Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Аннотация
Код статьи
S268667300029747-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Труш Сергей Михайлович 
Должность:  ведущий научный сотрудника Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
59-67
Аннотация

Выдвинутый Китаем план урегулирования по Украине, даже без конкретных компромиссных предложений, представляет собой значительный дипломатический позитив для России. План и последовавший за ним визит Си Цзиньпина в Москву полностью сняли тему внешнеполитической изоляции Москвы. Си Цзиньпин подтвердил существенную поддержку России подкреплённую конкретными двусторонними договорённостями в экономической, технологической и энергетической сфере. Усиление американской жёсткости в адрес КНР контрпродуктивно сказалось на лоббировании Байденом Си Цзиньпина по украинскому вопросу. Естественной китайской реакцией стала демонстрация большей солидарности с Москвой в этих условиях. Вместе с тем, движение Китая на сближение с Москвой по украинскому кризису является дозированным и строго контролируемым шагом со стороны КНР. Китай на данный момент не хочет играть роль медиатора, посредника, какого-либо «брокера» между Киевом, Москвой и с Западом.

Ключевые слова
Российско-украинский конфликт; специальная военная операция; китайско-американские отношения; проблема Тайваня; администрация Байдена; ХХ съезд КПК
Классификатор
Получено
14.04.2023
Дата публикации
31.07.2023
Всего подписок
3
Всего просмотров
133
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Российско-украинский конфликт представляет собой самый серьёзный международный кризис в период после Второй мировой войны. Все вовлечённые в конфликт прямо или косвенно крупные мировые державы и игроки – Россия, США и НАТО, Китай – имеют свои интересы в ходе этого тектонического по своей глубине геополитического разлома.
3 БАЗОВЫЕ МОТИВЫ И ПОЗИЦИИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В КОНФЛИКТЕ
4 Россия выступила инициирующей стороной в разрешении накопившихся противоречий. Ключевым интересом Москвы является восстановление своих возможностей влияния в евразийском «хартленде», обеспечение доминирующей роли на постсоветском пространстве, стремление ревизовать историю катастрофического и унизительного поражения Западу в ходе первой холодной войны. Не случайно президент В. Путин ранее характеризовал распад СССР в качестве «крупнейшей геополитической катастрофы XX века».
5 Эта инициирующая роль и миссия Москвы сформировались на фоне определённой внутренней динамики развития страны на протяжении последних трёх десятилетий после распада СССР. Сутью этой динамики стал провал попыток организовать новую эффективную, социально ориентированную, инновационную, самодостаточную экономику и открытую, демократическую, конкурентную, политическую систему, соответствующую изменившемуся, более плюралистичному и постепенно глобализирующемуся посткоммунистическому обществу в РФ.
6 Хотя этот кризис и был инициирован Москвой, США и Запад не в меньшей степени ответственны за его возникновение. Многочисленные волны расширения НАТО привели к тому, что решение президента Путина от 24 февраля 2022 г. стало стратегически логичным, весьма вероятным, но морально трудно приемлемым и противоречиво принятым в обществе, фактически расколовшим и без того слабо консолидированный социум.
7 Главным интересом США и НАТО в этом конфликте стало их стремление блокировать движение России к большему глобальному влиянию и восстановлению её роли на постсоветском пространстве, обеспечить незыблемость западоцентричного мирового порядка, ограничить зону контроля и влиятельности Москвы в рамках границ, сформировавшихся после распада СССР.
8 Китай, в силу географических стратегических и исторических причин, не являлся и не позиционировал себя прямо вовлечённым в противостояние России с Западом. Именно поэтому его позиция по украинскому кризису на начальной фазе конфликта была дуалистической и отражала сложную палитру его собственных геоэкономических и геополитических приоритетов [Trush, 2022, p.595-600].
9 Вместе с тем, будучи не вовлечённым в конфликт России с коллективным Западом прямо и непосредственно, Китай с самого начала оказался сильно заинтересованным в ходе и исходе российско-украинского конфликта. Не разделяя всех российских шагов, российской стратегии, не беря на себя ответственность за российскую спецоперацию, он проявил солидарность с Москвой в «главном звене» – в мотивах и в генеалогии этого конфликта. Таковым он признал расширение НАТО, игнорировании принципа «неделимой безопасности» для России, попытку закрепить геополитические итоги распада Советского Союза на американских условиях.
10 Китай не может быть сильно отстранённым от противостояния в Восточной Европе, поскольку итоги этого противостояния непосредственным образом затрагивают его интересы и безопасность. Ряд сущностных вопросов и неопределённостей вставали перед Пекином в такой ситуации. Будет ли «евразийский хартленд» находиться под растущим контролем США и НАТО? Насколько и в какую сторону изменится баланс сил Россия – НАТО в Европе – важной зоне китайских товаропотоков и инвестиционных проектов?
11 В случае негативного сценария для Москвы, будет ли ядерная Россия ослаблена и превращена в уязвимое проблемное государство с перспективой дестабилизации и внутреннего распада с неясными для мира и Китая последствиями? Как скажется исход конфликта в Европе на индо-тихоокеанском театре – какие ресурсы и амбиции США и НАТО могут быть экстраполированы на этот регион как главную зону американо-китайского противостояния?
12 Все эти сюжеты для Китая оказались более чем актуальными и соответственно этому украинская тема прямо встроилась в текущую повестку американо-китайских отношений и без того отягощённых соперничеством. Появились вопросы вторичных санкций, параметры и «красные линии» во взаимоотношениях с Россией в условиях спецоперации, вопросы энергетической политики, и ряд новых полей разногласий и торга с американцами.
13 Со своей стороны, администрация Байдена с самого начала украинского кризиса, оказывала давление на Пекин с целью ограничить масштабы китайской солидарности с Москвой. Украинский кризис обсуждался в ходе всех виртуальных и физических встреч Байдена и Си в течение 2022 года. Главный внешнеполитический эмиссар КНР Ян Цзечи и помощник президента США по нацбезопасности Д. Салливан провели две субстантивные сессии переговоров в Женеве в марте и июне 2022 г. Встреча в марте продолжалось семь часов, была посвящена глобальной стабильности и прямо затрагивала тему Украины. Согласно утечкам с американской стороны, Вашингтон положил на стол переговоров «негативный лист» по поставкам китайских технологий Москве. Можно предположить, что стороны смогли прийти к определённым непубличным договорённостям о том, что можно, а что нельзя поставлять в Россию в условиях российско-украинского конфликта. По крайней мере, американская сторона дала понять собеседникам свои пожелания на этот счёт. При этом ясно, что на какие-либо поставки прямого военного назначения в адрес РФ китайская сторона пока никоим образом не готова. Китайский МИД неоднократно и чётко заявлял, что Китай «не осуществляет военных поставок сторонам любого продолжающегося конфликта» [1].
14 Можно также предположить, что если какие-либо негласные договорённости такого рода и имели место, то они достаточно пунктуально соблюдаются китайской стороной. Несмотря на большой шум по поводу «вторичных» санкций за прошедший с начала СВО период, никаких особо скандальных историй в китайских поставках в Россию не наблюдалось.
15 В печать просочилась также информация, что США под давлением Китая весной этого года заблокировали поставку Польшей на Украину истребителей МИГ-29 во избежание эскалации конфликта. Речь шла о поставке самолётов в количестве от 24 до 33 штук, изначально входивших в состав ВВС ГДР, и которые были переданы Польше после воссоединения Германии. Об этом факте сообщали в том числе и российские солидные источники [2]; [3]. Возможно, существовали и другие факты такого рода, которые не стали публичными.
16 ДИАМИКА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТАИ КИТАЙСКИЙ МИРНЫЙ ПЛАН
17 В течение 2022 года в ходе российской СВО на Украине наблюдалось серьёзная динамика. Весной текущего года российско-украинский фронт стабилизировался. Активные боестолкновения к весне 2023 г. происходили в основном в Донецкой и Луганской областях, с медленным и крайне болезненным военным прогрессом обеих сторон конфликта. Параллельно с этим США и страны НАТО наращивали и довели до беспрецедентного уровня военную и материальную поддержку Украине. На 1 января 2023 г. общая сумма финансовой поддержки Украине, авторизованная Конгрессом США , направляемой на военные цели составила 113 млрд долл. Кроме того, по каналам Агентства США по международному развитию (USAID) и Всемирного банка по согласованию с правительством США правительство Украины получило непрямую помощь этих финансовых организаций в размере 22,9 млрд долларов. Итого суммарная поддержка от США Украине только в 2022 г. составила 135,9 млрд долл. [4]. Это беспрецедентная сумма ассигнований на подобные цели во всей послевоенной истории США. В числе прочего Запад поставляет Украине мобильные артиллерийские ракетные системы «Хаймарс» (HIMARS), современные системы ПВО «Пэтриот» (Patriot) и «НАСАМ» (NASAM), системы ПВО «Стингер» (Stinger) и противотанковые ракеты «Джавелин» (Javelin), современные танки. США даже рассматривает возможность поставки истребителей четвёртого поколения F-16 [5].
18 Основываясь на стабильной и расширяющейся поддержке НАТО, твёрдой решимости блока продолжать прокси-войну с Россией, а также учитывая определённые тактические успехи ВСУ в осенней кампании 2022 года, Киев в настоящее время отказывается от введения каких-либо переговоров с Москвой. Сообразно этому к концу 2022 г. стало очевидным, что возможность применения ядерного оружия и прямое военное столкновение между странами НАТО и России – весьма реалистичный сценарий развития нынешнего конфликта.
19 В ходе саммита ШОС в Самарканде президент РФ В. Путин признал наличие у Китая «вопросов и озабоченностей» по поводу украинского конфликта [6]. Речь вероятнее всего шла именно о ядерных рисках, наиболее всего тревожащих китайцев.
20 Важный аспект воздействия украинского кризиса заключается в том, что китайское руководство, мягко говоря, было удивлённо и обеспокоено масштабами западной поддержки и действенностью атлантической солидарности в отношении Украины. Пекин не может не примерять эту ситуацию на Тайвань, и не только на Тайвань.
21 Да, действительно, Индо-Тихоокеанский регион пока не является зоной стратегической ответственности НАТО. В регионе не существует фактора пятой статьи устава НАТО, предполагающей союзную поддержку любому члену блока, подвергшемуся агрессии. Основные союзники США в регионе – Япония, Южная Корея, Австралия – находятся в более «разрыхлённом» состоянии: Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD) – это никак не военно-политический формат, а военный формат Трёхстороннего пакта безопасности – АУКУС (AUKUS) находится пока в эмбриональной фазе своего становления.
22 Тем не менее общий эффект и самого украинского кризиса, и фактора высокой атлантической солидарности по Украине, заключался в повышении уровня «стратегической тревожности» Китая. Одним из проявлений этой тревожности стал очевидный акцент на теме безопасности в документах XX съезда КПК при характеристике международной обстановки. Отсюда и нетипичные для китайских нарративов упоминания про «чёрных лебедей» и «серых носорогов» как символов таящейся и скрытой угрозы [7]. Си Цзиньпин, часто прибегающий в своих выступлениях к поговоркам и народным выражениям, в связи с общей международной ситуацией и кризисом на Украине сказал: «Пожар у городских ворот навлечёт беду на рыбу в пруду» [8].
23 Параллельно с этим во второй половине 2022 г. проявились симптомы дальнейшего обострения американо-китайских отношений, во многом мотивированные обстановкой внутреннего раскола в политическом классе США и чрезмерно идеологизированного настроя во внешней политике. В августе 2022 г. спикер Конгресса США Н. Пелоси посетила с визитом Тайвань. Этот визит чётко обозначил американскую направленность на форсирование тайваньской темы в «ассортименте» американо-китайских противоречий. «Демарш Пелоси» был воспринят Пекином как повышение уровня конфронтационности в самой чувствительной для Китая зоне отношений.
24 Другим негативным событием стали односторонние меры США по ограничению доступа КНР к продвинутым американским технологиям производства микрочипов и процессоров высокого уровня. США при этом настаивали на подключении к ограничительным мерам других лидеров отрасли – Тайваня, Южной Кореи, Японии – без которых эти меры потеряли бы свою действенность.
25 Пришедший в результате ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс новый республиканский спикер Конгресса США K. Маккарти «принял эстафету» Н. Пелоси по тайваньскому вопросу, ведя дело к расширению неофициальных и официальных контактов с Тайванем в нарушении принципа «одного Китая». Как следствие этой политической линии в марте 2023 г. состоялась неофициальная встреча спикера K. Маккарти с президентом Тайваня Цай Инвэнь во время её промежуточной остановки с США. Это событие ещё более обострило обстановку и вызвало нагнетание военной напряжённости в Тайваньском проливе.
26 В середине марта 2023 г. лидеры США, Великобритании и Австралии объявили также о новых практических шагах трёхстороннего соглашения АУКУС, заключённого в сентябре 2021 г. Главной целью этого объединения, как известно, является создание атомного подводного флота Австралии. Белый дом в связи с этим обнародовал планы создания новой ударной подводной лодки общего назначения под кодовым названием SSN-AUKUS, которая станет результатом применения лучших технологических решений трёх стран [9].
27 Оценивая все факторы нарастающей внешней напряжённости, в Китае, судя по всему, приняли решение повысить уровень своей вовлечённости в российско-украинский конфликт. В феврале 2022 г. Пекин обнародовал свой план урегулирования российско-украинского конфликта, содержащий 12 пунктов. В числе прочих там содержался призыв прекратить огонь, возобновить диалог и переговоры, проявлять уважение к суверенитету всех стран, к принципам международного права, целям и уставу ООН. Документ вместе с тем был выдержан в общих обтекаемых выражениях, не содержал в себе каких-либо практических мер и предложений [10].
28 Китайский лидер Си Цзиньпин сделал существенный акцент на этом плане в ходе своего визита в Москву в марте 2023 г. Как можно было понять из комментариев В. Путина и Си Цзиньпина, план был предметом обстоятельного обсуждения обоих получил лидеров и получил положительную оценку с российской стороны. В.В. Путин при этом дипломатично отметил, что предложенный Китаем план может стать основой будущих переговоров сторон, когда Запад и Киев «будут к ним готовы» [11].
29 Положения китайских предложений о неотложном перемирии и желательности переговоров с Москвой не вошли в текст совместного заявления в той форме, в котором они фигурировали в китайской версии. Стороны предпочли «раздельные» и менее обязывающие формулировки на этот счёт.
30 В Совместном заявлении, принятом по итогам визита Си Цзиньпина в Москву, в частности говориться следующее:
31 «Китайская Сторона положительно оценивает готовность Российской Стороны прилагать усилия для скорейшего перезапуска мирных переговоров.
32 Россия приветствует готовность Китая играть позитивную роль в деле политико-дипломатического урегулирования украинского кризиса и конструктивные соображения, изложенные в составленном Китайской Стороной документе «О позиции Китая по политическому урегулированию украинского кризиса» [12].
33 После мартовского визита Си Цзиньпина в Москву произошёл ряд событий, которые привели к дальнейшему развитию дипломатической ситуации вокруг российско-украинского конфликта.
34 25 марта президент В. Путин объявил о решении разместить тактическое ядерное оружие на территории Белоруссии – союзного с РФ государства. При этом контроль и право применения этого оружия, по словам В. Путина, оставалось исключительно за Россией. Руководитель РФ заявил, что такое оружие будет размещено, после того как будут проведены все подготовительные работы в местах хранения и дислокации ядерных средств. Также сказал, что ранее РФ уже передала республике комплекс «Искандер», который может быть носителем ядерных боезарядов [13].
35 В начале апреля 2023 г. состоялся «сдвоенный» визит в КНР президента Франции Э. Макрона и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. По свидетельству разных источников, в ходе этого визита Э. Макрон стремился убедить китайского лидера в необходимости активизировать свою посредническую роль в разрешении российско-украинского кризиса, перевести свой «план урегулирования» в практическую плоскость, возможно совместно с Францией, а также воздержаться от предоставления военной поддержки РФ [14].
36 26 апреля 2023 г. состоялся телефонный звонок Си Цзиньпина президенту Украины В. Зеленскому, по просьбе последнего. В ходе переговоров лидер КНР изложил позицию китайской стороны, в основном в рамках обнародованного ранее «мирного плана» Китая по урегулированию данного кризиса. С китайской стороны было отмечено, что КНР видит свою задачу в том, чтобы всячески способствовать началу мирных переговоров. Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай не создавал кризис на Украине и не является его стороной. Будучи страной – членом Совета Безопасности ООН, отметил Си Цзиньпин, Китай не намерен сидеть сложа руки в данной ситуации. Он продолжит усилия по организации мирных переговоров и достижению перемирия, которое необходимо достичь, чем раньше, тем лучше. Правительство КНР также решило направить своего специального представителя по делам Евразии для контакта и взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами данного конфликта.
37 Со своей стороны президент Украины В. Зеленский в телефонном разговоре подчеркнул, что Китай, который традиционно уважает цели и принципы устава ООН, является весьма влиятельным государством в современном мире. Он выразил признательность Китаю за предоставление гуманитарной помощи Украине и приветствовал его желание участвовать в разрешении российско-украинского конфликта [15].
38 Представитель Китая по делам Евразии – им является китайский дипломат Ли Хуэй, в прошлом в течение 2009–2019 гг. занимавший пост посла КНР в России – в мае 2023 года приступил к своей миссии по российско-украинской «теме». Он посетил с консультациями Украину, Польшу, Францию, Германию и Россию.
39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40 В связи с данным развитием китайской позиции по украинскому конфликту можно сделать некоторые выводы.
41 1. Выдвинутый Китаем план, представленный даже в самом общем, не конкретизированном виде, представляет собой значительный дипломатический позитив для России. План и последовавший за ним приезд Си Цзиньпина в Москву – первый иностранный визит после цикла назначений Председателя КНР на высшие посты в партии и государстве – полностью сняли тему внешнеполитической изоляции Москвы. Си Цзиньпин подтвердил существенную поддержку России,подкреплённую конкретными двусторонними договорённостями в экономической, технологической и энергетической сфере.
42 2. Китайский план и визит Си Цзиньпина в какой-то мере продиктованы ситуацией определённых трудностей Москвы. Россия испытывает серьёзное противодействие ВСУ на фронте, поддержка Киева со стороны Запада растёт, Россия сталкивается с проблемами военного снабжения и нехватки живой силы. Возможность ослабления и дестабилизации России – не в интересах Китая, и этот фактор стал важным обстоятельством для изменений в китайской решений.
43 3. Китайский мирный план во многом обусловлен ухудшающимися отношениями Китая с США. Несмотря на проукраинское лоббирование со стороны Байдена, внутренняя разногласия внутри Вашингтона обусловили усиление американской жёсткости в адрес КНР. Это контрпродуктивно сказалось на лоббировании Байденом Си Цзиньпина по украинскому вопросу. Естественной китайской реакцией стала демонстрация большей солидарности с Москвой в этих условиях.
44 4. Движение Китая на сближение с Москвой по украинскому кризису является дозированным и строго контролируемым шагом со стороны КНР. Китай на данный момент не хочет играть роль реального медиатора, посредника, какого-либо «брокера» между Киевом, Москвой и с Западом. Хотя такого рода посредничество Китая и благоприятствовала бы определённым российским интересом, и не может быть исключено в будущем, в настоящих условиях Пекин не готов играть эту роль. Серьёзная враждебность и низкий уровень доверия между Китаем и США исключают подобную роль в настоящих условиях.
45 5. Китайский мирный план не содержит какой-либо субстантивной политическая формулы, каких-либо реальных компромиссных предложений для переговоров между Москвой, Киевом и НАТО. Обе «прямые» стороны нынешнего конфликта – Москва и Киев – слишком далеки от возможностей переговоров в настоящий момент. Каждая из сторон рассматривает любые уступки как исключительно важные и чувствительные для своей безопасности и тоже пока не позиционируют Китай в качестве действенного «брокера» в их конфликте.

Библиография

1. Foreign Ministry Spokesperson Wang Wenbin’s Regular Press Conference on March 22, 2023. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202303/t20230322_11047208.html (accessed 15.04.2023).

2. The red line: Biden and Xi’s secret Ukraine talks revealed. Spectator, 25 Nov 2022. Available at: https://www.spectator.co.uk/article/the-red-line-biden-and-xis-secret-ukraine-talks-revealed/ (accessed 23.03.2023).

3. США по настоянию Китая убедили Польшу не давать Украине МиГ-29, пишут СМИ. Available at: https://ria.ru/20221124/istrebiteli-1834090703.html (accessed 2.04.2023).

4. U.S. Direct Financial Support for Ukraine. IF12305 // Сongressional Research Service Reports. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF12305 (accessed 27.05.2023).

5. U.S. Security Assistance to Ukraine. Updated February 27, 2023. IF12040 // Congressional Research Service Reports. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF12040

6. В.В.Путин. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69356 (accessed 27.05.2023).

7. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html (accessed 27.05.2023).

8. РБК: Си Цзиньпин поговоркой о рыбе оценил пути решения конфликта на Украине. Available at: https://www.rbc.ru/politics/01/12/2022/63884cc49a7947dc2e82eac8 (accessed 27.05.2023).

9. Гамза Л. Дорожная карта движения к атомной цели AUKUS // ИМЭМО. Available at: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/aukus-atomic-target-roadmap (accessed 27.05.2023).

10. China’s Position on the Political Settlement of the Ukraine Crisis // 2023-02-24 Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202302/t20230224_11030713.html (accessed 27.05.2023).

11. Президент России и Председатель КНР сделали заявления для прессы. По итогам российско-китайских переговоров Владимир Путин и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин сделали заявления для средств массовой информации. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/70750 (accessed 27.05.2023).

12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху 21 марта 2023 года. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (accessed 27.05.2023).

13. Белоруссия давно просит у России ядерное оружие. Available at: https://www.vesti.ru/article/3268612 (accessed 27.05.2023).

14. China has 'major role' to play in Ukraine peace effort, Macron says in Beijing. Available at: https://www.france24.com/en/asia-pacific/20230405-china-has-major-role-to-play-in-ukraine-peace-effort-says-macron-in-beijing (accessed 27.05.2023).

15. President Xi Jinping Speaks with Ukrainian President Volodymyr Zelenskyy on the Phone. 2023-04-26. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202304/t20230426_11066785.html (accessed 27.05.2023).

16. Trush, S.M. Crisis between Russia and Ukraine: The China Factor. Herald of Russian Academy of Sciences. 2022 vol.92, Supplement 7, p.595-600. DOI: 10.1134/S1019331622130093

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести