Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Аннотация
Код статьи
S268667300029703-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шкробтак Игорь Олегович 
Должность: старший научный сотрудник отдела военно-политических исследований
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
67-76
Аннотация

Данное исследование посвящено анализу состояния и перспектив американо-британского сотрудничества в области оборонно-промышленного комплекса после начала российской специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. Акцентировано внимание на концептуальном изменении развития ОПК США и Соединённого Королевства в свете принципиально иного характера конфликта, который не предусматривался в стратегиях развития вооружённых сил и Вашингтона, и Лондона. В исследовании констатируется необходимость воссоздания полных цепочек производства в области оборонно-промышленного комплекса, новых фундаментальных исследований для нейтрализации стоящих перед национальной безопасностью двух стран вызовов. В работе выявлены характерные черты для ОПК Великобритании и США - как преимущества, так и недостатки. Среди выявленных недостатков наиболее важными представляются разделение производства, значительная доля иностранных комплектующих и возможность утери технологий вследствие банкротства или закрытия предприятия. В конечном счёте, и британский, и американский ОПК в целях самосохранения и своего дальнейшего развития должны будут провести определённые изменения в свете происходящих процессов в международных отношениях и политике обороны и безопасности.

Ключевые слова
США, Великобритания, оборонно-промышленный комплекс
Классификатор
Получено
10.02.2023
Дата публикации
04.05.2023
Всего подписок
6
Всего просмотров
110
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАН СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

