Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Аннотация
Код статьи
S268667300023355-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Аффилиация: Института США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-18
Аннотация

Канада начала поставлять летальное оружие Украине в феврале 2022 г., а через два месяца отправила туда же тяжёлое вооружение. В 2022 г. правительство Дж. Трюдо согласилось увеличить канадский военный контингент в Латвии в соответствии с планом по усилению военного присутствия НАТО в Восточной Европе. Однако Канада не выполнила требование НАТО к своим членам тратить на оборону 2% ВВП. Обострение украинского кризиса в 2022 г. привело не к увеличению военных обязательств Канады в Европе, а к усилению североамериканского измерения в военной политике Канады. Правительство Трюдо использовало это обострение и боевые действия в Европе, чтобы начать вместе с США дорогостоящий проект по модернизации их совместного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД). Основное участие Канады в модернизации НОРАД будет заключаться в предоставлении своей территории для новой системы наблюдения командования, которая включает загоризонтные радиолокационные станции, сеть других радаров на Канадском Севере и средства наблюдения космического базирования. Предоставление своей территории для новой системы наблюдения и закупка истребителей F-35 означают участие Канады в защите Северной Америки от крылатых и гиперзвуковых ракет. Сохраняется возможность поддержки Канадой противоракетной обороны от баллистических ракет. Канада поддерживает приём в НАТО Финляндии и Швеции не просто как новых военных союзников в Арктике, но и как стран – единомышленников Канады.

Ключевые слова
военная политика Канады, НОРАД, Арктика, противоракетная оборона, канадско-украинские отношения
Классификатор
Получено
24.08.2022
Дата публикации
28.11.2022
Всего подписок
10
Всего просмотров
754
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В Канаде оборонная проблематика традиционно не входит в число первостепенных вопросов ни для правительства, ни для общества. Соседство и союз с ведущей военной державой мира, Соединёнными Штатами, позволяют Канаде успешно перекладывать большинство забот по обороне страны на плечи своего гораздо более сильного союзника. В то же время в первое десятилетие XXI века в Канаде наблюдалось повышенное внимание к своим вооружённым силам. Прежде всего, это было связано с участием страны в операции НАТО в Афганистане. Завершение участия Канады в военной фазе этой операции в 2011 г. (полный вывод канадских войск завершён в марте 2014 г.) вернуло ситуацию в прежнее русло. Правительство либералов Дж. Трюдо, находящееся у власти в Канаде с ноября 2015 г., до 2022 г. проводило достаточно осторожную военную политику.
3

ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ УКРАИНЕ

4 Резкое обострение украинского кризиса в конце февраля 2022 г. сразу сделало украинский вектор одним из ключевых в военной политике Канады. В данном случае Оттава продолжила курс, которому она следовала с 2014 года. В частности, стоит напомнить, что всю вину за возникновение этого кризиса Канада возлагает на Россию и также не признаёт результаты референдума 2014 г. о вхождении Крыма в состав российской территории. С этого же времени (середина 2010-х годов) Оттава начала оказывать и военную помощь Украине. Ключевым элементом этой помощи стало размещение Канадой на территории Украины 200 своих военнослужащих для обучения украинских вооружённых сил. К началу 2022 г. канадцами было подготовлено более 30 тыс. украинских военнослужащих и около 2 тыс. представителей национальной гвардии Украины [Исраелян Е.В. 2022]. В конце января 2022 г. было принято решение продлить эту миссию ещё на три года (до марта 2025 г.), на это было выделено 340 млн долл.1 [15]. В феврале 2022 г. миссия была приостановлена, но в августе было объявлено о её возобновлении, но уже на территории Великобритании, куда ряд стран, включая Канаду, перенесли обучение украинских военнослужащих.
1. * Здесь и далее, если не указано другое, имеются в виду канадские доллары.
5 К середине 2010-х годов относятся и первые поставки вооружений Украине. Однако до 2022 г. объём такой помощи был крайне невелик и составил лишь 23 млн долл. [Исраелян Е.В. 2022]. В 2022 г. объём и характер поставляемых вооружений резко расширился (см. табл.)
6

Таблица

Канадские поставки вооружений Украине в 2022 г.

Дата объявления Категория вооружения Перечень вооружений Стоимость, млн долл.
26 января нелетальное бронежилеты, металлоискатели, тепловизионные бинокли, лазерные дальномеры, войсковые санитарные сумки, разведывательная аппаратура нет данных
14 февраля летальное пулемёты, пистолеты, карабины, снайперские винтовки, миномёты, гранатомёты, боеприпасы 7,8
27 февраля нелетальное каски, бронежилеты, противогазы, приборы ночного видения 25
28 февраля летальное 100 гранатомётов «Карл Густав М-2» (Carl Gustaf М2) и 2 тыс. боеприпасов к ним нет данных
1 марта нелетальное 1600 противоосколочных бронежилетов; 390 тыс. сухих пайков нет данных
3 марта летальное 4500 одноразовых гранатомётов М-72; 7500 ручных гранат; оплата стоимости спутниковых снимков в высоком разрешении (на 1 млн долл.) нет данных
9 марта нелетальное специализированное военное оборудование, включая станции оптико-электронной разведки, были использованы на турецких беспилотниках «Байрактар» (Bayraktar) 50
22 апреля летальное четыре гаубицы М-777 и боеприпасы к ним, включая высокоточные снаряды «Экскалибур» (Excalibur); боеприпасы к гранатометам «Карл Густав М2» нет данных
26 апреля нелетальное 8 бронемашин «Сенатор» (Senator) нет данных
8 мая летальное и нелетальное 18 станций оптико-электронной разведки; оплата спутниковых снимков в высоком разрешении; стрелковое оружие и патроны к нему; снаряды к гаубицам М-777 50 млн (включая 15 млн на оплату снимков)
24 мая летальное 20 тыс. артиллерийских снарядов калибром 155 мм (закуплены у США) 98
15 июня летальное 10 запасных стволов к гаубицам М-777 9
30 июня нелетальное 39 бронемашин боевого обеспечения; 6 станций оптико-электронной разведки нет данных

Составлено автором по материалам Министерства обороны Канады (https://www.canada.ca/en/department-national-defence/campaigns/canadian-military-support-to-ukraine.html) и Канадской радиовещательной корпорации Си-би-си ( https://www.cbc.ca ).

7 Опираясь на данные таблицы, можно выделить два важных этапа в канадских поставках вооружений Украине: февраль 2022 г. – начало поставок летального оружия и апрель 2022 г. – первая отправка тяжёлых вооружений. В обоих случаях Канада пошла на такой шаг лишь после того, как аналогичные действия предприняли её ближайшие союзники – США и Великобритания. Решение об отправке гаубиц и вовсе было объявлено Дж. Трюдо как совместная акция с этими странами. Таким образом, если до передачи Украине летального оружия Оттава «дозревала» восемь лет, то переход от поставок лёгких вооружений к отправке тяжёлых произошёл всего за два месяца.
8 Канадские поставки вооружений Украине имеют и ещё одну особенность. Дело в том, что из-за малочисленности её вооруженных сил у Канады нет сколько-нибудь значительных излишков вооружений, которые она может предложить Украине. Например, переданные Украине четыре гаубицы «М-777» составляют более 10% всего канадского арсенала таких орудий (4 из 37). Соответственно, большую долю в канадских поставках вооружений будет составлять продукция, закупленная в других странах.
9

ОТНОШЕНИЯ С НАТО

10 Обострение украинского кризиса в 2022 г. во многом определило и деятельность Канады в рамках НАТО. Прежде всего, встал вопрос о канадском военном контингенте в Латвии. Стоит напомнить, что канадские военнослужащие были размещены там в 2017 г. для реализации плана альянса по развёртыванию четырёх батальонных групп в странах Балтии и Польше. Причём Канада не просто согласилась направить войска в Латвию, а взяла на себя командование всей батальонной группой. В феврале 2022 г. Дж. Трюдо объявил об отправке в Латвию артиллерийской бригады численностью 120 человек в дополнение к тем 540 канадским солдатам, которые уже там находились. Ещё через месяц, во время посещения многонациональной базы НАТО в Латвии, он заявил о бессрочном продлении канадской военной миссии в этой стране [2]. В мае 2022 г. Оттава объявила об отправке в Латвию одного генерала и шести штабных офицеров для работы в структурах альянса.
11 На саммите НАТО в Мадриде в июне 2022 г. Дж. Трюдо согласился увеличить военное присутствие Канады в Латвии в ходе общего решения альянса о преобразовании восьми батальонных групп в восточноевропейских странах в бригады. Соответствующее соглашение подписали на саммите министры обороны двух стран – А. Ананд и А. Пабрикс. По его условиям, Канада сохранит командование многонациональным контингентом НАТО в Латвии [4].
12 Более сложным и неприятным для Канады оказался вопрос об уровне военных расходов для членов НАТО. Как известно, ещё в 2014 г. альянс потребовал от входящих в него стран тратить на оборону не менее 2% ВВП. Канада не смогла выполнить это требование, занимая по уровню военных расходов (1,27% ВВП) одно из последних мест в НАТО. На фоне боевых действий на территории Украины данный вопрос приобрёл особое значение, поскольку трактуется как показатель серьёзности страны выполнять свои обязательства перед альянсом. В этом плане выделение канадским правительством в новом федеральном бюджете (апрель 2022 г.) дополнительных 8 млрд долл. на нужды обороны в течение следующих пяти лет выглядело не слишком убедительно. Эксперты говорят о совершенно другом порядке цифр. По подсчётам президента Канадского института глобальных вопросов Д. Перри, выполнение требования НАТО означало бы увеличение военного бюджета Канады в 2021–2022 фин. г. на 17 млрд долл. (с 24,3 млрд до 41,3 млрд) [5]. Схожие данные приводит и руководитель Бюджетного управления парламента (Parliamentary Budget Officer) И. Жиру. В своём докладе он отмечает, что для достижения уровня в 2% ВВП Канаде необходимо увеличить военные расходы в течение следующих пяти лет на 75,3 млрд долл. [19], то есть примерно в 10 раз больше того, что выделило правительство.
13 Нежелание правительства Дж. Трюдо существенно увеличивать военный бюджет особенно бросается в глаза на фоне резкого увеличения военных расходов ряда европейских членов НАТО. Так, в феврале 2022 г. канцлер Германии О. Шольц объявил о выделении 100 млрд евро для перевооружения немецких вооружённых сил. Однако наиболее показательный пример – Польша, которая имеет одинаковую с Канадой численность населения (по 38 млн человек). Уже в 2023 г. польские военные расходы должны составить 3% ВВП, а со временем их планируется довести до 5% ВВП – самого высокого показателя среди всех членов НАТО. В марте 2022 г. в Польше принят закон об увеличении в 2 раза (со 150 тыс. до 300 тыс. человек) численности вооружённых сил (для сравнения: численность канадских вооружённых сил – 68 тыс. человек).
14 На фоне того, что всё больше членов НАТО достигнут в ближайшее время необходимого уровня военных расходов, меняется само понимание этого требования. Как заявил генеральный секретарь НАТО И. Столтенберг на саммите альянса в Мадриде в конце июня 2022 г, «военные расходы в 2% ВВП рассматриваются как минимальная цель, а не максимальная» [19].
15

МОДЕРНИЗАЦИЯ НОРАД И ВОПРОС О ПРО

16 С избранием американского президента Дж. Байдена активизировались усилия США и Канады по модернизации их совместного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки – НОРАД (North Amrican Aeropace Defense Command). Новый американский президент сразу подчеркнул особый статус Канады как ближайшего союзника США, совершив первый официальный звонок именно канадскому премьер-министру Дж. Трюдо [Комкова Е.Г. 2022]. С другой стороны, уже во время разговора Байден поднял вопрос о НОРАД. Необходимость его модернизации была отдельно прописана в Дорожной карте (февраль 2022 г.), принятой по итогам виртуальной встречи Трюдо и Байдена.
17 В отличие от президентства Д. Трампа договорённости на уровне глав государств теперь очень быстро трансформировались в конкретное соглашение на военном уровне. Уже в августе 2021 г. министры обороны двух стран приняли Совместное заявление о модернизации НОРАД, ставшее руководством к действию для США и Канады. В документе можно выделить два ключевых тезиса:
18 во-первых, обозначена сама проблема – возрастание угрозы от новейших конвенциональных (неядерных) ракет Северной Америке;
19 во-вторых, определён ключ к решению этой проблемы – способность НОРАД быстрее обнаруживать и быстрее реагировать на новые угрозы.
20 В рамках установки на более быстрое обнаружение, распознавание и реагирование на угрозы из воздушно-космического пространства определены четыре приоритетных направления в модернизации НОРАД:
21 1) Усиление ситуационной осведомлённости (situational awareness). Данное направление включает замену Северной системы предупреждения (ССП) – цепи радиолокационных станций, установленных вдоль арктического побережья США и Канады – более современными системами наблюдения, включая загоризонтные радиолокационные станции (ЗРЛС). Заявлено также, что новая система наблюдения НОРАД будет иметь многоуровневый характер, начиная с элементов на морском дне и заканчивая объектами в открытом космосе.
22 2) Улучшение системы управления. Речь идёт о способности Командования успешнее объединять данные, полученные от различных систем наблюдения, в единое целое, что должно позволить быстрее и более осознанно принимать решения. По этому направлению будут вестись работы и над улучшением связи.
23 3) Усиление потенциала по сдерживанию и, если необходимо, уничтожению угроз Северной Америке из воздушно-космического пространства.
24 4) Сотрудничество в области исследований, разработок и инноваций [13].
25 В то же время правительству Дж. Трюдо необходимо было решить самый трудный вопрос: найти деньги на модернизацию НОРАД. Одна лишь замена ССП оценивается в 11–15 млрд долл. Учитывая, что расходы на ССП делятся по формуле 60 на 40, необходимо было изыскать не менее 4,5 млрд долл., чтобы оплатить канадскую долю в 40% на создание новой системы наблюдения НОРАД. Стоит упомянуть, что в отличие от других дорогостоящих проектов, объявленных в Белой книге по обороне 2017 г., деньги на модернизацию НОРАД так и не были заложены в бюджет. Важен и ещё один момент – внутриполитический. Дело в том, что правительство Дж. Трюдо остаётся правительством меньшинства и серьёзно зависит при принятии законов от поддержки Новой демократической партии (НДП). В марте 2022 г. союз между двумя этими партиями был оформлен официально: по условиям соглашения НДП гарантирует несменяемость правительства до 2025 г. в обмен на финансирование приоритетных для НДП программ в социальной сфере. Союз с НДП, которая отличается от других канадских партий подчёркнутым пацифизмом, усложняет для правительства увеличение военных расходов.
26 Обострение украинского кризиса в феврале 2022 г. оказалось как нельзя кстати для канадских властей, чтобы получить дополнительные средства на нужды обороны. Выступая на конференции в Оттаве 11 марта 2022 г., А. Ананд пообещала, что правительство в самое ближайшее время представит масштабный план по финансированию модернизации НОРАД [6].
27 Тем временем в канадских СМИ активно стал обыгрываться традиционный тезис руководства НОРАД и близких к ним экспертов, что Россия и Китай могут использовать крылатые и гиперзвуковые ракеты для нанесения удара по Северной Америке. В связи с этим вновь делался акцент на необходимость скорейшей замены ССП на многоуровневую систему наблюдения [9]; [10]; [18]; [21].
28 Фактическое участие Канады в модернизации НОРАД началось не с замены ССП, а с другого важнейшего элемента – истребительной авиации. 28 марта 2022 г. правительство объявило о выборе американского истребителя F-35 победителем в тендере на поставку 88 новейших истребителей для канадских ВВС. Новые самолёты должны заменить устаревшие канадские истребители CF-18. Стоимость сделки оценивается в 19 млрд долл., причём первые самолёты правительство надеется получить уже в 2025 году [11].
29 Хотя истребители F-35 могут использоваться для самых различных миссий, данный тип самолётов имеет особое значение для полноценного участия Канады в обновлённом НОРАД. Уже отмечалось, что опубликованный американцами в 2019 г. «Обзор противоракетной обороны» «практически неразрывно связывает истребители F-35 с создаваемой Соединёнными Штатами новой архитектурой противоракетной обороны с бóльшим акцентом на отражение крылатых ракет и иных угроз» [Володин Д.А. 2019]. В частности, в документе сказано, что «новейший тактический истребитель F-35 способен отслеживать и уничтожать современные вражеские крылатые ракеты, а в будущем может быть оснащён новым или модифицированным перехватчиком, способным сбивать вражеские ракеты на начальном участке их траектории (boost phase)» [16]. Таким образом, выбор истребителя F-35 позволяет Канаде решить две задачи: обеспечивает максимальную интероперабельность с американскими истребителями F-35 в рамках НОРАД и позволяет эффективно бороться с новыми ракетными угрозами.
30 7 апреля 2022 г. министр финансов Х. Фриланд представила в Парламенте федеральный бюджет на 2022–2023 фин.г., включавший дополнительные 8 млрд долл. военных расходов в течение следующих пяти лет. Хотя чиновники предпочли не вдаваться в детали о назначении этих денег, довольно быстро выяснилось, что основная их часть пойдёт на модернизацию НОРАД.
31 В конце апреля 2022 г. стало известно, что правительство планирует потратить 1 млрд долл. на строительство загоризонтной радиолокационной станции. Хотя новый радар будет построен в южной части Канады, его основной зоной действия будет Арктика. Как сказано в описании проекта, Арктическая загоризонтная радиолокационная станция (Arctic Over-the-Horizon Radar) «обеспечит дальнее наблюдение за северными подступами к крупным населённым центрам в Северной Америке» [20]. Введение в эксплуатацию данной РЛС запланировано на 2028 год.
32 Наконец, 20 июня 2022 г. на авиабазе Трентон (провинция Онтарио) А. Ананд представила план участия страны в модернизации НОРАД. Причём заявлен он был в двух вариантах: текущем (выделение 4,9 млрд долл. в течение следующих шести лет) и долгосрочном (выделение 38,6 млрд долл. в течение следующих 20 лет). Ключевым элементом этого плана является замена Северной системы предупреждения на более совершенную – Систему наблюдения за северными подступами (Northern Approaches Surveillance System). Новая структура будет включать четыре элемента:
33 1) Арктическую загоризонтную радиолокационную систему, которая будет обеспечивать раннее предупреждение и отслеживание угроз из воздушно-космического пространства от канадско-американской границы до Северного полярного круга.
34 2) Полярную загоризонтную радиолокационную систему (Polar Over-the-Horizon Radar System), которая будет осуществлять наблюдение за самыми северными подступами к Северной Америке и даже за их пределами.
35 3) Система «Арбалет» (Crossbow) – сеть РЛС, которая будет развёрнута на Канадском Севере.
36 4) Средства наблюдения космического базирования.
37 Первоначальную основу космического компонента должны составить три канадских спутника дистанционного зондирования Земли, запущенные в 2019 г. по проекту «Радарсат констелейшн» (Radarsat Constellation).
38 В целом авторы представленного плана исходят из тех приоритетов, которые были названы в совместном заявлении министров обороны двух стран в августе 2021 года. Например, разъясняется, что заявленный в 2021 г. приоритет по усилению потенциала Командования по сдерживанию включает закупку новейших ракет класса «воздух–воздух» и новой истребительной авиации, совместимой с такими ракетами. По сравнению с заявлением 2021 г. добавлен лишь один новый приоритет – улучшение инфраструктуры и возможностей по поддержанию операций (Infrastructure and Support Capabilities). В рамках данного приоритета предусматривается закупка самолётов-заправщиков; модернизация четырёх военных баз на Канадском Севере; улучшение инфраструктуры для приёма истребителей и возможностей НОРАД по обеспечению боеготовности на всех базах в Канаде; модернизация инфраструктуры для подготовки лётного состава [17].
39 Участие Канады в модернизации НОРАД неизбежно потянуло за собой вопрос о противоракетной обороне (ПРО). Как известно, в 2005 г. Канада отказалась от участия в ней, а в 2017 г. эта позиция была подтверждена и правительством Дж. Трюдо в Белой книге по обороне. Формально, однако, решение Канады касается только конкретной программы – защиты от баллистических ракет наземного базирования. Модернизация НОРАД, как уже было сказано, предусматривает его активную роль в отражении другого типа ракет – крылатых и (потенциально) гиперзвуковых. Соответственно, Оттава, так или иначе, должна разъяснить, что понимается под неучастием страны в противоракетной обороне.
40 На фоне роста международной напряжённости в 2022 г. комментарии канадских официальных лиц стали более благожелательными в отношении противоракетной обороны. В частности, серьёзный резонанс в Канаде произвело заявление Ананд в Канадском институте глобальных вопросов (май 2022 г.) о возможности пересмотреть решения 2005 года. Критики, как, например, М. Корда из Федерации американских учёных, указывали Ананд, что несмотря на огромные затраты, американская система ПРО так и не доказала свою эффективность, и что её создание лишь толкает противников США к разработке более совершенных вооружений [14].
41 Заявление Ананд в июне 2022 г. о выделении 4,9 млрд долл. на модернизацию НОРАД вновь привлекло внимание политиков и экспертов к позиции Канады в отношении противоракетной обороны. Так, депутат от Консервативной партии К.-Л. Финдли заявила о необходимости участия Канады в противоракетной обороне путём присоединения к системе ПРО от баллистических ракет. О возможном интересе Канады к защите от таких ракет говорил и профессор, заведующий кафедрой канадских исследований в Университете Святого Лаврентия (штат Нью-Йорк) Дж. Джокел. В то же время А. Чаррон, директор Центра по вопросам обороны и безопасности Университета Манитобы рассматривала выделение средств на модернизацию НОРАД именно в контексте борьбы с новыми ракетными угрозами. Она подчёркивала, что основные усилия в области ПРО в настоящее время сосредоточены на борьбе с «лучником» (запуском ракеты), а не на перехвате «стрелы» (летящей ракеты). По её словам, «Канада и США должны знать, где находятся стартовые площадки, и уничтожить эти стартовые площадки до запуска ракеты» [8]. Система наблюдения за северными подступами, создаваемая в рамках модернизации НОРАД, как раз и должна позволить обнаруживать ракеты до их запуска.
42

АРКТИКА: БЕЗОПАСНОСТЬ ВАЖНЕЕ СУВЕРЕНИТЕТА?

43 В 2022 г. более благоприятные условия сложились для расширения военного сотрудничества Канады с США и североевропейскими странами в Арктике.
44 Во-первых, Дж. Трюдо с самого начала нахождения на посту премьер-министра Канады постарался дистанцироваться от политики в Артике своего предшественника С. Харпера. Это означало меньший акцент на защиту суверенитета и увеличение военных возможностей и большее внимание на социально-экономические вопросы и поддержку коренных народов. Уход на второй план темы суверенитета, которая автоматически позиционировала все другие арктические страны как конкурентов Канады в регионе, облегчало военное сотрудничество с теми из этих стран, которые считались союзниками Канады.
45 Прежде всего, это касалось США. Стремление Оттавы улучшить канадско-американские отношения после избрания Дж. Байдена вылилось не только в её подключение к модернизации НОРАД, но и к большей координации с Вашингтоном своей военной политики в Арктике. Один из пунктов Дорожной карты, принятой Трюдо и Байденом в феврале 2021 г., предусматривал расширенный диалог двух стран по Арктике, включая и вопросы обороны Североамериканского континента. Таким образом, военная политика Канады в Арктике встраивалась в военную политику США.
46 Как уже было сказано, в июне 2022 г. Канада согласилась выделить миллиарды долларов на модернизацию НОРАД. Стоит, однако, обратить внимание, что, несмотря на своё название, Командование отвечает не только за предупреждение о вызовах из воздушно-космического пространства, но и об угрозах с моря Северной Америке. Эта новая функция была добавлена в 2006 г. при продлении соглашения о НОРАД. Вашингтон нисколько не снимает с Оттавы этой обязанности. В интервью в апреле 2022 г. Канадской радиовещательной корпорации Си-би-си, американский посол в Канаде Д. Коэн подчёркивал необходимость приоритетного внимания Канады к воздушной и морской обороне Арктики [12].
47 При выполнении морской функции НОРАД для правительства Дж. Трюдо оказываются как нельзя кстати патрульные корабли ледового класса. Проект по строительству шести таких судов, способных плавать во льдах толщиной до одного метра, был объявлен Харпером ещё в июле 2007 г. [Володин Д.А. 2008]. По состоянию на август 2022 г. три судна уже построены и переданы военно-морским силам. Более того, Дж. Трюдо расширил этот проект: помимо шести судов для ВМС ещё два аналогичных судна будут построены для канадской Службы береговой охраны. В 2023 г., после многочисленных задержек, должна быть достроена глубоководная пристань в Нанисивике (остров Баффинова Земля), где будут дозаправляться топливом эти суда [7]. Это, а также обширная программа по строительству новых ледоколов и военно-морских судов, позволяет Канаде рассматриваться в глазах Вашингтона как ценный игрок в том, что касается морского измерения НОРАД.
48 Возможно, в этом контексте – желании США усилить наблюдение за морскими подступами к Северной Америке – стоит рассматривать инициативу Великобритании по оказанию военной помощи Канаде в Арктике. Причём публично это было объявлено (сентябрь 2021 г.) только после многомесячного молчания канадской стороны на соответствующее предложение, переданное по официальным каналам [1]. Первое, что приходит на ум, когда речь идёт о тех военных возможностях, которые Великобритания может предложить и которые отсутствуют у Канады, это атомные подводные лодки. В отличие от дизельных подводных лодок, которым необходимо регулярно всплывать для перезарядки аккумуляторов, подлодки с ядерной энергетической установкой могут оставаться в подводном положении неограниченное время и в силу этого более эффективно вести наблюдение в покрытых льдами водах Арктики. Конечно, на первый взгляд, более логичным выглядело бы, если бы такую помощь Канада получила от её ближайшего соседа и важнейшего союзника – Соединённых Штатов, имеющих собственные атомные подводные лодки. Однако в Вашингтоне хорошо знают, как болезненно реагирует Канада на любое появление американских судов в её арктических водах. Два таких плавания (танкера «Манхэттен» в 1969 г. и ледокола «Полар Си» в 1985 г.) через Северо-Западный проход – морской путь из Атлантического в Тихий океан между островами Канадского арктического архипелага – вызвали кризисы в канадско-американских отношениях. В этих условиях Вашингтон мог посчитать, что реакция Канады будет более благожелательной, если подобное предложение будет исходить от Великобритании. Канада, однако, отвергла масштабное военное сотрудничество с Великобританией в Арктике. Вместо этого двумя странами в октябре 2021 г. было подписано соглашение о стажировках британских моряков на канадских ледоколах [3].
49 В 2022 г. идея военно-морского сотрудничества Канады и Великобритании в Арктике получила некоторое развитие. В июне первое плавание в Канаду совершило единственное ледокольное судно в британских ВМС – патрульный корабль «Протектор». Ещё месяц спустя стало известно, что в британскую дипломатическую миссию в Оттаве будет направлен новый сотрудник, бывший офицер ВМС, занимавшийся вопросами безопасности Арктики [22].
50 Помимо усиления военного сотрудничества с США и (в меньшей степени) с Великобританией в Арктике в 2022 г. открылись новые возможности для такого сотрудничества Канады со странами Северной Европы. Наиболее важное значение в этом плане имеет предстоящее вступление в НАТО Финляндии и Швеции. Как только эти две страны объявили в апреле 2022 г. о своём желании вступить в альянс, канадское правительство заявило о поддержке их кандидатур. Канада быстрее всех ратифицировала протоколы о присоединении Финляндии и Швеции к НАТО. Таким образом, наряду с сотрудничеством с этими двумя скандинавскими странами по гуманитарным вопросам в рамках Арктического совета у Канады появилась отдельная площадка для сотрудничества с ними по военным вопросам. Приём в альянс Финляндии и Швеции создаст ситуацию, когда все государства Арктического совета, за исключением России, будут членами НАТО. Это облегчает этим странам координацию своих военных усилий в Арктике, при этом снижаются финансовые издержки и увеличивается эффективность использования военных сил в регионе.
51 В 2022 г. у Канады улучшились возможности для военного сотрудничества в Арктике и с Данией. В июне 2022 г. был разрешён многолетний территориальный спор между этими странами за остров Ханс, расположенный между канадским островом Элсмир и Гренландией. Канада и Дания решили поделить остров. Объявляя об этом решении, министры иностранных дел двух стран специально подчёркивали этот случай, как пример мирного разрешения территориальных споров.
52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

53 В целом, переход украинского кризиса в военную фазу в 2022 г. несколько неожиданно повлиял на военную политику Канады. Вместо увеличения военных обязательств в Европе, связанных с членством страны в НАТО, ещё больше усилилось североамериканское измерение в военной политике Канады. Фактически канадское руководство использовало боевые действия в Европе, чтобы начать вместе с США дорогостоящий проект по модернизации их совместного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки. Размещение на своей территории новой системы наблюдения НОРАД и закупка истребителей F-35 означают участие в защите Северной Америки от крылатых и гиперзвуковых ракет. Сохраняется возможность поддержки Канадой и противоракетной обороны от баллистических ракет.
54 Нарастание противостояния между Россией и Западом в 2022 г. укрепило отношения Канады со своими союзниками в Арктике. Вхождение в НАТО Финляндии и Швеции не только увеличит количество военных союзников Канады в регионе, но это важно для неё и в качественном отношении: на протяжении многих лет эти две страны сохраняли нейтралитет, и в этом смысле они рассматриваются в Канаде как «голуби», страны-единомышленники, с которыми можно выступать единым фронтом как внутри группы арктических союзников, так и в рамках НАТО в целом.

Библиография

1. Brewster M. Britain Offers Canadian Military Help to Defend the Arctic. CBC, 24.09.2021. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/britain-uk-canada-arctic-defence-submarines-russia-china-1.6187347 (accessed 21.08.2022).

2. Brewster M. Trudeau Tours NATO Base, Announces Renewal of Canadian Mission in Latvia. CBC. 8.03.2022. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/ukraine-russia-trudeau-nato-1.6377072 (15.08.2022).

3. British Royal Navy, Canadian Coast Guard Sign Deal on Arctic Co-Operation, Training. The Globe and Mail, 8.10.2021. https://www.theglobeandmail.com/canada/article-deal-signed-between-british-royal-navy-canadian-coast-guard-on-arctic/ (accessed 21.08.2022).

4. Canada and Latvia Sign Joint Declaration to Augment NATO’s Enhanced Forward Presence Latvia. 29.03.2022. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2022/06/canada-and-latvia-sign-joint-declaration-to-augment-natos-enhanced-forward-presence-latvia.html (15.08.2022).

5. Chase S., Brethour P. Canada Eyes New Era of Defense Spending. The Globe and Mail, 6.04.2022.

6. Chase S. Canada to Help Modernize NORAD: Defense Minister. The Globe and Mail, 12.03.2022.

7. Chase S. Long-Delayed Naval Facility in the High Arctic Now Postponed to 2023. The Globe and Mail, 30.03.2022. Available at: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-long-delayed-naval-facility-in-the-high-arctic-now-postponed-to-2023/ (accessed 21.08.2022).

8. Chase S. NORAD Upgrade Revives Debate on Missile Defence. The Globe and Mail, 22.06.2022.

9. Chase S. North Warning System Not Able to Respond to Latest Missile Tech. The Globe and Mail, 22.03.2022.

10. Gallant J. New Approach Sought for Defense of Arctic. The Toronto Star, 1.04.2022.

11. Gillies R. Canada Picks the F-35 in Fighter Replacement Competition. Defense News, 28.03.2022. Available at: https://www.defensenews.com/air/2022/03/28/canada-picks-the-f-35-in-fighter-replacement-competition/ (accessed 21.08.2022).

12. Hall Ch. U.S. ambassador says he’s confident Canada will strengthen its defences in the Arctic. CBC, 23.04.2022. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/canada-arctic-defence-norad-russia-china-1.6428066 (21.08.2022).

13. Joint Statement on NORAD Modernization. 14.08.2021. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2021/08/joint-statement-on-norad-modernization.html (accessed 16.08.2022).

14. Korda M. Canada Shouldn’t Join U.S. Missile Defense Program. The Toronto Star, 20.05.2022.

15. McCharles T. Ottawa to Expand Mission, Send “Non-Lethal” Aid to Kyiv. The Toronto Star, 27.01.2022.

16. Missile Defense Review. Executive Summary. – Washington: Department of National Defense, 2019, p. xiii.

17. North American Aerospace Defense Command (NORAD). Backgrounder. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2022/06/north-american-aerospace-defense-command-norad.html (accessed 21.08.2022).

18. Otis D. North America Vulnerable to Russian and Chinese Weapons: NORAD Commander. CTV-News, 19.03.2022. Available at: https://www.ctvnews.ca/canada/north-america-vulnerable-to-russian-and-chinese-hypersonic-weapons-norad-commander-1.5825995 (accessed 16.08.2022).

19. Passifiume B. Canada Falling Behind on NATO Spending Target. The National Post, 29.06.2022.

20. Pugliese D. Canada Planning $1B Radar Project. The Ottawa Citizen, 25.04.2022.

21. War Shows Need to Bolster Our Air Defences: NORAD Official. The Globe and Mail, 18.03.2022.

22. Woolf M. British High Commission to Welcome Military Specialist on Russia’s Threat to Arctic. The North Bay Nugget, 28.07.2022

23. Володин Д.А. 2008. Правительство С. Харпера и защита суверенитета Канады в Арктике. США  Канада: экономика, политика, культура. № 12. С. 35–50.

24. Володин Д.А. 2019. Канадско-американские отношения в сфере обороны при администрации Д. Трампа. Россия и Америка в XXI веке. Спецвыпуск. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005279-3-1/ (accessed 21.08.2022). DOI: 10.18254/S207054760005279-3

25. Исраелян Е.В. 2022. Канада и ситуация вокруг Украины. Россия и Америка в XXI веке. № 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760019821-0-1/ (accessed 21.08.2022). DOI: 10.18254/S207054760019821-0

26. Комкова Е.Г. 2022. Канадско-американские отношения в первый год президентства Дж. Байдена: ожидания и реальность. Россия и Америка в XXI веке. № 1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760018847-8-1/?sl=ru (accessed 16.08.2022). DOI: 10.18254/S207054760018847-8

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести