“The United States of America in 2019” (a Round-Table Discussion)
Table of contents
Share
QR
Metrics
“The United States of America in 2019” (a Round-Table Discussion)
Annotation
PII
S268667300007693-2-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Andrey Yevseenko 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
109-115
Abstract

A brief report on the conduct of the scientific event in the “round table” format on the topic “The United States of America in 2019”. A Round-Table discussion was organized by the Council of Young Scientists of the Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian-Academy of Sciences (ISKRAN). The participants are graduate students and young researches of ISKRAN, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO RAN), Institute of Latin American Studies, Russian Academy of Sciences (ILA RAN), Institute of Europe, Russian Academy of Science (IE RAS), Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences (IOS RAS), Lomonosov Moscow State University (MSU), Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), National Research University Higher School of Economics (HSE University), Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far-East, Far-Eastern Branch of the RAS (IHAE FEBRAS).

Keywords
U.S. Foreign Policy, U.S. Domestic Policy, Russia-U.S. Relations
Received
04.11.2019
Date of publication
04.12.2019
Number of purchasers
90
Views
1940
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1 31 октября 2019 г. в Институте США и Канады РАН прошёл круглый стол «США в 2019 году». Мероприятие проводилось Советом молодых учёных Института. В работе приняли участие молодые специалисты Института США и Канады РАН, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН им. Е.М. Примакова, Института Латинской Америки РАН, Института Европы РАН, Института Востоковедения РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ, Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН. В рамках мероприятия были освещены наиболее актуальные аспекты внешней и внутренней политики США. С приветственным словом к участникам круглого стола обратился доктор экономических наук, профессор, научный руководитель направления экономических исследований ИСКРАН Виктор Борисович Супян.
2 Программа мероприятия включала работу по четырём тематическим направлениям: «Новые вызовы во внутренней политике США»; «Ядерный фактор в российско-американских отношениях»; «США как глобальный лидер»; «Региональные аспекты внешней политики США».
3 В приветственном слове В.Б. Супян отметил важность подобных мероприятий и обратил внимание на актуальную тематику предложенных докладов. С его точки зрения, проблемы и противоречия глобализации на современном этапе вместе с внутриполитическим кризисом в Соединённых Штатах будут занимать приоритетное положение в научных изысканиях политологов и экономистов. Противоречивый курс президента Д. Трампа только укрепит данную сферу интересов среди отечественных американистов. Это связано, прежде всего, с продолжающимся кризисом в российско-американских отношениях и необходимостью поиска выхода из конфронтации между Москвой и Вашингтоном. Виктор Борисович подчеркнул, что практика обмена мнениями между молодыми учёными особенно важна в силу общего роста пропаганды и искажения информации в СМИ.
4 Открылся круглый стол докладом кандидата исторических наук, научного сотрудника Отдела внутриполитических исследований ИСКРАН А.А. Филиппенко на тему «Финансирование антииммиграционного лобби в США». В своём выступлении автор отметила, что в последние годы иммиграционная политика стала проблемой, разделившей граждан США строго по партийной линии. При этом на протяжении XX века вопросы, связанные с иммиграцией, скорее объединяли демократов и республиканцев, а законы об иммиграции носили межпартийный характер. Корень столь острых противоречий, по мнению докладчика, лежит в возросшем влиянии антииммиграционных лоббистских организаций, стоящих за всеми рестрикционистскими законами как на федеральном, так и на местном уровне. Было отмечено, что смена приоритетов у крупнейших спонсоров Республиканской партии способна сократить финансирование антииммиграционного лобби и, тем самым, стать ключом к столь необходимой и давно назревшей иммиграционной реформе.
5 Кандидат политических наук, эксперт Отдела академического развития Института международных исследований МГИМО МИД России В.В. Павлов в докладе «Смена руководства Национальной разведки Соединённых Штатов Америки в 2019 г.» проанализировал последствия существующего кризиса доверия между президентом США и руководством американских спецслужб. Д. Трамп продолжает противостояние с представителями «карьерной бюрократии», в число которых входят и руководители разведсообщества. Это вызывает критику со стороны законодателей и обвинения в попытке президента подчинить спецслужбы своим целям. Докладчик отметил, что подобная политизация взаимоотношений президентской власти и руководства разведки только усложняет решение ключевых проблем американской внешней политики, в том числе на российском направлении.
6 Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований ИСКРАН Н.В. Степанова в докладе «Стратегическая стабильность в доктрине национальной безопасности США» отметила нарастающий кризис в сфере контроля над вооружениями. В классическом понимании данный термин долгие годы был присущ только российско-американским отношениям в ядерной сфере. Однако сегодня наблюдается расширение толкования данного понятия, причём обеими сторонами. Россия воспринимает стратегическую стабильность через углубление диалога в рамках российско-американских отношений, к примеру, выступая за взаимосвязь наступательных и оборонительных вооружений. США со времён окончания холодной войны выступают за придание контролю над вооружениями статуса многостороннего процесса, а также огромное внимание уделяют региональному сдерживанию, что особенно проявляется в доктринальных документах, принятых за последние 30 лет, включая стратегии национальной безопасности и обзоры ядерной политики. Эта тенденция, при отсутствии между РФ и США консультаций по ядерной проблематике, привела к разночтениям в понимании термина «стратегической стабильности» и к последующей деградации всей концепции. По мнению Наталии Владиславовны, решение проблемы лежит в проявлении политической воли со стороны Москвы и Вашингтона и установлении диалога по общей стабилизации российско-американских отношений. Докладчик отметила, что в краткосрочной перспективе подобное восстановление переговорного процесса не ожидается.
7 Продолжила тематику ядерного фактора в российско-американских отношениях А.А. Бунина, старший лаборант-исследователь Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН. В своём докладе «Атомная энергетика как вектор российско-американских отношений» она обозначила специфику развития данной отрасли на современном этапе. Было подчёркнуто, что она остаётся одной из немногих сфер, не тронутых санкциями. Причина лежит во взаимозависимости РФ и США, сложившейся в ходе обоюдовыгодного сотрудничества с середины 1990-х годов. Таким образом, попадание атомной энергетики под санкционное давления США становится маловероятным. По мнению Анастасии Александровны, данную конфигурацию не способны переломить ни иранских фактор, ни протекционистские интересы администрации Д. Трампа.
8 Аспирант МГУ З.Э. Гомбоин выступил с докладом «Политика США по содействию развитию сектора информационно-коммуникационных технологий в странах Глобального Юга: на пороге неизбежных перемен?». В данном выступлении акцент был сделан на использовании США высоких технологий в качестве механизма завоевания глобального лидерства и основных достижениях Соединённых Штатов на данном направлении. Докладчик пришёл к выводу, что новый виток противостояния великих держав и формированию разнонаправленных экосистем практически неизбежен. Данная тенденция предопределена операционной несовместимостью самого аппаратного оборудования, поставляемого лидерами на рынке ИКТ. Зорикто Эрдэниевич отметил, что отдельные конфликтные ситуации между державами (вроде скандала вокруг компании «Хуавэй») могут быть разрешены, однако это не отменит общей атмосферы соперничества в сфере ИКТ.
9 Научный сотрудник Отдела внешнеполитических исследований ИСКРАН К.В. Козлов посвятил своё выступление «Проблема изменения глобальной роли США: дискуссия в экспертно-политическом сообществе» анализу мнений американских учёных и политиков относительно лидерских позиций Соединённых Штатов в современном мире. Корней Викторович отметил, что наблюдается раскол американского истеблишмента в данном вопросе. Причина лежит в позиции наиболее активной и многочисленной части американской элиты, выступающей за продолжение гегемонистской политики, силовой подход в решении внешнеполитических задач, сохранение безальтернативного доминирования США. Критики у данного подхода безусловно есть, однако, как заметил докладчик, они не столь многочисленны и влиятельны. Поэтому их позиция пока не оказывает заметного влияния на структуры, где принимаются основные решения внешней политики США.
10 Рассмотрение её региональных аспектов началось с выступления младшего научного сотрудника Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН И.О. Мишина на тему «Политика США в Южно-Китайском море при администрации Д. Трампа». По мнению Игоря Олеговича, основными целями США в данном регионе стали обеспечение свободы судоходства, поддержка союзников в противостоянии с Китаем, а также непосредственное сдерживание КНР. Данный курс привёл к росту опасных сближений военных кораблей двух стран в ходе операций американских ВМС. Тем не менее, докладчик отметил низкую вероятность полномасштабного вооружённого конфликта между США и КНР в случае каких-либо инцидентов с участием американских и китайских кораблей. Игорь Олегович уделил особое внимание тому моменту, что несмотря на всю сложность отношений между Соединёнными Штатами их союзниками по НАТО, в упомянутых морских маневрах также принимают участие французские и британские ВМС. Данный эпизод свидетельствует о прочном закреплении за Южно-Китайским морем статуса одной из главных арен в американо-китайском противостоянии.