2 После начала российской специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. характер современных конфликтов изменился самым радикальным образом. Вместо кратковременных ограниченных операций специальных сил, как это предполагалось военным и политическим руководством Великобритании [1], появился феномен конфликта конца XIX – начала XX века, где решающее превосходство в живой силе, технике и, самое главное, огневой мощи, имеют фундаментальное значение.
3 Специальная военная операция стала первым вооружённым столкновением, где расход боеприпасов превысил таковой во время Второй мировой войны [2]. Текущий конфликт стал вызовом, прежде всего, для экономики, которая обеспечивает оборонно-промышленный комплекс. Главным образом, это касается европейских стран, которые обладают значительной зависимостью (особенно в области энергоресурсов и материалов) производства от внешних поставщиков и экономических взаимосвязей.
4 Ситуацию серьёзно осложняет деиндустриализация ряда отраслей ОПК – практически никто из стран – членов НАТО не в состоянии, в данный момент, производить танки и тяжелобронированную технику хотя бы относительно самостоятельно [3]. Такими странами являются США, ФРГ и Турция, остальные производители находятся в той или иной степени зависимости от внешних поставщиков.
5 Фундаментальным изъяном современного ОПК в целом является зависимость от внешних поставок редкоземельных и цветных металлов, газов неона, криптона и ксенона, полупроводниковых элементов и подобных видов продукции для производства сложной электронной техники [4]. Практически все полупроводники производятся лишь в КНР, Южной Корее, ФРГ, США и Японии [5]. Без подобного рода электроники, создание современных систем наведения, разведки, обзора и обработки данных невозможно и требует крайне высокого уровня кооперации.
6 Однако главной проблемой является невозможность налаживания массового производства военной продукции. Опыт проведения российской специальной военной операции показал, что в подобном противостоянии требуется гораздо больше ресурсов для ведения боевых действий с обеих сторон. Ежедневный расход боеприпасов с обеих сторон таков, что превышает производство и в США, и в других странах НАТО [6].
7 Кроме того, следует отметить, что вооружение Североатлантического альянса в силу своих концептуальных характеристик не соответствует условиям военных действий, заданных специальной военной операцией. Украинские вооружённые силы отмечали перегрев стволов германских самоходных гаубиц, недостаточные ходовые характеристики американских лёгких буксируемых орудий и пр. [7]. Кроме того, претензии в области надёжности и срабатывания имеются и к бронетехнике, стрелковым и противотанковым комплексам. Присутствуют также нарекания к БПЛА турецкого производства и системам противовоздушной обороны [8].
8 Другими словами, от всего НАТО и, главным образом, основных производителей вооружений (США, Великобритании, Франции, ФРГ и связанных стран) потребуется пересмотр программ проектирования и производства военной продукции. Однако фундаментальное значение будет иметь изменение концепции формирования, комплектования и вооружения войск, а также долгосрочного планирования развития политики обороны и безопасности, в которую входит ОПК.
9 Изменение концепции развития оборонно-промышленного комплекса практически любой из стран НАТО может в себя включать два варианта: симметричное развитие ударных вооружений традиционных компонентов войск или ассиметричные меры. В существующих условиях первый вариант требует не только значительных экономических вложений, но и реорганизации всего производственного цикла, а также серьёзных изменений в области кадров, что, в свою очередь, влечёт коренные перемены в социальной политике.
10 Примером ассиметричных мер в условиях массированного позиционного конфликта может служить производство Ираном БПЛА-камикадзе, которые представляются достаточно эффективными против стратегических и оперативных целей и крайне дешёвыми, что делает их потери при массированном налёте практически безболезненными [Mohammad Eslami. 2022]. Примером подобного подхода может служить и применение тактических барражирующих снарядов в ходе специальной военной операции.
11 Тем не менее не следует рассматривать ассиметричные меры как полноценную замену налаживания массового производства традиционных средств поражения. Альтернативные виды вооружений – лишь необходимое дополнение, которое серьёзно увеличивает эффективность применения конвенциональных средств поражения на поле боя. Другими словами, реорганизацию ОПК западных стран в целом следует признать практически неминуемым процессом.
12 Вместе с тем он осложняется объективными факторами, такими как дефицит энергоносителей вследствие сложившегося энергетического кризиса [9], усиливающаяся инфляция [10] и утеря профессиональных компетенций [11]. Однако следует отметить, что вопрос сохранения и расширения оборонно-промышленного комплекса в странах НАТО является одним из насущных, прежде всего, для самих стран и для всей текущей политики обороны и безопасности. В противном случае дальнейшая деиндустриализация и, как следствие, сворачивание деятельности оборонно-промышленного комплекса приведёт к снижению значимости таких держав, как ФРГ, Великобритания и Франция.
13 В текущих условиях практически невозможно восстановить потоковое производство боеприпасов в силу необходимости радикального изменения экономического уклада, производственных цепочек и создания замкнутого цикла производства. Другими словами, существующая экономическая система столкнулась впервые с 1945 г. с возможностью ведения регулярных массированных боевых действий и оказалась к подобному развитию событий не готова.
14 На руку ведущим странам-производителям играют полный доступ к современным средствам проектирования и производства военной продукции (наиболее современная производственная база, математические модели испытаний, постоянно обновляемое лицензионное программное обеспечение, самое современное техническое оборудование), фундаментальная научно-техническая база (университеты, корпоративные отделы проектирования, частные компании) в области теории и практики разработки вооружений и возможность кооперации с другими государствами [12]. Однако серьёзные проблемы с поставками энергоресурсов имеют весьма значительное влияние на процесс массового производства, как и сама структура экономики.
15 Системные проблемы оборонно-промышленного комплекса западных стран сказываются не только на всём ОПК, но и секторально. В определённых видах военной продукции (к примеру, военно-морские силы) положение дел возможно назвать приемлемым, но в других (таких как бронетанковое производство) положение можно назвать затруднительным. На развитии производства военной продукции сказывается также отсутствие долгосрочного планирования и целеполагания.
16 Оборонно-промышленный комплекс стран Запада в целом, как и ОПК России, КНР и ряда других держав-производителей военной продукции, оказался перед возможностью реформирования. Остаётся открытым лишь вопрос о характере изменений, которые будут иметь место в данной отрасли для всех стран-производителей.
17

СОТРУДНИЧЕСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США В ОБЛАСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

18 Несомненно, самым важным союзником в данной сфере для Соединённого Королевства являются США, которые взаимодействуют с Великобританией по наибольшему спектру вопросов в области оборонно-промышленного комплекса. Интеграция касается даже самых важных технологических направлений, таких как ракетно-космические технологии, силовые установки и средства ядерного сдерживания [13]. Доверие, которое оказывается Вашингтоном Лондону в данной проблематике настолько велико, что речь идёт о полных пакетах данных, обслуживании, ремонте и хранении готовых изделий.
19 Кроме того, доступ британской стороны к американским оборонным технологиями находится на самом высоком уровне. Это касается и систем связи, и доступа к новейшим оборонным разработкам и, главное, это касается спецификаций, по которым изготавливаются образцы вооружений. Подобным допуском к военным разработкам США обладает лишь Израиль, что ещё раз показывает близость Великобритании как союзника для Соединённых Штатов.
20 Соединенное Королевство также экспортирует в США определённые технологии, компоненты и готовые образцы в оборонной сфере [14]. Наиболее важными разработками в области ОПК, поставляемыми Лондоном, являются изделия точного машиностроения, двигатели, специальные средства обеспечения безопасности. Значительное число разработок в авиакосмической, бронетанковой и кораблестроительной областях созданы совместно Великобританией и Соединёнными Штатами.
21 Стоит отметить, что сотрудничество США и Великобритании после брексита в области ОПК только увеличилось [Годованюк К.А., 2019]. В период президентства Д. Трампа был заключён ряд контрактов, которые ранее не рассматривались в Соединённом Королевстве серьёзно, но в силу необходимости и частичного разрыва связей через Евросоюз были приняты. К таким образцам можно отнести, например, истребители пятого поколения F-35, которые были приняты не только на вооружение.
22 Сотрудничество с Вашингтоном для Лондона также позволяет комплектовать свои оборонные комплексы самыми современными электронными комплексами слежения и целеуказания. Они делают британские оружейные системы одними из самых эффективных и современных. Так, фрегаты Type-26 с помощью американского радиоэлектронного вооружения должны будут стать одними из самых боеспособных и универсальных надводных кораблей.
23 Это же обстоятельство касается и британо-американских разведывательных и боевых авиационных систем, которые приняты на вооружение в Соединённом Королевстве. Но ресурсы и компетенции Вашингтона в области оборонно-промышленного комплекса далеко не безграничны. Следовательно, от Лондона требуется диверсификация направлений сотрудничества в области ОПК и в данном вопросе число возможных альтернативных партнёров довольно ограничено.
24 Основными направлениями сотрудничества Соединённого Королевства и США в области оборонно-промышленного комплекса являются:
25
  1. Точное машиностроение (включая производство стрелкового вооружения, боеприпасов, артиллерийских систем).
  2. Авиастроение (в частности, теоретические разработки планеров и двигателестроение).
  3. Приборостроение (в том числе РЛС, систем наведения, радиоэлектронной борьбы).
  4. Кораблестроение (оснащение РЛС, радиоэлектронными системами, комплексы ПВО и ПКР, СУО и пр.).
  5. Авиастроение (поставки комплектующих, готовых образцов, вооружения, систем обеспечения и обслуживания).
  6. Бронетанковая промышленность (создание готовых бронемашин, орудий, систем управления огнём, двигателей).
  7. Средства ядерного сдерживания (средства доставки, хранение, обслуживание).
26 Синергия ОПК двух стран позволяет создавать самостоятельные системы вооружения в данных отраслях, независящие от иностранных подрядчиков на стадии проектирования. Вместе с тем сотрудничество не может заместить отдельные комплектующие из цветных и редкоземельных металлов в целом ряде направлений. Это касается материаловедения в оборонной отрасли, где применяются материалы, механизмы и отдельные элементы из третьих стран.
27 Однако, несмотря на вышеописанное препятствие, сотрудничество Лондона и Вашингтона позволяет проектировать и выпускать самый широкий спектр военной продукции. Кроме того, отдельные виды разработок и производств американские компании могут отдать для выполнения не только собственным отделениям в Великобритании, но и самостоятельным компаниям, непосредственно находящимся в Соединённом Королевстве. Другими словами, можно говорить не только о высоком уровне кооперации, но и об определённом сращивании оборонно-промышленных комплексов двух стран. Этот феномен следует из постоянства взаимодействия между как различными разработчиками и производителями, так и между политическим руководством двух стран.
28 Возникает вопрос о месте ОПК США и Великобритании по отношению друг к другу. В определённом смысле в данном сотрудничестве существует разделение ролей в производстве и разработке вооружений и комплектующих, которое обусловлено не только несомненной разницей финансирования, потенциалов и ресурсов, но и экономическими и промышленными взаимосвязями. Великобритания плотнее связана с европейскими производителями и разработчиками, что позволяет, с одной стороны, диверсифицировать производство техники и не полностью зависеть от Вашингтона, с другой – пользоваться наработками других компаний и стран, специализирующихся на производстве военной техники [Приходько О.В., 2021].
29 В свою очередь, США представляют собой крупнейший военно-промышленный комплекс в мире и обладают ресурсами в производстве и проектировании, которые на порядок превосходят любой другой ОПК как в финансовой сфере, так и в возможностях производства. Но не все компетенции, которые могут быть нужны Вашингтону, имеются в наличии у Соединённых Штатов. Следовательно, американские производители также испытывают несомненную потребность в сотрудничестве с зарубежными производителями и разработчиками. И основным партнёром в данной отрасли как сторонний разработчик и производитель выступают компании из Соединённого Королевства. В результате обе страны увеличивают свои возможности в области ОПК, расширяют своё влияние на мировом рынке вооружений, повышают собственную военную мощь и научно-технический потенциал.
30 Вместе с тем существует ряд областей оборонно-промышленного комплекса обеих стран, которые требуют стороннего участия. Так, не все образцы бронетанковой техники могут быть произведены самостоятельно и в США, и в Великобритании. Следует отметить, что в Соединённом Королевстве производство танков полностью свёрнуто и, соответственно, у Лондона и Вашингтона есть лишь два выбора – или реанимация американских запасов танковой техники с хранения (что в долгосрочной перспективе конструкционный тупик в силу исчерпания резервов модернизации) или, что требует намного больших усилий и затрат, полная реконструкция производства.
31 Сходную ситуацию возможно увидеть в приборостроении, где целый ряд элементов потребует радикальной реконструкции. Это касается оптики и производства элементной базы для военной электроники. В данной отрасли зависимость от внешних поставок (прежде всего, Тайвань и ФРГ) выглядит не столь критично, но, тем не менее, требует от экономического и военного руководства повышенного внимания в силу фундаментального характера для дальнейшей эффективности военной продукции и Соединённого Королевства, и США.
32 Последние события вокруг дрейфующего аэростата производства КНР показывают, что вполне вероятна разработка (и возможно, совместная с Соединённым Королевством) систем высотного перехвата как воздушного, так и наземного базирования. Однако это также потребует крайне высоких затрат в практически любом случае и значительного периода времени на разработку всего комплекса систем, способных осуществить перехват данного рода объектов.
33 Кроме того, следует отметить, что специальная военная операция на Украине ещё не закончилась и, с высокой долей вероятности, принесёт немало теоретических и практических задач для оборонно-промышленного комплекса США и Великобритании. Специфика вооружённого конфликта показывает, как уже говорилось выше, малую пригодность современных систем вооружения для конфликтов высокой интенсивности. Соответственно, от ОПК обеих стран потребуются новые опытно-конструкторские разработки, а от военного руководства – фундаментально новое понимание боевых действий.
34 Таким образом, в отношении взаимодействия оборонно-промышленных комплексов Соединённого Королевства и США можно сказать, что это один из наиболее эффективных союзов в данной отрасли. Следует отметить, что при рассмотрении в долгосрочной перспективе оно наиболее результативно как в концептуальном отношении, так и в отношении создания готовой продукции. На данный момент имеются определённые осложнения, вызванные экономическим кризисом и проблемами научно-технического характера.
35 Необходимо отметить следующие отличительные черты данной синергии двух стран:
36
  1. Значительный период взаимодействия и высокий уровень доверия обеспечивают стабильный результат в виде этапных (то есть значимых для целых отраслей проектов) опытно-конструкторских работ.
  2. Великобритания – одна из главных научно-производственных баз для разработки американских вооружений и площадка для аутсорсинга экспортных проектов, что позволяет испытывать многие военные разработки.
  3. Финансовые ресурсы и производственные мощности США обеспечивают высокую вероятность воплощения и доводки образцов в серийном выпуске.
  4. В свою очередь британские технологии и связи с европейскими разработчиками позволяют создавать эффективные образцы вооружений, которые в значительной степени оправдывали ожидания заказчиков.
37 Говоря о перспективах, следует заметить, что существуют как определённые технологические сложности, так и перспективные направления. В качестве примеров возможных осложнений следует назвать проблемы с гиперзвуковой программой и трудностью её реализации и отставание от программ других держав. Все перспективы связаны с весьма вероятными осложнениями в международных отношениях и, соответственно, с потребностью в новейших видах вооружений.
38 Однако технологические проблемы (в частности, серьёзные затруднения с массовым производством военной техники) и вопросы финансирования оборонной сферы ставят под сомнение возможность значительного прироста производства военной продукции. Если британским и американским производителям удастся решить технологические, финансовые и индустриальные проблемы, военно-техническое могущество США и Великобритании удастся удержать на прежнем крайне высоком уровне. На руку Лондону и Вашингтону играет растущая конкуренция на рынке вооружений, что может стимулировать ОПК двух стран на соответствующий рост.

Библиография

1. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015: Third Annual Report. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/819613/NSS_and_SDSR_2015_Third_Annual_Report_-_FINAL__2_.pdf (accessed 22.01.2023).

2. Bojan Pancevski. Europe Is Rushing Arms to Ukraine but Running Out of Ammo. Wall Street Journal. Dec. 22, 2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/europe-is-rushing-arms-to-ukraine-but-running-out-of-ammo-11671707775 (accessed 16.01.2023).

3. Armored Vehicles Market Report 2019. Available at: http://rfventures.co/wp-content/uploads/2019/02/Armored-vehicles-market-2019.pdf (accessed 22.01.2023).

4. The semiconductor supply chain: assessing national competitiveness. Available at: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/The-Semiconductor-Supply-Chain-Issue-Brief.pdf (accessed 05.01.2023).

5. Strengthening the Global-Semiconductor Value Chain April 2021. Available at: https://www.semiconductors.org/wp-content/uploads/2021/05/BCG-x-SIA-Strengthening-the-Global-Semiconductor-Value-Chain-April-2021_1.pdf (accessed 05.01.2023).

6. Russia Struggles to Maintain Munition Stocks. Available at: https://jamestown.org/program/russia-struggles-to-maintain-munition-stocks-part-two/ (accessed 05.01.2023).

7. Dan Lamothe. Western artillery surging into Ukraine will reshape war with Russia. Washington Post. April 30, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/04/30/ukraine-russia-artillery/ (accessed 07.01.2023).

8. Андрей Резчиков. Украинская операция разрушает репутацию «Байрактаров». Взгляд, 12 марта 2022. Available at: https://vz.ru/society/2022/3/12/1148233.html (accessed 07.01.2023).

9. Тихонов Сергей. Мировой энергетический кризис, возможно, даже ещё не начался. Российская газета. 14 сентября 2022. Available at: https://rg.ru/2022/09/14/razminka-gazom.html (accessed 07.01.2023).

10. Инфляция в еврозоне в декабре опустилась ниже 10% впервые с августа. Forbes. Available at: https://www.forbes.ru/finansy/483470-inflacia-v-evrozone-v-dekabre-opustilas-nize-10-vpervye-s-avgusta (accessed 07.01.2023).

11. Competition Policy and Industrial Policy: for a reform of European Law, Available at: https://www.robert-schuman.eu/en/doc/divers/FRS_For_a_reform_of_the_European_Competition_law-RB.pdf (accessed 07.01.2023).

12. The Dynamics of Military-Industrial Cooperation in Europe in the 21st Century, Available at: https://worldview.stratfor.com/article/dynamics-military-industrial-cooperation-europe-21st-century (accessed 08.01.2023).

13. The Military Balance 2022. The International Institute for Strategic Studies (IISS), Routledge, 2022, ISBN: 1000620034, p. 527.

14. Defence in a competitive age, Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf (accessed 10.01.2023).

15. Годованюк К.А. «Особые отношения» США и Великобритании на современном этапе: противоречия и перспективы. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019. № 3. C. 63-80.

16. Приходько О.В. США – Великобритания: «особые отношения» и современные вызовы. Россия и Америка в XXI веке. 2021. № 2. DOI: 10.18254/S207054760015893-9

17. Mohammad Eslami. Iran’s Drone Supply to Russia and Changing Dynamics of the Ukraine War. Journal for Peace and Nuclear Disarmament. 2022, No. 2, 507–518. DOI 10.1080/25751654.2022.2149077

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести