Differentiated Cooperation: Modern American-Swiss Relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
Differentiated Cooperation: Modern American-Swiss Relations
Annotation
PII
S032120680004155-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexey Sindeev 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Europe, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
51-67
Abstract

The author analyzes current and future trends in U.S. and Swiss relations. The two countries are often called sister republics.The author justifies a hypothesis that it may be a special Swiss model of cooperation with the United States. This model can also be used under certain conditions by other small and medium-sized states. At the heart of the model is the maintenance of sovereignty through variously organized contacts, creating a broad network of different rights and obligations. The author writes in this context about the network sovereignty. The implementation of such a model makes clear the weaknesses of the USA. The same is true of the consequences of this weakness for the West and Western values. The Rakurs, who has chosen the author, has a discussion character. The article may be interesting in trying to work out future relations between the US and Europe.

Keywords
USA, Switzerland, bilateral relations, network sovereignty, European security
Received
08.01.2019
Date of publication
13.03.2019
Number of purchasers
89
Views
1751
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1

Соединённые Штаты в стратегических приоритетах Швейцарии

 

США ведут борьбу за сохранение лидерства и влияния в мире. Однако многие страны, в том числе и Швейцария, со скепсисом относятся к возможным результатам американских усилий. Сомнения в лидерской роли США появились отнюдь не с приходом в Белый дом президента Д. Трампа. Для Швейцарии они сформировались в ходе упорной работы над построением модели относительно равных и предсказуемых торговых отношений с американцами в период холодной войны [Синдеев А.А., 2018]. Глобализация предоставила швейцарцам шанс, не отказываясь от контактов с Америкой, попытаться поработать над значительно бо̒льшей диверсификацией политического и экономического сотрудничества, над повышением самостоятельности и дееспособности. Подтверждением этого вывода является «Внешнеполитическая стратегия...» 2016 года1.



1. Здесь и далее «Внешнеполитическая стратегия...» цит. по: Aussenpolitische Strategie 2016–2019: Bericht des Bundesrates über die Schwerpunkte der Legislatur. Bern: EDA, 2016. 39 S.
2 С учётом того, что окружение Швейцарии, как зафиксировано в этом документе, находится в «ускоренном изменении», а стране «как среднему по величине европейскому государству» приходится во многом рассчитывать на «терпение и выдержку», позитивное оформление глобализации становится первоочередной стратегической задачей. В связи с этим Соединённые Штаты были бы интересны как государство, готовое брать на себя ответственность, участвовать в определении правил глобализации, создании системы относительно справедливого допуска к ресурсам, т.е. как государство, способное стать лидером нового типа.
3 Роль лидера глобализации отличается от роли лидера западного лагеря периода холодной войны, по крайней мере, по трём признакам: 1) такому лидеру пришлось бы проводить политику, в которой предусматривалось бы постепенное достижение справедливых правил (со)участия различных стран в развитии и (или) построении мультилатеральных институтов и относительно единой глобализационной системы; 2) от него потребовалось бы ситуативное выполнение функций третейского судьи и медиатора; 3) ему предстояло бы активно задействовать собственные национальные ресурсы во имя общей цели, плоды которой, возможно, удастся получить – да и то не в задуманном виде – только в отдалённом будущем.
4 Элиты США едва ли согласны идти по пути использования национального потенциала, вложения материальных и финансовых ресурсов во имя идеи справедливого мироустройства, подвергая себя риску столкнуться с непониманием и открытым протестом собственного электората, поскольку в любой стране – и Соединённые Штаты не являются исключением – помимо «позитивного оформления глобализации» всегда есть задачи, решение которых составляет актуальную повестку дня [Самуйлов С.М., 2017: 82-85].
5 Американский проект мироустройства, если о нём можно вести речь, превращается для Швейцарии в один из потенциальных, но отнюдь не главных маршрутов. Свидетельством этому служит ставший традиционным анализ возможностей США как супердержавы. К примеру, во «Внешнеполитической стратегии...» констатируется, что «...униполярная фаза оказалась короткой. Геополитические тектонические сдвиги, которые после 1989 г. были сначала едва заметны и ощутимы, усилились на глазах и должны в последующие годы влиять на мировую политику», приводя среди прочего к снижению влияния коллективного Запада. Часть держав, осознавая ограниченность собственных возможностей, сделала ставку на региональное доминирование и глобальное соучастие, что укрепляет «тренд к... мультиполярному и фрагментированному миру с различными, более регионально ориентированными центрами».
6 Не стоит обращать внимание на аксиоматическое утверждение швейцарских политиков о слабости «униполярной фазы», поскольку униполярность преследовала единственную цель, которая, думаю, была в основном реализована: западная модель должна была оказать максимальное влияние на постбиполярный мир до появления новых претендентов на лидерскую роль и начала действия «тектонических сдвигов». Следовательно, целесообразнее было бы говорить о степени влияния, о качественных и количественных показателях, чем о продолжительности данной фазы. Тот факт, что данная фаза имела место быть в современном мире, можно трактовать как уникальный феномен [Гаджиев К.С., 2017: 34-36].
7 Более интересным, на мой взгляд, представляется тезис «Внешнеполитической стратегии...» о мультиполярном фрагметализме, в первую очередь, в силу признания границ региональной закрытости. Если такие границы с меньшим протекционизмом в рамках региона и большим протекционизмом по отношению к другим регионам будут существовать, то Швейцарии и схожим с ней государствам предстоит действовать чрезвычайно активно, чтобы оказаться полноправным участником как можно большего числа регионов и границ. Парадокс состоит в том, что в случае успеха роль «малых» и «средних» стран в будущем, с точки зрения их влияния, существенно изменится: они могут оказаться более интегрированными по сравнению с крупными державами, а, следовательно, и быть более гибкими в осуществлении национальных стратегий. Единственное «но» состоит в том, что промедление сегодня означает угрозу суверенитету в будущем.
8 Подходы к глобализации крупных и малых стран отличаются. Для первых важны их проекты, поддержка и инвестиции со стороны партнёров и союзников. Малым и средним странам можно этим воспользоваться, войдя в тот или иной проект, пока новые центры заняты собственными моделями, их привлекательностью, «включая появление альянсов на перспективу», и готовы взаимодействовать и строить сотрудничество на широкой основе.
9 Швейцария оказывается в довольно выгодной ситуации. Фундаментальный принцип швейцарской внешней политики – это универсальность, а четыре направления её реализации заключаются в следующем: 1) сотрудничество с ЕС и государствами ЕАСТ; 2) контакты с глобальными партнёрами (США – лишь один из таких партнёров); 3) борьба за мир и безопасность; 4) устойчивое развитие и благосостояние. Именно поэтому во «Внешнеполитической стратегии...» специально оговаривается, что «осуществление... [швейцарской] нейтральной политики... не связано никакими правовыми нормами. Она (политика. – А.С.) зависит от анализа актуального международного окружения... Она... является гибким инструментом...».
10 В условиях происходящей в различных регионах и странах очередной инвентаризации государственных возможностей швейцарцы, по всей видимости, делают ставку на два сценария. Согласно первому и, пожалуй, самому маловероятному, – крупные страны смогут договориться и будут совместно координировать последующие действия. В этом случае принесут плоды усилия, направленные на утверждение принципов права, солидарности и диалога. Швейцария будет получать дивиденды от упорядоченного мироустройства, в формировании которого она принимала непосредственное участие, ведя борьбу за мир и безопасность, устойчивое развитие и благосостояние.
11 Второй сценарий, который условно можно назвать частичной упорядоченностью, по моему мнению, более реалистичен. Если сохранятся разные подходы к глобализации, то будут «возрастать геополитическое соперничество и конфликты», а кризисы станут «выражение[м] фазы трансформации». Международная кооперация в разных формах продолжится, так как государствам всё равно придётся совместно бороться с терроризмом, бедностью, эпидемиями, проявлять в той или иной мере заботу о сохранении окружающей среды. В ситуации неопределённости нейтральный статус Швейцарии позволит ей выступать посредником, использовать внешние противоречия и вызовы, производить идентификацию нужных партнёров, реализовывать свои задачи в разных регионах. Таким образом, ни в первом, ни во втором сценарии Америка в прежней роли оказывается ненужной [Ср. Приходько О.В., 2017].
12 Американские элиты, независимо от президентства Д. Трампа, не будут мириться с опасностью закрепления подобной установки в общественном сознании. Большие сомнения вызывает и то, что объективная для американской стороны потребность усилить роль и влияние США в мире будет удовлетворена двухпроцентным взносом на оборонный бюджет в странах НАТО. Для Америки, по всей видимости, наступило время требовать возвращения долгов за безопасность и процветание западного мира [Смирнов П.Е., 2017].
13

В худшей ситуации оказываются страны-союзники. Государства-партнёры, связанные с Америкой ограниченными обязательствами, имеют шанс проводить более гибкую политику, использовать существующие свободы и правовые рамки. В случае же фронды или активного сопротивления со стороны стран-союзников речь вполне может зайти о сознательно провоцируемом хаосе. Это не управляемый хаос, из которого выгоду извлекает его организатор, т.е. сильнейший2. Это хаос как средство шантажа, эффективность которого напрямую зависит от неуправляемости, непредсказуемости последствий, а его организатор предстает в роли преданной жертвы, единственно возможным ответом которой на предательство и вызовы становится провоцирование хаоса, поданное общественному мнению как безальтернативное решение.

2. Американские аналитики в течение многих лет «играют» дихотомией хаоса. Если в «Выборе: мировое господство или глобальное лидерство...» З. Бжезинский считал, что США не смогут изолироваться от «глобального хаоса» [Бжезинский З., 2005], то в «Стратегическом взгляде...» угроза хаоса звучала уже менее драматично для будущего Америки: «Если внезапный обширный кризис американской системы вызовет стремительную цепную реакцию, ведущую к глобальному экономико-политическому хаосу, то постепенное движение Америки к растущему упадку во всех сферах и (или) бесконечно набирающей обороты войне с исламом вряд ли даже к 2025 году закончится "коронацией" завоевавшего мировой трон преемника» [Бжезинский З., 2013: 117]. См. также третий раздел в: [Farrow R., 2018: 329-374].
14 В связи с этим конструирование проблем может приводить к сплочению союзников, реактивизации прежних обязательств, способствовать защите от размывания традиционных связей. Кроме того, одно значение президентства Д. Трампа очевидно уже сейчас. Тезис о возможном приходе к власти нового Трампа будет использоваться в качестве средства шантажа, угрозы провоцирования хаоса и последующей ответственности за его последствия [См.: Goldgeier J., 2018; Gordon P., 2017].
15

Новый посол и цель США

 

В ноябре 2017 г. пятидесятитрехлетний Эдвард Макмаллен (политолог по образованию), познакомившийся с Д. Трампом в 1984 г. в ложе владельца бейсбольного клуба «Нью-Йорк янкиз», был назначен послом США в Швейцарии. После 1984 г. Э. Макмаллен регулярно встречался с будущим президентом. «Мы хорошие друзья, я многое знаю о нём (Трампе. – А.С.)», – утверждал американский посол, отмечая, что «[п]резидент лоялен ко всем, кому он доверяет... Трамп имеет большое чувство юмора. I love him»3. Кстати, прабабка Макмаллена, как и предки Д. Трампа, родом из Германии4.

    3. Ed McMullen liebt die USA und ihren Präsidenten: Zuhause bei Trumps Botschafter in der Schweiz Available at: >>> (accessed 3.12.2018).

4. В конце декабря 2018 г. американский посол в ФРГ Ричард Гренелл сообщил журналистам о желании президента Д. Трампа посетить родину своих немецких предков в Рейнланд-Пфальце: Donald Trump will Heimat seiner Vorfahren in Deutschland besuchen. Available at: >>> (accessed 29.12.2018).
16

До 2017 г. Э. Макмаллен был владельцем фирмы, занимавшейся пиаром и рекламой; ему удалось установить хорошие контакты с руководством концернов «Боинг» и «Вольво». В Вашингтоне будущий посол в Швейцарии активно взаимодействовал с аналитическим центром консервативного направления «Херитидж фаундейшн» (Heritage Foundation)5.

5. Поддерживающий республиканцев фонд был основан в 1973 г. Официальную версию о его миссии см.: >>>. Фонд лоббирует «простое и компактное» соглашение о свободной торговле между США и Швейцарией. В конце июля 2018 г. фондом был обнародован доклад «It’s Time for a Free Trade Agreement with Switzerland». По словам Дж. Спенса, вице-президента фонда, и Э. Кима, главного редактора Index of Economic Freedom, «Трамп – это шанс для Швейцарии» и для соглашения («Trump ist eine Chance für die Schweiz»: Gespräch mit Anthony Kim und Jack Spencer über Freiheit, die EU und die Beziehungen zu den USA // >>>). 30 августа 2017 г. Дж. Спенс в интервью «Basler Zeitung» подчеркнул: «Трамп хочет добиться стабильного роста, это его цель. И пока свободная торговля служит этой цели – он за нее». В Index of Economic Freedom проведена оценка 180 стран по двенадцати критериям (www.heritage.org/index/). В 2018 г. Швейцария заняла в нем с 81,7 баллами четвертое место после Гонконга, Сингапура и Новой Зеландии. Россию аналитики фонда поставили на 107 место (58,2 балла) после Никарагуа (100-е место), Камбоджи (101-е место), Гайаны (102-е место), Намибии (103-е место), Нигерии (104-е место), Молдовы (105-е место) и Таджикистана (106-е место).
17 В 2015 г. Д. Трамп назначил Э. Макмаллена руководителем предвыборной кампании в Южной Каролине. На этом посту тот оставался до февраля 2016 г. Примерно в 8 часов утра после дня голосования Э. Макмаллен находился в «Трамп-тауэр», где, по всей видимости, обсуждались его дальнейшие карьерные планы. Предположу, что уже тогда могло быть окончательно согласовано назначение на должность посла.
18

Впервые Э. Макмаллен приехал в «очень безопасную и красивую» Швейцарию в 1995 г. по программе обмена. У него есть счёт в Ю-Би-Эс (UBS)6. С Серджио Эрмотти7 посол начал общаться в Американо-швейцарской торговой палате, а Мартин Навиль, глава Палаты8, с воодушевлением сообщал о нем: «Макмаллен восхитил нас своей скромной манерой. Он заинтересован, усиленно работает9. У него есть все швейцарские добродетели»10. Супруга посла Маргарет Энн Уэйд занималась банковской деятельностью.

6. Ю-Би-Эс планирует увеличить количество привлекаемых средств американских граждан. «Интерес вырос как по политическим причинам, так и по причине диверсификации», – объяснял Ю. Вегнер, представитель банка в США, агентству «Рейтер» (UBS zielt wieder auf superreiche US-Bürger. Available at: >>>). Следует помнить, что США и американский финансовый рынок и без привлечения дополнительных средств чрезвычайно важны для Ю-Би-Эс, поэтому постоянно находятся площадки для встреч с послом. Э. Макмаллен, по всей видимости, охотно идёт на контакты с представителями банка, появляясь вместе с ними на различных мероприятиях. См., к примеру, благодарность и фотографию, размещенные в твиттере Mercuria Energy Group, швейцарской трейдинговой компании, за участие в дискуссии (>>>), а также: Business News: Swiss-American Chamber of Commerce. 2017. N. 386. P. 1; 2018. N. 387. P. 1.

7. С. Эрмотти (1960 г.р.) – председатель правления «Ю-Би-Эс групп Эй-Джи» UBS Group AG. С 1987 по 2005 работал в Мерил Линч и связанных с ним структурах.

8. М. Навиль (1959 г.р.) «в течение 16 лет был партнёром и директором в «Бостон консалтинг групп». Свою профессиональную карьеру он начал... в «Джей-Пи Морган» в Цюрихе и в Нью-Йорке». В 2018 г. было объявлено о его назначении в Morgan Stanley на должность старшего советника (Martin Naville wird Berater bei US-Investmentbank // >>>).

9. Посол скромно говорил о себе: «Каждый день я встаю в 6-00, а ложусь в 23-00. Редко занимаюсь чем-либо иным, кроме важных вопросов...».

10. Ed McMullen liebt die USA und ihren Präsidenten...
19

Наверняка именно благодаря опыту установления контактов, полученному в пиар-рекламном бизнесе, Э. Макмаллен за относительно небольшое время смог пообщаться практически со всеми членами швейцарского правительства. «Я позитивно удивлен открытости, которую встретил, – информировал он журналистов, – и энтузиазму моих швейцарских партнёров приступить к общим проектам»11. Любопытно, что в адрес И. Кассиса12, сестра которого владеет виноградником в Тичино, американский посол, сам собственник виноградника в Тоскане, добавлял: «Мистер Кассис пригласил меня в Тичино. Мы стали друзьями».

11. 11 US-Botschafter Ed McMullen: «Mehrere grosse US-Firmen stehen kurz vor dem Sprung in die Schweiz». Available at: >>> (accessed 10.12.2018).

12. 12 Иньяцио Кассис (1961 г.р.) – либерал, бундесрат (член правительства Швейцарии с 2017 г.), министр иностранных дел.
20

Очевидно, что под «совместными проектами» Э. Макмаллен подразумевает, в первую очередь, экономические проекты, так как Швейцария занимает седьмое место по прямым инвестициям в США, общий объём которых в 2017 г. составил 224 млрд долл.13. От успеха швейцарских фирм в Америке зависят до полумиллиона рабочих мест. Швейцария входит в десятку импортёров американских товаров и услуг.

13. Schweiz-USA: Alles bereit für erfolgreiche Beziehungen. Available at: >>> (accessed 17.12.2018).
21

Американцы в свою очередь остаются крупнейшими иностранными инвесторами. На предприятиях американских фирм в Швейцарии трудятся 100 тыс. человек. США находятся на втором месте по экспорту швейцарских товаров. Не менее важно и то, что американские граждане составляют вторую по величине группу топ-менеджеров в Швейцарии14.

14. 5 Gründe, warum die USA so wichtig für die Schweiz sind // >>>; Handelsstreit: Die Schweiz hat den USA nichts «gestohlen» – ein Nachweis in drei Schritten // >>>; USA und die Schweiz: Zur Feier der Erneuerung der US-schweizerischen parlamentarischen Freundschaft 26. Februar 2009, Washington, DC. Available at: >>>. Расширенные статистические данные см.: [Трофимова О.Е., 2018] (accessed 3.12.2018).
22

С учётом того, что североамериканский регион – лишь третий (после Европы и Азии) по значимости во внешней торговле Швейцарии, перспективы американо-швейцарских контактов в экономике являются неплохими. Не случайно Э. Макмаллен представил общественности главную для себя цель на посту посла: «Избирательный слоган президента "Сделаем Америку снова великой» (Make America Great Again); это, впрочем, – сказал он, – не означает, что мы всё сделаем сами: как раз в области экономического сотрудничества я вижу значительный потенциал... [Седьмое место Швейцарии]... среди прямых иностранных инвестиций. Это очень много для страны вашего размера и превращает Швейцарию в глазах президента в важного игрока. Недавно принятая налоговая реформа и начавшееся дерегулирование также повысили заинтересованность малых и средних швейцарских фирм в ...экспансии их бизнесактивности. То же самое относится и к американским фирмам, которые здесь работают. Мне известно много крупных фирм, готовых принять решение о бизнесе в Швейцарии... Наши фирмы получают выгоду от экономического положения Швейцарии»15.

15. US-Botschafter Ed McMullen: «Mehrere grosse US-Firmen...»...
23 Заявление посла противоречиво, так как Швейцарии предлагают принять участие в реализации предвыборной программы Д. Трампа, хотя страна, как было сказано выше, не может быть заинтересована в этом без более значительных уступок со стороны американцев.
24

Следовательно, кроме указания на привлекательность Швейцарии как места инвестиций для фирм из США Э. Макмаллен был вынужден добавить следующее: «Президент Дональд Трамп с головы до пят сторонник свободной торговли. Еще философ и эконом Адам Смит говорил: для того, чтобы могла вестись свободная торговля, необходима взаимность. Необходимы свободные и сбалансированные правила». Э. Макмаллену пришлось убеждать швейцарцев и в том, что «[М]инистерство финансов США не считает, что Швейцария манипулирует курсом своей валюты, чтобы получить при экспорте несправедливые преимущества. Ситуация "малая страна – сильная валюта" – специфична. США признают это»16. Торговой войны между Швейцарией и США, по мнению посла, не будет17.

16. Ibid. Дж. Спенс («Heritage Foundation») также убеждал швейцарцев: «Я полагаю даже, что Швейцария могла бы оказать влияние на администрацию Трампа, потому что у нее великолепная репутация. Я думаю, Вашингтон прислушался бы к Швейцарии, потому что она демонстрирует успех, который Трамп непременно хочет добиться» («Trump ist eine Chance für die Schweiz», Op. cit.).

17. М. Навиль присоединился к точке зрения посла. «В связи с президентом Трампом, – утверждал он, – о США пишется много негативного; то же, насколько хороши экономические отношения в реальности, на это обращается очень мало внимания» (Direktor der Schweizerisch-Amerikanischen Handelskammer: «Es wird keinen Handelskrieg geben» // >>>).
25

Теперешняя тактика швейцарской стороны сопоставима с той, которую страна использовала, присоединяясь на особых условиях к плану Маршалла. Она заключается в том, чтобы получить как можно больше информации и при необходимости затянуть процесс. Для этого вполне могут быть применены мало к чему обязывающие ситуативные уступки, к которым относится и заявление о возможности приобретения F-35 и F/A-18 Super Hornet18.

18. Предысторию решения о возможной покупке военных самолетов см.: Nachdem das Volk Maurers «Golf»-Gripen nicht wollte: Kaufen wir jetzt «Ferrari-Jets»? // >>> Neue Kampfjets für die Schweiz: Welches Modell ist die beste Wahl? // >>>
26

Соглашение о свободной торговле. Вопрос открыт

 

Швейцария регулярно признается американским Минфином страной манипулятором курса валюты. В 2018 г. негативный статус был также подтвержден. Следовательно, посол Э. Макмаллен говорил неправду.

27 Швейцарцы были вынуждены представлять в СМИ истинное, по их мнению, положение дел, выбрав в качестве референтного 2016 год, когда Соединённые Штаты импортировали в Швейцарию товары на 23 млрд долл.; швейцарский экспорт составил 36 млрд долл. По мнению швейцарской стороны, причина дефицита заключается в востребованности в Америке продуктов химической и фармацевтической промышленности, защищать которые пока не входит в намерения президента Д. Трампа. При этом экспорт услуг из Америки в Швейцарию в 2016 г. был осуществлен с девятимиллиардным плюсом в пользу американской стороны.
28 Швейцарцы настаивают также на учёте доходов от прямых инвестиций и ценных бумаг, который для американцев в 2016 г. достиг 26 млрд долл. Швейцарские фирмы смогли заработать в США 18 млрд долларов.
29 Слабо поддаются фиксации портфельные инвестиции. Однако косвенные данные позволяют говорить о 16 млрд, полученных швейцарскими и 11 млрд – американскими собственниками, что в сумме с прямыми инвестициями равняется 37 млрд долл. для американской и 34 млрд долл. для швейцарской стороны соответственно.
30

Если же суммировать все позиции, включая услуги, то дефицит не превысит одного миллиарда долларов. Закономерен и вывод, который делается в Швейцарии: «В огромном американском дефиците торгового баланса... Швейцария, таким образом, не виновата»; экономические отношения носят сбалансированный и взаимовыгодный характер19.

19. Один из примеров см.: Handelsstreit: Die Schweiz hat den USA. Op. cit.
31

В 2006 г. по требованию местных сельхозпроизводителей Швейцария прервала переговоры по соглашению о свободной торговле с Соединёнными Штатами20. Приход к власти Д. Трампа различные политические силы и бизнес-структуры оценили как возможный «шанс для [этого] соглашения». К. Риклин, депутат нижней палаты парламента, осторожно заметила: «Для Швейцарии двустороннее торговое соглашение с США... действительно, было бы желательным, но оно, вероятно, вряд ли будет реализовано»21.

20. У Швейцарии 30 соглашений о свободной торговле. Соглашение с Китаем было подписано 6 июля 2013 г. в Пекине, вступило в силу 1 июля 2014 г.

21. Amtliches Bulletin der Bundesversamlung: Nationalrat – Conseil national (Sommersession, 2018). S. 800.
32

В верхней палате парламента 6 марта 2017 г. Т. Миндер был более откровенен, заявив: «Мы хотим и должны поддерживать с гигантом потребления США не только углубленные торговые отношения, но мы должны привести нашу внешнюю политику... на взаимовыгодный уровень. При администрации Обамы мы постоянно находились под давлением»22.

22. Amtliches Bulletin der Bundesversammlung: Ständerat – Conseil des Etats (Frühjahrssession, 2017). S. 89.
33

26 января 2018 г. во время Давосского форума Д. Трамп заверил президента А. Берсе23 в готовности сотрудничать со Швейцарией. В апреле 2018 г. американский посол призвал Швейцарию инициировать обсуждение соглашения о свободной торговле. По его словам, «Дональд Трамп – бизнесмен и постоянно открыт для сделок».

23. Ален Берсе (1972 г.р.) – социал-демократ, в бундесрате с 2012 г., министр внутренних дел. В 2018 г. был президентом страны.
34 В июле 2018 г., после выхода доклада «Херитидж фаундейшн» с рекомендацией правительству США начать официальные переговоры о заключении американо-швейцарского соглашения, то, что долгое время скрывалось, стало явным: в течение первой половины года прошли закрытые беседы и дискуссии, а полученный на них предварительный результат, по всей видимости, был оценён как обнадёживающий.
35

Именно поэтому в СМИ стала проводиться активная обработка общественного мнения. М. Навиль охарактеризовал доклад фонда как «приглашение на танец», особо подчеркнув политическое значение соглашения, которое, по мнению американцев, может послужить для того, чтобы надавить на европейцев»24, создав важный прецедент. Economiesuisse, союз, объединяющий швейцарских промышленников, также усилено лоббировал инициативу, поскольку экспорт промышленных товаров в Америку существенно выше экспорта продуктов сельского хозяйства. В отношении коллег из аграрного сектора было заявлено, что «бессмертный американский сыр», напичканный красителями и добавками, не сможет стать конкурентом здоровой продукции швейцарского сельского хозяйства, которое должно рассматривать соглашение как шанс для увеличения экспорта.

24. US-Konservative wollen Freihandel mit der Schweiz // >>>.
36

Усилилась и челночная дипломатия в Соединённые Штаты. Руководитель Государственного секретариата экономики (Seco) М.Г. Инайхен-Флайш провела серию бесед в Нью-Йорке, подчеркнув затем, что имеется желание продвинуться в направлении соглашения как можно быстрее. Правительство Швейцарии настойчиво создавало впечатление, что идея официальных переговоров исходит от американской стороны. Министр экономики Й. Шнайдер-Амманн25 вспоминал заявления американского посла26, а также проявленный ранее интерес к сделке о простом двустороннем соглашении министра торговли У. Росса.

25. Йоханн Шнайдер-Амманн (1952 г.р.) – либерал, в бундесрате в 2010-2018 гг., министр экономики, образования и науки. В 2018 г. ушёл в отставку.

26. Помимо приведённых выше в статье высказываний, вероятно, сыграли определённую роль и такие слова Эда Макмаллена: «Замечательная сторона Дональда Трампа: он никогда не говорит нет. Если есть возможность, то тем лучше…». [Ср. также: Paulson J. 2017].
37 Не пугали и трудности. Ведь Соединённые Штаты, придя к договорённости с Канадой, настояли на том, что с государствами, не имеющими статус страны с рыночной экономикой, невозможно подписание соглашений о свободной торговле. Это было сделано для того, чтобы исключить реэкспорт на американский рынок. Швейцарцы полагали, что смогут переубедить своих визави, указав на ранее подписанное соглашение с Китаем и признание последнего страной с рыночной экономикой.
38

Осторожно отмечалось, что администрация в Вашингтоне осознает «чувствительность для Швейцарии аграрного сектора». В качестве компромисса назывались длительные переходные сроки и некие уступки. Однако М. Риттер, президент Крестьянского союза Швейцарии, катерорически возражал против любого снижения таможенных пошлин на мясо, молоко, фрукты, овощи и зерно. Депутат от Свободной швейцарской партии М. Мартулло-Блохер высказалась за заключение соглашения без сельского хозяйства, на что получила следующий ответ от экономистов: по их мнению, Швейцария иначе не сможет заинтересовать американцев, так как три четверти американских товаров уже импортируются в страну без таможенных пошлин. Если не будет предусмотрен беспошлинный импорт сельскохозяйственной продукции, то выгоды от такого соглашения для Вашингтона не будет. Этот вывод, правда, не учитывает политическую сторону вопроса как с точки зрения создания прецедента по отношению к Евросоюзу27, так и с точки зрения потенциального выстраивания швейцарской модели. Детали неформальных переговоров и сделанные сторонами уступки пока не известны.

27. Не случайно Еврокомиссия настаивает на скорейшем заключении рамочного соглашения со Швейцарией, в результате которого та может потерять часть суверенитета. Правительство Швейцарии, желая затянуть процедуру подписания, опубликовало 7 декабря 2018 г. проект соглашения, чтобы, согласно официальной версии, в течение полугода провести консультации с заинтересованными союзами, объединениями и организациями, представителями политических сил внутри страны [О взаимодействии экономических и политических элит см.: Ramsauer, 2017: 135-153]. При этом не исключалась опция изменения проекта. Швейцарцы ожидают выборов в Европарламент и формирования нового состава Еврокомиссии, что позволило бы, с их точки зрения, возобновить переговорный процесс и скорректировать некоторые положения проекта. 7 декабря 2018 г. Еврокомиссия пошла на беспрецедентный шаг, обнародовав заявление по поводу позиции официальных лиц Швейцарии, исключающее любые изменения в тексте, ставшим «результат[ом] долгих, интенсивных и конструктивных переговоров» (Europäische Kommission – Erklärung: Reaktion der Europäischen Kommission auf die Ankündigungen des Schweizer Bundesrates. Brüssel, 7. Dezember 2018. Statement/18/6738). Соглашение с США приобретает дополнительное значение.
39 В начале декабря 2018 г. было заявлено, что предварительные консультации будут продолжены. Следовательно, перехода к официальным переговорам ожидать не приходится, что, впрочем, не означает отсутствие проекта или проектов соглашения. Любопытно иное: при подписании заявления о намерениях по сотрудничеству в сфере профессионального образования между Соединёнными Штатами и Швейцарией наряду с И. Трамп, занимающейся среди прочего этим вопросом в Белом доме, присутствовали три министра американского правительства.
40 Время пока работает на швейцарцев, поскольку потенциальные угрозы ещё можно удерживать под контролем. 21 декабря 2017 г. в статье «Neue Zürcher Zeitung» приведено мнение М. Навиля относительно налоговой реформы в Америке: «Принятая налоговая реформа будет иметь меньше негативных последствий для Швейцарии, чем первоначальные планы правительства США» [Gratwohl N., 2017]. Эксперты не ожидают и массового исхода американских фирм. Кроме того, у Швейцарии есть мощное контрсредство – наконец-то утвердить откладываемую реформу налогообложения бизнеса.
41

Среднее европейское государство как вызов и шанс для Америки

 

Риторику Д. Трампа и его эскапады в адрес европейских стран, можно интерпретировать как демонстрацию зависимости от союзников и партнёров, как неспособность справиться в одиночку с собственными трудностями. Э. Макмаллен транслирует идеи президента и предельно просто формулирует ожидания от той же Швейцарии: «Make America Great Again»... не означает, что мы все сделаем сами».

42 Однако к неформальному особому статусу страны-помощницы следует относиться с осторожностью. Закреплять бизнес исключительно в одной крупной стране в настоящее время не имеет смысла, потому что повышается риск потерпеть ещё бо̒льшую неудачу. Диверсификация и дифференциация усилий и ресурсов, целей и замыслов, интересов и связей – перспективный тренд развития малых и средних стран в мире, который реализуется в выстраивании сетевого суверенитета, подразумевающего различную степень свободы и разноплановые результаты взаимодействия и участия в глобальных, субрегиональных и региональных политических, военно-политических, экономических и других объединениях и организациях, а также интенсивное поддержание двусторонних отношений. Предположу, что сетевой суверенитет с его принципом «независимость через интеграционные форматы» станет единственно возможным средством существования большинства стран мира.
43 В треугольнике «международная безопасность – европейская интеграция – глобализация», актуальным для большинства европейских стран, Америка может играть роль одного из лидеров глобализации, но для этого необходимо договариваться с другими державами, допустить для малых и средних стран возможность работы над сетевым суверенитетом, а, значит, признать и их право на свободу действий и разные результаты взаимодействия с Америкой, четко обозначив те малочисленные, но принципиальные правила, нарушение которых освободило бы США от любой формы партнёрства и сотрудничества и связанных с ними обязательств. К таким правилам может относится требование затрачивать определённые ресурсы, разгружающие американскую сторону.
44 Пока же Соединённые Штаты, сами того не желая, допускают развитие самостоятельных моделей, одной из которой является швейцарская модель отношений с ними. Рассмотрим её далее через три правила, носящих инструктивный характер и отвечающих на вопрос «Что нужно делать, чтобы стать более независимыми от США?».
45

Первое правило повышения самостоятельности в отношениях с Америкой состоит в управляемой интернационализации национальной экономики и сопровождающей ее интернационализации элиты. В 2010 г. около одной трети из 110 крупнейший фирм Швейцарии находились под управлением иностранных менеджеров28, имеющих независимые глобальные интересы. Такие менеджеры не могут действовать исключительно национально. Они олицетворяют те силы, которые заинтересованы в успешной глобализации. При этом считать их людьми, не имеющими традиций, а лишь исправно выполняющими собственный функционал, было бы явным упрощенчеством.

28. Bühlmann F., Beetschen M. u.a. Der Wandel der Eliten in der Schweiz // >>>.
46

Национальным правительствам «средних» стран29 придётся, насколько это возможно, превращать руководство фирм, высокопоставленных менеджеров в сторонников национальной стратегии, вовлекать их в процесс обсуждения и подготовки решений, затрагивающих социально-экономическую жизнь. Успех вовлечения будет зависеть от того, имеется ли у политических элит представление о стратегии развития, готовы ли они гарантировать стабильность и предсказуемость принятия решений в случае возникновения проблем.

29. Позиция «малых» стран имеет свои особенности, поэтому автор счёл необходимым в этом контексте акцентировать внимание только на «средних» странах, к которым относится Швейцария.
47 Второе правило – расширение демократии. Сила «среднего» европейского государства состоит в стабильно работающих демократических структурах. Обращение в определённых случаях к прямой демократии даст возможность получить дополнительную легитимацию и аргументы перед американцами, так как Соединённые Штаты позиционируют себя в качестве образца демократических ценностей и свобод в мире. Может показаться, что первое и второе правила вступают в противоречие друг с другом. Если формализовать диалог и взаимодействие между политическими и экономическими элитами, а также сделать их приемлемо транспарентными, то никакого противоречия не будет.
48 Третье правило – дифференциация, т.е. заключение партнёрств и союзов, отличающихся как целями и составом, так и продолжительностью существования. Средние страны заинтересованы в том, чтобы провоцировать крупных игроков и, в первую очередь, США к преодолению национального эгоизма, к согласованию рамок упорядоченного взаимодействия.
49 Швейцария как «среднее» европейское государство, обладающее высоким уровнем технологического развития, продолжит добиваться успеха, если будет готово к более активному объединению усилий с разными по потенциалу странами. Перспективы сетевого суверенитета убеждают в том, что многочисленные утверждения о кризисе Запада едва ли стоит принимать всерьёз.
50 Соединённые Штаты могут оценивать это развитие и его потенциал либо как шанс, позволяющий им играть лидерскую роль в несколько видоизмененном виде, либо как вызов, угрожающий их доминированию. В зависимости от этого и будут выстраиваться дальнейшие действия. Простых путей решения проблем уже не будет. И США, и Европе придётся давать ответы на одинаковые вопросы: «Что гражданам следует ожидать... от своего государства? Как будет выглядеть мир, в котором государству предстоит претворять эти ожидания? И что нужно предпринять, чтобы государство смогло эти ожидания реализовать?... Насколько необходимо открываться глобализации, и наоборот, сколько отхода от глобализации можно и желательно себе позволить? Сколько перераспределения необходимо и сколько можно вынести? Где будет установлена граница между личной ответственностью и господдержкой, или между свободой и регулированием? Что означает суверенитет сегодня и сколько его необходимо?» [Grünenfelder P., 2018: 197, 203].
51 На примере отношений со Швейцарией и с учётом связей посла Э. Макмаллена США получили возможность создать прецедент, отработать форму относительного предсказуемого сотрудничества в новых условиях. Существенным шагом вперёд стало бы заключение американо-швейцарского соглашения о свободной торговле.
52 В любом случае швейцарцы, делая ставку на реализации какого-то одного важного проекта с Соединёнными Штатами, смогут выиграть время для того, чтобы укрепить собственную модель и получить текущие выгоды. Правда, стоит помнить о том, что время всё же работает не против американцев, а против их мирного возвращения к лидерской роли. Вопрос о том, каким в итоге США будут лидером (региональным, субрегиональным или глобальным) для Швейцарии и схожих с ней стран вторичен, если они смогут использовать текущие тренды американской политики и верно расставить приоритеты.
53

Заключительные размышления

 

Мир переживает очередной этап трансформации, сопровождаемый инвентаризацией национальных возможностей и перспектив; из-за этого может сложиться обманчивое впечатление о распаде устойчивых союзов и объединений, потере влияния прежними лидерами, кризисе или крахе западного мира, хотя уровень технологического развития, финансовое положение западных стран, социально-экономическое благополучие населения свидетельствуют о том, что конкурентам западного мира ещё предстоит сделать большой рывок вперед для того, чтобы приблизиться к Западу, после чего они, по всей видимости, встанут перед схожими проблемами и трудностями, к которым относится, к примеру, ограниченная возможность государства гарантировать устойчивый рост благосостояния населения.

54 По непонятным причинам забывается о том, что страны Запада неоднократно переживали в ходе истории периоды мировых войн, кризисов и национальных трагедий, быстро восстанавливаясь и продолжая успешное развитие. К счастью, в истории современного преуспевающего Китая еще не было ни одной трагедии, сопоставимой с западными странами, поэтому пока не ясно, насколько стрессоустойчива теперешняя китайская модель. Успех Китая в настоящее время – это и следствие помощи СССР и ошибок Запада. Тезис о том, что западные страны, выходя раньше из кризисов, не имели конкурентов и использовали ресурсы колоний и зависимых территорий, оправдан лишь частично, поскольку осуществлялась конкуренция крупных стран Запада друг с другом.
55 Наличие сегодня конкурентов в лице того же Китая может актуализировать дополнительные средства сплочения. Не стоит забывать о сознательном провоцировании хаоса и ослаблении противников и конкурентов, партнёров и союзников, о котором писалось выше.
56

Сокращение военного присутствия Америки в некоторых регионах мира при президенте Д. Трампе многие аналитики почему-то поспешно интерпретируют как ослабление международного веса страны. Допустима, на мой взгляд, и иная трактовка: частичный или полный уход американцев создает угрозу дестабилизации, что потребует более активного участия крупных стран и (или) региональных лидеров, подразумевающее среди прочего дополнительные финансовые затраты. В свою очередь это способно нанести урон благополучию новых игроков, приостановить их развитие. Как правило регионы, где сокращается присутствие США, являются устойчиво проблемными, поэтому американцы спустя некоторое время без какого-либо риска смогут утверждать, что без них невозможно решение мировых проблем, использовав период передышки на то, чтобы направить освободившиеся ресурсы на укрепление собственного внутреннего положения и на развитие новых форматов отношений в рамках западного мира30. В противном случае полученный США шанс может превратиться в еще один вызов.

30. Не важно, насколько сознательно Д. Трамп проводит свою политику. Перегрузка заступающих на место Соединённых Штатов игроков, все-равно наступит. Кстати, даже знаменитое «Соединенные Штаты не могут впредь оставаться мировым полицейским», по всей видимости, означает следующее: одни без соответствующей помощи и усилий союзников.
57 Мир ищет новые варианты сцепления. Мир настроен на длительный период частичной упорядоченности. Для России это означает, что у неё есть возможность расширить влияние на глобализирующееся окружение, поскольку «малые» и «средние» страны будут заинтересованы в закреплении сетевого суверенитета. Многополярный мир – это мир сетевого суверенитета.

References

1. Samujlov S.M. O roli i problemakh SShA i Rossii v menyayuschemsya mire // SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 2. S. 68-85.

2. Sindeev A.A. Protivorechivoe sotrudnichestvo: khronika amerikano-shvejtsarskikh otnoshenij v period kholodnoj vojny // SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2018. № 7. S. 107-118.

3. Smirnov P.E. Politika administratsii Trampa na transatlanticheskom napravlenii i rossijskij faktor // SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 11. S. 38-53.

4. Trofimova O.E. Otnosheniya Shvejtsarii i ES: integratsiya bez vstupleniya // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2018. № 11. S. 138-154.

5. Farrow R. Das Ende der Diplomatie: warum der Wandel der amerikanischen Außenpolitik für die Welt so gefährlich ist. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2018. 478 S.

6. Goldgeier J., Saunders E.-N. The Unconstrained Presidency: Checks and Balances Eroded Long Before Trump // Foreign Affairs: World War Web. The Fight for the Internet's Future. 2018 (September/October).

7. Gordon P. A Vision of Trump at War: How the President Could Stumble Into Conflict // Foreign Affairs: Present at the Destruction? Trump in Practice. 2017 (May/Juni).

8. Gratwohl N. Was bedeutet die US-Steuerreform für die Schweiz? // Neue Zürcher Zeitung. 2017. 21. Dezember.

9. Grünenfelder P., Schellenbauer P. (Hg.) Weissbuch Schweiz: Sechs Skizzen der Zukunft. Zürich: Avenir Suisse, 2018. 222 S.

10. Paulson J. Trump and the Economy: How to Jump-Start Growth // Foreign Affairs: Trump Time. 2017 (March/April). Vo. 96. Nr. 2. P. 8-11.

11. Ramsauer R. Die Schweiz in der internationalen Zusammenarbeit: Erfahrungen zwischen Staat und Privatwirtschaft. Bern: Stampfli Verlag, 2017. 199 S.

Comments

No posts found

Write a review
Translate