Features of Foreign Trade Policy of J. Biden’s Democratic Administration
Table of contents
Share
Metrics
Features of Foreign Trade Policy of J. Biden’s Democratic Administration
Annotation
PII
S268667300017222-4-1
DOI
10.31857/S268667300017222-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Menshikova 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
80-92
Abstract

: The article analyzes the transformations in the approach of the American administration to building foreign trade relations with foreign partners in the context of the general political and economic strategy of the democratic administration of J. Biden. The doctrinal foundations laid by the 46th President of the United States as the basis of the foreign trade course of the administration headed by him are consistently considered in the general context of the actions taken by official Washington in the field of trade cooperation both with the strategic allies of the United States - the EU, Canada, Japan, and in a wider sense with China and the countries of the Asia-Pacific region in general. A comprehensive critical analysis of the declared and actually occurring transformations in the foreign trade policy of J. Biden makes it possible to give an objective assessment of the changes that are taking place in the processes of building trade relations with foreign countries by the White House, to reveal the evolution of such a foreign economic course in comparison with the activities in this direction of the previous republican D. Trump administration. A forecast of the development of forms and methods of trade policy of the democratic administration in the short and medium term of the electoral cycle of the presidency of J. Biden to foreign trade as part of the foreign policy and foreign economic activity of the United States in the interests primarily of restoring the economy and social stability of the United States. With regard to the stated research topic, the essence of the political and economic course "Build Back Better" declared by J. Biden and its consequences for the trade and economic partners of the United States in the world is revealed. The contradictions are revealed, caused by the actions of the democratic administration on the implementation of the strategy "Build Back Better" and "Buy American" and declared by J. Biden's adherence to the principles of multilateralism in relations with foreign states.

Keywords
J. Biden, European Union, Transatlantic Cooperation, Trade and Economic Policy of the J. Biden Administration, Barrage Customs Tariffs, WTO Reform, US Trade Relations with China, «Build Back Better», «Buy American»
Received
12.08.2021
Date of publication
11.11.2021
Number of purchasers
1
Views
247
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Соединённые Штаты остаются страной, сформировавшей наиболее многостороннюю торговую систему. Проводившаяся Д. Трампом политика «Америка прежде всего» (America First) фактически подорвала международное торговое право и привела к немалым затратам для самих США и их союзников. Д. Трамп понимал международную торговлю как игру с нулевой суммой. Отрицательное торговое сальдо в торговле с любыми внешнеэкономическими партнёрами воспринималось им как несоблюдение правил мировой торговой системы. Такой подход проявился в торговле с Китаем, с ЕС и Японией. Интересы национальной безопасности выдвигались в качестве приоритетных. Дж. Байден вступил в должность с амбициозной внешнеполитической повесткой дня «Америка вернулась», заявив, что рассматривает торговлю как одну из основ внешней политики администрации. Госсекретарь США Э. Блинкен заявил в первой же публичной речи в марте 2021 г., что каждое внешнеполитическое действие будет иметь прямую связь с экономикой [1]. В сфере внешней торговли приоритеты Дж. Байден сводятся к многосторонним действиям по урегулированию торговых конфликтов, особенно с Китаем; агрессивному обеспечению соблюдения законов США о торговых средствах правовой защиты для американских предприятий от недобросовестной конкуренции в сфере импорта; реорганизации важнейших цепочек поставок для защиты экономической и национальной безопасности США; отсрочки переговоров о новых торговых сделках; использованию Соглашения с Канадой и Мексикой в качестве модели для ведения переговоров по новым торговым соглашениям; претензии на ведущую роль в выработке консенсуса по реформам ВТО с последующим установлением для США в ней лидерских позиций.
3

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БАЙДЕНА

4 Конституция США даёт Конгрессу право вводить и собирать налоги, тарифы и пошлины, а также регулировать международную торговлю. Однако президенту законодатель делегировал большую часть полномочий в сфере торговой политики, которые имеют решающее значение для экономики, американских компаний, а также торговых партнёров США. Внешнеторговая повестка дня Джо Байдена сведена к лозунгу «Построим лучше». В марте 2021 г. к присяге была приведена Джина М. Раймондо, возглавившая Министерство торговли, отвечающее, в частности, за проведение расследований в соответствии с разделом 232 закона «О расширении торговли» 1962 г. и, таким образом, за текущие дополнительные тарифы на сталь и алюминий. Кэтрин Тай заняла пост торгового представителя США с компетенцией рассмотрения 301 дела, послужившего обоснованием ввести протекционистские тарифы в отношении Китая, а также спора о субсидиях производителями самолётов «Эрбус» и «Боинг». Торговое представительство США обнародовало «Повестку дня в области торговой политики на 2021 г.» (2021 Trade Policy Agenda and 2020 Annual Report of the President of the United States on the Trade Agreements Program), включающую девять основных приоритетов: преодоление пандемии и восстановление экономики; налаживание широкого сотрудничества с профсоюзами и представителями маргинализированных групп; акцент на климатической и экологической политике, совместная с союзниками США разработка рыночных и нормативных инициатив в области климатической политики; содействие социальной справедливости, при которой торговля должна быть сосредоточена на инициативах, обеспечивающих равные экономические возможности и преодоление социально-экономических барьеров; стратегия использования всех доступных инструментов для противодействия торговой практике Китая, которая наносит ущерб американским работникам, угрожает технологическому преимуществу, безопасности поставок и подрывает национальные интересы США; восстановление партнёрских отношений и союзов для возвращения к многосторонней торговой политике под руководством США; поддержка американских фермеров, владельцев ранчо, производителей продуктов питания и рыбаков путём улучшения рыночных возможностей и соблюдения глобальных правил торговли сельскохозяйственной продукцией; содействие справедливому экономическому росту во всём мире посредством пересмотра существующих торговых программ США и усиления корпоративной ответственности и устойчивости в торговой политике; всестороннее соблюдения правил торговли [2].
5 Раздел 232 закона «О торговле» 1962 г. (тарифы для защиты национальной безопасности) или раздел 301 закона «О торговле» 1974 г. (меры против недобросовестной торговой практики за рубежом) – два инструмента, которые президент Д. Трамп неоднократно использовал. Дж. Байден не станет проводить торговую политику без непосредственного участия Конгресса. Рейтинг одобрения внешнеторговой политики среди населения заметно возрос после избрания Д. Трампа. В феврале 2019 г. почти трое из четырёх опрошенных американцев (74%) считали, что торговля представляет собой «возможность для экономического роста за счёт экспорта США». Популярность внешнеторговой политики Д. Трампа отмечалась особенно в сельских регионах, хотя торговые конфликты и повышение тарифов, спровоцированные ими, нанесли ущерб сельскому хозяйству США. Дж. Байден не может рассчитывать на полную поддержку своей партии. В частности, прогрессивное левое крыло опасается потери рабочих мест внутри страны и при поддержке профсоюзов явно выступает против новых торговых соглашений. Многие демократы в Конгрессе США одобряли тарифную политику Д. Трампа и его линию в отношении Китая. Учитывая общественное мнение, настроения среди демократов и большинства в Конгрессе, США при Байдене не будут проводить чисто либеральную торговую политику, которая и далее пронизана протекционистскими элементами.
6 Дж. Байден объявил, что подвергнет существующие тарифы критическому контролю, но не пообещал немедленной их отмены. Там, где необходимо наращивать внутреннюю экономику, президент-демократ не будет уклоняться от тарифов и может быть уверен в широкой поддержке среди населения. Продвижение внутреннего производства и укрепление среднего класса США являются приоритетами. Американским компаниям запрещено перемещать рабочие места за границу с карательными налогами. Политическая линия демократической администрации, связанная с ужесточением требований к концепции «Покупай американское», чревата конфликтами с торговыми партнёрами США. 25 января 2021 г. Дж. Байден издал указ «Об обеспечении будущего во всей Америке всеми американскими рабочими» (Executive Order on Ensuring the Future Is Made in All of America by All of America’s Workers), в котором указано, что правительство по условиям федеральных контрактов для финансовой помощи и федеральных закупок должно максимально использовать товары, продукты и материалы, произведённые в США, а также услуги, предлагаемые в стране [3] даже в тех случаях, когда по своей стоимости они дороже импортных аналогов.
7 Возрождённый Дж. Байденом закон «Покупай американское» связан с законом с аналогичным названием, принятым Конгрессом и подписанным президентом Г. Гувером в период «Великой депрессии» 3 марта 1933 г., в развитие введённых ранее протекционистских тарифов Смута – Хоули. Аналогичной стратегии придерживался Р. Рейган, когда США потеряли промышленные рабочие места в 1980-х годах. Б. Обама включил положения этого закона в свой план стимулирования 2009 г. в ответ на глобальный финансово экономический кризис 2008 г. «Покупай американское» стало неотъемлемой составной частью курса Д. Трампа «Сделать Америку снова великой». Стратегии «Покупай американское», «Сделано в Америке», «Сделай это в Америке», «Построим лучше» и «Сделаем Америку снова великой» имеют немало общего по своей сути. Как правило, демократы в США считаются ещё более убеждёнными протекционистами, чем республиканцы. При Дж. Байдене протекционизм, скорее всего, не будет иметь столь очевидную форму. Тарифное регулирование, как и угрозы его применения, будут увязываться с нормами ВТО.
8 Аргументы Дж. Байдена, в первую очередь, направлены на население США. Курс на создание хорошо оплачиваемых рабочих мест в промышленности и продвижение структурно слабых регионов представляет собой некую разновидность политики импортозамещения. Стремление защитить национального производителя от конкуренции со стороны иностранных партнёров ведёт к неминуемой потере торговых преимущества для Соединённых Штатов. Крупные государственные контракты становятся всё более дорогими для отечественных налогоплательщиков. Иностранные компании вынуждены обосновываться на внутреннем рынке США, чтобы не оказаться в неблагоприятном положении на публичных тендерах, подчиняясь требованиям национальной промышленности и политики безопасности Соединённых Штатов.
9 Байден, более дипломатичен, предсказуем и прагматичен, чем его предшественник. Новыми аспектами внешнеэкономического курса стали акцентирование экологической и климатической политики и продвижение социальной справедливости в качестве целей торговой политики. Китай так же рассматривается как системный соперник, представляющий угрозу национальной безопасности и рабочим местам в США. Белый дом более осторожно подходит к политике использования тарифов и активно стремится объединить усилия с ЕС в системном конфликте с КНР. Внешнеэкономическая политика Дж. Байдена направлена на избежание ошибок предшественников. В отличие от Б. Обамы, он хочет лучше представлять интересы наёмных работников и, в отличие от Д. Трампа, привлечь традиционных союзников к активным действиям по стратегическому сдерживанию Китая, что связано с весьма высокими издержками для Европы – как экономическими, так и политическими. Тем более, что демократическая администрация настойчиво требует от Европы, Японии и Южной Кореи, чёткого геополитического позиционирования и приверженности США в целом. Имея лишь половинчатую поддержку ЕС, у США мало шансов преуспеть в торговом и технологическом соперничестве с Китаем. Это может сделать американский электорат восприимчивым к популистской критике того, что Д. Трамп был прав, не полагаясь на европейских союзников, настаивая на продолжении ещё на четыре электоральных года стратегии «Америка прежде всего».
10 Дж. Байден не будет стремиться вести переговоры о новых торговых сделках в первый год своего президентства. Количество соглашений о свободной торговле увеличивается во всём мире, осложняя доступ США на внешние рынки. Тем не менее, администрация демократов устами торгового представителя К. Тай чётко дала понять, что соблюдение внутренних торговых правил для защиты уязвимых рабочих мест в стране имеет приоритет над разработками любых новых торговых соглашений. Торговые партнёры Соединённых Штатов должны и дальше адаптироваться к более сильным защитным мерам с американской стороны собственного внутреннего рынка. Байден заявил, что не будет заключать новые соглашения «до тех пор, пока мы не осуществим крупные инвестиции здесь, дома, в наших рабочих и в наши общины» [4].
11 1 июня 2021 г. истёк срок закона «О торговых приоритетах и подотчётности» 2015 г., подписанного президентом Б. Обамой 29 июня 2015 г. [5]. Закон устанавливает, если президент проведёт переговоры по международному торговому соглашению, которое снизит тарифные или нетарифные барьеры в торговле способами, которые потребуют изменений в законодательстве, Соединённые Штаты могут реализовать соглашение только путём принятия закона. Но если торговое соглашение и процесс переговоров по нему соответствуют определённым условиям, Конгресс в праве рассмотреть требуемый имплементационный законопроект в соответствии с ускоренными процедурами, он может быть вынесен на обсуждение без дополнительных действий со стороны руководства Конгресса и получить гарантированное голосование «за» или «против» без каких-либо поправок. Администрация Дж. Байдена вряд ли намерена продлить действие закона. Учитывая амбициозную внутреннюю повестку дня, Дж. Байден вряд ли рискнёт жертвовать политическим капиталом ради этого закона. 11 марта 2021 г. он одержал свою первую крупную экономическую победу, подписав направленный на облегчение восстановления страны после разрушительных экономических и медицинских последствий пандемии COVID-19 закон «Американский план спасения» стоимостью 1,9 трлн долл. Первый этап этого крупнейшего плана экономического спасения в истории США стал законом. 31 марта 2021 г. был обнародован «Американский план занятости» (American Jobs Plan), предусматривающий в течение следующих восьми лет инвестирование около 2 трлн долл. в инфраструктуру страны и создание миллионов рабочих мест [6]. Расходы будут соответствовать примерно 10% годового объёма производства США. В июле 2021 г. Дж. Байден предложил план стоимостью 700 млрд долл. для повышения производственной и технологической мощи Америки, включая государственные расходы в 400 млрд. на товары и услуги и инвестиции в 300 млрд. в НИОКР по технологиям электромобилей, лёгких материалов, сетей пятого поколения (5G) и искусственного интеллекта.
12 Администрация Дж. Байдена в целом видит потребность в реформе ВТО, конфликт по поводу механизма урегулирования споров вряд ли будет разрешен в ближайшее время. ЕС вместе с 22 другими членами ВТО (включая Китай) создал Многостороннее временное арбитражное соглашение по апелляциям для обжалования споров. США не являются его членом. Сохраняется критический подход Вашингтона к деятельности апелляционного органа, а также предполагаемых превышений мандатов и продолжительности процедур урегулирования споров. Американская сторона продолжает настаивать на более строгих процедурах мониторинга торговой политики и подходов к наложению санкций на членов ВТО. Негативное отношение сохраняется к особому режиму развивающихся стран в организации. США уже давно призывают к более точной классификации стран по уровню развития и связанным с этими исключениями из правил ВТО.
13 24 февраля 2021 г. Дж. Байден подписал указ «О цепочках поставок в Америке» за номером 14017 (Executive Order on America’s Supply Chains), в котором содержится ряд мер по обеспечению страны устойчивыми, разнообразными и безопасными цепочками поставок для экономического процветания и национальной безопасности США [7]. В июне 2021 г. помощник президента по вопросам национальной безопасности Д. Салливаном и помощник президента по экономической политике и директор Национального экономического совета Б. Диз представили Дж. Байдену отчёт «Построение устойчивых цепочек поставок, оживление американского производства и стимулирование роста на широкой основе» (Building Resilient Supply Chains, Revitalizing American Manufacturing, and Fostering Broad-Based Growth) по итогам первых 100 дней реализации административного указа 14017, подготовленного, в том числе, Министерством обороны США. В нём говорится о запуске уже второго этапа долгосрочной инициативы по обеспечению цепочек поставок в шести секторах промышленной базы, лежащих в основе экономической и национальной безопасности Америки: оборонной промышленности, общественного здравоохранения и биологической отрасли, информационно-коммуникационных технологий, энергетического сектора, транспорта и стабильного производства сельскохозяйственных товаров и продуктов питания [8].
14

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КУРСА США В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА

15 Дальнейшая реализация указа президента США 14017 открывает возможности для расширения трансатлантического сотрудничества по обеспечению бесперебойных поставок, в частности, при производстве микрочипов и батарей, лекарств и вакцин, а также закупках редкоземельных элементов, что встретило положительную реакцию руководства Евросоюза с учётом обновления в мае 2021 г. Европейской комиссией «Европейской промышленной стратегии» («European industrial strategy). Она была принята в марте 2020 г. за день до того, как Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку COVID-19 пандемией. Обновлённая стратегия направлена на обеспечение промышленности ЕС «возможностью возглавить переход к зелёной, цифровой и устойчивой экономике» [9]. Прерывание глобальных цепочек поставок, влияющих на доступность основных продуктов названо в стратегии одним из трёх главных последствий кризиса.
16 В вопросе о восстановлении трансатлантического сотрудничества администрация Дж. Байдена согласилась с предложением ЕС о тарифном моратории, пошла на договорённости с властями Евросоюза о прекращении многолетнего торгового спора по делу аэрокосмических концернов «Боинг» и «Эрбус», в результате которого были введены взаимные таможенные пошлины на сумму свыше 10 млрд долл. 15 июня 2021 г. стороны договорились о приостановке этих санкций на пять лет в споре в ВТО по поводу «больших гражданских самолётов», чтобы найти согласованное решение в этот период. Разрешение спора о субсидиях этим авиапроизводителям включает в себя договорённость о совместной работе по борьбе с «нерыночной практикой третьих сторон», под которой подразумевается государственная Корпорация коммерческих самолётов Китая, которая готовит вывод на рынок узкофюзеляжного конкурента «Боинг 737» и «Эрбус A320» и кооперирует с государственной российской компанией по разработке перспективного широкофюзеляжного самолёта.
17 Фактически исчезло упоминание угроз Д. Трампа о введении дополнительных 232 тарифных ограничений на импорт продукции европейского автопрома. Однако введённые тарифы на импорт стали и алюминия, а также ответные тарифные ограничения в ЕС на экспорт определённых видов произведённой в Соединённых Штатах продукции остаются в силе. ЕС настаивает, чтобы США перестали называть Евросоюз «угрозой национальной безопасности» и отменили тарифы. 17 мая 2021 г. было объявлено, что стороны будут совместно решать проблему глобальных избыточных ёмкостей в стали и алюминии и находить решения до конца 2021 г. Евросоюз ожидает также продвижения в вопросе о введении так называемого глобального корпоративного налога на ТНК, которые обходят национальные налоги, в координации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где уже идёт обсуждение введения цифрового налога на ИТ-гигантов, от чего фактически уклонилась администрация Д. Трампа. ЕС и США могли бы более тесно сотрудничать в области технологий, особенно цифровых. Речь идёт не только о совместных исследовательских проектах, но и об унификации нормативной базы такого сотрудничества. Трансатлантический совет по торговле и технологиям, созданный по предложению Еврокомиссии, видится как инструмент укрепления нормотворческих полномочий ЕС и США в высокотехнологичных секторах в противовес Китаю.
18 Вряд ли администрация Дж Байдена или руководство Евросоюза в обозримой перспективе проявят готовность реанимировать переговоры о полномасштабном соглашении по Трансатлантическому партнерству, о чём в известной степени шла речь при президентстве Б. Обамы. В Евросоюзе признают, что возврат трансатлантических отношений к статус-кво до 2017 г. невозможен. Международная обстановка изменилась, конкуренция великих держав стала структурной чертой международного порядка. Концепция «открытого стратегического суверенитета» ЕС вызывает много вопросов в США. Евросоюз весьма негативно воспринимает «экстерриториальные последствия санкций США, влияющих на компании ЕС» [10]. Речь идёт о «трансатлантических отношениях в мире нового соперничества великих держав» на многостороннем и двустороннем уровнях. Возобновлено обсуждение вопроса о субсидировании государственных предприятий, по которым уже имеется предложение Трёхсторонней инициативы (Япония, США и ЕС).
19 Декларированное намерение Дж. Байдена ужесточить правила импорта в США в русле закона «Покупай американское», вызывает серьёзную озабоченность в Канаде, опасающейся, что запланированный инфраструктурный пакет может затруднить участие канадских компаний в публичных тендерах, где квоту отечественных товаров планируется увеличить с нынешних 55 до 75%. В соответствии с Соглашением о государственных закупках, канадские компании до настоящего времени исключены из руководящих принципов «Покупай американское». Если более строгие требования к закупкам в США станут частью нового пакета инфраструктурных стимулов, это будет иметь крайне негативные последствия для канадского бизнеса. Инфраструктурные бюджеты в значительной степени сосредоточены в государствах, на которые не распространяются правила ВТО и чьи тендеры не дают канадским компаниям исключительного статуса. Канада пытается найти специальное решение по данному вопросу. Имеются опасения роста административной нагрузки на американских подрядчиков при работе с иностранными поставщиками. Особенно пострадают компании Канады из строительного сектора и промышленности строительных материалов, участвующие в проектах муниципальной инфраструктуры.
20 Противоречия в торговых и инвестиционных отношениях с Европейским Союзом остаются наиболее сложными, и их вряд ли удастся урегулировать в среднесрочной перспективе к полному удовлетворению обеих сторон. Определяющей чертой трансатлантической политики Дж. Байдена будет оценка степени участия стран ЕС в стратегическом сдерживании Китая, составными компонентами которого являются и торговая и технологическая война с КНР.
21 Будут предприниматься действия по более тесному сотрудничеству с союзниками США для оказания давления на КНР. Суть торговой политики Дж. Байдена в отношении Китая как системного конкурента и стратегического соперника будет во многом аналогична политике Д. Трампа вплоть до дальнейшего ужесточения контроля импорта из КНР и повышенного внимания администрации к китайским инвестициям в Соединённые Штаты. Новым аспектом является прямая увязка вопросов торгово-экономического сотрудничества между США и КНР с открытым вмешательством Вашингтона во внутренние дела Китая. Перед своей инаугурацией Дж. Байден подтвердил, что не будет предпринимать никаких «немедленных шагов» по отмене тарифов, введённых администрацией Д. Трампа на импорт китайских товаров до полного пересмотра первой фазы заключённой республиканской администрацией с КНР торговой сделки, которая истекает в конце 2021 г., и консультаций с союзниками США. В феврале 2021 г. министр финансов США Д. Йеллен заявила, что тарифы на китайский импорт, введённые администрацией Д. Трампа, будут «сохранены на данный момент» [11].
22 12 марта 2021 г. пять китайских компаний, включая «Хуавэй», были внесены в новый «чёрный список» Федеральной комиссии по связи США по соображениям национальной безопасности в соответствии с принятым при Д. Трампе законом 2019 г. 8 апреля 2021 г. семь китайских ведущих фирм-производителей компьютеров были добавлены Министерством торговли США в список организаций, чья деятельность противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики США. 3 июня 2021 г. Дж. Байден президентским указом расширил запрет Д. Трампа на американские инвестиции в 59 китайские фирмы, предположительно связанные с секторами оборонных или надзорных технологий. 9 июля 2021 г. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США внесло в такие списки ещё 23 китайские компании. С 2 августа 2021 г. американским инвесторам запрещено покупать или продавать публично торгуемые ценные бумаги компаний из таких списков. Бизнес с ними можно вести только после предварительного получения лицензии правительства США.
23 План развития передовых технологических отраслей Китая «Сделано в Китае – 2025» расценивается как крайне опасный для США, создавая Китаю возможность получить контроль над большей долей мирового рынка в 10 стратегических областях», а «Новый шёлковый путь ведёт к “долговой ловушке” для ряда стран. Дж. Байден на саммите Группы семи (G7) 14 июня 2021 г. в Великобритании представил предполагаемую альтернативу китайской инфраструктурной программе «Один пояс – один путь» – так называемую инициативу «Построим лучший мир» (Build Back Better World), адресованную другим регионам мира с собственными американскими проектами сотрудничества. Администрация Байдена – Харрис сохранит негативный подход к членству в Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), из которого США вышли при администрации Д. Трампа. Восстановление отношений с азиатскими союзниками и выстраивание обновлённых партнёрских отношений с ними скорее всего будет идти по линии инициированного ещё в 2007 г. «Четырёхстороннего диалога по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue), реализуемого Соединёнными Штатами, Японией, Австралией и Индией, преимущественно направленного на сдерживание влияния Китая в регионе Индийского и Тихого океанов.
24 Торговый дефицит США с Японией – третьей по величине экономикой мира – составляет почти 68 млрд долл., и, хотя обе стороны подписали двустороннее торговое соглашение в 2019 г., японская автомобильная промышленность остаётся спорным моментом для Соединённых Штатов. Экспорт автомобилей из Японии составляет около 54 млрд. долл., или около 80% общего торгового дефицита США в торговле с Японией. Администрация Дж. Байдена, как ожидается, не отменит в отношении Японии введённые Д. Трампом тарифы на сталь и алюминий в ближайшее время. В центре переговоров с премьер-министром Японии Е. Суги 17 апреля 2021 г. были также вопросы совместного подхода к повышению действенности конкурентной борьбы с Китаем в сфере высоких технологий. Большая часть нормативно-технических регламентов, регулирующих американо-японские экономические отношения в автомобилестроении, энергетике, окружающей среде, фармацевтике, телекоммуникации и др. основана на правилах, изданных в соответствии с принципами административного права США. Есть основания ожидать определённого углубления американо-японского торгово-экономического сотрудничества.
25 Демократическая администрация поощряет свободные торговые связи с небольшими государствами – союзными странами и партнёрами США, особенно входящими в орбиту политических и торгово-экономических интересов КНР. 22 марта 2021 г. Белый дом объявил об «Инициативе малых и менее густонаселённых островных экономик» (Small and Less Populous Island Economies) по регулированию сотрудничества с островными государствами и территориями в Карибском регионе, северной части Атлантического океана и Тихом океане с целью преодоления последствий гуманитарного кризиса, восстановления экономики после пандемии COVID-19, реагирования на изменение климата и расширения сотрудничества в рамках международных организаций в интересах противодействия влиянию Китая. Наиболее важным региональным торговым соглашением для США будет оставаться соглашение между Соединёнными Штатами, Мексикой и Канадой. Канада и Мексика – крупнейшие экспортные рынки США: 23% экспорта США идёт в Канаду и Мексику (в Китай – 5%), более 70% мексиканского экспорта отправляется в США и Канаду, а 62% канадского – в США и Мексику. Торговля между странами обеспечивает ключевой вклад в добавленную стоимость региональных цепочек поставок (40% добавленной стоимости США и 5% Китая). Это особенно важно в автомобильном секторе, который доминирует в торговле промышленными товарами между всеми тремя странами. Значение устойчивых поставок также стало совершенно очевидным во время пандемии, а конкуренция с Китаем обнажила уязвимость зависимости экономик трёх стран от китайских комплектующих. Интегрированные североамериканские цепочки поставок могут обеспечить жизнеспособную альтернативу китайскому производству и позволить некоторым критически важным отраслям промышленности переместить производство на национальную территорию.
26 Отдельные элементы стратегии «Построим лучше» противоречат завяленным политико-экономическим приоритетам демократической администрации. Негативное отношение к соглашениям о свободной торговле вряд ли будет способствовать достижению цели восстановления лидерства США в Индо-Тихоокеанском регионе. Соединённые Штаты обладают торговым дефицитом с более чем 100 странами. Это не результат «недобросовестных торговых практик» торгово-экономических контрагентов США, а следствие собственного внутреннего дефицита Соединённых Штатов, когда частные и государственные расходы опережают доходы. Это также вызвано «непомерной привилегией» доллара США — торговый дефицит не обесценивает доллар США, чтобы вызвать его торговую корректировку, глобальный спрос на доллар США повышает его стоимость. Торговый дефицит США с Китаем продолжает увеличиваться, в то время как американские потребители оплачивают счета за введённые Д. Трампом и сохраняемые Дж. Байденом протекционистские тарифы, платя в среднем на 1277 долл США в год больше за потребительские товары. Продолжение тарифной войны подрывает авторитет демократической администрации по восстановлению экономики, которая не в состоянии устранить торговые дисбалансы, препятствуя возвращению США к заявленной Дж. Байденом «многосторонности». Экономика КНР глубоко интегрирована в глобальные цепочки создания стоимости, следовательно, выравнивание к «нулевой сумме» двустороннего торгового баланса США с КНР в принципе не имеет смысла, когда большинство поставок глобально структурировано, а торговля построена на многосторонней основе. Тарифная война Вашингтона с Китаем контрпродуктивна. Даже поэтапная отмена тарифов является для Дж. Байдена политически практически не выполнимой задачей. 20 апреля 2021 г. Комитет Сената по международным отношениям принял специальный документ о противостоянии Китаю в различных областях [12]. Сенаторы от Республиканской и Демократической партий приняли совместный акт, сформулировав своего рода платформу для действий исполнительной власти по стратегическому противодействию КНР на ближайшие десятилетия.
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28 Хотя темпы роста национальной экономики в настоящее время выше, чем они были почти 40 лет, и Соединённые Штаты являются единственной промышленно развитой страной в мире, где прогнозы роста значительнее, чем они были до пандемии, неясно, в какой степени нынешняя ситуация связана с действиями демократической администрации Дж. Байдена или с объективным фактором отсроченного спроса потребителей товаров и услуг и их производителей по всей стране, которые одновременно наращиваются, чтобы вернуться к некоторому подобию допандемийной нормальности. Ещё до того, как Дж. Байден возглавил администрацию, правительство США потратило почти 4 трлн долл. на различные действия, связанные с преодолением последствий пандемии и поддержанием национальной экономики. 6 трлн. долл., направленных уже администрацией Дж. Байдена в экономку США, могут привести к созданию восходящей спирали скачков заработной платы и цен, которые заставят Федеральную резервную систему резко повысить процентные ставки, спровоцировав в перспективе ещё одну рецессию. Справедливо звучат слова, что, когда дело доходит до восстановления экономики, никто на самом деле не знает, будет администрация или вирус иметь последнее слово. Д. Трамп проводил агрессивную международную торговую политику. Президент-демократ следует во внешней торговле известному сценарию – пересмотреть политику предшественника, пообещать что-то новое, вернуться к традиционному мышлению.

References

1. Secretary of State Antony Blinken Speech on Foreign Policy Transcript March 3. Mar 3, 2021. Available at: https://www.rev.com/blog/transcripts/secretary-of-state-antony-blinken-speech-on-foreign-policy-transcript-march-3 (accessed 01.08.2021).

2. 2021 Trade Policy Agenda and 2020 Annual Report of the President of the United States on the Trade Agreements Program. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021%20Trade%20Agenda/Online%20PDF%202021%20Trade%20Policy%20Agenda%20and%202020%20Annual%20Report.pdf (accessed 04.08.2021).

3. Executive Order on Ensuring the Future Is Made in All of America by All of America’s Workers. January 25, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/25/executive-order-on-ensuring-the-future-is-made-in-all-of-america-by-all-of-americas-workers/ (accessed 30.07.2021).

4. Alden E. No, Biden Will Not End Trade Wars. October 2, 2020. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/10/02/biden-trump-trade-wars-election-2020/ (accessed 05.08.2021).

5. Trade Promotion Authority (TPA): Updated June 21, 2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R43491.pdf (accessed 27.07.2021).

6. The American Jobs Plan. March 31, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/31/fact-sheet-the-american-jobs-plan/ (accessed 29.07.2021).

7. Executive Order on America’s Supply Chains. February 24, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/24/executive-order-on-americas-supply-chains/ (accessed 17.07.2021).

8. Building Resilient Supply Chains, Revitalizing American Manufacturing, and Fostering Broad-Based Growth. June 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/06/100-day-supply-chain-review-report.pdf (accessed 03.08.2021).

9. European industrial strategy. Available at: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/european-industrial-strategy_en (accessed 06.08.2021).

10. Extraterritorial sanctions on trade and investments and European responses. Policy Department for External Relations Directorate General for External Policies of the Union PE 653.618 - November 2020. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/653618/EXPO_STU (2020)653618_EN.pdf (accessed 04.08.2021).

11. Shalal A., Lawder D.Yellen says U.S. will keep tariffs on China in place for now. Februaty19, 2021. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-china-idUSKBN2AI34D (accessed 06.08.2021).

12. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. Washington, D.C.Opening Statement of Hon. Bob Menendez, U.S. Senator from New Jersey. Business Meeting. Wednesday, April 21, 2021. Available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/04%2021%202021%20Business% 20Meeting.pdf (accessed 12.07.2021).

13. Men'shikova A.M. Perspektivy razvitiya torgovo-ehkonomicheskikh otnoshenij SShA s ES pri administratsii Dzho Bajdena. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2021, № 8. S. 52-68.

Comments

No posts found

Write a review
Translate