11 Доклад научного сотрудник Отдела международных отношений и региональной безопасности ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН В.Е. Болдырева «Китайская политика Д. Трампа – поиск поддержки антикитайского лобби?» продолжил тему американо-китайских отношений на современном этапе. Виталий Евгеньевич отметил, что ещё до выборов 2016 г. взгляды Д. Трампа на Китай соотносились с позицией всех консервативных групп «антикитайского лобби» в США. Поэтому жёсткий курс действующей американской администрации в отношении Китая представляется вполне естественным. Ещё одним благоприятным фактором для китайской политики Д. Трампа стала общемировая тенденция решоринга и курс развитых стран на сохранение ключевых технологий. КНР этот тренд затронул сильнее остальных государств. Однако, с точки зрения приближающейся предвыборной кампании 2020 г., результаты взятого Д. Трампом курса в отношении Китая нельзя назвать абсолютно успешными. Докладчик отметил, что действующий президент гарантировал себе поддержку республиканской и военной групп «антикитайского лобби». Позиция представителей старых отраслей промышленности (так называемого «ржавого пояса») вызывает сомнения, а в ряде аграрных штатах Д. Трамп рискует потерять часть электората.
12 К.А. Годованюк, старший научного сотрудника Института Европы РАН, в докладе «Отношения США и Великобритании на фоне брексита» рассмотрела специфику и перспективы диалога и противоречий между Лондоном и Вашингтоном на современном этапе. Связаны они, прежде всего, с потенциальным торговым соглашением между Великобританией и США в сфере внешней торговли. Докладчик отметила, что хотя в Британии вызывает беспокойство ряд требований, выдвигаемых Белым домом к торговой сделке с Лондоном, однако и терять особые отношения с Вашингтоном правящий кабинет тори не намерен. Серьёзным вызовом для британского истэблишмента стали попытки Д. Трампа оказать влияние на политические процессы на Туманном Альбионе. Кира Анатольевна подчеркнула, что ключевым вызовом для британской элиты в ходе "брексита" станет поиск сбалансированной позиции в отношениях с Вашингтоном на фоне попыток сохранить статус влиятельного мирового игрока.
13 Особое внимание было уделено политике администрации Д. Трампа на латиноамериканском направлении. Данная тематика была открыта выступлением старшего научного сотрудника ИЛА РАН, старшего научного сотрудника ИСКРАН А.А. Манухина на тему «Латиноамериканская политика США: политический истеблишмент и экспертное сообщество в поиске компромиссов». В своём докладе Алексей Анатольевич охарактеризовал политику Д. Трампа в Латинской Америке как весьма противоречивую. Ее приоритетными направлениями на сегодняшний день остаются укрепление позиций в сфере торговли и инвестиций, а также «секьюритизация» вопросов общественной безопасности и миграции. Однако данный курс не является универсальным и общепризнанным среди американского истеблишмента. В частности, если демократы получат большинство в Конгрессе, возможна более умеренная позиция США по отношению к Венесуэле и Кубе.
14 В продолжение латиноамериканской тематики прозвучал доклад научного сотрудника Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Е.Ю. Косевич. В рамках своего выступления «США и Мексика: приграничные стены и миграционные проблемы» она сделала акцент не только на иммиграционном аспекте американо-мексиканских отношений, но и на вопросах сотрудничества двух стран в сферах экономики и безопасности. Екатерина Юрьевна отметила, что у официального Мехико на сегодняшний день не получается использовать иммиграционный вопрос в качестве рычага при отстаивании собственных интересов. Прежде всего, речь идёт о борьбе с незаконным проникновением американского оружия в Мексику. В Белом доме данный вопрос так и не был поднят, в то время как Мексика стала настоящей стеной на пути иммиграционных потоков из Центральной и Южной Америки в США. Тем не менее, правительство А.М. Лопеса Обрадора в переговорах с Вашингтоном не занимает жёсткую позицию. В Мехико стремятся избежать возможной коммерческой конфронтации США, которая воспринимается местными властями как вполне реальная.
15 Ещё один аспект американо-мексиканских отношений был затронут в докладе научного сотрудника Центра политических исследований ИЛА РАН Д.М. Елесеенко. Его доклад «Венесуэльский фактор в американо-мексиканских отношениях» был посвящён последствиям кризиса вокруг Венесуэлы для латиноамериканской политики США в целом. Проблема в том, что решение многих региональных проблем зависит от консолидированной позиции Вашингтона и Мехико. Венесуэльский кризис только усугубил их размежевание, спровоцированное не только инициативами президента США Трампа по реформированию НАФТА, но и обострением американо-кубинских отношений. Дмитрий Михайлович отметил, что на фоне приближающейся предвыборной кампании, потеря Белым домом своего ключевого союзника на латиноамериканском направлении может серьёзно сказаться не только на отношениях Д. Трампа с американским истеблишментом. Подобный кризис в отношениях будет с высокой долей вероятности негативно воспринят общественным мнением в Соединённых Штатах.
16 Ближневосточное направление внешней политики США было затронуто преподавателем Кафедры региональных исследований Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Г.И. Царегородцевой в докладе «Признание Голанских высот как шаг Д. Трампа в историю ближневосточного конфликта». Галина Игоревна не только провела ретроспективый обзор конфликта вокруг данной территории, но и роль США в данном противостоянии. Докладчик отметила, что признание президентом Трампом Голанских высот частью территории Израиля стоит рассматривать не просто как шаг в сторону укрепления американо-израильских отношений, но и как попытку вписать себя в мировую историю. По мнению выступающего, данная инициатива не может свидетельствовать о крахе концепции «два народа – два государства». От Дональда Трампа безусловно стоит ждать новых радикальных шагов на пути укрепления безопасности Израиля, но об упразднении им палестинской государственности речи идти не может.
17 Доклад младшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Н.И. Шапиро «США в поисках модели минимального вовлечения в конфликты на Ближнем и Среднем Востоке (на примере вооружённого конфликта в Афганистане)» был посвящён комплексу политико-дипломатических мер, предпринимаемых администрацией Дональда Трампа в целях уменьшения вовлечённости в афганском конфликте и выходе США из него. Особое внимание было уделено анализу содержания и итогов интенсивных переговоров между спецпредставителем США по афганскому примирению З. Халилзадом и представителями Движения Талибан, состоявшихся в Дохе в 2019 г. Также Наталия Игоревна отметила сложившуюся систему взглядов в американском политико-экспертном сообществе относительно целесообразности продолжения или, напротив, прекращения вовлечённости США в афганский конфликт. На основании полученного в его рамках опыта, ведущие американские «мозговые центры» на сегодняшний день предлагают несколько моделей минимального вовлечения в вооружённый конфликт. В частности, докладчиком были рассмотрены перспективы практической реализации стратегии в конфликте в соответствии с логикой «удалённого балансирования» (offshore balancing), что в большей степени отвечает внешнеполитическим приоритетам администрации Д. Трампа.
18 Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Р.Е. Прохоров представил вниманию участников круглого стола исследование на тему «Американо-пакистанские отношения при президенте Д. Трампе», в котором анализируются текущие проблемы в отношениях между Вашингтоном и Исламабадом. В отличие от 2018 г., на современном этапе они связаны с налаживанием американо-индийского диалога, а не с резкими заявлениями американского президента в адрес пакистанских властей. Тем не менее, США, по мнению докладчика, не потеряют интереса к Пакистану. Это связано со стратегическим местоположением государства и его весом в мусульманском мире. Более того, как единственный обладатель «исламского» ядерного оружия Пакистан будет нуждаться в постоянном притоке иностранной финансовой помощи в целях поддержания внутреннего порядка. Ещё одним барьером на пути эрозии американо-пакистанских отношений, по мнению Руслана Евгеньевича, будет роль Исламабада в переговорах США с Талибаном.
19 В завершении работы круглого стола всем участникам была объявлена благодарность за выступления. Председатель Совета молодых учёных ИСКРАН А.С. Евсеенко сообщил аудитории о планах публикации материалов круглого стола.
20 Проведенное мероприятие получилось очень насыщенным и разносторонним с точки зрения научно-исследовательской работы. Оно стало шагом вперёд по сравнению с аналогичным круглым столом, проведённым в октябре 2018 г., по таким аспектам, как число участников, круг представленных организаций и тематика озвученных докладов. Данное мероприятие сохраняет потенциал стать площадкой, где молодые учёные могут ежегодно делиться с коллегами своими научными изысканиями в сфере американистики.

Comments

No posts found

Write a review
Translate