Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
Table of contents
Share
QR
Metrics
Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
Annotation
PII
S268667300019050-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Arthur Demchuk 
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Institute for the USA and Canada Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Artem Karateev
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
36-56
Abstract

The article analyses the Canadian experience of the mobilization of human and material resources by the state during the first waves of the COVID-19 pandemic. The measures of the Federal government of Canada to support the national healthcare system, state financial and other support for Canadian citizens and certain vulnerable groups of the population, financial and other measures to support businesses, assistance to regions and territories of the country in a pandemic are analyzed. Canada is compared with other countries in terms of mobilizing state resources to support citizens and the economy in a pandemic, and the perception of the Canadian society of the federal government’s efforts to combat COVID-19 (the level of trust in key political institutions) is demonstrated. The measures of the Federal Government of Canada within the framework of the Canada’s COVID-19 Economic Response Plan are considered in detail.

Keywords
pandemic, coronavirus, COVID-19, crisis, stateness, mobilization mechanisms, trust, Canada
Acknowledgment
The article was prepared on the basis of research results under RFBR grant No. 21-011-31210 “Mobilization mechanisms of modern states in the face of epidemiological threats (comparative analysis of the experience of countries in the COVID-19 pandemic)”, this research was performed according to the Development Program of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University «Preservation of the World Cultural and Historical Heritage»
Received
25.10.2021
Date of publication
03.03.2022
Number of purchasers
13
Views
809
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Охватившая весь мир пандемия COVID-19 стала серьёзным вызовом, стресс-тестом системной состоятельности государства в целом, его способности эффективно мобилизовать необходимые ресурсы для адекватного ответа на чрезвычайные ситуации, принимать оптимальные решения в условиях ограниченного времени и высокой степени неопределённости, обеспечивая надлежащее функционирование систем здравоохранения, жизнеобеспечения, социальной защиты.
3 На сегодняшний день, когда всё ещё нельзя назвать точный срок окончания пандемии, а можно лишь рассматривать разные сценарии развития событий, окончательные выводы о её последствиях были бы преждевременны, но в мировом сообществе накоплен уже достаточный опыт (как успешный, так и неудачный) противодействия распространению коронавируса, его лечения и преодоления негативных экономических последствий пандемии.
4 В этой связи интересным представляется канадский опыт мобилизации государством человеческих и материальных ресурсов в период первых волн пандемии.
5 Как любое крупномасштабное бедствие в человеческой истории, пандемия COVID-19 поставила под угрозу жизнь и здоровье сотен миллионов людей, стала тяжёлым испытанием для ряда отраслей экономики. Но в то же время страны получили стимул и возможность поиска инновационных подходов и решений экономических, технологических и социальных проблем.
6

КАНАДСКИЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА COVID-19

7 В силу специфики канадского федерализма здравоохранение в стране в значительной степени входит в компетенцию правительств провинций и территорий, большинство ограничений в период пандемии было введено на региональном уровне. Федеральное правительство во главе с премьер-министром Дж. Трюдо сосредоточило внимание на входящих в его компетенцию вопросах, введя ограничения на международные поездки, осуществляя общее финансирование здравоохранения, проводя экономические меры стимулирования, страхование занятости и закупку вакцин, взяв на себя основную тяжесть и бремя расходов по финансированию системы здравоохранения и преодолению экономических последствий пандемии.
8 Пандемия COVID-19 стала серьёзным ударом по канадской экономике, поскольку предотвращение распространения коронавируса требовало прекращения (локдауна) или реорганизации видов экономической деятельности, связанных с непосредственными межличностными контактами. ВВП на душу населения в Канаде в 2020 г. снизился на 6,4% по сравнению с 2019 г. [1].
9 В рамках разработанного в марте 2020 г. Канадского Плана экономического реагирования на COVID-19 (Canadas COVID-19 Economic Response Plan, далее – План), федеральное правительство приняло эффективные меры по защите канадцев от последствий пандемии [2]. Канада вступила в период кризиса с относительно хорошим платёжным балансом, самым низким соотношением чистого долга к ВВП в странах Группы семи (G7) и исторически низкими ставками заимствования, что дало правительству возможность эффективно реагировать на пандемию и поддержать экономику страны.
10 План сосредоточен на мерах поддержки системы здравоохранения, охватывающих провинции и территории, промышленные и исследовательские организации, международных партнёров и канадцев за рубежом, граждан, работающих по найму, студентов, семьи, пожилых людей и уязвимые группы, бизнес (малые, средние и крупные предприятия), а также наиболее пострадавшие секторы экономики.
11

Меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции оказали значительное влияние на повседневную жизнь канадцев, приведя к потере работы и сокращению доходов, непропорционально сильно экономический спад воздействовал на некоторые слои населения. План был разработан для поддержки тех, кто в ней больше всего нуждается. Он предусматривает сохранение рабочих мест в разных секторах и возможность возвращения на работу. Он также предполагает оказание прямой помощи канадцам, если они не могут работать, для оплаты жилья, питания и текущих расходов.

12

Таблица 1

Федеральные, провинциальные и территориальные меры поддержки

  Федеральный уровень Провинциальный/ территориальный уровень Всего
Размер выделенных средств (млрд долл.)
Прямая помощь 231,9 24,1 256,0
Отсрочка оплаты налогов, таможенных пошлин, платежей и сборов 85,0 38,2 123,2
Ликвидность 86,5 3,3 89,8
Всего 403,4 65,6 469,0
Доля расходов, %
Прямая помощь 91 9 100
Отсрочка оплаты налогов, таможенных пошлин, платежей и сборов 69 31 100
Ликвидность 96 4 100
Всего 86 14 100

Источник: >>>> (дата обращения: 21.10.2021).

13 В рамках Плана правительство Канады обязалось выделить:
  • более 212 млрд долл. (здесь и далее указаны канадские доллары. - Авт.) в виде прямой поддержки физических лиц и бизнеса;
  • 85 млрд для отсрочки уплаты налогов и таможенных пошлин для удовлетворения потребностей предприятий и домашних хозяйств в ликвидности;
  • 5,8 млрд на реализацию скоординированных федеральных, провинциальных и территориальных действий по укреплению системы здравоохранения, по закупке средств индивидуальной защиты и расходных материалов и поддержке важнейших медицинских исследований и разработок вакцин;
  • примерно 14 млрд для поддержки провинций и территорий в восстановлении экономики страны в течение следующих 6–8 месяцев.
14 Правительство также выделило 600 млрд долл. на поддержку ликвидности, чтобы помочь предприятиям продолжать получать доступ к кредитам и содействовать хорошо функционирующим провинциальным рынкам финансирования. Поддержка ликвидности была оказана в координации с Банком Канады, Управлением суперинтенданта финансовых учреждений (OSFI), Канадской ипотечной и жилищной корпорацией (CMHC) и коммерческими кредитными организациями.
15 Меры, предусмотренные Планом, в сочетании с более чем 65,6 млрд долл. в виде прямой поддержки и мер по обеспечению ликвидности со стороны провинций и территорий призваны обеспечить канадской экономике хорошие возможности для восстановления после завершения коронакризиса.
16

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

17 Первым приоритетом Плана стала защита здоровья и безопасности канадцев посредством мер по сдерживанию распространения коронавируса и содействия канадской системе здравоохранения в подготовке к новым волнам пандемии. По рекомендации руководителей системы здравоохранения, по всей Канаде приняли меры по защите здоровья канадцев, введя правила физического дистанцирования («социальной дистанции»), временных ограничений деятельности ряда предприятий и прекращения очных занятий в учебных заведениях.
18 В марте 2020 г. правительство Канады выделило средства, чтобы помочь больницам, клиникам и учреждениям общественного здравоохранения по всей стране реагировать на неотложные потребности канадцев в области здравоохранения, вызванные COVID-19, и ограничить распространение вируса в стране.
19 Правительство быстро приняло меры, чтобы снизить риск попадания вируса из-за рубежа, объявив 16 марта 2020 г. о закрытии своих границ (кроме границы с США) для нерезидентов и объявив 20 марта 2020 г. о закрытии своей границы и с Соединёнными Штатами [3]. Также своевременно были приняты меры в отношении проведения тестирования на коронавирус. ПЦР тесты проводились в Канаде более быстрыми темпами, чем в других странах в начале вспышки пандемии, и в настоящее время по-прежнему наблюдается высокий уровень тестирования на коронавирус. 11 марта 2020 г. Дж. Трюдо объявил о выделении 500 млн долл. провинциям и территориям для поддержки важнейших составляющих системы здравоохранения, доступа к тестированию, приобретению оборудования и усилению мониторинга, а также об инвестициях в размере 275 млн долл. на финансирование исследований по ковид-19, чтобы дать Канаде «фору» в борьбе со пандемией [4]. Позднее, 3 мая 2020 г., правительство объявило о выделении 240,5 млн на разработку, расширение и запуск инструментов виртуальной помощи и психического здоровья для поддержки канадцев [5]. Эти инвестиции используются провинциями, территориями и заинтересованными сторонами.
20 Федеральное правительство приняло необходимые меры, чтобы Канада в целом и все её провинции и территории имели доступ к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). С самого начала пандемии стратегия Канады заключалась в том, чтобы активно закупать СИЗ на высококонкурентном мировом рынке и диверсифицировать свои цепочки поставок, особенно за счёт привлечения отечественных поставщиков. Правительство Канады выделило 2 млрд долл. на поддержку диагностического тестирования и приобретение аппаратов искусственной вентиляции лёгких и средств индивидуальной защиты (медицинских масок, халатов и дезинфицирующих средств для рук), в том числе для оптовых закупок в провинциях и территориях. 20 марта 2020 г. правительство призвало канадские предприятия и производителей помочь обеспечить страну жизненно важными медицинскими товарами для борьбы с пандемией [6]. Более 6 тыс. канадских компаний, организаций и частных лиц откликнулись на этот призыв, предложив использовать свой опыт и потенциал. Многие провели переоснащение и увеличение своих производственных мощностей, закупку материалов и оборудования, а также объединение ресурсов для более быстрого производства необходимых материалов.
21 В рамках Плана правительство Канады выделило почти 1,4 млрд долл. на поддержку медицинских исследований и разработки вакцин от COVID-19, что позволило исследовательским центрам и частному сектору ускорить разработку, тестирование и внедрение медицинских, социальных и административных мер для сдерживания распространения COVID-19. 792 млн было предоставлено в рамках стратегического инновационного фонда [7], а остальные средства направлены ряду НИОКР организаций. Правительство Канады также создало Целевую группу по иммунитету к COVID-19 для мониторинга распространения вируса и оценки потенциального иммунитета среди канадского населения. 23 млн долл. направлены на поддержку Организации по вакцинам и инфекционным заболеваниям Университета Саскачевана – Международного центра вакцин (VIDO-InterVac) [8], одного из крупнейших и наиболее передовых исследовательских центров по инфекционным заболеваниям в мире. Благодаря полученному финансированию Центр продолжает исследования и разработку вакцины против COVID-19.
22 Федеральное правительство Канады поставило амбициозные цели в области вакцинации. Оно закупило достаточно доз вакцин (на более 1 млрд долл.), чтобы охватить 400% населения, и обязалось сделать вакцину доступной для любого, кто хочет получить её, в течение 2021 г. [9]. Однако наблюдались задержки поставок, неэффективная доставка и путаница.
23

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАНАДСКИХ ГРАЖДАН

24 Многочисленным работникам в сфере обеспечения необходимыми товарами и услугами, рискующим своим здоровьем в период пандемии, правительство решило повысить зарплаты (совместно с провинциями и территориями), выделив на эти цели 3 млрд долл. Каждая провинция и территория определяет, какие работники в секторах здравоохранения, обеспечения продовольствием, водоснабжения, общественного транспорта, безопасности и т.п. имеют право на поддержку и сколько они будут получать. Кроме того, чтобы помочь канадцам сохранить работу и поддержать бизнес, правительство с 15 марта 2020 г. ввело Чрезвычайную субсидию на заработную плату (CEWS) в размере 75% для работодателей – до 847 долл. в неделю на одного работника, с тем чтобы они могли сохранить или повторно нанять своих работников [10]. Защищая отношения между работником и работодателем, эта программа также гарантирует, что цепочки поставок смогут восстановиться после кризиса. Работодателям во всех секторах экономики для получения этой субсидии надо подтвердить снижение своих доходов по крайней мере на 15% в марте 2020 г. и на 30% в апреле/мае. Первоначально Чрезвычайная субсидия рассчитывалась на 12 недель. Но, приняв во внимание замечания ключевых деловых и профсоюзных организаций, а также проведя консультации с предприятиями, представителями профсоюзов, некоммерческими организациями, зарегистрированными благотворительными организациями и отдельными канадцами по вопросам потенциальных корректировок программы, которые позволили бы обеспечить максимальную занятость и учесть потребности работодателей, в апреле и начале мая правительство объявило о продлении программы. По мере восстановления экономики и возобновления деловой активности планируется внести в неё изменения, чтобы стимулировать возобновление работы предприятий и оказывать им в это время поддержку.
25 В марте 2020 г. федеральное правительство объявило о финансовой поддержке канадцев с низкими доходами, выделив 5,5 млрд долл. на предоставление специального кредита по покрытию налога на товары и услуги (GST) [11]. В апреле его получили более 12 млн человек и семей, что в среднем дало одиноким взрослым почти по 400 долл., а парам – почти по 600 долл. В мае 2020 г., чтобы помочь семьям с детьми, правительство выделило около 2 млрд на специальное дополнительное единовременное пособие – на каждого ребёнка по 300 долл. (CCB) [12]. В подавляющем большинстве случаев эта сумма напрямую перечислялась матерям, в том числе матерям-одиночкам, составляющим примерно 85% получающих пособие семей с одним родителем. При этом около четверти дополнительной поддержки было оказано семьям с чистым доходом менее 30 тыс. долл. в год.
26 Пандемия стала особенно тяжёлой для пожилых канадцев, так как они столкнулись с наибольшими связанными с COVID-19 рисками для здоровья и, чтобы снизить риск заражения, часто были надолго изолированы от семьи и близких. Они также столкнулись с финансовыми трудностями, поскольку нестабильность рынка влияет на пенсионные накопления. Пожилым людям, возможно, придётся оставаться в изоляции дольше чем другим, а также у них могут возникнуть дополнительные расходы (плата за услуги доставки продуктов питания и иных предметов первой необходимости). В связи с этим правительство Канады предприняло ряд мер по поддержке пожилых людей, в том числе:
27 предоставление единовременных безналоговых выплат в размере 300 долл. пожилым людям, имеющим право на пенсию по старости (OAS), и дополнительно 200 долл. тем из них, кто имеет право на получение доплаты к гарантированному доходу (GIS); в общей сложности 500 долл. получили имеющие право на получение этих выплат;
28 сокращение необходимого минимального объёма изъятий средств из Зарегистрированных пенсионных фондов (RRIFS) на 25% в 2020 г. с учётом нестабильных рыночных условий и их влияния на пенсионные накопления;
29 расширение программы «Новые горизонты для пожилых людей» с новым финансированием в размере 20 млн долл. в 2020–2021 гг. для поддержки организаций, которые реализуют локальные проекты, снижающие уровень изоляции, улучшающие качество жизни пожилых людей. Кроме того, в 2019–2020 гг. местным организациям было выделено 9 млн долл. для оказания неотложных услуг пожилым людям, пострадавшим от COVID-19;
30 временное продление доплаты к гарантированному доходу и выплат пособий, если информация о доходах пожилых людей за 2019 г. не была оценена, что обеспечило получение пособий наиболее уязвимыми категориями пожилых людей; предоставление единовременной специальной предоплаты за счёт кредита по оплате налога на товары и услуги (GST) в апреле.
31 Непропорционально тяжёлое воздействие COVID-19 оказывает на здоровье, социальное и экономическое положение уязвимых групп населения. Федеральное правительство приняло ряд мер для обеспечения того, чтобы наиболее уязвимые канадцы имели доступ к необходимой им поддержке, выделив, в частности: • 157,5 млн долл. для удовлетворения потребностей в жилье и безопасности бездомных; при этом финансирование используется для предотвращения вспышки инфекции; • 50 млн более чем 500 женским приютам и убежищам для жертв сексуального насилия, спасающимся от насилия в тех случаях, когда дом не является безопасным местом. При этом 10 млн долл. выделено для существующей сети из 46 приютов в резервациях коренных народов и на Юконе для помощи спасающимся от насилия женщинам и детям из числа коренного населения; • 7,5 млн для «горячей линии» помощи детям в целях сохранения эмоционального и психического здоровья детей и молодёжи в условиях пандемии COVID-19; • 100 млн на поддержку продовольственных банков и других организаций, оказывающих чрезвычайную помощь по предотвращению голода. Эти средства направлены на закупку продовольствия и других предметов первой необходимости, так как согласно майскому отчёту Статистического управления Канады, каждый третий канадец, который не работает из-за локдауна, связанного с COVID-19, испытывает проблемы с приобретением продуктов питания; • 350 млн долл. в 2020–2021 гг. на создание Чрезвычайного фонда поддержки благотворительных и некоммерческих организаций, предоставляющих основные услуги по обслуживанию уязвимых групп населения. Всего по состоянию на 9 июня 2020 г. было профинансировано 772 проекта [2]. С серьёзными вызовами из-за COVID-19 сталкиваются канадцы с ограниченными возможностями. Чтобы обеспечить им поддержку, правительство предприняло ряд следующих мер: • с 1 июня 2020 г. предоставляется финансирование в размере 556,7 млн долл. для единовременной безналоговой выплаты канадцам с действительным сертификатом налогового кредита по инвалидности (DTC). Для них выплата составляет 600 долл., но эта сумма скорректирована с учётом выплаты, полученной в рамках специального единовременного платежа для пожилых людей, имеющих право на получение пенсии по старости и доплаты к гарантированному доходу; • 15 млн долл. выделено на проект Фонда возможностей для инвалидов по обеспечению доступности рабочих мест, чтобы помочь канадцам с ограниченными возможностями и их работодателям; • студентам с ограниченными возможностями предоставлено дополнительно 750 долл. в месяц в рамках программы «Канадское чрезвычайное пособие для студентов» (вместо 1250 долл. теперь оно составляет 2 000) и удвоены канадские гранты для студентов с инвалидностью.
32 COVID-19 ещё больше высветил многие существующие проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы, особенно живущие в отдалённых районах. Общины коренных народов внедрили инновационные решения для предотвращения распространения COVID-19 и борьбы с его последствиями. С целью поддержки общественного здравоохранения, социальных и экономических мер в общинах коренных народов федеральное правительство выделило на эти нужды более 1,4 млрд долларов: • 380 млн долл. – для поддержки общин коренных народов, причём специальное финансирование предназначено для организаций коренных народов в городах и за пределами резерваций; • 270 млн – на Программу помощи в получении дохода из резерва для удовлетворения возросшего спроса и помощи отдельным лицам и семьям в покрытии их основных расходов на проживание; • 29 млн (на 2020–2021 и 2021–2022 гг.) –для оказания помощи в строительстве и эксплуатации десяти приютов в общинах коренных народов по всей стране и двух приютов для женщин и детей из числа коренных народов, которые подвергаются насилию и спасаются от него; • 285,1 млн – на укрепление мер общественного здравоохранения в общинах коренных народов; • 75,2 млн – для увеличения существующей поддержки учащихся из числа коренных народов, инуитов и метисов, получающих высшее образование; • 306,8 млн – для поддержки предприятий коренных народов, а также для покрытия операционных расходов и проблем с ликвидностью в финансовых учреждениях коренных народов; • 133 млн – для помощи общинам коренных народов в поддержке их местных предприятий и экономики, включая принадлежащие общинам предприятия коренных народов, работающих в туризме; • 17 млн – для облегчения выплаты процентов коренным народам за счёт займов, предоставленных Финансовым управлением Первых наций [13].
33 Практически сразу же после начала пандемии канадское правительство признало настоятельную необходимость оказания финансовой поддержки миллионам нуждающихся канадских семей и ввело с 6 апреля 2020 г. специальное Канадское пособие в условиях чрезвычайной ситуации (CERB) [14], предоставляло лицам, пострадавшим от пандемии, по 2 тыс. долл. в месяц до конца сентября, после чего данное пособие было переведено в программу страхования занятости. Первоначально предоставление этого пособия было рассчитано на 16 недель, но поскольку экономика восстанавливалась медленно, и многие канадцы продолжали сталкиваться с проблемами, правительство продлило срок действия в общей сложности до 24 недель. Как объявил Дж. Трюдо 16 июня 2020 г., правительство будет следить за лучшими международными практиками, экономикой и распространением коронавируса и при необходимости будет вносить необходимые изменения в Программу, чтобы люди могли получить необходимую помощь по мере восстановления экономики [15].
34 К июню 2020 г. за этим пособием обратились 8,16 млн человек, и им было выплачено 53,53 млрд долл. В совокупном выражении выплаты с середины марта по май 2020 г. в значительной степени заменили доходы от занятости, потерянные канадцами во время пандемии. Для лиц с низкими доходами и уязвимых слоёв населения, которые особенно сильно пострадали от коронакризиса, эта поддержка имела решающее значение, помогая им оплатить аренду жилья, продукты питания и лекарства.
35 Не все группы населения Канады в равной степени пострадали от экономического кризиса. Среди женщин было больше уволенных и тех, чьё рабочее время было сокращено, и кто смог вернуться к работе, поскольку экономика начала восстанавливаться лишь в мае 2020 г. В марте и апреле основную тяжесть потерь в сфере занятости понесли низкооплачиваемые работники, молодёжь и недавние иммигранты. Кроме того, работающие родители также сильно пострадали от экономического спада, поскольку рабочее время имевших маленьких детей сократилось больше, чем у других. Для некоторых групп, включая молодёжь и недавних иммигрантов, уровень занятости в мае 2020 г. практически не восстановился. В таких секторах экономики, как промышленность и строительство, на которые приходится большая доля занятых мужчин, наблюдается восстановление занятости, в то время как, например, в секторах гостиничных услуг и питания, где занято большое число женщин и иммигрантов, по-прежнему наблюдается замедление из-за мер общественного здравоохранения и низкого уровня спроса. Устранение этих диспропорций в занятости остаётся приоритетом для правительства. Имеющиеся данные ещё не полностью отражают расовые различия, но можно предположить, что небелые канадцы имеют более низкие доходы, неравный доступ к здравоохранению и испытывают «системную дискриминацию», что усугубляет их экономические трудности, связанные с пандемией.
36 Учащиеся высших учебных заведений Канады и недавние выпускники также ощущают на себе последствия пандемии. Они находятся на переломном этапе жизни, в конце учебного года им нужны средства для покрытия текущих расходов или сохранения средств на следующий семестр, но они столкнулись с трудностями в поиске работы из-за пандемии. Кроме того, женщины, составляющие около 60% всех студентов вузов в Канаде, уже сталкиваются с ростом безработицы из-за COVID-19, поскольку учащимся не полагается пособие в условиях чрезвычайной ситуации. А так как студенты обычно моложе 29 лет, они с меньшей вероятностью будут иметь финансовую «подушку безопасности» на период безработицы. Для поддержки студентов и выпускников, которые не имеют права на получение пособия в условиях чрезвычайной ситуации или пособия по безработице и не могут найти работу или не в состоянии работать из-за COVID-19, правительство ввело чрезвычайное пособие для студентов (CESB), но оно было доступно только в течение четырёх месяцев (с мая по август 2020 г.). За этим пособием обратились свыше 600 тыс. человек, получивших в общей сложности 1,42 млрд долл. выплат [16].
37

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАНАДСКОГО БИЗНЕСА

38

Поддержка канадского бизнеса со стороны федерального правительства включает программу экстренного субсидирования заработной платы (CEWS) и множество беспроцентных кредитов, а также адресную отраслевую поддержку. План предусматривал промежуточное финансирование временного дефицита денежных средств (бридж-финансирование) для предприятий на время коронакризиса, чтобы они могли оставаться платёжеспособными и обеспечивать занятость канадцев. Поддержка предприятий была рассчитана с учётом размера фирмы и относительного доступа к другим источникам финансирования. Цель плана состоит в том, чтобы помочь предприятиям получить доступ к кредитам, необходимым для преодоления кризиса. Финансовая поддержка бизнеса была своевременной и последовательной, с требуемой скоростью и гибкостью на уровне малого бизнеса. Для более крупных фирм был разработан иной подход для удовлетворения их финансовых потребностей, поскольку они, как правило, имеют больше потенциальных источников финансирования.

39 С самого начала пандемии правительство Канады начало максимально быстро оказывать поддержку малому бизнесу, составляющему 98% работодателей в Канаде. Они обеспечивают рабочие места и часто являются градообразующими. Эти предприятия по сравнению с более крупными компаниями имеют сравнительно ограниченный доступ к капиталу и финансированию и меньшие возможности по обслуживанию дополнительного долга, нуждаясь в целевой поддержке. План предусматривает адресную поддержку малого бизнеса, помогая ему преодолеть сложный экономический период. Виды такой поддержки сгруппированы в три раздела: доходы и заработная плата, кредитная поддержка и помощь для оплаты аренды.
40 Первый включают пособие по реагированию на чрезвычайные ситуации в Канаде и чрезвычайную субсидию на зарплату. В плане кредитной поддержки для малых и средних предприятий принята Программа доступности кредитов для бизнеса (Business Credit Availability Program); кроме того, малые предприятия ещё могут подать заявку на поддержку через Канадский чрезвычайный бизнес-счёт (Canada Emergency Business Account). Что касается поддержки для внесения арендной платы, то для малых предприятий предусмотрена чрезвычайная помощь в области коммерческой аренды (Canada Emergency Commercial Rent Assistance). Ещё пострадавшие от COVID-19 малые предприятия могут воспользоваться чрезвычайной помощью в области коммерческой аренды, которая в партнёрстве с провинциями и территориями предоставляет льготные кредиты владельцам коммерческой недвижимости для снижения на 75% арендной платы соответствующих малых предприятий. Это вместе c чрезвычайной субсидией на зарплату оказывает значительную помощь малым предприятиям, пытающимся покрыть свои ежемесячные фиксированные расходы.
41 По состоянию на 3 июля 2020 г. одобрены заявки на получение помощи от более 29 тыс. малых предприятий с более чем 209 тыс. работников, а общий объём запрашиваемого финансирования составил более 221 млн долл. [17]. Финансирование в рамках чрезвычайной помощи в области коммерческой аренды было предоставлено большому числу канадских малых предприятий во всех провинциях и территориях, включая рестораны, розничные магазины, медицинские и стоматологические клиники, парикмахерские и маникюрные салоны, тренажёрные залы и танцевальные студии и многое другое. Для оказания дальнейшей поддержки по мере того, как сильно пострадавшие предприятия начинают вновь открываться, правительство продлило срок действия этой помощи ещё на месяц, покрывая арендную плату за июль 2020 года.
42 Малые предприятия также получили доступ к Канадскому чрезвычайному бизнес-счёту (CEBA) [18], который является частью Программы доступности бизнес-кредитов (BCAP) [19]. Чрезвычайный бизнес-счёт выдаёт беспроцентные, частично списываемые кредиты на сумму до 40 тыс. долл. и предоставляется через банки и кредитные союзы в сотрудничестве с Канадским агентством по развитию экспорта. К июлю 2020 г. 688 тыс. малых предприятий получили по такому счёту 27,41 млрд долл., включая 7 млрд, которые можно списать, если кредит будет возвращён до 31 декабря 2022 г. Более 65% предприятий воспользовались данной программой до начала июня 2020 г. Благодаря доступности бизнес-кредитов, малые и средние предприятия также могут получить доступ к более широкому спектру кредитной поддержки и поддержки ликвидности (до 12,5 млн долл. выделено в рамках программы совместного кредитования малых и средних предприятий и дополнительно выделяются кредиты на общую сумму до 6,25 млн в рамках этой программы.
43 Миллионы канадцев работают в компаниях среднего и крупного бизнеса. Доступ к финансированию стал более сложным для компаний всех размеров, включая более крупные компании, поскольку продолжительность вызванных COVID-19 экономических потрясений неопредлённа, а будущий спрос на товары и услуги трудно предсказать. Компании, которые были бы финансово жизнеспособны после кризиса, возможно, не смогут поддерживать свою деятельность до тех пор без дополнительной кредитной поддержки. Программа доступности бизнес-кредитов предоставляет поддержку, ориентированную на предприятия среднего бизнеса с большими потребностями в финансировании, имеющими, как правило, годовой доход от 50 млн до 300 млн долл. Поддержка этих предприятий включает кредиты на сумму до 60 млн на компанию и гарантии на сумму до 80 млн долл. Более крупные компании являются важными для региона или страны и ключевыми звеньями в цепочках поставок товаров и услуг. Доступ к финансовой поддержке гарантирует, что крупные компании смогут выплачивать зарплату миллионам работающих в них канадцев и поддерживать поставщиков, которые полагаются на их бизнес.
44 План предлагает поддержку крупнейшим работодателям Канады, чтобы помочь защитить рабочие места миллионов канадцев. Фонд экстренного финансирования крупных работодателей (LEEFF) [20] предлагает промежуточное финансирование крупнейших работодателей Канады, чьи потребности во время пандемии не удовлетворяются за счёт обычного финансирования. Чтобы претендовать на помощь фонда, предприятия должны запрашивать финансирование в размере от 60 млн долл., иметь значительный объём операций или рабочую силу в Канаде и не проходить процедуру признания неплатёжеспособными. Кроме того, компании, получающие финансирование фонда, должны предоставлять информацию о том, как они способствуют выполнению обязательств Канады по Парижским климатическим соглашением и достижению нулевых выбросов парниковых газов к 2050 г. Они также обязаны выполнять обязательства в соответствии с существующими пенсионными планами и коллективными договорами. Компании, которые были признаны виновными в уклонении от уплаты налогов, не имеют права обращаться в фонд.
45 С самого начала пандемии правительство Канады приняло меры по поддержке рыночной ликвидности, чтобы помочь предприятиям продолжать получать доступ к кредитам и содействовать хорошо функционирующим провинциальным рынкам финансирования. В сотрудничестве с Банком Канады, Управлением суперинтенданта финансовых учреждений (OSFI), Канадской ипотечной и жилищной корпорацией (CMHC) и коммерческими кредиторами правительство запустило программу поддержки ликвидности на сумму более 600 млрд долл. Банк Канады внедрил механизмы поддержки ключевых финансовых рынков и ликвидности финансовых учреждений с тем, чтобы они могли продолжать обслуживать предприятия и домохозяйства и поддерживать ликвидные и хорошо функционирующие рынки финансирования в провинциях. Управление суперинтенданта финансовых учреждений снизило внутренний буфер ликвидности, чтобы увеличить кредитные возможности крупных банков Канады и поддержать предложение дополнительных кредитов на сумму до 300 млрд долл. в экономику. Правительство также объявило, что Канадская ипотечная и жилищная корпорация приобретёт застрахованные ипотечные пулы на сумму до 150 млрд американских долл. для обеспечения долгосрочного стабильного финансирования банков и ипотечных кредиторов, содействия дальнейшему кредитованию канадских потребителей и предприятий и увеличения ликвидности на ипотечном рынке Канады.
46 Сопровождавший развитие пандемии экономический спад затронул все регионы Канады, но каждый по-своему. Для некоторых регионов последствия были серьёзными. Региональный фонд помощи и восстановления правительства Канады выделил 962 млн долл. через шесть канадских агентств регионального развития для поддержки пострадавших предприятий, которые имеют ключевое значение для региональной и местной экономики, в том числе в сельских районах [21]. Это обеспечивающие местные рабочие места производственные, технологические или туристические компании, которые нуждаются в помощи в возобновлении работы после пандемии, но не имеют права на получение других видов государственной поддержки.
47 Серьёзные трудности в связи с локдауном испытало и рыбное хозяйство Канады из-за снижения спроса. Федеральное правительство выделило 469,4 млн долл. в виде грантов и поддержки этого сектора канадской экономики.
48 Энергопроизводящие регионы страны столкнулись с проблемой резкого снижения цены на нефть. Федеральное правительство выделило 1,72 млрд правительствам Альберты, Саскачевана и Британской Колумбии, а также владельцам оставленных, но не заглушённых скважин Альберты для очистки бездействующих нефтяных и газовых скважин, что поможет поддерживать чистоту окружающей среды Канады и сохранить около 5,3 тыс. рабочих мест только в Альберте. Кроме того, Фонд сокращения выбросов предоставит обычным и морским нефтегазовым компаниям подлежащие возврату взносы в размере 750 млн долл. для поддержки их инвестиций в сокращение выбросов парниковых газов и проведение исследований и разработок. Это особенно полезно для расположенного в основном в Ньюфаундленде и Лабрадоре морского нефтегазового сектора, который и получит до 75 млн долларов [22].
49 На федеральном уровне было принято множество мер поддержки, направленных на оказание помощи правительствам провинций и территорий в преодолении экономического спада. Банк Канады осуществлял Программу поддержки ликвидности на провинциальном денежном рынке и поддержки эффективности провинциальных рынков финансирования. В дополнение к этой программе банк также создал Программу покупки облигаций провинций, помогая поддерживать хорошо функционирующие рынки финансирования провинций, поскольку провинциальные правительства изыскивали дополнительные объёмы финансирования для реализации чрезвычайных мер по поддержке предприятий и домохозяйств. В совокупности на эти меры было выделено 12,4 млрд долларов.
50 Меры федерального правительства по индивидуальной поддержке населения, которые эффективно компенсировали потерянные доходы в совокупном выражении, также оказывают значительную поддержку провинциям и территориям, помогая защитить региональные бюджеты от падения сборов подоходного налога и налога с продаж. Подоходный налог составляет около 35% доходов провинций из собственных источников, а налог с продаж (там, где он есть) составляет около 20%.
51 «Перезапуск» канадской экономики – сложный процесс. По мере того, как канадская экономика начала восстанавливаться, федеральное правительство продолжало консультации с руководителями системы здравоохранения и правительствами провинций и территорий для защиты здоровья канадцев. Безопасное возобновление экономической деятельности требует постепенного и поэтапного подхода, основанного в первую очередь на соображениях охраны здоровья и безопасности и требующего постоянного тесного сотрудничества и координации на всех уровнях управления.
52

КАНАДА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

53 Во всех странах мира предпринимаются масштабные действия для устранения экономических последствий пандемии COVID-19. По данным МВФ, финансовые ресурсы, выделенные на реализацию мер поддержки граждан и бизнеса, объявленные странами Группы двадцати (G20), в среднем уже превышает бюджетные стимулы, предоставленные в течение трёх лет, последовавших за глобальным финансовым кризисом 2008–2009 гг. Планы экономического реагирования на пандемию в разных странах, как правило, сосредоточены на поддержке систем здравоохранения, защите доходов работников и их семей и на ослаблении ограничений на движение денежных средств для предприятий за счёт отсрочки уплаты налогов и сборов и мер по увеличению кредитования и ликвидности. Также предпринимаются дополнительные меры по обеспечению денежно-кредитной и финансовой стабильности.
54 Относительно благополучное состояние финансовой системы Канады позволило правительству реализовать амбициозный по международным меркам план экономического реагирования. Только на меры прямой бюджетной поддержки пришлось более 10% ВВП Канады по сравнению с 6,7% в среднем по странам Группы семи, при этом основная часть средств была направлена на помощь физическим лицам и домохозяйствам. Помимо общего размера выделенных для реализации плана средств, который является одним из наиболее значительных в Группе семи и Группе двадцати, план Канады по противодействию пандемии также является одним из наиболее всеобъемлющих, охватывающих более широкий спектр мер, чем большинство планов других стран. Канада, в частности, является одной из немногих стран, которая реализовала как национальную программу помощи малому бизнесу в оплате аренды, так и выделяла льготные кредиты для малых и средних предприятий. Диапазон поддержки домохозяйств в Канаде также выгодно отличается от других стран. Например, Канадская субсидия на компенсацию потерь заработной платы в дополнение к повышенным пособиям по безработице и широкому спектру адресной поддержки студентов, пожилых людей и других уязвимых групп.
55

Таблица 2

Сравнение стран Группы семи(в скобках указана позиция страны по убыванию признака)

  Тяжесть первой волны пандемии1 Строгость ограничительных мер2 Случаев на 1 млн человек (21.10.2021)3 Смертей на 1 млн человек 21.10.2021)3
Великобритания 0,291 (2) 55,32 (4) 127 794 (2) 2 068 (3)
Германия 0,116 (6) 50,48 (6) 53 216 (5) 1 140 (5)
Италия 0,279 (3) 79,86 (1) 79 355 (4) 2 211 (2)
Канада 0,155 (5) 66,45 (2) 44 556 (6) 753 (6)
США 0,438 (1) 53,44 (5) 137 206 (1) 2 220 (1)
Франция 0,274 (4) 66,43 (3) 106 701 (3) 1 754 (4)
Япония 0,059 (7) 40,2 (7) 13 641 (7) 144 (7)

1 Рассчитано по авторской методике. 2 Показатель рассчитан как средний уровень разработанного в Оксфордском университете Stringency Index в период с начала пандемии в стране и до момента достижения пика в период первой волны пандемии (пик определяется на основе скользящего среднего за 7 дней). 3 >>>> (дата обращения: 21.10.2021).

56 По мере того, как экономика продолжает «открываться» и локдаун отменяется, федеральное правительство Канады намерено и дальше во взаимодействии с провинциями и территориями обеспечивать надлежащую поддержку всех канадцев чтобы • расширить проведение тестирования и отслеживание контактов; • нарастить потенциал системы здравоохранения и укрепить меры по профилактике инфекций и борьбе с ними; • устранить пробелы в программах поддержки людей, имеющих проблемы психического здоровья и испытывающих проблемы с употреблением психоактивных веществ; • устранить пробелы в системе ухода за больными и пожилыми (включая долгосрочный уход и уход на дому) и оказать медицинскую и социальную поддержку другим уязвимым группам; • обеспечить медицинских работников и работников жизненно важных отраслей средствами индивидуальной защиты; • обеспечить услугами по уходу за детьми возвращающихся работников по мере восстановления экономики; • обеспечить канадцам до 10 дней оплачиваемого отпуска, если они заболеют или обнаружат симптомы COVID-19; и • предоставить муниципалитетам поддержку, необходимую для покрытия расходов, связанных с COVID-19.
57 Эти программы поддержки обеспечат провинции и территории ресурсами для возобновления экономики и возвращения людей к повседневной жизни, а также готовность к возможным новым волнам заражения коронавирусом в будущем.
58 Традиционные экономические показатели, такие как ВВП, сами по себе не дают полной картины изменения качества жизни канадцев, и пандемия ещё больше выявила этот факт. Правительство Канады работает над включением показателей качества жизни в процесс принятия решений, в том числе при реализации Канадского плана экономического реагирования на COVID-19.
59

ВОСПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ОБЩЕСТВОМ

60 Успех мер общественного здравоохранения по борьбе с распространением пандемии — особенно социального (правильнее, физического, пространственного) дистанцирования — в значительной степени зависит от соблюдения требований обществом, от доверия населения лицам, принимающим решения, готовности следовать предписаниям, рекомендациям и выполнять решения, принимаемые политическими руководителями общенационального, регионального и местного уровней.
61 Пандемия стала во многом проверкой качеств действующих лидеров не только как выразителей интересов выдвинувших их партий, носителей определённой идеологии и ценностей, но, прежде всего, как управленцев, способных эффективно реагировать на чрезвычайные, кризисные ситуации.
62 За прошедшие почти два года выросли рейтинги руководителей государств, регионов, городов, где были предприняты быстрые и эффективные меры противодействия COVID-19. Основным критерием оценки населением политиков и других лиц, принимающих решения, становится профессионализм, способность действенно отвечать на вызовы, решать проблемы.
63 Несмотря на распространение многочисленных теорий заговора, доверие к государственным институтам в ряде стран за годы пандемии фактически возросло. Это событие отражает признание того факта, что политические лидеры и государственные учреждения этих стран (а) регулярно предоставляют достоверную информацию о текущей ситуации, (б) принимают эффективные решения о мерах по борьбе с пандемией COVID-19 и (в) способны оказывать необходимую поддержку тем, кто пострадал от этих мер.
64 Доверие к правительству среди канадцев существенно выросло в течение первых двух месяцев пандемии. Полтора года спустя можно сказать, что настроения первых месяцев 2020 г. были в значительной степени иллюзией. Канада, которая сейчас сталкивается с «кризисом лидерства и доверия экспертам», не была исключением. Доверие канадцев к правительству с мая 2020 г. по май 2021 г. упало [23]. Доверие к бизнесу, НПО, средствам массовой информации также снизилось. Около половины канадцев сейчас говорят, что руководители правительства, руководители бизнеса и журналисты активно пытаются ввести их в заблуждение. Уровень доверия в Канаде «стабилен, но слаб», с более выраженным снижением среди канадцев с низким уровнем дохода и меньшим доверием среди молодёжи. Неудачные или неравномерно применяемые стратегии локдауна, изоляции, сомнения по поводу вакцин, а также неразбериха в реализации программ вакцинации, безусловно, подорвали доверие канадцев. Опасные теории заговора заполнили вакуум, оставленный неясными сообщениями на фоне рекомендаций в области здравоохранения, которые иногда резко менялись без адекватных объяснений. Дух «глобальной деревни» уступил место «национализму вакцин» и накоплению средств индивидуальной защиты. Первый год жизни в условиях пандемии опроверг представление, что мы «все в одной лодке», как внутри Канады, так и во всём мире. Но после 2020 г., в течение которого канадцы возлагали надежды на институты, новые невыполненные обещания только рискуют привести к дальнейшей эрозии важнейшего элемента «социального капитала» – доверия к институтам и друг к другу – потенциально навсегда подрывая основы коллективной жизни и эффективного взаимодействия в обществе. В конечном счете уровень доверия больше среди тех, для кого система работает хорошо, чем среди тех, в отношении кого она даёт сбои.
65 Доверие канадцев остаётся стабильным и относительно высоким к врачам (83%) и учёным (80%), при этом наблюдается снижение доверия к политическому руководству, что обусловлено снижением доверия к премьер-министру (43%) и мэрам (38%), в то время как доверие к премьерам провинций стабильно удерживается на уровне 44%. Стоит отметить успех описанных выше мер поддержания бизнеса и его социальных обязательств: в отличие от жителей ряда стран (включая США), канадцы сохранили высокую степень доверия к своим работодателям [24].
66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

67 Широкие меры поддержки населения и бизнеса при умеренном уровне доверия к правительству позволили Канаде реализовать довольно строгие (в сравнении с другими странами Группы семи ограничительные меры и добиться того, что тяжесть первой волны была относительно невысокой. Продолжение той же политики привело к тому, что на сегодняшний день Канада имеет одни из наиболее благоприятных показателей по количеству случаев COVID-19 и количеству летальных исходов на 1 млн жителей (см. табл. 2).
68 Недавние всеобщие выборы практически не изменили политического ландшафта Канады. Основные политические силы в целом сохранили свои позиции. По прошествии времени, кончено, будут даны оценки эффективности предпринятых мер, сделаны надлежащие выводы для оптимизации мобилизационных механизмов государства в условиях эпидемиологических угроз.
69

Но уже сегодня можно отметить важность усилий по мониторингу, сбору и анализу данных (в том числе статистических) для формирования адекватной картины происходящего, выявление краткосрочных и долгосрочных трендов, прогнозирования возможных сценариев развития событий, оценки рисков и последствий предпринимаемых государством мер реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций.

70

Важен системный подход, учёт взаимного влияния различных объективных и субъективных факторов, взаимосвязи антикризисных мер, а также координация действий различных органов государственной власти и управления (отраслевых ведомств, территориальных органов различных уровней – общефедерального, регионального и местного).

71

Для государства важно как можно раньше определиться с приоритетами предполагаемой к реализации политики, осуществлять целевое финансирование ключевых мер по достижению поставленных целей, осуществлять постоянную коммуникацию с обществом, сообщая гражданам достоверную информацию о состоянии дел и имеющихся проблемах, объясняя цели и смысл принимаемых и реализуемых государством политических решений, обеспечивая «обратную связь», необходимую для поддержания уровня общественного доверия и успешного выполнения поставленных задач.

References

1. Lima de Miranda, Katharina and Snower, Dennis, The Societal Responses to COVID-19: Evidence from the G7 Countries (May 1, 2021). CEPR Discussion Paper No. DP16136. Available at: https://ssrn.com/abstract=3846249 (accessed 21.10.2021).

2. Canada’s COVID-19 Economic Response Plan. Available at: https://www.canada.ca/en/department-finance/economic-response-plan.html (accessed 21.10.2021).

3. Prime minister announces temporary border agreement with the United States. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/20/prime-minister-announces-temporary-border-agreement-united-states (accessed 21.10.2021).

4. Prime minister outlines Canada’s COVID-19 response. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/11/prime-minister-outlines-canadas-covid-19-response (accessed 21.10.2021).

5. Prime minister announces virtual care and mental health tools for Canadians. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/03/prime-minister-announces-virtual-care-and-mental-health-tools (accessed 21.10.2021).

6. Prime minister announces Canada’s Plan to Mobilize Industry to fight COVID-19. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/20/prime-minister-announces-canadas-plan-mobilize-industry-fight-covid (accessed 21.10.2021).

7. Fighting COVID-19. Protecting the health and safety of Canadians. Available at: https://www.budget.gc.ca/fes-eea/2020/themes/fighting-covid-19-lutter-contre-covid-19-en.html (data obrascheniya: 21.10.2021).

8. Ottawa to fund existing coronavirus research projects. Available at: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-ottawa-to-fund-existing-coronavirus-research-projects/; https://www.vido.org/ (accessed 21.10.2021).

9. Vaccines for COVID-19. Available at: https://www.canada.ca/en/public-health/services/diseases/coronavirus-disease-covid-19/vaccines.html (accessed 21.10.2021).

10. Canada Emergency Wage Subsidy (CEWS). Available at: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/subsidy/emergency-wage-subsidy.html (accessed 21.10.2021).

11. Overview of child and family benefits. Available at: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/child-family-benefits.html accessed 21.10.2021).

12. Canada child benefit (SSV). Available at: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/child-family-benefits/canada-child-benefit-overview.html (accessed 21.10.2021)

13. Indigenous Community Support Fund. Available at: https://www.sac-isc.gc.ca/eng/1585189335380/1585189357198 (accessed 21.10.2021).

14. Canada Emergency Response Benefit (CERB): Closed. Available at: https://www.canada.ca/en/services/benefits/ei/cerb-application/questions.html (accessed 21.10.2021).

15. Prime Minister announces extension of the Canada Emergency Response Benefit. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/06/16/prime-minister-announces-extension-canada-emergency-response-benefit (accessed 21.10.2021).

16. Canada Emergency Student Benefit (CESB). Available at: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/benefits/emergency-student-benefit/cesb-who-apply.html?wbdisable=true (accessed 21.10.2021).

17. COVID-19: CECRA for small businesses has ended. Available at: https://www.cmhc-schl.gc.ca/en/professionals/project-funding-and-mortgage-financing/mortgage-loan-insurance/covid19-cecra-small-business (accessed 21.10.2021).

18. Sanada Emergency Business Account (CEBA). Available at: https://www.cibc.com/en/business/covid-19/emergency-business-account-faq.html (accessed 21.10.2021)

19. EDC Business Credit Availability Program (BCAP) Guarantee. Available at: https://www.edc.ca/en/solutions/working-capital/bcap-guarantee.html (accessed 21.10.2021).

20. Large Employer Emergency Financing Facility (LEEFF). Available at: https://www.cdev.gc.ca/home-ceefc/ (accessed 21.10.2021).

21. Prime Minister announces health and social support for northern communities. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/04/14/prime-minister-announces-health-and-social-support-northern (accessed 21.10.2021).

22. Prime Minister announces new support to protect Canadian jobs. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/04/17/prime-minister-announces-new-support-protect-canadian-jobs (accessed 21.10.2021).

23. Trust and the Pandemic. CanTrust Wave Three Update Study. May 2021. Available at: https://getproof.com/wp-content/uploads/2021/05/2021-Proof-Strategies-CanTrust-Index-Trust-and-the-Pandemic-May-Update.pdf (accessed 21.10.2021)

24. Edelman Trust Barometer 2021. Global Report. P. 8.

Comments

No posts found

Write a review
Translate