Worldview of “Positive Thinking” of Donald Trump and His “Host”
Table of contents
Share
QR
Metrics
Worldview of “Positive Thinking” of Donald Trump and His “Host”
Annotation
PII
S268667300013203-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viktor Studentsov 
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
70-88
Abstract

The article discusses the basic approach of Donald Trump to life in general as well as religion and economy in particular. His negative assessment of previous administrations’ economic record was not immediate, but long lasting and stable with its major points formulated decades ago. One of them is the recognition of the inequitable and harmful character of bilateral and multilateral ties of the U.S. with its partners. The loss of America’s economic greatness he seems to attribute mostly to domestic industry’s relative decline. A specific worldview formed by the pseudo-religious concept of “positive thinking” underlays Trump’s endeavors. He learned the concept that essentially promotes positive, optimistic approach to life from its author and principal advocate Norman Vincent Peale. That very “positive thinking” is the basis of Trump’s permanent confidence of success and appraisal of any of his action in superlative terms. As to his religiosity, it is of pragmatic, utilitarian and mostly of ritual sort – he hardly knows the Bible, seems to lack churchgoing, however on important occasions emphasizes his commitment to Christianity. The two major religious groups that constitute his support (“host”) are evangelicals and prosperity gospel followers. Although differing on many points they see Trump as the champion of their religious and economic interests.

Keywords
Trump, deindustrialization, economic nationalism, religion, Norman Vincent Peale, “positive thinking”, evangelicals, Christian nationalism, prosperity gospel
Received
17.11.2020
Date of publication
18.01.2021
Number of purchasers
28
Views
2084
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Подошёл к концу срок полномочий 45-го президента США Дональда Трампа, избрание которого бросало вызов истеблишменту и символизировало резкий разрыв с курсом предшественников. Как бы ни оценивалась деятельность Д. Трампа, его имя останется в истории, а потому небезынтересно выяснить, что же двигало и движет этим человеком, каково его мировоззрение. Это тем более важно, что схожих взглядов придерживаются миллионы сограждан Д. Трампа, условно говоря – его «воинство».
3

КРАХ ВЕЛИЧИЯ АМЕРИКИ И МИССИЯ Д. ТРАМПА: ГЕРАКЛ ИЛИ СИЗИФ?

