USA – Somalia: Escalation of U.S. Participation in the War with Al-Shabaab
Table of contents
Share
QR
Metrics
USA – Somalia: Escalation of U.S. Participation in the War with Al-Shabaab
Annotation
PII
S268667300012651-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valentin Parkhomenko 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
100-113
Abstract

In the ongoing war of the United States of America against international terrorism, one of its main opponents in Africa is the Al-Qaida-affiliated Somali Islamist Group Al-Shabaab. In analyzing in the context of the development of U.S. politics towards Somaliа, the emergence of Al-Shabaab, its current terrorist activities resulting in heavy civilian casualties, and present confrontation with the United States, the African Union and Somali National army, the author concludes that military efforts alone are insufficient to eliminate it completely. Priority must be given to the fundamental socioeconomic changes in Somaly society in order to end total unemployment of the deprived of any future prospects Somali youth, which is the main human resource for Al-Shabaab.

Keywords
USA, Somalia, African Union, Al-Shabaab, Al-Qaeda, terrorism, militants, drones
Received
01.09.2020
Date of publication
03.12.2020
Number of purchasers
17
Views
11414
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Дипломатические отношения между США и Сомали были установлены в 1960 г. после того, как британская и итальянская колониальные администрации предоставили государству независимость. Произошедший в стране в 1969 г. военный переворот под руководством генерал-майора Сиада Барре заменил избранное демократическим путём правительство военной властью, провозгласившей курс на построение социализма, что привело к сближению между Сомали и Советским Союзом. В 1977 г. между Сомали и соседней Эфиопией, также пользовавшейся поддержкой СССР после свержения там в 1974 г. левыми военными монарха Хайле Селассие, разразилась война за контроль над эфиопской провинцией Огаден, населённой преимущественно сомалийцами. Советское руководство после безуспешной попытки их примирить поддержало в этом конфликте Эфиопию как более надёжного и выгодного в стратегическом и геополитическом плане союзника: её население в 9 раз превышало сомалийское, и у неё было тогда два удобных порта на Красном море. США в сомалийско-эфиопской войне за Огаден поддержали Сомали, причём также по геополитическим и стратегическим соображениям. Советник президента по национальной безопасности Зб. Бжезинский, известный в академических и политических кругах своими антисоветскими взглядами считал отпор необходимым для США «дать проискам СССР в Африке» [Богатуров А.Д. –2003: 720.].
3 Поражение в этой войне оказалось для Сомали весьма тяжёлым по своим итогам. Национальная сомалийская армия (НСА) так и не смогла оправиться от катастрофы в Огадене, а начиная с 1981 г. в самой Сомали развернулось партизанское движение, которое в 1991 г. свергло правительство Сиада Барре. Страна погрузилась в хаос и безвластие, последствия которых не преодолены по сегодняшний день [Алейников С.В. 2012]. Исторически сложившаяся кланово-племенная структура сомалийского общества придала начавшимся в Сомали беспорядкам и междоусобной борьбе особый накал. Гражданская война между соперничающими кланами во главе с их военачальниками (полевыми командирами) опустошила страну и принесла голод, смерть и огромное количество беженцев.
4 Разразившийся в Сомали в начале 1990-х годов внутриполитический кризис вызвал необходимость направить в страну миротворческую миссию ООН для оказания гуманитарной помощи и восстановления мира. Была учреждена операция Объединённых Наций в Сомали – ЮНОСОМ-I. Однако конвои помощи и военные контингенты ООН постоянно подвергались нападениям. В декабре 1992 г. ЮНОСОМ-I была заменена Объединенной целевой группой ЮНИТАФ – многонациональными силами под командованием США, которым было разрешено использовать военную силу для создания безопасной обстановки в стране при проведении операций по оказанию гуманитарной помощи. В марте 1993 г. она была заменена ЮНИСОМ-II [1].
5 Однако перспектива дальнейшего участия США в миротворческом процессе ООН в Сомали круто изменилась 30 октября 1993 г., когда сомалийские боевики сбили в районе Могадишо два американских вертолёта «Блэк хок». Рейнджеры, посланные на спасительную миссию, попали в засаду, и в перестрелке погибли 18 американских солдат. Через несколько дней после этого трагического инцидента президент США У. Клинтон, находясь под сильным давлением Конгресса, объявил о выводе в пятимесячный срок американских военнослужащих из Сомали. Не добившись поставленных целей, США истратили на провальную операцию в Сомали 1,3 млрд долл., потеряв при этом 32 человека убитыми и 172 ранеными [2].
6 Без военной поддержки со стороны США миссия ООН была нежизнеспособна, и тогдашний Генеральный секретарь Организации Бутрос Бутрос-Гали принял решение вывести все вооружённые силы ООН из Сомали к весне 1995 года.
7 Прекращение деятельности миротворческой миссии ООН осложнило политическую и социально-экономическую обстановку в стране. всё больше превращавшейся в глазах мирового сообщества в так называемое «несостоявшееся государство», которое не могло выполнять свои международные обязательства, например погашение внешних долгов, и оказалось не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан при разгуле в стране вооружённых бандформирований, а также в борьбе с транснациональной преступностью (торговля людьми, пиратство, наркотрафик и т.п) [3].
8 Переходное национальное правительство (ПНП), сформированное в 2000 г., и Переходное федеральное правительство (ПФП), созданное в 2004 г., не смогли преодолеть межклановые противоречия, разрывавшие страну на части в продолжавшейся гражданской войне, и существовали лишь номинально.
9 С середины 1990-х годов в конфликт включилась новая сила – шариатские суды, а с середины 2000-х – исламские группировки, объединённые в Союз исламских судов (СИС). Сложилась другая, ещё более жёсткая линия противостояния – религиозно-политическая, радикальные сторонники которой строили далеко идущие планы. Как отмечает в этой связи научный сотрудник Института Ближнего Востока РАН С.В. Алейников, «длительное отсутствие дееспособных и общепризнанных органов государственной власти, разгул бандитизма, разруха, экономический и социальный упадок обусловили беспрепятственное проникновение и распространение в Сомали экстремистских исламских течений, основанных на идеях неосалафизма, поставившего своей целью создание ортодоксального исламского государства не только в Сомали, но и на территории всего Африканского Рога» [Алейников С.В., 2012: 9-10].
10 В 2006 г. СИС сумел на короткий срок взять под свой контроль столицу Могадишо и большую часть территории страны, кроме Сомалиленда и Пунтленда.
11 Это произошло в разгар объявленной США после трагических событий 11 сентября 2001 г. «войны с международным терроризмом». Опасаясь растущего экстремизма на Африканском Роге, Соединённые Штаты, поощряемые ПФП, спонсировали начавшееся в декабре 2006 г. вторжение эфиопской армии в Сомали для борьбы с СИС, руководство которого, заявляя о намерении присоединить провинцию Огаден, неоднократно устраивало реваншистские провокации в отношении Эфиопии [4].
12

«АШ-ШАБААБ» – НОВЫЙ ПРЕТЕНДЕНТ НА ВЛАСТЬ В СОМАЛИ

13 Завершившаяся поражением для более слабого в военном плане СИС интервенция Эфиопии в Сомали вывела на авансцену борьбы за политический контроль и власть в этой восточноафриканской стране нового претендента – «Харакат-аль-Шабааб-аль-Муджахидин», или «Аш-Шабааб», что в переводе с арабского означает «Молодёжь». Эта исламистская группировка возникла как независимая организация примерно в декабре 2006 г. после выхода из СИС, для которого она служила в качестве военного крыла и чьи молодые и фанатичные боевики активно проявили себя в ходе войны с Эфиопией. После выхода из СИС «Аш-Шабааб» стала крупнейшим военно-политическим исламистским объединением, борющимся за свержение правительства Сомали. Группировка стремится создать новое сомалийское государство – исламский халифат, правители и жители которого должны будут строго соблюдать законы и нормы шариата. Поддержанное ООН вторжение Эфиопии в Сомали стало решающим событием для политического становления «Аш-Шабааб». Эфиопская интервенция вызвала всеобщее возмущение сомалийцев и привела к тому, что «Аш-Шабааб», после того как большинство лидеров СИС бежали из страны, превратился в главную силу сопротивления этой интервенции. «Аш-Шабааб» проводила нападения на эфиопские силы и поддержавшие их отряды полевых командиров. Когда в марте 2007 г. воинские контингенты из ряда государств в составе миссии Африканского Союза под названием АМИСОМ также присоединились к операции по стабилизации ситуации в Сомали, то атаки «Аш-Шабааб» были направлены и на эти войска.
14 Активно выступив против иностранного вторжения в свою страну, «Аш-Шабааб» завоевала популярность тем, что бросила вызов оккупационным силам и их сомалийским коллаборационистам.
15 По мнению выступившего на слушаниях в одном из подкомитетов Палаты представителей Конгресса известного американского политолога-африканиста П. Фэма, «общенациональная оппозиция присутствию вооружённых сил Африканского Союза на территории Сомали является одним из немногих преимуществ, которым по сей день пользуется «Аш-Шабааб» для мобилизации и поддержки со стороны значительной части местного населения» [5].
16 Несмотря на то что «Аш-Шабааб» сосредоточилась на нападениях на вооружённые силы Эфиопии и миссии Африканского Союза, её руководство стремилось связать свою исламистскую группировку с более широким движением джихадистов, в частности путём привлечения в свои ряды боевиков «Аль-Каиды». Лидеры обоих экстремистских исламистских объединений публично нахваливали друг друга, и «Аш-Шабааб» предоставляла убежище членам «Аль-Каиды» в регионе. Укрепив с 2008 г. свои отношения с «Аль-Каидой», «Аш-Шабааб» всё больше присоединялась к этой террористической организации как в плане её идеологии, так методов и тактики борьбы. В 2012 г. «Аш-Шабааб» официально стала филиалом «Аль-Каиды» [6].
17 В течение 2008 г. она продолжала применять партизанскую тактику борьбы против эфиопских войск, установив контроль над большей частью юга Сомали, а к началу 2009 г. также над некоторыми районами Могадишо, когда в соответствии с поддержанным ООН соглашением 2008 г. между ПФП и Африканским Союзом оттуда были выведены эфиопские силы. После ухода эфиопской армии бывший руководитель СИС шейх Шариф стал президентом ПФП. Возвышение этого сомалийского лидера, давшего клятву соблюдать законы шариата, обеспечило некоторую стабильность в стране. С избранием Шарифа президентом и выводом эфиопских войск из Сомали «Аш-Шабааб» утратила часть своих основных претензий на монополию власти и поддержку её населением.
18 В попытке сохранить влияние и власть, а также подорвать полномочия ПФП «Аш-Шабааб» создала свои руководящие структуры на территориях, находящихся под её контролем. Через эти структуры группировка оказывала социальные услуги тамошнему населению и собирала налоги [Bryden Matt. 2015].
19 «Аш-Шабааб» начала проводить резонансные нападения на гражданских лиц, сотрудников служб безопасности и представителей органов власти как в Сомали, так и за рубежом. Первое нападение за пределами Сомали произошло 11 июля 2010 г. во время финального матча чемпионата мира по футболу. Смертник-террорист из «Аш-Шабааб» произвёл тогда взрыв в одном из ресторанов Уганды, в результате которого погибли 74 человека [7]. Группировка также провела ряд операций в Кении: в 2011 г. боевики «Аш-Шабааб» напали в Кении на торговый центр «Вестгейт», в результате чего было убито почти 70 человек, в апреле 2015 г. атаковали кенийский университетский колледж Гарриса, жертвами которого стали 147 человек [8].
20 Боевики «Аш-Шабааб», уклоняясь от прямых боестолкновений с превосходящими их по боевой мощи подразделениями АМИСОМ, перебазировались на территорию полуавтономных государств Гулмудунг и Пунтленд, которые не входят в зону оперативной ответственности миссии Африканского Союза, и продолжали совершать в 2016 и 2017 гг. свои террористические вылазки [9] [10]. Влияние «Аш-Шабааб» в остальных частях страны остаётся по сей день практически неограниченным. Группировка продолжает сохранять оперативный военный потенциал в северных федеральных землях Пунтленда и Сомалиленда, а к югу от Пунтленда широко распространены такие формы её присутствия, как ведение судебных разбирательств и взимание всяческих поборов с местного населения за любую торгово-экономическую деятельность.
21 Численность «Аш-Шабааб», по некоторым оценкам, на сегодняшний день составляет от двух тысяч до 10 тыс. активных комбатантов [11]. В последние годы организация начала активно вербовать в свои ряды безработных молодых сомалийцев, а также значительно увеличила насильственные похищения детей для превращения их в солдат [12]. Следует отметить в этой связи, что «Аш-Шабааб» не единственная экстремистская исламистская группировка, действующая в настоящее время на территории Сомали. Помимо неё в стране насчитывается более 60 подобных объединений – от клановых ополчений до различных других команд воинствующих исламистов, как, например, «Суфийская аль-Сунна» или «Исламское государство» [13]. Тем не менее «Аш-Шабааб» остаётся гораздо сильнее остальных.
22

ВМЕШАТЕЛЬСТВО США В СОМАЛИ

23

С образованием в 2007 г. Объединённого военного командования США для Африки (АФРИКОМ), одним из главных направлений деятельности которого является борьба с терроризмом на Африканском континенте, роль и участие США в процессе политического и военного становления Сомали как государства значительно усилились. В первую очередь это касается обучения и материально-технического обеспечения Сомалийской национальной армии (СНА) и военнослужащих АМИСОМ для проведения контртеррористических операций против «Аш-Шабааб».

24 С приходом в Белый дом президента Барака Обамы эта помощь стала приобретать значительные масштабы. В июне 2009 г. представители американской администрации раскрыли сведения о том, что президент Обама одобрил программу поставки не менее 40 т оружия и обеспечения подготовки вооружённых сил ПФП Соали, через нескольких посредников – африканских государств, входящих в АМИСОМ, а также Франции [14]. В сентябре 2009 г. Б. Обама санкционировал операцию спецслужб США в Сомали, в результате которой был убит Али Салех Набхан, предполагаемый участник «Аль-Каиды», которого обвиняли в причастности к взрывам в посольствах США в Кении и Танзании в августе 1998 г., а также другим террористическим акциям исламистов в Восточной Африке [14].
25 5 декабря 2016 г. президент Обама направил своё последнее письмо-директиву «военных держав» в Конгресс, в котором отмечалось, что американские военные «наносили удары в защиту не только своих, но и местных союзных войск». Президент также признал, что военный персонал США «иногда сопровождает региональные силы, включая подразделения Сомалийской национальной армии и военнослужащих миссии Африканского Союза в Сомали во время проводимых ими контртеррористических операций» [15].
26 Несмотря на непосредственное участие США в борьбе с «Аш-Шабааб», обстановка в Сомали в последние годы по-прежнему остаётся сложной. В принятой 10 ноября 2016 г. Советом Безопасности ООН резолюции 2371 общая оценка положения в этой восточноафриканской стране и вокруг неё была весьма пессимистичной. Главным виновником этой ситуации, как подчёркивалось в документе, является «Аш-Шабааб», которая «по-прежнему создаёт серьёзную угрозу миру и стабильности в Сомали и регионе». Также отмечалось, что «Аш-Шабааб» продолжает извлекать доходы из незаконной эксплуатации природных ресурсов, облагает данью запрещённый экспорт и импорт древесного угля, торговлю сельхозпродукцией» [16].
27 Со вступлением 20 января 2017 г. в должность президента Дональда Трампа участие США в стабилизации общей обстановки в Сомали значительно усилилось. Как отмечает по этому поводу исследователь из Института Африки РАН А. Урнов, «в Сомали Соединённые Штаты действовали по двум направлениям: совместно с Афросоюзом, ООН и другими международными организациями поддерживали предпринимающиеся в стране усилия по строительству консолидированного и дееспособного федеративного государства и на двусторонней основе оказывали военную помощь миссии Афросоюза и национальным сомалийским силам в борьбе против террористических группировок, заглавную роль среди которых играла «Аш-Шабааб» [Урнов А.Ю., 2020: 249].
28 Важным моментом в этой борьбе является боевая подготовка спецназом АФРИКОМ Сомалийской национальной армии. В течение последних трёх лет небольшая группа военнослужащих из американского спецназа была включена в состав СНА для оказания ей содействия в противостоянии с исламистскими боевиками. Помимо консультирования по нанесению авиаударов и проведения наземных операций, главная задача возглавляемой «морскими котиками» этой группы американских военных советников и инструкторов заключается в создании в Сомали элитных пехотных сил – собственного спецназа. Названные «Данаб», что в переводе с сомалийского означает «Молния», эти силы в настоящее время насчитывают всего около 500 солдат, что слишком мало для того, чтобы проводить успешные боевые операции в стране с береговой линией такой же протяжённости, как и восточное побережье США. Поэтому американский план состоит в том, чтобы создать бригаду «Данаб» в составе 3 тыс. сомалийских военнослужащих, способных очистить от боевиков деревни и города по всей Сомали. Планируется формировать эту бригаду по две роты в год и довести её штатный состав к 2026 г. до пяти батальонов.
29 Поскольку в прошлом «Аш-Шабааб» использовала противоречия и междоусобную борьбу многих местных кланов, составляющих население Сомали, как средство получения своей власти, то американские инструкторы настояли на том, чтобы при формировании бригады «Данаб» во всех батальонах были представлены регионы, где могут быть задействованы её контингенты. Такой штатный состав будущего сомалийского спецназа должен обеспечить, по их мнению, лояльное отношение к нему со стороны местного населения, а также способствовать пополнению его численности выходцами из этих регионов, что в итоге сделает это новое воинское формирование составной частью Сомалийской национальной армии приемлемым на местном уровне и пользующимся доверием со стороны тамошних жителей [17].
30 Наряду с «Данаб» американские военные советники и инструкторы ведут подготовку двух подразделений Службы национальной безопасности Сомали, известных как «Гаашан» и «Варан». В «Варане» насчитывается 300 агентов, в «Гаашане» – 400. Это значительное увеличение по сравнению с 2010 г., когда 40 солдат и три офицера СНА были командированы в США для обучения военнослужащих сомалийских сил быстрого реагирования, способных эффективно отвечать на нападения «Аш-Шабааб» в Могадишо и других населённых пунктах страны.
31 Помимо спецназа АФРИКОМ, боевую подготовку СНА и военнослужащих миссии Афросоюза ведут также инструкторы – наёмники из других стран. Для этого ЦРУ заключает контракты с американскими частными охранными фирмами, которые в качестве посредников платят бывшим солдатам из Франции, ЮАР и скандинавских стран за обучение войск Африканского Союза и сомалийских военных ведению боевых действий в городских условиях [17].
32 Наряду с подготовкой военнослужащих Сомали, спецназовцы АФРИКОМ начали проводить, как отмечалось выше, и совместные операции с сомалийскими национальными силами. В мае 2017 г. при поддержке «морских котиков» из спецназа ВМС США была атакована находящаяся недалеко от Могадишо радиостанция «Аш-Шабааб». В ходе этой операции американцы понесли потери – один спецназовец был убит, двое ранены. Это была первая гибель военнослужащего США на территории Сомали после трагической развязки в сентябре 1993 г., когда было убито 18 солдат американского спецназа [18].
33 Однако этот смертельный эпизод был, скорее всего, непредвиденной случайностью. До последнего времени, после фиаско в начале 1990-х, собственное участие своих военнослужащих в боевых операциях против «Аш-Шабааб» США ограничивали ведением воздушной и космической разведкой и периодическим нанесением точечных ракетных ударов с беспилотников в центральных провинциях Сомали по военным объектам и местам сборов исламистов. В качестве взлётно-посадочных полос для американских беспилотников используются аэродромы в Джибути, на Сейшельских островах, в Кении, а также на юге Эфиопии. Координацию разведывательной деятельности США на территории Сомали осуществляет секретный центр ЦРУ, который находится в аэропорту Могадишо.
34 С приходом в Белый дом Д. Трампа применение беспилотников против «Аш-Шабааб» резко увеличилось. В течение 2017 г. американские войска нанесли по боевикам по меньшей мере 48 авиаударов (в 2016 г. – 14, в 2015 г. – 11). В начале 2018 г. администрация Трампа отменила действовавшие при Б. Обаме ограничения на применение дронов, включая межведомственную проверку перед каждой атакой с воздуха и требование, чтобы каждая цель не представляла прямой угрозы жизни американцев. Трамп также определил ряд регионов Сомали как «районы активных боевых действий», что дало возможность американским силам специальных операций перейти в наступление против боевиков «Аш-Шабааб» и «Исламского государства» [19].
35 После отмены ограничений на использование беспилотных летательных аппаратов и определения районов активных боевых действий администрация Трампа ещё больше усилила жёсткую кампанию по нанесению воздушных ударов и тайным рейдам спецназа в Сомали. Если в 2018 г. было проведено 47, то в 2019 г. – не менее 63 бомбардировок и ещё 39 таких атак за первые четыре месяца 2020 года [20]. Согласно официальным заявлениям Вашингтона, главной целью этой эскалации авиаударов были боевики «Аш-Шабааб» и «Иcламского государства», но часто реальными жертвами усилившихся военных акций США оказывались мирные жители Сомали.
36 Несмотря на протесты по этому поводу со стороны международных правозащитных и гуманитарных организаций, командование АФРИКОМ либо отрицало сами факты, либо значительно занижало число убитых гражданских лиц в этих бомбардировках. Такова была реакция командования и на итоги расследования организацией «Эмнисти интернэшнл», объявившей в марте 2019 г. о результатах проведения ею «криминальной экспертизы» действий американской пилотируемой и беспилотной авиации в провинции Шабелле в течение последних двух лет. Сотрудниками этой неправительственной организации было установлено, что тогда от американских налётов пострадали 22 мирных жителя, 17 из которых погибли. Правозащитники посчитали, что в ряде случаев такие действия могут расцениваться как военные преступления. Они потребовали от властей США беспристрастного расследования и выплаты компенсаций родственникам погибших и пострадавших. Командование АФРИКОМ эти требования отвергло, заявив, что после десяти лет нанесения авиаударов и проведения наземных операций в Сомали было убито всего двое некомбатантов [21].
37 В ответ на обвинения со стороны «Эмнести интернэшнл» и некоторых членов Конгресса США о жертвах среди мирного населения в результате ударов беспилотников представители американского военного командования продолжают утверждать, что применение дронов в борьбе с боевиками «Аш-Шабааб» является лишь одним из направлений военной кампании США в Сомали. Они настаивают на том, что всё это делается в поддержку стратегии, главной целью которой является обеспечение безопасности и стабильности в Сомали. Администрация США рассматривает борьбу с исламистской группировкой «Аш-Шабааб» как крайне важную миссию для защиты интересов США и их стратегических союзников в регионе, таких как Кения и Эфиопия, подвергшихся в последние годы террористическим атакам «Аш-Шабааб».
38 О планах США продолжить бескомпромиссную борьбу с «Аш-Шабааб», включая авиаудары беспилотников, заявил в январе 2020 г. новый командующий АФРИКОМ генерал Стивен Таунсенд. Выступая в сенатском комитете по делам вооружённых сил, он охарактеризовал эту группировку как самое крупное и смертоносное в мире объединение исламистских боевиков-террористов, напрямую связанное с «Аль-Каидой» [22].
39 После проведённых нападений на военные объекты США, американских граждан и военнослужащих в качестве своих приоритетных целей руководство «Аш-Шабааб» подтвердило объявленную в 1996 г. лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном тотальную войну Соединённым Штатам. Самым последним свидетельством этой угрозы явилось, как указал командующий, нападение в начале января 2020 г. боевиков «Аш-Шабааб» на военный аэродром АФРИКОМ в заливе Манда (Кения), в результате которого было убиты три американских военнослужащих и выведены из строя шесть боевых самолётов. Этой акцией «Аш-Шабааб» ещё раз подтвердила свою готовность нападать на военные объекты и персонал США как в самой Сомали, так и сопредельных с ней восточноафриканских странах [23].
40 Нынешняя стратегия США в борьбе с «Аш-Шабааб» является результатом состоявшейся в мае 2017 г. в Лондоне конференции, на которой руководители и министры группы стран, включая США, Великобританию, Кению и Эфиопию, а также представители ООН, Африканского Союза и Европейского Союза в очередной раз обсудили будущее Сомали. Участники конференции отметили, что, хотя на протяжении многих лет задача борьбы с «Аш-Шабааб» возлагалась на миссию Африканского Союза АМИСОМ и Сомалийскую национальную армию, с ней они пока не справились. В течение последних месяцев, предшествовавших Лондонской конференции, «Аш-Шабааб» доказала, что она по-прежнему является мощной силой на поле боя: её бойцы захватили три военных базы АМИСОМ и находившиеся там оружие, бронетехнику и боеприпасы.
41 Поэтому в Лондоне был согласован план, предусматривающий создание в Сомали в семилетний срок более боеспособного контингента национальной армии численностью 18 тыс. военнослужащих и 32 тыс. сотрудников федеральной полиции и полиции федеративных штатов – субъектов Cомалийской Федерации, чтобы в итоге заменить АМИСОМ. Представлявший США на Лондонской конференции тогдашний министр обороны Дж. Мэттис согласился, что США возьмут на себя ответственность за подготовку в Сомали отдельного подразделения мобильной лёгкой пехоты, способного нанести поражение «Аш-Шабааб», имея при этом в виду уже обучаемую американскими спецназовцами бригаду «Данаб». Остальные сомалийские силы безопасности должны были пройти подготовку у военных инструкторов из стран ЕС, Турции, ОАЭ на двусторонней основе [24].
42 В преддверии запланированных на конец 2020 – начало 2021 г. в Сомали всеобщих парламентских и президентских выборов обстановка в этой стране из-за продолжающейся террористической активности «Аш-Шабааб» по-прежнему остаётся нестабильной.
43 Несмотря на призыв Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша приостановить военные действия по всему миру ввиду глобальной пандемии коронавируса, администрация Д. Трампа усилила кампанию по нанесению воздушных ударов и тайных рейдов спецназа в Сомали против боевиков «Аш-Шабааб». Ни Белый дом, ни Министерство обороны США не дают никаких объяснений по поводу эскалации этой войны, которую американский Конгресс не объявлял и о которой в СМИ сообщается весьма скупо. Из-за продолжающихся бомбардировок десятки тысяч сомалийцев вынуждены покинуть районы, которые регулярно подвергаются ударам с воздуха, в поисках спасения в переполненных лагерях беженцев.
44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45 В Сомали сегодня насчитывается около трёх млн внутренне перемещённых лиц (при населении 11,5 млн человек), которым удаётся выживать лишь благодаря гуманитарной помощи западноевропейских государств. А в последнее время ещё и резко возросло число случаев заболевания коронавирусом, причём в стране нет системы государственного здравоохранения.
46 Анализируя современную ситуацию в Сомали, многие наблюдатели приходят к выводу, что в условиях нынешней политической и социально-экономической обстановки борьба с «Аш-Шабааб» в этой стране может длиться ещё многие годы [24]. Победить в ней, по их мнению, которое разделяет и автор настоящей статьи, можно не только путём военных усилий, но, скорее, в результате коренных социальных и экономических преобразований в Сомали, адресованных в первую очередь лишённой всяких надежд на лучшее будущее безработной сомалийской молодёжи, которая в настоящее время является основным людским ресурсом для пополнения рядов боевиков «Аш-Шабааб».

References

1. Walter S. Poole. The Effort to save Somalia: August 1992 – March 1994. Joint History Office. Office of the Chairman of the Joint Chiefs of Staff/ Available at: https://amazon/effort-save-somalia-august-1992-march/de/144869246 (accessed 13.08.2020).

2. Kapteijns L.E. Test-firing the «new world order» in Somalia: The U.N. military humanitarian intervention of 1992-1995 //available at: repository-welleslex.edu>jbject/ir289

3. Harish Venugopalan. Somalia: a Failed State? February 6, 2017. Available at www.orfoline.org/research/somalia-a-failed-state/ (accessed 15.08.2020).

4. Vashington podderzhivaet interventsiyu Ehfiopii v Somali. 28.12.2016. Available at: https://news.liga.net/politics/news/washington-podderzhivaet-intryventsiyu-ephiopii-v-somali (accessed 15.08.2020).

5. Hearings Assessing the Consequences of the Failed State of Somalia. Joint Hearings before the Subcommittee on Africa, Global Health and Human Rights July 7,2011 (accessed 15.08.2020).

6. Houreld Katharine. Somali militant group al-Shabaab formally joins al-Qaida. The Guardian, 9 Feb. 2012. Available at: https://www.theguardian.com/world/2010/feb/09/somali-al-shabaab-join-al-qaida (accessed 15.08.2020).

7. Cannon Brendon J. and Martin Plaut. Why al-Shabaab targets Kenya, and what can be done to stop attaks. January 16, 2019. Available at: https://theconversation.com/what-al-shabaab-target-kenya-and-what-can-be-done-to-stop-attacks-109958 (accessed 15.08.2020).

8. Chislo zhertv napadeniya na otel' v Mogadisho vozroslo do 28 chelovek. Available at: https://ria.ru/world/20170125/14864755457 (accessed 15.08. 2020).

9. Boeviki «Ash-Shabaab» atakovali voennuyu bazu v Mogadisho, desyatki pogibshikh. Available at: https://newsru.co.il/world/29sept.2017/Somalia-_108 12.08.16 (accessed 15.08.2020).

10. Mayor of Mogadishu dies as result of al-Shabaab attack. Available at: https://www.theguardian.com/world/2019/aug/01/mayor-of-mogadishu-dies-as-result-of-al-shabaab-attack-somalia (accessed 15.08.2020)

11. Global Conflict Tracker. Last updated on February 28, 2020. Available at: https://www.cfr.org/interactive/global-conflict.pdf (accessed 15.08.2020).

12. Somalia World Report 2019: Somalia/Human Rights Watch. Available at: https://www.hrw.org/world-report/country-chapters/ (accessed 20.08.2020).

13. Jeff Seldin. U.S. Warns: Containment the only Option for Some African Terror Groups. February 11, 2020. Available at: https://www.voanews.com/africa/us-warns-containment-only-option-some-african-terror-groups.html (accessed 20.08.2020).

14. Nick Turse. Washington’s America - First Commandos in Africa. Tom Dispatsh. Available at: https://www.tomdispatch.com/post/176223/tomgram%3A_-nick-turse,_washington%27.html (accessed 20.08.2020).

15. Vanda Felbab-Brown. Developments in Somalia. November 2018. Available at: https://www/brookings/edu/testimonies/development-in-somalia (accessed 20.08.2020).

16. Rezolyutsiya SB OON S/RCS/2317(2016) 10 noyabrya 2016. Preambula, pp.21,22,25 (accessed 20.08.2020).

17. Getteman Jeffry, Mark Mazetti and Erik Schmitt. U.S. Relies on Contractors in Somalia Conflict. The New York Times, August 10, 2011. Available at: https://www.nytimes.com/2011/08/11/world/africa/11somalia.html (accessed 20.08.2020).

18. First U.S. Soldier Killed in Somalia since “Black Hawk Down”// News DV 06.05. 2017. Available at: https://www.dw.com/en/first-us-solder-killed-in-somalia-since-black-hawk-down-a-3 (accessed 20.08.2020).

19. Tom Wilson. U.S. ramps up air strikes against Somali extremist group, February 9, 2019. Available at: https://www.ft.com/content/55825408-2b8d-11e9-a5ab-ff8ef2b976c7 (accessed 20.08.2020).

20. Danny Sursen. The Ever War on Terror: What on Earth is US Doing Bombing Somalia? May 16,2020. Available at: https://partside.org/2020-05-16/ever-war-terror-what-earth-us-doing-bombing-somalia/html (accessed 20.08.2020).

21. Lolita C. Baldor. U.S. military review reveals civilian deaths in Somalia strike. April 5, 2019. Available at: https://apnews.com/62f45c9830454f619bedf4c79c8d8ee1 (accessed 20.08.2020).

22. Statement of General Stephen J. Townsend, United States Army Commander United Africa Command before the Senate Armed Services Committee, 30 January 2020. Available at; https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/townsend - 01-30-20.pdf (accessed 20.08.2020).

23. Opinion: Lessons for peace in Somalia. Available at: https://www.dw.com/en/opinion-lessons-for-peace-in-somalia/a-38810477.html (accessed 20.08.2020).

24. Ryan Browne, CNN. U.S. military mission in Somalia could take seven years to complete, April 14, 2019. Available at: https://edition.cnn.com/2019/04/13/politics/us-military-somalia-mission-could-take-seven-years-to-complete.html (accessed 20.08.2020).

25. Alejnikov S V. 2012. Politicheskaya situatsiya i problemy natsional'nogo primireniya v Somali. M.: Institut Blizhnego Vostoka RAN.247 s.

26. Bogaturov A.D. (Otv. red.). 2003 Sistemnaya istoriya mezhdunarodnykh otnoshenij v chetyryokh tomakh. Sobytiya i dokumenty 1918–2003, T.Z. Sobytiya. 1945–2003. Nauchno-obrazovatel'nyj fond po mezhdunarodnym otnosheniyam. Moskva, «Aspekt-Press», 2003, 720 s.

27. Urnov A.Yu. 2020. SShA – Afrika: politika administratsii prezidenta D. Trampa. 2017–2019 gody. M.: Institut Afriki RAN, 294 s.

28. Bryden Matt. 2014. The Reinvention of Al-Shabaab: A strategy of Choice or Necessity? Center for Strategic and International Studies, February 2014. Web. 10. October 2015. Available at: https://csis-website-prod.s3.amazonaways.com/93fs-public/legacy-files-files/publication/14021/Bryden-reinventionOf-AlShabaab-web.pdf (data prosmotra 15.08.2020).

29. Chronicles of Events] (In Russ.). Institute of Africa. Russian Academy of Sciences, Moscow, 294 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate