United States-Mexico-Canada Agreement at the Finish Line
Table of contents
Share
QR
Metrics
United States-Mexico-Canada Agreement at the Finish Line
Annotation
PII
S268667300008878-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena G. Komkova 
Affiliation: Institute for U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
43-57
Abstract

Donald Trump’s promise to revise the NAFTA agreement was one of the main points of his pre-election platform and Trumponomics. This aim was reached in three years of his presidency marked by tough negotiations with Canada and Mexico as well as with the Democratic majority in the House of Representatives formed after the 2018 midterm elections. It took more than a year to convince Canada and Mexico to make concessions. Almost the same period was needed to find a compromise with the Democratic authorities in the Congress and sign the Protocol of amendments to the United States-Mexico-Canada Agreement (USMCA). Even after the approval of the implementing legislation by Mexico (June 2019, January 2020), USA (January 2020) and Canada (March 2020), however, USMCA didn’t take effect. To do it, it is needed to exchange the readiness notifications, and wait for 60 days more. The earliest forecast time of coming the USMCA into effect is June 1, 2020. However, it may be protracted in case one of the participating states is not ready. The article analyzes three issues: negotiations between the Office of the United States Trade representative and the Democratic authorities in the Congress; contents of the Protocol of amendments and the final USMCA text; and reaction to that event in the USA and Canada.

Keywords
USMCA, Protocol of amendments, new NAFTA, managed trade, USA, Canada, Mexico, North American integration
Received
12.02.2020
Date of publication
10.04.2020
Number of purchasers
44
Views
4665
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1

ХРОНОЛОГИЯ НЕДАВНИХ СОБЫТИЙ

  

Ещё не вступив в силу, соглашение ЮСМКА подверглось основательной правке. Первый вариант, известный как ЮСМКА 1.0, после трудных переговоров продолжительностью 13 месяцев был подписан 30 ноября 2018 г. в Буэнос-Айресе представителями трёх участвующих стран. Его успела ратифицировать Мексика в июне 2019 г. Канада тогда заявила, что не будет торопиться, а будет осуществлять ратификацию с оглядкой на Соединённые Штаты. В США же процесс ратификации забуксовал после того, как Республиканская партия по результатам промежуточных выборов в ноябре 2018 г. утратила большинство мест в Палате представителей американского Конгресса.

2

Получившие контроль над нижней палатой демократы, не отвергая популярное соглашение с порога, заявили, что в его тексте много изъянов и недочётов, которые необходимо устранить. После выполнения всех формальностей, скрупулезно прописанных для «ускоренной процедуры» (fast-track authority) ратификации в американском законе 2015 г. «О торговых приоритетах и подотчётности», администрация Д. Трампа уже в конце июня 2019 г. могла направить в Палату представителей имплементирующее ЮСМКА законодательство [1]. Однако сделать это она не решилась из-за противодействия влиятельного спикера нижней палаты Н. Пелоси. Риск ослушаться был слишком велик: без поддержки со стороны руководства Демократической партии законопроект мог либо недобрать необходимого количества голосов и провалиться, либо надолго, если не навсегда, зависнуть в Палате представителей, так и не дойдя до стадии голосования. После долгих препирательств с республиканской администрацией и при публично выраженном согласии Д. Трампа Н. Пелоси летом 2019 г. сформировала комиссию из девяти демократов-конгрессменов во главе с председателем профильного бюджетного комитета Р. Нилом. Комиссия в сжатые сроки провела переговоры с главой Управления представителя США на торговых переговорах Р. Лайтхайзером. В результате совместных усилий был подготовлен Протокол об изменениях в ЮСМКА. Важно, что пролоббированные демократами поправки, ставшие частью окончательного варианта ЮСМКА, поддержало большинство американских отраслевых профсоюзов во главе с крупнейшим объединением АФТ‒КПП*. Это случилось впервые с 2001 г., когда АФТ‒КПП одобрило фритредерское соглашение между США и Иорданией.

* Среди профсоюзов, критически настроенных к ЮСМКА, следующие: Объединенный союз работников автомобилестроения, Международная ассоциация машинистов и работников аэрокосмической отрасли, Объединенный союз рабочих пищевой промышленности и розничной торговли.
3 Протокол об изменениях был согласован с Канадой и Мексикой и подписан представителями трёх стран в Мехико 10 декабря 2019 г. Выступая на этой церемонии обычно сдержанный и не склонный к сантиментам Р. Лайтхайзер заявил, что заинтересованным сторонам – Белому дому, демократам-конгрессменам, лидерам американских профсоюзов, Мексике и Канаде – было непросто прийти к устраивающему всех решению. «Это просто чудо, что нам удалось договориться», ‒ сказал он [Цит. по: 2].
4 Размещённый на сайте Управления представителя США на торговых переговорах Протокол насчитывает 27 страниц [3] и корректирует первоначальный текст ЮСМКА в четырёх главных отношениях: 1) усиливает исполнительскую дисциплину и механизм правоприменения; 2) ужесточает контроль за соблюдением Мексикой взятых на себя обязательств в области трудовых отношений; 3) ужесточает контроль за соблюдением Мексикой и Канадой обязательств в области экологии; 4) отменяет прописанный в первоначальной версии ЮСМКА 10-летний срок патентной защиты для самых современных и дорогостоящих медикаментов класса биопрепаратов, используемых в лечении таких, например, тяжёлых заболеваний, как болезнь Крона и ревматоидный артрит. Последнее сделано для того, чтобы позволить в будущем США, не нарушая международных обязательств, сократить действующий в настоящее время 12-летний срок патентной защиты медикаментов этого класса, который, как считают демократы, выгоден прежде всего крупным фармакологическим компаниям и приводит к удорожанию лекарств для пациентов (в Канаде этот срок равняется восьми годам).
5 Среди наиболее примечательных новаций можно отметить следующие:
  • создание двух американских межведомственных комитетов: одного по мониторингу осуществления Мексикой реформы рынка труда и соблюдения ею обязательств в области трудовых отношений и другого по оценке экологической обстановки и мониторингу выполнения обязательств Мексикой и Канадой в области охраны окружающей среды;
  • включение в штатное расписание Посольства США в Мексике новых должностей: нескольких атташе, следящих за соблюдением Мексикой трудовых и экологических стандартов, регулирующих практик и норм (labor attachés and environment-focused attachés);
  • внедрение усиленного механизма правоприменения с элементами «быстрого реагирования» в области трудовых отношений (Rapid-Response Enhanced Labor Enforcement) на мексиканских предприятиях, выпускающих экспортную продукцию для американского рынка;
  • обязательство для участвующих стран соблюдать положения семи многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды;
  • расширение полномочий Североамериканского банка развития (North American Development Bank) и выделение грантового финансирования по линии американского Агентства по охране окружающей среды (EPA Grants under the Border Water Infrastructure Program) для борьбы с загрязнением окружающей среды на американо-мексиканской границе.
6 После внесения зафиксированных в Протоколе изменений в первоначальный текст оно превратилось в ЮСМКА 1.1. В отличие от ЮСМКА 1.0, которое было результатом усилий республиканской администрации, ЮСМКА 1.1 подаётся уже как двухпартийное соглашение, как редкий в современной американской практике пример успешного взаимодействия республиканцев и демократов, к тому же получивший одобрение со стороны организованного рабочего движения в лице АФТ‒КПП. Это стало залогом быстрой и дружной ратификации имплементирующего ЮСМКА законодательства в американском Конгрессе.
7 13 и 16 декабря 2019 г. Белый дом направил, соответственно, в Палату представителей и в Сенат имплементирующее законодательство объёмом в 239 страницы (H.R. 5430, S. 3052). Через неделю, 19 декабря 2019 г., оно было одобрено нижней палатой: 385 ‒ за, 41 ‒ против. Из 198 конгрессменов-республиканцев, представленных в 435-местной Палате, против высказались только два человека.
8 В Сенате, несмотря на приближавшуюся процедуру импичмента Д. Трампа (а может быть, и благодаря ей), ситуация тоже развивалась стремительно. 7 января 2020 г. профильный финансовый комитет утвердил имплементирующее законодательство с убедительным результатом: 26 – за, 3 – против. А уже 16 января, после того, как его в спешном порядке одобрили ещё шесть сенатских комитетов (по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям; охране окружающей среды и общественным работам; ассигнованиям; международным делам; торговле, науке и транспорту; и бюджетный), верхняя палата в полном составе проголосовала 89 ‒ за, 10 ‒ против. В конце января 2020 г. одобренный обеими палатами Конгресса законопроект подписал президент Д. Трамп.