4 Казалось бы, всякий, кто был готов взяться за расчистку «авгиевых конюшен» американской политики и экономики, заранее обрекал себя на неудачу. Так мог считать кто угодно, но только не Д. Трамп – человек, как будет показано ниже, уверенный в осуществимости практически любых, сколь угодно сложных задач. О масштабах необходимых перемен он писал ещё в 2011 г. в книге «Время стать жёстким. Как сделать Америку №1», название которой отечественный издатель, впрочем, поменял на более нейтральное [Трамп Д., 2017a]. К тому же решение баллотироваться было далеко не спонтанным: он давно примеривался к президентству, и составившие его повестку идеи были высказаны задолго – за несколько десятилетий до прихода к власти. Поэтому частая смена сотрудников президентской администрации свидетельствовала не о лихорадочных шараханьях президента, а об обнаружении им того, что не все члены команды разделяли его взгляды и/или были не до конца лояльны. Д. Трамп нуждался в добросовестных исполнителях, а не в советниках – как он многократно по разным поводам утверждал: «Я сам себе стратег» [Laderman C. et al., 2017].
5 По определению Д. Трампа, «дело Америки – это бизнес» [Трамп Д., 2017a: 15] и ко всем вопросам повестки дня – внутренней и внешней – он стал подходить, как деловой человек. В отличие от предшествовавших президентов он видел своей задачей не «облагодетельствование» мира посредством повсеместного «продвижения свободы и демократии», а «обеспечение защиты и благосостояния» соотечественников. На предвыборном съезде Республиканской партии 2016 г. Д. Трамп провозгласил: «Американизм, а не глобализм будет нашим кредо» [Laderman C. et al., 2017: 10]; и реализация девиза «Америка превыше всего» стала руководящим принципом его политики.
6 Масштабный перенос акцентов политики с глобализма на частичный изоляционизм произошёл в силу особенностей личности Д. Трампа, но имел под собой то глубокое основание, что американская экономика оказывалась всё менее способной обеспечивать мировую гегемонию США. Возросшая открытость экономики обернулась не только плюсами, но и минусами, важнейшим из которых стало существенное ослабление позиций американских производителей как внутри страны, так и в мире. С 1997 г. в обрабатывающей промышленности были утрачены свыше 91 тысячи предприятий и почти пять миллионов рабочих мест [12]. Особенно болезненно сказалось установление режима свободной торговли с Китаем с конца 2000 г. С этого времени занятость в обрабатывающей индустрии начала быстро деградировать – с 2000 по 2012 г. она сократилась на четверть [Fort T.C. et al., 2018: 47]; согласно данным ООН, уже в 2010 г. обрабатывающая промышленность США уступила пальму мирового первенства Китаю. Свою лепту в ослабление индустриальной базы внесло и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – например, с 1994 г. число занятых в автомобилестроении в США упало на треть (что составило 350 тысяч), тогда как в Мексике выросло со 120 до 550 тысяч [3].
7 Проявлением глубокого кризиса американской экономики и общества в целом стал феномен «смертности от отчаяния», обнаруженный А. Кейс и её соавтором и мужем – лауреатом Нобелевской премии по экономике А. Дитоном [Case A. et al., 2017; Case A. et al., 2020]. Хотя рост таких смертей, к которым они относят смерти от наркотиков, алкоголя и вызванных его злоупотреблением болезней, от отравления, самоубийств и т.п., наблюдался во всех социальных слоях и группах США, наиболее остро он затронул белое (неиспаноязычное) население трудоспособного возраста со средним и более низким образованием1. Особенно явно он был выражен в местностях сосредоточения обрабатывающей промышленности (где преимущественно работают белые), которые испытывали острую конкуренцию со стороны китайских поставщиков [Pierce J.R. et al., 2016]. Примечательно, что в округах, в наибольшей степени подверженных конкуренции со стороны Китая, росло число голосов, поданных на выборах в Конгресс за демократов. Дело в том, что последние активнее поддерживали меры по ограничению этой конкуренции, а также по оказанию помощи тем, кто от неё пострадал [Che Y. et al., 2016].
1. Кстати, с 2014 по 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в целом по США постоянно снижалась, чего не наблюдалось с десятых годов XX века.
8 В своей инаугурационной речи Д. Трамп утверждал, что Соединённые Штаты на протяжении десятилетий «обогащали зарубежную промышленность за счёт американской индустрии», делали другие страны богатыми, тогда как их собственные богатство, мощь и даже вооружённые силы оказались подорваны. Это, по мнению Д. Трампа, произошло вследствие нечестности и обкрадывания (в его терминологии – «эксплуатации») контрагентами (причём как друзьями, так и врагами) США – экономии ими на военных расходах, нежелания сбалансировать торговые потоки, воровстве интеллектуальной собственности2 и т.д. Закономерно, что одним из центральных пунктов стратегии возрождения американской экономики явился пересмотр характера торгово-экономических связей с миром. Поскольку ущербными были признаны многие из ранее заключённых двусторонних и многосторонних соглашений, а также участие в некоторых международных организациях, то последовал либо полный разрыв отношений (например, выход из Парижского соглашения по климату, Транстихоокеанского партнёрства, ЮНЕСКО, ВОЗ), либо их пересмотр (НАФТА), или же, наконец, блокировка деятельности (ВТО). Политика экономического национализма (под лозунгом «Америка превыше всего») стала осуществляться также посредством обложения импорта высокими тарифными ставками, побуждения и понуждения иностранных государств к закупке американских товаров, применения торговых и банковских санкций и т.п. Началось давление на союзников и сателлитов с требованием вносить более весомый финансовый вклад в обеспечение совместной безопасности. Одновременно с этим проводилась традиционная для республиканцев политика создания условий для предпринимательства – дерегулирование, снижение налогов и др. Характерно, что экономические советники Д. Трампа С. Мур и Л. Кадлоу были не только приверженцами «кривой» А. Лаффера, но и приятелями её автора. Не случайно в 2019 г. последний был награждён Президентской медалью Свободы – одной из двух высших наград США для гражданских лиц.
2. Независимая двухпартийная Комиссия по краже американской интеллектуальной собственности оценивает потери страны в сумму до 600 млрд долл. в год.
9 Обращённая к «голубым воротничкам» риторика Д. Трампа относительно возвращения в страну мощностей и восстановления рабочих мест возымела действие – в 2016 г. избиратели 25 штатов с наибольшей долей занятых в обрабатывающей промышленности отдали ему почти 80% своих голосов [12]. Но одно дело – слова, посулы, другое – дела. Как Д. Трамп мог рассчитывать на то, что ему удастся реализовать поистине титанический проект по реиндустриализации Америки?
10 Критики Д. Трампа часто указывают на некоторые черты (или изъяны) его личности – импульсивность, нарциссизм3, неприятие чужого мнения и т.п. [Франк Дж.А., 2019]. Однако каковы бы они ни были, отказать президенту в здравомыслии нельзя. Не гипертрофированное самомнение и/или сумасбродство стояло за решимостью Д. Трампа взяться за расчистку оставленных предыдущими администрациями завалов. Ему давало силы и надежду преуспеть почерпнутое у известного пастора Нормана Винсента Пила мировоззрение, имеющее в своей основе особым образом понимаемое христианство. «Христианство в трактовке Н.В. Пила, – пишет один из виднейших теологов и философов США Стэнли Хауэрвас, – было ближе к набору верований, который последователь мог составить в соответствии со своими собственными желаниями. Трамп воспринял эту стратегию и применил её к стране» [5].
3. Секретарь Белого дома Р. Портер считал Д. Трампа «нарциссистом, смотрящим на мир только сквозь призму собственного “я”» [Вудворд Б., 2019: 211]. См. также: [Elovitz P.H., 2016]. Сам Д. Трамп не признаёт себя таковым, мотивируя это следующим образом: «Самовлюблённый человек не станет прислушиваться к критикам, я же всегда выслушиваю своих сотрудников Trump Organization (хотя ничьё мнение не способно поколебать моё собственное)» [Трамп Д., 2019a: 17]. Последние слова, конечно же, полностью изобличают его эгоцентризм.
11

ПРЕСВИТЕРИАНИН, «ЛУЧШИЙ УЧЕНИК Н.В. ПИЛА», «НЕИСТОВЫЙ ОПТИМИСТ»

12 Д. Трамп до самого последнего времени был последователем пресвитерианства, одного из направлений кальвинизма, отличающегося от других его ветвей не столько догматами, сколько принципами церковной организации. Приверженность этому исповедованию ему была привита матерью, которая родом из Шотландии, где традиционно со времён Реформации сильны позиции именно этой формы кальвинизма. Предки же отца были немецкими лютеранами.
13 Родители будущего президента сочетались браком в Манхэттенской пресвитерианской церкви в 1936 г. В детстве Дональд посещал Первую пресвитерианскую церковь района Джамейка (Куинс, Нью-Йорк), где по воскресеньям изучал Библию и там же прошёл конфирмацию [Trump D., 2016: 130]. В 1975 г. семья перешла в Мраморную коллегиальную (Marble Collegiate) реформатскую церковь в Манхэттене, где был священником Норман Винсент Пил (Norman Vincent Peale) (18981993). Именно он в 1977 г. провёл обряд бракосочетания Д. Трампа с его первой женой – Иваной Зельничковой)4. Этот же пастор в течение многих лет был наставником и духовным окормителем семьи Трампов – проводил в последний путь обоих его родителей, был почётным гостем на празднованиях дней рождения, годовщин свадьбы, на рождениях и даже на освящении построенных Д. Трампом зданий [Mansfield S., 2017]. Говоря о роли религии в своей жизни, Д. Трамп неизменно упоминал имя Нормана Винсента Пила, который, по его словам, считал его «лучшим из когда-либо бывших у него учеников» [9; Mansfield S., 2017].
4. В 1993 г. бракосочетание со второй женой (Марлой Мэйплс) провёл уже другой клирик этой же церкви; наконец, в 2005 г. венчание Д. Трампа с его нынешней женой (Меланией Кнавс или Кнаусс) прошло в Морской епископальной церкви Бестеда (Палм-Бич, Флорида), хотя оба они формально не являются членами епископальной церкви.
14 По утверждению Д. Трампа, и после смерти пастора в 1993 г. он продолжал поддерживать связь с его вдовой Рут до самой её кончины в 2008 г. Кстати, в отличие от Д. Трампа Н.В. Пил был однолюбом и верным супругом – прожил с женой 63 года. Супружеской верности пастор придавал немалое значение – в 1952 г. он счёл кандидата Демократической партии на пост президента Э. Стивенсона II непригодным для высшей государственной должности только потому, что тот был разведён.
15 Кем же был «духовный наставник» Д. Трампа? Н.В. Пил после выпуска из Уэслианского университета Огайо и теологической школы Бостонского университета был рукоположен в методистского пастора, но через десять лет перешёл в Реформатскую церковь в Америке. С 1932 по 1984 г. он служил старшим священником Мраморной коллегиальной общины, основанной в 1628 г. и считающейся одной из старейших непрерывно действующих в США. В качестве пастыря, призванного врачевать духовные и душевные недуги своих прихожан, он со временем ощутил потребность в научном подходе к подобному целительству и проявил инициативу в приискании верующего помощника, какового нашёл в лице психиатра и психоаналитика Смайли Блантона (1882–1966)5. В 1937 г. Н.В. Пил при приходе организовал религиозно-психиатрическую клинику6 и особый фонд при ней [Capps D., 2009]. Клиника принимала пациентов вне зависимости от их религиозной принадлежности и за низкую плату; её деятельность финансировалась из гонораров за многочисленные брошюры Н.В. Пила и благотворительных пожертвований.
5. С. Блантон вырос в строгой пресвитерианской семье, но впоследствии перешёл в методизм; есть данные, что в возрасте примерно 60 лет примкнул к епископальной церкви. В 1930-е годы С. Блантон неоднократно стажировался у З. Фрейда, у которого, по-видимому, почерпнул некоторые теоретические знания и практические навыки.

6. Иначе – коррекции личных отношений [Пил Н.В., 2018b: 148, 244].
16 В социальном плане нью-йоркский пастор был крайне консервативен – наряду с другими известными религиозными персонами выступал против «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, усматривая в нём наступление государства на свободы и духовные идеалы граждан. Кстати, в 1960 г. Н.В. Пил возглавил публичное представление петиции ста пятидесяти пасторов, обеспокоенных возможностью победы на президентских выборах католика Дж.Ф. Кеннеди. Он и его единомышленники высказывали опасение, что католическое происхождение Кеннеди может открыть двери «чужеродному» влиянию – привести к подчинению политики США «иностранным интересам», подрыву культуры страны и, в том числе, ограничению свободы слова.
17 В 1940-х годах Н.В. Пил, оставив клинику в основном на попечении С. Блантона, окунулся в политику, пополнив ряды тех довольно многочисленных религиозных и политических деятелей, кто активно продвигал тезис, что настоящий американец-патриот не может быть атеистом, он обязательно должен верить в Бога. Они требовали проведения масштабной евангелизации, то есть насаждения и пропаганды христианства, рассматривая это в качестве эффективного средства борьбы с коммунистическими идеями. Среди множества тех, кто противопоставлял религиозно окрашенный (прежде всего – христианский) национализм «атеистическому коммунизму» и коллективизму, Н.В. Пил выделялся проповедованием того, что вера способна дать не только духовные, но и осязаемые материальные плоды – она является залогом жизненного успеха и здоровья. Преданными друзьями и почитателями Н.В. Пила среди наиболее видных политиков были Д. Эйзенхауэр и Э. Гувер [Lane C., 2016], которым импонировали не только его психолого-религиозные идеи, но и антикоммунистический настрой7.
7. Одним из его прихожан был Р. Никсон.
18 Усилия Н.В. Пила и его единомышленников в религиозном и политическом сообществе США по евангелизации населения оказались небезуспешными – к концу 1950-х годов число американцев, утверждавших, что они являются прихожанами какой-либо церкви, достигло наивысшей точки – таковых, по опросам, оказалось 69%. «Идея, [исходящая от] религиозных консерваторов 1930-х годов, таких как Пил, что Соединённые Штаты должны выбрать между коммунизмом и религией, – пишет его биограф К. Лэйн, – в середине века повторялась столь часто, что прочно срослась с понятиями патриотизма, религиозности и пониманием евангеликов духовного здоровья, что имело долговременные последствия для страны» [Lane C., 2016: 8].
19 Официальное признание заслуг Н.В. Пила пришло в 1984 г., когда Р. Рейган наградил его Президентской медалью Свободы за «вклад в области теологии». В какой мере это было оценкой собственно теологических достижений пастора или же его социально-политической деятельности – вопрос открытый. Многие теологи и религиозные деятели критиковали Пила за однобокую и эгоцентричную трактовку христианства, и тяготение к материализму. И правда, христианство в его интерпретации (по крайней мере в печатных трудах) предстаёт чем-то утилитарным, по определению С. Мэнсфилда, «светской мотивационной философией».
20 Если отбросить религиозный флёр, пропагандировавшееся Пилом «позитивное мышление» представляло собой всего-навсего позитивное отношение к жизни. «Позитивно мыслящий человек не отказывается признавать негативные обстоятельства, он отказывается принимать их как окончательную реальность. Позитивное мышление является способом отношения к реальности, при котором человек ищет лучшего выхода из наихудших ситуаций», – писал он [Пил Н.В., 2018а: 5]. По характеристике Н.В. Пила, его «система представляет собой совершенный и удивительно действенный метод преуспевания в жизни» [Пил Н.В., 2018b: 9].
21 Несмотря на то, что в его работах (в том числе важнейшей – «Сила позитивного мышления» [Пил Н.В., 2018b]8), Библия и Христос упоминаются десятки раз, традиционных сюжетов об искупительной жертве Христа, спасении души, необходимости покаяния и т.п. там нет. Они представляют собой скорее практические руководства по достижению мирских, вполне земных целей с помощью психологических приёмов (настроев), в которых, правда, подчёркивается особая роль молитвы9.
8. Эту книгу Д. Трамп называет в качестве одной из своих самых любимых и постоянно рекомендует к прочтению (см., например: [Трамп Д., 2017b: 253]).

9. Впрочем, насколько можно понять, в его церковных проповедях собственно религиозным вопросам уделялось куда большее внимание, чем в книгах.
22 Н.В. Пил пишет о «науке христианства», о его «принципах и методах», о том, что «научно используемые принципы христианства могут помочь выработать непрерывный и постоянный поток энергии в человеческом разуме и теле» [Пил Н.В., 2018b: 207, 134, 57]. Указывая, что «слова Библии имеют необыкновенную лечебную ценность», он призывает использовать «метод эффективной молитвенной силы», подчёркивает действенность молитвы и церковной службы «как своего рода терапии» [Пил Н.В., 2018b: 41, 99, 134]. Молитва трактуется им как «реальная», а религия – «практическая», как приносящие осязаемые, материальные результаты – «правильно понятая и правильно направленная вера является мощным фактором в процессе преодоления болезни и укрепления здоровья» (Пил Н.В., 2018b: 221).
23 Христианство действительно учит, что соблюдение заповедей и участие в общей молитве способствуют душевному и физическому здоровью человека, но последнее отнюдь не гарантировано. Отечество христианина на небесах, его земная цель – приуготовление к будущей жизни и спасению души, но в книгах Пила об этом речи нет.
24 Квинтэссенцию практической религии Н.В. Пила представляет собой следование «формуле», которую он, по его собственному признанию, у кого-то позаимствовал, но активно руководствовался сам и рекомендовал другим. «Вот эта формула: (1) молитвизируйте, (2) живописуйте10, (3) реализуйте» [Пил Н.В., 2018b: 79]. Другими словами, система «ежедневной созидательной молитвы» должна включать в себя вопрошание желаемого, мысленное представление результата этого вопрошания и уверенность в благополучном исходе дела, что способствует реализации просимого [Пил Н.В., 2018b: 80]. Ещё одним из центральных постулатов Н.В. Пила – никогда не говорить и не думать о худшем. «Если вы будете это делать, ваши мысли повернутся к лучшему и обусловят его реализацию» [Пил Н.В., 2018b: 163].
10. В других книгах Пила этот девиз переводится как «визуализируйте» (Пил Н.В., 2014: 22). В оригинале эта максима гласит – prayerize, picturize, actualize.
25 Дональд Трамп, который был готов слушать Н.В. Пила «день напролёт» и уходил «из церкви с чувством разочарования, что всё уже закончилось» [7], хорошо усвоил уроки Пила, от которого «много узнал» [Trump D., 2016: 130]. Судя по тому, что он характеризует себя «неистовым оптимистом» [Трамп Д., 2019b: 90], важнейшим из «узнанного» была необходимость настроя на успех. Как-то обеспокоенному Н. Гингричу (спикер Палаты представителей Конгресса США в 1995–1999 гг.) Д. Трамп сказал: «Просто помни, что я всегда побеждаю и всегда выигрываю. Я не совсем уверен, как, но в день выборов мы тоже победим» [Гингрич Н., 2018: 42].
26 Верный последователь Н.В. Пила как будто не отрицает, что «позитивное мышление» не всевластно: «Я – настроенный на лучшее прагматик. Когда я слышу о том, что возможно всё, стоит только захотеть, то понимаю, что думать так наивно. Если завтра, например, я решу стать олимпийским чемпионом по плаванию и буду уверен в том, что это возможно, только на основании своего настроя на лучшее, то, думаю, вскоре придётся мне записаться на приём к психиатру. Мыслите позитивно, но будьте реалистами» [Трамп Д., 2017b: 187]. Но одно дело признавать ограниченность потенций «позитивного мышления», а другое – правильно очерчивать границы «реализма» на практике. Однажды на вопрос, не считает ли Д. Трамп себя гением, он, как сам пишет, подумал и ответил утвердительно: «Почему же нет? Скажите себе, что вы гений. Вы, вероятно, тут же подумаете о том, в чём именно вы гениальны. И тогда ваш разум откроется для познания – и для вопросов. Это первый большой шаг к гениальному образу мышления» [Трамп Д., 2017b: 177–178]. Следуя «заветам» Н.В. Пила, Д. Трамп отмечает, что никогда не думает о негативном [6] и твёрдо верит в силу зрительного воображения: «Сила воображения, зрительные образы, дают поразительные результаты» [Трамп Д., 2017b: 80, 81]; «Положительный настрой способствует позитивному видению. Знаю по собственному опыту: если я способен зримо представить какую-то вероятность, шансы на её воплощение значительно выше, чем если я не в состоянии увидеть её» (курсив оригинала. – В.С.) [Трамп Д., 2019b: 96].
27 В этом свете понятно, что оценка своих намерений и действий исключительно в превосходных степенях («хороший», «отличный», «блестящий», «небывалый», «исторический» и т.п.), а также, казалось бы, очевидно не соответствующие действительности, но благоприятные для Трампа трактовки событий являются результатом не только и не столько недомыслия и хвастовства, сколько стремления программировать, формировать реальность11.
11. Такой характер носили и заявления Д. Трампа о быстрой победе над COVID-19, мгновенном восстановлении экономики и многие другие.
28 Мало того, что Трамп стал адептом «позитивного мышления», но к тому же приобщил к нему своих детей. «Отец учил братьев, сестру и меня, – свидетельствует его дочь Иванка, – важности положительных (иначе говоря, позитивных. – В.С.) ценностей и наличию сильно развитого этического компаса. Он учил, что нет ничего, чего нельзя достигнуть, если проникнуться страстью к прочной трудовой этике» (курсив оригинала. – В.С.) [Гингрич Н., 2018: 38].
29 Что касается традиционной христианской религиозности, то с ней у Д. Трампа проблемы. Да, он с готовностью утверждает, что он – протестант, пресвитерианин, что Бог присутствует в его жизни каждый день и у него с Ним «связь» (relationship) [Trump D., 2016: 130]. Но при всём том не знает, как то пристало пресвитерианину, Вестминстерского исповедания веры (содержащего краткое изложение кальвинистской доктрины), не помнит наизусть ни одной строчки из Библии [Brody D. et al., 2018: xviii]12. Несмотря на регулярно высказываемый пиетет к Писанию, близкого знакомства с его текстом Трамп не демонстрирует. Всякий раз на просьбы процитировать какой-нибудь любимый им стих или отрывок из Библии он находит предлог, чтобы этого не делать (однажды не нашёл ничего лучшего, как отговориться, что это уж слишком личный вопрос) [Eichenwald K., 2016].
12. Кстати, ему их часто дарят, а он, в свою очередь, их передаривает.
30 Конечно, Д. Трамп отнюдь не примерный христианин, но всё же далеко и не атеист. Уже находясь в Овальном кабинете, он говорил: «Я сказал бы, что я верующий. Я верю. А когда ты веришь, может случиться много хорошего. И надеюсь, что это хорошее произойдёт и с нацией» [Brody D. et al., 2018: xix]. Но и до выборов 2016 г. он признавался, что церковь играет в его жизни значительную роль. «Я хожу в церковь так часто, как только могу – всегда на Рождество, всегда на Пасху, – утверждал он. – Всегда, когда есть важное событие (major occasion). И по воскресеньям. Я – воскресный прихожанин. Я прихожу при [первой] возможности» [Brody D. et al., 2018: xiv].
31 По собственному признанию Д. Трампа, он причащается столь часто, сколь это представляется возможным; он верит в то, что причащение – форма испрашивания прощения, и после него чувствует себя «очищенным» [2]. При этом он откровенничает, что никогда не просил прощения у Бога [Brody et al., 2018]. Когда его спросили, кается ли он, Трамп ответил: «Я не уверен, что делаю это. Я просто продолжаю и стараюсь впредь вести дело лучше (do a better job). Полагаю, что если делаю что-то неправильно, то просто стараюсь исправить. Я не привношу в этот вопрос Бога (bring God into the picture), я этого не делаю» [2; 11].
32 Таким образом, религиозность Д. Трампа весьма своеобразна. Одни считают его «продуктом американской культуры» [Brody D. et al., 2018: xvii], другие – «человеком, обладающим сильной и очень американской верой» [9]. Если считать, что отличительной чертой «американской веры» является прагматизм, то с этим можно и должно согласиться.
33

«МЫ ВВЕРИЛИСЬ БОГУ, МЫ ВЕРИМ В ТРАМПА»: КТО И ПОЧЕМУ ЕГО ПОДДЕРЖИВАЛ

34 Перед выборами 2016 г. сомнительная религиозность, не говоря уже о довольно скандальной личной жизни Д. Трампа, мало для кого была секретом, тем не менее именно ему, а не Хиллари Клинтон отдали свой голос многие христиане разных направлений – евангелические протестанты, сторонники внеконфессионального «евангелия процветания», католики и члены других религиозных конфессий, течений и групп. Его кандидатура оказалась предпочтительной, поскольку виделась меньшим из двух зол, и, к тому же, как ни странно, Трамп ассоциировался с отстаиванием традиционных ценностей13 [Denker A., 2020]. Не без колебаний и споров, но всё же и значительная часть религиозных авторитетов призвала свою паству поддержать Д. Трампа на выборах, поскольку, по словам Н. Гингрича, многие увидели в нём противника левых настроений (читай – секуляризации) [Гингрич Н., 2018: 49–50].
13. С ним связывали надежды на проведение политики сохранения традиционной семьи и ограничения абортов, противодействие секуляризации и формирование консервативного состава Верховного суда.
35 Ядром электоральной поддержки Д. Трампа были евангелики (или евангелические христиане). Евангелики делают акцент на личном духовном возрождении, подчёркивают авторитет Библии и занимают строгие этические позиции. В их число входят пятидесятники (за исключением афроамериканских церквей)14, большинство баптистов и меннонитов, часть методистов, пресвитериан, лютеран и некоторые другие.
14. Последователи этого возникшего в начале XX века в США протестантского течения придают особое значение крещению Святым Духом и его дарам (исцелениям, пророчествам, говорению на иных языках, чудотворениям и т.п). Поскольку эти практики отождествляются ими с сошествием Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа, они зовутся пятидесятниками.
36 В течение многих лет те христиане, которые самоидентифицируют себя в качестве «возрождённых» или евангелических, составляют примерно четверть взрослого населения США. В 2016 г. 81% из них проголосовали за Д. Трампа. Видный американский социолог Филип Горски определяет «трампизм» как «реакционную и секуляризованную версию белого христианского национализма» [Gorski Ph., 2017]. Он считает, что евангелические избиратели были движимы христианским национализмом, представляющим собой причудливую амальгаму воззрений, содержащую в себе в различных пропорциях христианство, традиционные взгляды на общество и семью, национализм и расизм. К такому же выводу пришли и другие исследователи [Whitehead A. L., et al. 2018; 2020], причём чем более был привержен евангелизму избиратель, тем скорее он был готов голосовать за Трампа [Margolis M. F., 2020]. Наконец, есть мнение что определяющими в поддержке Трампа со стороны евангеликов были страхи – перед глобализацией, глубинным государством, секуляризацией [Fea J., 2018].
37 Евангелики, не без основания полагающие, что США изначально образовались и развивались как христианская нация, видели угрозу эрозии традиционного наследия в иммиграции, секуляризации и т.п. Они в своей массе считали, что, хотя по своим нравственным качествам Д. Трамп и далёк от их идеала христианина, всё же «возрождён» и «помазан», иначе говоря, благословлён для свершения неких богоугодных дел – его уподобляли царю Давиду, но чаще – Киру II Великому15 [4; Strang S.E., 2020]. Таких взглядов придерживаются в том числе евангелики – члены администрации Д. Трампа: вице-президент М. Пенс, М. Помпео, Р. Перри и некоторые другие.
15. В своё время Кир издал эдикт, разрешивший уведённым в Вавилон евреям вернуться на родину, что способствовало воссозданию ранее разрушенного иерусалимского храма. За действия в пользу Израиля его премьер-министр Б. Нетаньяху называл Д. Трампа Киром, а израильская религиозно-образовательная организация «Микдаш» выпустила памятную монету с изображением Трампа и Кира.
38 В конце 2019 г. бывший министр энергетики Р. Перри (который, как и многие другие евангелические христиане, верит в то, что жизнь людей находится под неусыпным управлением Бога), заявил, что никто не может стать президентом США, не будучи «поставлен» (ordained) Богом. По его мнению, Д. Трамп – орудие Бога, что, конечно же, не значит, что он совершенен16. В феврале 2019 г. тогдашний пресс-секретарь президента С. Сандерс также утверждала, что Бог возжелал, чтобы Д. Трамп стал президентом; чуть позже госсекретарь М. Помпео заявил, что Бог вознёс Д. Трампа до статуса президентства17, чтобы тот защитил Израиль от Ирана.
16. В подробностях этот вопрос разбирает С. Стрэнг [Strang S. E., 2017; 2020].

17. Признание ниспосланности Д. Трампа Божественным Провидением было чуть ли не своеобразной клятвой на верность среди членов администрации. Во всяком случае, когда у генерального прокурора Дж. Сэшнса возникли трения с президентом, именно подобного признания потребовал от него тогдашний главный стратегический советник Д. Трампа С. Бэннон [Вудворд Б., 2019: 271–272]. По данным исследовательского центра «Пью ресёрч» (Pew Research Center), в начале 2020 г. примерно треть опрошенных полагали, что избранием Д. Трампа руководила «Божья рука», впрочем, практически такая же их доля держалась подобного мнения о Б. Обаме.
39 М. Помпео не случайно тогда «связал» Д. Трампа и Израиль. Американские евангелики в своём большинстве верят в безусловное осуществление библейского пророчества, что перед скончанием времён, а значит Вторым пришествием Иисуса Христа, Израиль победит своих врагов, а потому стоят на позициях «христианского сионизма». В опросе 2015 г. 73% из них заявили, что события в Израиле пророчески предуказаны в Откровении Иоанна Богослова [1]. Произраильские симпатии евангеликов играют немаловажную роль в поддержке Д. Трампа, выказывающего благорасположенность к иудаизму и Израилю. Не только зять Д. Трампа Дж. Кушнер является практикующим иудеем, но и его дочь Иванка, прежде чем выйти замуж за последнего, приняла иудаизм18. В поддержке Израиля Трамп последовательно шёл навстречу интересам и представлениям протестантских фундаменталистов – он вывел США из ЮНЕСКО19, перенёс посольство из Тель-Авива в Иерусалим, инициировал новый план ближневосточного урегулирования и т.п.
18. Обращение Иванки в 2009 г. в иудаизм было поставлено под сомнение израильским раввинатом, не признающим действительность обрядов, совершаемых либерально-реформистскими и консервативными раввинами, которые в США составляют большинство. Cочетавший браком Джареда и Иванку раввин Хаскел Локштейн как раз из таковых (известен широтой взглядов), но в 2017 г. их брак всё же был признан раввинатом законным.

19. В октябре 2016 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию по Храмовой горе, в которой фактически отрицалась её связь с историей еврейского народа.
40 Второй значительной религиозной группой сторонников Д. Трампа являются приверженцы «евангелия процветания»20. В США подъём этого религиозного учения, которое в последние десятилетия активно завоёвывает души и сердца людей в развивающихся странах [Coleman S., 2000], отражает глубокую травмированность части американского общества, которой в силу безысходности только и остается уповать на помощь высших сил21. Точные данные отсутствуют, но похоже, что его исповедует каждый пятый американец [7].
20. Не случайно «Вашингтон пост» откликнулась на избрание Д. Трампа статьёй, возвестившей, что его победа являла триумф «евангелия процветания» [10].

21. Отмечено, что приверженность «евангелию процветания» отличает прежде всего лиц с низким уровнем образования и темнокожих.
41 Не все евангелики являются последователями «евангелия процветания», равно как не все последние являются евангеликами. Консервативные евангелики считают «евангелие процветания» не имеющим ничего общего с христианством, менее критичные называют его ересью. Между тем в США этому учению следуют три четверти так называемых протестантских «мегацерквей», к которым принято относить приходы с еженедельной паствой более двух тысяч прихожан. Вообще же, больше половины верующих посещают мегацеркви, среди которых есть как конфессиональные (принадлежащие к тому или иному определённому христианскому направлению), так и внеконфессиональные. К последним в своём большинстве и относятся церкви «евангелия процветания».
42 Историк «евангелия процветания» в США К. Боулер выделяет три духовных источника «евангелия процветания» – пятидесятничество, «новое мышление» и «американскую проповедь прагматизма, индивидуализма и вертикальной мобильности» [Bowler K., 2013: 11]. Проповедь Н.В. Пилом «позитивного мышления» в значительной мере опиралась на идеи «нового мышления». При всей пестроте воззрений, составлявших это активно развивавшееся в XIX веке движение, их объединяющей чертой было признание главенства духа над материей, из чего прямо вытекало, что через духовные практики можно обрести материальное благополучие (здоровье, богатство и т.п.). Одним из наиболее видных представителей этого полуоккультного течения22 был И.У. Кеньон (1867–1947), который утверждал, что «заместительное искупление» Христа освободило Его последователей от греха. Опираясь, как это обычно бывает, на отдельные вырванные из контекста слова Нового Завета современные продолжателями дела Кеньона и Пила (Дж. Остин, О. Уинфри23, Т. Роббинс24 и многие другие) проповедуют, что Бог якобы вознаграждает праведных богатством, хорошим здоровьем и счастьем уже в земной жизни. И сами будто бы являют тому «пример». Благодаря своей деятельности (платным выступлениям перед многотысячными аудиториями вживую, а также по радио и телевидению, изданию большими тиражами многочисленных книг и т.п.) многие проповедники «евангелия процветания» стали миллионерами и ведут роскошный образ жизни. Похоже, Д. Трамп притягателен для их паствы именно тем, что он богат, ведь для них богатство – знак благоволения Господа.
22. Подробнее об этом см.: [Селивановский В.В., 2010].

23. Известная телеведущая, с некоторых пор стала одним из популярных проповедников.

24. В сентябре 2018 г. Тони (или Энтони) Роббинс выступил в Москве в спорткомплексе «Олимпийский», где, кстати, пропагандировал позитивное мышление (в рецензиях оно упоминалось как «положительное»). В российских социальных сетях оценки его выступления радикально разделились. Наряду с восторженными, прозвучали критические голоса, утверждавшие, что оно представляло собой собрание банальностей, если даже не профанацию. Кстати, Д. Трамп как-то раз по просьбе Т. Роббинса держал речь перед его аудиторией и остался доволен как приёмом публики, так и самим Т. Роббинсом [Трамп Д., 2019b: 82].
43 Теология «евангелия процветания» имеет мало общего с христианством. Так, в возглавляемой Дж. Остином25 одной из крупнейших мегацерквей с еженедельным посещением в пятьдесят тысяч человек, представляющей собой переоборудованный баскетбольный зал, часто говорится об «оптимизме», «надежде», «предназначении», «даре», но редко о «вине», «стыде», «грехе», «покаянии» и «аде». Почему же там обходят разговор о грехе? «Жизнь каждый день уже заставляет чувствовать себя виноватым, – отвечает Дж. Остин. – Постоянно пристыжая людей, вы их отталкиваете». Будучи спрошен о том, как совместить подобные суждения с новозаветным учением, он говорит: «Не моя задача вдаваться в технические подробности (technicalities). Я хочу помочь людям [спокойно] спать по ночам» [7]. «Бог не интересуется вашим прошлым, – вещает он своей пастве. – Враг всегда работает сверхурочно, чтобы напомнить вам все ваши ошибки, заставляя вас чувствовать виноватым и недостойным. Не верьте этой лжи». Удостоившаяся чести возглавить молебствие при инаугурации Д. Трампа проповедник мегацеркви во Флориде П. Уайт (которая впоследствии стала одним из советников президента по вопросам веры) в свою очередь заявляла: «Всякий, кто говорит “отвергнись себя”, – сатана» (“Anyone who tells you to deny yourself is Satan”) [7]. Трудно придумать более антихристианское утверждение (см.: Мф. 16:24: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»). Словом, «евангелие процветания» является издёвкой над идеями традиционного христианства.
25. Д. Трамп cчитает Дж. Остина своим другом [7; Eichenwald K., 2016].
44 По упомянутому в начале статьи Стэнли Хауэрвасу, христианство в США пребывает в упадке, если не умирает [5]. Учитывая специфическую религиозность Трампа, подъём «евангелия процветания» и христианского национализма евангеликов, к иному выводу и не придёшь. Американская нация, когда-то претендовавшая на звание христианской, всё больше перестает быть таковой. Но как бы ни было причудливо современное американское христианство, Д. Трамп выставляет себя его активным приверженцем и защитником. «У евангелических христиан всех деноминаций и верующих всех исповеданий в Белом доме никогда не было большего защитника веры (даже близко), чем сейчас», – громогласно заявлял он перед выборами 2020 г., очевидно, надеясь, что это добавит ему голосов [8]. Однако, возможно, далеко не все даже в стане протестантов поверили в искренность и исполнимость слов президента, к тому же в лице кандидата-католика Дж. Байдена на религиозном поле у него появился достаточно серьёзный соперник. Не случайно буквально за десять дней до выборов в письменных ответах для «Релиджн ньюс сёрвис» (Religion News Service) Д. Трамп вдруг заявил, что, хотя он и прошёл конфирмацию подростком в пресвитерианской церкви, «сейчас считает себя внеконфессиональным (non-denominational) христианином».
45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46 Похоже, опора на «позитивное мышление» в борьбе с «глобализмом» всё-таки несколько подвела Д. Трампа. Масштабные реформы пробуксовывали и не давали ожидаемого результата, впрочем, справедливости ради скажем, в короткие сроки и не могли его дать. Правда, в 2019 г. впервые за шесть лет торговый дефицит сократился, безработица была на рекордно низком (за полвека) уровне, было создано много рабочих мест. Однако же, заметного перемещения производств и рабочих мест в США из-за рубежа не наблюдалось. Появившиеся у компаний благодаря снижению корпоративных налогов средства вместо инвестиций в новое оборудование многими были потрачены на обратный выкуп собственных акций и выплату дивидендов. Некоторые проблемы даже обострились – выросли дефицит федерального бюджета и размер государственного долга. Наконец, частичные успехи администрации Д. Трампа были сметены COVID-19 и социальными волнениями. Не могла не сказаться на его популярности и многолетняя беззастенчивая кампания диффамации.
47 И всё же примерно половина американцев, если даже не больше (а сколько именно, мы никогда не узнаем в силу беспрецедентной фальсификации подсчёта голосов), проголосовала за Дональда Трампа. Возможно, его всё-таки вынудят покинуть Белый дом, но он никогда не смирится. «Неистовый оптимизм» не изменит Трампу, он будет бороться до конца.

References

1. Borger J. 2019. ‘Brought to Jesus’: the Evangelical Grip on the Trump Administration. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/2019/jan/11/trump-administration-evangelical-influence-support (accessed 07. 08. 2020).

2. Burke D. 2016. The Guilt-free Gospel of Donald Trump. Available at: https://edition.cnn.com/2016/10/21/politics/trump-religion-gospel/index.html (accessed 15.08.2020).

3. Chatzky A., McBride J. 2020. NAFTA and the USMCA: Weighting the Impact of North American Trade. Council for Foreign Relations. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/nafta-and-usmca-weighting-impact-north-american-trade (accessed 06. 08. 2020).

4. Gordon J. S. 2017. Does the ‘Cyrus Prophesy’ Help Explain Evangelical Support for Donald Trump. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2017/mar/23/cyrus-prophesy-evangelical-support-donald-trump (accessed 06.08.2020).

5. Hauerwas S. 2017. Christians Do Not Be Fooled. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2017/01/27/christians-dont-be-fooled-trump-has-deep-religious-convictions/ (accessed 10. 08. 2020).

6. Kruse M. 2017. The Power of Trump’s Positive Thinking. Available at: https://www.politico.com/magazine/story/2017/10/13/donald-trump-positive-thinking-215704 (accessed 14. 08. 2020).

7. Luce E. 2019. A Preacher for Trump’s America: Joel Osteen and the Prosperity Gospel. Available at: https://www.ft.com/content/3990ce66-60a6-11e9-b285-3acd5d43599e (accessed 14. 08. 2020).

8. Medina J., Haberman M. 2020. In Miami Speech, Trump, Tells Evangelical Base: God Is ‘on Our Side’ Available at: https://www.nytimes.com/2020/01/03/us/politics/trump-miami-rally-evangelicals.html (accessed 25. 08. 2020).

9. Schmitz M. 2016. Donald Trump, Man of Faith. Available at: https://www.firstthings.com>2016/8 (accessed 06. 06. 2020).

10. Schulson M. 2016. Why Electing Donald Trump Was a Trump for the Prosperity Gospel. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2016/11/30/why-electing-a-billionaire-was-especially-a-triumph-for-the-prosperity-gospel/ (accessed 10. 08. 2020).

11. Scott E. 2015. Trump Believes in God, but Hasn’t Sought Forgiveness. Available at: http://edition.cnn.co/2015/07/18/ politics/trump-has-never-sought-forgiveness/ (accessed 03.08.2020).

12. Scott R.E. 2020. We Can Reshore Manufacturing Jobs, but Trump Hasn’t Done It. Available at: https://www.epi.org/publication/reshoring-manufacturing-jobs/ (accessed 29.08.2020).

13. Vudvord B. 2019. Strakh: Tramp v Belom dome. M.: Al'pina Pablisher, 496 s.

14. Gingrich N. 2018. Ponimaya Trampa: pravdivaya istoriya o cheloveke, a ne o prezidente. M.: Ehksmo (Bombora), 475 s.

15. Pil N.V. 2014. Novoe pozitivnoe myshlenie. Minsk: Poppuri, 256 s.

16. Pil N.V. 2018a. Pozitivnoe myshlenie dejstvuet! Minsk: Poppuri, 320 s.

17. Pil N.V. 2018b. Sila pozitivnogo myshleniya. Minsk: Poppuri, 352 s.

18. Selivanovskij V.V. 2010. Pozitivnoe myshlenie: simpaticheskaya magiya i khristianstvo. Sankt-Peterburg: Izd-vo Instituta bogosloviya i filosofii, 292 s.

19. Tramp D. 2017a. Byloe velichie Ameriki. M.: Ehksmo, 256 s.

20. Tramp D. 2019a. Dumaj kak milliarder: Vsyo, chto sleduet znat' ob uspekhe, nedvizhimosti i zhizni voobsche. M.: Al'pina Pablisher, 302 s.

21. Tramp D. 2017b. Dumaj kak chempion. Otkroveniya magnata o zhizni i biznese. M.: Izd-vo «Eh», 253 s.

22. Tramp D. 2019b. Kak stat' bogatym. M.: Al'pina Pablisher, 284 s.

23. Frank Dzh.A. 2019. Tramp na kushetke. Chto na samom dele v golove prezidenta. M.: Ehksmo (Bombora), 320 s.

24. Brody D., Lamb S. 2018. The Faith of Donald J. Trump: A Spiritual Biography. N.Y.: Broadside Books, 377 p.

25. Bowler K. 2013. Blessed: A History of the American Prosperity Gospel. Oxford – N.Y.: Oxford University Press, 352 p.

26. Capps D. 2009. Norman Vincent Peale, Smiley Blanton and the Hidden Energies of the Mind. Journal of Religion and Health, Vol. 48, Is. 4, p. 507-527.

27. Case A., Deaton A. 2020. Deaths of Despair and the Future of Capitalism. Princeton: Princeton University Press, 312 p.

28. Case A., Deaton A. 2017. Mortality and Morbidity in the 21st Century. Brookings Papers on Economic Activity, Spring, p. 397-443.

29. Che Y., Lu Y., Pierce J.R., Schott P.K., Tao Z. 2016. Does Trade Liberalization with China Influence U. S. Elections? NBER Working Paper No. 22178, 40 p.

30. Coleman S. 2000. The Globalization of Charismatic Christianity: Spreading the Gospel of Prosperity. Cambridge, Cambridge University Press, 278 p.

31. Denker A. 2020. Trump’s Catholics: Who Are Catholics Who Voted for Donald Trump? U.S. Catholic, Vol. 85, No. 2, p. 12-19.

32. Eichenwald K. 2016. Trump’s Big Problem with God. Newsweek, vol. 167, No. 8, p.12-17.

33. Elovitz P.H. 2016. A Psychobiographical and Psycho-Political Comparison of Clinton and Trump. The Journal of Psychohistory, 2016, Vol. 44, No. 2, p. 90-113.

34. Fea J. 2018. Believe Me: The Evangelical Road to Donald Trump. Grand Rapids, Eerdmans, 248 p.

35. Fort T.C., Pierce J.R., Schott P.K. 2018. New Perspectives on the Decline of US Manufacturing Employment. Journal of Economic Perspectives, Vol. 32, No.2, p. 47-72.

36. Gorski P. 2017. Why Evangelicals Voted for Trump: A Critical Cultural Sociology. American Journal of Cultural Sociology, Vol. 5, No. 3, p. 338-354.

37. Laderman C., Simms B. 2017. Donald Trump. The Making of a World View. London – N.Y.: I.B. Tauris, 2017, 173 p.

38. Lane C. 2016. Surge of Piety: Norman Vincent Peale and the Remaking of American Religious Life. New Haven – London: Yale University Press, 212 p.

39. Mansfield S. 2017. Choosing Trump: God, Anger, Hope, and Why Christian Conservatives Supported Him. Grand Rapids: Baker Books, 208 p.

40. Margolis M.F. 2020. Who Wants to Make America Great Again? Understanding Evangelical Support for Donald Trump. Politics and Religion, Vol. 13, Is. 1, p. 89-118.

41. Pierce J.R., Schott P.K. 2016. Trade Liberalization and Mortality: Evidence from U.S. Counties. NBER Working Paper No. 22849, 66 p.

42. Strang S. E. 2017. God and Donald Trump. Front Line, Lake Mary, 256 p.

43. Strang S. E. 2020. God, Trump, and the 2020 Election: Why We Must Win and What’s at Stake for Christians if He Loses. Front Line, Lake Mary, 288 p.

44. Trump D. 2016. Great Again: How to Fix Our Crippled America. N.Y. – London: Threshold, 193 p.

45. Whitehead A. L., Perry S. L., Baker J. O. 2018. Make America Christian Again: Christian Nationalism and Voting for Donald Trump in the 2016 Presidential Election. Sociology of Religion: A Quarterly Review, Vol. 79, No. 2, p. 147-171.

46. Whitehead A. L., Perry S. L. 2020. Taking America Back for God: Christian Nationalism in the United States. N. Y. – Oxford: Oxford University Press, 288 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate