Biden has pledged to make efforts to promote the much-suffering Equal Right Amendment (ERA). Moreover, he was one of the initiators of this bill nine times. The amendment is needed by American women, its active supporters, because such a legislative act will once and for all clearly enshrine women's rights in the U.S. Constitution. The real separation of powers objectively does not allow monopolizing and concentrating power in one source, encourages the development of corrective programs and policies for different groups and interests, especially when the need for voices to be listened to is at stake.

Keywords
The Equal Rights Amendment, coronavirus epidemic, Centers for Disease Control and Prevention, “National Strategy for the COVID-19 Response and Pandemic Preparedness”, For the People Act of 2021
Received
15.04.2021
Date of publication
07.06.2021
Number of purchasers
0
Views
30
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Широкая поддержка демократических реформ резко возросла в последние несколько лет в США, особенно после протестов против расовой несправедливости в 2020 г. Более 180 организаций, представляющих миллионы американцев по всей стране, стали членами коалиции под названием «Декларация за американскую демократию» (The Declaration for American Democracy ). Она выступает за широкомасштабные демократические реформы, требует «решительных и чётких мер для обеспечения американской демократии большей репрезентативности для обычных американцев» [1]. По мнению американских исследователей, эффективные социальные перемены зависят от мотивированных сторонников, которые, несомненно, будут продолжать играть незаменимую роль на пути к радикальным структурным реформам [2]. Тем временем редакционные советы газет по всей стране призвали Конгресс США провести структурные реформы, которые соответствовали бы народным ожиданиям, что свидетельствует об их популярности в сообществах [2].
3

О ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМАХ

4 17 марта 2021 г. демократы в Сенате США представили билль «Закон о народе, 2021 г.» (For the People Act of 2021), который пользуется широкой поддержкой. Он находится в Сенате под символичным первым номером (S. 1) и пройдёт под наблюдением лидера большинства Чака Шумера (Chuck Schumer) (штат Нью-Йорк). Принятие этого единственного в своём роде законодательного пакета последовало за одобрением его в Палате представителей США 3 марта 2021 г. в ходе решающего голосования [3]. 
5 В законопроекте содержатся меры, направленные на сдерживание ограничения прав избирателей, махинаций и доминирования особых интересов в политической системе. Считается, что многие из негативных стратегий построены на двухпартийной основе, поэтому законодательная инициатива нацелена на четыре задачи: предоставить американцам гораздо больше возможностей для безопасного голосования; создать систему мелких доноров, которая уменьшит власть богатых, особых интересов; сделать транспарентными «секретные» деньги и «иностранные средства» на выборах в США; наложить гораздо более жёсткие этические ограничения на президентов, в том числе обязав их раскрывать копии своих налоговых деклараций. Президент Дж. Байден, выразив свою поддержку инициативе, призвал Конгресс принять законопроект.
6 Пока билль в начале пути по процессуальным лабиринтам Сената. Между тем республиканские законодательные органы по всей стране приняли к рассмотрению свыше 250 законопроектов, касающихся в той или иной степени ограничений избирателей, в основном «чёрных и коричневых общин» [3].
7 По замыслу, принятие этого законодательного акта и дальнейшая его имплементация позволит гарантировать всем американцам, в том числе цветным, возможность в полной мере участвовать в демократическом процессе, а также в результате реализованных мер Конгресс сможет «разблокировать прогресс» в политике, что волнует американцев. Речь идёт, прежде всего, о программах «хорошо оплачиваемой работы, чистого воздуха и воды», а также «расовой справедливости» [3].
8 Администрация Дж. Байдена, в связи с этим, создала должность в Совете по внутренней политике Белого дома по надзору за ходом демократических реформ [4]. Усилия новой администрации по снятию расового и социально-политического напряжения в обществе, конечно, мотивированы провалившейся попыткой 6 января 2021 г. явочным порядком насильственно «пересмотреть» результаты президентских выборов в пользу тогда действующего президента-республиканца.
9 Президент Дж. Байден, как подчеркивают многие эксперты, – «ярый сторонник укрепления демократии» [5]. Вполне логичен его шаг в первый день пребывания на посту президента: издан указ, предусматривающий жёсткие этические правила для сотрудников органов исполнительной власти, которым вменяется в обязанность действовать в общественных интересах, а не в своих собственных корыстных целях. Дж. Байден также объявил о невмешательстве членов его семьи в государственные решения, что кардинально меняло картину по сравнению с предыдущей администрацией [6].
10

О ПРИНЦИПАХ И ОБЕЩАНИЯХ КОМАНДЫ ДЖ. БАЙДЕНА К. ХАРРИС

11 В переходный период избранному президенту необходимо сформировать свою команду, членам которой надлежит реализовывать цели, намеченные в обещаниях избирательной кампании. Это одна из важнейших задач. Известно, что президенты должны определить примерно 4000 политических назначенцев на должности в органы исполнительной власти, в том числе более 1250 позиций, требующих утверждения Сенатом. Администрации Дж. Байдена необходимо тщательно подобрать команду единомышленников, которой предстоит учитывать электоральную поддержку, а значит, помнить как о представительстве женщин на высоких должностях, так и о расово-этническом разнообразии.
12 В материалах, которые использовались во время предвыборной гонки кандидатом от Демократической партии, утверждалось, что команда Дж. Байдена – К. Харрис привержена следующим основным ценностям: «разнообразию идеологий и предыстории»; «честности и высшим этическим стандартам для служения американскому народу», а не «особым интересам»; «прозрачности для завоевания доверия» на каждом этапе. Избранные президент Дж. Байден и вице-президент К. Харрис своей предыдущей деятельностью доказали верность данным принципам. Именно это «будет определять их работу по восстановлению веры американского народа» в правительство [7].
13 В конкретном преломлении администрация Дж. Байдена подчёркивает, что миссия Министерства здравоохранения и социального обеспечения (The Department of Health and Human Services) никогда не была такой важной и неотложной, как в настоящее время. Особенность положения министерства, конечно, обусловлена обстоятельствами пандемии COVID-19 и её экономическими последствиями, что привело к кризису в семьях, потому что «слишком много американцев больны или потеряли близких… многие потеряли работу, а вместе с ней здоровье и надежду». Президент заявляет о том, что для «восстановления процветающей Америки нужна здоровая Америка», и это станет приоритетной работой для Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Дж. Байден, как и бывший президент Б. Обама, придерживается принципа: здравоохранение – это право, а не привилегия [8].
14 Команда Дж. Байдена в сфере здравоохранения в лице главного хирурга Вивек Мерфи (Dr.Vivek Murthy, Surgeon General) выразила оптимизм в отношении победы над пандемией, указав на фундаментальные объективные возможности для этого. Признав сложность задачи по обузданию пандемии, В. Мерфи прежде всего подчеркнул наличие в государстве «учёных мирового класса», «мужественных медицинских работников», которые «рискуют своей жизнью, заботясь о больных». Главный хирург выделил компании, готовые поставлять вакцины, и «щедрых и отзывчивых людей, готовых помочь тем, кто борется». При этом в качестве главного условия победы над пандемией он называет совместные действия, заявив: «Если мы все будем работать вместе, мы преодолеем пандемию и вернёмся к своей жизни» [8].
15 Между тем В. Мерфи признал наличие других точек напряжённости или кризиса в здравоохранении: COVID-19 – не единственный кризис в области здравоохранения, с которым сталкивается страна. Пандемия помогла «выявить множество других эпидемий», разрушающих семьи и сокращающих продолжительность жизни: наркоманию, опиоидный кризис и нарастающие проблемы с психическим здоровьем; «вопиющие расовые различия и высокий уровень диабета и болезней сердца». Эти проблемы вызваны и усугубляются более «широкими социальными невзгодами» от экономических, с которыми сталкиваются семьи, до разобщённости и одиночества, которые становятся уделом многих людей [8].
16 Таким образом, новые чиновники от здравоохранения выражают озабоченность по поводу глобального состояния важнейшей сферы социального обеспечения населения США, усматривая их внутреннюю взаимосвязь.
17

ДЖ. БАЙДЕН И АМЕРИКАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

18 В новой администрации президента Дж. Байдена будет больше всего в истории США женщин, занимающих посты на уровне кабинета министров. Ранее наибольшее число женщин, одновременно занимавших министерские должности, составляло девять человек во время второго президентского срока демократа Билла Клинтона.
19 Дж. Байден объявил об 11 женщинах, работающих в кабинете министров и на должностях, которые исторически были на этом уровне. Поскольку вице-президент также относится к членам кабинета, Камала Харрис становится 12-й женщиной в нём при Дж. Байдене [9].
20 За всю историю США только 12 президентов (пять демократов, семь республиканцев) назначали женщин в свои кабинеты или на должности этого уровня с тех пор, как в 1933 г. президент Франклин Д. Рузвельт пригласил первую женщину замещать пост министра (Ф. Ренкин) [10]. Всего 58 женщин возглавляли 66 министерств (некоторые находились на посту неоднократно). Из общего числа американок – министров (или уровня кабинета министров) – 35 были назначены президентами-демократами и 23 – республиканцами [9]. Очевидно, что Демократическая партия в полтора раза чаще направляла своих представительниц замещать высокие министерские посты по сравнению с Республиканской.
21 Кроме того, Дж. Байден в период избирательной гонки в своём специальном документе, нацеленном на женский электорат, под названием «Повестка Дж. Байдена для женщин» (The Biden Agenda for Women), пообещал «изменить ландшафт мира национальной безопасности, в котором преобладают белые мужчины» [11], став таким образом первым президентом, кто обязался добиваться гендерного паритета на высших государственных должностях в сфере национальной безопасности и внешней политики. И это чрезвычайно серьёзная заявка на исправление гендерного дисбаланса в «особенно мужских» сферах государственной власти.
22 Памятуя о предстоящих промежуточных выборах 2022 г. и с учётом поляризованного политического ландшафта в стране, что, несомненно, учитывают и демократы, и республиканцы, готовясь к ним сегодня, следует напомнить, почему так важен женский электорат. Прежде всего, это численное преобладание женского населения: женщины составляют 51% жителей США и около 53%  голосующих; п римерно на 10 миллионов больше женщин, чем мужчин, регистрируются для голосования. Это объективный фактор, который заставляет конкурирующих кандидатов позаботиться о своём влиянии на них.
23 Существует также очевидная устойчивая тенденция к гендерному различию в поведении американского электората на выборах, которая характерна для электорального поведения уже с 1980-х годов. Во-первых, гендерные различия существуют в принципиальных политических установках мужчин и женщин. Многие учёные (например, Мэри-Кейт Лизотт и др. [12]) пишут о том, что женщины, как правило, более либеральны в вопросах социального обеспечения (таких как помощь бедным, финансирование государственных школ, социальное обеспечение и уход за детьми), чем мужчины. Даже среди республиканцев женщины, как правило, больше поддерживают государственные программы социального обеспечения. Во-вторых, это отмечается по отношению к применению военной силы. Исследователи (в частности, Майкл Хансен, Дженнифер Клеменс и Кэтлин Долан) полагают, что женщины менее склонны, чем мужчины, поддерживать применение силы [13]. В-третьих, гендерные различия заметны и в отношении к «общественному здоровью и поддержке теорий заговора». Эксперты отмечают (Эрин Кассезе, Кристины Фархарт и Джоан Миллер [14]), что женщины менее склонны, чем мужчины, поддерживать «теории заговора, связанные с коронавирусом COVID-19», даже если принимать во внимание партийность.
24 Однако женщины не являются ни монолитом в своих политических убеждениях, ни единым избирательным блоком. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на тот факт, что поддержку команде Дж. Байдена и К. Харрис оказали чернокожие женщины; это самая надёжная база голосующих за демократов, – примерно 90%; латиноамериканки отдали за Дж. Байдена – К. Харрис от 67 до 75% своих бюллетеней. Латиноамериканцы – самая крупная группа расового/этнического меньшинства среди избирателей США. Демократических претендентов поддержали белые женщины с высшим образованием, которые, по сравнению с президентскими выборами 2016 г., ещё больше расширили свой переход к поддержке Демократической партии. Дж. Байден также увеличил число своих сторонников за счёт белых мужчин с высшим образованием.
25 При этом успех Д. Трампа среди белых женщин состоялся в основном благодаря явному большинству белых женщин без высшего образования. Белые мужчины и белые женщины без высшего образования – обе группы сыграли ключевую роль в поддержке Д. Трампа. Ещё одна группа – это евангелистки, которые оказались важными для электората президента Д. Трампа.
26 Таким образом, гендерный разрыв между всеми женщинами и мужчинами составлял 12 процентных пунктов, при этом за Дж. Байдена проголосовали 57% женщин и 45% мужчин.
27

ПЛАН ДЖ. БАЙДЕНАК. ХАРРИС: ПОБЕДИТЬ COVID-19

28 Ко дню инаугурации президента Дж. Байдена, 20 января 2021 г., число жертв коронавируса COVID-19 достигло угрожающих размеров. Проблемы здравоохранения и борьбы с пандемией – в приоритетах 46-го президента США. Они как в президентском марафоне, так и в период первых ста дней правления новой демократической администрации – главный пункт в повестке. Уже к этому времени был разработан план действий новой администрации в этой «кричащей сфере» по борьбе с пандемией, включая 12 первоначальных исполнительных мер, принятых президентом Дж. Байденом в следующие два дня его пребывания в должности.
29 В документе под названием «Президент Джозеф З. Байден. Национальная стратегия реагирования на COVID-19 и готовности к пандемии» (National Strategy for the COVID-19 Response and Pandemic Preparedness), опубликованном 21 января 2021 г., на следующий день после инаугурации нового президента, сказано о том, что американский народ «заслуживает срочного, надёжного и профессионального ответа на растущий кризис общественного здравоохранения и экономический кризис, вызванный вспышкой коронавируса COVID-19» [15]. В нём подчёркивается «необходимость быстрого реагирования» со стороны федерального правительства для защиты и поддержки семей, малого бизнеса, американцев, оказывающих первую помощь и обеспечивающих уход, и более широких кругов американского населения. Защита требуется для тех, чьё здоровье наиболее уязвимо перед лицом пандемии и её экономических последствий. В документе содержится призыв «не обвинять других и не спасать корпорации».
30 Президент Дж. Байден и вице-президент К. Харрис предложили план из семи пунктов по борьбе с COVID-19, среди которых: обеспечение всем американцам доступа к регулярному, надёжному и бесплатному тестированию, увеличение в 2 раза числа центров тестирования, инвестиции в тестирование следующего поколения, включая домашние тесты и мгновенные тесты. В документе содержится указание относительно создания Совета по мониторингу пандемии (подобно тому, как работал Совет по военному производству при президенте Ф.Д. Рузвельте), что позволит производить и распространять десятки миллионов тестов. Важно в полной мере использовать закон об оборонном производстве для наращивания выпуска масок, защитных экранов и других средств индивидуальной защиты, чтобы национальные поставки таких средств превышали спрос, а склады и запасы – особенно в сильно пострадавших районах, которые обслуживают непропорционально уязвимые группы населения, – были полностью пополнены.
31 Предусматривается создание Корпуса рабочих мест в общественном здравоохранении США для мобилизации не менее 100 тысяч американцев по всей стране при поддержке надёжных местных организаций в сообществах, наиболее подверженных риску, для применения компетентных подходов к отслеживанию контактов и защите групп риска. Поставлена задача справиться с нехваткой средств индивидуальной защиты, в связи с чем президент возлагал на себя ответственность за обеспечение штатов, городов, племён необходимыми им материалами. Имелось в виду немедленное создание будущих гибких производственных мощностей в США, чтобы гарантировать независимость от других стран в условиях кризиса [15]. Подчёркивалась необходимость предоставлять чёткие, последовательные, основанные на фактических данных рекомендации о том, как сообществам следует преодолевать пандемию.
32 Предполагается, что президент Дж. Байден даст указание центрам по контролю над заболеваемостью (The Control Decease Center CDC) предоставить конкретные, основанные на фактах рекомендации о критериях уровней риска и степени распространения коронавируса, в том числе о сроке и порядке введения определённых мер, направленных на предотвращение распространения COVID-19. Речь шла и о том, когда следует закрывать или открывать бары, рестораны и другие места массового пользования; открывать или закрывать школы; какие шаги учебные заведения должны предпринять для безопасности пребывания в помещениях; а также о соответствующих ограничениях на проведение собраний, о введении режима пребывания дома.
33 Предписано создание возобновляемого фонда для правительств штатов и местных органов власти для помощи в предотвращении дефицита бюджета, который может привести к резкому сокращению числа учителей, а также служб экстренного реагирования. Президент призывает Конгресс США принять пакет мер неотложной помощи, чтобы обеспечить школы дополнительными ресурсами, необходимыми для эффективной борьбы с COVID-19, а также предоставить «пакет перезапуска», который поможет малым предприятиям покрыть расходы на безопасную работу, включая использование средств индивидуальной защиты. В документе подчёркнута необходимость планирования эффективного и справедливого распределения лекарств и вакцин. Предусмотрено инвестировать 25 млрд. долл. в план производства и распространения вакцины, который гарантирует, что вакцина будет бесплатно доставлена каждому американцу [15].
34 Администрация Дж. Байдена намерена руководствоваться тремя принципами: возложить ответственность за все решения по безопасности и эффективности на учёных; обнародовать клинические данные для любой вакцины, одобренной FDA; разрешить профессиональным сотрудникам предоставлять письменный отчёт для открытого рассмотрения, включая разрешение им свидетельствовать в Конгрессе и выступать публично без цензуры.
35 В документе говорится о гарантиях для всех, а «не только для богатых и имеющих связи в Америке» получить «защиту и заботу». Важно также, чтобы уровень цен для потребителей не завышался, когда на рынке появляются новые лекарства и методы лечения.
36 Предусмотрено создание Целевой группы по борьбе с расовым и этническим неравенством по COVID-19, как предложено вице-президентом К. Харрис, для предоставления рекомендаций и надзора за неравенством в сфере общественного здравоохранения и экономических ответных мер. По окончании кризиса в области здравоохранения она будет преобразована в постоянную Целевую группу по инфекционным заболеваниям и расовым различиям.
37 Создаётся также общенациональная информационная панель мониторинга заболевания COVID-19, содержащая цифры и факты для оценки ситуации в режиме реального времени. Предусмотрено восстановление и расширение защиты для прогресса, предотвращения и смягчения угроз пандемии, в том числе исходящих из Китая. В этом ряду немедленному восстановлению подлежит Управление по глобальной безопасности здравоохранения и биозащите Совета национальной безопасности Белого дома, первоначально созданного при администрации Б. Обамы – Дж. Байдена.
38 Возобновляются отношения со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), имеющие важное значение для координации глобальных ответных мер во время пандемии. Повторно запускается и усиливается программа отслеживания патогенов Агентства США по международному развитию (под названием PREDICT), увеличивается число развёрнутых пунктов центров по контролю над заболеваемостью, включая восстановление офиса в Пекине. Предусмотрено проведение работы с губернаторами и мэрами для выполнения требований по использованию защитных средств по всей стране. Это означает, что каждый американец должен носить маску, когда находится рядом с людьми вне дома, а каждый губернатор должен сделать эту меру обязательной в своём штате. Следует позаботиться после преодоления пандемии о гарантии для миллионов американцев, страдающих от долгосрочных побочных эффектов от коронавирусной инфекции, чтобы они не столкнулись с повышением страховых взносов или отказом в медицинском страховании из-за пандемии.
39 В соответствии со своей предвыборной программой, президент Дж. Байден планировал «укрепить закон “О доступном здравоохранении” 2010 г.» (Affordable Care Act, 2010) после того, как его предшественник Д. Трамп в течение всего срока пребывания у власти пытался (также в соответствии со своими предвыборными обещаниями) ликвидировать закон, известный как «Обамакэр» (Obamacare). Администрация Дж. Байдена будет работать над обеспечением защиты тех, у кого уже есть страховые условия, которые были выиграны с помощью программы снижения затрат на здравоохранение и расширения доступа к качественному и доступному медицинскому обслуживанию с помощью государственного варианта, аналогичного программе «Медикэр» (Medicare).
40

ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ДЕЛА ПРЕЗИДЕНТА ДЖ. БАЙДЕНА

41 Что сделано за первые месяцы правления администрации президента Дж. Байдена? Известно, что проблемы здравоохранения и преодоления пандемии занимают приоритетное место в списке неотложных дел 46-го президента США. Страна начала распространять вакцины, продвигаясь медленнее, чем ожидалось, поскольку пришлось столкнуться с логистическими проблемами [16].
42

2 марта 2021 г. президент заявил о том, что в стране будет  достаточно доз вакцины для каждого взрослого американца  к концу мая текущего года, то есть на два месяца раньше, чем ранее прогнозировалось. По сообщениям средств массовой информации 6 марта 2021 г., «рекордное число американцев» (почти 3 млн человек) были вакцинированы, в стране в среднем ежедневно вводится более 2 млн доз. События по борьбе с пандемией разворачивались нарастающими темпами. Через два дня (8 марта 2021 г.) центры по контролю над заболеваемостью выпустили  руководство для вакцинированных людей : пожилые родственники наконец смогли встречаться. 10 марта 2021 г. Конгресс США принял законопроект о помощи в связи с пандемией на сумму 1,9 трлн долл. и отправил его президенту Дж. Байдену, который подписал закон «О новом коронавирусном спасении» (The American Rescue Act) [17]. Закон обеспечивает многим американцам чеки на сумму 1400 долл., увеличивает выплаты по безработице, а также вводит ряд других программ в попытке вытащить страну из кризисного экономического тупика [Шведова Н.А., 2021].

43 В ходе реализации планов возникают непредвиденные проблемы. В частности, закон гарантирует, что вакцина бесплатна, независимо от страхового статуса. Однако некоторые американцы стали получать «сюрприз» по почте – счёт за вакцинацию против COVID-19 на сумму 34 долл. за введение вакцины, что вызвало явное недовольство среди населения.
44 Опросы «Си-би-эс» (CBS YouGov) (9–10 марта 2021 г.) фиксировали значительный уровень поддержки, которым пользуется президент Дж. Байден. На вопрос: «Вы одобряете работу Дж. Байдена в качестве президента?» – 60% респондентов дали положительный ответ, а 40% – отрицательный. Однако уровень оппозиции остаётся также немалым и постоянным: 40–45% избирателей, подавляющее большинство из которых – сторонники Д. Трампа, а не Дж. Байдена. На этом этапе своего президентства Б. Обама пользовался бóльшим признанием; в то же время Д. Трамп был существенно менее популярен [18].
45

В перечне заметных дел администрации Дж. Байдена в русле выполнения предвыборных обещаний – создание Совета по гендерной политике в Белом доме. Подобное подразделение существовало при администрации Б. Обамы – Дж. Байдена [Шведова Н.А., 2021]. Президент Дж. Байден обещал приложить усилия для продвижения многострадальной Поправки о равных правах (The Equal Right Amendment - ERA), история борьбы за которую насчитывает не одно десятилетие, тем более что Дж. Байден был одним из инициаторов этого законопроекта девять раз. Поправка нужна американским женщинам, активным её сторонницам, потому что такой законодательный акт раз и навсегда чётко закрепит права женщин в Конституции США. После того, как штат Вирджиния  стал 38-м, который поддержал Поправку о равных правах (что означает необходимые 2/3 штатов для ратификации поправки), дело остается за Конгрессом США, где законопроект находится в ожидании своего решения. Став частью Конституции, поправка будет указывать, что любая дискриминация в отношении женщин является неконституционной. Кроме того, остаётся задачей нератифицированная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

Некоторые американские эксперты, оценивая профиль Дж. Байдена по истечении нескольких месяцев на посту президента США, отмечают «резкую смену» его позиции в контексте идеологической ориентации. Их аргументы таковы: ранее Дж. Байден «был знаменосцем центристской политики “третьего пути”, которая насмехалась над классовыми войнами и вступала в союз с Уолл-стрит», «стоял за восстановлением после финансового кризиса , которое, по мнению критиков, было неадекватным  и  повысило интересы богатых и корпораций  над интересами большинства американцев» [19]. Однако в настоящее время, после принятия Конгрессом США плана в объёме 1,9 трлн долл. для преодоления пандемии в стране, Дж. Байден представил ещё более масштабный план (возможно, 4 трлн долл. в течение следующего десятилетия) для высшего законодательного органа страны, нацеленный на «капитальный ремонт инфраструктуры, создание миллионов новых рабочих мест и выравнивание экономики с учётом необходимости изменения климата». Сам новый президент охарактеризовал эти проекты так: «Инвестиции, которые делаются раз в поколение в Америке, не похожие ни на что из того, что мы видели или делали с тех пор, как построили систему межштатных автомагистралей» [19].

48 Очевидно, что пандемия продемонстрировала и для самых либеральных правительств необходимость укреплять систему «социальной защиты» и отказаться от «старых страхов по поводу дефицита и укоренившихся предубеждений в отношении жёсткой экономии». Как не без оснований утверждают некоторые эксперты, американская экономика за последние четыре десятилетия была «гораздо более жестокой и неравноправной, чем это нужно либо сверхбогатым капиталистам, либо богатым жителям пригородов». Между тем сокращение неравенства в обществе имеет важное значение для социальной сплочённости [19].
49

Вместе с тем, в США предрекают «тяжёлую борьбу» в Конгрессе США, где позициям Дж. Байдена противостоят не только республиканцы, но и умеренные демократы, которые опасаются растущего дефицита бюджета США и возможности роста инфляционного давления. Они расценивают шаги новой администрации как «левые» жесты в сторону модернизации для преодоления неравенства, протесты против которого «обрели токсичный всплеск в последнем президентском избирательном цикле». Некоторые эксперты и политики сравнивают намерения Дж. Байдена с «Новым курсом» Франклина Д. Рузвельта, другие же с программой «Великого общества» Линдона Джонсона [20]. Следует упомянуть также, что бюджетный план Дж. Байдена предусматривает значительное увеличение финансирования здравоохранения, образования, мер по защите окружающей среды. В его предложении, не относящемся к обороне, дискреционные расходы увеличатся примерно на 16%, в то время как военный бюджет останется практически неизменным [21].

50 Результаты опроса «Службы Гэллапа», проведённого в начале апреля 2021 г., как представляется, не случайно фиксируют преимущество демократов в девять процентных пунктов (49% против 40%) – самое большое, которое служба зафиксировала с конца 2012 г. – взрослых американцев, которые отождествляют себя с Демократической партией (ранее оно не превышало 4–6 процентных пунктов) [22]. Очевидно, не следует абсолютизировать «градус» популярности Демократической партии, однако заметен некоторый крен к позитивной реакции на первые шаги новой администрации.
51 Американские исследователи справедливо отмечают «драматические социальные изменения во власти женщин», вызванные поражением Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 г.: на выборах 2018 г. женщины-демократки, особенно из различных расовых и этнических групп, были избраны в рекордном количестве [23]. Страна стала свидетелем всплеска активности женского движения, подъёма движения «Я тоже» (#MeToo) и резкого увеличения числа женщин, баллотирующихся на посты. В частности, на выборах 2020 г. «рекордное количество женщин и цветных американцев соперничали за выдвижение в президенты от Демократической партии» [24]. Похоже, что американские женщины усвоили истину, как подчёркивает А. Гутерриш, генеральный секретарь ООН, что гендерное равенство – это, по сути, вопрос власти, и что «равная власть не возникнет сама по себе» [25]. Хотя представительство американских женщин в высших эшелонах власти, несомненно, увеличивается, однако сегодня его трудно квалифицировать как паритетное. Поэтому американки считают, что им место «за каждым столом», где принимаются решения об их судьбах. Осознание этого мотивирует продолжение их активного политического вовлечения на всех уровнях государственной власти. Политическая активность женщин США не снижается, а, напротив, усиливается и ширится за счёт импульсов, идущих от региональных уровней, на которых представленность американок, в частности в легислатурах штатов, демонстрирует тенденцию к заметному росту в каждом избирательном цикле.
52 Очевидно, что женский электорат в своём большинстве, поддержав демократического кандидата на пост главы государства, в значительной степени обеспечил его победу. Новая администрация Дж. Байдена проявляет зримую волю «платить по векселям», стремясь реализовывать требования американских женщин, которые они выдвигали в период избирательной кампании. 2020 год ознаменовался историческим избранием вице-президента Камалы Харрис в качестве первой женщины, первой чернокожей и первой представительницы южноазиатского сообщества на пост вице-президента. Выбор кандидатуры К. Харрис на пост вице-президента символизировал готовность Демократической партии заключать социальный контракт на тесное сотрудничество с женским и цветным электоратом.
53 При этом американская политическая система, как представляется, проявляет себя как достаточно сейсмически устойчивая, несмотря на жёсткую поляризацию предпочтений электората, которую продемонстрировали, в частности, выборы 2020 г., что происходит не впервые в истории США. События 6 января 2021 г. – «выброс» в общество зревшего не один год противоречивого и контрастирующего неудовольствия сложившимся положением в стране, вскрыли и продемонстрировали достаточно высокий градус напряжённости в расколовшемся обществе.
54 Тот факт, что коллективная правящая элита в критический момент заняла сторону Дж. Байдена, демократического кандидата, отражает совокупное неприятие и осуждение посягательств на устоявшиеся принципиальные основы политической властной структуры государства. Работающей системе не чужды просчёты и ошибки в принятии тактических решений. Более того, они – «нормальное явление» в контексте текущего политического процесса, в рамках которого происходит постоянная борьба за освоение и овладение большего властного пространства, время от времени чреватого резким колебанием маятника, нарушающего политическое равновесие интересов. Но, когда речь идёт о выживаемости и сохранении целостности политической системы, отражённых в индивидуальности американской демократии, здесь предъявлено свидетельство приверженности незыблемым основам американской демократической системы, её институтам, принципам и механизмам, которые придают ей гибкость и, поэтому, устойчивость.
55 За счёт чего создаётся эта устойчивость? Встроенные системные принципы – in рluribusunum (в многообразии – едины) и check and balance (сдержки и противовесы) – способствуют достижению эффективного, работающего компромисса, который удовлетворяет разнообразные групповые интересы многоликого, мозаичного, активного американского общества. Иными словами, разделение властей, мирный переход власти в рамках избирательного процесса, верховенство закона, Конституции США, являют собой «священную корову», на защиту которой призывает инстинкт самосохранения политической системы США.
56 Реальное разделение властей объективно не позволяет монополизировать и сконцентрировать власть в одном источнике, побуждает к выработке корректирующих программ и политик для различных групп и интересов, чтобы не допустить резких перекосов в пользу одного или чрезмерно узкого круга центров власти. Политическая конкуренция легитимными способами и методами включает новых политических субъектов, востребованных новыми возникающими требованиями на политическом поле, что не позволяет пустить глубокие корни застою и способствует развитию страны в целом.

References

1. Declaration for American Democracy, “Home”, Cassidy, “Democrats make federal election standards a top priority”. Available at: https://dfadcoalition.org/ (accessed 02.03.2021).

2. Sozan Michael. Momentum Grows for Bold Democracy Reform. Available at: https://www.americanprogress.org/issues/democracy/reports/2021/02/10/495607/momentum-grows-bold-democracy-reform/ (accessed 11.02.2021).

3. Statement: Senate Takes Up Sweeping Democracy Reform to Return Power to the People. Available at: https://www.americanprogress.org/press/statement/2021/03/17/497250/statement-senate-takes-sweeping-democracy-reform-return-power-people/ (accessed 18.03.2021).

4. Tausanovitch Alex, Danielle Root, and Michael Sozan, “The Need for a White House Office of Democracy Reform,” Center for American Progress, January 15, 2021. Available at: https://www.americanprogress.org/issues/democracy/news/2021/01/15/494735/need-white-house-office-democracy-reform/ (accessed 06.02.2021).

5. Rattner Nate. Biden’s inaugural address used the word ‘democracy’ more than any other President’s. CNBC, January 21, 2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/01/20/bidens-inaugural-address-used-the-word-democracy-more-than-any-other-presidents.html (accessed 21.01.2021).

6. Kelly Caroline. “Biden: No family members will be involved in any government decisions”. CNN, February 3, 2021. Available at: https://www.cnn.com/2021/02/03/politics/biden-people-magazine-family-members-government/index.html. (accessed 04.02.2021).

7. The Transition. Restoring American Leadership. Available at: https://mail.yandex.ru/re.jsx?uid=250516822&c=LIZA&cv=23.15.1&mid=174514485560727208&h=a,heduNnL9mNtrkNFjLwW2Wg&l=aHR0cDovL3IyMC5yczYubmV0L3RuLmpzcD9mPTAwM (accessed 16.02.2021).

8. Health Team Nominees & Appointees Remarks as Prepared for Delivery. Available at: https://buildbackbetter.gov/speeches/health-team-nominees-appointees-remarks-as-prepared-for-delivery/ (accessed 05.02.2021).

9. Biden-Harris Administration (2021). Available at: https://cawp.rutgers.edu/levels_of_office/high-level-presidential-appointments (accessed 03.02.2021).

10. Women Appointed to Presidential Cabinets. Available at: https://cawp.rutgers.edu/sites/default/files/resources/womenapptdtoprescabinets.pdf (ac-cessed 26.03.2020).

11. The Biden Agenda for Women. Available at: https://joebiden.com/womens-agenda/ (accessed 16.04.2020).

12. Lisotte Mary-Kate. Here’s how the gender gap in presidential politics breaks down by issue. Available at: https://templepress.wordpress.com/2020/03/11/heres-how-the-gender-gap-in-presidential-politics-breaks-down-by-issue/) (accessed 12.03.2021).

13. Gothreau Claire. Everything You Need to Know About the Gender Gap. Available at: https://cawp.rutgers.edu/election-analysis/everything-you-need-know-about-gender-gap (accessed 08.12.2020).

14. Cassese Erin C., Farhart Christina E., Miller Joanne M. (2021) Gender Differences in COVID-19 Conspiracy Theory Beliefs. Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/politics-and-gender/article/gender-differences-in-covid19-conspiracy-theory-beliefs/11E1C0AA1837CFA7E3926F5E9AF30782 (accessed 03.04.2021).

15. President Joseph R. Biden Jr. National Strategy for the COVID-19 Response and Pan-demic Preparedness, January 21, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/01/National-Strategy-for-the-COVID-19-Response-and-Pandemic-Preparedness.pdf (accessed 24.01.2021).

16. Cunningham Paige Winfield and Alexandra Ellerbeck. Biden will reopen Healthcare.gov for buying insurance plans. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/01/26/health-202-biden-will-reopen-healthcaregov-buying-insurance-plans/ (accessed 27.01.2021).

17. Konish Lorie. The Senate passed Biden’s $1.9 trillion stimulus bill – here’s what’s next Here’s who qualifies for the money. Available at: https://www.cnbc.com/2021/03/06/the-senate-passes-biden-stimulus-whats-next.html (accessed 07.03.2021).

18. CBS News Poll. March 9-10, 2021. Adults in the U.S. Available at: https://drive.google.com/file/d/1BFqjJlHsQvM1C9d_2oygm8rF9IL4BU6E/view?wpisrc=nl_thetrailer (accessed 02.04.2021).

19. Tharoor Ishaan and Mullen Ruby. Biden and the waning of the ‘neoliberal’ era. Available at: https://www.washingtonpost.com//world/2021/04/05/biden-infrastructure-plan- eoliberalism/?utm_campaign=wp_todays_worldview&utm_medium=email&utm_source=newsletter&wpisrc=nl_todayworld&carta-url=https%3A%2F%2Fs2.washingtonpost.com%2Fcar-ln-tr%2F31aa202%2F606a8a469d2fda1e56e2cf6c%2F5a65fb819bbc0f26cb686775%2F13%2F77%2F606a8a469d2fda1e56e2cf6c (accessed 06.04.2021).

20. Hutton Will. With Joe Biden’s own audacious New Deal, the democratic left rediscovers its soul. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/04/with-joe-bidens-own-audacious-new-deal-the-democratic-left-rediscovers-its-soul?utm_campaign=wp_todays_worldview&utm_medium=email&utm_source=newsletter&wpisrc=nl_todayworld (accessed 05.04.2021).

21. Romm Tony. Biden budget plan seeks major funding hikes for health care, education, environment. Available at: https://www.washingtonpost.com/ (accessed 04.04.2021).

22. Jones Jeffrey M. Quarterly Gap in Party Affiliation Largest Since 2012. Available at: https://news.gallup.com/poll/343976/quarterly-gap-party-affiliation-largest-2012.aspx?utm_source=alert&utm_medium=email&utm_content=morelink&utm_campaign=syndication (accessed 17.04.2021).

23. Conroy M. (2018). At Least 123 Women Will Be in The Next Congress. Just 19 Are Republicans. Five Thirty Eight. Available at: https://fivethirtyeight.com/features/at-least-123-women-are-headed-to-congress-just-19-are-republicans/ (accessed: 18.02.2021).

24. Aronson P., Oldham L. and Lucas E. Gender Self-Presentations in the 2020 U.S. Elections. Journal of Cultural Analysis and Social Change. 2020. Available at: https://doi.org/10.20897/jcasc/8379 (accessed: 17.11.2020).

25. Lack of women in key decision-making ‘should not be allowed’ – UN Women chief. 08.03.2021. Available at: https://news.un.org/en/story/2021/03/1086702 (accessed 08.03.2021).

26. Shvedova N.A. 2021. 100 dnej administratsii Dzh. Bajdena: obeschaniya i real'nost' // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2021. №1 (accessed 14.04.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate