U.S. Grain Exports: New Reality?
Table of contents
Share
QR
Metrics
U.S. Grain Exports: New Reality?
Annotation
PII
S032120680004362-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla Korotkikh 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
108-123
Abstract

The growing number of population and rising incomes, especially in developing countries, the exceptional role of grain as a food and feed resource, and the broader range of grain use, on the one hand, and limited land resources, climate change, and frequent droughts, on the other hand, are creating conditions for accelerated grain exports throughout the world. Grain is being exported by 83 countries, with only eight largest grain-producing countries led by the United States accounting for 80 percent of such exports. The hands-down world leader in grain exports in the recent past, the United States is losing ground today under the pressure of heightened competition from Russia and Ukraine, which have successfully been tapping into the world grain market lately, as well as due to increased grain exports from the EU, Argentina, and Brazil. The U.S. government efforts aimed at encouraging grain exports through a number of financial, agricultural extension, logistics, and information support programs do not seem to yield the desired results. Moreover, the new administration’s protectionist foreign policy has already led to a U.S. trade confrontation with the EU and China, the largest importers of American grain and grain products, and the imposition of relevant customs duties by those countries.

Keywords
grain exports, trade partner, government export promotion programs
Received
31.01.2019
Date of publication
01.04.2019
Number of purchasers
89
Views
2466
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1

Введение

 

Ключевое значение зерна в питании человека и решающая роль в формировании кормовых ресурсов животноводства определяют его исключительную роль в обеспечении продовольственной безопасности любого государства. Под давлением растущего спроса мировой рынок зерна динамично развивается. Объёмы производства и товарооборот мировой торговли растут ускоренными темпами. В новом веке сборы зёрна1 увеличиваются в среднем на 2,0% в год, тогда как в конце ХХ века темпы роста не превышали 1,1% (в 1980–1999 гг.). Сегодня, по обновленным данным Министерства сельского хозяйства США (МСХ США) производство зерна в мире достигло 2615 млн т, что на 42% больше, чем в 2000 году.





1. В структуре товарного производства зерна в мире лидируют три культуры – кукуруза, на которую в 2017 г. приходилось немногим более 40% сборов, пшеница – около 30% и рис – 19%. Кумулятивная доля сорго, ячменя, овса, ржи, проса и других зерновых культур составляет около 10%.
2 Наиболее динамично растут сборы зерна в развивающихся странах. В Китае и России темпы роста в новом веке составили в среднем 2,5% в год, на Украине – 5,2%. При этом в США они не превышают 1,7%, в ЕС – 0,5% в год. В результате, Китай, обогнав в конце 1990-х годов многолетнего мирового лидера – США, сегодня является крупнейшим производителем зерна в мире. В 2018 г. впервые в истории этой страны урожай зерна превысил 0,5 млрд т, и нет сомнений, что Китай сохранит лидирующие позиции в будущем, поскольку разрыв между уровнями производства в США и Китае с каждым годом увеличивается. Так, в 2000 г. Китай опережал США на 5 млн т, сегодня – на 60 млн тонн.
3 Современный мировой рынок зерна формируют пять крупнейших производителей: Китай, который обеспечивает 20% мирового производства, США –17%, ЕС –12%, Индия – 10% и Россия – 5%. Названные страны производят две трети зерна в мире (диагр. 1).
4

Диаграмма 1 Ведущие мировые производители зерна в 2017 г.

5

6

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.10.2018).

7 Не менее динамично растёт потребление зерна. С 2000 по 2017 г. объёмы его потребления увеличились почти на 40%, до 2599,2 млн т, и достаточно часто этот показатель превосходил уровень мирового производства. Иногда существенно. Начиная с 2000 г. такое случалось девять раз, причём разница колебалась от 86 млн т в 2002 г. до 4,7 млн т в 2005 г. В 2018 г., по прогнозу Министерства сельского хозяйства США, уровень потребления зерна в мире превысит уровень его производства почти на 37 млн т. Среди основных причин назовём увеличение численности населения, рост доходов, что стимулировало спрос, особенно, в развивающихся странах, и недобор зерна в отдельные годы в основных производящих регионах мира из-за неблагоприятных погодных условий.
8 Более половины мирового потребления зерна приходится на наиболее густонаселённые страны – Китай и Индию, и крупные экономики мира – США и страны ЕС (диагр. 2).
9 Растущий спрос на зерно при недостаточных собственных ресурсах стимулирует развитие внешней торговли. Объёмы мирового экспорта динамично растут: за период 2000–2017 гг. – в 1,8 раза, с 229,3 млн т до 414,8 млн т. Средние темпы роста достигли рекордно высокого уровня – 3,8% в год, что почти в 9 раз выше темпов роста экспорта в предыдущие два десятилетия (1980–1999 гг.) – 0,4% в год. Почти 90% мирового экспорта зерна приходится на пшеницу (42%), кукурузу (37%) и рис (11%), оставшиеся 10% – на ячмень, сорго, овёс и рожь.
10

Диаграмма 2 Потребление зерна в мире, 2017 г., млн т

11

12

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.10.2018).

13 Стремительному росту экспорта также способствуют увеличение масштабов использования кукурузы в качестве сырья для получения биоэтанола и выход на рынок новых экспортёров, предложивших большие объёмы качественного зерна по относительно низким ценам. Речь идёт о России и Украине как об экспортёрах пшеницы и о Бразилии, Украине и Аргентине в качестве экспортёров кукурузы.
14 Выход на мировой рынок названных стран привёл к резкому обострению конкурентной борьбы, перестановкам среди ведущих мировых экспортёров зерна и существенному снижению роли США в мировом экспорте зерновой продукции.
15 В 2000 г. 80% экспортных поставок зерна в мире обеспечивали США, ЕС, Канада, Аргентина, Австралия. США занимали монопольное положение, контролируя 38% экспорта. США сохранили положение лидера, но их доля снизилась до 23%. Второе место занимает Россия (13%), третье – Украина (10%), затем идут Аргентина (9%), ЕС (8%), Канада (7%), Австралия и Бразилия (по 5%). ЕС, Канада, Австралия перешли на пятое, шестое и седьмое места (диагр. 3).
16

Диаграмма 3 Ведущие мировые экспортёры зерна, млн т

17

18

USDA. Foreign Agricultural Service. Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.10.2018).

19

Особенности американского зернового экспорта: структура, динамика, основный торговые партнёры

 

В экономике США экспорт аграрной продукции играет важную роль. Он обеспечивает прилив капитала в экономику, создает рабочие места в аграрном секторе и промышленности, стимулирует несельскохозяйственную экономическую деятельность. В 2016 г. экспорт аграрной продукции обеспечил более одного миллиона рабочих мест (с полной занятостью), в том числе 764 тыс. рабочих мест в несельскохозяйственном секторе. По расчётам специалистов, каждый доллар, полученный от сельскохозяйственного экспорта, привлекает в экономику дополнительно 1,28 доллара.

20 Подавляющая часть экспорта зерна в США приходится на кукурузу и пшеницу. Помимо этих культур США поставляют на внешний рынок рис, рожь, сорго, ячмень и овёс, суммарная доля которых составляет 11% (диагр. 4).
21 В 2017 г. за счёт экспорта аграрной продукции в экономику США поступило 138,2 млрд долл., включая 18 млрд., или 13%, полученных от экспорта зерна (9,1 млрд – кукурузы, 6,1 млрд – пшеницы, 1,7 млрд – риса, 1,1 млрд – другого кормового зерна). В США на экспорт отправляют пятую часть выращенного урожая зерна. Особенно высоко ориентировано на экспорт производство сорго – его доля достигает 67%, пшеницы – 52% и риса – 54%.
22

Диаграмма 4 Товарная структура экспорта зерна США, 2017 г.

23

24

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.11.2018).

25 Американский зерновой экспорт развивается под влиянием меняющихся макро- и внутриэкономических условий, что объясняет неравномерность и специфику его развития на различных этапах. Анализ тенденций развития, объёмов экспортных поставок и их региональной структуры за последние полвека даёт основание выделить три периода:
26 Конец 1970-х – начало 1980-х годов – период абсолютного господства США на мировом зерновом рынке. Этому благоприятствовали крупномасштабные закупки зерна странами Восточной Азии, ЕС и СССР. По сравнению с 1970 г. объёмы экспорта выросли почти в 3 раза, до 114 млн т в 1980 г., а доля США в мировом экспорте увеличилась с 35 до 54%. Согласно данным МСХ, в первой половине 80-х годов треть экспортных поставок США приходилась на восточноазиатские страны (в первую очередь, Японию, Южную Корею и Китай), 20% – на страны ЕС. Третье направление – СССР, на который приходилось около 10% поставок. Вместе эти регионы принимали две трети американского экспорта зерна (табл. 1).
27 Вторая половина 1980-х – середина 1990-х годов – отказ крупных торговых партнёров – ЕС (в середине 80-х) и СССР (в начале 90-х годов) от закупки американского зерна. В первом случае причиной послужило реформирование Единой сельскохозяйственной политики ЕС, введение квот на импорт американского зерна и переход к экспорту собственного зерна, во втором – масштабный экономический кризис и последующий распад страны. Восточноазиатские страны остались (и до сих пор остаются) основным направлением американского экспорта зерна, принимающим почти 40% поставок (диагр. 5).
28 Таблица 1 Основные направления и объёмы экспорта зерна США, млн т (в среднем)
Страны и направления экспорта 1980–1984 гг. 1990–1994 гг. 2000–2001 гг. 2015–2017 гг.
Восточная Азия 33,4 31,7 29,5 31,9
ЕС 19,0 4,4 2,0 1,2
СССР/РФ 10,4 10,2 0,2 0,4
Северная Америка 5,0 8,8 15,3 21,6
Южная Америка 8,6 3,7 5,4 11,3
США, всего 101,4 83,0 79,6 91,0
USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (accessed: 26/11/18).
29 Такие радикальные изменения привели к резкому сокращению объёмов экспорта (до 62 млн т в 1985 г.) и заставили США искать новых торговых партнёров в Северной и Южной Америке. Доля США в мировом экспорте зерна снизилось до 40%, а объёмы экспорта к началу 1990-х годов стабилизировались на уровне 86–90 млн т в год.
30

Диаграмма 5 Экспорт зерна США в страны Восточной Азии, ЕС и СССР, млн т

31

32

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.10.2018).

33 Нынешний век принёс обострение конкурентной борьбы на мировом рынке зерна в связи с выходом на него новых экспортёров – России и Украины – и усилением роли ЕС, Аргентины и Бразилии. Конкурентоспособные цены на пшеницу, предлагаемые странами ЕС, Россией и Украиной, а также Аргентиной, Бразилией и Украиной на кукурузу, при достаточно высоком качестве зерна для многих импортёров стали факторами, решившими вопрос закупок зерна в пользу этих стран. Согласно данным Международного комитета по зерну, цены ФОБ на пшеницу из США (озимую, твердозёрную краснозёрную класса 2) в среднем на 10–30 долл./т выше аналогичных цен на пшеницу из ЕС, Аргентины, России и Украины [1]. В итоге, объёмы экспортных поставок из США к 2002 г. упали до 72 млн т. Затем рост возобновился и стабилизировался на уровне 1990-х годов. Доля США в мировом экспорте снизилась к 2009 г. до 28%, а сегодня составляет 23%.
34 В региональной структуре американского экспорта зерна страны Восточной Азии стали стратегическим направлением, на которое приходится до 40% поставок. Крупные объёмы зерна ввозят страны Северной Америки (особенно Мексика) – 22% и Южной Америки (Гватемала, Венесуэла, Колумбия, Перу) – 14% (см. табл. 2).
35 Таблица 2 Экспорт пшеницы в мире и ведущие страны-экспортёры, млн т
2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г. Доля, %
США 28,9 27,3 28,6 21,2 24,5 14
Канада 17,3 16,0 16,6 22,1 22,0 12
Австралия 15,9 16,0 18,6 16,1 14,0 8
ЕС 15,7 15,7 23,1 34,8 23,3 13
Россия 0,7 10,7 21,6 25,5 41,4 23
Украина 0,0 6,5 5,4 17,4 17,8 10
Итого 78,5 92,2 113,9 137,1 143,0 79
Другие страны 22,7 25,2 19,1 35,7 38,4 21
Мир, всего 101,2 117,4 133,0 172,8 181,4 100
USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 03.12.2018).
36 При этом конкурентная борьба на мировом рынке не ослабевает. Новые экспортёры зерна стремительно наращивают объёмы поставок и успешно осваивают зарубежные экспортные рынки. Так, экспорт пшеницы из России только за три последних года вырос на 60%, а всего с 2000 по 2017 г. увеличился почти в 60 раз – с 0,7 до 41,4 млн т. Экспортные поставки пшеницы из Украины выросли в 3 раза, с 6,7 млн т в 2002 г. до 17,8 млн т в 2017 г. Американский экспорт пшеницы за этот период снизился на 15%, с 28,9 до 24,5 млн тонн.
37 Одновременно объёмы экспорта кукурузы из Аргентины выросли почти в 2,5 раза, до 23,0 млн т, из Бразилии – в 3,5 раза, до 22,0 млн т, из Украины – в 46 раз, до 18,5 млн т. И хотя американский экспорт кукурузы за этот период увеличился лишь на 25%, его уровень – 61,9 млн т – позволяет США оставаться крупнейшим мировым экспортёром этого вида зерна (табл. 3).
38 Дополнительную негативную роль в сокращении объёмов и рыночной доли США в мировом экспорте зерна сыграл рост курса американского доллара по отношению к другим валютам, который начался после периода его ослабления и последующей стабилизации в 2003–2012 гг. По расчётам американских специалистов, повышение курса доллара на 1% ведёт к снижению реальной, с учётом инфляции, стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции США на 3,14%.
39 Таблица 3 Экспорт кукурузы в мире и ведущие страны-экспортёры, млн т
2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г. Доля, %
США 49,3 54,2 46,5 48,2 61,9 42
Аргентина 9,7 9,5 16,3 21,6 23,0 16
Бразилия 6,3 4,5 8,4 14,0 22,0 15
Украина 0,4 2,4 5,0 16,6 18,5 13
Итого 65,7 70,6 76,2 100,4 125,4 86
Другие страны 11,0 10,4 15,4 19,3 20,8 14
Мир, всего 76,7 81,0 91,6 119,7 146,2 100
USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 03.12.2018).
40 Эксперты Зарубежной сельскохозяйственной службы МСХ ожидают, что в ближайшей перспективе тенденция роста курса доллара сохранится, что приведёт к дальнейшему повышению цен на американское зерно на рынках стран-импортёров и к росту на этом фоне конкурентоспособности зерна из России, Украины, Аргентины и Бразилии.
41 В целом с 2000 г. круг стран-импортёров американского зерна значительно сузился. В 2000–2004 гг. США поставляли зерно в 154 страны, в 2015–2017 гг. – в 105 стран.
42 Рассмотрим более детально изменения в географии экспорта США двух стратегических товаров – пшеницы и кукурузы, на которые приходится 90% объёма поставок зерна.
43 Основными импортёрами американской пшеницы остаются Япония и Южная Корея (табл. 4). Страны ЕС и Китай сокращают закупки, но пока остаются в числе крупных торговых партнёров наряду с Нигерией, Филиппинами и Тайванем, которые, напротив, наращивают объёмы ввозимого зерна. Алжир, Марокко и Египет – крупнейший мировой импортер мягкой пшеницы – в новом веке практически отказались от американских поставок в пользу российского зерна. Вместе с тем у США появились новые торговые партнёры – Гватемала и Таиланд, после длительного перерыва возобновили закупки Бразилия, Индонезия и Колумбия.
44 Таблица 4 Экспорт пшеницы из США: основные торговые партнёры и объёмы поставок, млн т
В среднем за 1980–1984 гг. В среднем за 1990–1994 гг. Страны-импортёры В среднем за 2000–2004 гг. В среднем за 2015–2017 гг.
Гватемала 0,5
Таиланд 0,7
2,6 Бразилия 0,7
0,8 0,6 Венесуэла 0,6 0,6
1,9 1,5 Южная Корея 1,4 1,3
0,6 0,8 Тайвань 0,8 1,1
2,3 0,5 ЕС 1,5 0,7
3,4 3,2 Япония 3,1 2,8
1,3 0,3 Нигерия, 1,8 1,5
0,4 0,5 Мексика 2,3 3,0
0,8 1,5 Филиппины 1,6 2,4
5,5 3,2 Китай + Гонконг 0,7 1,0
0,8 Индонезия 1,0
0,6 Колумбия 0,5 0,8
0,8 Перу 0,6 0,4
0,5 0,6 Израиль 0,6
1,6 3,2 Египет 2,7
4,5 4,2 СССР/Россия
0,5 1,0 Алжир
1,1 0,8 Марокко
Объёмы экспорта менее 300 тыс. т не указаны. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> 26/11/18.
45 Большую часть американской кукурузы закупают Япония и Мексика. Причём Мексика стремительно наращивает импорт – по сравнению с 1990-ми годами страна увеличила закупки почти в 7 раз. Крупными импортёрами американской кукурузы являются Южная Корея и Тайвань, увеличивают закупки Колумбия и Перу. Вместе с тем от американской кукурузы отказались сначала Бразилия и Филиппины, а затем Израиль, Турция, Алжир и Венесуэла. Существенно сократил закупки Египет – крупный мировой импортёр этой продукции (табл. 5).
46 Таблица 5 Экспорт кукурузы из США: основные торговые партнёры и объёмы поставок, млн т
В среднем за 1980–1984 гг. В среднем за 1990–1994 гг. Страны-импортёры В среднем за 2000–2004 гг. В среднем за 2015–2017 гг.
Колумбия 1,7 4,6
Индонезия 0,7
Марокко 0,5 0,5
Коста-Рика 0,5 0,7
Гватемала 0,5 0,9
0,5 Доминиканская республика 0,9 0,5
12,8 1,9 ЕС 0,5
12,3 13,5 Япония 14,8 11,8
0,4 0,6 Канада 2,8 1,0
3,0 1,9 Мексика 5,4 13,4
1,0 Китай + Гонконг 0,6
2,7 2,2 Южная Корея 2,2 4,1
2,3 5,1 Тайвань 4,6 2,2
1,3 1,5 Египет 3,6 0,7
0,7 Саудовская Аравия 0,6 1,5
0,4 0,7 Перу 2,6
0,4 0,4 Израиль 0,7
0,1 Турция 0,7
0,8 0,6 Венесуэла 0,9
0 1,1 Алжир 1,2
5,9 6,2 СССР/Россия
0,5 Бразилия
0,7 Филиппины
USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> 26/11/18.
47 Согласно прогнозам ООН, дальнейшее развитие мирового рынка зерна в среднесрочной перспективе будет напрямую связано с глобальными макроэкономическими и демографическими тенденциями. Ситуация на мировом рынке будет определяться следующими факторами: ростом экономик таких стран, как Китай, Россия, Бразилия и Индия; увеличением численности населения планеты (особенно стран Азии); расширением производства биотоплива.
48 При этом специалисты отмечают потенциальные риски, которые при определённых обстоятельствах могут перерасти в угрозы.
49 Во-первых, возникает вероятность сокращения экспорта зерна в мире из-за отставания объёмов его производства от потребления под воздействием разнонаправленных факторов – ростом численности населения, сокращением посевных площадей, распространением в развивающихся странах западной модели питания, в которой преобладают мясо и молочные продукты, а также растущей долей использования продукции растениеводства для получения биотоплива.
50 Во-вторых, динамику роста экспорта может сдерживать повышение мировых цен на продовольствие и аграрную продукцию, что стало особенно заметно в начале ХХI века. С 2000 по 2017 г., по данным ФАО, индексы цен на зерновые выросли почти в 2 раза. Это соответствует данным Международного совета по зерну по росту индекса цен2.
2. The State of Agricultural Commodity Markets 2015-2016. Trade and Food Security: Achieving a Better Balance between National Priorities and the Collective Good. Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2015. Available at: >>>> (accessed: 14.01.2019).
51

Меры государственной поддержки экспорта

 

Экспорт зерна является важным фактором стабильности развития зернового хозяйства и благополучия фермерства в США. Государство уделяет большое внимание его поддержке, расширению существующих и поиску новых рынков сбыта за рубежом. Для стимулирования сельскохозяйственного экспорта в Минсельхозе действует Зарубежная сельскохозяйственная служба, являющаяся официальным представителем министерства в зарубежных странах. Сотрудники службы действуют в 60 государствах, в том числе в России (при посольстве США), их общая численность превышает 240 человек. Зарубежная служба реализует более 20 различных программ, которые обеспечивают финансовую, информационную, юридическую, организационную и другие виды поддержки экспортёрам [2].

52 Наиболее известные программы финансирования экспорта осуществляются при поддержке Товарно-кредитной корпорации (ТКК), действующей в рамках Минсельхоза. Данная корпорация предоставляет связанные кредиты и гарантии по кредитам, выданным американскими коммерческими банками на закупку зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Эти программы снижают риск неплатежей для банков США за счёт предоставления экспортёру гарантий в реализации товара, а также дают возможность иностранному импортёру осуществить закупку на условиях отсроченного платежа.
53 Программы, которые финансирует ТКК, различаются по срокам предоставления кредитов (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и по их товарному наполнению. До 2007 г. лимит для ассигнований по программам ТКК по предоставлению экспортных кредитных гарантий, в соответствии с законом 2002 г., установлен в размере 6,1 млрд долл. в год.
54 Программа гарантий кредитования экспорта GSM-102 (Export Credit Guarantee Program GSM-102), на которую приходится основная часть средств (на 2019 фин. г. предусмотрено выделить 2,3 млрд долл.)[4], предназначена для стран с высоким потенциалом развития рынка и высокой вероятностью погашения кредита. Американские банки предоставляют иностранному покупателю кредиты (на коммерческих условиях) на покупку американской сельхозпродукции на срок от 90 дней до трёх лет, а ТКК является гарантом, но непосредственно экспорт товаров не финансирует.
55 Программа гарантий кредитования экспорта GSM-103 (Export Credit Guarantee Program GSM-103) (с объёмом финансирования 19 млн долл. в 2005 г.) отличается от GSM-102 в основном перечнем сельскохозяйственных культур и сроками кредитования, составляющими от трёх до десяти лет.
56

Программа гарантии объекта (Facility Guarantee Program) (1,2 млрд. долл. в 2005 г.), по которой ТКК предоставляет гарантии кредитов, выданных иностранным клиентам на модернизацию объектов инфраструктуры в странах, где спрос на сельскохозяйственную продукцию США ограничен из-за дефицита мощностей по хранению, переработке и распределению продукции. Максимальный срок возврата кредита – десять лет.

57 Помимо этих программ, в США существует система межгосударственной поддержки экспорта. Одной из мер прямого финансового стимулирования иностранных государств является Программа льготного кредитования закупок аграрной продукции в рамках «Закона 480», принятого в 1954 г. для стимулирования экспорта в развивающиеся страны. Поставки зерна из США осуществляются на основании двусторонних межгосударственных соглашений, заключаемых на льготных условиях. Процентная ставка за кредит по этой программе, как правило, не превышает 1%, а рассрочка платежа колеблется от 10 до 30 лет, включая льготный период до семи лет. В 2011 фин. г. бюджет программы составил 28,1 млн долларов.
58 В стране также действует система программ информационно-технической поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции. Основная задача – предоставление информации американским экспортёрам (в том числе потенциальным) о внешних рынках, а зарубежным покупателям – об американских товарах. Наиболее распространенные:
59

Программа доступа к рынку MarketAccessProgram) , использует фонды ТКК для помощи в популяризации американской продукции с целью её продвижения на внешний рынок. Зарубежная сельскохозяйственная служба МСХ США предоставляет американским компаниям финансирование на основе долевого участия для проведения маркетинговых и рекламных мероприятий, направленных на повышение международного спроса на сельскохозяйственные товары США. На её реализацию в 2018 г. предусмотрено173,8 млн долларов.

60 Программа развития внешнего рынка (Foreign Market Development Program), предоставляет американским компаниям финансирование (на основе долевого участия) мероприятий, которые способствуют продвижению сельскохозяйственных товаров США за рубежом. Предпочтение отдаётся организациям, представляющим целую отрасль, или крупным компаниям, многочисленные филиалы или партнёры которых размещены по всей стране. Такие мероприятия могут включать, например, содействие в модернизации объектов инфраструктуры, в расширении возможностей переработки, изменении кодов и стандартов на американские товары, а также в поиске новых рынков или новых видов использования американской сельскохозяйственной продукции. В 2018 г. бюджет программы составил 26,5 млн долларов.
61

Программа развития новых рынков (Emerging Market Program) предусматривает финансирование на основе долевого участия технической поддержки по продвижению американской сельскохозяйственной продукции в страны, попадающие в категорию новых рынков, – растущие рынки стран с рыночной экономикой или вступившие на путь рыночного развития экономики. Техническая поддержка включает предоставление технико-экономического обоснования, исследования рынка, отраслевых оценок, а также ознакомительные поездки, специализированные тренинги и бизнес-семинары. На реализацию программы в 2016 г. было выделено 10 млн долларов.

62

Заключение

 

За время существования США их внешнеторговая политика не раз кардинально меняла своё направление. Правительство всегда уделяло большое внимание защите внутреннего рынка. После «Великой депрессии» и Второй мировой войны страна пошла по пути снижения барьеров в торговле. Торговля стала рассматриваться как средство продвижения экономических интересов США за рубежом. Правительство начало активно стимулировать развитие экспорта, реализуя многочисленные программы. Однако, по мнению американских специалистов, сегодня их значение снижается под воздействием переговорного процесса в рамках ВТО.

63 Похоже, администрация Д. Трампа возвращается к политике протекционизма и готова поступиться принципами «свободной» торговли, которые на протяжении десятилетий являлись приоритетными для США. Страна переходит к так называемой «справедливой» торговле, основанной на принципе «Америка прежде всего».
64 В качестве главного аргумента для перехода к наступательной стратегии используются ссылки на рекордный дефицит торгового баланса США. Новая администрация уже объявила о начале реформирования системы внешнеэкономических связей и переходе к новой торговой политике, направленной на защиту суверенитета США. Членство в многосторонних торговых соглашениях, по мнению президента Трампа, ослабляет торговые позиции страны и ведёт к размыванию их лидерства в международной торговле. Уже пересмотрено соглашение НАФТА, и США перешли к двусторонним соглашениям. Начиная с 2017 г. в стране осуществляется серия протекционистских экономических мер во внешней торговле.
65 В ответ на введение США пошлин на импорт из стран ЕС и Китая, которые являются крупнейшими торговыми партнёрами США, эти страны ввели импортные пошлины на американское зерно и зерновую продукцию. Последствия торгового противостояния американские фермеры ощутили уже сегодня. Они сокращают посевы. За три года, с 2016 г., площади под зерновыми культурами уменьшились на 8%. По данным последнего опроса, проведённого МСХ, в нынешнем году американские фермеры планируют сократить посевы под зерновыми до минимальных размеров за последние семь лет.
66

Источники

 

[1] International Grains Council. Available at: >>>> (accessed 11.11.2018).

[2] Programs. USDA. Foreign Agricultural Service. Available at: >>>> (accessed: 21.01.2019).

[3] The State of Agricultural Commodity Markets 2015-2016. Trade and Food Security: Achieving a Better Balance between National Priorities and the Collective Good. Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2015. Available at: >>>> (accessed: 14.01.2019).

[4] USDA FAS Export Credit Guarantee Program (GSM-102) FY 2019 GSM-102. Allocations. Available at: >>>> (accessed: 21.01.2019).

[5] USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>> (accessed: 26/11/18).

[6] USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>>> (accessed 01.10.2018).

References

1. International Grains Council. Available at: http://www.igc.int/en/markets/marketinfo-prices.aspx (accessed 11.11.2018).

2. Programs. USDA. Foreign Agricultural Service. Available at: https://www.fas.usda.gov/programs/export-credit-guarantee-program/fy-2016-fgp-allocations (accessed: 21.01.2019).

3. The State of Agricultural Commodity Markets 2015-2016. Trade and Food Securi-ty: Achieving a Better Balance between National Priorities and the Collective Good. Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2015. Available at: http://www.fao.org/3/a-i5090e.pdf (accessed: 14.01.2019).

4. USDA FAS Export Credit Guarantee Program (GSM-102) FY 2019 GSM-102. Al-locations. Available at: https://www.fas.usda.gov/programs/export-credit-guarantee-program-gsm-102/gsm-102-allocations (accessed: 21.01.2019).

5. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: https://apps.fas.usda.gov/gats/ExpressQuery1.aspx (accessed: 26/11/18).

6. USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: http://apps.fas.usda.gov/psdonline/psdQuery.aspx (accessed 01.10.2018).

Comments

No posts found

Write a review
Translate