9 Интересно сравнить это с ратификацией НАФТА, которая проходила в 1993 г. в гораздо более напряжённой обстановке, но тоже носила двухпартийный характер. Голосование в нижней палате, которое состоялось 17 ноября, дало следующий результат: 234 человека – за, 200 – против. В числе 234-х поддерживавших законопроект конгрессменов было 132 республиканца и 102 демократа. Голосование в Сенате, проходившее 20 ноября, также показало наличие значительной оппозиции: 61 человек – за, 38 человек – против. Среди одобривших законопроект в Сенате было 34 республиканца и 27 демократов. 8 декабря 1993 г. свою подпись на нём поставил президент Б. Клинтон.
10 Ещё быстрее ратификацию ЮСМКА осуществила Мексика. Сенат мексиканского Конгресса одобрил Протокол об изменениях в ЮСМКА уже через два дня после его подписания ‒ 12 декабря 2019 г. – с впечатляющим результатом: 107 – за и только один человек против. 21 января 2020 г. президент Мексики Л. Обрадор издал декрет об одобрении протокола.
11 Последней ратификацию проводила Канада. В этой стране ратификация международных договоров и соглашений ‒ прерогатива не законодательной, а исполнительной власти, но только после одобрения парламентом имплементирующего законодательства. Цель голосования в парламенте – привести внутреннее законодательство в соответствие с нормами принимаемого международного акта. Канада уже вносила имплементирующее ЮСМКА законодательство в парламент предыдущего созыва, но тот был распущен в преддверии всеобщих выборов в октябре 2019 г. В парламент нынешнего созыва имплементирующее законодательство (С-4) было внесено правительством в конце января 2020 г. и получило одобрение обеих палат Парламента в течение одного дня ‒ 13 марта. Голосование проводилось в спешном порядке из-за решения закрыть Парламент на 5 недель в связи с пандемией коронавируса. Поскольку по результатам октябрьских выборов правящая Либеральная партия потеряла абсолютное большинство мест в палате общин, то прохождение законопроекта зависело от поддержки других партий. За его одобрение высказались все парламентские партии кроме Квебекского блока. Представители последнего проголосовали против потому, что, по их мнению, ЮСМКА не выгодно квебекским производителям молока, мяса птицы и яиц, а также предприятиям алюминиевой промышленности. Результат голосования в палате общин: 275 – за, 28 – против. В тот же день законопроект С-4 был подписан генерал-губернатором Канады и приобрел силу закона.
12 Ключевые даты переговоров и ратификации ЮСМКА в США, Канаде и Мексике:
  • 16 августа 2017 г.: открытие переговоров между США, Канадой и Мексикой на предмет пересмотра и модернизации соглашения НАФТА;
  • 27 августа 2018 г.: США и Мексика объявляют о достижении двусторонней торговой договоренности. Переговоры с Канадой продолжаются;
  • 31 августа 2018 г.: президент Д. Трамп извещает Конгресс о намерении подписать в конце ноября 2018 г. торговое соглашение с Мексикой и с Канадой, “если последняя этого захочет”;
  • 30 сентября 2018 г.: США и Канада завершают переговоры. Предварительный текст договорённости под названием Соглашение США – Мексика − Канада (ЮСМКА) публикуется на сайте Управления торгового представителя США;
  • 30 ноября 2018 г.: подписание Соглашения США – Мексика − Канада на саммите «Большой двадцатки» в Буэнос-Айресе;
  • 18 апреля 2019 г.: Международная торговая комиссия США публикует доклад с оценкой воздействия ЮСМКА на американскую экономику;
  • 30 мая 2019 г.: в Конгресс США поступает проект Заявления об административных действиях и текст соглашения; одновременно, президент Мексики Л. Обрадор представляет ЮСМКА для утверждения в сенат Мексики;
  • 19 июня 2019 г.: ЮСМКА ратифицирует мексиканский сенат;
  • 10 декабря 2019 г.: подписание США, Канадой и Мексикой Протокола об изменениях в ЮСМКА;
  • 12 декабря 2019 г. Протокол об изменениях в ЮСМКА ратифицирует сенат Конгресса Мексики: 107 за, 1 против;
  • 13 и 16 декабря 2019 г.: в палату представителей и в сенат Конгресса США вносится имплементирующее законодательство;
  • 19 декабря 2019 г.: палата представителей Конгресса США одобряет законопроект 385-ю голосами против 41-го;
  • 16 января 2020 г. сенат Конгресса США одобряет законопроект 89-ю голосами против 10-ти;
  • 21 января президент Мексики Л. Обрадор издает декрет об одобрении Протокола об изменениях в ЮСМКА. Ратификация в Мексике завершена;
  • 29 января 2020 г. имплементирующее ЮСМКА законодательство (С-4) вносится в парламент Канады;
  • 29 января 2020 г. президент Трамп подписывает имплементирующий ЮСМКА законопроект. Ратификация в США завершена;
  • 26 февраля 2020 г.: Министерство глобальных дел Канады публикует доклад с оценкой воздействия ЮСМКА на канадскую экономику;
  • 13 марта 2020 г. законопроект С-4 одобряют палата общин и сенат Парламента Канады. После получения королевской санкции он в тот же день становится законом. Ратификация в Канаде завершена. [Комкова Е.Г. 2019 (б): 52]; [19].
13

ЮСМКА: НАФТА ПЛЮС ИЛИ НАФТА МИНУС?

  

Соглашение США ‒ Мексика ‒ Канада, несмотря на лестные оценки, данные ему руководством Республиканской и Демократической партий, вряд ли может похвастаться большой оригинальностью. В его основу легли два главных источника: НАФТА 1993 г. и более современное, но так и не увидевшее свет после решения США о выходе из него, Транстихоокеанское партнёрство. Использовались также наработки, содержащиеся в других недавно подписанных США, Канадой и Мексикой фритредерских соглашениях.

14 При пересмотре НАФТА администрация США преследовала две главные цели: модернизировать изрядно устаревший документ, чей возраст перевалил за четверть века, путём добавления в него новых положений, отражающих реалии XXI столетия; и перекроить его в пользу США за счёт Канады и Мексики.
15 Результат длившихся больше года (с августа 2017 г. по осень 2018 г.) переговоров с изменениями, пролоббированными демократами-конгрессменами в 2019 г., ‒ Соглашение США – Мексика − Канада представляет собой объёмный документ под 2 тыс. страниц, насчитывающий 34 главы (в НАФТА их было 22), 4 приложения (аnnexes) и 16 дополнительных писем с обязательствами (side letters).
16 В ЮСМКА рассматриваются такие вопросы, как торговля товарами и услугами, правила происхождения товаров, облегчение таможенных процедур, фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, иностранные инвестиции, интеллектуальная собственность, государственные закупки, конкурентная политика, трудовые и экологические стандарты. Из глав, которых не было в НАФТА, но которые появились в ЮСМКА, можно упомянуть следующие: цифровая торговля, антикоррупционная политика, конкурентоспособность, надлежащая регуляторная практика, малый и средний бизнес, макроэкономическая политика и валютный курс. В основной текст ЮСМКА были также включены главы о трудовых отношениях и об экологии, которые раньше фигурировали как дополнительные к НАФТА соглашения.
17 Первое, что обращает на себя внимание ‒ это отсутствие в названии соглашения слов «торговое» или «о свободной торговле». Это упущение можно было бы списать на стремление президента Трампа дистанцировать своё детище от ненавистного ему НАФТА – Североамериканского соглашения о свободной торговле 1993 г., но, похоже, что дело не только в этом. Хотя ЮСМКА содержит некоторые меры, направленные на дальнейшую либерализацию, в нём присутствуют и положения, свидетельствующие о движении в противоположном направлении ‒ к «управляемой» торговле. В пользу тезиса о либерализации говорят такие меры, как частичное открытие канадского рынка мяса птицы, яиц и молока для американских сельхозпроизводителей, повышение стоимостного порога необлагаемых пошлинами покупок через Интернет, снижение некоторых барьеров в торговле услугами. В пользу тезиса об усилении элементов «управляемой» торговли ‒ ужесточение «правил происхождения» товаров, введение более строгих требований к североамериканскому контенту и содержанию «дорогого» труда в конечной стоимости произведённой продукции. Это относится прежде всего к становому хребту североамериканской экономики – автомобилестроению, а также к используемым при производстве автомобилей стали и в перспективе алюминия.
18 Оценивая соотношение между либерализацией и «управляемой» торговлей, аналитики из Исследовательской службы Европейского парламента предположили, что ЮСМКА может вообще не соответствовать требованиям, предъявляемым ВТО к соглашениям о свободной торговле. Речь идёт о таких его изъянах, как наличие добровольных ограничений на экспорт, запрещённых ВТО; положение о закупке стали и в будущем алюминия у региональных производителей, что нарушает принципы наиболее благоприятствуемой нации и национального режима; недостаточный общий уровень либерализации торговли, который может оказаться ниже установленной ВТО отметки в 90% [Titievskaia J., Pietsch M. 2018: 1-2].
19 Другая особенность соглашения: в отличие от бессрочного НАФТА, срок действия ЮСМКА ограничен 16-ю годами с возможностью продления на такой же период в случае, если страны-участницы в письменной форме выразят подобное намерение. Плюс к этому, в ЮСМКА прописано требование об обязательной оценке результатов реализации соглашения через шесть лет действия. Такие условия позволяют США оказывать давление на партнёров и под угрозой непродления соглашения добиваться от Канады и Мексики лучшего учёта своих интересов. Согласно разъяснениям старшего советника президента и его зятя Дж. Кушнера, цель «“ограничительной оговорки” (sunset clause) не в том, чтобы похоронить ЮСМКА как можно скорее, а в том, чтобы обеспечить соблюдение американских интересов в течение длительного периода времени… США должны сохранять за собой рычаги воздействия в отношениях с любыми внешнеторговыми партнёрами для того, чтобы предупреждать несправедливую торговую практику, другие искажения рынка и исправлять их по мере возникновения. В случае если партнёры не согласны на такие исправления, сокращённый срок действия соглашения и будет таким рычагом воздействия в руках более сильного участника» [4]. Таким образом, срочный характер действия ЮСМКА, который пока выглядит как исключение, имеет шансы стать в будущем нормой для внешнеторговых договорённостей с американским участием.
20 Ещё один заслуживающий внимания момент: путём заключения ЮСМКА США, с одной стороны, теснее привязывают к себе Канаду и Мексику, а с другой – затрудняют для них возможность подписания фритредерских договорённостей со странами с «нерыночной» экономикой, в первую очередь с Китаем. Орудием привязки выступает «особый статус», который США, хотя и в урезанном виде и вопреки своей риторике, всё-таки распространили на Канаду и Мексику. Например, в случае введения США тарифов по соображениям национальной безопасности на импортируемые автомобили (на основании статьи 232 закона «О расширении торговли» 1962 г.), канадская и мексиканская продукция окажется в лучшем положении, чем если бы соглашения ЮСМКА не существовало. Во-первых, для автомобилей из этих стран в ЮСМКА установлены достаточно большие квоты в абсолютном выражении, в пределах которых они вольны поставлять эти свои товары в США беспошлинно. А во-вторых, американские тарифы на их продукцию сверх квотируемого уровня должны вступать в силу с отсрочкой в 60 дней: это сделано для того, чтобы дать возможность сторонам договориться и смягчить удар. Как прямо заявлено в одном авторитетном американском официальном издании, «посредством ЮСМКА США соглашаются предоставить Канаде и Мексике особые торговые преференции» [16].
21 Одновременно ЮСМКА связывает Канаде и Мексике руки в случае, если они решат подписать соглашение о свободной торговле с Китаем или какой-либо другой страной с «нерыночной» экономикой. Это достигается путём включения в ЮСМКА не имеющей прецедента статьи 32.10, содержащей чётко прописанные ограничения на действия такого рода.
22 И наконец, нельзя не заметить, что из текста ЮСМКА исчезла наличествующая в НАФТА статья 2204, позволявшая другим странам – по отдельности или в составе группы ‒ присоединяться к североамериканской зоне свободной торговли с согласия США, Канады и Мексики. Это может трактоваться как отход от прежде декларировавшейся открытости североамериканской зоны свободной торговли.
23 Говоря о выгоде, полученной США от пересмотра соглашения, можно свести её к трём главным пунктам:
  • автомобилестроение. Здесь больше всего изменений и они носят достаточно радикальный характер: повышение «североамериканского содержания» в стоимости легковых автомобилей, лёгких грузовиков, двигателей и трансмиссий с нынешних 62,5% до 75%; новое и беспрецедентное требование о том, чтобы в стоимости конечной продукции доля «дорогого» труда (с оплатой не менее 16 долл. в час) составляла от 40 до 45%; положение, касающееся обязательного использования при производстве автомобилей стали, на 70% «выплавленной и разлитой» в Северной Америке, с перспективой распространения такого же требования через 10 лет на алюминий;
  • сельское хозяйство. США добились для своего молока открытия жёстко регулируемого государством внутреннего канадского рынка на 3,59%, а также отмены введённого в этой стране в 2017 г. низшего, 7-го класса молока, идущего на производство йогуртов и сыров. Канада взяла на себя обязательство расширить квоты на ввоз американских кур, индеек и яиц и прекратить дискриминацию калифорнийских вин в магазинах по продаже алкоголя в Британской Колумбии (последнее требование уже выполнено);
  • ограничение срока действия ЮСМКА 16-ю годами.
24 Цель всех этих нововведений ‒ перебалансировка трёхстороннего соглашения в пользу США, борьба с аутсорсингом, создание стимулов к возвращению американских капиталов и рабочих мест из Мексики и, возможно, Канады на родину, сокращение или хотя бы замедление темпов роста дефицита внешнеторгового баланса США.
25 Основные отличия между ЮСМКА и НАФТА суммированы в таблице.
26

Таблица

Основные отличия ЮСМКА от НАФТА

Сферы и сектора ЮСМКА НАФТА
Автомобили Доля «североамериканского содержания» в стоимости автомобилей − 75%; в стоимости используемой при их производстве стали – 70%; сталь должна быть выплавлена и разлита в Северной Америке; требование к наличию «дорогого» труда в конечной стоимости автомобилей; установление беспошлинных квот в 2,6 млн автомобилей отдельно для Канады, отдельно для Мексики в случае введения США импортных пошлин по соображениям «национальной безопасности» Доля «североамериканского содержания» в стоимости автомобилей – 62,5%; требования к «дорогому» труду и используемой стали отсутствуют
Защита прав интеллектуальной собственности Срок действия авторских прав 70 лет Срок действия авторских прав 50 лет
Государственные закупки Обязательства предусмотрены только для США и Мексики; Канада должна руководствоваться Соглашением ВТО по правительственным закупкам Трёхсторонние обязательства
Цифровая торговля Право инвестора или поставщика услуг на трансграничную передачу данных, включая его персональные данные; отсутствие требования по локализации компьютерных серверов и хранилищ на территории страны – импортера капитала и услуг Какие-либо обязательства отсутствуют
Урегулирование споров между инвесторами и принимающей страной Процесс урегулирования споров между инвесторами и принимающей страной касается только США и Мексики и ограничен госконтрактами в специально поименованных секторах (нефтегазовая и телекоммуникационная отрасли, производство электроэнергии, инфраструктурный комплекс) Трехсторонние обязательства
Госкорпорации Госкорпорации должны работать по рыночным правилам Какие-либо обязательства отсутствуют

[Комкова Е.Г. 2019 (б) : 52]; [20].

27

Аббревиатура ЮСМКА, предложенная Д. Трампом, так и не стала общепринятой, во всяком случае, пока. Вместо неё некоторые СМИ и аналитики предпочитают использовать хорошо известное наименование НАФТА с добавлением эпитета «новое». Сами же Мексика и Канада вообще заявили о том, что во внутреннем документообороте они будут обозначать ЮСМКА как CUSMA по-английски (the Canada-United States-Mexico Agreement), ACEUM по-французски (Accord CanadaEtats-Unis-Mexique) и T-MEC по-испански (Tratado entre México, Estados Unidos y Canadá). Объяснение такое: дескать, во всех многосторонних договорённостях, в которых участвуют Мексика и Канада, они ставят название своей страны первым. Но в такой разноголосице можно усмотреть недовольство и определённое сопротивление тому, что название новому трёхстороннему соглашению с участием Канады и Мексики выбирал единолично Д. Трамп.

28

РЕАКЦИЯ, КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКИ

 

В российской научной литературе уже давались подробные оценки ЮСМКА в версии от 30 ноября 2018 г. [Комкова Е.Г., 2019 (а); Комкова Е.Г., 2019 (б); Яковлев П.П., 2018; Яковлев П.П., 2019]. В данной статье анализ распространён на окончательный вариант ЮСМКА, который появился после подписания 10 декабря 2019 г. Протокола об изменениях.

29 Президент Трамп охарактеризовал ЮСМКА как ни много ни мало «крупнейшее, самое справедливое, современное и сбалансированное торговое соглашение из когда-либо подписанных». И вопреки той скромной оценке возможного воздействия ЮСМКА на экономику, которую дала в прошлом году Международная торговая комиссия США (реальный рост американского ВВП на 0,35% и появление 176 тыс. новых рабочих мест) [18], в его выступлении на церемонии подписания имплементирующего законодательства 29 января 2020 г. утверждалось, что это соглашение «способно обеспечить прирост ВВП на 1,2% и создать “бесчисленное” количество новых рабочих мест для американцев» [5].
30 Глава Управления представителя США на торговых переговорах Р. Лайтхайзер, солидаризировавшийся с мнением президента, назвал это соглашение «монументальной частью наследия Д. Трампа». По его словам, ЮСМКА ‒ это олицетворение нового внешнеторгового курса Д. Трампа, направленного на «создание большего количества рабочих мест в промышленности, защиту конкурентных преимуществ Америки в технологиях и инновациях, гарантирование американским предприятиям и сельскохозпроизводителям расширенного доступа на зарубежные рынки, и, что особенно важно, изменение изжившей внешнеторговой политики» [6].
31 Вице-президент М. Пенс сделал акцент на международном значении ЮСМКА, заявив, что «это декларация всему миру, что эра экономического отступления США закончилась» [7].
32 Советники президента Л. Кудлоу и Дж. Кушнер связали вступление ЮСМКА в силу с возможностью повышения темпов экономического роста. Кудлоу предположил, что если удастся ратифицировать ЮСМКА и прекратить торговую войну с Китаем, то это может добавить к нынешним темпам роста американской экономики 1 процентный пункт, то есть повысить их до отметки 3%. «А это уже совсем другое дело, особенно в выборный 2020 год», – резюмировал Кудлоу [Цит. по: 8]. Кушнер в своём февральском (2020 г.) интервью Си-эн-эн сделал похожий прогноз: прибавка в темпах экономического роста в 0,5 процентных пункта и возвращение в США 200 тыс. рабочих мест, а возможно и до 500 тыс. рабочих мест [9].
33 Финальный вариант ЮСМКА одобрило не только руководство демократов в Конгрессе и большинство рядовых конгрессменов и сенаторов от этой партии, но и все кандидаты, претендующие на то, чтобы представлять эту партию на выборах президента США в ноябре 2020 г., за исключением Б. Сандерса. Последний аргументировал свой отказ тем, что, хотя в этом соглашении «есть положительные изменения», «оно не прекратит аутсорсинг. Оно не остановит корпорации от передислокации производств в Мексику»” [10]. В случае своей победы на будущих президентских выборах Сандерс пообещал приступить к пересмотру этой «катастрофической сделки» [11].
34 Сенсацией стало изменение отношения к ЮСМКА со стороны крупнейшего американского профсоюзного объединения АФТ–КПП, которое в конечном счёте его поддержало.
35 Как и ожидалось, твердое «да» соглашению сказали крупнейшие объединения деловых людей Америки: «Круглый стол бизнеса», Торговая палата, Национальная ассоциация промышленников, Американская федерация фермерских бюро.
36 Диссонансом на этом фоне выглядят комментарии известных американских и канадских «мозговых центров», занимающихся вопросами внешнеторговой политики. Ратующий за экономику свободного предпринимательства и уменьшение роли государства в социальной политике Институт Катона озаглавил один из своих материалов на эту тему весьма хлёстко: «ЮСМКА – это дитя протекционистской любви между левыми профсоюзами и правыми националистами». В публикации за подписью Дж. Айкенсона проводится мысль о том, что традиционное для Америки противостояние между профритредерски настроенными республиканцами и скептически относящимися к свободной торговле демократами больше не актуально. По мнению автора, в настоящее время сформировался союз из «левых профсоюзов и правых экономических националистов», которые сошлись на том, что нужна «“управляемая” торговля и такие правила игры, которые удерживают внутри страны инвестиции и все рабочие места» [12].
37 А апологет глобализации и фритреда Институт международной экономики Петерсона отозвался о ЮСМКА как о «новом, немного улучшенном, но всё ещё излишне дорогом» проекте. Аналитики из этого института предположили, что для Канады и Мексики ЮСМКА ‒ «это страховочное соглашение с высокой премией на случай наступления катастрофического события» [13], то есть аннулирования НАФТА Д. Трампом в одностороннем порядке.
38 В унисон с американскими «мозговыми центрами» выступил их канадский аналог – Институт Фрейзера, который имеет репутацию находящегося «справа от центра», политически консервативного и либертарианского. По словам известного экономиста С. Глоубермана, ЮСМКА – это «дальнейшее движение в сторону управляемых торговых соглашений, направленных на то, чтобы выгоду получали американские рабочие и производители». «Ни один американский политик ничего не сказал о пользе этого соглашения для американских потребителей. Не было ни одного упоминания о его благотворном влиянии на рост производительности труда или усиление производственной специализации в рамках Североамериканского континента». И дальше следует его главный вывод: «американский подход к торговле стал однозначно меркантилистским» [14].
39 Против ЮСМКА, правда, по другим основаниям, высказался и аналитический центр левой ориентации – Канадский центр политических альтернатив в лице своего многолетнего сотрудника С. Синклера. Обьект критики последнего – недостаточность предусмотренных в соглашении мер по борьбе с одной из главных проблем современного мира – изменением климата [15].
40 В оппозиции к ЮСМКА находятся и крупнейшие организации по защите окружающей среды ‒ «Гринпис», «Сиерра клаб», «Нэчурел рисорсиз дифенс каунсил».
41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЮСМКА имеет важное экономическое, политическое и международное значение. В экономическом плане соглашение означает, что закончился период неопределённости, сдерживавший инвестиционную активность бизнеса; подтверждён курс на углубление интеграции в регионе. США добились лучшего баланса выгод и издержек в торговле со своими вторым и третьим внешнеторговыми партнёрами, приобрели возможность держать это ключевое соглашение под контролем и корректировать его в будущем в соответствии со своими потребностями.

42 В политическом плане ЮСМКА оказалось для США не менее, а, возможно, и более важным, чем для Канады и Мексики. Пересмотр «наихудшего соглашения» был одним из самых ярких и запомнившихся обещаний Трампа – кандидата в президенты, а затем и одним из главных постулатов трампономики. С подписанием и ратификацией ЮСМКА, идущего на смену НАФТА, это его обещание оказывается выполненным. Это знаковая победа для Д. Трампа в год очередных выборов президента США, увеличивающая его шансы на переизбрание.
43 В международном плане ЮСМКА представляет собой новую модель фритредерского соглашения, которую США рассматривают как золотой стандарт, с которым собираются сверять свои будущие внешнеторговые договорённости. В ЮСМКА использован и «кнут», и «пряник»: США удалось прочнее пристегнуть к себе Канаду и Мексику путём предоставления им ограниченного «особого статуса» и при этом связать им руки на других географических направлениях, прежде всего в плане возможного заключения соглашений о свободной торговле с «нерыночным» Китаем. Включение в текст соглашения ограниченного срока действия с возможностью продления вместо бессрочного ‒ ещё одна новация, которая имеет все шансы быть повторённой в других американских договорённостях.
44 В глобальном плане появление ЮСМКА свидетельствует об упрочнении позиций и укреплении тылов США в своём регионе – Северной Америке в конкурентной борьбе с восходящей державой XXI века – Китаем, а также с другими интеграционными блоками, прежде всего Евросоюзом.
45

ИСТОЧНИКИ

 

1. Rodriguez S. Trump Stomps on Own USMCA Move with New Mexico Tariff. Politico. 31.05.2019. Available at: >>> (accessed 01.06.2019)

2. Cassela M. How the USMCA Deal Finally Came Together. Politico. 11.12.2019. Available at: >>> (accessed 12.12.2019)

3. Protocol of Amendment to the United States-Mexico-Canada Agreement. Available at: >>> (accessed 11.12.2019)

4. Kushner J. Op-Ed: This is the Part of Trump’s USMCA Deal No One Is Talking About. CNBC. 03.02.2020. Available at: >>> (accessed 04.02.2020)

5. Remarks by President Trump at a Signing Ceremony for the United States-Mexico-Canada Trade Agreement. 29.01.2020. Available at: >>> (accessed 30.01.2020)

6. Ambassador Lighthizer Delivers Remark at the USMCA Signing. 29.01.2020. Available at: >>> (accessed 30.01.2020)

7. Pence M. The Time Has Come. Congress, Pass USMCA. 12.12.2019. Available at: >>> (accessed 13.12.2019)

8. Behsudi A. with help from D. Palmer. USMCA Deal Could Be Days Away. Politico. 02.12.2019. Available at: >>> (accessed 03.12.2019)

9. Cassella M. Trump to Talk China, USMCA Tonight. Politico. 04.02.2020. Available at: >>> (accessed 05.02.2020)

10. Cassella M. USMCA Heads to the Senate. Politico. 20.12.2019. Available at: >>> (accessed 21.12.2019)

11. Cassella M. Eight Countries in the GSP Spotlight. Politico. 30.01.2020. Available at: >>> (accessed 31.01.2019)

12. Ikenson D.J. The New USMCA: Protectionist Union of the Labor Left and the Nationalist Right. 13.12.2019. Available at: >>> (accessed 14.12.2019)

13. Lovely M.E., Schott J.J. The USMCA: New, Modestly Improved, but Still Costly. 17.12.2019. Available at: >>> (accessed 18.12.2019)

14. Globerman S. Canadian Cheers over Pending USNCA May Be Short-Lived. FraserForum. The Fraser Institute Blog. 11.12.2019. Available at: >>> (accessed 12.12.2019)

15. Sinclair S. Small Gains for Workers, But the Environment Gets a Shoddy Deal. TheTyee.ca. 10.12.2019. Available at: >>> (accessed 11.12.2019)

16. 2019 Trade Policy Agenda and 2018 Annual Report of the President of the United States on Trade Agreements Program. Office of the United States Trade Representative. March 2019. – 373 р.

17. Titievskaia J., Pietsch M. United States-Mexico-Canada Agreement (USMCA): Potential Impact on EU Companies. European Parliamentary Research Service. 14.12.2018. Available at: >>> (accessed 30.01.2019)

18. U.S. International Trade Commission. Publication 4889. U.S.-Mexico-Canada Trade Agreement: Likely Impact on the U.S. Economy and on Specific Industry Sectors. April 2019. – 375 p.

19. Villarreal M.A., Fergusson I.F. (a) Proposed U.S.-Mexico-Canada (USMCA) Trade Agreement. Congressional Research Service. In Focus. IF10997. December 20, 2019. Available at: >>> (accessed 21.12.2019)

20. Villarreal M.A., Fergusson I.F. (b) USMCA: Amendment and Key Changes. Congressional Research Service. In Focus. IF11391. December 20, 2019. Available at: >>> (accessed 21.12.2019)

References

1. Komkova E.G. (a) S NAFTA i bez nego: gipoteticheskie varianty ehkonomicheskikh posledstvij dlya SShA, Kanady i Meksiki // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2019. № 3. S. 68-84. DOI: 10.31857/S207054760004628-7

2. Komkova E.G. (b) YuSMKA vmesto NAFTA // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. № 4. S. 50-58. DOI: 10.20542/0131-2227-63-4-50-58

3. Yakovlev P.P. USMCA: perezagruzka Zony svobodnoj torgovli v Severnoj Amerike. Latinskaya Amerika. 2018. № 12. S. 6‒21. DOI: 10.31857/S0044748X0002312-2

4. Yakovlev P.P. Ot NAFTA k YuSMKA: reforma severoamerikanskoj integratsii. Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. 2019. № 1. S. 75‒87.

5. Rodriguez S. Trump Stomps on Own USMCA Move with New Mexico Tariff. Politico. 31.05.2019. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2019/05/31/trump-stomps-on-own-usmca-move-with-new-mexico-tariff-442405 (accessed 01.06.2019)

6. Cassela M. How the USMCA Deal Finally Came Together. Politico. 11.12.2019. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2019/12/11/how-the-usmca-deal-finally-came-together-783550 (accessed 12.12.2019)

7. Protocol of Amendment to the United States-Mexico-Canada Agreement. Available at: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/protocol-amendments (accessed 11.12.2019)

8. Kushner J. Op-Ed: This is the Part of Trump’s USMCA Deal No One Is Talking About. CNBC. 03.02.2020. Available at: https://www.cnbc.com/2020/02/03/op-ed-this-is-the-part-of-trumps-usmca-deal-no-one-is-talking-about.html (accessed 04.02.2020)

9. Remarks by President Trump at a Signing Ceremony for the United States-Mexico-Canada Trade Agreement. 29.01.2020. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-signing-ceremony-united-states-mexico-canada-trade-agreement/ (accessed 30.01.2020)

10. Ambassador Lighthizer Delivers Remark at the USMCA Signing. 29.01.2020. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2020/january/ambassador-lighthizer-delivers-remark-usmca-signing (ac-cessed 30.01.2020)

11. Pence M. The Time Has Come. Congress, Pass USMCA. 12.12.2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/articles/time-come-congress-pass-usmca/ (accessed 13.12.2019)

12. Behsudi A. with help from D. Palmer. USMCA Deal Could Be Days Away.

13. Politico. 02.12.2019. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2019/12/02/usmca-deal-could-be-days-away-783217 (accessed 03.12.2019)

14. Cassella M. Trump to Talk China, USMCA Tonight. Politico. 04.02.2020. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2020/02/04/trump-to-talk-china-usmca-tonight-785006 (accessed 05.02.2020)

15. Cassella M. USMCA Heads to the Senate. Politico. 20.12.2019. Available at: https://www.politico.com/tipsheets/morning-trade (accessed 21.12.2019)

16. Cassella M. Eight Countries in the GSP Spotlight. Politico. 30.01.2020. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2020/30/01/eight-countries-in-the-gsp-stotlight-784863 (accessed 31.01.2019)

17. Ikenson D.J. The New USMCA: Protectionist Union of the Labor Left and the Nationalist Right. 13.12.2019. Available at: https://www.cato.org/blog/protectionist-love-child-labor-left-nationalist-right (accessed 14.12.2019)

18. Lovely M.E., Schott J.J. The USMCA: New, Modestly Improved, but Still Costly. 17.12.2019. Available at: https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/usmca-new-modestly-improved-still-costly (accessed 18.12.2019)

19. Globerman S. Canadian Cheers over Pending USNCA May Be Short-Lived. FraserForum. The Fraser Institute Blog. 11.12.2019. Available at: https://www.fraserinstitute.org/blogs/canadian-cheers-over-pending-usmca-may-be-short-lived (accessed 12.12.2019)

20. Sinclair S. Small Gains for Workers, But the Environment Gets a Shoddy Deal. TheTyee.ca. 10.12.2019. Available at: https://thetyee.ca/Opinion/2019/12/10/New-Nafta-CUSMA-Affect-Canadians-Workers-Environmnet/ (accessed 11.12.2019)

21. 2019 Trade Policy Agenda and 2018 Annual Report of the President of the United States on Trade Agreements Program. Office of the United States Trade Representative. March 2019. – 373 r.

22. Titievskaia J., Pietsch M. United States-Mexico-Canada Agreement (USMCA): Potential Impact on EU Companies. European Parliamentary Research Service. 14.12.2018. Available at: http://www.europarl.europa/eu/thinktank/en/document.html?reference=EPRS_ATA (2018)630341 (accessed 30.01.2019)

23. U.S. International Trade Commission. Publication 4889. U.S.-Mexico-Canada Trade Agreement: Likely Impact on the U.S. Economy and on Specific Industry Sectors. April 2019. – 375 p.

24. Villarreal M.A., Fergusson I.F. (a) Proposed U.S.-Mexico-Canada (USMCA) Trade Agreement. Congressional Research Service. In Focus. IF10997. December 20, 2019. Available at: https://crsreports.congress.gov (accessed 21.12.2019)

25. Villarreal M.A., Fergusson I.F. (b) USMCA: Amendment and Key Changes. Congressional Research Service. In Focus. IF11391. December 20, 2019. Available at: https://crsreports.congress.gov (accessed 21.12.2019)

Comments

Write a review
Translate