J. Biden's Immigration Reform: “The American Dream” Reborn?
Table of contents
Share
Metrics
J. Biden's Immigration Reform: “The American Dream” Reborn?
Annotation
PII
S268667300015571-8-1
DOI
10.31857/S268667300015571-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Inna Shumilina 
Affiliation: Institute of USA and Canada RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
19-33
Abstract

The article examines the main parameters of the efforts of the new U.S. administration to change immigration laws. The main emphasis of the author is on the situation around the Arab Muslim component of migration flows, which was discriminated against by the administration of D. Trump. Most Muslims come to the United States today from the Middle East. This cannot but affect the situation of the Arab and Middle Eastern diasporas as a whole. The author notes the increase in political activism within, inter alia, communities of Arab Americans. They are seeking to increase their representation in the legislature now at all levels. The author's focus is addressed on a new electoral strategy aimed at bringing together the political positions and platforms of communities of immigrants not only from Arab but also from other countries in the Middle East region (Turkey and Iran). The efforts of the leaders and activists of these communities will focus on the formation and promotion of this strategy

Keywords
Biden, immigration reform, Arab American community, Arab Muslims, Arab American political activism, U.S. Congress
Received
05.05.2021
Date of publication
06.07.2021
Number of purchasers
3
Views
73
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 На первом же брифинге в Овальном кабинете новый его хозяин – 46-й президент США Дж. Байден – не был особенно оригинален, заявив, что «собирается начать с выполнения своих обещаний американскому народу». Похожие слова в данной ситуации произносили почти все его предшественники. Но часто не спешили претворять их в жизнь. На сей раз, однако, в число первых 15-ти президентских указов Дж. Байдена действительно вошли те, которые затрагивали самые острые темы его предвыборной программы. А именно: направленные на исполнение срочных мер по преодолению пандемии COVID-19, по вопросу сохранения климата и перехода на «чистую энергетику», а также на «исправление перегибов миграционной политики Трампа».
3 Первая официальная пресс-конференция Дж. Байдена, состоявшаяся лишь в конце марта 2021 г., также прошла в основном в рамках обсуждения вышеперечисленных тем, лишь частично коснувшись отдельных вопросов внешней политики.
4

С учётом того, что Дж. Байден победил под эгидой объединительной национальной идеи борьбы с «системным расизмом» и иными проявлениями ксенофобии, то одним из самых ожидаемых в среде «небелых» американцев, в частности, стали его указы о всесторонней защите прав мигрантов, отмене скандального «мусульманского запрета»1 и иных видов дискриминации [1]; [2].

1. В этой связи Дж. Байден отменил: Исполнительный указ 13780 от 6 марта 2017 г. (Защита нации от проникновения иностранных террористов в Соединённые Штаты), Прокламацию 9645 от 24 сентября 2017 г. (Расширение возможностей для проверки и обнаружения попытки въезда в Соединённые Штаты террористов или осуществления других угроз общественной безопасности), Постановление 9723 от 10 апреля 2018 г. и Постановление 9983 от 31 января 2020 г. (Указы о расширении возможностей для проверки и обнаружения попытки въезда в США или осуществления других угроз общественной безопасности).
5

«БИТВА ЗА ДУШУ НАЦИИ»

6 Именно под этим ярким слоганом заявлялся вектор действий по миграционному вопросу в Плане Дж. Байдена – К. Харрис. «Трамп предпринял беспощадную атаку на наши ценности и нашу историю как нации иммигрантов», – подчёркивалось в документе. Целью нового Плана объявлялось «обеспечение гарантий (американских. – И.Ш.) ценностей как нации иммигрантов» [3].
7 План Байдена–Харрис максимально критически оценивал меры, предпринимавшиеся предыдущим президентом, – в первую очередь строительство стены на границе США и Мексики и введение в пограничных районах «конституционно сомнительного» режима чрезвычайного положения. Отсутствие «настоящего лидерства и реальных решений» на фоне «нерационального распределения ресурсов для запугивания законных просителей убежища» и «в корне неправильное понимание того, как обезопасить Америку» – так нынешняя администрация определила причины провала иммиграционной политики Д. Трампа. Команда нового президента, в свою очередь, обещала предпринять следующие шаги:
  • отменить «бессмысленную политику» разделения родителей и детей на границе, заявив приоритетом воссоединение ранее разлучённых семей;
  • пересмотреть подходы к вопросу о предоставлении убежища, относясь к заявителям «с сочувствием и пониманием», повысить эффективность рассмотрения запросов, основываясь на увеличении правительственных ресурсов;
  • расширить квоты на приём беженцев – «соразмерно ответственности (США. – И.Ш.), американским ценностям и беспрецедентным глобальным потребностям»;
  • отменить «жестокое и непродуктивное» решение Трампа касательно закона о «мечтателях» "Отложенные меры в отношении детей-иммигрантов" (Deferred Action for Childhood Arrivals, DACA), восстановить эту программу, устранив тем самым неопределённость в отношении дальнейшей судьбы заявителей;
  • предоставить защиту владельцам временного статуса (Temporary Protected Status, TPS) и статуса отложенного принудительного выезда (Deferred Enforced Departure, DED) тем, кто длительно проживает в США, и обеспечить им «путь к получению гражданства»;
  • внедрить эффективный пограничный контроль, пересмотреть принципы функционирования миграционно-таможенной и пограничной служб (ICE, CBP), переподчинив их непосредственно президенту, усилить открытость их деятельности через «независимый надзор» за соблюдением «гуманистических профессиональных стандартов»2;
  • устранить антиисламский уклон в работе администрации Д. Трампа, отменив «мусульманский запрет» как наносящий вред экономике, «предающий» американские ценности и способствующий распространению террористических угроз;
  • ликвидировать препятствия на пути к натурализации обладателям грин-карт, восстановив тем самым «веру в процесс обретения американского гражданства»;
  • обеспечить базовые меры защиты лицам с «просроченными правами» через закон «О справедливости для сельскохозяйственных рабочих» и билль «О правах домашних работников»;
  • активизировать работу по ускорению процесса интеграции в общество «новых американцев», обеспечивая их доступ к языковому и иному обучению, а также расширяя их гражданское самосознание.
2. Полномочия этих служб были резко расширены Д. Трампом и после нескольких инцидентов, имевших широкую огласку, за сотрудниками миграционно-таможенной и пограничной служб закрепилась репутация грубо попирающих права человека в отношении мигрантов, беженцев и нелегалов.
8 В Плане Байдена–Харрис предусматривалось также намерение будущего президента тесно взаимодействовать с Конгрессом по вопросу создания «дорожной карты» для 11 млн человек, проживающих многие годы в США и находящихся «на пути к гражданству». Акцент делался на необходимости реформировать и расширять визовые программы различной категории, включая так называемых «незадокументированных», как способ защиты для всех групп мигрантов.
9 Впервые план американской администрации предусматривал внедрение тесного взаимодействия с другими странами, международными и неправительственными организациями в рамках реформы миграционной политики, вынося таким образом этот вопрос за рамки проблемы чисто внутриполитической.
10 С самого начала своего президентства Дж. Байден обещал провести ряд безотлагательных мер по «залечиванию ран, нанесённых Д. Трампом иммигрантским общинам драконовскими методами, основанными на страхе и расизме». Согласно данным совместного научного исследования юридических школ Стэнфордского и Йельского университетов – Проекта по отслеживанию иммиграционной политики (TrumpTrackerImmigration Policy Tracking Project) – Дж. Байдену предстояло преодолеть последствия «впечатляющего наследия» администрации Трампа в этой области: более тысячи указов [4].
11

В первые же дни обновлённый Белый дом пересмотрел большую часть этих документов, выпустил с десяток исполнительных указов, направил в Палату представителей Конгресса проект нового закона «О гражданстве США» [5]. Меры, заявленные в документах администрации, в полной мере соответствовали предварительному Плану Байдена – Харрис с уточнениями некоторых положений. Среди них следующие:

  • изменить риторику (определение «иностранец» меняется на «негражданин» во всех иммиграционных законах);
  • решить проблему «незадокументированных» лиц (включая относящихся к Программам DACA и DAPA, обладателям временного защищённого статуса TPS и сельхоззанятым) [6];
  • устранить последствия политики «нулевой терпимости», обеспечив воссоединение и сохранение семей иммигрантов [7];
  • отменить запрет на въезд по религиозному признаку [8];
  • содействовать интеграции и натурализации иммигрантов и беженцев (создать Целевую группу по интеграции новых американцев, предусмотреть расширение языковых и прочих образовательных программ) [9];
  • устранить проблемы с выдачей виз разной категории (ускорить обработку имеющихся запросов, упростить въезд высококвалифицированным специалистам по STEM-визам3, увеличить количество грин-карт со 140 тыс. до 170 тысяч;
  • прекратить применение «травмирующих процедур» в процессе приёма беженцев, повысить лимит по приёму (уже «в первом полном финансовом году» новой администрации принять 125 тыс. человек против 18 тыс. в 2018 г.) [10];
  • пересмотреть условия процесса “ускоренной депортации” в рамках “надлежащей правовой процедуры” [11];
  • обеспечить безопасность границ (через пересмотр программы «Протоколы о защите мигрантов», отменить трамповский принцип «поймай и верни»4), вынести в приоритет «умный пограничный контроль» [12];
  • работать над ликвидацией коренных причин миграции путём взаимодействия с другими странами [13], международными и неправительственными организациями [14].
3. STEM (Science, Technology, Engineering, Matematics) – виза выдаётся тем, кто имеет докторскую степень или степень магистра технических наук, присуждённую американским университетом.

4. Цитата из заявления в 2018 г. министра внутренней безопасности К. Нильсен о мерах по борьбе с нелегальной иммиграцией.
12

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ «НЕКОРРЕКТНОЙ» СТАТИСТИКИ

13 Первые же законодательные акты Байдена по иммиграционной политике приветствовались иммигрантскими сообществами как символизировавшие значительный сдвиг по обеспечению гуманного и справедливого отношения со стороны исполнительной власти применительно ко всем без исключения заявителям на въезд и обретение гражданства в США. Несмотря на случаи противодействия применению некоторых положений реформы на местах5, представители таких групп населения, как арабоамериканские мусульмане и афроамериканцы, заявили о своём удовлетворении в целом «новым направлением иммиграционной политики» Дж. Байдена. Акцентировалось при этом, что «прогресс слишком медленный», убежище по-прежнему не могут получить «большинство людей, ищущих защиты», а психологические травмы, полученные от «антииммигрантских» указов Трампа, так и не преодолены. «Жизнь и безопасность миллионов людей, законность и моральное состояние нашей страны зависят от способности президента восстановить иммиграционную систему [разрушенную Трампом. – И.Ш.]. Полная реализация плана может занять несколько месяцев, и администрация Дж. Байдена должна сделать это своим приоритетом», - подчеркнули в этой связи в Американо-арабском антидискриминационном комитете, АДК (American-Arab Anti-Discrimination Committee,), одной из влиятельных общественных организаций, защищающих гражданские права американцев арабского происхождения [15]. Основанный более 40 лет назад сенатором от Южной Дакоты, юристом ливанского происхождения Джеймсом Абурезком при поддержке другого видного американца с ливанскими корнями исламоведа Джеймса Зогби, АДК выполняет роль связующего звена между сообществом и правительственными организациями, оказывает адресную юридическую помощь членам сообщества6.
5. Например, оспаривание меморандума DHS, заявленного этой службой одновременно с новым законом «О гражданстве», или обжалование на уровне прокуроров некоторых штатов моратория на практику применения ускоренной депортации нелегалов.

6. Деятельность комитета также направлена на поддержку палестинского народа и «борьбу с израильским апартеидом», как определяют в организации политику Израиля.
14 Подобные заявления, звучащие на фоне нынешних активных действий администрации Дж. Байдена по реформе иммиграционного законодательства, примечательны и характерны именно для этой группы населения. Связано это не только с последствиями трамповского «мусульманского запрета» (бытовой исламофобии, «слежки», «чёрных списков» и т.п.), но и с неопределённостью восприятия американским социумом места, роли и даже расовой принадлежности их сограждан арабского происхождения.
15 Один из документов, подписанный Дж. Байденом в рамках реформы, – «Исполнительный указ о восстановлении веры в наши легальные иммиграционные системы и наращивании усилий по интеграции новых американцев» [16] – побудил к широкому обсуждению назревших проблем в сообществах уже давно проживающих в США «лиц иностранного происхождения» с Ближнего Востока.
16 Арабоамериканские общины сосредоточены в 12-ти ключевых штатах: Техасе (преимущественно в округе Харрис), Мичигане, Калифорнии, Флориде, Огайо, Вирджинии, Пенсильвании, Мэриленде, Иллинойсе, Нью-Йорке, Нью-Джерси (сосредоточение выходцев из Египта) и Массачусетсе. Треть всего сегмента этой части населения проживает в Калифорнии, Мичигане и Нью-Йорке. Общая численность оценивается приблизительно в 3,5–3,7 млн человек [17] (по другим данным – в 6–7 млн [18].) Социологи прогнозируют дальнейший интенсивный рост сообщества за счёт мусульманского населения в первую очередь (только с 2000 по 2010 г. оно увеличилось на 72%, а к 2030 г. ожидается рост до 6 млн человек) [19].
17 Арабоамериканцы в основном заняты в коммерческой сфере (82%), только около 10% работают в госструктурах. В целом это неплохо образованная часть населения: более 89% окончили как минимум средние учебные заведения, из которых 18% получили или готовят магистерские и докторские степени, что почти в 2 раза превышает усреднённый показатель по стране (10% обладателей дипломов колледжей) [20].
18 Вопрос о нюансах расовой и этнической принадлежности выходцев из разных частей арабского мира остаётся в последние годы в фокусе внимания сообщества. Интенсивно обсуждается он и на федеральном уровне, поскольку в традиционной анкете национальной переписи населения арабоамериканцы отнесены к категории «белые». До какого-то времени эта ситуация их устраивала, но по мере роста числа членов общин она начала меняться. Так, в преддверии предыдущей национальной переписи населения (2020 г.) аналитики Арабско-американского института (AAI) активно прорабатывали инициативу, нацеленную на корректировку формулировки соответствующей графы анкеты с тем, чтобы наряду с категорией «белые» фигурировала ещё одна – «лица ближневосточного и североафриканского происхождения» (Middle East and North Africa - MENA).
19 Суть идеи – не только в том, что такая категория точнее отразила бы этническое своеобразие выходцев из арабских стран (от Сирии и Ливана до Марокко), которым те склонны гордиться. Этот вопрос воспринимается арабоамериканцами как важный в социальной и политической плоскостях. Дистанцировавшись от многочисленных категорий «белых», они при определённых количественных показателях смогли бы рассчитывать и на особое дотирование своих общин (увеличение доли финансирования федеральных программ), и на более комфортные условия участия в демократических процессах, проведение своих кандидатов, поскольку предполагаются изменения границ избирательных округов. Действующая же категоризация воспринимается арабоамериканцами как устаревшая (установлена в середине ХХ века – после отмены положения об ограничениях гражданства в законе США «О натурализации»), не соответствующая современным реалиям, когда перечень арабских стран «исхода» иммигрантов стал значительно шире левантийской части региона Ближнего Востока, как это было поначалу (Сирия, Ливан, Египет, Ирак, Иордания) [Jamal A., Naber N. 2008].
20 Тем не менее, уже в 2019 г., после первичного одобрения в Бюро переписи населения идеи изменения в анкетировании, эта инициатива была опротестована оппонентами (в основном из других этнических групп) в судебном порядке и отклонена. Как самостоятельная категория MENA не вошла в опросник 2020 г. Таким образом, по мнению социологов Арабско-американского института, была сохранена практика некорректного сбора информации об арабоамериканском сообществе, что в итоге приводит к «недооценке» численности общины и в очередной раз означает «недоучёт» арабоамериканцев во всех ипостасях, включая общественно-политическую. Это автоматически лишает их общины возможности рассчитывать на более благоприятное финансирование федеральных программ в тех штатах, где они проживают, а значит – в определённой степени урезает им масштаб социальной поддержки. Кроме того, данная ситуация влечёт политические последствия: влияет на перераспределение мест в Конгрессе и ослабляет политическое представительство арабоамериканцев.
21

АРАБОАМЕРИКАНЦЫ В ПОЛИТИКЕ: «АРАБЫ» ИЛИ «АМЕРИКАНЦЫ»?

22 На данный момент можно констатировать, что в политической сфере мобилизация арабоамериканских сообществ не достигла масштабов, достаточных для продвижения их «особых интересов». Представительство арабоамериканцев заметно на уровне муниципалитетов, окружных, городских и школьных советов ряда отдельных штатов (к примеру, в Мичигане были избраны 14 из 21 баллотировавшегося арабоамериканца). На федеральном уровне (в Конгрессе) оно весьма ограничено, хотя нынешний 117-й состав Палаты представителей и считается самым «разнообразным в расовом и этническом отношении, чем когда-либо раньше» [21]. Там заседают семь американцев, имеющих арабские корни (три республиканца и четыре демократа).
23 Среди них есть такие опытные конгрессмены, как Дарелл Исса – республиканец, американо-ливанский бизнесмен и политик (представлял Калифорнию в Конгрессе в 2001–2019 гг., переизбрался в 2021 г., занимается вопросами энергетической стратегии и цифровой экономики, входит в разнопрофильные комитеты, включая судебный, а также подкомитет по Ближнему Востоку и Северной Африке. Его имя чаще всего связывают с расследованием террористического нападения на Консульство США в ливийском Бенгази (2012 г.), в ходе которого погибли четверо американцев, в том числе посол Кристофер Стивенс. Д. Исса настаивал на том, что администрация Обамы и госсекретарь Хиллари Клинтон якобы ввели американцев в заблуждение относительно того, что там в действительности произошло.
24 Демократка Анна Эшу, имеющая ассирийско-армянские корни, с 1993 г. член Палаты представителей Конгресса США от Калифорнии; выступает за права человека (гендерные, религиозные), известна последовательной защитой халдо-ассирийских христиан в Ираке от политических и религиозных преследований; участвовала в разработке иммиграционных законов, направленных на облегчение «пути к гражданству» работающим мигрантам, поддерживала законы о судьбе «мечтателей», о воссоединении разъединённых на границе семей, отстаивала введение так называемой «синей карты»7 для незадокументированных мигрантов [22]; является соучредителем и сопредседателем Группы религиозных меньшинств Ближнего Востока (Congressional Caucus on Religious Minorities in the Middle East) в Конгрессе.
7. Законопроект, который неоднократно отклонялся – по предоставлению статуса «синей карты» (the blue card) мигрантам без гражданства, занятым тяжёлым сельскохозяйственным трудом. Закон предусматривал облегчение работодателям процесса найма иностранцев, рабочим – защиту от депортации и предоставление в дальнейшем возможности получения легального статуса. Закон удалось принять лишь в марте 2021 г. [22].
25 Другие представители арабоамериканцев в Палате представителей имеют несколько меньший опыт работы на федеральном уровне.
26 Дэрин Лахуд (ливано-иорданские корни) – республиканец из штата Иллинойс, избран впервые в 2015 г., юрист по образованию, сын конгрессмена Рэя Лахуда (1995–2009) и министра транспорта США (2009–2013), сторонник идеи «короткого пути к гражданству» для легализованных мигрантов. Д. Лахуд отметился в числе 126 подписантов протокола в поддержку иска в Верховный суд, оспаривающего победу Дж. Байдена на президентских выборах 2020 г., за что был публично обвинён Нэнси Пелоси в саботаже и «подрыве доверия» к демократическим институтам;
27 Гаррет Грейвс конгрессмен ливано-греческого происхождения, республиканец из штата Луизиана, впервые вошёл в Палату представителей в 2015 г., занимается климатическими проблемами и вопросами охраны окружающей среды, имеет репутацию даже в стане демократов «редкого республиканца, искренне заботящегося о пагубных последствиях изменения климата». Несмотря на это, Г. Грейвс не проявляет готовности поддержать всеобъемлющий «Зелёный новый курс» (Green New DealGND), предложенный демократами в 2019 г., а поддерживает инициированный Дж. Байденом План революции чистой энергии и экологической справедливости (Biden Plan for a Clean Energy Revolution and Environmental Justice).
28 Чарли Крис, ливано-греческого происхождения, демократ, с 2017 г. представляющий Флориду. Это бывший республиканский губернатор Флориды, ранее её генеральный прокурор, член Сената этого штата. Поворотным моментом в его политической карьере стала смена партийности8.
8. Жизнеспособность Криса в качестве республиканского политика», как сам он описывал, была внезапно поставлена под вопрос его дружественным объятием с президентом Бараком Обамой во время визита последнего в Форт-Маейрс в феврале 2009 г. Будучи губернатором Флориды, Крис согласился представить Б. Обаму и сделал это значительно радушнее, чем ожидали даже демократы. Как сам он позднее уточнял в своей книге «Конец партии: как крайне правые захватили Республиканскую партию, и я стал демократом», этот момент показался им с Обамой вдохновляющим – означающим «правильный пример» единения всему официальному Вашингтону. «В самом объятии не было ничего особенного, – написал Крис, – длилось оно одну секунду, но аплодисменты зала оказались неистовыми. Мы пожали друг другу руки. Новый президент наклонился вперед и обнял меня – как будто было сказано “привет, рад тебя видеть, чувак”. Но это объятие изменило всю мою оставшуюся жизнь» [Cris Ch. 2014].
29 Ч. Крис покинул Республиканскую партию в 2010 г., предварительно проиграв гонку в Сенат Марко Рубио. В 2012 г. он поддержал переизбрание Б. Обамы и вступил в Демократическую партию. Дальнейшая его деятельность в Палате представителей была связана с комитетами различных направлений – по ассигнованиям, науке, космосу, экологии. Он также принимал активное участие в расследовании преступлений, связанных с незаконными мигрантами. Одним из самых его заметных политических жестов стала поддержка так называемого «закона Кейт» 2015 г. [23] «Об установлении обязательных минимальных сроков недопущения повторного въезда для нарушителей американских законов» (Establishing Mandatory Minimums for Illegal Reentry Act of 2015).
30 Особого внимания заслуживают две мусульманки, избранные в Конгресс в 2018 г. на так называемой «синей волне» подъёма гражданской активности этого сегмента населения [Шумилина И.В. 2019: 82-83]. Они оказываются в центре общественного внимания значительно чаще остальных представителей арабоамериканского сообщества.
31 Речь идёт об Ильхан Омар9 и Рашиде Тлаиб. Интерес к этим персонам связан прежде всего с оглушительным резонансом ввиду их особой политической позиции по ближневосточным проблемам, риторикой и публичными демаршами. Основной фокус общественного внимания сосредоточен на артикулировании ими острой критики Израиля, участию в антисионистской политической кампании «Бойкот, изоляция, санкции» (Boycott, Divestment and Sanctions) и соответственно – на пропалестинской риторике. На втором плане, но не менее заметном, их ультралевые взгляды на обустройство американской демократии. Обе они вошли в так называемую «цветную женскую команду социалисток» Конгресса 116-го созыва (и теперь 117-го), продвигающих идеи социального равенства, как-то: бесплатное высшее образование, упразднение миграционной службы, закон «О расширенном и улучшенном медицинском обслуживании для всех» [Шведова Н.А. 2019]. Эти двое из «команды» вызывали стойкое неприятие и раздражение в администрации Д. Трампа. В администрации же Дж. Байдена, напротив, отношение к обеим мусульманским активисткам благосклонное. Тем более, что и И. Омар и Р. Тлаиб получили политическое «благословление» из уст «Амо Берни» (дядюшки Берни, как его именуют арабоамериканские симпатизанты) – Берни Сандерса. «Нам нужны такие лидеры, - заявлял сенатор и экс-кандидат в президенты. – Нам нужен их голос, говорящий о справедливости» [24]. И. Омар представляет в Конгрессе один из округов Миннесоты. Ей 38 лет, она – первая натурализованная сомалийка-мусульманка, избранная в американский федеративный законодательный орган. Сама И.Омар назвала себя, войдя в Конгресс, «противоядием Трампу» [Omar I. 2020]. Помимо призывов к бойкоту Израиля, в числе самых заметных законодательных инициатив Ильхан Омар – представленный в марте 2021 г. законопроект о санкциях в отношении наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана в связи с обвинениями в убийстве в Турции журналиста Джамаля Хашогги.
9. Ильхан Омар – натурализованная сомалийка. Сомалийцы в целом не считаются этническими арабами, однако эта страна является членом Лиги арабских государств, поскольку арабский язык там признан одним из государственных. Это объясняется устойчивыми этническими, культурными и религиозными связями сомалийцев и арабов.
32 Коллега законодательницы по партийной линии – 45-летняя этническая палестинка Рашида Тлаиб, представляющая Мичиган, не уступает И. Омар в накале антиизраильской риторики и яростной критики деятельности произраильской лоббистской структуры Американо-израильский комитет по общественным связям (American Israel Public Affairs Committee - AIPAC) в самих США [Шумилин А.И. 2019.]. Р. Тлаиб, как и И. Омар, включена в «чёрный список» Тель-Авива, запрещающий въезд в Израиль. «Последней каплей» для такого решения израильской стороны в отношении американской конгрессвумен стал твит Р. Тлаиб в социальной сети с крайне провокационным националистическим лозунгом в Международный день солидарности с Палестиной10. Р. Тлаиб отличилась также резкой критикой правоохранительных органов США. В отличие от программных установок администрации Дж. Байдена, нацеленных на реформирование работы полиции, она заявила, что «работа полиции изначально и намеренно расистская», а финансирование службы должно быть сокращено [25]. Такое видение входит в резкое противоречие с установками нынешних «старцев-демократов», что подчеркнул неодобрительно даже Берни Сандерс.
10. Тлаиб разместила лозунг «От реки до моря Палестина будет свободной» – слоган, придуманный палестинскими националистами ещё в 60-х годах прошлого века, когда все палестинское движение стремилось к уничтожению Израиля. После подписания Израилем и Организацией освобождения Палестины соглашений в Осло в 1993 г. лозунг был снят с повестки палестинцев, однако подхвачен радикальными исламистами, включая ХАМАС. В Израиле фраза считается абсолютно неприемлемой, антисемитской и аморальной.
33 Таким образом, основываясь на изученных примерах деятельности американоарабских предcтавителей в высшем законодательном органе США, можно констатировать ограниченность их собственного политического ресурса. И это вынуждает их блокироваться с другими представительными сообществами, прежде всего с арабомусульманскими.
34 Подобная социальная и электоральная стратегия, хотя и остаётся одной из важнейших для американских арабов, но уже продемонстрировала свои слабые стороны. Дело, в частности, в том, что она не работает эффективно на консолидацию сообществ – выходцев из арабских стран, поскольку в этой среде весьма велико число немусульман (христиан, курдов), что во многом определяет их мировоззренческие противоречия, которые нередко отражаются и на политических позициях [26]. Утрачивает былую эффективность и такой в прошлом объединительный фактор, как декларируемая арабоамериканцами приверженность лозунгу «справедливого решения палестинской проблемы». Альтернативой или дополнением к стратегии электоральной кооптации с мусульманами (арабскими или африканскими), судя по всему, становится идея особой идентификации выходцев из стран Ближнего Востока, включая Турцию и Иран, – формирование и легализация категории под названием «ближневосточная идентичность».
35 В политическом плане эта концепция (сближение в электоральном и социальном аспектах арабских общин с иранскими и турецкими) уже реализуется на местных выборах в ряде штатов и графств. Официальная же регистрация такой категории могла бы создать новую социально-политическую реальность, которая не только облегчила бы процесс интеграции выходцев из Ближневосточного региона в США, но и стала бы новым фактором в политической жизни этой страны. На достижение этой цели в ходе подготовки следующей переписи населения 2030 г. будут максимально направлены усилия арабоамериканских общин.
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37 Первые усилия администрации Дж. Байдена по реализации иммиграционной реформы положительно восприняты прежде всего «цветными» сообществами в Соединённых Штатах, которые в значительной степени продолжают формироваться и расширяться за счёт миграционных потоков. Отмена 46-м президентом США «мусульманских запретов» его предшественника с особым энтузиазмом приветствуется двумя категориями общин – мусульман и выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Турции и Ирана (заметим, что среди переселенцев из арабских стран немало последователей христианства).
38 Оправданно, на наш взгляд, ожидать, что реформа Дж. Байдена может дать дополнительный стимул политической мобилизации активной части обеих упомянутых категорий общин, их взаимодействию с целью расширения представительства в законодательных и исполнительных органах власти. Выходцы из этих общин, скорее всего, будут всё более отчётливо ориентироваться на Демократическую партию. Это в свою очередь может подпитывать уже обозначившуюся тенденцию к усилению этнорелигиозного фактора в партийном строительстве и в политической жизни США в целом, при сохранении фундаментальных характеристик либеральной (демократы) и консервативной (республиканцы) направленности.
39 Если Республиканская партия в долговременном плане может эволюционировать как выразитель приоритетов белого большинства, то их соперники-демократы обречены всё больше опираться на общины выходцев из стран Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. Это несомненно будет сказываться и на подходах соперничающих администраций к конфликтам в странах исхода миграционных сообществ. Два срока президентства Б. Обамы продемонстрировали данную тенденцию; иммиграционная же реформа Байдена – Харрис может дать ей новый импульс.

References

1. Proclamation on Ending Discriminatory Bans on Entry to The United States. The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/proclamation-ending-discriminatory-bans-on-entry-to-the-united-states/ (accessed 14.04.2021).

2. Executive Order on Advancing Racial Equity and Support for Underserved Communities through the Federal Government. The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/executive-order-advancing-racial-equity-and-support-for-underserved-communities-through-the-federal-government/ (accessed 15.04.2021).

3. The Biden Plan for Securing our Values as a Nation of Immigrants. Biden – Harris. 2021. Available at: https://joebiden.com/immigration/ (accessed 15.04.2021).

4. Immigration Policy Tracking Project. Available at: https://immpolicytracking.org/home/ (accessed 14.04.2021).

5. Fact Sheet: President Biden Sends Immigration Bill to Congress as Part of His Commitment to Modernize our Immigration System. The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/fact-sheet-president-biden-sends-immigration-bill-to-congress-as-part-of-his-commitment-to-modernize-our-immigration-system (accessed 14.04.2021).

6. Preserving and Fortifying Deferred Action for Childhood Arrivals (DACA). The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/preserving-and-fortifying-deferred-action-for-childhood-arrivals-daca/ (accessed 14.04.2021).

7. Executive Order on the Establishment of Interagency Task Force on the Reunification of Families. The White House, February 2, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/02/executive-order-the-establishment-of-interagency-task-force-on-the-reunification-of-families/ (accessed 15.04.2021).

8. Proclamation on Ending Discriminatory Bans on Entry to The United States. The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/proclamation-ending-discriminatory-bans-on-entry-to-the-united-states/ (accessed 17.04.2021).

9. Executive Order on the Establishment of Interagency Task Force on the Reunification of Families. The White House, February 2, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/02/executive-order-the-establishment-of-interagency-task-force-on-the-reunification-of-families (accessed 14.04.2021).

10. Executive Order on the Revision of Civil Immigration Enforcement Policies and Priorities. The White House, January 20, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/executive-order-the-revision-of-civil-immigration-enforcement-policies-and-priorities/ (accessed 14.04.2021).

11. Designating Aliens for Expedited Removal. A Notice by the Homeland Security Department, 07/23/2019. Federal Register. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2019/07/23/2019-15710/designating-aliens-for-expedited-removal (accessed 18.04.2021).

12. Secretary Kirstjen M. Nielsen Announces Historic Action to Confront Illegal Immigration. The White House, December 20, 2018. Available at: https://www.dhs.gov/news/2018/12/20/secretary-nielsen-announces-historic-action-confront-illegal-immigration (accessed 18.04.2021).

13. Executive Order on Creating a Comprehensive Regional Framework to Address the Causes of Migration, to Manage Migration Throughout North and Central America, and to Provide Safe and Orderly Processing of Asylum Seekers at the United States Border. The White House, February 02, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/02/executive-order-creating-a-comprehensive-regional-framework-to-address-the-causes-of-migration-to-manage-migration-throughout-north-and-central-america-and-to-provide-safe-and-orderly-processing/ (accessed 20.04.2021).

14. DHS Announces Process to Address Individuals in Mexico with Active MPP Cases. Homeland Security, February 11, 2021. Available at: https://www.dhs.gov/news/2021/02/11/dhs-announces-process-address-individuals-mexico-active-mpp-cases (accessed 14.04.2021).

15. ADC Welcomes Biden Reversal Of Arab And Muslim Ban; More Work Ahead. ADC, January 19, 2021. Available at: https://www.adc.org/adc-welcomes-biden-reversal-of-arab-and-muslim-ban-more-work-ahead/ (accessed 19.04.2021).

16. Executive Order on Restoring Faith in Our Legal Immigration Systems and Strengthening Integration and Inclusion Efforts for New Americans. The White House, February 02, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/02/executive-order-restoring-faith-in-our-legal-immigration-systems-and-strengthening-integration-and-inclusion-efforts-for-new-americans (accessed 14.04.2021).

17. Arab Americans. Demographics. AAI, 2012. Available at: http://b.3cdn.net/aai/44b17815d8b386bf16_v0m6iv4b5.pdf (accessed 14.04.2021).

18. El Nasser H. Arabs, Hispanics Seeking Better U.S. Census Recognition. Al Jazeera America, December 17, 2013. Available at: http://america.aljazeera.com/articles/2013/12/17/arabs-hispanicsseekingbetteruscensusrecognition.html [http://perma.cc/XX5K-CMTU] (accessed 04.05.2021).

19. The Future of the Global Muslim Population. PRC, January 27, 2011. Available at: https://www.pewforum.org/2011/01/27/the-future-of-the-global-muslim-population/ (accessed 14.03.2021).

20. El-Sayed El-Aswad. Arab Americans. Multicultural America: A Multimedia Encyclopedia 1. SAGE Publishing, 2013. P. 265-270.

21. The changing face of Congress in 7 charts. PRC, March 10, 2021. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/03/10/the-changing-face-of-congress/ (accessed 04.05.2021).

22. H.R.1603 - Farm Workforce Modernization Act of 2021. 117th Congress (2021-2022), March 22, 2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/1603/text (accessed 20.05.2021).

23. Phillips K. The story behind ‘Kate’s Law’ — and how it could change immigration policies in the U.S. The Washington Post, June 29, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-nation/wp/2017/06/29/the-story-behind-kates-law-and-how-it-could-change-immigration-policies-in-the-u-s/ (accessed 20.05.2021).

24. ‘‘We Need Her Leadership’: Bernie Sanders Endorses Ilhan Omar for Reelection to U.S. Congress. CBS Minnesota, July 16, 2020. Available at: https://minnesota.cbslocal.com/2020/07/16/we-need-her-leadership-bernie-sanders-endorses-ilhan-omar-for-reelection-to-u-s-congress/ (accessed 19.05.2021).

25. @Rashida Tlaib: It wasn't an accident. Policing in our country is inherently & intentionally racist. Twitter, April 13, 2021. Available at: https://twitter.com/rashidatlaib/status/1381745303997534216 (accessed 20.05.2021).

26. Arab Americans. Allies Media Corp. Available at: http://www.allied-media.com/Arab-American/index.html (accessed 04.05.2021).

27. Shvedova N.A. 2019. Politika administratsii D. Trampa v oblasti zdravookhraneniya i gendera. Rossiya i Amerika v KhKhI veke, 2019, vypusk 2, s.12. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760006017-5-1/ (accessed 21.05.2021).

28. Shumilina I.V. 2019. Islamofobiya v amerikanskom kontekste. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, tom 63, №11, c. 76-83. Available at: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/11_2019/09-Shumilina.pdf.

29. Shumilin A.I. 2015. Rol' izrail'skogo faktora v blizhnevostochnoj politike Vashingtona. SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura, 2015, №2 (542), s.32-47. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300000616-7-1-ru-10 (accessed 15.05.2021).

30. Crist Ch. 2014. The Party's Over: How the Extreme Right Hijacked the GOP and I Became a Democrat. NY: Dutton, First Edition, 2014, 352 p.

31. Jamal A., Naber N. 2008. Race and Arab Americans Before and After 9/11: From Invisible Citizens to Visible Subjects (Arab American Writing). Syracuse University Press, 392 p.

32. Omar I. This Is What America Looks Like: My Journey from Refugee to Congress-woman. Harper Collins Publishers - Dey Street Books, 2020, 288 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate