Indigenous Treaty Rights and Aboriginal Rights in Canada
Table of contents
Share
QR
Metrics
Indigenous Treaty Rights and Aboriginal Rights in Canada
Annotation
PII
S268667300013558-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elnara Temirbaeva 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
103-119
Abstract

The development of relations between the Canadian government and indigenous people in terms of legal norms is an indicator of the evolution of views on colonial policy. One of the first basic legal documents governing Aboriginal life was The Royal Proclamation of 1763. Even early partnerships between colonial authorities and indigenous groups were formed on the basis of agreements concluded between the parties. The treaties form the backbone of the relationship between the crown and the indigenous population.

The Indian Act of 1876 became an instrument of governance for indigenous peoples; it incorporated federal and provincial statutes. Having undergone a number of amendments, the law is still in effect. Although Indian law is discriminatory, the identity of the indigenous population has been placed on a firm legal basis.

The policy of the Canadian authorities was aimed at assimilation until the 70s; however, after the release of the so-called "White Paper", the struggle of the indigenous population to expand their rights began.

Historical treaties have been replaced by the "era of the modern treaty." Today, Canada's approach to treaty negotiation is changing as a result of changes in indigenous legislation from a policy of suppression and assimilation towards cooperation and respectful dialogue.

Keywords
First Nations, Indigenous peoples, Aboriginal Rights, treaty rights, Indian Act
Received
15.03.2021
Date of publication
13.05.2021
Number of purchasers
20
Views
2746
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Коренные народы со своей уникальной культурой, самобытностью, традициями, языками и институтами населяют территорию современной Канады на протяжении тысячелетий. Со времён образования колониальных поселений те народы, которые уже жили на этих землях до прихода европейцев, стали называться коренными, туземными или аборигенными. В Канаде по отношению к коренному населению применяется термин «первые нации» (First Nation) или «коренные народы» (Indigenous peoples), а также» аборигенные народы» (Aboriginal peoples) – собирательное название коренных народов Северной Америки и их потомков [Гарипов Р.Ш., 2013: 413].
3 Согласно статье 35 Конституционного акта Канады 1982 г. коренное население страны включает индейцев, инуитов и метисов [1]. Метисы рассматриваются в качестве самостоятельной этнической группы, их появление связано с массовым освоением Канады европейцами в XIX веке. Они являются потомками мужчин-европейцев и женщин-аборигенок. Инуиты, расселённые в зоне Арктики, представляют тип арктических морских охотников в прибрежных районах и охотников на дикого оленя карибу – во внутренних районах Севера [Попков Ю.В., 1994: 6].
4

РАННИЕ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ С КОЛОНИАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ

5 Начиная с 1701 г. в британских колониях в Северной Америке между коренными народами и колониальными правительствами формировались партнёрские отношения, метрополия заключала договоры с группами коренных народов для поддержки мирных экономических и военных отношений. Договоры – это соглашения, заключённые между правительством Канады, группами коренных народов и зачастую провинциями и территориями, которые определяют действующие права и обязанности всех сторон.
6 «Королевской прокламацией» 1763 г. коренное население Канады рассматривалось как субъект общественных отношений с правом на обладание территорией, необходимой для существования, на занятие охотой и рыболовством. Указ подтверждал аборигенные права – неотъемлемые права коренного населения. Прокламация определила землю к западу от установленных колоний как «индейские территории», где народы «первых наций» «не должны подвергаться притеснениям» со стороны поселенцев и где Министерство по делам индейцев будет основным связующим звеном между народом метрополии и коренными народами; а также для того, чтобы предотвратить любые злоупотребления в будущем, Прокламация запретила губернаторам колоний пользоваться какими-либо земельными уступками людей «первых наций» и установила ряд протоколов и процедур для покупки земель аборигенов [Кларенс С. Бригам, 1911: 212-218]. Это служило определённой правовой основой для введения договорных отношений между властями и коренными народами. И несмотря на то что зачастую такие договоры были неравноправными, вследствие чего аборигены уступили огромные, наиболее богатые природными ресурсами земли, чтобы занять территорию коренных народов, нужно было подписать с ними договор и выкупить права на эту землю.
7 Правительство Канады признаёт 70 так называемых исторических договоров в стране, подписанных между 1701 и 1923 г. Они включают в себя:
  1. 1701–1760 гг. – Договоры о мире и нейтралитете (Treaties of Peace and Neutrality) [2];
  2. 1725–1779 гг. – Договоры о мире и дружбе (Peace and Friendship Treaties) [3];
  3. 1764–1862/1923 гг. – Договоры о передаче земли в Верхней Канаде и договоры Уильямса (Upper Canada Land Surrenders and the Williams Treaties) [4];
  4. 1850–1854 гг. – Договоры Робинсона и Дугласа (Robinson Treaties and Douglas Treaties) [5];
  5. 1871–1921 – Нумерованные договоры (№ 1–11), оформлявшие уступки огромных территорий аборигенов в пользу государства [6].
8 Эти договоры составляют основу отношений между Короной (государством) и 364 коренными народами, представляющими более 600 тыс. человек в Канаде. Между правительством и объединениями коренных народов зачастую возникают споры относительно интерпретации и реализации этих договоров.
9 Статья 91 закона «О Британской Северной Америке» 1867 г. относила к федеральной юрисдикции вопрос «об индейцах и землях, зарезервированных для индейцев». Впоследствии Верховный суд распространил это положение и на инуитов, а в 2016 г. – на метисов и «нестатусных» индейцев.
10 Теория канадского федерализма рассматривает его на трёх уровнях: федеральном, региональном и местном (территории местного самоуправления). Территории находятся под непосредственной юрисдикцией федерального парламента, который делегирует территориям права, схожие с правами провинций, но конституционного статуса субъекта у них нет. Правительство каждого уровня отвечает и отчитывается только перед собственным законодательным собранием и реализует только те законодательные акты, которые были приняты на соответствующем уровне. Такая модель носит название «разделённого федерализма».
11 Высока степень взаимозависимости между федеральным и региональным уровнями власти, так как проблемы и задачи, как правило, выходят за рамки ведения одного уровня. Например, несмотря на то что согласно Конституционному акту 1867 г. за управлением больницами отвечают субъекты, что даёт им право принимать законы о здравоохранении, федеральное правительство играет большую роль в обеспечении услуг здравоохранения для коренных жителей [Пименова О. И., 2012: 8-9, 154].
12

ИНДЕЙСКИЙ АКТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ НАД КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ

13 Важным инструментом управления коренными народами стал «Индейский акт» 1876 г. — свод законов, регламентирующий отношения федерального правительства и коренных канадцев. «Индейский акт» собрал воедино федеральные и провинциальные законы. В 1880 г. правительство Джона Макдональда создало Министерство по делам индейцев, призванное следить за исполнением государственной политики в отношении коренных народов. Этот орган отвечал за контроль, христианизацию и ассимиляцию канадских «первых наций» [Романов К. С., 2017: 147-148].
14 Несмотря на ряд поправок, принятых в течение XX века, закон действует и поныне, регламентируя все сферы жизни аборигенов. При пересмотре устава, аннулированный материал исключался, вносились поправки, и, при необходимости, нумерация разделов осуществлялась заново, названия министерств обновлялись. Поскольку пересмотренные законодательные акты представляют собой консолидацию предыдущего законодательства и так как было принято указывать, какое предшествующее законодательство включено в пересмотренный закон, можно проследить хронологическое развитие правовых оснований акт за актом.
15 В статье 5 акта были даны определения: «группа» – сообщество этнических индейцев, и «резервации» – предоставленные группе участки земли. Группа признаётся не формой юридического лица, а самоуправленческой единицей на правительственном уровне. Земли резерваций принадлежат Короне и предоставляются группам индейцев не в собственность, а во временное или постоянное пользование [Ларичев А.А., 2017: 31]. Было введено также понятие регистра индейцев, внесение в который налагает на человека определённые права и обязанности, устанавливаемые законодательно [7].
16 Согласно «Индейскому акту» 1951 г., к индейцам относятся потомки лиц, входящих в племена, члены которых во время образования резерваций или подписания договоров были особым образом зарегистрированы. Такие индейцы стали называться «статусными». Потомки племён, не подписавших договоры и не упомянутые в актах о создании резерваций, не относятся к таковым. Потомки же лиц неиндейского происхождения, жившие на тех же правах, что индейцы в племенах, подписавших договоры, являются статусными индейцами. Таким образом, «статусность» по канадскому законодательству не зависит напрямую от этнической принадлежности [Назаров В.Л., 2015: 159].
17 Индейцы, официально подтвердившие своё аборигенное происхождение, или «статусные», освобождены от уплаты федеральных налогов и налогов, утверждёенных на уровне провинций и территорий, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение детей в школах, право на использование ресурсов и угодий на территориях резерваций. Только они имеют право жить в резервациях, отведённых их племенам и самостоятельно выбирать вождя и совет в каждой общине. Индейцы вправе сами определять для себя процедуры формирования общинных органов самоуправления: либо использовать процедуры, закреплённые в канадском федеральном и провинциальном избирательном законодательстве, либо пользоваться традиционными для каждого индейского племени способами организации и проведения выборов. Статусные индейцы составляют около 76% общего индейского населения Канады и проживают в составе более 600 племен более чем в 2300 резервациях. По состоянию на 2016 год 44% населения «первых наций» с зарегистрированным индейским статусом проживали в резервациях [8].
18 Таким образом, «Индейский акт», с одной стороны, ограничил индейцев и подчинил их государственному контролю, а с другой – поставил их самобытность на твёрдую юридическую основу.
19 До 1960 г. индейцы не были наделены избирательными правами на федеральном уровне1, и только отказавшись от статуса индейца и связанных с ним привилегий, могли принимать участие в выборах. Люди коренных народов, служившие во время Второй мировой войны, могли голосовать, не отказываясь от своего статуса индейцев. Они потеряли право, когда закончилась война [9].
1. Право на участие в выборах на уровне провинций и территорий статусные индейцы получили в период с 1949 по 1969 г.
20 До 1970-х годов политика канадских властей была направлена на ассимиляцию коренного населения. В наиболее открытой и радикальной форме эта политика была выражена федеральными властями после прихода к власти правительства П.-Э. Трюдо в 1969 г. в так называемой «Белой книге». В ней предлагалось отказаться от особых прав, в том числе и прав на землю, коренных народов и сделать аборигенов равноправными гражданами Канады. Предлагалось также ликвидировать Министерство по делам индейцев и развития Севера [Попков Ю. В, 1994: 10].
21 Однако провозглашеённые в «Белой книге» положения не только не решили индейскую проблему, но и усугубили ситуацию, вызвав мощную волну движения индейцев за свои права.
22 «Белая книга» способствовала развитию более уверенной и грамотной борьбы коренного населения по расширению своих прав и рождению нового этапа отношений между правительством и коренными жителями Канады [Селезнева С.А., 2007:47].
23

ЭПОХА СОВРЕМЕННОГО ДОГОВОРА И ПРИЗНАНИЯ ПРАВ КОРЕНЫННЫХ НАРОДОВ

24 В 1973 г. началась эра современного договора, после решения Верховного суда Канады по делу Колдера [10]. Впервые были признаны права аборигенов.
25 Вождь племени нишга Колдер, используя правовые и научные сведения, подал иск о нарушении договорных обязательств «первых наций» правительством и об их праве на занимаемые земли в Британской Колумбии, которые никогда формально не уступались колонизаторам. Суд Британской Колумбии отказался признать за народом нишга права на землю, поскольку их предки к моменту контакта с европейцами были слишком примитивным обществом и не имели законов, которые бы могла признать английская метрополия. Однако Верховный суд Канады в 1973 г., пересматривая дело, хотя и отклонил иск по ряду формальных причин, но, по сути, признал существование особых аборигенных прав [Тишков В.А., 1990: 85].
26 Первым современным договором стало Соглашение о Заливе Джеймса и Северном Квебеке, подписанное в 1975 г. [11]. Благодаря соглашению индейцы племени кри и инуиты получили контроль над землями, которые им предоставлялись. Этот договор стал прецедентом в Канаде, в результате которого начали поступать земельные иски от коренных народов и в других областях страны.
27 С 1975 г. Канада подписала 26 дополнительных договоров (называемых современными договорами или всеобъемлющими соглашениями о землепользовании) с группами коренных народов. Современные договоры разнообразны, но их содержание, как правило, касается таких вопросов, как компенсация за изъятые земли, право собственности на земли, рыболовство и права на добычу дичи, участие в управлении землёй и ресурсами, распределение доходов от ресурсов, меры по содействию экономическому развитию и сохранению культуры коренных народов. Некоторые из этих договоров затрагивают тему самоуправления.
28 В целом, договорные права – права, изложенные в историческом или современном соглашении, могут касаться различных вопросов. Например, в исторических договорах (подписанных до 1975 г.) права и выгоды часто включают:
  • землю, предназначенную для пользования коренными жителями (резервации или заповедники);
  • деньги, которые будут выплачиваться общине каждый год (аннуитеты);
  • права на охоту и рыболовство на незанятых землях Короны;
  • содержание школ в резервациях правительством (включая жалованье учителям);
  • единовременные пособия (например, сельскохозяйственное оборудование и животные, боеприпасы и одежда).
29 Современные договоры, заключённые с группами коренных народов (после 1975 г.), могут включать (среди прочего):
  • требования к консультациям и участию представителей коренного населения в принятии законопроектов, касающихся их жизни;
  • вопросы владения землей;
  • права на добычу даров дикой природы;
  • финансовые расчёты;
  • участие в землепользовании и управлении в определённых областях;
  • самоуправление;
  • распределение доходов от ресурсов и меры по участию в канадской экономике;
  • подготовка к моменту вступления соглашения в силу.
30 Эти права признаются и подтверждаются статьей 35 Конституционного акта 1982 года.
31 В Конституционный акт 1982 г. была включена Хартия прав и свобод, а также статьи о договорных и исконных правах коренного населения Канады. Гарантия закреплённых в Хартии прав и свобод не должна толковаться таким образом, чтобы отменять или умалять любые аборигенные, договорные или другие права или свободы, относящиеся к аборигенным народам Канады (статья 25) [12].
32 Предоставлено аборигенам и право на участие в конституционном процессе. На конституционной конференции 1983 г., в работе которой участвовали представители коренного населения, было достигнуто соглашение о введении в Акт о Канаде 1981 г. новой статьи (35.1). Эта статья предполагает обязательное проведение конституционной конференции с участием представителей от коренного населения перед внесением поправок в п. 24 ст. 91 Акта 1867 г., ст. ст. 25, 35 Акта 1981 г., в которых речь идёт о его «аборигенных» и договорных правах. Данную статью нельзя расценивать как обеспечивающую коренные народы Канады особым статусом. Таким статусом, прописанным в праве, они обладали и ранее, но он не был закреплён на конституционном уровне [Белоусова Е.В., 1989: 55].
33 Развивая положение о многокультурности Хартии прав и свобод для укрепления национального единства, власти в 1988 г. одобрили Акт о мультикультурной политике, в которой этническое многообразие определялось в качестве основной характеристики канадского общества [13]. Хотя политика мультикультурализма в качестве официальной была провозглашена ещё пришедшим в 1968 г. к власти П.-Э. Трюдо, именно Акт 1988 года юридически закрепил положения о сохранении культурных традиций различных этнических групп. Закон защищал и культуру коренных народов, доля которых по отношению ко всему населению выглядела мизерной, около 3%, но именно они являлись носителями древнего наследия страны [Аггеева И.А., 2013:207].
34 Канада принимает активное участие в реализации и развитии положений Конвенции о биологическом разнообразии 5 июня 1992 г. [14], способствует привлечению представителей коренных народов к процессу международного обсуждения её положений, оказывает финансовую поддержку проводимых на её основе конференций и совещаний.
35 В 1991 г. группа вождей «первых наций» обратилась к правительству Канады с предложением отказаться от 40 положений Индейского акта, касающихся земли, окружающей среды и ресурсов. В результате 14 общинами «первых наций» и правительством Канады в 1996 г. было подписано и вступило в силу в 1999 г. Рамочное соглашение о землепользовании коренных народов [16].
36 В ходе его реализации были созданы:
  • Консультативный совет по земельным вопросам;
  • Ресурсный центр по управлению земельными ресурсами коренных народов.
37 В соответствии с Рамочным соглашением, управление земельными ресурсами передаётся исконным народам после вступления в силу их земельных кодексов. Коренное население может получать три вида финансирования:
  1. финансирование развития для разработки земельного кодекса, переговоров по индивидуальному соглашению и проведения ратификационного голосования.
  2. финансирование для облегчения перехода от этапа разработки к этапу эксплуатации земли.
  3. текущее оперативное финансирование управления землёй, окружающей средой и природными ресурсами, как это определено в ходе переговоров между Канадой и коренными народами.
38 По состоянию на январь 2019 г. 153 группы коренных народов вошли в систему управления земельными ресурсами «первых наций» и либо разрабатывают, либо действуют в соответствии со своими земельными кодексами.
39 1 апреля 2006 г. вступил в силу закон «Об управлении финансами “первых наций”». Он поддерживает экономическое развитие и благосостояние в общинах путём расширения налогообложения, создания режима финансирования и возможности коренных жителей самим распоряжаться финансами. Эти цели достигаются с помощью национальных институтов коренных народов, созданных в соответствии с законом «Об управлении финансами “первых наций”». К таким учреждениям относятся Финансовое управление коренных народов, Налоговая комиссия “первых наций” и Совет по финансовому управлению “первых наций”. Название закона было изменено 1 апреля 2013 г. на закон «Финансового менеджмента “первых наций”» [17].
40 В 2016 г. в Канаде проживало 1 673 785 аборигенов, то есть 4,9% общей численности населения (для сравнения: в 2006 г. их доля составляла 3,8%, а в 1996 г. – 2,8%). Представители “первых наций”, учитывая и статусных индейцев, и тех, кто не был зарегистрирован в качестве таковых, насчитывали 977 230 человек, метисов – 587 545, инуитов – 65 025. В переписи 2016 г. было зарегистрировано также более 70 различных языков аборигенов, половина из которых имели не менее 500 говорящих на них представителей сообществ. Число аборигенов, которые могли говорить на родных языках, составило 260 550 человек, что на 3,1% больше, чем в 2006 году [18].
41 В 2016 г. 731 480 представителей коренных народов жили в городских районах, что составляло 44% общего числа коренного населения. Из них 51% – индейцы, 45% – метисы и 1% – инуиты.
42 Существует множество теорий относительно того, что же представляет собой понятие «местное самоуправление», а также чем отличается этот термин от близких по значению, но различных по природе осуществления понятий [подробнее см. Ларичев А.А., 2017].
43 Коренные народы имеют неотъемлемое право на самоуправление. Межуровневые отношения между правительствами коренных народов, федеральным правительством и правительствами провинций и территорий, как правило, регламентируются посредством современных договоров или соглашений о самоуправлении. С помощью этих контрактов назначаются органы управления коренных народов, которые берут на себя всю ответственность за своих граждан и создают основу для межправительственных отношений. Правительства на местах осуществляют контроль и правотворческую деятельность в различных сферах, включая управление, социальное и экономическое развитие, образование, здравоохранение и землепользование. Федеральное правительство совместно с руководством провинций или территорий продолжает обсуждать заключение соглашений о самоуправлении с заинтересованными группами коренного населения.
44 По информации Министерства по делам коренных народов Севера на 2016 г. правительством было заключено 22 соглашения о самоуправлении, признающих широкий спектр прав этнических групп и распространяющихся на 36 общин коренных народов по всей Канаде. 18 из 22 соглашений являются частями так называемых «всеобъемлющих соглашений о разделе собственности на земли».
45 Органы власти всех уровней – федеральные, провинциальные, территориальные, муниципальные, как и руководители групп коренного населения, обязаны уважать аборигенные и договорные права, и будут привлекаться к ответственности за нарушение этих прав. Аборигенные и договорные права являются групповыми и специфическими для определенной территории, таким образом, различные группы коренных народов могут иметь разные права. Лишь в редких случаях, когда что-то угрожает чести Короны, могут нарушаться права аборигенов. В соответствии с конституционным принципом Короне подобает следовать высоким стандартам в отношениях с коренными народами.
46 Этот принцип порождает различные обязанности в разных обстоятельствах, к которым относится и обязанность консультаций в рамках обычного права. Обязанность консультироваться с представителями коренных народов Канады возникает в том случае, если Корона планирует действия, которые могут отрицательно сказаться на признанных и подтверждённых в статье 35 Конституционного закона 1982 г. правах аборигенов или договорных правах.
47 В 2016 г. Верховный суд Канады постановил, что термин «индейцы» для целей осуществления законодательных полномочий Канады согласно статье 91 (24) включает все аборигенные народы Канады, включая метисов и не имеющих статуса индейцев.
48 Статья 91 (24) является конституционной основой для Индейского акта, который остаётся основным законом, на основании которого производится федеральная юрисдикция в отношении земельного фонда и статуса индейцев, проживающих на землях резерваций. Статус индейцев представляет собой правовой статус лица из числа коренных народов, зарегистрированного в качестве индейцев согласно Индейскому акту. В соответствии с актом такой статус может обеспечивать ряд льгот, прав и услуг, предоставляемых федеральными и провинциальными или территориальными органами власти, а также участие в специальных программах.
49 В последнее время правительство Канады, осознавая дискриминационную историю закона «Об индейцах» и необходимость проводить реформы в этой области, в сотрудничестве с правительствами «первых наций» и организациями коренных народов добивалось необходимых изменений.
50 В августе 2017 г. правительство Канады объявило о планируемом роспуске федерального Министерства по делам коренных народов и развитию Севера и о намерении учредить два новых ведомства. Создание Министерства по вопросам отношений между федеральным правительством и аборигенным населением призвано направлять работу правительства по установлению новых отношений с коренными народами. Работа основывается на Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, которая была безоговорочно поддержана Канадой в 2016 г. [19]. Создание этих министерств проводится в соответствии с рекомендациями Королевской комиссии по делам коренных народов [20].
51 Первым шагом в такой трансформации было создание в августе 2017 г. должности министра по делам коренных народов, которому поручено продолжать важную работу по улучшению качества услуг для «первых наций», инуитов и метисов. Бывший министр по делам коренных народов и развитию Севера был назначен министром по вопросам отношений между федеральным правительством и аборигенным населением и теперь руководит работой правительства, ориентированной на формирование новых отношений с коренными народами.
52 Роль Министерства по делам коренных народов и развитию Севера состоит в том, чтобы построить отношения федерального центра с правительствами «первых наций», инуитов и метисов для того, чтобы предоставлять коренным народам возможность выражать свое самоопределение, усиливая их потенциал; а также руководить государственной работой в северных районах страны.
53 В декабре 2017 г. начал действовать законопроект S-3, целью которого стало устранение гендерного неравенства в законе «Об индейцах» после решения Высшего суда Квебека по делу Дешено против Канады. Эти законодательные поправки исправляют историческую несправедливость, связанную с половой принадлежностью, в положениях закона «Об индейцах», касающихся регистрации [21].
54 В апреле 2018 г. Специальный докладчик ООН по вопросам насилия в отношении женщин, его причинах и следствиях, Дубравка Симонович привлекла внимание общественности к вопросу о национальном законодательстве Канады в области прав девочек и женщин из числа коренного населения, которые часто нарушались. В частности, пункты «Индейского акта» предполагали потерю особого статуса женщиной при вступлении в брак с мужчиной не из числа коренных народов. Что же касается мужчин аборигенов, то по тому же закону, они оставались статусными, даже если брали в жены девушек, не являющихся представительницами коренного населения [22].
55 Отвечая на рекомендацию, правительство Канады приняло поправки в законопроект S-3, упраздняющие положения, предполагающие дискриминацию по признаку пола, в законе «Об индейцах». Изменения вступили в силу 15 августа 2019 года.
56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57 Правительство Канады недавно приняло общегосударственный подход, учитывающий все коренные народы, создан Правительственный комитет по примирению, который должен исследовать инициативы, ориентированные на укрепление отношений с коренными канадцами. Его деятельность основывается на итогах анализа Рабочей группой министров законов и стратегий, касающихся коренного населения. Рабочая группа была учреждена для изучения соответствующих федеральных законов, политики и оперативной практики. Такая работа основывается на принципах, регулирующих взаимоотношения государства и коренных народов.
58 Нынешнее либеральное правительство Канады ратует за полное примирение потомков европейцев с коренными жителями страны. В ноябре 2017 г. Дж. Трюдо официально извинился перед представителями коренных народов, которым пришлось испытать все тяготы жизни во время обучения в школах-резиденциях, последняя из которых была закрыта лишь в 1996 г. Власти объявили также о выплате этим людям 800 млн кан. долл. ($638 млн) в качестве компенсации.
59 В марте 2018 г. канадский премьер-министр принёс в парламенте официальные извинения индейскому племени из провинции Британская Колумбия, чьи вожди были повешены более 150 лет назад по решению колониального правительства Канады. Погибшие были полностью оправданы [23].
60 За последние четыре десятилетия подход Канады к переговорам по договорам поменялся в результате изменений в законодательстве по коренным народам, совместных нововведений за столами переговоров и вследствие прошлого взаимодействия с группами коренных народов и ключевыми заинтересованными сторонами. Процесс заключения договоров в Канаде продолжает развиваться благодаря постоянной совместной работе и диалогу с группами коренных народов. Правительство Канады считает, что переговоры о сотрудничестве и уважительный диалог являются лучшим средством решения открытых вопросов. Инновационные решения разрабатываются с партнерами посредством переговоров по договорам и дискуссионных столов «Признание прав коренных народов и самоопределение» по всей стране.

References

1. Aboriginal peoples in Canada: Key results from the 2016 Census. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/171025/dq171025a-eng.htm (data obrascheniya: 15.09.2020).

2. Aggeeva I. A. Politicheskaya istoriya Kanady. Uchebnoe posobie. M.: IVI RAN, 2013. – s. 207.

3. Belousova, E. V. Pravovoe polozhenie korennogo naseleniya Kanady / E. V. Belousova. // Pravovedenie. -1989. - № 3. - S. 55.

4. Garipov R.Sh. Ponyatie «korennoj narod» i ikh status v mezhdunarodnom i vnutrigosudarstvennom prave. // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. - 2013. - № 3. - C. 408-420.

5. Doklad Spetsial'nogo dokladchika po voprosu o nasilii v otnoshenii zhenschin, ego prichinakh i posledstviyakh. Available at: https://undocs.org/ru/A/HRC/41/42/Add.1 (data obrascheniya: 23.09.2020).

6. Klarens S. Brigam, izd. « Britanskie korolevskie proklamatsii, kasayuschiesya Ameriki», tom 12, «Sdelki i kollektsii Amerikanskogo antikvarnogo obschestva». Worcester, Massachusetts: American Antiquarian Society, 1911, str. 212-18 // Available at: https://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1370355181092/1370355203645#a1 (data obrascheniya: 20.02.2020).

7. Konventsiya o biologicheskom raznoobrazii 5 iyunya 1992 goda. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1900738 (data obrascheniya: 16.09.2020).

8. Larichev A. A. Pravovoe regulirovanie i organizatsiya mestnogo samoupravleniya. Opyt Kanady i ego primenimost' v rossijskikh usloviyakh, Izdatel'stvo "Prospekt", 2017.

9. Nazarov V. L. Teoriya i praktika mul'tikul'turalizma v stranakh Zapada: [ucheb. posobie] / V. L. Nazarov. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Un-ta, 2015. – s. 159.

10. Pimenova O. I. Razgranichenie polnomochij po predmetam sovmestnogo vedeniya: problemy pravovogo regulirovaniya i praktiki realizatsii na sovremennom ehtape v Rossii i v Kanade: monografiya/ O. I. Pimenova.- M.: FLINTA: Nauka, 2012.

11. Popkov Yu. V. Aborigeny Kanady: sovremennoe polozhenie v osnovnykh sferakh zhizni. – Novosibirsk, izd-e IfiPr SO RAN, 1994, s. 6.

12. Prem'er Kanady opravdal vozhdya plemeni indejtsev, osuzhdennogo 134 goda nazad. TASS, 24 maya 2019. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6469247 (data obrascheniya: 04.03.2020).

13. Romanov K. S. «Indejskij akt» 1876 goda v svete otnoshenij federal'nogo pravitel'stva Kanady i «Pervykh natsij» (aspekty kul'tury) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2017. №2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/indeyskiy-akt-1876-goda-v-svete-otnosheniy-federalnogo-pravitelstva-kanady-i-pervyh-natsiy-aspekty-kultury (data obrascheniya: 11.03.2020).

14. Selezneva S. A. Popytki resheniya indejskogo voprosa liberal'nymi pravitel'stvami L. Pirsona i P. Tryudo./ Problemy kanadovedeniya. Vypusk 1. – M., Institut SShA i Kanady RAN, 2007, s. 47.

15. Tishkov V.A. Indejskie prava i kanadskaya konstitutsiya // Stel'makh V.G., Tishkov V.A., Cheshko S.V. Tropoyu slez i nadezhd: kniga o sovremennykh indejtsakh SShA i Kanady. - M.: Mysl', 1990. – s. 85.

16. Bill S-3 Royal Assent December 12, 2017. Available at: https://www.parl.ca/DocumentViewer/en/42-1/bill/S-3/royal-assent (data obrascheniya: 23.09.2020).

17. Calder et al. v. Attorney-General of British Columbia. Available at: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/5113/index.do (data obrascheniya: 12.09.2020).

18. Canadian Multiculturalism Act. Available at: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/C-18.7/page-1.html#docCont (data obrascheniya: 16.09.2020).

19. Changing Rights, Changing Voters. Available at: https://www.elections.ca/content.aspx?section=abo&dir=100%2Fchan&document=index&lang=e (data obrascheniya: 11.09.2020).

20. Constitution Act 1982. Available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/canada/canada-r.htm (data obrascheniya: 24.09.2020).

21. Constitution Act 1982. Consolidation of Constitution Acts, 1867 to 1982 // Department of Justice of Canada. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/page-16.html (data obrascheniya: 23.01.2020).

22. First Nations Land Management Act (S.C. 1999, c. 24). Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-11.8/ (data obrascheniya: 18.08.2020).

23. Indian Act. R.S.C. 1985. R. 1–5. Available at: www.laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/i-5/FullText.html (data obrascheniya: 18.03.2020).

24. Order Amending the Schedule to the First Nations Fiscal Management Act: SOR/2020-13. Available at: http://gazette.gc.ca/rp-pr/p2/2020/2020-02-05/html/sor-dors13-eng.html (data obrascheniya: 03.08.2020).

25. Peace and Friendship Treaties. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1360937048903/1544619681681 (data obrascheniya: 12.09.2020).

26. Robinson Treaties and Douglas Treaties. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1360945974712/1544619909155#rt (data obrascheniya: 12.09.2020).

27. Report of the Royal Commission on Aboriginal Peoples. Available at: https://www.bac-lac.gc.ca/eng/discover/aboriginal-heritage/royal-commission-aboriginal-peoples/Pages/final-report.aspx (data obrascheniya: 17.11.2020).

28. Text of the Framework Agreement on First Nation Land Management. Available at: https://landsadvisoryboard.ca/wp-content/uploads/2018/11/Framework-Agreement-on-First-Nation-Land-Management-Dec-2018.pdf (data obrascheniya: 15.08.2020).

29. The Aboriginal population in Canada, 2016 Census of Population. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-627-m/11-627-m2017027-eng.htm?lnk=mystatcan (data obrascheniya: 18.03.2020).

30. The James Bay and Northern Quebec Agreement. Available at: http://webarchive.baclac.gc.ca:8080/wayback/20071115160724/http:/www.ainc-inac.gc.ca/pr/agr/que/jbnq_e.html (data obrascheniya: 20.03.2020).

31. The Numbered Treaties. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1360948213124/1544620003549 (data obrascheniya: 12.09.2020).

32. The United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. Available at: https://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_en.pdf (data obrascheniya: 17.11.2020).

33. Treaties of Peace and Neutrality. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1360866174787/1544619566736 (data obrascheniya: 12.09.2020).

34. Upper Canada Land Surrenders and the Williams Treaties. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1360941656761/1544619778887#uc (data obrascheniya: 12.09.2020).

Comments

No posts found

Write a review
Translate