Reflections on China-US Relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
Reflections on China-US Relations
Annotation
PII
S268667300016436-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Zhuochao Yu 
Affiliation: Institute of Russia, Eastern Europe and Central Asia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
106-113
Abstract

At present, China and the United States are engaged in a confrontation that could be more extensive and fierce than any other international rivalry in modern history. Over the past 10 years, the United States and Western countries have become more confrontational towards China. This trend reached its peak during the Trump presidency and was continued under J. Biden. According to the author, since the collapse of the USSR, the United States has been striving to establish its dominance in the world and maintain a “unipolar world”. Under D. Trump, the China and Russia were declared the main competitors of the United States, while the Biden administration says that China poses an unprecedented challenge for the United States in several areas at once. One of the features of the new administration's policy is the strengthening the US alliances. Moreover, the United States is actively involved in a technological and ideological confrontation with the PRC. As the author notes, the main principles of China in international relations are conflict avoidance, mutual respect and mutually beneficial cooperation. According to the author, in the course of the fight against the pandemic, China has demonstrated the effectiveness of its political and economic system. The article also suggests ways to strengthen Sino-American relations: respect for international law; resolving disputes through dialogue, improving international norms and introducing new ones; strengthening risk management mechanisms between the two countries.

Keywords
China, the U.S., Sino-American relations
Received
02.08.2021
Date of publication
30.08.2021
Number of purchasers
16
Views
1178
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие Вашингтонский консенсус решительно сместился в пользу более конфронтационной позиции по отношению к Пекину, и этот процесс достиг своего пика при администрации Д. Трампа, которая выражала открытую враждебность к Китаю и очерняла Коммунистическую партию Китая (КПК). Неудивительно, что в мировом экспертном сообществе и СМИ для определения новых отношений между Пекином и Вашингтоном всё чаще стали употреблять термин «холодная война».

2

АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ КИТАЯ

3 С момента распада СССР США стремились установить «однополярный мир», так называемый новый мировой порядок, в котором доминировали бы они сами. В Руководстве по планированию обороны - программном документе для глобальной стратегии Вашингтона, которое было выпущено Министерством обороны США в 1992 г., указывалось, что «политическая и военная миссия США будет заключаться в обеспечении того, чтобы в Западной Европе, Азии или на территориях бывшего Советского Союза не появилось ни одной конкурирующей сверхдержавы», и американские лидеры «должны поддерживать механизмы», не позволяющие конкурентам бросить вызов США. Отмечалось, что в качестве основных угроз Соединённым Штатам выступают Китай и Россия, причём Россия определялась как «единственная держава в мире, способная уничтожить Соединённые Штаты» [Арин О. 2002].
4 В документе «Стратегия национальной безопасности США», опубликованном администрацией Дж. Буша-младшего в сентябре 2002 г., также зафиксировано, что США не позволят ни одной другой стране сравняться или превзойти их по военной мощи, а также, что они будут использовать её военную мощь, чтобы повлиять нужным образом на любого потенциального претендента [1]. В документе Китай определяется как держава способная угрожать господству США в АТР.
5 В Стратегии национальной безопасности, опубликованной администрацией Д. Трампа в декабре 2017 г., Китай и Россия названы «ревизионистскими государствами» и обвиняются в том, что они «хотят сформировать мир, противоположный ценностям и интересам США» [2].
6 Очевидно, что стратегия США направлена на то, чтобы другие страны оставались в подчинённом и отсталом положении, в то время как многие страны, включая Китай и Россию, стремятся к многополярному и справедливому мировому порядку с мирным развитием, что, безусловно, законно и перспективно, но противоречит интересам правящих кругов США.
7 В стратегических терминах США «демократия» на самом деле является оружием «нетрадиционной войны», «цветных революций» и «подрыва режима». Демократические государства, такие как Япония, Австралия и страны Западной Европы, являются «вассалами» и «данниками» Соединённых Штатов.
8

ПРОДОЛЖЕНИЕ КУРСА ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БАЙДЕНА

9 «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности» США (Interim National Security Strategic Guidance), опубликованное в марте 2021 г. администрацией Дж. Байдена, содержит выводы о том, что Китай «является единственным конкурентом, потенциально способным объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для создания устойчивого вызова стабильной и открытой международной системе». Многие в Вашингтоне утверждают, что этот более жёсткий консенсус по Китаю возник в ответ на более решительные и агрессивные шаги со стороны Пекина: по их мнению, Китай заставил США занять более твёрдую позицию.
10 США будут придерживаться стратегии по отношению к Китаю, установленной во время пребывания Д. Трампа на посту президента, однако пересмотрят свои стратегические цели. Основываясь на серии заявлений, сделанных госсекретарём Энтони Блинкеном и координатором по вопросам Индо-Тихоокеанского региона Совета национальной безопасности США Куртом Кэмпбеллом, команда Байдена считает, что Китай вполне возможно рассматривать как «стратегического конкурента».
11 США скорректируют свои подходы к стратегической конкуренции с Китаем и будут придавать большее значение роли своих союзников. Администрация Дж. Байдена с большей вероятностью создаст альянсы в различных областях, что подтверждает приглашение Австралии, Индии и Южной Кореи в G7, создание группы D10 в идеологической сфере и включение Австралии, Индии и Японии в модернизированный четырёхсторонний диалог по безопасности.
12 Подчёркивая главенство и уникальность китайского вызова, предлагается рассматривать отношения с Китаем как «самое большое геополитическое испытание в XXI веке».
13 Положение китайско-американской стратегической конкуренции становится ещё более публичным и ясным. США хотят изменить международную систему, чтобы регулировать и сдерживать Китай, препятствовать участию и ведущей роли Китая в международном нормотворчестве.
14 В выборе путей и средств США унаследовали активную позицию нападения от предыдущей администрации, перейдя при этом в своей стратегии от одностороннего изоляционизма Трампа к построению многосторонней системы альянсов. Другими словами, имея в виду всеобъемлющую конкурентную стратегию, США намерены одновременно противостоять Китаю и взаимодействовать с ним в рамках «конкуренции, сотрудничества, конфронтации», взяв за основу стратегию, многосторонность и дипломатию, основанную на ценностях. Целью данной стратегии является создание единого фронта, основанного на западных ценностях, сохранение превосходство США в науке и технике и координация многосторонних экономических и торговых правил.
15 В сфере экономики и торговли Повестка дня в области торговой политики на 2021 г. и Годовой отчет за 2020 г., опубликованные Управлением торгового представителя США, делают акцент на рассмотрении нерыночного экономического принуждения и ответных мер в отношении Китая с помощью всеобъемлющей стратегии и разработки дорожной карты. Возвращаясь к многосторонности, администрация Дж. Байдена демонстрирует явное намерение подтвердить своё доминирующее положение во Всемирной торговой организации. Запад ищет прорывов в таких важных областях, как цифровая торговля, защита прав интеллектуальной собственности, охрана труда и окружающей среды, нейтралитет конкуренции. Вследствие этого в будущем можно ожидать создания различных коалиций в разных областях, нацеленных против Китая.
16 США и Европа активизировали свою борьбу за международное лидерство в области разработки научно-технических нормативов. Они также непрерывно акцентируют внимание на риторике об авторитарном, нарушающем правила Китае. Администрация Дж. Байдена подчёркивает необходимость запрета допуска Китая к процессу установления технических стандартов и протоколов. Западные страны неизбежно будут использовать основные технические стандарты и правила, чтобы усилить сдерживание Китая в области науки и техники и блокировать зарубежную экспансию китайских технологических компаний с более жёсткими требованиями к доступу на рынки и техническими барьерами.
17 Кроме этого, «подлинная опасность, исходящая из Китая, вовсе не военная и не геополитическая, а скорее идеологическая. Её продолжающийся успех представляет собой крупнейшую угрозу политическому истеблишменту Америки», – написал Ричард Ханания, сотрудник работающего на Пентагон вашингтонского аналитического центра «Дифенс прайоритиз», в журнале «Палладиум мэгэзин» ещё в 2019 году.
18

ОТВЕТ КИТАЯ

19 Политика США в отношении Китая обусловлена их приверженностью концепции национальной безопасности.
20 Однако, хотя эта цель, возможно, была оправдана в десятилетия после Второй мировой войны, когда Соединённые Штаты доминировали в однополярном мировом порядке, в современной многополярной системе эта цель неосуществима.
21 Как указал председатель КНР Си Цзиньпин в своём первом телефонном разговоре с президентом США Джозефом Байденом в феврале 2021 г., двусторонние отношения должны руководствоваться принципом «отсутствия конфликтов и конфронтации, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества» [3]. Это остаётся официальным курсом правительства Китая.
22 Тем не менее, в своём последнем официальном сообщении лидеры НАТО заявили, что Китай представляет «системные вызовы международному порядку, основанному на правилах». Ответ миссии Китая в Европейском Союзе был чётким: «Мы никому не будем бросать “системный вызов”, но, если кто-то захочет бросить нам “системный вызов”, мы не останемся равнодушными».
23 Большинство китайских экспертов теперь считают, что США движимы страхом и завистью, чтобы сдержать Китай всеми возможными способами. Так же, как в последние годы, Соединённые Штаты стали всё более жёстко относиться к Китаю, многие китайские чиновники пришли к более негативному взгляду на Соединённые Штаты.
24 Безусловно, непрерывно растущая уверенность и гордость Китая являются источником беспокойства для США. В январе 2021 г. в своей речи перед высокопоставленными китайскими чиновниками председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что «сегодняшний мир претерпевает большие изменения, которых не было за столетие, но время на нашей стороне». Безусловно, молодое поколение Китая может теперь посмотреть на мир и что китайские чиновники, вероятно, чувствуют себя более уверенно в отношениях с Вашингтоном. В марте Ян Цзечи, член Политбюро ЦК КПК и высокопоставленный дипломат, попал в заголовки газет на встрече высокого уровня между США и Китаем на Аляске, где он публично осудил американских официальных лиц, присутствовавших на встрече, за то, что они говорили с Китаем «в снисходительной манере», и заявил, что « США не имеют права … говорить с Китаем с позиции силы»[4].
25 Всестороннее участие Китая в международных делах и его усилия по решению глобальных проблем, а также постоянное усиление его влияния в международных делах не будут зависеть от пожеланий США и Запада. Однако из-за растущего давления и стратегической озабоченности США и Запад склонны воспринимать растущую мощь Китая в негативном свете, опасаясь, что развитие Китая нарушит их доминирующее положение в мировых делах. Соединённые Штаты и западные страны позитивно понимают развитие Китая в пользу мировой экономики и глобального мира, но, когда речь заходит о Китае, чрезмерная тревога и стратегическое подавление остаются общепринятыми на Западе. Формы и сила подавления могут варьироваться, но общий ориентир будет трудно изменить.
26 Подчёркиваю, что в своём выступлении на церемонии, посвящённой столетию Коммунистической партии Китая, Генеральный секретарь Си Цзиньпин представил всеобъемлющий обзор истории КПК и наметил курс на её дальнейшее развитие. Эта речь презентовала миру несколько ключевых посланий.
27 Особенно стоит отметить, что Китай будет придерживаться пути мирного развития, поэтому будет продолжать высоко держать знамя мира, развития и сотрудничества для достижения взаимовыгодных результатов. Коммунистическая партия Китая продемонстрировала миру, что она будет продолжать работать со всеми миролюбивыми странами и народами, чтобы продвинуть общие ценности мира, развития, справедливости, демократии и свободы для всего человечества, отстаивать сотрудничество, а не конфронтацию, сосредотачиваться на взаимной выгоде, выступать против политики гегемонии и политики с позиций силы. Китай всегда был последователен в своих действиях, и есть основания утверждать, что Китай является строителем мира во всём мире, а также одним из столпов глобального развития и защитником международного порядка.
28 Как в сдерживании пандемии коронавируса, так и в возобновлении работы и производства в 2020 году Китай показал положительные результаты, продемонстрировав потенциал КПК и своей политической системы для общенациональной мобилизации и реализации политики, а также подчеркнув сплочённую силу китайского народа и основные ценности китайской культуры, заключающиеся в том, чтобы ставить государство и народ на первое место. Китай полностью отличается от США и Запада как институционально, так и философски, а результаты страны в разных областях вызывают глубокое уважение в других странах. Ряд обязательств и мер, которые Китай взял на себя и предпринимал на протяжении многих лет в таких областях, как изменение климата, сокращение масштабов нищеты, продвижение новых видов энергии, реформа режима экономического развития и глобальная свободная торговля, внесли как идейный, так и прагматический вклад в развитие человечества.
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30 Безусловно, переходный период на фоне столетних изменений полон рисков и кризисов, мир нуждается в переоценке, необходимо пересмотреть дальнейший путь развития. В китайско-американских отношениях остро встал вопрос о том, как поддерживать здоровую, а не порочную конкуренцию.
31 Китайско-американские отношения – одни из наиболее важных двусторонних отношений в мире – сталкиваются с наиболее серьёзными вызовами с момента их установления [5]. Некоторые в США, исходя из своих идеологических предубеждений, прибегают ко всевозможным способам изобразить Китай противником и даже врагом. Они неустанно стремятся сдерживать развитие Китая, а также препятствуют контактам между двумя странами.
32 Как исправить ситуацию и вернуть китайско-американские отношения на верный путь долгосрочного, здорового и устойчивого развития?
33 По нашему мнению, во-первых, конкуренция должна регулироваться международно признанными правилами. Она должна соответствовать правилам, которые обеспечивают основополагающие гарантии здоровой конкуренции и основные меры для предотвращения недобросовестной конкуренции. Все страны равны перед международными правилами, внутренние законы не должны использоваться для попытки вмешаться в дела других стран. Также не следует допускать так называемый «длиннорукий закон», необходимо отказаться от двойных стандартов и практики избирательного применения международного права.
34 Во-вторых, должны соблюдаться принципы разрешения споров путём диалога и предотвращения выхода конкуренции из-под контроля и возникновения конфронтации или конфликта. Можно предположить, что у Китая и США, двух крупнейших экономик мира, могут возникать некоторые разногласия, но, когда возникают проблемы, две стороны должны сотрудничать для достижения взаимовыгодных результатов. Страны не должны прибегать к таким принудительным мерам, как санкции и введение тарифов или злоупотребление политическими, экономическими, дипломатическими, судебными и другими средствами, чтобы навязать свою волю другим.
35 В-третьих, необходимо постоянно совершенствовать существующие правила и своевременно вводить новые, чтобы гарантировать здоровую конкуренцию. С развитием технологий появились новые виды бизнеса, а также отрасли промышленности и формы торговли. Некоторые из существующих правил устарели, а другие уже больше не могут адаптироваться к новым реалиям. Для некоторых новых отраслей, таких как электронная коммерция, сетевая безопасность и искусственный интеллект, всеобъемлющие правила отсутствуют. Международное сообщество остро нуждается в обновлении действующих правил и разработке новых, но ни одна страна не способна выполнить эту миссию самостоятельно, без помощи других стран. Эта задача требует согласованного сотрудничества между всеми.
36 В-четвёртых, для обеспечения здоровой конкуренции Китаю и США необходимо укрепить и усовершенствовать механизмы управления рисками. Совместными усилиями обеих сторон между Китаем и США был создан ряд механизмов управления рисками, таких как «горячие линии», соглашения о сближениях на море и в воздухе, предварительные уведомления о космических запусках и т. д., однако этого недостаточно. Обе стороны должны изучить новые механизмы контроля рисков в новых и формирующихся областях, таких как космос, разумные границы для деятельности в интернете и сама безопасность интернета.
37 Наконец, в информационную эпоху не имеет смысла создание противоборствующих лагерей, формирующих идеологические конфронтации. Моральные устои и потенциал мягкой силы, которые США приобрели после Второй мировой войны, находятся в упадке. Идеалы, которые страна отстаивает, такие как свобода, демократия, равенство и права человека, потеряли свою силу из-за политической поляризации и расовой дискриминации внутри страны. В стране в результате пандемии, которая, вероятнее всего, вышла из-под контроля, некоторые американские элиты начали задумываться о проблемах в социальной и политической системах США. В отличие от эпохи холодной войны, создание идеологических конфронтаций с помощью информационной монополии не позволяет добиться какого-либо результата. Несмотря на все политические атаки, технологии обмена информацией между людьми достигли беспрецедентного уровня. Независимо от того, как некоторые люди в Соединённых Штатах очерняют КПК и нападают на Китай идеологически, невозможно скрыть тот факт, что КПК вывела сотни миллионов людей из нищеты и добилась успеха в борьбе с пандемией.
38 Холодная война — это прошлое, искусственное разделение между Востоком и Западом, оно больше не существует, современные международные отношения более сбалансированы конвергенцией и сосуществованием идей. Никакая сила не может помешать людям в том, чтобы пересмотреть идеальные подходы к управлению и основные концепции демократии. Как говорил представитель посольства КНР в Великобритании после саммита G7, «времена, когда глобальные решения диктовались небольшой группой стран, давно позади» [6].
39 Необходимо отметить, что конкуренция всегда была неотъемлемой частью китайско-американских отношений, но также существуют возможности и потребности для сотрудничества. Между странами всегда существовали различия, в то время как две стороны могут дополнять друг друга. Тем не менее, если две страны не могут заключить соглашение, они всегда могут прийти к компромиссу.
40 Любая оценка развития китайско-американских отношений не должна быть чрезмерно пессимистичной. Даже во времена стратегической конкуренции между крупными державами Китай и США могут найти способ достижения устойчивого прогресса в двусторонних отношениях, основываясь на историческом опыте. Дальнейший ход двусторонних отношений в конечном итоге будет зависеть от правительств и народов двух стран.

References

1. The National Security Strategy. Available at: https://georgewbush-hitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002/index.html (accessed 10.09.2002).

2. Analiz strategii natsional'noj bezopasnosti SShA 2017 goda. Available at: nic-pnb.ru/raboty-molodyx-uchyonyx/analiz-strategii-natsionalnoj-bezopasnosti-ssha-2017-goda (accessed 28.03.2018).

3. Si Tszin'pin prizval k vosstanovleniyu mekhanizmov kitajsko-amerikanskogo dialoga. Available at: http://russian.china.org.cn/international/txt/2021-02/11/content_77210216.htm (accessed 11.02.2021).

4. Diplomaty Kitaya obvinili SShA v narushenii protokola v Ankoridzhe. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/news/2021/03/19/n_15756182.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 19.03.2021).

5. Lidery KNR i SShA vpervye proveli telefonnyj razgovor. Available at: https://rg.ru/2021/02/11/lidery-knr-i-ssha-proveli-telefonnyj-razgovor.html (accessed 11.02.2021).

6. G7 bol'she razdelena, chem ob'edinena v protivodejstvii Kitayu. Available at: https://prc.today/g7-bolshe-razdelena-chem-obedinena-v-protivodejstvii-kitayu/ (accessed 18.07.2021).

7. Arin O. 2002. Mir bez Rossii. M., Ehksmo, 480 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate