J. Biden – K. Harris Administration: Former Team, New Positions (not counting the provincials)
Table of contents
Share
QR
Metrics
J. Biden – K. Harris Administration: Former Team, New Positions (not counting the provincials)
Annotation
PII
S268667300014780-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalya Travkina 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
5-24
Abstract

Key appointments in the White House apparatus and in the Cabinet of the J. Biden – K. Harris Administration are analyzed. It is emphasized that the leading role in the development and implementation of the priorities of the administration's domestic policies has become appointees whose political and professional careers began during the years of the W. Clinton and B. Obama Administrations. From this point of view, the factor of political and ideological loyalty to the basic values of the Democratic Party apparently played a major role in the selection of key figures in the new democratic administration. At the same time, it is legitimate to pose the question of the extent to which the key appointments in the J. Biden – K. Harris Administration were accepted by the 46th President of the United States and his inner circle, and to what extent they were "imposed" by the entourage of previous American Democratic presidents – W. Clinton and B. Obama. An analysis of the appointments of the new administration gives grounds to say that the key role in the development of the administration's internal policy and decision-making is played by the "triangle" of politicians and professionals loyal to the three presidents, of which B. Obama plays the leading role. The economic bloc of the J. Biden Administration is represented by professionals who firmly adhere to Keynesian еconomics and stand for the leading role of the public sector, especially the federal government, in solving the socio-economic problems facing the contemporary United States. In general, the Biden administration in its economic philosophy will follow the principles of classical "tax and spend democrats", which was adhered to by most of the U.S. Democratic administrations in years after the World War II. The social block of the new administration is represented by regional level politicians, who have extremely limited experience in solving socio-economic problems on a national scale. In addition, the problem of their professional and qualification level is also quite acute in terms of their ability to solve acute socio-economic problems on a pragmatic basis, rather than being guided by ideological stereotypes. J. Biden's desire to make his Administration representative of all social strata and social groups of the American society clearly prevailed over the need to mobilize highly qualified personnel, and therefore the main problem of the new democratic administration comes down to establishing its functioning as a unified and effective team.

Keywords
J. Biden – K. Harris Administration, domestic political priorities of the administration, socio-economic crisis, anti-crisis managers, regional politicians, economic bloc, social bloc, administration as an effective team
Received
04.04.2021
Date of publication
13.05.2021
Number of purchasers
20
Views
1588
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Демократическая администрация Дж. Байдена К. Харрис приступила к исполнению своих обязанностей 20 января 2021 г. в условиях жесточайшего политического и социально-экономического кризиса американского общества, с которым оно не сталкивалось со времён окончания Второй мировой войны, с середины 1940-х годов, а возможно даже и периода Гражданской войны 18611865 гг. На объективный кризис, переживаемый страной, наложился и субъективный кризис политического руководства демократической администрации, вызванный преклонным возрастом 46-го президента США, занявшего этот пост в 78 лет, ставшим самым пожилым президентом за всю американскую историю, а также и его сравнительно неопытным вице-президентом К. Харрис, получившей вторую по значимости выборную должность общенационального масштаба, пробыв на посту младшего сенатора от штата Калифорния всего четыре года после избрания в Сенат США в 2016 году.
3 За это время Камала Харрис была основным разработчиком и соавтором всего четырёх законопроектов, которые обрели силу законов: 1) закона 2017 г. об увеличении примерно на 18 га площади Национального исторического музея Дж. Мьюра в районе залива Сан-Франциско (штат Калифорния); 2) закона 2018 г. о точном учёте жертв стихийных бедствий с целью последующего определения размеров материальной помощи и компенсаций членам их семей; 3) закона 2018 г. об отмене платы за замену важнейших документов (паспортов) для жертв стихийных бедствий и о назначении ухода за детьми в качестве критически важной услуги; 4) закона 2019 г. о сооружении памятника жертвам техногенной катастрофы в марте 1928 г., когда погиб 431 человек в результате прорыва в пригороде Лос-Анджелеса плотины Св. Франциска, разрушение которой явилось одной из самых серьёзных техногенных катастроф за всю историю США в ХХ веке.
4 За время пребывания в Сенате К. Харрис зарекомендовала себя одним из самых либеральных сенаторов-демократов, концентрирующей основное внимание на проблемах сохранения качества окружающей среды и борьбы с изменениями климата, охраны семьи и материнства, защиты прав человека, в том числе всех видов меньшинств, особенно гендерных [1].
5

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ АДМИНИСТРАЦИИ И ЕЁ КЛЮЧЕВЫЕ КАДРОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

6 Не будет преувеличением сказать, что могут быть проведены определённые исторические параллели между приходом к власти администрации Дж. Байдена – К. Харрис в 2021 г. и администрации Б. Обамы – Дж. Байдена в начале 2009 г. Сходство политической и социально-экономической ситуации в американском обществе налицо, и поэтому, как и 12 лет назад, «первый набор» министров, помощников президента и других высокопоставленных сотрудников администрации можно рассматривать в качестве её «антикризисной команды» с достаточно широкими полномочиями.
7 С самого начала своей деятельности администрация Дж. Байдена – К. Харрис определила пять «неотложных» приоритетов своей внутриполитической деятельности: 1) принятие пакета стимулирующих мер в размере 1,9 трлн долл., выделяемых в том числе и для борьбы с коронавирусной пандемией; 2) противодействие изменениям климата и сохранение качества окружающей среды; 3) обеспечение расово-этнического равенства; 4) расширение системы доступного медицинского страхования и 5) проведение иммиграционной реформы [2].
8 Вместе с тем первые указы, распоряжения и назначения Белого дома показали, что наивысший приоритет для администрации имеют проблемы обеспечения расового равенства и проведения иммиграционной реформы. Борьба с системным расизмом объявлена стержнем «его внутренней политики, основанным на общегосударственном подходе к внедрению принципа расовой справедливости в федеральные агентства, политику и программы» [2]. Как указывается в документах Белого дома, президент Байден предпримет решительные действия по реализации всеобъемлющей программы обеспечения расового равенства, включая, среди прочего, проведение реформы уголовного правосудия, устранение дискриминации в доступе к здравоохранению, образованию, рынку жилья и восстановление уважения федеральных властей к суверенитету племён коренных народов Америки, с тем чтобы каждый американец имел возможность реализовать свой личностный потенциал.
9 Фактически вся деятельность федеральных министерств и ведомств, включая ведомства, имеющие отношение к обеспечению национальной безопасности США, целенаправленно ориентируется на установление расово-этнического равенства. Главным координирующим центром реализации этой общефедеральной политики стал Совет по внутренней политике, созданный в 1993 г. по решению президента У. Клинтона, директором которого назначена афроамериканка Сюзан Райс (1964 г.р.), которая одновременно получила статус помощника президента США по вопросам внутренней политики. Её назначение вызвало некоторую озадаченность среди американских политологов, поскольку в администрации Б. Обамы С. Райс занималась проблемами внешней политики и национальной безопасности.
10 Свою политическую карьеру С. Райс начала ещё в администрации У. Клинтона, работая в аппарате Совета национальной безопасности (СНБ) с 1993 по 1997 г., а в 19972001 гг. занимала должность помощника государственного секретаря США по делам Африки. С приходом к власти демократической администрации Б. Обамы в 20092013 гг. она была представителем США в ООН (вторая по значимости должность в дипломатической иерархии США после государственного секретаря), а в 20132017 гг. - советником президента по вопросам национальной безопасности. За годы работы секретарем СНБ С. Райс зарекомендовала себя в качестве одного из самых близких и надёжных помощников Б. Обамы, входила в узкий круг его наиболее доверенных лиц, по существу осуществляла руководство всей американской внешней политикой по линии Белого дома. Двумя её заместителями во время работы секретарем СНБ были Э. Блинкен, нынешний государственный секретарь, и Э. Хейнс, ставшая директором Национальной разведки США в администрации Дж. Байдена. По мнению американского журналиста Т. Пейджера, входящего в пул журналистов, освещающих работу Белого дома, решение назначить С. Райс директором Совета по внутренней политике «было принято на основе её опыта действий в кризисных ситуациях и глубокого знания межведомственного взаимодействия в исполнительной власти федерального правительства» [3].
11 Вторым по значимости в выработке и реализации внутренней политики в администрации Дж. Байдена следует считать директора Национального экономического совета Б. Диза (1978 г.р.), отвечающего за собственно экономическую политику администрации, в том числе и внешнеэкономическую. Национальный экономический совет был создан в 1993 г. и функционирует в тесном взаимодействии с Советом по внутренней политике. Свою политическую карьеру Б. Диз начал в 2009 г. в качестве специального помощника президента по «спасению» обанкротившихся в ходе финансово-экономического кризиса 2007–2009 гг. автогигантов «Дженерал моторс» и «Крайслер». Одновременно он был приписан к аппарату Национального экономического совета. С поставленной перед ним задачей Б. Диз, не будучи специалистом в области автомобилестроения (имеет юридическое образование), к удивлению большинства американских аналитиков, справился достаточно успешно, и с этого времени за ним прочно закрепилась репутация эффективного «антикризисного менеджера». В 2011 г. его назначают заместителем председателя Национального экономического совета. С июня 2013 г. по февраль 2015 г. Б. Диз занимал пост заместителя директора Административно-бюджетного управления, а в феврале 2015 г. был назначен на должность старшего советника президента Б. Обамы, в которой пробыл до конца его второго президентского срока. Уже в 2011 г. Б. Диз имел репутацию одного из самых влиятельных сотрудников Белого дома, хотя и не пользовавшегося широкой известностью [4]. Пребывание в должности старшего советника 44-го президента США в течение почти двух лет, безусловно, заставляет относить Б. Диза к числу лиц, причастных к механизму и «секретам» принятия решений по вопросам внутренней политики на самом высоком уровне в администрации Б. Обамы – Дж. Байдена. Б. Диз считается главным разработчиком и «лоббистом» Американского плана спасения экономики 2021 г., согласно которому в течение 20212031 фин. гг. для выведения американской экономики из кризисного состояния будет выделено 1,9 трлн долл. [1]. План обрёл силу закона 11 марта 2021 г. [5]. В этой связи нельзя не провести определённые семантические параллели с Американским планом возрождения и реинвестиций 2009 г., принятого в самом начале пребывания у власти администрации Б. Обамы, хотя в тот период для стимулирования поступательного развития американской экономики на 10-летний период была выделена гораздо более скромная сумма в 831 млрд долларов [6].
12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК АДМИНИСТРАЦИИ: ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

13 Ключевой фигурой экономического блока администрации Дж. Байдена К. Харрис, пожалуй, следует считать многоопытную и искушённую в хитросплетениях монетарной политики Джанет Йеллен (1946 г.р.), назначенную министром финансов и приступившую к исполнению своих обязанностей 26 января 2021 г. Свою карьеру она начинала ещё в годы администрации У. Клинтона, выдвинувшего её в 1994 г. в члены Совета директоров Федеральной резервной системы (ФРС), которым она оставалась до 1997 г. В начале второго срока администрации У. Клинтона в 1997 г. она была назначена председателем Совета экономических консультантов президента. Своё пребывание на этом ответственном посту Дж. Йеллен отметила публикацией вызвавшего большой резонанс в США в конце 1990-х годов доклада «Аналитическое рассмотрение тенденций гендерного разрыва в заработной плате», в котором констатировалось, что с течением времени в США происходит уменьшение разрыва в среднем размере оплаты труда мужчин и женщин: если в 1960 г. он составлял 60%, то к концу ХХ века сократился до 75%. Общая идея доклада сводилась к тому, что уменьшение разрыва в среднем размере оплаты труда мужчин и женщин в американской экономике объясняется ростом квалификационного и образовательного уровня женской рабочей силы, который позволяет женщинам «на равных» конкурировать с мужчинами [7].
14 В 2004 г. Дж. Йеллен становится председателем Федерального резервного банка Сан-Франциско, а в 2010 г. президент Б. Обама назначает её вице-президентом ФРС. На этой должности она пробыла четыре года и в 2014 г. по инициативе Б. Обама сменила Б. Бернанке на посту председателя ФРС. Её назначение было продиктовано стремлением администрации обеспечить победу на президентских выборах 2016 г. кандидату от Демократической партии Хиллари Клинтон путём мобилизации всех рычагов и инструментария монетарной политики. В целом с поставленной задачей Дж. Йеллен справилась, не допустив резкого скачка в уровнях базовой процентной ставки, которая так и осталась 0,25% на момент президентских выборов в ноябре 2016 г., хотя в конце 2015 г. началось ужесточение монетарной политики США и отход от политики нулевых процентных ставок с целью избежать «инфляционного перегрева» американской экономики, который в перспективе создавал опасность возникновения очередного, после потрясений 20072009 г., финансового кризиса [8]. Дж. Йеллен удалось пробыть в должности председателя ФРС до начала 2018 г. и стать, таким образом, первой в истории США женщиной, занимавшей последовательно посты председателя Совета экономических консультантов, председателя ФРС, а с января 2021 г. - и министром финансов США.
15 За весь период пребывания на ключевых должностях формирования экономической политики США Дж. Йеллен зарекомендовала себя как «убеждённый кейнсианец». В области монетарной политики она неизменно выступала за монетарную политику дешёвых денег, то есть за максимально возможное «накачивание» американской экономики денежными вливаниями. В администрации Дж. Байдена, по мнению экономических обозревателей газеты «Нью-Йорк таймс», Дж. Йеллен, «по всей видимости, будет играть роль главного экономического дипломата и заниматься проблемой налаживания с союзниками США экономических связей, ослабленных экономической политикой президента Д. Трампа “Америка прежде всего“, основанной на ведении тарифных войн». В сфере внутренней экономической политики, считают в газете, Дж. Йеллен будет движущей силой налоговой политики администрации Дж. Байдена, учитывая тот приоритет, который она придаёт повышению налогов на богатых американцев и прибыли корпораций [9].
16 Авторитет Дж. Йеллен в администрации Дж Байдена повышает тот факт, что её мужем является известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 2001 г. Дж. Акерлоф, с которым она написала ряд совместных научных работ [Akerlof G., Yellen J., January 1985]; [Akerlof G., Yellen J., May 1990].
17 При обсуждении кандидатуры Дж.Йеллен на пост министра финансов в Сенате США она достаточно определённо высказалась в пользу повышения налогов на наиболее состоятельные слои американского общества и прибыли американских корпораций для последующего использования полученных средств для инвестиций в проекты развития инфраструктуры американской экономики; назвала КНР главным и наиболее серьёзным конкурентом США в системе мировых экономических связей; заявила о том, что американская санкционная политика, которая находится в ведении Министерства финансов, по отношению к России, Ирану, КНР и КНДР будет резко усилена, при этом усиление санкций в отношении России мотивировалось «необходимостью наказать её за территориальную агрессию на юго-востоке Украины и в Крыму, а также за другие угрозы национальной безопасности США» [10]. 25 января Дж. Йеллен была утверждена министром финансов США практически на двухпартийной основе: 84 голоса «за», 15 «против»; причём против голосовали исключительно сенаторы-республиканцы, главным образом наиболее консервативные в сфере экономической политики, Т. Круз, Р. Пол, М. Ли и ряд других [11].
18 Министерство финансов под руководством Дж. Йеллен стало главным федеральным ведомством по распределению средств в рамках Американского плана спасения экономики [12]. Одновременно в качестве важнейшей вехи деятельности Дж.Йеллен на посту министра финансов была выделена видеоконференция между ней и директором-распорядителем МВФ К. Георгиевой, посвящённая наступившему «Веку женщин в экономической науке» [13]. Эту дискуссию можно интерпретировать таким образом, что после марксистской, маржиналистской, кейнсианской, математической, монетарной и ряда других революций в развитии экономической мысли в XXI веке наступила очередная смена экономических парадигм, которую можно определить как «гендерная революция».
19 Возможно, отражением этой революции явилось назначение на пост председателя Совета экономических консультантов афроамериканки Сесилии Роуз (1963 г.р.) в статусе члена кабинета министров, как и при президентах У. Клинтоне в 1993-2001 г. и Б. Обамы в 2009-2017 гг. Свою политическую карьеру, как и большинство других ключевых фигур администрации Дж. Байдена, С. Роуз начала при администрации У. Клинтона, будучи членом Национального экономического совета в 19981999 гг. С приходом к власти администрации Б. Обамы она была назначена членом Совета экономических консультантов - должность, которую занимала с 11 марта 2009 г. по 28 февраля 2011 г. [14]. Её кандидатура на пост председателя Совета экономических консультантов не вызвала практически никакой оппозиции в Сенате и 2 марта 2021 г. была утверждена в этой должности в соотношении голосов 95 «за» и 4 «против» [13]. К исполнению своих обязанностей С. Роуз приступила 12 марта, став первой афроамериканкой на посту председателя Совета экономических консультантов.
20 Практически вся академическая карьера С. Роуз связана с Принстонским университетом, научную и преподавательскую карьеру в котором она начала в 1992 г. на экономическом факультете после успешной защиты докторской диссертации по экономике в Гарвардском университете. Область её специализации с самого начала была ориентирована на экономику трудовых отношений с упором на ту роль, которую играет женская рабочая сила. После ухода из администрации С. Роуз была в течение восьми лет (с 1 сентября 2012 г. по 4 января 2021 г.) деканом факультета общественных и международных отношений Принстонского университета. В то же время С. Роуз активно сотрудничала с авторитетным Национальным бюро экономических исследований и с 2014 по 2021 г. была членом его Совета директоров [15].
21 В администрации Дж.Байдена С. Роуз отвечает за экономическую политику администрации в отношении женщин и национальных меньшинств, имея в виду реализацию для них большей части составляющих «американской мечты». Одновременно в качестве председателя Совета экономических консультантов одним из основных приоритетов деятельности С. Роуз является выработка политики администрации в отношении занятости, включая борьбу с безработицей. Наиболее известные научные исследования С.Роуз связаны с изучением различных аспектов экономики образования, включая оценку эффективности вложений в эту сферу [Barrow L., Rouse C. August 2013], влияние размера студенческих долгов на профессиональный выбор выпускников американских вузов [Rothstein R., Rouse C., 2007], а также меняющееся значение сети социальной безопасности в условиях ускорения научно-технического прогресса в экономике [NBER. Berlin G., Burtless G., Hoynes H., Rose C., 2013]. По всей видимости, именно по линии Совета экономических консультантов в конце марта с.г. была подготовлена обширная программа администрации по созданию большого числа хорошо оплачиваемых рабочих мест, преимущественно в инфраструктурных отраслях экономики США [16].
22

СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР

23 Выдвижение на одно из первых мест в приоритетах администрации Дж. Байдена борьбы с короновирусной пандемией и преодоления её последствий, включая кардинальное изменение механизма функционирования американской системы здравоохранения, в особенности государственных программ медицинского обслуживания, придало особое значение роли Министерства здравоохранения и социальных услуг как главного федерального координирующего органа для решения этих неотложных проблем. От успеха деятельности администрации на этих направлениях в значительной мере зависит её политическая судьба на промежуточных выборах 2022 г. и, возможно, на президентских выборах 2024 г. А также результаты выборов в Конгресс для демократов.
24 Повышенное значение политических последствий борьбы с короновирусной пандемией нашло непосредственное отражение в выборе кандидатуры на пост министра здравоохранения и социальных услуг, которым стал профессиональный политик из штата Калифорния Хавьер Бессера (1958 г.р.), не имеющий специального медицинского образования. Юрист по базовому образованию (окончил юридический факультет Стэнфордского университета) свою политическую карьеру латиноамериканец Х. Бессера начал в 1990 г., избравшись членом Законодательного собрания штата Калифорния. В 1992 г. он побеждает на выборах в Палату представителей Конгресса США и вплоть до 2017 г., на протяжении 25 лет, он представлял различные избирательные округа Лос-Анжелеса. С конца XX века Х. Бессера становится практически «непотопляемым» политическим тяжеловесом Демократической партии в Калифорнии, регулярно получая от 70–80% голосов избирателей на выборах в Палату представителей. В результате Х. Бессера начинает уверенно расти в иерархии руководства демократической фракции в Палате представителей, занимая должности председателя собрания латиноамериканских депутатов Палаты в 1997–1999 гг., помощника спикера Палаты представителей Н. Пелоси в 2007–2009 гг., вице-президента фракции Демократической партии в Палате в 2009–2013 гг. и председателя фракции Демократической партии там же в 2013–2017 годы.
25 Дальнейшая политическая карьера Х. Бессеры претерпела замысловатую эволюцию. В 2016 г. К. Харрис, бывшую в то время генеральным прокурором Калифорнии избирают в Сенат США, а на освободившееся место губернатор штата Дж. Браун назначает Х. Бессеру, Он уверенно побеждает в 2018 г. своего соперника от Республиканской партии и становится таким образом «законно избранным» генеральным прокурором Калифорнии. В феврале 2019 г. Х. Бессера от имени Демократической партии выступает на испанском языке с «обвинительным обращением» в ответ на выступление президента Д. Трампа в Конгрессе США «О положении страны» [17].
26 В начале декабря 2020 г. Дж. Байден выдвинул кандидатуру Х.Бессеры на пост министра здравоохранения и социальных услуг, однако правильнее будет сказать, что за выдвижением Х.Бессеры на ответственную должность в кабинете Дж. Байдена стояла К. Харрис. Республиканцы с самого начала выдвижения Х. Бессеры выступили категорически против его кандидатуры. На слушаниях в Сенате, посвящённых его назначению, республиканец У. Кэссиди (от Луизианы) дословно заявил следующее: «Вы высококвалифицированный прокурор - у вас отличный послужной список. Сам я по профессии врач. Что бы вы как прокурор сказали, если бы я, врач, был назначен генеральным прокурором Соединённых Штатов Вы бы, наверно, сказали: "Да этот парень просто не имеет соответствующей квалификации"» [18]. Но в итоге обсуждения кандидатура Х. Бессеры была утверждена сенаторами в должности министра здравоохранения и социальных услуг в соотношении голосов 50 «за» и 49 «против» [19].
27 По своим идейным взглядам Х. Бессера в демократической фракции Палаты представителей США считается консервативным центристом [20]. Он наиболее известен как сторонник всемерного расширения государственных программ здравоохранения, особенно системы Доступного медицинского страхования, известной как «Обамакэр». При этом он активно выступает за право женщин на аборты. В качестве генерального прокурора штата Калифорнии Х. Бессера зарекомендовал себя как последовательный противник трампизма и лично Трампа, возбудив против его администрации 110 судебных исков, главным образом в сфере охраны окружающей среды, иммиграционной политики, защиты прав женщин, потратив на эти цели 41 млн долл., выиграв всего 23 иска и проиграв пять [21]. Именно антитрампизм Х. Бессеры и сыграл решающую роль в его утверждении в должности влиятельного федерального министра, что достаточно рельефно характеризует общие принципы подбора руководящих кадров в администрации Дж. Байдена К. Харрис.
28 Пост министра образования в администрации занял 46-летний Мигель Кордона, латиноамериканец по происхождению, родители которого были пуэрториканцами. М. Кордона родился и вырос в штате Коннектикут, его профессиональная и общественная карьеры были связаны исключительно с этим северовосточным штатом. Он окончил Центральный университете Коннектикута по специальности «педагогика», последовательно получив степени бакалавра в 1997 г., магистра в 2001 г. и доктора наук в 2011 г. по теме «Фокусирование политической воли для устранения неравенства в образовательных достижениях школьников» [Cordona M., 2011], в которой он проанализировал причины разрывов в учебных достижениях школьников, для которых английский язык был родным, и школьников, которые первоначально имели другой родной язык, например испанский. М. Кордона преподавал в средних школах штата, а также на педагогическом факультете его Университета. В 2003 г. он становится директором одной из средних школ в своём родном городке Мериден -небольшом населённом пункте с количеством жителей немногим более 60 тыс. человек, расположенном недалеко от г. Нью-Хейвен, в котором находится один из ведущих американских университетов Йельский. В 20152019 гг. М. Кордона входил в состав руководства школьных учреждений Меридена. В 2019 г. был назначен комиссаром штата по вопросам образования и занимал эту должность до 1 марта 2021 г., когда Сенат США утвердил его в должности министра образования США 64-ю голосами «за» и 33-ю «против»; против голосовали, естественно, сенаторы-республиканцы [22].
29 Приоритетом деятельности М. Кордоны на посту министра образования США будет система школьного образования, и по всей видимости, учитывая его научные исследования и практическую деятельность, изыскание путей и методик преодоления разрывов в образовательном уровне школьников представителей этнических меньшинств и их белых сверстников. Вместе с тем, это назначение, возможно, продиктовано необходимостью возвращения всей системы школьного образования к нормальным условиям функционирования, прерванным коронавирусной пандемией, в результате которой по всей территории США было временно закрыто большинство школ. В частности, 70% американских школ, в которых обучается около 50 млн. школьников, было переведено на дистанционную систему образования и только треть функционирует в нормальном режиме. По Американскому плану спасения экономики предусматривается выделение примерно 130 млрд долл. на восстановление нормального функционирования системы школьного образования США [23]. В этом плане назначение М. Кордоны на пост министра образования можно рассматривать как форму антикризисного управления американской системой школьного образования.
30 Министром жилищного строительства и городского развития стала афроамериканка Марсия Фадж (1952 г.р.), имеющая степень доктора наук в юриспруденции, защищённую в 1983 г. на юридическом факультете университета Кливленда, а также степень бакалавра делового администрирования. Вся профессиональная и политическая деятельность М. Фадж связана с её родным штатом Огайо. В конце XIX века она начала свою политическую карьеру, проведя успешную избирательную кампанию, и в 2000 г. стала мэром небольшого городка Уорренсвилл-Хайтс с населением примерно 14 тыс. человек, расположенного в пригороде Кливленда. Проработав на посту мэра восемь лет, в 2008 г. она избралась членом Палаты представителей Конгресса США и в последующем шесть раз успешно переизбиралась в Палату, уверенно набирая 80% и более голосов избирателей. Определённо сложившаяся политическая карьера превратила М. Фадж в «тяжеловеса» демократической фракции в Палате представителей: избравшись, она тут же становится бессменным членом Собрания афроамериканских депутатов, а в Конгрессе 113-го созыва (2013–2015 гг.) была его председателем. После промежуточных выборов 2018 г. она всерьёз рассматривала возможность стать спикером Палаты, но в итоге поддержала кандидатуру Н. Пелоси. По своим идеологическим взглядам М. Фадж принадлежит к прогрессивному крылу демократической фракции в палате, являясь наиболее левым депутатом в демократической делегации от штата Огайо [24]. Она член Собрания прогрессистов Демократической партии, существующего с 1991 г. и насчитывающего свыше 90 депутатов-демократов, а также Собрания «Медицинское обслуживание для всех», сформированного в Палате летом 2018 г. и объединяющего выше 70 депутатов. Вместе с тем, за 12 лет пребывания в Палате представителей М. Фадж не разработала ни одного законопроекта, который впоследствии стал бы законом [25]. 10 марта 2021 г. Сенат утвердил М. Фадж в должности министра жилищного строительства и городского развития в соотношении голосов 64 «за» и 34 «против» [26]. В тот же день она была приведена к присяге и приступила к исполнению своих обязанностей.
31 Назначение М. Фадж на пост министра жилищного строительства и городского развития также следует считать проявлением политики антикризисного реагирования на нарастающий кризис на рынке жилищного строительства, особенно в части финансирования государственных программ развития городов. Бюджет министерства в последние годы составлял стабильные 55 млрд долл.; в ходе слушаний М.Фадж высказалась за увеличение ежегодного бюджета министерства ещё на 100 млрд долл., мотивируя это увеличение необходимостью борьбы с ростом бездомных в США, которых, по официальным данным, в настоящее время насчитывается порядка 600 тыс. человек, а также необходимостью модернизации жилищного фонда, финансируемого за счёт средств государственного бюджета [27]. Однако важнейшим стратегическим приоритетом деятельности М. Фадж на посту министра считается преодоление всех видов расовой дискриминации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). С этой задачей США не справились на протяжении последних 75 лет, начиная с развертывания государственных программ жилищного строительства в середине 1960-х годов. Решение этой задачи исключительно за счёт вливания в сферу ЖКХ десятков и сотен миллиардов долларов, возможно, не даст быстрых и ощутимых результатов, а также может сопровождаться появлением многих побочных и непредвиденных эффектов [28]. С этой точки зрения, назначение М. Фадж министром жилищного строиельства и городского развития, не имеющей серьёзного опыта работы в сфере ЖКХ, следует считать сугубо политическим назначением ещё одного антикризисного управляющего в социальной сфере.
32 Наконец, влиятельный пост министра труда в администрации занял Мартин Уолш (1967 г.р.), который с 2014 по 2021 г. был мэром Бостона. Наверное, назначение белого американца на должность министра жилищного строительства и городского развития было бы более логичным, однако, по-видимому, расово-этнические соображения сыграли более важную роль при подборе ключевых фигур социального блока, нежели их профессионально-квалификационные навыки.
33 Родители М. Уолша в середине 1950-х годов эмигрировали в США из Ирландии и поселились в городском ареале Бостона. Вся профессиональная и политическая карьера М. Уолша была связана с Бостоном, уроженцем которого он и является. В 2009 г. он окончил Бостонский колледж, получив степень бакалавра наук. Однако эта степень стала скорее «довеском» к его политической карьере; в конце ХХ века. он вступил в ряды членов профсоюза строителей, активную роль в деятельности которого играл его отец. По всей видимости, благодаря семейным связям М. Уолш тут же избирается президентом местного отделения профсоюза в его родном городке Дорчестер; в этой должности он оставался вплоть до своего избрания мэром Бостона в 2014 г. [29]. Профсоюзный активист М. Уолш тут же использовал свою сине-воротничковую базу, состоящую из электриков, монтажников и представителей других строительных профессий, для политической карьеры, избравшись в 1997 г. членом Законодательного собрания штата Массачусетс. Впоследствии он восемь раз переизбирался в Законодательное собрание, получая практически 100% голосов избирателей пригорода Дорчестер. В 2013 г. М. Уолш решается выдвинуться кандидатом в мэры Бостона; с трудом побеждает своего соперника от Демократической партии с разрывом в 3,5%, однако на выборах 2017 г. одерживает убедительную победу над своим конкурентом в соотношении голосов 2:1 [30]. В целом М. Уолш считается профессиональным политиком Демократической партии, достаточно чутко улавливающим доминирующие политико-идеологические тенденции и дуновения. В частности, в 2020 г. он приобрёл всеамериканскую известность тем, что официально санкционировал демонтаж памятника А. Линкольна в центре Бостона, возведённого ещё в 1879 г. [Травкина Н., Васильев В., 2021] Возможно, именно это обстоятельство сыграло свою роль в том, что кандидатура М. Уолша на должность министра труда США была выдвинута Дж. Байденом только в начале января 2021 г. Не исключено, что своё влияние оказала принадлежность М. Уолша к Римской католической церкви, к которой принадлежит и Дж. Байден. Особой оппозиции в Сенате его кандидатура не встретила, и 22 марта он был утверждён в должности министра (68 «за», 29 «против») [31]. Судя по выступлению М. Уолша во время слушаний в Сенате, посвящённых его утверждению на пост министра труда, главным приоритетом свой деятельности он считает поддержку и развитие профсоюзного движения в США [32]. В настоящее время 14,6 млн. человек состоят в профсоюзах (как в государственном, та и в частном секторах американской экономики), или 10,8% численности рабочей силы [33].
34 Основная интрига с назначением М. Уолша министром труда состояла в том, что на эту должность активно претендовал сенатор Б. Сандерс (также как на должность министра финансов претендовала сенатор Э. Уоррен). Однако Дж. Байден отвёл их кандидатуры под тем предлогом, что их уход из Сената может крайне негативно сказаться на позициях демократов: в настоящее время места занимают 50 демократов и 50 республиканцев [34]. В любом случае левое крыло Демократической партии, которому администрация Дж. Байдена К. Харрис во многом обязана своему успеху на президентских выборах 2020 г., не получило никакого представительства в кабинете демократов. Потенциально это создает возможность значительных разногласий и противоречий при реализации многочисленных и далеко идущих внутриполитических инициатив администрации.
35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36 Назначения на ключевые посты и должности в администрации Дж. Байдена К. Харрис свидетельствуют о сложном переплетении интересов различных политических сил, добивавшихся представительства в администрации. Кризисная внутриполитическая ситуация, с которой столкнулась в самом начале своей деятельности администрация, по всей видимости, предопределила акцент на способность назначенцев на ключевые должности в Белом доме и в кабинете играть роль антикризисных управляющих, которые будут действовать в неординарных условиях. В этом плане нельзя исключить и того, что по мере стабилизации в экономике и в социальных отношениях в американском обществе будет происходить постепенная кадровая замена министров и ответственных сотрудников аппарата Белого дома на политиков и профессионалов, которые будут решать проблемы долгосрочных изменений и преобразований в американском обществе.
37 Вместе с тем, нельзя не отметить факт выдвижения на ключевые должности политиков, имеющих ограниченный опыт решения внутриполитических проблем в общенациональном масштабе. Возникает также немало вопросов, связанных с профессионально-квалификационной подготовкой ключевых министров администрации, особенно социального блока. Складывается впечатление, что стремление сделать администрацию своего рода представительством всех социальных слоев и социальных групп американского общества явно превалировала над императивом рекрутирования высококвалифицированных кадров, способных решать стоящие перед администрацией проблемы на прагматичной основе, а не опираясь на политические пристрастия и идеологические стереотипы. С этой точки зрения администрации Дж. Байдена К. Харрис ещё предстоит доказать, в том числе и широкой американской общественности, что её члены могут работать как слаженная и эффективная команда.

References

1. Vice President Kamala Harris// Govtrack. Available at: https://www.govtrack.us/congress/members/kamala_harris/412678 (accessed 03.04.2021).

2. The Biden-Harris Administration Immediate Priorities. The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/priorities/ (accessed 03.04.2021).

3. Pager T. Biden taps Susan Rice for top White House domestic policy job. The decision comes as a surprise given the former ambassador's background in national security. Politico, 12/10/2020. Available at: https://www.politico.com/news/2020/12/10/biden-taps-susan-rice-for-top-white-house-domestic-policy-job-444231 (accessed 03.04.2021).

4. Washington’s Most Powerful, Least Famous People. The New Republic, The Editors. October 12, 2011. Available at: https://newrepublic.com/article/96131/washingtons-most-powerful-least-famous-people (accessed 03.04.2021).

5. H.R.1319 - American Rescue Plan Act of 2021. P.L. 117-2. - Congress.Gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/1319/all-actions?overview=closed#tabs (accessed 03.04.2021).

6. The American Recovery and Reinvestment Act of 2009 (ARRA). P.L. 111–5. - Govtrack. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/111/hr1/summary (accessed 03.04.2021).

7. Explayning Trends in Gender Wage Gap. A Report by The Council of Economic Advisers. June 1998. Available at: https://clintonwhitehouse2.archives.gov/WH/EOP/CEA/html/gendergap.html (accessed 03.04.2021).

8. US Federal Reserve Bank key rates. Available at: https://countryeconomy.com/key-rates/usa (accessed 03.04.2021).

9. Rappeport A. et.al. Yellen Would Assume Vast Policy Portfolio as Treasury Secretary. The New York Times, Jan. 19, 2021.

10. FINANCE COMMITTEE QUESTIONS FOR THE RECORD. United States Senate. Committee on Finance. Hearing on the nomination of Dr. Janet Yellen. Responses by Dr. Yellen. January 21, 2021. PP. 8, 63, 73, 96, 98. Available at: https://www.finance.senate.gov › imo › media › doc (accessed 03.04.2021).

11. United States Senate. Question: On the Nomination (Confirmation: Janet Louise Yellen, of California, to be Secretary of the Treasury). Roll Call Vote 117th Congress - 1st Session. January 25, 2021. Available at: https://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=117&session=1&vote=00006 (accessed 03.04.2021).

12. United States Department of Treasury. Treasury and IRS Disbursed 90 Million Economic Impact Payments from the American Rescue Plan. March 17, 2021. Available at: https://home.treasury.gov/news/featured-stories/treasury-and-irs-disbursed-90-million-economic-impact-payments-from-the-american-rescue-plan (accessed 03.04.2021).

13. United States Department of Treasury. International Women’s Day 2021 – A Conversation on “The Age of Womenomics”, Secretary Janet Yellen & IMF Managing Director Kristalina Georgieva. March 8, 2021. Available at: https://home.treasury.gov/news/featured-stories/international-womens-day-2021-a-conversa-tion-on-the-age-of-womenomics-secretary-janet-yellen-imf-managing-director-kristalina-georgieva (accessed 03.04.2021).

14. Council of Economic Advisers. Former Members of the Council. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/administration/eop/cea/about/Former-Members (accessed 03.04.2021).

15. NBER. Cecilia Rouse Confirmed as Chair of the Council of Economic Advisers. March 3, 2021. Available at: https://www.nber.org/news/cecilia-rouse-confirmed-chair-council-economic-advisers (accessed 03.04.2021).

16. The White House. FACT SHEET: The American Jobs Plan. March 31, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/31/fact-sheet-the-american-jobs-plan/ (accessed 03.04.2021).

17. Campbell A. California’s attorney general gave a scathing Spanish-language rebuttal to Trump’s speech. Vox, Feb. 5, 2019. Available at: https://www.vox.com/2019/2/5/18213248/state-of-the-union-2019-spanish-rebuttal-becerra (accessed 03.04.2021).

18. Sprunt B. Senate Confirms Xavier Becerra To Head Health And Human Services. NPR, March 18, 2021. Available at: https://www.npr.org/2021/03/18/978691179/senate-confirms-xavier-becerra-to-head-health-and-human-services?t=1617279003164 (accessed 03.04.2021).

19. Unites States Senate. Question: On the Nomination (Confirmation: Xavier Becerra, of California, to be Secretary of Health and Human Services). Roll Call Vote 117th Congress 1st Session. March 18, 2021. Available at: https://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=117&session=1&vote=00125 (accessed 03.04.2021).

20. Rep. Xavier Becerra. Former Representative for California’s 34th District. - “Govtrack”. Available at: https://www.govtrack.us/congress/members/xavier_becerra/400021 (accessed 03.04.2021).

21. Lyons B. California’s bill for fighting Trump in court? $41 million so far. Cal Matters, January 22, 2021. Available at: https://calmatters.org/justice/2021/01/california-cost-trump-lawsuits/ (accessed 03.04.2021).

22. United States Senate. Question: On the Nomination (Confirmation: Miguel A. Cardona, of Connecticut, to be Secretary of Education).Roll Call Vote 117th Congress - 1st Session. March 1, 2021. Available at: https://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=117&session=1&vote=00068 (accessed 03.04.2021)

23. National Conference of State Legislatures. Public Education's Response to the Coronavirus (COVID-19) Pandemic. K-12 Education. 3/15/2021. Available at: https://www.ncsl.org/research/education/public-education-response-to-coronavirus-covid-19.aspx. (accessed 03.04.2021).

24. Rep. Marcia Fudge. Former Representative for Ohio’s 11th District. Available at: https://www.govtrack.us/congress/members/marcia_fudge/412327 (accessed 03.04.2021).

25. Rep. Marcia Fudge’s 2019 Report Card. Representative from Ohio's 11th District. Democrat Served Nov 19, 2008 – Mar 10, 2021. Available at: https://www.govtrack.us/congress/members/marcia_fudge/412327/report-card/2019 (accessed 03.04.2021).

26. United States Senate. Question: On the Nomination (Confirmation: Marcia Louise Fudge, of Ohio, to be Secretary of Housing and Urban Development). Roll Call Vote 117th Congress 1st Session. March 10, 2021. Available at: https://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=117&session=1&vote=00113 (accessed 03.04.2021).

27. O’Donnell K. 'Understaffed and overworked': Fudge calls for $100B boost in HUD funds. Politico, 3/18/2021. Available at: https://www.politico.com/news/2021/03/18/marcia-fudge-hud-funding-477018 (accessed 03.04.2021).

28. Regional Plan Association. The Unintended Consequences of Housing Finance. February 2016, 8 pp

29. Ryan A. Path carries Martin Walsh closer to his dream. The Boston Globe, September 25, 2013. Available at: https://www.bostonglobe.com/news/politics/2013/09/25/state-representative-martin-walsh-rose-from-streets-dorchester-union-leadership/c11PNYy5GvUoYc1LTdqV6K/story.html (accessed 03.04.2021).

30. City of Boston. Municipal Election - November 7, 2017. Mayor. P. 1. Available at: (https://www.boston.gov/sites/default/files/embed/2/2017_-_11-07-17_-_mayor_ward_precinct_results.pdf (accessed 03.04.2021).

31. United States Senate. On the Nomination (Confirmation: Martin Joseph Walsh, of Massachusetts, to be Secretary of Labor). Roll Call Vote 117th Congress - 1st Session. March 22, 2021. Available at: https://www.senate.gov/legislative/LIS/roll_call_lists/roll_call_vote_cfm.cfm?congress=117&session=1&vote=00127 (accessed 03.04.2021).

32. Statement of Martin J. Walsh, Nominee for Secretary of Labor, Before the Com-mittee on Health, Education, Labor and Pentions of the Unted States Senate. February 4, 2021.3 pp. Available at: https://www.help.senate.gov›walsh-testimony.pdf (accessed 03.04.2021).

33. U.S. Bureau of Labour Statistics. Economic News Release. Union Members Summary, Union Members - 2020. January 22, 2021. Available at: https://www.bls.gov/news.release/union2.nr0.htm (accessed 03.04.2021).

34. Klein A. Here's Why Biden Didn't Pick Sen. Bernie Sanders for Labor Secretary. NECN, January 8, 2021. Available at: https://www.necn.com/news/politics/heres-why-biden-didnt-pick-sen-bernie-sanders-for-labor-secretary/2385333/ (accessed 03.04.2021)

35. Travkina N., Vasil'ev V. (2021) Prezidentskie vybory 2020 g. i vozmozhnost' raspada SShA. Perspektivy, 18.03.2021. Available at: http://www.perspektivy.info/oykumena/amerika/prezidentskije_vybory_2020_g_i_vozmozhnost_raspada_ssha_2021-03-18.htm

36. Akerlof G., Yellen J. A Near-Rational Model of the Business Cycle, with Wage and Price Inertia. The Quarterly Journal of Economics. January 1985. pp. 823-838.

37. Akerlof G., Yellen J. The Fair Wage-Effort Hypothesis and Unemployment. The Quarterly Journal of Economics, May 1990, p. 255–283.

38. Barrow L., Rouse C. Financial Incentives and Educational Investment: The Impact of Performance-Based Scholarships on Student Time Use. NBER Working Paper 19351. August 2013, II + 52 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w19351

39. Berlin G., Burtless G., Hoynes H., Rose C. The Changing Role of the Social Safety Net. NBER. Lecture. June 14, 2013. Available at: https://www.nber.org/lecture/changing-role-social-safety-net

40. Cordona M. Sharpening the Focus of Political Will to Address Achievement Disparities. University of Connecticut, 2011, viii + 75 pp. Available at: https://opencommons.uconn.edu/dissertations/AAI3468062

41. Rothstein R., Rouse C. Constrained After College: Student Loans and Early Career Occupational Choices. NBER Working Paper 13117. May 2007, ii + 48 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w13117

Comments

No posts found

Write a review
Translate