Joe Biden’s Economic Strategy: the Return of “Big Government”
Table of contents
Share
Metrics
Joe Biden’s Economic Strategy: the Return of “Big Government”
Annotation
PII
S268667300015570-7-1
DOI
10.31857/S268667300015570-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victor Supyan 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
5-18
Abstract

The article aims to show the prospects of new economic strategy in the USA. The author shows that the economic crisis, reinforced by the pandemic, put the government into the center of economic life. The scale of financial resources allocated for economic goals is unprecedented and accounts for 9% GDP. On one side it may become a strong incentive for economic growth, on the other – may lead to economic overheat and inflation. Despite some apprehensions about outcomes of unprecedented financial intervention most experts expressed strong support to Joe Biden’s economic strategy as well elaborated and containing great potential for economic growth. The article made a conclusion that currently the former right-wing policy of “trumponomics” is replaced by Keynesian economic recipes. The strategy is based on 2 goals. The first is to mitigate the negative consequences of the pandemic and economic crisis and the second encompasses new economic programs including reconstruction of infrastructure and manufacturing, modernization of rural districts, retraining of millions of workers, construction of one million of new energy saving homes. The strategy will be realized by two stages. Initially it will focus on investment into infrastructure and climate change problems, then – on investment into human capital, education, healthcare and skills retraining. The economic rescue plan for $1.9 trln and long-term programs may reach about 3 trln dollars. In general Joe Biden’s economic agenda is unprecedented in postwar American history.

Keywords
economic crisis, pandemic, economic strategy, industrial infrastructure, GDP, climate crisis, immigration policy, education, manufacturing
Received
26.04.2021
Date of publication
06.07.2021
Number of purchasers
3
Views
99
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Заявленная президентом Дж. Байденом экономическая стратегия, вызвала активное обсуждение в экономических и политических кругах США. Эта стратегия, как считают многие эксперты, предполагает коренные изменения как в содержании, так и форме проводимой экономической политики. Речь идёт о том, что таких масштабов государственного участия в экономике Америка не видела с конца Второй мировой войны.
3

СМЕНА КУРСА: ДЕБАТЫ И ПРИОРИТЕТЫ

4 Экономический кризис, усугубленный коронавирусной пандемией, вновь поставил государство в центр экономической жизни, чего не было последние десятилетия, даже в период пребывания у власти Демократической партии в прежние годы. Если стратегия окажется удачной, то она продемонстрирует преимущества активной фискальной политики, откроет новые возможности повышения уровня жизни и сокращения неравенства. Если же такая стратегия потерпит неудачу и закончится перегревом экономики, высокой инфляцией и финансовой нестабильностью, как это было, в частности, в период больших государственных расходов в 1970-е годы, то эксперимент Дж. Байдена может закончится экономическим крахом. Именно такие противоречивые результаты прочат экономической политике нового президента экономисты и политики в развернувшихся дебатах вокруг стимуляционного экономического пакета в 1,9 трлн долл. Новая американская администрация основывается на идее «экономики высокого давления», высказанного бывшим председателем Федеральной резервной системы и нынешним министром финансов Дж. Йеллин ещё в 2016 г. [1].
5 Влияние выделяемых финансовых ресурсов на экономику может быть очень значительным. Как полагают эксперты Бюджетного управления Конгресса США, уже выделенные прежней администрацией средства были достаточны, чтобы преодолеть экономический кризис. Выделение же дополнительно ресурсов в размере 9% ВВП может иметь далеко идущие последствия для экономики. Так, эксперты Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в основном поддерживая финансовую политику Дж. Байдена, выражают определённые опасения по поводу масштабов финансовых вливаний. Тем не менее большинство независимых экономистов в целом позитивно оценивают инициативы новой администрации. Так, главный экономист «Морган Стенли» Эллен Зейтнер считает, что «экономика высокого давления» вызовет значительный прирост ВВП как минимум на 3 процентных пункта больше ранее сделанных предкризисных прогнозов. Это резко контрастирует с посткризисным развитием после «Великой рецессии», когда даже спустя 10 лет роста предкризисный уровень не был достигнут.
6 Активно поддерживает курс Дж. Байдена и нобелевский лауреат Пол Кругман, который не ожидает роста инфляции в результате политики новой администрации. Симпатизирует новой экономической политике и известный экономист К. Рогофф, хотя он и отмечает возможные риски, связанные с растущим государственным долгом и инфляцией. С ещё одним предостережением по поводу перегрева экономики выступил бывший главный экономист МВФ Оливер Бланшар [1].
7 Сторонники планов Дж. Байдена подчёркивают, что есть большой потенциал стимулировать экономический рост с помощью финансовых вливаний в экономику без роста инфляции, так как предкризисный уровень безработицы в 3,5% был очень низким, самым низким за последние 50 лет. При этом не было никаких признаков роста инфляции. Мариано Мазикато, профессор экономики Университетского колледжа Лондона отмечает, что, если политика Байдена создаст потенциал для дальнейшего роста, это вполне оправдывает столь массированную финансовую интервенцию. То есть речь идёт не просто о насыщении экономики деньгами, но о создании мощной промышленной базы. Позитивный потенциал политики Байдена отмечает и Джейсон Фурман, бывший председатель Экономического совета при президенте Обаме. Некоторые прогнозы о росте инфляции более 3% в год мало обоснованы, поскольку такие тенденции можно нивелировать жёсткой монетарной политикой Федеральной резервной системы.
8 С другой стороны, бывший министр финансов США Ларри Саммерс весьма негативно высказался об экономической политике Дж. Байдена, назвав её «самой безответственной за последние 40 лет» [2].
9 Ещё одним опасением является быстро растущий государственный долг, о чём говорят многие экономисты. Так, Рэндол Крознер, профессор Университета Чикаго отмечает, что, хотя финансовые стимулы в ситуации пандемии вполне приемлемы, результатом является резко возросший государственный долг. «Отдавать его», – говорит учёный, «придётся будущим поколениям» [1].
10 Как видно из приведённых оценок, в США в целом преобладает позитивная, хотя и неоднозначная реакция профессиональных экономистов на новую экономическую политику, предложенную президентом Дж. Байденом. Очевидно, что происходит достаточно радикальная смена экономической стратегии – на смену правоконсервативному курсу «трампономики», приходит политика, основанная на кейнсианских экономических рецептах. Это новая политика вполне укладывалась бы в традиционную смену экономического курса, происходящую после прихода к власти администрации другой, в данном случае Демократической партии. Особенностью сегодняшней ситуации являются масштабы дефицитного финансирования – с учётом предшествующего стимуляционного пакета Д. Трампа и новых ассигнований, принятых администрацией Дж. Байдена, меры по стимулированию экономики достигают 14% ВВП, что многим кажется чрезмерными и неоправданными финансовыми вливаниями, способными перегреть экономику и вызвать инфляцию. Потенциальным итогом такой политики может быть подъём процентных ставок, рецессия и рост безработицы. Пока это гипотетический сценарий, но при неблагоприятных обстоятельствах он может реализоваться. Вероятно, необходимость скорее выйти из экономического кризиса, вызванного пандемией, оправдывает существующие риски.
11 Помимо срочных антикризисных мер можно выделить, по крайней мере, четыре сферы экономической активности, имеющие, как считают эксперты, приоритетное значение для всей экономической стратегии Дж. Байдена.
12 Во-первых, необходимо усилить международную конкурентоспособность США в области научно-технического прогресса. Причём, логично делать это в кооперации с ближайшими союзниками, прежде всего со странами «Большой семёрки».
13 Во-вторых, необходимо сосредоточить значительные национальные инвестиционные ресурсы на модернизации и обновлении экономической инфраструктуры. Причём сделать это необходимо с учётом экологической составляющей этих проектов, чтобы избежать рисков влияния на климат и создавая при этом значительные возможности для дополнительной занятости.
14 В-третьих, необходимо найти решение экономических и торговых споров с Китаем, добиваясь проведения Китаем реформ в соответствии с правилами ВТО. Причём администрация будет стремиться делать это опять-таки на коллективной основе, с привлечением ближайших союзников США в отличие от того, как это пыталась не слишком успешно делать администрация Д. Трампа на двусторонней основе.
15 В-четвёртых, необходимо эффективно использовать Комитет по иностранным инвестициям США для систематического совершенствования государственного регулирования в данной области. Хаотичное использование этого механизма Д. Трампом лишь уменьшило привлекательность американской экономики для внешних инвесторов.
16 Многие эксперты подчёркивают важность экономической стратегии прежде всего в качестве антипода того, что делал бессистемно и непродуманно президент Трамп в экономической области, в том числе и в сфере борьбы с пандемией.
17 Особое значение приобретает новая стратегия в международных экономических отношениях на фоне наивного и неэффективного подхода, который использовала прежняя администрация. Главным здесь являются совместные действия правительства с бизнесом, профсоюзами с тем, чтобы обновить и повысить международную конкурентоспособность Америки. При этом помимо содержания экономической стратегии немалое значение приобретает форма её реализации, поскольку она во многом определяет уверенность в проводимой политике. В противовес хаотичной политике Трампа, снижающей доверие к рынку, заявленная стратегия Байдена строится на твёрдых и понятных принципах, включая внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику. К ним относятся стабильность, ясность и стремление к взаимодействию со всеми внутренними и внешними партнёрами, опираясь на рыночно-ориентированных союзников по всему миру и на стремление к экономическому росту. В числе этих принципов стремление к повышению квалификации с помощью развития образования, намерение увеличить инвестиции в НИОКР для повышения международной конкурентоспособности, модернизация инфраструктуры, которая бы способствовала улучшению качества окружающей среды, максимальная либерализация рынков для всех потребителей, работников и предпринимателей в целях максимизации доходов.
18 Таким образом, и по форме, и по содержанию стратегия Дж. Байдена выглядит гораздо более продуманной и обоснованной, чем предшествующая стратегия Д. Трампа. По сути, в ней было всего две внятные цели: 1) сокращение корпоративных налогов и 2) устранение торгового дефицита с Китаем. И если с решением первой задачи Трамп преуспел, то вторую задачу решить не смог, поскольку в ней отсутствовал какой-либо системный подход.
19 Экономическая стратегия Д. Байдена зиждется на двух задачах. Первая и, безусловно, наиболее важная в краткосрочном плане состоит в смягчении негативных последствий пандемии и экономического кризиса. Сюда входит массовая вакцинация и финансовая поддержка граждан и бизнеса, пострадавших от пандемии.
20 Вторая задача охватывает реализацию новой экономической программы администрации, направленной на детально разработанные реформы, на новые инвестиции в экономику [3]. Эта программа предполагает расходы в 3 трлн долл. и охватывает перестройку инфраструктуры и промышленности, модернизацию сельских районов, переподготовку миллионов работников, строительство 1 млн энергоэкономных жилых домов. В качестве первого пакета такой масштабной программы может быть ассигнование 1 трлн долл. на обновления инфраструктуры, в частности, на строительство дорог, мостов, железных дорог, портов, электрозарядных станций и модернизацию всей системы энергообеспечения страны. В январе 2021 г. Дж. Байден заявил, что его антикризисный план это лишь начало масштабного «Строительно-восстановительного плана», который будет включать инвестиции в инфраструктуру, обрабатывающую промышленность, чистую энергетику, переподготовку рабочей силы и другие направления. В свою очередь, вторая часть стратегии также будет реализовываться последовательно. Сначала – инвестиции в инфраструктуру, которые по плану будут способствовать созданию 5 млн рабочих мест. Затем – инвестиции в человеческую инфраструктуру: образование, здравоохранение, переподготовку кадров. Финансирование всех этих масштабных проектов будет осуществляться в немалой степени за счёт повышения налогов на корпорации и высокодоходные группы населения [4].
21

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ И КОНКРЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ АДМИНИСТРАЦИИ

22 Первым элементом масштабной экономической стратегии Дж. Байдена стал так называемый «Американский план спасения», то есть антикризисная экономическая программа, уже утверждённая Конгрессом США. Она включает прямую помощь населению на общую сумму в 1 трлн долл. Эти ассигнования предполагают единовременные выплаты каждому американцу 1400 долл., продление пособий по безработице до 6 сентября 2021 г. и дополнительное финансирование семей в случае выселения из жилья. Этот план включает 30 млрд долл. на срочную аренду жилья, 10 млрд для оплаты ипотеки и 5 млрд на помощь бездомным. Продлевается налоговый кредит на детей. План не предполагает повышение минимальной заработной платы до 15 долл. в час, о чём просил Дж. Байден.
23 План включает ассигнования в размере 400 млрд долл. на медицинские цели и возобновление работы школ. Так, будет израсходовано 20 млрд долл. на национальную программу вакцинации, 50 млрд на проведение массового тестирования, на наём дополнительно 100 тыс. медицинских работников, 130 млрд на подготовку к открытию школ.
24 Дополнительно выделяется 400 млрд долл. местным органам власти для поддержки местных сообществ и общественного транспорта.
25 Общий объём одобренных Конгрессом мер государства по выходу из кризиса составляет 1,9 трлн долларов [5].
26 В повестке дня администрации имеется ряд более долгосрочных направлений реформ, пока не оформленных в виде законов, но активно обсуждаемых политическим истеблишментом и экспертным сообществом.
27 Одно из таких направлений – дальнейшее реформирование сферы здравоохранения. Так, Дж. Байден активно поддерживает закон «О доступном здравоохранении» и выступает за его расширение, чтобы он охватывал 97% американцев. По предложению президента медицинская страховка не должна превышать 8,5% доходов человека. Он предполагает снизить возраст, подлежащих страхованию по линии программы «Медикэр» до 60 лет. Одним из предложений также является введение в действие параллельной частному страхованию государственной программы медицинского страхования для всех американцев.
28 В ближайших планах Дж. Байдена изменение налогового законодательства. Речь идёт о повышении подоходного налога для лиц с наивысшими доходами с 37% до 39,6%, о налогообложении прироста капитала и дивидендов для лиц с годовым доходом свыше 1 млн долл., о введении налога на социальное страхование для лиц с доходом свыше 400 тыс. долл. в год, о повышении корпоративного налога с 21% до 28%, введение налога в 21% на иностранные компании, ассоциированные с американскими фирмами.
29 С помощью этих мер администрация США планирует получить в качестве доходов бюджета около 4 трлн долл. за ближайшее десятилетие. При этом на 20% лиц с наивысшими доходами (170 тыс. долл. в год и более) будет приходится 93% повышенного налогового бремени, а на 1% самых богатых – около трёх четвертей повышения налогов.
30 Крупнейшей долгосрочной экономической программой Дж. Байдена станет модернизация производственной инфраструктуры. Первоначально речь шла об ассигновании на эти цели 1,3 трлн долл. в ближайшие 10 лет, затем цифра выросла до 2 трлн долл. Будущий законопроект охватывает строительство и ремонт дорог, мостов, восстановление сельской инфраструктуры, создание нового федерального ведомства, ответственного за разработку и производство чистой энергии, развитие городского транспорта, не загрязняющего окружающую среду, создание новых технологий для электромобилей.
31 Особенностью инфраструктурных проектов является их ориентация на «зелёную» экономику, на сохранение окружающей среды. Выдвинута идея «Зелёного нового курса», под знаком которого будут проходить все инфраструктурные и промышленные проекты, ставится задача резко снизить углеродное загрязнение, а к 2035 г. ликвидировать его вообще.
32 Эксперты отмечают, что по поводу инфраструктурных проектов в США может быть достигнут двухпартийный консенсус при принятии соответствующих законов, поскольку значительная часть транспортной и производственной инфраструктуры находится в плачевном состоянии. Об этом говорит, в частности, Т. Смит, исполнительный директор Американской ассоциации гражданских инженеров, по оценке которого на эти цели требуется 4,5 трлн долл. Если учесть, что около 2,5 трлн долл. находится в стадии освоения, то предлагаемые Байденом ассигнования восполняют необходимые инвестиции [6].
33 Среди инфраструктурных проектов можно выделить несколько важнейших направлений. Во-первых, это строительство и ремонт дорог, мостов, портов, аэропортов и транспортных систем. Во-вторых, строительство и ремонт систем очистки питьевой воды, обновление линий электропередач и обеспечение широкополосным интернетом всех американцев. В-третьих, это строительство и модернизация более 2 млн жилых домов и коммерческих зданий, модернизация школ и дошкольных учреждений, обновление госпиталей для ветеранов и других федеральных зданий. В-четвёртых, это улучшение системы социальной помощи путём создания в социальной сфере более качественных и высокооплачиваемых рабочих мест. В-пятых, обновление американской обрабатывающей промышленности, совершенствование системы цепочек поставок, инвестиции в НИОКР и переподготовку рабочей силы, ориентированной на высокотехнологичное производство. В-шестых, создание новых рабочих мест с гарантиями свободного и добровольного создания профсоюзов.
34 По каждому из названных направлений Америка нуждается в массированных инвестициях. Так, по оценке экспертов, 20% дорог США, то есть 173 тыс. миль дорог требуют незамедлительного ремонта. То же самое верно и для 45 тыс. мостов. Задержка в реализации только этого направления вызовет финансовые потери в результате перегруженности дорог на сумму в 160 млрд долл. в год. В соответствии с предложением президента на дороги и мосты будет ассигновано дополнительно 115 млрд долларов.
35 Новых инвестиций требует система общественного транспорта: в качестве неотложных расходов потребуется 105 млрд долл. на ремонт 24 тыс. автобусов, 5 тыс. трамваев, 200 остановок транспорта, тысяч миль разметки, замены светофоров и т.п.
36 Требует обновления и система пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. Так, по запросу президента Байдена Конгресс рассмотрит вопрос об инвестировании 80 млрд долл. на модернизацию железнодорожной компании «Амтрэк».
37 США всё больше отстают в создании электромобилей. Объём продаж электромобилей составляет лишь третью часть соответствующего показателя в Китае. Для преодоления этого отставания будет рассмотрен запрос президента на эти цели в размере 174 млрд долл. Так, планируется к 2030 г. построить в США 500 тыс. электрозарядных станций и перевести на электродвигатели по крайней мере 20% школьных автобусов, заменить 50 тыс. устаревших автобусов с дизельными двигателями.
38 Не менее остро стоит вопрос о модернизации аэропортов. Согласно международным рейтингам ни один из американских аэропортов не входит в лучшие 25 аэропортов планеты. Весьма отстали по оснащению морские и речные порты, шлюзы и вся система водного сообщения. На цели модернизации аэропортов и водного транспорта предполагается потратить 42 млрд долл. Планируется создавать новые виды быстрого транспортного обслуживания различных районов городских агломераций, на это будет потрачено 45 млрд долларов.
39 Ставится задача сделать инфраструктуру страны более устойчивой к различным катастрофам и стихийным бедствиям. Только в 2020 г. в США произошло 22 стихийных бедствия, которые принесли потери более чем в 1 млрд долл. каждое, с совокупными потерями в 95 млрд долл. Для большей устойчивости жилого фонда и инфраструктуры, планируется потратить 50 млрд. долларов [7].
40 В числе инфраструктурных задач – полное обновление общенациональной водопроводной сети, на это планируется ассигновать 45 млрд долл. Ещё 56 млрд долл. предполагается потратить на гранты на модернизацию водопроводных линий на уровне штатов, графств и отдельных микрорайонов. Принципиально новая задача – доведение широкополосного интернета до каждого американца. На эти цели будет ассигновано 100 млрд долларов.
41 Обновления требует и вся система электроснабжения. По оценке Министерства энергетики США, ежегодно периодические отключения электроэнергии стоят экономике около 70 млрд долл. Для решения этой проблемы планируется построить устойчивую систему энергообеспечения на всей территории страны. При этом электрогенерация будет происходить преимущественно на основе новых «зелёных» технологий с нулевым углеродным загрязнением.
42 В планах администрации США решить проблему нехватки доступного жилья. Планируется израсходовать 213 млрд долл. на строительство более 2 млн домов и квартир для постоянного проживания, в том числе 500 тыс. домов для низкодоходных домовладельцев. Дополнительно 40 млрд долл. будет потрачено на модернизацию муниципального жилого фонда.
43 Обновления и модернизации требуют также школы и дошкольные учреждения. Запланировано инвестировать 100 млрд долл. на модернизацию старых и строительства новых школ. 12 млрд будет выделено для совершенствования инфраструктуры местных колледжей, ещё 25 млрд – на дошкольные детские учреждения. Предполагается расширить налоговый кредит предпринимателям, организующим дошкольные учреждения по месту работы родителей.
44 Большое внимание будет обращено на медицинские учреждения для ветеранов. Средний срок службы этих учреждений составляет почти 58 лет, тогда как срок действия частных госпиталей – 11 лет. На их обновление будет потрачено 18 млрд долл., ещё 10 млрд планируется ассигновать на обновление и строительство новых федеральных зданий.
45 Первостепенное внимание в планах администрации Дж. Байдена уделяется развитию обрабатывающей промышленности, малого бизнеса и подготовки рабочей силы новых профессий. При этом упор делается на государственные инвестиции в НИОКР и новые технологии, доля которых в ВВП последние 25 лет сократилась. На эти цели предполагается потратить 50 млрд долл. по линии Национального научного фонда для развития и координации различных технологических государственных программ. Ещё 40 млрд будет израсходовано на исследовательскую инфраструктуру в государственных лабораториях страны.
46 Главное внимание в сфере НИОКР уделено проблемам климата. На борьбу с изменениями климата и чистую энергетику будет потрачено 35 млрд долл. Затраты на эти цели включают разработку новых методов снижения вредных выбросов, устойчивости экономики к изменениям климата. Ещё 20 млрд будет ассигновано на демонстрационные проекты в сфере НИКОР в области климата, в том числе по сбережению энергии, углеродному загрязнению, развитию гидроэнергетики и атомной энергетики, ветряной и биоэнергетики, электромобилям и на укрепление позиций США в указанных областях на мировом рынке.
47 В экономических программах Дж. Байдена отмечается особая роль обрабатывающей промышленности. На этот сектор приходится 70% всех частных расходов на НИОКР, 30% прироста производительности труда, 60% экспорта. Недоинвестирование в эту отрасль привело к отставанию США в других отраслях, к переливу капитала и рабочих мест за рубеж. Для восстановления позиций в обрабатывающей промышленности планируется инвестировать на различные государственные программы 300 млрд долларов.
48 В частности, для укрепления позиций американской обрабатывающей промышленности в глобальных цепочках поставок планируется потратить на промышленность полупроводников и исследования в этой области 50 млрд долл. Для производства средств защиты от будущих эпидемий будет ассигновано в ближайшие четыре года 30 млрд долл. в медицинскую промышленность и соответствующие исследования.
49 Для достижения поставленной президентом задачи добиться нулевых вредных выбросов в атмосферу к 2050 г. государство развернёт новые программы закупок товаров и услуг, в частности, электромобилей, энергоэкономных зданий, электроразрядных станций и т.д. В рамках ежегодных государственных закупок в размере 500 млрд долл. будет потрачено дополнительно 46 млрд на экологически чистые товары и технологии.
50 Для создания инфраструктуры поддержки инноваций президент планирует израсходовать 20 млрд долл. на региональные инновационные центры и фонд возрождения экономики на местном уровне, где поддерживались бы все инновационные инициативы. Путём объединения усилий университетов, промышленности и бизнеса планируется израсходовать 14 млрд долл. для поддержки технологических инноваций на местном уровне.
51 Для улучшения доступа к инвестициям администрация планирует выделить для инновационных программ американской обрабатывающей промышленности 52 млрд долл., особенно на развитие отраслей в сельских районах. Планируется также создать сеть малых бизнес-инкубаторов и инновационных хабов. На эти цели будет инвестирован 31 млрд долларов.
52 Отдельно можно отметить программы, связанные с развитием рабочей силы. В частности, на переобучение уволенных работников будет направлено 40 млрд долл. Специальная программа переподготовки для женщин и расовых и этнических меньшинств стоимостью в 12 млрд долл. предназначена на освоение новых специальностей в области чистой энергетики.
53 Все эти программы общей стоимостью более 2 трлн долл. будут профинансированы, как полагает администрация Дж. Байдена, преимущественно за счёт налоговых поступлений в течение ближайших 15 лет в результате повышения корпоративного налога до 28%, повышения минимального налога на иностранные ассоциированные с американскими фирмами корпорации до 21%, создания системы мер, препятствующих корпорациям регистрировать свою деятельность в офшорных зонах.
54 Помимо масштабных инфраструктурных и инновационных проектов можно выделить ещё несколько направлений реформ, инициированных президентом Дж. Байденом. Среди них программы в области образования. Так, в январе 2021 г. президент указом продлил отсрочку платежей по федеральным студенческим займам с нулевой ставкой процента. Планируется увеличить финансирование школьного образования, в том числе поднять заработную плату учителям. Будет введена универсальная система детских дошкольных учреждений для детей трёх-четырёх лет. Чтобы уменьшить расходы семей на высшее образование, Дж. Байден намерен сделать муниципальные колледжи и государственные университеты бесплатными для семей с доходами менее 125 тыс. долл. в год. Планируется потратить 8 млрд долл. на развитие местных колледжей и 50 млрд на подготовку в них рабочей силы [8].
55 Президент Дж. Байден также планирует пересмотреть иммиграционную политику бывшего президента Трампа. Он уже отменил запрет на въезд в США жителям ряда мусульманских и африканских стран. Указом от 2 февраля он дал распоряжение Совету по внутренней политике рассмотреть процесс натурализации и восстановить доверие к законной иммиграционной системе и процедурам. Дано указание о создании рабочей группы для разработки иммиграционной политики, а также рабочей группы по воссоединению разъединённых семей. Дж. Байден остановил строительство стены на границе с Мексикой и намерен увеличить ежегодное число беженцев в США с 22,4 тыс. в 2018 г. до 125 тыс. человек.
56 Важная социальная инициатива Дж. Байдена – возобновление исполнения закона «О справедливом жилье». Планируется потратить 640 млрд. долл. в течении десяти лет на предоставление населению доступного жилья. Из этой суммы 100 млрд будет инвестировано в создание Фонда доступного жилья для строительства новых и реконструкции существующих домов. В частности, запланировано израсходовать 13 млрд долл. на строительство 400 тыс. квартир для бездомных, продлить налоговый кредит для малоимущих на сумму 10 млрд долл., выделить 10 млрд на гранты местным органам власти, ассигновать 5 млрд в год на новые налоговые кредиты для низкодоходных арендаторов.
57 Ещё одна глобальная инициатива, связанная с инфраструктурными проектами, это меры по борьбе с изменениями климата. К первым указам Дж. Байдена относятся указы по отмене действий прежней администрации, ослабляющих национальное регулирование в области охраны окружающей среды. Он, в частности, отменил разрешение на строительство нефтепровода Кейстоун из Канады в США, вновь присоединился к Парижскому соглашению по климату. В соответствии с планом «Революция в области чистой энергетики» предполагается инвестировать 2 трлн долл. в течении десяти лет и создать миллионы рабочих мест в программах по борьбе с климатическим кризисом [9].
58 Ещё одно направление реформ получило название «Покупай американское». Оно предполагает государственные закупки товаров и услуг на сумму в 400 млрд долл. и инвестиции в размере 300 млрд долл. на исследования и разработки по таким ключевым направлениям научно-технического прогресса, как электромобили, новые материалы, технологии 3D, искусственный интеллект. Дж. Байден стремится возродить высокую конкурентоспособность американской обрабатывающей промышленности и намерен создать миллионы новых рабочих мест в этом секторе экономики США. В рамках этого направления одним из первых стал указ президента о новых протоколах по государственным закупкам, которые содержали требования по закупкам американских товаров и услуг. В соответствии с этим указом Комитет по иностранным инвестициям, являющийся агентством Министерства финансов, должен осуществлять мониторинг всего процесса закупок и создавать преференции для национальных производителей. Предполагается также и контроль за этой деятельностью со стороны Конгресса в соответствии с законом «О совершенствовании контроля за иностранными инвестициями» от 2018 года.
59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

60 Как показывает проведённый анализ, администрация Дж. Байдена осуществляет переход к новой экономической стратегии. Её характеризуют резко возросшие масштабы государственных ассигнований на преодоление пандемического и экономического кризисов, а также на многочисленные долгосрочные реформы и программы в экономической и социальной областях. Перспективы реализации этих проектов весьма неоднозначны, они могут заметно изменить облик американской экономики, но одновременно вызывают немало опасений, в частности, связанных с увеличением бюджетного дефицита и государственного долга. Ясно одно – беспрецедентный кризис 2020 г. и приход к власти президента Дж. Байдена кардинально меняют социально-экономическую ситуацию в США, знаменуют переход к резкому усилению роли государства в экономике.

References

1. Chris Giles. Joe Biden's huge bet: the economic consequences of “acting big”. Financial Times. February 16, 2021. Available at: http://www/ft/com/content/49ca17bd-8fa4-45a9-8c77-c837d1ad8e39 (accessed 5.04.2021).

2. John L. Dorman. John L. Summers, who called out inflation fears with Biden’s $ 1.9 trillion COVID-19 relict package, says the US is seeing ‘least responsible’ macroeconomic policy in 40 years. Business Insider. Mar 21.2021. Available at: http://www.businessinsider.com/larry-summers-macroeconomic-policy-biden-economy-inflation-covid-reliaf-2021-3 (accessed 17.04.2021).

3. Harry G. Broadman. Biden’s Economic Policies Should Eclipse Trump’s In Style and Substance. Forbes. Jan. 31. 2021. Available at: http://www.forbes.com/sites/harribroadman/2021/01/31/bidens-economic-policies-should-eclipse-trumps-in-style-and-substance/?sh=3a3820 (accessed 04.04.2021).

4. Jim Tankersley. Biden Team Prefaces $ 3 Trillion in New Spending for the Economy. The New York Times, March 22, 2021.

5. Deborah D’Souza. Joe Biden’s Economic Plan. Investopedia. March 11, 2021. Available at: http://www.investopedia.com/joe-biden-s-economic-plan-save-the-middle-class-4769869 (accessed 05.04.2021).

6. Christopher Condon and Erik Wasson. Biden's Economic Legacy at Stake as Next Package Takes Shape. Bloomberg Businessweek. Feb. 21, 2021. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-02-21/biden-s-economic-legacy-at-stake-with-next-package-taking-shape (accessed 17.04.2021).

7. Fact Sheet: The American Jobs Plan. March 31, 2021. Available at: http://www.whitebouse.gov/brie/ind-room/statements-releases/2021/03/31/fact-sheet-the-american-jobs-plan (accessed 23.043.2021).

8. Kimberly Amadeo. What are President Biden's Economic Plans and Policies. The Balance. February 11, 2021. Available at: http://www.thebalance.com/what-are-biden-s-economic-policies-5071356 (accessed 12.04.2021).

9. Joe Biden: Where does he stand on key issues? BBC.19 January 2020. Available at: http://www.bbs.com/news/election-us-2020-53575474 (accessed 17.03.12021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate