Challenges and Risks of Social Security in the US at the Beginning of the 2020s
Table of contents
Share
QR
Metrics
Challenges and Risks of Social Security in the US at the Beginning of the 2020s
Annotation
PII
S268667300025833-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liudmila Lebedeva 
Affiliation: Arbatov U.S. and Canada Institute Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
5-17
Abstract

Protecting the social security of the American households has been in the process of transformation, meeting more and more long-term challenges like demographic, financial; and facing new threats for well-being, like inflation. Though inflation doesn't dominate Americans' worries as the most important problem facing the country, Polls show the growing part of householders having problems with paying the bills; worrying a great deal about inflation, the availability and affordability of energy etc. The proposed Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023 contains a wide-ranging list of government social spending initiatives, but the worries of Americans about the government regulation and social issues remain.

Keywords
social policy, public opinion, Budget of the U.S. Government
Received
12.12.2022
Date of publication
27.02.2023
Number of purchasers
12
Views
247
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Новые вызовы рубежа второго – третьего десятилетий XXI века, связанные с эпидемиологической ситуацией, с увеличением востребованности государственной поддержки американских домохозяйств на фоне резко возросшего дефицита американского бюджета усиливаются инфляционной динамикой, остающейся высокой волатильностью доходов, неопределённостью реализации социальных планов действующей администрации.
3 Первые два года президентства Джозефа Байдена не приблизили страну к решению стратегически значимых социальных задач в новых финансово-экономических, геополитических условиях. Ноябрьские выборы в Конгресс 2022 г., когда республиканцам удалось получить в Палате представителей 222 места против 213 у демократов; а в Сенате демократы получили 51 место (из 100), подтвердили глубокий политический раскол, при котором законодательное утверждение мер социального характера остаётся проблематичным, впрочем, как и обеспечение их устойчивой общественной поддержки. Неопределённость в направлениях и скорости изменений в системе социальной поддержки населения сама по себе стала риском для стабильного обеспечения миллионов американских домохозяйств.
4

ПЕРЕД НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

5 В течение второй половины прошлого столетия гарантии поддержки населения, основанные на действующем законодательстве, носили в Соединённых Штатах предсказуемый характер. На разных этапах развития американского общества под влиянием социально-демографических тенденций, финансово-экономической ситуации ставился вопрос о необходимости реформирования государственной системы поддержки населения, основы которой были заложены в эпоху Ф. Рузвельта. В последующий период предпринимались попытки их пересмотра, в том числе в годы республиканской администрации Р. Рейгана, как в направлении оптимизации полномочий между разными уровнями власти, так и условий предоставления государственной помощи нуждающимся. А в период демократической администрации У. Клинтона был принят закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» (1996 г.), который ограничил её получение для трудоспособных лиц. В этом же русле происходили изменения социальных функций государства в период президентства Д. Трампа; нацеленные на постепенный отход от спонсорства из бюджетных средств, пересмотр приоритетов их распределения на фоне расширения использования рыночных механизмов в социальной сфере.
6 Нарастающие демографические изменения, последствия глобального кризиса конца первого десятилетия текущего века, проблемы доступности для ряда групп работников социальных планов работодателей, безусловно, усилили обеспокоенность американцев вопросами государственных выплат на страховой и бюджетной основе.
7 Продолжение ставших привычными и ожидаемыми – по истечении первых двух лет борьбы с волнообразным распространением коронавирусной инфекции – массовых выплат из бюджетных средств, отсрочки налоговых платежей, иных мер помощи, носивших чрезвычайный характер, стало проблематичным. После масштабных бюджетных расходов на эти цели в условиях пандемии и её последствий в 2020 г., общая сумма государственных трансфертов населению в 2021–2022 гг. постепенно снижалась с 5,9 млрд долл. (в годовом измерении) в I квартале 2021 г. до 3,9 млрд долл. в IV квартале 2021 г. и 3,88 млрд долл. в I квартале 2022 г. [1]. В представленном президентом Джозефом Байденом бюджете правительства США на 2023 фин. г. [2] содержатся предложения по общей сумме расходов в объёме 5,8 трлн долл.
8 В то же время в 2021–2022 гг. американцам пришлось столкнуться с почти забытыми для них темпами инфляции, при том, что молодые поколения разве что слышали о таких её значениях от старших.
9 Скачкообразные колебания в динамике реальных потребительских расходов американцев наблюдаются с 2020 г. и по товарам, и по услугам, отражая многовекторное затяжное влияние внешних и внутренних трансформаций на жизнедеятельность домохозяйств, их решения, приоритеты, потребительские ориентиры.
10 Поквартальная динамика реальных потребительских расходов американцев на рубеже второго-третьего десятилетий показывает широкий диапазон их колебаний, которые зафиксированы и после ослабления пандемии в период президентской администрации Дж. Байдена в 2021–2022 гг. (табл. 1).
11

Таблица 1

Динамика реальных потребительских расходов: процент изменения к предыдущему периоду

Период Реальные потребительские расходы, товары, % Реальные потребительские расходы, услуги, % Реальные потребительские расходы, всего, %
2019, I квартал 1,3 0,3 0,6
2019, II квартал 7,0 2,0 3,6
2019, III квартал 4,9 2,4 3,2
2019, IV квартал 1,8 1,7 1,7
2020, I квартал 0,3 -10,0 -6,9
2020, II квартал -10,0 -42,4 -33,4
2020, III квартал 49,5 37,5 41,4
2020, IV квартал -0,3 5,3 3,4
2021, I квартал 27,4 3,9 11,4
2021, II квартал 13,0 11,5 12,0
2021, III квартал -8,8 8,2 2,0
2021, IV квартал 1,1 3,3 2,5
2022, I квартал -0,3 3,0 1,8
2022, II квартал -2,6 4,6 2,0
2022, III квартал -1,2 2,8 1,4

Percent Change From Preceding Period in Real Personal Consumption Expenditures by Major Type of Product. BEA 2022. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1922=survey (accessed 10.12.2022).

12 С 2021 г. «пандемические» осложнения на потребительском рынке усугубляются инфляцией: по данным на январь 2022 г. рост цен на продовольствие составил 6,3%, на бензин – 49,6% [3]. Однако и при снижении инфляции в повестке остаются отложенные последствия «инфляционного шока», которые усиливаются нестабильностью на мировых рынках продовольствия, энергоносителей, сырья; нарушением функционирования производственных цепочек. В начале 2022 г. в Соединённых Штатах инфляция составила 8,5%, в сравнении с соседними Канадой (5,7%) и Мексикой (7,5%) [4]. Проблемы инфляции, обещания постепенного замедления роста цен постоянно присутствовали в выступлениях Дж. Байдена [5]. Инфляционный эффект может иметь нарастающий характер по своему влиянию на потребительское поведение, учитывая сохраняющуюся неопределённость экономической ситуации в стране и на мировых рынках.
13 Особо стоит учитывать восприятие американцами возвращения инфляции в силу их энергоёмкого потребления, когда рост цен на бензин, отопление, другие виды энергии беспокоит их не в меньшей степени, чем подорожание продуктов. В начале 2022 г., согласно опросам, около половины респондентов (47%) «в значительной степени» были обеспокоены стоимостью, доступностью энергии. [6]. Это существенно превышает аналогичный показатель 2021 года (37%) и более чем вдвое превышает его значение в 2020 году.
14 Современная геополитическая ситуация, рост цен на энергоресурсы и их нестабильность актуализирует «расширенный подход к понятию общественных благ, в соответствии с которым энергетическая безопасность рассматривается как их разновидность» [Клинова М.В. 2022: 110]. Ситуация с реальным и ожидаемым ростом цен на энергоресурсы, их волатильностью имеет особое значение для американцев в силу сложившихся элементов их потребления, жизнедеятельности. Даже если бы в американских домохозяйствах захотели снизить потребление энергии, отказавшись от высокомощных холодильников, кондиционеров, иных бытовых приборов; на приобретение и установку новых, менее энергоёмких, необходимы дополнительные средства. Кроме того, определённые трудности при подобной замене, могут возникнуть в многоквартирных домах с централизованными установками кондиционеров, стирально-сушильных машин и т.п.
15 Увеличение цен на энергоносители в конечном счёте ведёт к повышению затрат на производство, транспортировку, установку, обслуживание, хранение продукции. Для оценки влияния прогрессирующей и ожидаемой инфляции на американские домохозяйства важно иметь также в виду различия её эффектов по доходным, возрастным, иным группам населения [7]. Как показано в ряде исследований, в том числе Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics), низкодоходные домохозяйства в наибольшей степени подвержены негативному влиянию инфляции; их потребительские корзины испытывают более значительное её воздействие, чем в среднем.
16 Различия в эффектах инфляции выявляются свыше полувека. Ещё в конце 60-х годов прошлого столетия отмечалось, что остаётся мало сомнений – именно «малоимущие в наибольшей степени страдают от инфляции» [8]. Уровень инфляции имеет особое значение для низко- и среднедоходных групп населения в силу структурных особенностей их потребления; когда на первоочередные нужды у этих групп приходится более значительная часть потребительских расходов, чем у высокодоходных домохозяйств. Низкодоходные домохозяйства тратят на первоочередные нужды 77% доходов – более чем в 2 раза больше, чем высокодоходные домохозяйства (31%). Соответственно, у них остаётся меньше возможностей для замены продуктов и услуг на менее дорогие; для изменения потребительского поведения с учётом ценовой динамики. Близкое по значениям распределение было выявлено и в результате опросов населения относительно расходования государственной помощи в период пандемии [9], когда у 70% американцев с годовым уровнем дохода, почти в 3 раза превышающем черту бедности, полученные государственные выплаты предполагалось использовать на оплату первоочередных нужд.
17 В период второго года президентства Дж. Байдена снижение инфляции стало для его администрации одной из наиболее важных задач [10]. Уже в январе 2022 г. был зафиксирован самый высокий за последние 40 лет уровень инфляции [11], с опережающим ростом цен на продовольствие, электричество, жилье. В марте 2022 г. инфляция в годовом измерении достигла в США 8,5% – максимального значения с декабря 1981 года [12]; на продукты питания – 8,8%, максимального значения с мая 1981 года. В июле инфляция в США достигла 9,1%, а в начале августа в Сенате начались обсуждения мер по сокращению инфляции, которые предусматривали дополнительные расходы, а также повышение налогов для крупных корпораций, поддерживаемое демократами.
18 Фактором усиления новых вызовов социальной защищённости населения стало также снижение доступности социальных планов (работодателей) для работников в условиях меняющейся ситуации на рынке труда, при том, что участие в таких планах и ранее было крайне неравномерным. Снижение безработицы в 2021–2022 гг., безусловно, способствовало ослаблению рисков неблагополучия домохозяйств. Вместе с тем наблюдается длительное сокращение доли экономически активного населения [13], что объясняется не только влиянием пандемии со всеми её последствиями; но также долгосрочными трендами, связанными со структурными особенностями демографической динамики, воздействием научно-технологических сдвигов, процессами цифровизации, и автоматически снижает участие населения в государственных и частных социальных планах [14]. Важное значение указанной тенденции в контексте социальной защищённости населения обусловлено тем, что трудовая активность, помимо текущего дохода, обеспечивает доступ к различным видам государственного и частного социального страхования.
19 Особое значение для обеспечения доходов домохозяйств с середины прошлого века приобрела система государственного пенсионного страхования, в рамках которой в 2022 г. пенсии получали 64,9 млн американцев (около пятой части населения страны) [15], включая как самих застрахованных работников, вышедших на пенсию, так и их иждивенцев; а также потерявших кормильца, инвалидов.
20 В течение десятилетий гарантии поддержки доходов населения достигались в Соединённых Штатах не только прямыми финансовыми выплатами из государственного бюджета, но и созданием системы государственного социального страхования; укреплением правовой среды, стимулирующей личную ответственность граждан за своё благополучие. Вплоть до начала текущего столетия доля государственных выплат из федерального бюджета (включая программы страхования) в доходах американских домохозяйств не превышала 12%. Заметный рост данного показателя (до 18%) был отмечен в период глобального кризиса конца первого десятилетия и в период пандемии [16]. При этом основную часть государственных выплат (за исключением периода чрезвычайной помощи в борьбе с пандемией 2020–2021 гг.) составляют трансферты в рамках страховых программ.
21 Выплаты по государственной пенсионной программе стали значимым фактором снижения бедности, сглаживания наиболее острых форм неравенства, расширения доступности первоочередных товаров и услуг – не только для лиц пенсионного возраста, но также для представителей более молодых поколений, в том числе тех, кто потерял кормильца, утратил трудоспособность.
22 Реализация государственной программы пенсионного страхования стала ключевым фактором длительного и устойчивого сокращения бедности в стране. К началу третьего десятилетия доля лиц с доходом ниже черты бедности среди лиц 65 лет и старше составляла 9,0% (2020 г.); без государственных пенсий этот показатель составил бы 37,8% (табл. 2).
23 Таблица № 2
24 Влияние государственной программы пенсионного обеспечения на уровень бедности в начале третьего десятилетия
Возрастная группа Доля лиц с доходом ниже черты бедности, без учёта государственной программы пенсионного обеспечения, % Доля лиц с доходом ниже черты бедности, с учётом государственной программы пенсионного обеспечения, % Число лиц, увеличивших доходы выше черты бедности за счёт выплат по государственной пенсионной программе, тыс. человек
Все возрастные группы 18,3 11,4 22 457
До 18 лет 17,4 16,1 977
18-64 года 13,2 10,4 5 383
65 лет и более 37,8 9,0 16 097
Social Security Lifts More People above the Poverty Line than Any Other Program, cbpp, April 19, 2022.
25 Таким образом, в отсутствие государственных страховых пенсий число лиц 65 лет и старше, имеющих право на дополнительный гарантированный доход из бюджетных средств, иные виды поддержки, увеличилось бы на 16 097 тыс. человек, что создало бы существенную дополнительную нагрузку на расходную часть федерального бюджета Соединённых Штатов. Выплаты в рамках рассматриваемой программы – в силу её условий получают и взрослые лица до пенсионного возраста, и дети. В результате получения государственных пенсий 22,5 млн человек (по всем возрастным категориям) имеют доход выше черты бедности. Однако финансовая устойчивость данной программы – в зоне риска истощения ресурсов; с 2018 г. поступления превышают выплаты.
26

БЮДЖЕТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НА 2023 фин. г.

27 Как было показано ранее, «осуществление социальной повестки президентства Дж. Байдена сталкивается с бюджетными ограничениями, с проблематичностью законодательного утверждения предложений действующей администрации в силу политического раскола; усиливающего непредсказуемость принятия долгосрочных решений, в том числе в социальной сфере» [Лебедева Л.Ф. 2022: 34].
28 В представленном президентом Дж. Байденом бюджете правительства США на 2023 фин. г. содержатся предложения по расходам в объёме 5,8 трлн долл. (табл. 3).
29

Таблица 3

Динамика доходов и расходов федерального бюджета США

Финансовые годы Доходы, млн долл. Расходы, млн долл. Профицит/ Дефицит, млн долл.
2000 2 025 191 1 788 950 236 241
2010 2 162 706 3 457 079 -1 294 373
2015 3 249 890 3 691 850 - 441 960
2016 3 267 965 3 852 615 - 584 650
2017 3 316 184 3 981 630 - 665 446
2018 3 329 907 4 109 045 - 779 138
2019 3 463 364 4 446 956 - 983 592
2020 3 421 164 6 553 603 -3 132 439
2021 4 047 112 6 822 449 -2 775 337
2022 оценка 4 436 626 5 851 576 -1 414 950
2023 оценка 4 638 192 5 792 048 -1 153 856
2024 оценка 4 874 415 6 075 220 -1 200 805
2025 оценка 5 076 327 6 406 034 -1 329 707

Budget of the United States Government, Fiscal Year 2023. Wash., 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 06.12.2022).

30 По представленным в проекте федерального бюджета на 2023 фин. г. оценкам основным фактором снижения бюджетного дефицита на 2 трлн долл. в сравнении с 2020 фин. г. и более чем на 200 млрд долл. в сравнении с 2022 фин. г., должно стать сокращение расходов. В год следующих президентских выборов (2024) дефицит федерального бюджета по прогнозу должен быть примерно в 2,5 раза меньше, чем в 2020 фин. г. [17]. При этом расходы на человеческие ресурсы планируются в объёме 4 166 млрд долл., что почти на 150 млрд долл. меньше, чем в 2022 фин. г. и более чем на 500 млрд долл. меньше, чем в 2021 фин. году.
31 Указанные бюджетные параметры были обозначены на фоне снижения реального ВВП (в % к предыдущему периоду) после увеличения в 2021 г. на 6,3% в I квартале, на 6,7% во II квартале, на 2,3% в III и на 6,9% в IV кварталах; в 2022 г. наблюдалось сокращение в I квартале на 1,6%, во II квартале на 0,9% [18].
32 В условиях неопределённости долгосрочных перспектив системы социальной защиты, охватывающей страховые программы и помощь из бюджетных средств, в начале августа (8 августа) Сенат Соединённых Штатов проголосовал за принятие законопроекта «О снижении инфляции» с объёмом расходов 430 млрд долл. (51 голос за и 50 против, с учётом решающего голоса вице-президента). Уже спустя неделю, 16 августа, закон был подписан президентом США Джозефом Байденом. Согласно данному закону средства должны быть направлены на развитие «зелёной» энергетики и здравоохранение.
33

ВОСПРИЯТИЕ АМЕРИКАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

34 Риски финансовой стабильности государственного социального страхования и, соответственно, сохранения условий выплат; снижение (или прекращение получения по истечении их срока) ставших ожидаемыми разовых пособий в борьбе с пандемией и её последствиями; неопределённость выполнения социальных обещаний демократической администрации на фоне «забытых» темпов инфляции в полной мере нашли отражение в динамике общественного восприятия принимаемых мер в Соединённых Штатах, используемых регуляторов.
35 В меняющихся глобальных политической и экономической системах удовлетворённость американцев правительственным регулированием упала в начале 2022 г. до 28% (с 36% в 2021 г. и 41% в 2020 г.) [19], став самой низкой с 2016 года.
36 В течение первых трёх месяцев 2022 г. доля респондентов, считающих важными проблемами в стране инфляцию, возросла более чем в 2 раза, состояние экономики – почти в 2 раза (табл. 4).
37

Таблица 4

Наиболее важные проблемы в стране, I квартал 2022 г., % респондентов

Проблемы Январь Февраль Март
Инфляция 8 10 17
Состояние экономики 6 11 11
Разрыв между богатством и бедностью 1 2 2
Недостаток денежных средств 2 1 1
Политика правительства 23 20 22
Расово-этнические отношения 5 4 5
Иммиграция 4 8 5
Коронавирус 20 13 3

Inflation dominates Americans economic concerns. March 1-18 Gallup survey. Available at: >>>> (accessed 20.12.2022).

38 Обеспокоенность «в высокой степени» возродившейся инфляцией затронула даже высокодоходные группы населения (58% респондентов). В исследовании Института Гэллапа (Gallup) 2022 года доминирующим беспокойством среди американцев выявлена инфляция: 83% респондентов обеспокоены инфляцией, в том числе 59% «в значительной степени»; 83% – проблемами недоедания, бездомности, в том числе 52% «в значительной степени». Близкие значения обеспокоенности отмечены относительно состояния экономики – 87% (58% «в значительной степени»); доступности энергосбережения – 77% (47% «в значительной степени») [20]. Опросы 2022 г. подтверждают также возросшую обеспокоенность американцев состоянием личных финансов – по тем же опросам 40% респондентов были обеспокоены нехваткой средств на оплату обычных текущих счетов (в 2021 г. – 32%); 52% – возможностью поддерживать привычный образ жизни (45% в 2021 г.); 63% – недостатком средств для жизни на пенсии (58% в 2021 г.) [21].
39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40 Ожидаемое с начала президентства Дж. Байдена принятие решений по модернизации национальной социально-экономической модели остаётся преимущественно в неопределённом состоянии, а обозначенная действующей демократической администрацией траектория развития социальных планов, реализация ключевых социальных инициатив, рассчитанных на перспективу, «желаемой». Сложившиеся в начале третьего десятилетия для жизнедеятельности американских домохозяйств реалии актуализировали переосмысление всей системы государственной защиты населения, включая как бюджетные выплаты, различные виды поддержки малоимущих, обеспечение их жизненно значимыми услугами; так и доступность социального страхования. Возрастающая, судя по опросам, обеспокоенность американцев возможностью поддерживать привычный образ жизни, а для значительной части и нехваткой средств на оплату текущих счетов, требует принятия назревших решений. Но модернизация основ социальной модели Соединённых Штатов в условиях новых технологических, эпидемиологических, экономических вызовов, её приближение к новым общественным потребностям остаётся задачей на предстоящие десятилетия.

References

1. Government Current Receipts and Expenditures. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=3&isuri=1&1921=survey&1903=86 (accessed 10.12.2022).

2. Budget of the United States Government, Fiscal Year 2023. Wash., 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 10.12.2022).

3. Consumer Price Index – December 2021. U.S. Bureau of Labor Statistics, 12.01.2022.

4. Inflation-rate. Available at: https://take-profit.org/en/statistics/inflation-rate/united-states/ (accessed 12.12.2022).

5. Inflation jumps. Available at: https://sputniknews.com/20220210/us-inflation-jumps-75-percent-hitting-40-year-high--1092914534.html (accessed 20.11.2022).

6. Americans energy worries. Available at: https://news.gallup.com/poll/391319/americans-energy-worries-surge.aspx (accessed 20.11.2022).

7. Variation in the Inflation Experiences of Households. Federal Reserve, April 05, 2022. Available at: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/brainard20220405a.htm (accessed 28.11.2022).

8. Ibidem.

9. Half in U.S. Plan to Spend Relief Money on Bills, Essentials (2020). Gallup. Available at: https://news.gallup.com/poll/308177/half-plan-spend-relief-money-bills-essentials.aspx (accessed 20.11.2022).

10. The Federal Reserve and Inflation. March 21, 2022. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11868 (accessed 20.11.2022).

11. US inflation reached highest level. Available at: https://www.theguardian.com/business/2022/feb/10/us-inflation-reached-highest-level-40-years-january (accessed 20.11.2022).

12. United States inflation. Available at: https://tradingeconomics.com/united-states/inflation-cpi (accessed 24.11.2022).

13. Employment Situation. December 2021. U.S. Bureau of Labor Statistics. 07.01.2022. 43 r.

14. Social Security Administration. Fast facts. Available at: https://www.ssa.gov/policy/docs/chartbooks/fast_facts/index.html (accessed 12.12.2022).

15. Social Security Administration. Fast facts. Available at: https://www.ssa.gov/policy/docs/chartbooks/fast_facts/index.html (accessed 10.12.2022).

16. National Income and Product Accounts Summary. BEA 2021. Available at: https://apps.bea.gov/scb/2020/02- selected-nipa-tables.pdf (accessed 10.12.2022).

17. Budget of the United States Government, Fiscal Year 2023. Wash., 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 10.12.2022).

18. Real GDP. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1922=survey (accessed 12.12.2022).

19. Low Satisfaction With U.S. Gov't Regulation of Businesses. Available at: https://news.gallup.com/poll/389519/low-satisfaction-gov-regulation-businesses.aspx (accessed 10.12.2022).

20. Inflation Dominates Americans' Economic Concerns .2022. Available at: https://news.gallup.com/poll/391220/inflation-dominates-americans-economic-concerns-march.aspx (accessed 06.12.2022).

21. American financial worries. Available at: https://news.gallup.com/poll/392432/americans-financial-worries-tick-past-year.aspx (accessed 06.12.2022).

22. Klinova M.V. 2022. Gosudarstvo i ehnergeticheskaya bezopasnost' v mire i Evrope kak obschestvennoe blago. Voprosy ehkonomiki. № 6. S. 110-125. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-6-110-125

23. Lebedeva L.F. 2022. Sotsial'naya povestka Bajdena. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. №2. S. 24-35. DOI: 10.31857/S268667302202002X

Comments

No posts found

Write a review
Translate