The United States and the Collective West in Russia's Foreign Policy Priorities
Table of contents
Share
Metrics
The United States and the Collective West in Russia's Foreign Policy Priorities
Annotation
PII
S268667300015222-4-1
DOI
10.31857/S268667300015222-4
Publication type
Review
Source material for review
Бобров А.К. 2021. Концептуальные основы внешней политики России. М., Изда-тельство «Аспект-Пресс», 221 с.
Status
Published
Authors
Alexey Stepanov 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
111-118
Abstract

The readers’ attention is drawn to the review of a book on Russia's foreign policy priorities, including those in relation to the countries of the so-called collective West, led by the United States of America, published in 2021 by the "Aspect-Press" publishing house. The book presents opinions and views on the subject of A.K. Bobrov, candidate of historical sciences, senior lecturer at the Department of Diplomacy, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia, who is an expert in the field of diplomacy and foreign policy. The reviewer tried to demonstrate the author's approaches to the study of conceptualization of Russian foreign policy, to describe in the author's reading of Russian doctrinal documents.

Keywords
Russian Federation, foreign policy priorities, conceptual framework of foreign policy, Russian-American relations
Received
05.05.2021
Date of publication
07.06.2021
Number of purchasers
0
Views
23
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

ВВЕДЕНИЕ

2 В настоящее время Российская Федерация находится в центре ряда глобальных процессов, оказывающих значительное влияние как на её будущее, так и многих других стран. а также всей системы международных отношений. При этом внешняя политика России, вызывая большой интерес зарубежных экспертов и наблюдателей, включая высшие должностные лица этих стран, одновременно встречает непонимание или ощущение непредсказуемости. В нашу высокотехнологичную эпоху государственным деятелям, принимающим политические решения, а также тем, кому по тем или иным причинам необходимо знать, на каком языке «разговаривает» современная Россия в международной политике, очень важно, принимая эти решения, основываться на фактах и объективном анализе эмпирических данных. Однако нередко возникает ощущение, что выводы, касающиеся России, делаются на основе информации в СМИ и мнений частных лиц разного ранга и невысокого уровня компетенции, не всегда выносящих обоснованные оценочные суждения. В отличие от западных стран, прежде всего США, Россия не имеет длительной традиции публикации доктринальных документов, отражающих различные аспекты её внешней политики. Тем не менее, начиная с образования Российской Федерации как независимого государства, основные положения её внешнеполитического курса стали формулироваться в виде концептуальных документов, которые публикуются по настоящее время и сохранили значительную степень преемственности.
3

4

ОСОБЕННОСТИ МОНОГРАФИИ

5 В монографии «Концептуальные основы внешней политики России» А.К. Бобров даёт авторское определение термина «концептуальные основы», под которым понимает изложение основных событий и тенденций международных отношений, описание подходов Российской Федерации к актуальным проблемам, возникшим на протяжении её новейшей истории, целей её внешней политики, которые предполагается достигнуть, стоящих за ними ценностей и базовых установок, а также формулирование задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. Концептуальные основы внешней политики автор подразделяет на шесть групп, которые определяют структуру книги: ключевые подходы к вопросам стратегического характера, к решению глобальных проблем, к участию в институтах многосторонней дипломатии, а также региональные направления внешней политики развитие двусторонних отношений и позицию России по поводу главных региональных кризисов и конфликтов.
6 Стержнем рассматриваемой работы служит авторский комплексный подход к периодизации внешнеполитического курса России, основанный на смене политических тенденций, а также руководящих лиц, ответственных за принятие внешнеполитических решений (не только президентов, но в некоторых случаях и министров иностранных дел). В связи с этим автор подразделяет историю внешней политики России на четыре временных периодов: 1991–1996 гг., 1996–2008 гг., 2008–2012 гг., 2012 г.– по настоящее время. Обосновывая свою систему периодизации, автор рассматривает и другие варианты на иных основах – опубликование новых редакций «Концепции внешней политики», конституционные президентские сроки, политические тенденции – и выявляет их недостатки.
7 В своей книге А.К. Бобров делает справедливый, на мой взгляд, вывод о том, что российская концепция внешней политики и вытекающие из неё практические шаги носят реактивный характер и во многом корректируется в зависимости от текущей конъюнктуры. Так, он пишет, что «выработка внешнеполитического курса и формулирование позиции России по ключевым вопросам международной повестки дня происходят практически на ежедневной основе в зависимости от тех ключевых событий, которые влияют на международные отношения» [Бобров, 2021: 7]. В этой связи автор подчёркивает отличие российского подхода к внешнеполитической стратегии от подхода США и некоторых других стран, формулирующих свою внешнеполитическую повестку более проактивно. Ещё одна особенность, которую выделяет автор, – это подчёркнутая деидеологизированность представлений о внешней политике, отражённая в «Концепции».
8 Что касается структуры книги, то в её первых шести главах автор рассматривает непосредственно документы «Концепция внешней политики» России и анализирует сначала положения каждого из них, а затем исследует особенности практического их применения во внешнеполитической деятельности. При этом А.К. Бобров уделяет внимание как преемственности доктрин, так и их различию. Например, указывается, что задачи внешней политики, перечисленные в первом концептуальном документе 1993 г., сохраняют актуальность и по сей день, однако деление внешнеполитических приоритетов на глобальные и региональные там отсутствует. Существующая структура документа сохраняется со времени принятия документа 2000 года.
9 На рубеже веков внешняя политика России начала приобретать такие современные черты, как «дуализм» в отношениях с Западом и акцент на формировании многополярной системы международных отношений. Характерной чертой «Концепции» 2008 г, опубликованной при президентстве Д.А. Медведева автор называет упоминание верховенства международного права и роль правительства РФ (председателем которого в те годы был В.В. Путин) в формировании и реализации внешней политики. В «Концепции» 2013 г., например, в списке региональных приоритетов разделение на США и Европу сменилось единым термином «Евро-Атлантический регион».
10 Отдельная глава в монографии посвящена региональным приоритетам внешней политики России. В документе 1993 г. они строились следующим образом: страны СНГ, США, Европа, АТР, Южная и Западная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка. В документе 2000 г. Европа переместилась с третьего на второе место; АТР, Южная и Западная Азия были объединены в понятие «Азия», а Латинская Америка разделена на Центральную и Южную. Окончательно нынешняя система региональных приоритетов сложилась к 2013 г. В ней Европа и США преобразовались в Евро-Атлантический регион, Азия – в Азиатско-Тихоокеанский регион. В этой же главе автор приводит свою собственную концепцию региональных направлений внешней политики, в состав которых входят постсоветское пространство (бывшие республики СССР за вычетом прибалтийских, а также Абхазия и Южная Осетия), Евро-Атлантический регион (государства, являющиеся частью «геополитического Запада»), Азиатско-Тихоокеанский регион (государства, имеющие выход к Тихому Океану плюс Центральная и Южная Азия), Ближний Восток (куда включены и государства Северной Африки, а также Турция и Иран), Латинская Америка (включая страны Карибского бассейна) и Африка (южнее Сахары).
11 Все эти региональные направления в дальнейшем рассмотрены автором в отдельных главах. Кроме того, он даёт собственное определение критериям, по которым регион занимает то или иное место в иерархии внешнеполитических приоритетов. Так, выделяются политико-дипломатические, экономические, а также географические и гуманитарные факторы. По мнению автора, необходимо принимать в расчёт все их в совокупности. Иерархии стран по каждой их вышеперечисленных факторов иллюстрируются в книге в виде весьма любопытных таблиц, отражающих, например, интенсивность политико-дипломатического диалога РФ с иностранным государством, где автор вводит понятие «коэффициент интенсивности диалога» [Бобров, 2021: 104-106], или отражающих процент стран с безвизовым режимом для граждан РФ в том или ином регионе [Бобров, 2021: 108].
12 Заслуживает внимания проделанная автором работа по дефиниции широко используемых в международных исследованиях понятий. Так, автор определяет понятие «геополитический Запад» как «США, их союзников в рамках НАТО (за исключением Турции), не входящих в Североатлантический блок стран - членов ЕС и ЕАСТ1, а также международные институты … созданные без участия Москвы и в которых доминирующую роль играют вышеперечисленные государства» [Бобров, 2021: 15]. Сюда же можно отнести и упомянутое выше определение «концептуальных основ внешней политики», часто встречающегося и редко конкретизирующегося в дипломатическом и политологическом обиходе термина.
1. Европейская ассоциация свободной торговли
13 Хотелось бы также отметить список рекомендуемой литературы по теме, который автор даёт после каждой главы книги, подталкивая читателя к её самостоятельному изучению. Это увеличивает ценность монографии как учебного пособия.
14 Стоит отметить и представленную в книге инфографику, которая отличается информативностью и наглядностью, а также иллюстрирует подходы автора к рассматриваемым проблемам. Отдельно хочется выделить «Карту постсоветских интеграционных процессов», отражающую позицию стран касательно того или иного интеграционного объединения, взаимоотношения этих объединений, позицию постсоветских стран по отношению к России, конфликтность на постсоветском пространстве, позволяющую сделать и многие другие самостоятельные выводы. Постсоветскому пространству также посвящена подробнейшая схема трёх главных вооружённых конфликтов на его территории, где указаны границы территорий, контролируемых сторонами, отражены географические аспекты соглашений об их урегулировании, отмечены места нарушений соглашений и многое другое.
15 Помимо графического материала, наглядными иллюстрациями в работе служат посвящённые описываемым проблемам цитаты из выступлений и интервью лиц, ответственных за реализацию российского внешнеполитического курса: министров иностранных дел и их заместителей. Присутствуют и выдержки из международно-правовых документов, например, Минских соглашений по Украине.
16

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С США И СТРАНАМИ ЗАПАДА

17 Отношения России с США и «коллективным Западом» в целом автор характеризует как один из главных источников противоречий во внешней политике России, вынужденной «разрываться» между желанием сотрудничать или даже стать союзником этих стран и необходимостью отстаивать свои национальные интересы, а также поддерживать статус великой державы. В монографии А.К. Боброва чётко показано искреннее стремление России к взаимодействию с США и Западом, выражавшееся в целом ряде российских предложений и инициатив, раз за разом не находившее у них понимания. На сегодняшний момент противостояние с Западом, как справедливо отмечает автор, является «системообразующим элементом нашей внешнеполитической стратегии», оказывающим влияние на все элементы концепции внешней политики РФ. Так, «нацеленность на интеграцию России в сообщество наиболее развитых стран Запада» автор называет одним из главных направлений внешней политики в «Концепции» 1993 г. Тогдашний министр иностранных дел РФ А.В. Козырев заявил, что «Демократическая Россия должна быть таким же естественным союзником демократических стран Запада, как тоталитарный Советский Союз был естественным противником Запада» [Бобров, 2021: 22].
18 Собственно, в течение первой половины 1990-х сотрудничество между Россией и США было насыщенным и разноплановым. Взаимодействие в сфере контроля над вооружениями включало в себя выполнение Договора СНВ-1 и подписание дополнительного Лиссабонского протокола к нему, согласно которому Украина, Казахстан и Белоруссия согласились перевезти имевшиеся у них запасы ядерного оружия на территорию России и присоединились к ДНЯО в качестве безъядерных государств. В свою очередь, реализация протокола на практике была бы невозможной без участия США в рамках программы Нанна - Лугара. Кэмп-Дэвидская декларация, согласно которой стороны согласились не рассматривать друг друга в качестве потенциальных противников, послужила эффективным инструментом снижения взаимной напряжённости в сфере безопасности, а создание комиссии Гор - Черномырдин позволило наладить сотрудничество в сфере экономики. При содействии США, как отмечает автор, Россия смогла присоединиться к различным международным организациям, таким как Группа 7-и, Совет НАТО, Совет Европы; начался процесс присоединения к ВТО и ОЭСР. В 2006 г Россия председательствовала в Группе 8-и. Россия и США сотрудничали и по вопросам региональных конфликтов, в том числе на начальном этапе урегулирования конфликта на территории бывшей Югославии, а также в палестино-израильском конфликте, конфликтах в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Также Россия и США принимали участие в Шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР.
19 Наряду с тенденциями к сотрудничеству автором отмечены и камни преткновения в этом процессе. Начиная с 2000-х годов РФ стала подвергаться постоянной критике со стороны США и европейских стран в связи с ситуацией в области прав человека и демократии. Кроме того, США оказали поддержку ряду неконституционных государственных переворотов в странах постсоветского пространства, в частности в Грузии и на Украине, в результате которых к власти пришли политические силы, продвигавшие курс на сближение и интеграцию своих стран с НАТО.
20 Во время президентства Д.А. Медведева и либерализации внешней политики Россия и США предприняли попытку перезагрузки двусторонних отношений. На практике это привело, в частности, в продолжение сотрудничества в области контроля над вооружениями и подписание Договора СНВ-3. Кроме того, стороны начали переговоры по системам ПРО в Европе. Россия согласилась не размещать комплекс «Искандер» в Калининградской области в обмен на отказ от развёртывания третьего позиционного района ПРО США. Кроме того, Россия выдвинула предложение о совместном использовании европейской системы ПРО на основе «секторального подхода». Автор также отмечает сотрудничество между двумя странами по вопросу укрепления боеготовности армии Афганистана. Россия также поддержала США на голосованиях по различным резолюциям СБ ООН, например №1929 о введении санкций против Ирана, и отказалась от поставки Ирану комплексов С-300, а также не голосовала против резолюции №1973, санкционировавшей военное вмешательство в Ливии.
21 Однако, несмотря на это, как показывает автор, возникли проблемы, фактически приведшие к сворачиванию нормализации отношений с США и странами Запада. Они касаются как Европы: развёртывание элементов системы ПРО США в Европе, провал инициативы подписания Договора о европейской безопасности, тупик в процессе реформирования ОБСЕ и переговорах о базовом соглашении между Россией и ЕС, так и Ближнего Востока – события в Ливии и развитие «арабской весны». Кроме того, кризису в отношениях способствовало и нагнетание антироссийской истерии в западных СМИ посредством раздувания скандалов, например, о предполагаемом вмешательстве России в выборы в США в 2016 г. и деятельность демократических институтов других западных стран, или допингового скандала с российскими спортсменами.
22 Автор монографии подробно разбирает подоплёку конфликта на Украине, а также классификацию введённых против России санкций.
23 Возобновление активности России на Ближнем Востоке в связи с ситуацией с Сирией, как показывает автор, способствовало новым эпизодам сотрудничества с США, в частности, двустороннему военному сотрудничеству в САР и взаимодействию по вопросу заключения «ядерной сделки» по иранской ядерной программе. Помимо этого, продолжается использование российских ракетных двигателей в американских космических кораблях2. В главе, посвящённой решению глобальных проблем современности, автор указывает на перспективные направления взаимодействия двух стран, такие как киберпространство (упоминается инициатива России и других стран ШОС о «Правилах поведения в интернете»), а также борьба с изменением климата.
2. Последняя партия из шести двигателей была отправлена в США 14 апреля 2021 г.
24 По мнению А.К. Боброва. главной причиной двусторонних противоречий. РФ и США является вопрос о статусе: США, считающие себя гегемоном и победителем в холодной войне, отказываются воспринимать Россию, чей экономический потенциал значительно уступает американскому, в качестве равной себе державы. Поэтому Россия, представляющая для США угрозу благодаря своему военному потенциалу, используется Вашингтоном как средство консолидации американского общества, а также своих внешнеполитических союзников. Ещё один, на мой взгляд обоснованный вывод автора, состоит в том, что как только американское руководство осознает реальный масштаб угрозы со стороны Китая, США могут попытаться вывести Россию из орбиты влияния КНР и пойти на сотрудничество с Москвой, чтобы использовать её для сдерживания Пекина.
25 В целом, книга А.К. Боброва «Концептуальные основы внешней политики России» представляет большой научный интерес и как историческое исследование, и как учебное пособие, призванное заполнить пробелы в знаниях о внешнеполитической деятельности России, а также о её месте в текущих мировых процессах и о том, как эти процессы понимаются руководством России. Монография может послужить источником справочной информации и для студентов, изучающих международные отношения, и для экспертов в этом вопросе, и для сотрудников государственных ведомств и частных организаций, занимающихся внешнеполитической и/или внешнеэкономической деятельностью. Стоит отметить, что высокую оценку книге дали ведущие эксперты в области международных отношений, в том числе академик РАН В.Г. Барановский, член-корреспондент РАН Ал.А. Громыко, доктор политических наук А.Д. Богатуров.

References

1. Bobrov A.K. 2021. Kontseptual'nye osnovy vneshnei politiki Rossii [The Conceptual Foundations of the Foreign Policy of Russia] (in Russ.). Moscow, Aspect-Press, 221 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate