Перспективы развития торгово-экономических отношений США с ЕС при администрации Джо Байдена
Перспективы развития торгово-экономических отношений США с ЕС при администрации Джо Байдена
Аннотация
Код статьи
S268667300016024-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Меньшикова Анна Маратовна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
52-68
Аннотация

В статье представлен комплексный анализ реальных перспектив эволюции трансатлантических торгово-экономических отношений при демократической администрации президента Джо Байдена. Рассматриваются противоречия и совпадения позиций в подходах официального Вашингтона и ЕС к проблематике внешнеэкономического сотрудничества сторон в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Обосновывается вывод, что, несмотря на вербальные заявления в необходимости восстанавливать взаимодействия между США и Евросоюзом, демократическая администрация продолжает в целом придерживаться протекционистского курса предшествующей республиканской администрации Д. Трампа. Официальный Брюссель, со своей стороны, активно выступая за масштабную перезагрузку сотрудничества с Соединёнными Штатами, стремится в должной степени отстаивать собственные экономические интересы и весьма трезво подходит к оценке реально возможного в возобновлении взаимодействия с Вашингтоном как в политической, так и в торгово-экономической области. Обе стороны исходят из того, что в силу объективных причин изменившейся геополитической ситуации в мире, внутренних процессов в самих Соединённых Штатах и странах Евросоюза возврата к характеру, интенсивности и уровню трансатлантического взаимодействия, которое имело место фактически с момента окончания Второй мировой войны вплоть до прихода к власти в США президента Д. Трампа, более не будет ни при каком, даже самом благоприятном сценарии, эволюции развития отношений между США и ЕС при президентстве Джо Байдена. Тем не менее, ЕС довольно настойчиво выступает с рядом инициатив (разработка и принятие так называемой новой трансатлантической повестки дня, предложение об учреждении нового Трансатлантического совета по торговле и технологиям), направленных как на снятие имеющихся значительных раздражителей в торгово-экономическом сотрудничестве сторон (заградительные таможенные пошлины, спор о госсубсидиях национальной авиастроительной отрасли, разногласия по вопросам реформы ВТО и подходов к экономическому сотрудничеству с Китаем и Ираном), так и выработку долгосрочной стратегии трансатлантического партнерства.

Ключевые слова
Джо Байден, Евросоюз, трансатлантическое сотрудничество, торгово-экономические отношения США с ЕС, заградительные таможенные тарифы, реформа ВТО, новая трансатлантическая повестка дня, протекционизм во внешнеэкономической политике США, Совет по торговле и технологиям между ЕС и США.
Классификатор
Получено
21.05.2021
Дата публикации
02.08.2021
Всего подписок
16
Всего просмотров
2181
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Избрание и вступление 20 января 2021 г. в должность президента США демократа Джо Байден в столицах европейских стран, как и в Евросоюзе, рассматривалось под углом реальной возможности масштабно реанимировать трансатлантическое сотрудничество, в значительной степени подорванное периодом пребывания у власти республиканской администрации Д. Трампа. 2 декабря 2020 г., ещё до приведения Джо Байдена к присяге в качестве президента страны, Европейская комиссия представила предложение по новой трансатлантической повестке дня, позволяющей тесно сотрудничать обеим сторонам по самым разным темам. 7 декабря 2020 г. Евросовет недвусмысленно в неофициальной форме подтвердил важность прочного партнерства с США. Европейский парламент надеется на более тесное сотрудничество с Соединёнными Штатами, написал в Твиттере Председатель Европарламента Давид Сассоли: «Миру нужны прочные отношения между Европой и Соединёнными Штатами, особенно в эти трудные времена. Мы с нетерпением ждем совместной работы по борьбе с COVID-19, изменением климата и преодолению растущего неравенства в мире» [1]. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель заявил: «Нашими конкретными предложениями о сотрудничестве с будущим правительством Байдена мы посылаем сильные сигналы нашим друзьям и союзникам в США. Давайте смотреть вперед, а не назад, и дадим нашим отношениям новый импульс. Мы должны построить партнёрство, которое обеспечит процветание, стабильность, мир и безопасность граждан двух наших континентов и всего мира. Нельзя терять время. Давайте возьмемся за это!» [2].
3

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ЕС: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТИ

4 В день приведения к присяге нового президента Соединённых Штатов Европейский парламент обсудил политическую ситуацию в США, заявив, что изменения в руководстве Вашингтонской администрации открывают для Европы перспективу укрепления отношений с Соединёнными Штатами и решения общих проблем. Со своей стороны, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и Председатель Европейского Совета Шарль Мишель подготовили проект «Новой повестки дня ЕС – США для глобальных изменений». «Результаты выборов в Соединённых Штатах, более сильная настойчивость Европы и задача построения мира после пандемии коронавируса предоставляют уникальную возможность разработать новую общую повестку дня для глобального сотрудничества», – говорится в документе комиссии, не в последнюю очередь для консолидированного ответа Запада «стратегическому вызову», исходящему от Китая [3]. Ш. Мишель опубликовал специальный доклад «Обновление отношений между ЕС и США». Смена правительства в Вашингтоне, указывается в документе, позволяет ЕС наполнить новой жизнью стратегическое партнёрство с Соединёнными Штатами; обе стороны должны будут объединить усилия, чтобы определить глобальную повестку дня [4]. У. фон дер Ляйен подчеркнула: «Я считаю, что в меняющемся мировом ландшафте настало время для новой трансатлантической повестки дня, подходящей для сегодняшнего мира. И я считаю, что именно Европа должна проявить инициативу» [5]. Заявив о начале проработки в ЕС инициативы о новой повестке дня, председатель Еврокомиссии уточнила, что трансатлантический альянс основан на общих ценностях и общей истории, но также и на общих интересах, а именно на том, чтобы мир стал более крепким, спокойным и процветающим, заметив, что сильное трансатлантическое партнёрство делает сильнее и ЕС, и США, и пришло время начать с новой повестки дня трансатлантического и глобального сотрудничества для современного мира.
5 За весь период президентства Д. Трампа, который однажды сказал, что ЕС был создан для того, чтобы воспользоваться преимуществами США, его никогда не приглашали присоединиться к лидерам ЕС на саммитах. Однако для Джо Байдена была «расстелена виртуальная красная ковровая дорожка»: «Впервые за 11 лет мы приветствовали президента Соединённых Штатов», – отметил Шарль Мишель на заключительной пресс-конференции по итогам состоявшегося 25 марта 2021 г. в онлайн-формате саммита Евросоюза, ссылаясь на экс-президента США Барака Обаму, вице-президентом в администрации которого был Джо Байден.– «Это была возможность для президента Соединённых Штатов выразить своё видение будущего сотрудничества между ЕС и США, а также возможность для нас, Европейского Союза, выразить нашу очень твёрдую приверженность этому фундаментальному трансатлантическому альянсу» [6].
6 Лидеры ЕС приветствовали избрание демократического кандидата Джо Байдена президентом США. Но в Брюсселе вряд ли полагают, что европейско-американские отношения можно просто вернуть к временам, существовавшим до четырёх лет президентства Д. Трампа. Хотя политики по обе стороны Атлантики в публичных заявлениях и полны решимости восстановить трансатлантические отношения, признание того, что будущее этих отношений будет весьма сложным, доминирует. И Брюссель, и Вашингтон, стремящиеся к более тесному сотрудничеству, быстро пришли к соглашению по ряду несущественных вопросов двусторонних отношений при явном сохранении существенных различий по принципиальным вопросам. Команда Джо Байдена сталкивается с некоторыми из тех же препятствий, которые способствовали обострению евроатлантических связей, сначала во время пребывания Барака Обамы в Овальном кабинете, а затем, в гораздо большей степени, при Д. Трампе, который назвал Европу экономическим противником. Действительно, все национальные правительства ЕС приветствовали цель президента-демократа оживить американо-европейские отношения и, безусловно, весьма позитивно воспринимают отход Белого дома от враждебной риторики. Тем не менее, Вашингтон сейчас столкнулся с тем, что Евросоюз, который всё больше поворачивается к своим внутренним проблемам, сосредотачивается на защите собственного постпандемийного рынка и своих промышленных гигантов, полон решимости стать самостоятельным глобальным игроком, что, вероятно, усугубит определённые торговые и геополитические трения и разногласия между Брюсселем и администрацией Джо Байдена.
7 Со своей стороны, президент США заверил ЕС в желании содействовать восстановлению масштабного трансатлантического сотрудничества. В частности, Джо Байден заявил мировым лидерам о приверженности Америки своим европейским союзникам после того, как отношения были разрушены при его предшественнике. На первом крупном обращении к европейским лидерам с момента вступления в должность во время виртуальной встречи на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, он заявил, что «Америка вернулась». «Диапазон задач, которые США и Европа должны решить вместе, широк и сложен. Последние четыре года были трудными, но Европа и Соединённые Штаты должны снова уверенно вести за собой». Байден присутствовал на Мюнхенской конференции по безопасности на протяжении десятилетий, начиная с того времени, когда он был председателем сенатского комитета по международным отношениям. Два года назад Байден посетил конференцию как частное лицо, пообещав, что Америка «вернется, не сомневайтесь в этом». «Я человек слова, – подчеркнул 19 февраля 2021 г. Байден, обращаясь к участникам встречи. – Америка вернулась» [7].
8 Йоханнес Абрахам, руководитель аппарата Белого дома и ответственный секретарь Совета национальной безопасности США указал, что президент ясно дал понять, что трансатлантический альянс вернулся, и его оживление является ключевым приоритетом для президента и трансатлантические отношения являются прочной основой, на которой покоится коллективная безопасность Запада и общее процветание.
9 Новый для вашингтонской администрации, гораздо более позитивный тон, пока ещё не привёл к каким-либо ощутимым политическим прорывам ни в устранении двусторонних раздражителей, унаследованных трансатлантическими отношениями от администрации Д. Трампа, ни в выдвижении сторонами каких-либо новых крупных политических инициатив. Несмотря на то что, с формальной точки зрения, некая вербально-дипломатическая база перезагрузки трансатлантических отношений за первые сто дней президентства Джо Байдена заложена, доказательства того, возможна ли более амбициозная трансатлантическая повестка дня в перспективе, всё ещё не просматриваются. Несомненно, для этого потребуется нечто большее, чем заявления о намерениях, улучшение дипломатических отношений и налаживание координации действий между Вашингтоном и европейскими столицами. К концу первого года президентства Джо Байдена должно решающим образом определиться, смогут ли более дружественные трансатлантические связи превратиться не только в восстановление, но и в переосмысление традиционной трансатлантической повестки дня. Или же трансатлантическая напряжённость последних лет была больше связана со структурными факторами в отношениях между США и ЕС – действительно ли Джо Байден пойдёт на масштабное восстановление и развитие трансатлантического альянса, который он назвал «краеугольным камнем всего, что мы делаем». Учитывая предстоящие избирательные кампании в Германии и Франции в 2021 и 2022 гг., соответственно, а также промежуточные выборы в США в 2022 г., декларированный сторонами прогресс во взаимоотношениях США с ЕС должен произойти именно в текущем году, прежде чем ключевые лидеры процесса будут вынуждены сосредоточиться преимущественно на внутренних проблемах своих стран.
10 Для сдержанной, более скептической, оценки перспективы возрождения трансатлантического партнёрства существует ряд объективных причин.
11 С одной стороны, трансатлантические отношения были на протяжении десятилетий после окончания Второй мировой войны экономически и политически определяющими для стран Западной Европы. Сейчас ЕС и Соединённые Штаты имеют крупнейшие и самые глубокие двусторонние торговые и инвестиционные отношения в мире, и их экономики тесно взаимосвязаны. На них приходится около половины мирового ВВП и почти треть общего объема мировой торговли, как и треть всех патентных заявок. Экономически Северная Америка и страны ЕС являются наиболее тесно взаимосвязанными регионами. Трансатлантическая торговля и взаимные инвестиции стимулируют экономический рост и создают рабочие места в обеих экономиках. В 2019 г. США были крупнейшими покупателями товаров из ЕС и вторыми по величине экспортерами товаров в государства Евросоюза. В 2019 г. ЕС экспортировал в США товаров на 384 млрд евро, а импортировал оттуда товаров на 232 млрд евро. Американцы инвестировали в ЕС в 3 раза больше, чем во все страны Азии. Инвесторы из ЕС инвестировали в США в 8 раз больше, чем в Китай и Индию вместе взятые. На США и ЕС приходится 60% прямых инвестиций в мире. В 2019 г. США были наиболее важным экспортным направлением ЕС, на долю которого приходилось 18% общего объёма экспорта товаров ЕС (для сравнения: Китай – 9,3%). США заняли второе место среди партнёров ЕС по импорту, но это по-прежнему соответствует 12% товаров, импортируемых в ЕС. США – важнейший торговый партнёр ЕС в международной торговле услугами. Торговля между материнскими и дочерними компаниями в ЕС и США составляет более трети всей трансатлантической торговли. Компании ЕС и США, работающие на территориях друг друга, обеспечивают работой более 14 млн человек.
12 С другой стороны, республиканская администрация Д. Трампа, исходя из совершенно иного, чем предыдущие администрации, понимания обеспечения национальной безопасности США в сфере внешних торгово-экономических отношений, выдвинула на первый план задачу сбалансировать торговый дефицит, оказывая давление на своих партнёров, вводя высокие заградительные таможенные тарифы на импорт в интересах конкурентных преимуществ собственных предприятий и расширения их доступа на внутренние рынки стран-партнёров. 1 июня 2018 г. правительство США ввело 25%-ые тарифы на сталь и 10%-ые на алюминий из ЕС исходя из соображений национальной безопасности, а также пригрозило ввести заградительные таможенные тарифы на автомобили и автозапчасти. В то же время США отказались от многостороннего подхода в рамках ВТО, что существенно обострило их торговые отношения с ЕС. Евросоюз подал жалобу в ВТО на тарифы на сталь и алюминий и ввёл ответные протекционистские пошлины на продукцию США. Ожесточился торговый спор о государственных субсидиях авиапроизводителями обеих сторон – «Эрбус» и «Боинг». И в ЕС, и в США система разрешения споров ВТО выявила нарушения, поскольку производители самолётов продолжали получать определённую незаконную помощь. 2 октября 2019 г. США ввели контрмеры на сумму почти 7,5 млрд долл. в отношении некоторых товаров ЕС после благоприятного решения арбитражной инстанции ВТО в давнем споре о мерах, влияющих на торговлю крупными гражданскими самолётами. В 2020 г. в США тарифы на ввоз «Эрбус» были увеличены с 10 до 15%. Аналогичное дело, возбуждённое ЕС против США по поводу субсидий, выплачиваемых «Боинг», находится в стадии реализации, 13 октябре 2020 г. было опубликовано благоприятное решение для ЕС, разрешающее принять контрмеры в отношении импорта на сумму 4 млрд долл. ЕС ввёл эти контрмеры 9 ноября 2020 г. после президентских выборов в США. Были введены новые повышенные тарифы на алкогольную продукцию, самолёты, сыр, морепродукты и другие товары из США в рамках ответных мер, также одобренных ВТО.
13 Еврокомиссия постоянно сигнализировала Соединённым Штатам о том, что Европейский Союз готов работать с администрацией Белого дома над поиском справедливого и сбалансированного решения для авиационной отрасли. В июле 2018 г. президент Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер достиг политического соглашения с президентом Д. Трампом, чтобы избежать дальнейшей эскалации тарифной политики. В Совместном заявлении ЕС и США, принятом после визита, говорилось, что обе стороны договорились работать вместе над нулевыми тарифами, нулевыми нетарифными барьерами и нулевыми субсидиями на неавтомобильные промышленные товары, а также о снижении барьеров и увеличения торговли услугами, химическими веществами, фармацевтическими препаратами, медицинскими товарами и соевыми бобами. ЕС и США договорились укреплять стратегическое сотрудничество в области энергетики и начать тесный диалог по стандартам, чтобы облегчить торговлю, уменьшить бюрократические препятствия и сократить расходы. Было заявлено об обязательстве объединить усилия, чтобы лучше защищать американские и европейские компании от несправедливой торговой практики отдельных стран, реформировать ВТО и бороться с недобросовестными методами ведения внешнеэкономической торговой политики. В июле 2019 г. ЕС представил Соединённым Штатам конкретные предложения относительно новой схемы субсидирования самолётов и дальнейших действий в отношении существующих обязательств по соблюдению правил ВТО с обеих сторон.
14

ПРОЕВРОПЕЙСКАЯ РИТОРИКА ДЕМОКРАТОВ ПРИ СОХРАНЕНИИ ОБЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ

15 Изменилось ли что-либо кардинальным образом за первые сто дней президентства Джо Байдена в вопросе об отмене взаимных протекционистских таможенных барьеров, споре о субсидиях авиационной промышленности, реформировании ВТО?
16 Ещё до основания Всемирной торговой организации 1 января 1995 г. США входили в тройку крупнейших торговых держав мира. Американские компании получают огромную выгоду от торговых правил, которые создаются, контролируются и соблюдаются через ВТО. Ни один другой член ВТО не использовал механизм урегулирования споров организации так часто, чтобы исправить возможные нарушения правил другими государствами-членами – 124 случая к концу 2020 г. В ЕС особенно недовольны позицией США в отношении арбитража ВТО. Соединённые Штаты регулярно проигрывают в спорах, в которых другие страны принимают меры против их антидемпинговых действий. Вашингтон критикует чрезмерно длительные процедуры и предполагаемое превышение полномочий апелляционного органа. В целом, США испытывают трудности с принятием международных, независимых и обязательных арбитражных решений и согласованных на международном уровне соглашений. Осенью 2020 г. США предотвратили назначение нового генерального директора ВТО, хотя большинство членов организации согласились с кандидатурой представителя Нигерии. Белый дом вместо этого потребовал назначить южнокорейского кандидата, который считается более дружественным США. ЕС обеспокоен блокированием США новых назначений в Апелляционный орган ВТО, что парализует второй этап апелляции в системе урегулирования споров.
17 Джо Байден более открыт для многосторонних организаций и признаёт потребность в реформе ВТО, однако при условии, что это могло бы стать «эффективным инструментом» с участием США. В ЕС не исключают, что позиции по модернизации ВТО и дальнейшему развитию её нормативной базы по-прежнему будут определяться фундаментальными различиями в интересах Евросоюза и США, сформированными в отношении двухстороннего урегулирования споров в ВТО. Поскольку потеря рабочих мест в промышленности, в частности, является политическим вопросом, курс на ренационализацию цепочек поставок («Сделано в Америке»), как считают в ЕС, сохранится и при администрации Джо Байдена, хотя его стратегия строится больше за счёт усиления стимулов и политики поощрения инвестиций, что, вероятно, будет характеризоваться сохранением импортных ограничений во внешней торговле, введённых Д. Трампом. Как следствие, маловероятным считается и быстрое изменение курса таможенной политики, и приведение таких тарифов в США в соответствие с существующими юридическими обязательствами страны в рамках ВТО. В Европе хотели бы видеть решение в рамках трансатлантического партнёрства торговых споров при справедливом и равноправном балансе интересов, включая такие вопросы, как снижение тарифов, санкционная политика, отношение администрации США к коммерческому проекту «Северный поток–2». ЕС также стремится настоять на том, чтобы экспорт из Евросоюза не рассматривался, как угроза для национальной безопасности США, и не обременялся протекционистскими тарифами согласно разделу 232 закона США «О торговле» 1962 года. Достижение взаимоприемлемых развязок по этим вопросам Евросоюз расценивает как основное условие для доверительного будущего масштабного сотрудничества с США.
18 Трансатлантическое согласование интересов, убеждены в ЕС, - не игра с нулевой суммой, требуется осознанная долгосрочная перспектива, чтобы обеим сторонам снова сосредоточиться на взаимных преимуществах.
19 Под этим углом зрения в Брюсселе анализируется перспектива возвращения к переговорам с США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП), которые были поставлены на паузу президентом Д. Трампом с начала 2017 г. Переговоры по ТТИП начались с целью политического оформления экономической глобализации, открытия рынков с обеих сторон Атлантического океана. Соглашение о трансатлантической торговле давало шанс на то, что две крупнейшие торговые зоны в мире установят стандарты для прогрессивных торговых правил, чтобы они были более совместимыми, а торговля и инвестиции упрощены. В ходе 15-ти раундов переговоров основное внимание уделялось тарифам и устранению других торговых барьеров. Предполагалось, что ТТИП снизит ограничения на коммерческие услуги, повысит безопасность инвестиций и создаст равные условия для компаний обеих сторон, а также упростит доступ к государственным контрактам на всех государственных уровнях.
20 В настоящее время переговорный процесс сфокусировался на двух приоритетных аспектах, где имеется наибольшее расхождение в позиции сторон – экспорте продукции автопрома из ЕС в США и импорте сельскохозяйственной продукции в обратном направлении.
21 Постепенно в ЕС растёт осознание того, что Джо Байден оказывается не менее твёрдым, чем Д. Трамп в вопросах, которые действительно волнуют Европу, например, планы Германии покупать газ у России по трубопроводу «Северный поток–2» или разрядить давние тарифные конфликты из-за субсидий для «Эрбус» и «Боинг». Фактически, глава демократической администрации оставил нетронутой большую часть торговой политики своего республиканского предшественника, включая тарифы на сталь и блокаду судебной системы Всемирной торговой организации. Стремление Джо Байдена проводить политику «покупайте американское», отдавая предпочтение американским компаниям в крупных публичных тендерах, всё больше вынуждает Брюссель серьёзно задумываться о контрмерах. Спустя сто дней после прихода к власти новой администрации европейцы начинают чувствовать, что их союзник предлагает им довольно «жесткую любовь», в частности, аналитики ссылаются на неожиданный шаг президента США, публично поддержавшего призыв Индии и Южной Африки отказаться от интеллектуальной собственности на вакцины против коронавируса, что идёт вразрез с экономическими интересами ЕС.
22 Как ни странно, но американцы переиграли Европу в вопросах налоговой справедливости, а это предмет давних разногласий между Брюсселем и Вашингтоном. Как и в случае с тарифами на сталь и блокировкой ВТО, Джо Байден и в этой весьма чувствительной для Евросоюза сфере продолжал политику Д. Трампа. Он сохранил угрозу введения тарифов, в частности на экспортную продукцию роскоши из Франции на миллиарды долларов, но, в отличие от Д.Трампа, Джо Байден одновременно получил известную долю морального превосходства над контрагентами из ЕС, сделав ещё один поворотный шаг, ошеломивший лидеров Евросоюза. На международных переговорах о глобальном налогообложении президент США предложил установить минимальный корпоративный налог в мире в размере 21%, что намного амбициознее, чем предложение ЕС в 12,5%. Такие условия создают значительные проблемы для стран ЕС, таких как Ирландия и Франция, которые считают свою низкую эффективную ставку корпоративного налога уникальным аргументом в пользу стимулирования продаж. План обложения налогом 100 крупнейших компаний в мире будет включать в себя такие IT-гиганты, как «Гугл» и «Фейсбук», а также нецифровых лидеров рынков – автоконцерн «Фольксваген» и французскую нефтегазовую ТНК «Тоталь». Берлин и Париж теперь вынуждены объяснить, почему они не поддержат более высокий минимальный налог для транснациональных корпораций, после многих лет своих требований о налоговой справедливости.
23 Европейские официальные лица отмечают, что до последнего времени сделано мало конкретных шагов для возрождения трансатлантического сотрудничества и что администрация США проигнорировала большинство предложений, выдвинутых ЕС вскоре после победы Джо Байдена на выборах в прошлом году. Представители Вашингтонской администрации, напротив, утверждают, что ряд инициатив всё ещё находится на рассмотрении и готовится к реализации в ближайшие месяцы. Официальные лица США также в частном порядке жалуются, что некоторые европейские столицы не отвечают взаимностью на дружелюбие Вашингтона, и указывают на «робкие ответы» со стороны Берлина и Парижа на призыв президента США создать «многостороннюю систему на основе наших общих ценностей».
24 Эксперты ЕС в достаточной степени осознают, что команда Джо Байдена имеет твёрдое представление о внутренней политической динамике в Европе и знает, как использовать её в своих интересах. В ряде европейских столиц наблюдается известное недоверие к нынешней политической системе США в целом. Призрак возможного возвращения администрации с лозунгом «Америка прежде всего» в 2025 г. заставляет задуматься о том, чтобы ЕС был застрахован от любых действий руководства США и крайне осторожно оценивал перспективы любых объединений с Вашингтоном, несмотря на протрансатлантическую риторику Джо Байдена.
25 Хотя официальные лица демократической администрации и говорят о необходимости положить конец «искусственной торговой войне» с Европой, пока прогресс идет весьма медленными темпами. Единственным достижением сегодня является четырёхмесячная приостановка введения дополнительных тарифов в споре между «Эрбус» и «Боинг» – символически важный вопрос, который в конечном счете может подготовить почву для разрешения давнего торгового спора в ВТО по поводу незаконных субсидий. Новый торговый представитель США Кэтрин Тай дала понять, что твёрдо намерена решить эту проблему, и задала позитивный тон в своих разговорах с коллегами из ЕС, которые также надеются на достижение прогресса. Но на данный момент тарифы на сталь и алюминий со ссылкой на защиту национальных интересов США, те самые тарифы, столь популярные среди профсоюзов сталелитейщиков, в поддержке которых явно заинтересован Джо Байден, остаются в силе якобы до тех пор, пока не будет решена проблема глобальных избыточных производственных мощностей к большому огорчению европейцев, считающих их оскорбительными и несправедливыми. Если не будет найдено быстрое решение, ЕС планирует удвоить свои ответные тарифы. В итоге вместо того, чтобы разрабатывать амбициозную совместную торговую повестку дня, большая часть времени уходит на то, чтобы сохраняющиеся разногласия не омрачили общие отношения США и ЕС, как это происходило в годы правления Д. Трампа.
26 Европейские официальные лица вряд ли ожидают, что Джо Байден станет партнёром, изменяющим трансатлантическую торговлю, даже если политические и торгово-экономические отношения между США и ЕС приобретут менее антагонистический характер, чем это было при администрации Д. Трампа. Возможны небольшие отраслевые торговые соглашения, регулирующее сотрудничество по взаимно согласованным правилам и стандартам. Но возврат к всеобъемлющим трансатлантическим переговорам о свободной торговле, как при президентстве Барака Обамы, считается в ЕС практически исключённым. Рассуждения Джо Байдена о «внешней политике для среднего класса» и его повестке дня «Покупай американское» с сильным акцентом на перераспределение рабочих мест в Америке и упоминанием вскользь традиционных внешнеэкономических партнёров, заставили европейцев обеспокоиться тем, что протекционистские установки Д. Трампа сохранятся, как и доступ компаний из ЕС на американский рынок государственных закупок. Это стало камнем преткновения в ходе провальных переговоров о трансатлантической торговле и инвестиционном партнёрстве при Б. Обаме. В ЕС увязывают низкие ожидания в отношении перспектив развития торгово-экономических отношений с США и с тем, что, вероятно, администрация Джо Байдена может в большей степени сосредоточиться на других направлениях коммерческой активности вне ЕС.
27

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ США И ЕС В НОВОЙ КОНФИГУРАЦИИ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

28 Отдельным вопросом для ЕС является намерение Джо Байден сделать выработку совместного подхода с союзниками и партнёрами, такими как Европа, центральным элементом своей кампании по стратегическому сдерживанию и торгово-экономической конкуренции с Китаем. Трансатлантические консультации ведутся на рабочем уровне между Соединёнными Штатами и ЕС и между отдельными государствами-членами, а также в рамках возобновившегося формального соглашения ЕС – США. Стратегический диалог по Китаю, который впервые был установлен верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жосепом Борреллом и бывшим госсекретарем США Майком Помпео, так и не получил широкого распространения. Евросоюз продолжил переговоры с Пекином, согласовав текст Всеобъемлющего соглашения по инвестициям, несмотря на призыв советника Джо Байдена по национальной безопасности Джейка Салливана сначала проконсультироваться по этим вопросам с Вашингтоном. Сейчас соглашение находится на рассмотрении депутатов Европарламента. Лидеры стран Евросоюза в целом разделяют общий подход с администрацией Джо Байдена к Китаю, в котором они видят сходство с собственным взглядами и позицией в отношении КНР. ЕС рассматривает Китай как «партнёра, конкурента и системного соперника», но, тем не менее, явно испытывает нежелание присоединяться к нынешней кампании администрации США по противостоянию Китаю. Во время встречи с министрами иностранных дел европейских стран в Брюсселе в марте 2021 г. госсекретарь Энтони Блинкен заверил, что США не будут заставлять союзников сделать выбор «мы или они с Китаем», но подчеркнул, что необходимо «вместе дать отпор Китаю и продемонстрировать силу в единстве». В данном контексте уместно привести высказывание канцлера ФРГ А.Меркель, в котором она заявила, что хотела, чтобы ЕС воспринимался как независимый, суверенный игрок, формирующий свою собственную политику в отношении Китая. «Речь идёт не только об экономических интересах, но и о соблюдении того, что мы также называем европейским суверенитетом, – сказала она. – Это означает, что у нас есть общая основа ценностей с Соединёнными Штатами Америки, конечно, это совершенно бесспорно и ясно, но у нас также есть свои собственные интересы в отношениях с другой стороной» [8].
29 Помимо приверженности США трансатлантическому партнёрству, Джо Байден также заявляет о возобновлении работы на глобальном многостороннем уровне - одном из главных критических замечаний Европы в адрес администрации Д. Трампа. Действующий госсекретарь США назвал многостороннюю систему «жизненно важной», а ООН «якорем многосторонней системы». Администрация Джо Байдена более склонна, в отличие от ЕС, рассматривать многостороннюю систему как игровую площадку для стратегического соперничества с Китаем. В данном контексте в европейских столицах растут опасения того, что Соединённые Штаты будут продолжать продвигать специальные многосторонние форматы вне традиционных международных институтов. Хотя ЕС открыт для глубокого сотрудничества с Соединёнными Штатами и другими единомышленниками, особенно по вопросам взаимосвязи между демократией и технологиями, большинство европейских государств по-прежнему выступают за многостороннее взаимодействие с Пекином. При этом они не хотели бы превратиться в простые инструменты в конкуренции США с Китаем, противясь по возможности полностью принять «повестку дня свободного мира» Джо Байдена.
30 Наиболее перспективной выглядит возможность взаимодействия США и ЕС в вопросах выработки единых стандартов для технологических групп, а это яркий пример изменения общего баланса в трансатлантических отношениях. Еврокомиссия предлагает трансатлантическую повестку дня для создания общего технологического пространства в качестве «ядра коалиции демократий-единомышленников». Центральную роль должен сыграть предлагаемый ЕС новый Трансатлантический совет по торговле и технологиям. Обе стороны должны координировать регулирование крупных технологических групп и цифрового сектора в целом и разрабатывать общие стандарты, в том числе за счёт укрепления сотрудничества между антимонопольными ведомствами ЕС и США в цифровом секторе. Кроме того, Еврокомиссия хочет решить такие вопросы, как защита личных данных, налогообложение цифровых корпораций и подход к оценке роли китайской телекоммуникационной группы «Хуавей» в расширении сети 5G. Она продвигает глобальное решение для так называемого цифрового налога и общий трансатлантический подход к контролю над иностранными инвестициями в чувствительных сферах бизнеса. В этом контексте Еврокомиссия опять же призывает американскую сторону избавиться от «двусторонних вопросов», таких, как спор по поводу субсидий «Эрбус» – «Боинг» или защитных тарифов на сталелитейную продукцию и совместно работать над реформированием Всемирной торговой организации.
31 Кроме того, полагают в ЕС, необходимо определить, можно ли заключить соглашение о промышленных тарифах и каковы общие решения для сотрудничества в области регулирования, взаимного признания сертификатов или дальнейшего развития норм и стандартов, и чем должен заняться предложенный Еврокомиссией Совет по трансатлантической торговле и технологиям. При этом в вопросах цифровых налогов представляется желательным совместное решение в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
32 Ещё одно весьма перспективное направление связанно с цифровизацией, регулированием информационно-коммуникационных платформ и защитой конфиденциальности. Вопрос о регулировании рыночной власти крупных технологических групп – «Гугл», «Амазон», «Фейсбук», «Эппл», «Майкрософт» (также называемых Big Tech) поднят по обе стороны Атлантики. Предложения по регулированию цифровых рынков и услуг Комиссия ЕС уже представила в конце 2020 г. В США растёт число тех, кто призывает к ограничению власти цифровых корпораций, это зафиксировано также в отчёте Комитета юстиции Палаты представителей США о конкуренции на цифровых рынках.
33 В США цель сокращения торгового дефицита, которая преследовалась до сих пор, может стать относительно менее важной. В свою очередь, вопросы технологий и роль китайских государственных компаний будут приобретать стратегический характер. Назначенный новый торговый представитель США выступает за взаимодействие международной и национальной экономической политики, которое состоит не только из «защитных» мер, таких как таможенная политика. Скорее, США должны перейти в наступление и прежде всего усилить свою конкурентоспособность. Они выступают за стратегический подход в отношении цепочек поставок и промышленной политики и стремятся увязать торговлю с климатической, экономической и промышленной политикой.
34 В то время как трансатлантическое сотрудничество по цифровым и технологическим вопросам не было приоритетом для администрации Д. Трампа, администрация Джо Байдена сообщила о планах уделять этой области больше внимания.
35 По-видимому, демократическая администрация будет рассматривать регулирование онлайн-платформ и антимонопольные правила для «больших технологий» как важные внутренние приоритеты, тем самым в большей степени сближая Вашингтон и Брюссель. ЕС, со своей стороны, выразил большую заинтересованность в привлечении американской стороны к решению цифровых и технологических вопросов. Верховный представитель Жосеп Боррель и еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявляли о необходимости «технологического альянса» с Вашингтоном. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на Всемирном экономическом форуме, призвала к общему трансатлантическому «своду правил», установив таким образом контроль над крупными технологическими компаниями и повысив эффективность борьбы с распространением дезинформации. Для продвижения диалога на высоком уровне по цифровым вопросам ЕС предложил создать упоминавшийся выше новый Совет по трансатлантической торговле и технологиям для содействия совместным инновациям и установлению стандартов новых технологий.
36 Тем не менее, трансатлантическая цифровая повестка дня далеко не проста. Первым тестом станет то, удастся ли обеим сторонам разрешить разногласия по поводу цифрового налогообложения. Администрация Байдена рассматривает возможность введения тарифов в отношении Австрии, Италии, Испании и Великобритании в ответ на введённые этими странами налоги на цифровые услуги. Однако предложенный Джо Байденом глобальный минимальный корпоративный налог, в случае его успешного внедрения, устранит необходимость в более узком, но также и более дискриминационном налоге на цифровые услуги, тем самым сняв этот трансатлантический раздражитель с повестки дня. Вместе с тем, нарастающая в ЕС дискуссия о цифровом суверенитете и недавние предложения комиссии по регулированию онлайн-платформ и пересмотру конкурентной политики против IT - гигантов могут осложнить трансатлантическое сотрудничество в этом направлении. В то время как закон ЕС “О цифровых услугах” может стать отправной точкой в разговорах между американскими и европейскими регулирующими органами о том, как противодействовать разжиганию ненависти и дезинформации в Интернете, закон “О цифровых рынках” потенциально более спорен. Конгресс США заявил, что ЕС намеренно нацелился на крупные американские технологические компании. Новая стратегия ЕС в области ИКТ, хотя в целом и позитивно воспринята администрацией Джо Байдена, но трансатлантический диалог все еще находится в зачаточном состоянии.
37 Очевидно, что возврата к до трамповскому характеру трансатлантических отношений не будет. Пандемия коронавируса привнесла новые индивидуальные, социальные и экономические проблемы. Значительно изменилась глобальная политическая ситуация. При администрации Джо Байдена идёт нарастание противостояния Китая и США за экономическое, политическое и военное превосходство. С точки зрения экономической политики, глобальное разделение труда меняется в результате цифровизации, а это влияет на цепочки поставок, формы производства и новые модели жизни и работы. Опыт последних лет показывает, что торгово-экономические отношения более тесно ориентированы на внутренние политические потребности, чем в предыдущие годы. На внутреннем уровне экономисты в США обсуждают дальнейшее усиление социального неравенства, в том числе из-за асимметричного воздействия на рынок труда пандемии коронавируса. Программа экономической политики президента США Джо Байдена сосредоточена на быстрых внутренних улучшениях: налогово-бюджетная политика должна быть сосредоточена на увеличении инвестиций, особенно в инфраструктуру и экологически чистую энергию, но также в пользу услуг, здравоохранения и школьного образования, а также предоставлении льгот для сотрудников, таких как «налоговый кредит на заработанный доход», своего рода «небольшой отрицательный налог на прибыль».
38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39 Переход официального Вашингтона в отношениях с ЕС от риторики к практическому прогрессу допустим, если администрация Джо Байдена будет активно действовать так, чтобы устранить основные раздражители в двусторонней торговле: окончательно прекратить спор о субсидиях «Эрбус» и «Боинг», незамедлительно принять решение об отмене тарифов на сталь и алюминий со ссылкой на защиту национальных интересов США, не допустить трансформацию плана «Покупай американское», на реализацию которого планируется выделить до 400 млрд долл. в предстоящие четыре года, в инструмент ограничения активности европейских компаний, оперирующих на внутреннем рынке Соединённых Штатов. В ЕС также выступают за то, чтобы прекратить политику «вакцинного национализма» со стороны США и незамедлительно предоставить произведённые там вакцины против COVID-19 на европейский рынок. Администрации Джо Байдена следует принять предложение ЕС о создании Совета по трансатлантической торговле и технологиям и представить предложения по формированию его компетенций и повестки дня, чтобы иметь эффективную структуру для разрешения споров, а также разработать общую стратегию по высокоприоритетным вопросам, связанным с передовыми инновационными технологиями, в том числе в IT-секторе. Главным приоритетом такого органа должно быть согласование законодательства ЕС и США в области искусственного интеллекта. От Вашингтона ожидают также разъяснения относительно того, насколько программа Джо Байдена «Отстроить заново и лучше» (Build Back Better) стоимостью в 4 трлн долл. по восстановлению инфраструктуры Соединённых Штатов открыта для европейских компаний.
40 Выдвигаемая ЕС новая трансатлантическая повестка дня предусматривает совместные действия для укрепления «открытой и справедливой торговли», разработку совместимых стандартов, начала диалога об ответственности онлайн-платформ и Big Tech для поиска решений справедливого налогообложения и устранения рыночных перекосов в цифровой экономике, разработки общих подходов к защите критически важных технологий в свете глобальных экономических проблем и проблем безопасности, начиная с обсуждения проблематики 5G и начала проработки темы 6G до вопросов кибербезопасности. На повестке дня стоит вопрос укрепления сотрудничества между компетентными органами по соблюдению антимонопольного законодательства на цифровых рынках и конструктивного согласования позиций в международных организациях, занимающихся проблематикой стандартизации и выстраивания справедливой системы налогообложение в цифровой экономике.
41 ЕС выступает за совместные действия с США по реформированию ВТО, чтобы она могла соответствовать экономике ХХI века и соответствовать текущим реалиям, обеспечивать устойчивость и равные условия игры. В качестве первого шага называется завершение процедуры назначения нового Генерального директора, а также меры по восстановлению важнейшей функции Организации по урегулированию споров путем реформирования Апелляционного органа ВТО и достижения прогресса на переговорах в рамках ВТО по электронной торговле. Предлагая создать новый Совет по торговле и технологиям между ЕС и США (TTC), Евросоюз преследует цель максимально использовать возможности для трансатлантического сотрудничества, ориентированного на рынок, укреплять технологическое и промышленное лидерств обеих сторон и расширять двустороннюю торговлю и инвестиции.
42 Предполагается, что деятельность Совета будет сосредоточена на снижении торговых барьеров, разработке совместимых стандартов и нормативных подходов для новых технологий, обеспечении безопасности цепочек поставок, углублении исследований в области сотрудничества и продвижения инноваций в условиях честной конкуренции, а также защите критически важных технологий.
43 «Когда мы приступаем к определению этой новой повестки дня, – говорится в заявлении Председателя Европейского Совета Шарля Мишеля, – нам не следует начинать ностальгические поиски глобального порядка прошлых десятилетий или трансатлантического партнёрства прошлых поколений. Изменились США и ЕС, изменились динамика сил, геополитические и технологические реалии. Мы также не должны попасть в ловушку ложных дебатов, направленных против более сильной Европы и более сильного трансатлантического партнёрства. Единый, дееспособный и самодостаточный ЕС хорош для Европы, хорош для трансатлантического партнёрства и хорош для многосторонней системы – они взаимно усиливают, а не исключают друг друга. Именно в этом духе ЕС выдвигает предложение по новой перспективной трансатлантической повестке дня для глобального сотрудничества, сосредоточенной на областях, где сходятся наши интересы, наши коллективные рычаги воздействия могут быть используемы там, где требуется глобальное лидерство» [9].
44 Помимо указанных шагов в краткосрочной перспективе, от администрации Джо Байдена Евросоюз ожидает масштабное привлечение ЕС к разработке параметров более амбициозной трансатлантической повестки дня на следующие три с половиной года.
45 В Брюсселе убеждены – улучшение трансатлантических отношений само по себе не может быть единственной целью, провозглашённой обеими сторонами перезагрузки отношений США с ЕС.
46 Вопрос о том, насколько демократическая администрация Джо Байдена, считающая основной внешнеполитической целью Вашингтона в Европе обеспечение того, чтобы ЕС был ближе к США, чем к Китаю, оплачивал большую часть расходов за собственную оборону и прекратил любые формы дискриминации в отношении компаний США, готова к радикальному изменению трансатлантического торгово-экономического сотрудничества после четырёх лет «урагана Дональд» остаётся во многом открытым.

Библиография

1. Neuer US-Präsident: So könnten sich die EU-US-Beziehungen verbessern. Aktuelles Europäisches Parlament. 01.02.2021. Available at: https://www.europarl.europa.eu/news/de/headlines/world/20210107STO95113/neuer-us-prasident-so-konnten-sich-die-eu-us-beziehungen-verbessern (accessed 21.04.2021).

2. EU-USA: Eine neue transatlantische Agenda für den globalen Wandel. Eine offizielle Website der Europäischen Union. Pressemitteilung 2. Dezember 2020. Brüssel. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/de/ip_20_2279 (accessed 27.04.2021).

3. Kafsack H. Transatlantische Beziehungen: EU macht Biden ein Angebot. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 01.12.2020. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/mehr-wirtschaft/wie-europa-die-zusammenarbeit-mit-den-usa-erneuern-will-17078354.html (accessed 29.04.2021).

4. Position Paper on EU-US Relations. 23.03.2021. Available at: https://reneweuropegroup.eu/en/news/1825-position-paper-on-eu-us-relations/ (accessed 22.04.2021).

5. Von der Leyen bei EU-Botschaftern: „Europa sollte die Initiative für eine neue transatlantische Agenda ergreifen“.Europäischen Union Vertretung in Deutschland. 10.11.2020. Available at: https://ec.europa.eu/germany/news/20201110-von-der-leyen-bei-eu-botschaftern_de (accessed 19.04.2021).

6. Remarks by President Charles Michel following the video conference of the members of the European Council of 25 March 2021. European Council. Council of the European Union. Statements and remarks. Press releases. 25 March 2021. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/03/25/remarks-by-president-charles-michel-following-the-video-conference-of-the-members-of-the-european-council-25-march-2021/ (accessed 17.04.2021).

7. Remarks by President Biden at the 2021 Virtual Munich Security Conference. Speeches and Remarks. The White House. Briefing Room. February 19, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/19/remarks-by-president-biden-at-the-2021-virtual-munich-security-conference/ (accessed 24.04.2021).

8. Joe Biden, honorary EU leader for a day US president joins virtual European Council summit as leaders celebrate shared values (and Trump’s exit). Politico. March 26, 2021. Available at: https://www.politico.eu/article/us-president-joe-biden-european-council-charles-michel-eu/ (accessed 23.04.2021).

9. Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council A new EU-US agenda for global change. European Commission. Brussels, 2.12.2020 JOIN (2020) 22 final. Available at: https://ec.europa.eu/info/publications/joint-communication-new-eu-us-agenda-global-change_en (accessed 28.04.2021).

10. Меньшикова А.М. Актуальные аспекты торгово-экономических отношений США и ЕС. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019, № 9 (597). С. 53-62.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести