Экономика Байдена: итоги первого года
Экономика Байдена: итоги первого года
Аннотация
Код статьи
S268667300021007-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Супян Виктор Борисович 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-19
Аннотация

Статья анализирует итоги экономического развития США после первого года пребывания в Белом доме президента Дж. Байдена. В ней, в частности, показаны основные макроэкономические результаты в 2021 г. и оценены перспективы на 2022 г. и ближайшую перспективу. Так, хотя первый год Байдена в Белом доме прошёл под знаком продолжавшейся пандемии коронавируса, многие экономические результаты выглядят весьма положительными. За минувший год в стране было создано более 6,2 млн новых рабочих мест, занятость выросла на 4,5%, уровень безработицы сократился до 3,9%.

Наиболее впечатляющим среди результатов минувшего года был экономический рост. Прирост ВВП в 2021 г. составил 5,5%, самый высокий показатель с 1976 г. Позитивную динамику демонстрировала биржа – заметно выросли показатели всех биржевых индексов – «Доу Джонса», «НАСДАК», «Стэндарт энд Пурс». 

С другой стороны, в стране обострилась проблема инфляции – за 2021 г. она демонстрирует необычно высокий рост за более чем 40-летний период – до уровня в 7%. Это связано с предшествующим пандемическим кризисом, разрывом логистических цепочек, с резким увеличением государственных расходов в условиях борьбы с последствиями пандемии. Продолжился рост государственного долга, причиной которого стало увеличение бюджетного дефицита страны. Среди негативных факторов развития – низкий уровень экономической активности трудоспособного населения страны, который пока не вышел на предкризисный уровень. 

В течение первого года президентства Дж. Байдена обрела конкретные черты его экономическая политика. Она направлена на окончательный выход из экономического кризиса и на более долгосрочные цели развития. После принятия в марте 2021 г. Американского плана спасения был принят ряд законодательных актов, ориентированных на модернизацию инфраструктуры страны, развитие промышленности, решения социальных проблем. Ключевым, в частности, стал закон «Об инвестициях в инфраструктуру» на сумму 655 млрд долл., предполагающий строительство дорог, мостов, аэропортов, развитие транспорта и прочие инфраструктурные проекты. На очереди – законопроект «Построим заново лучшую Америку», который нацелен на ещё более масштабные проекты по развитию инфраструктуры, энергетики, обрабатывающей промышленности и по решению социальных проблем, предполагающий ассигнования более чем в 2 трлн долларов.

Ключевые слова
экономическое развитие США, экономический рост, занятость, инфляция, экономическая политика, экономическая инфраструктура, промышленность, социальное развитие
Классификатор
Получено
11.03.2022
Дата публикации
30.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
502
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Прошел год с тех пор, как в Белый дом пришёл президент Дж. Байден. Можно подводить некоторые предварительные итоги, в том числе и в области экономики: достаточно уверенный экономический рост, низкую безработицу, рост прибылей корпораций. Одновременно на беспрецедентно высоком уровне оказалась годовая инфляция – около 7%. За первый год чёткие очертания приняла и экономическая политика президента, ориентированная не только на преодоление кризиса, но и на достижение долгосрочных экономических целей.
3

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

4 Первый год Байдена прошёл под знаком продолжавшейся пандемии коронавируса. Тем не менее, многие экономические результаты года выглядят впечатляюще, например, в сфере занятости. После января 2021 г., когда Байден стал президентом, до конца 2021 г. в стране было создано 6215 тыс. новых рабочих мест, то есть занятость выросла на 4,4%. При этом сфера труда не оправилась полностью от пандемии – в декабре 2021 г. в экономике всё ещё было на 3,6 млн человек меньше, чем в феврале 2020 года.
5 За первый год пребывания Дж. Байдена в Белом доме несельскохозяйственная занятость в целом выросла на 4,4%, в частном секторе – на 4,48%. В отдельных секторах экономики рост составил: в сфере развлечений и гостиничном бизнесе – 19,6%, в добывающей промышленности – 10,1%, в сфере информационных услуг – на 4,6%, в профессиональных и бизнес услугах – 3,8%, в обрабатывающей промышленности – 3,0%, в торговле, транспорта – 2,9%, в образовании и здравоохранении – 2,4%, в строительстве – 2,0%, в финансах – 1,6%, в прочих услугах – 6%, в государственном секторе – 1,6% [1].
6 Показатель безработицы сократился быстрее, чем это было когда-либо после рецессий и достиг в декабре уровня в 3,9%. Это на 2,5 п.п. ниже того уровня (6,1%), который был после избрания Байдена. Он остаётся на 0,4 п.п. выше допандемического в 3,5% в феврале 2020 года.
7 Растёт число новых вакансий: в ноябре 2021 г. их число увеличилось на 3,5 млн и достигло 10,6 млн, что на 3,8 млн больше, чем число безработных.
8 Несколько увеличилась за минувший год и экономическая активность трудоспособного населения – с 61,4% до 61,9%. Несмотря на рост, этот показатель всё ещё остаётся ниже допандемического уровня в 63,4% [2]. После предыдущей рецессии этот уровень также не достигал предкризисного уровня.
9 Важным показателем в сфере занятости является положение в обрабатывающей промышленности: Байден уделял этому особое внимание в своих заявлениях во время предвыборной компании, говоря о необходимости возродить обрабатывающую промышленность и призывая покупать американские товары. За минувший год в обрабатывающей промышленности было создано 367 тыс. новых рабочих мест, что составило рост в 3%. Это на 219 тыс. рабочих мест меньше, чем было в феврале 2020 г., когда разразился пандемический кризис.
10 Наиболее впечатляющим среди результатов минувшего года является экономический рост. По оценкам Бюро экономического анализа, прирост ВВП составил в 2021 г. 5,5%, это самый высокий показатель с 1976 г. В первые три квартала темпы роста ВВП достигали 6,7%, опустившись в IV квартале до 2,3%. Уже в 2021 г. удалось решить проблему разрыва цепочек поставок, чтобы избежать дефицита товаров и пополнить склады товарами и запасными частями. Ожидаемые темпы прироста ВВП в 2022 г. – 3,9%, однако многое будет зависеть от масштабов пандемии.
11 В ситуации пандемии особое значение приобретают данные о здравоохранении и медицинском страховании. Число застрахованных в первую половину 2021 г. несколько сократилась – на 500 тыс. человек. Всего в 2021 г., согласно опросам, в стране насчитывалось 31,1 млн незастрахованных американцев, то есть 9,6% всего населения страны.
12 Биржа после избрания Байдена президентом, также демонстрирует позитивную динамику. Так, индекс «Стэндарт энд Пурс» был на 19,3% больше в январе 2022 г., чем до инаугурации Дж. Байдена.
13 Улучшились и показатели других индексов – индекс «Доу Джонса», отражающий капитализацию 30 крупнейших корпораций, вырос на 13,2%, а индекс НАСДАК, отражающий стоимость более 3 тыс. высокотехнологичных компаний, вырос на 13,2%. В целом биржевые индексы, исключая спад марта 2020 г., уверенно росли на протяжении более чем 12 лет.
14 Что касается инфляции, то она демонстрирует прямо противоположную динамику. Если во времена президентства Д. Трампа индекс потребительских цен рос в среднем на 1,9%, а в период президентства Б. Обамы – на 1,8%, то в первые 11 месяцев пребывания Байдена у власти происходит весьма необычный взлёт инфляции – до 6,8%. В ноябре 2021 г. инфляция побила все рекорды, достигнув самого высокого уровня за почти 40-летний период. Причиной тому был возникший дефицит товаров и комплектующих в результате остановки ряда предприятий и разрыва логистических цепочек товаров внутри страны и за её пределами. Кроме того, влияние оказала и политика ФРС и правительства, в результате которой в экономику было вброшено почти 6 трлн долл. в качестве помощи населению и бизнесу. Прогноз по инфляции при этом весьма благоприятен. Так, по данным «Бэнк оф Америка», к концу 2022 г. уровень инфляции упадёт до 3%. Однако, как считают эксперты Национальной ассоциации бизнес-экономики (National Association for Business Economics), инфляция в ближайшие три года, если и сократится, то до уровня, превышающего целевой показатель ФРС в 2% [3].
15 Одновременно росла и заработная плата: за первый год пребывания Байдена у власти средненедельная заработная плата для рядовых работников выросла на 5,2% в номинальном выражении. Реальная заработная плата фактически сократилась на 2,2%.
16 С точки зрения восприятия роста цен, особое значение имеют цены на топливо, в частности, на бензин. Они выросли довольно заметно, после прихода Байдена к власти – с 2,4 долл. до 3,3 долл. за галлон (3,9 л), то есть на 39%. В целом расходы на бензин составляют более 4% потребительских трат среднего домохозяйства. Согласно прогнозам, в 2022 г. цены на бензин в 2022 г. опустятся до 3,4 долл. и в 2023 г. до 2,8 долл. за галлон.
17 В первый год президентства Дж. Байдена после двухлетнего падения начали заметно расти прибыли корпораций – до 2,7 трлн долл. в III квартале 2021 г. Они стали восстанавливаться в III квартале 2020 г. до уровня в 1,9 трлн долл. в конце года. Таким образом, к III кварталу 2021 г. показатель прироста корпоративной прибыли составил 43%.
18 В 2021 г. на 9% выросли объёмы торговли – с 576 млрд долл. до 626,8 млрд. При этом значительно увеличилось число новых бизнесов – с 4,38 млн до 5,3 млн. в 2022 г. Число регистраций новых бизнесов увеличивалось ежемесячно на 418 тыс., что приводило к созданию новых рабочих мест. Только в обрабатывающей промышленности их число увеличилось на 400 тысяч [4] (см. табл.1).
19

Таблица 1

Основные экономические показатели в 2021 г.

  Начало 2021г. Конец 2021г.
Рост ВВП - 3,4% 5,7%
Общее число занятых 142,7 млн человек 149 млн человек
Уровень безработицы 6,4% 3,9%
Число заявок на пособие по безработице 813 тыс. 200 тыс.
Объём розничных продаж 576,5 млн долл. 626,8 млн долл.
Число новых компаний 4,38 млн. 5,39 млн долл.
Занятость в обрабатывающей промышленности 12,2 млн человек 12,6 млн человек

The U.S. Economy Experienced a Record Rebound During President Biden’s First Year in Office. Washington (DC), 2022.

20 Несмотря на возросшую инфляцию, увеличились личные располагаемые доходы населения. Это результат нескольких факторов: рост занятости, рост реальной зарплаты, а также финансовой помощи, оказанной государством населению во время пандемии коронавируса. Объём личного богатства 80% низших доходополучателей увеличился на 4 трлн долл. за три квартала 2021 г. Важной составляющей программ финансовой помощи стало увеличение налогового кредита на детей с 2 тыс. до 3 тыс. долл., это коснулось 27 млн детей из низкодоходных семей. В результате уровень бедности среди них сократился почти на 38% в 2021 году [5].
21 За первый год президентства Байдена снизилось число получателей продовольственной помощи. Их число сократилось на 905 тыс. человек, или на 2,2% – до уровня в 41,1 млн человек. Главная причина – восстановление занятости и трудовых доходов.
22 Важный показатель состояния экономики страны –- цены на жилье, которые росли быстрыми темпами в 2021 г. Согласно данным Национальной ассоциации риелторов, медианная цена односемейного дома в США составляла в ноябре 2021 г. 362 тыс. долл., то есть увеличилась за год на 18%. При этом удельный вес американцев, проживающих в собственных домах, составил в III квартале 2021 г. 65,4%, – на 0,4 п.п. меньше, чем год назад, и заметно ниже, чем в 2020 г. (67,9%). Эти расхождения, возможно, отражают разного рода ограничения, связанные с регистрацией жилья в условиях пандемии.
23 На негативной стороне экономической ситуации – динамика индекса потребительского поведения. На фоне возросшей инфляции и продолжающейся пандемии рассчитываемый в потребительских обзорах Мичиганского университета индекс потребительского поведения демонстрируют понижательную динамику. За минувший год он опустился на 10 п.п. – с 79 до 68,8 п.п. При этом, как показывают опросы, схожие тенденции наблюдаются среди демократов и среди республиканцев.
24 Международные экономические позиции страны отражает прежде всего состояние торгового баланса. Здесь, как и при президенте Трампе, продолжается рост торгового дефицита, который за первые десять месяцев 2021 г. был на 27% больше, чем за тот же период годом раньше – 154 млрд долларов.
25 Добыча нефти продолжает держаться на среднем уровне в 10,7 млн баррелей в день, на 1% ниже, чем в 2020 г. Ожидается, однако, что добыча нефти в 2022 г. возрастет до 11,8 млн баррелей в день и в 2023 г. до 12,4 млн баррелей, это превысит рекордные показатели в 12,3 млн баррелей в 2019 г. Одновременно, по данным Администрации по энергетической информации, происходит рост импорта нефти, который составил 6,1 млн баррелей в день, на 3,6% больше уровня 2020 года.
26 На фоне поставленных целей снижения углеродного загрязнения и после двухлетнего снижения выбросов, в 2021 г. снова увеличилась эмиссия диоксида в размере 3,2 млрд метрических т. Это на 9% превышает уровень вредных выбросов 2020 г. Такой ожидаемый рост, который прогнозировали ещё до прихода к власти Дж. Байдена, был связан с большим использованием угля из-за роста цен на природный газ и возвращением транспорта к нормальному функционированию после пандемии. Только производство электроэнергии за счёт использования угля в качестве источника энергии в 2021 г. выросло на 23%.
27 Продолжился рост государственного долга: размеры государственного публичного долга увеличились за 2021 г. на 7,9% и достигли 23,3 трлн долл. Заметным фактором роста долга стал крупный дефицит федерального бюджета 2,8 трлн долл. в 2021 фин. г., хотя он и оказался на 9,7% меньше дефицита в 3,3 трлн долл. в 2020 г. За эти годы необычно большие дефициты были обусловлены посткризисными и постковидными последствиями, которые привели к росту государственных расходов. Так, только в марте 2021 г. президент Дж. Байден подписал закон «Американский план спасения» (American Rescue Plan), который по оценке Бюджетного управления Конгресса, будет стоить 1,8 трлн долл. в течение десяти лет, включая 1,2 трлн долл. в 2021 фин. году.
28 В прогнозе, опубликованном в июле 2021 г., Бюджетное управление Конгресса прогнозируют постепенное снижение бюджетного дефицита до уровня в 732 млрд долл. в 2024 г. с последующим ростом до уровня в 1,9 трлн долл. в 2031 г. В промежутке между 2022 и 2031 гг. государственный публичный долг будет находиться в пределах от 99 до 106% ВВП.
29 Ещё одним аспектом, отражающим экономическое и социальное положение США, является иммиграция. Число мигрантов только через границу с Мексикой увеличилось на 317% за первые десять месяцев 2021 г., в ноябре 2021 г. оно составило 165 тыс. человек. Придя в Белый дом, Дж. Байден остановил строительство стены на границе с Мексикой, установил потолок разрешённых беженцев в количестве 125 тыс. человек. При президенте Трампе в 2020 г. было разрешено въехать на территории США лишь 19 тыс. беженцев. Уже в 2021 г. Дж. Байден дал разрешение на въезд 62,5 тыс. беженцев, однако фактически в страну въехало лишь 11,4 тыс. беженцев, самый низкий показатель за последние 40 лет. Ожидается, что постепенно число беженцев будет расти согласно целевым установкам Белого дома в этой области.
30 В 2022 г. ожидается замедление экономического роста. Есть несколько факторов, которые усиливают отрицательные ожидания на будущий год. Первым среди них остаётся пандемия коронавируса, и, в частности, распространение штамма «омикрон». Именно этот фактор приведёт к сокращению темпов прироста ВВП в 1 квартале 2022 г. до 2%, вместо ожидавшихся 3%. ФРС в целом прогнозирует, что ВВП США в 2022 г. вырастет на 4%, по сравнению с 5,5% в 2021 г. Однако неопределённость в распространении «омикрона» может уменьшить этот прогноз до менее чем 2%.
31 Вторым негативным фактором является инфляция, которая в ноябре 2021 г. побила все рекорды, достигнув 7% – самого высокого уровня за почти 40-летний период. Причиной тому был возникший дефицит товаров и комплектующих в результате остановки ряда предприятий и разрыве цепочек поставки товаров внутри страны и из-за границы. Кроме того, конечно, своё влияние оказала и политика ФРС и правительства, в результате которой в экономику были направлены большие финансовые ресурсы [6].
32 Третьим сдерживающим рост фактором может стать политика ФРС, планирующая для сдерживания инфляции поднять ключевую ставку трижды в 2022 г. Это сделает более дорогим кредит и таким образом ограничит инвестиционную активность.
33 Ещё один негативный фактор роста – низкий уровень экономической активности трудоспособного населения. Хотя к концу 2021 г. уровень безработицы сократился до 4,2%, рост числа рабочих мест всё ещё на 4 млн ниже предпандемического уровня. Ожидается, что безработица к концу 2022 г. снизится до уровня 3,5.
34 В то же время эксперты полагают, что многие покинувшие рабочие места во время пандемии уже не вернутся, хотя отчасти восстановление трудовой активности произойдёт. Эксперты из исследовательской организации «Оксфорд экономика» полагают, что экономическая активность трудоспособного населения возрастёт с нынешних 61,8% до 62,6% в IV квартале 2022 г., то есть окажется ниже предпандемического уровня в 63,3%.
35 Многое в экономическом развитии США в ближайшее время будет зависеть от того, сумеет ли администрация Дж. Байдена провести через Конгресс законопроект «Построим заново лучшую Америку» (Build Back Better). Этот законопроект предполагает очередную налоговую реформу, в частности, увеличение налогов на крупнейшие корпорации и наиболее богатых американцев, предполагает расходы в сумме 2 трлн долл. на социальные цели и меры по борьбе с изменениями климата.
36 Как полагают ведущие аналитические центры США, будет принят этот закон или нет, его статус непосредственно повлияет на экономический рост в стране. Так, исследовательская организация «Конференс борд» полагает, что, если закон не будет принят, ВВП страны в 2022 г. вырастет на 3,5%. Если же он будет принят, считает авторитетное Административное управление Конгресса, темпы роста в 2022 г. увеличатся на 0,4 п.п. и достигнут 3,9%.
37

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БАЙДЕНА

38 Экономическую политику Дж. Байдена, уже получившую название «байдекономика», можно охарактеризовать как совокупность мер, направленных против коронавирусной пандемии, способствующих росту инвестиций в инфраструктуру и обеспечивающих рост благосостояния. Эти меры должны быть профинансированы благодаря повышению налогов на состоятельных американцев и корпорации. Прочие цели экономической политики включают рост минимальной заработной платы и расширение возможностей для профессиональной подготовки, снижение неравенства по доходам, рост инвестиций в чистую энергетику, расширение доступа к услугам здравоохранения, аннулирование студенческих долгов.
39 Министр финансов США Жанет Йеллен охарактеризовала экономическую политику администрации Дж. Байдена как новую версию современной экономики предложения. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, она отметила, что в отличие от рейганомики, поддерживавшей прежде всего сокращение налогов и дерегулирования, политика Байдена преследует цель увеличить предложение труда, улучшив инфраструктуру экономики, совершенствуя систему образования для усиления потенциала американской экономики. Йеллен раскритиковала прежнюю политику «экономики предложения» как неспособную достичь целей развития, особенно в условиях политики охраны окружающей среды и ухода от углеродной экономики [5].
40 Первым в ряду намечаемых мер был принятый в марте 2021 г. «Американский план спасения», призванный обеспечить помощь населению и бизнесу, пострадавших от пандемии коронавируса. Закон «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» (Infrastructure Investment and Job Act) был подписан в ноябре 2021 г., он предполагает ассигнования в инфраструктурные инвестиции 550 млрд долл. Следующий на очереди – закон «Построим заново лучшую Америку» прошёл Палату представителей Конгресса в ноябре 2021 г. и обсуждается в Сенате.
41 По «Американскому плану спасения» было ассигновано 1,9 трлн долл. на программы помощи населению и бизнесу. План, в частности, предполагал единовременные выплаты гражданам в размере 1400 долл., зарабатывающим менее 75 тыс. долл. в год, продление сроков выплаты пособий по безработице до конца сентября 2021 г., расширение охвата налоговым кредитом в сумме до 3600 долл. детям до 6 лет, выделение 130 млрд долл. на начальную и среднюю школу, 45 млрд долл. на наём жилья и платежи по ипотеке, 14 млрд. долл. на программу общенационального вакцинирования, включая создание коммунальных центров вакцинирования, выделение 350 млн долл. на помощь штатам и местным органам власти.
42 Законодательство предполагает уменьшение налогов в среднем на 3 тыс. долл. на домохозяйство и увеличение располагаемых доходов на 3,8% в 2021 г. с упором на низко- и среднедоходные слои населения.
43 В марте 2021 г. Дж. Байден выдвинул инфраструктурный пакет законов, известный как «Американский план создания рабочих мест» (American Job Creation Plan) на сумму 2,65 трлн долл., рассчитанный на десять лет и финансируемый, в основном, за счёт повышения корпоративного налога. Было констатировано, что настало время перестроить американскую экономику, страна по качеству инфраструктуры оказалась лишь на 13-м месте в мире с уязвимой системой электроснабжения. Отсюда был сделан вывод о необходимости коренных изменений во всей материальной и социальной инфраструктуры страны.
44 Масштабы инвестиций были оценены следующим образом:
  • на борьбу с изменениями климата – 782 млрд долл.;
  • на развитие транспорта – 447 млрд долл.;
  • на здравоохранение и охрану детства – 443 млрд долл.;
  • на строительство жилья и других зданий – 258 млрд долл.;
  • на создание рабочих мест и экономическое развитие – 159 млрд долл.;
  • на развитие обрабатывающей промышленности – 154 млрд долл.;
  • на очистку воды – 111 млрд долл.;
  • на широкополосный интернет – 100 млрд долл.
45 Эти расходы должны быть покрыты благодаря повышению корпоративного налога с 21% до 28%, что даст 1,3 трлн долл. Кроме того, предполагается повышение максимального подоходного налога, таким образом дополнительный доход бюджета составит 750 млрд долл. Прочие источники добавят 680 млрд долларов.
46 Ключевой элемент инфраструктурного плана – закон «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» (Infrastructure Investment and Job Act) на сумму в 550 млрд долл. В частности, он предполагает ассигнования на строительство дорог и мостов на сумму 110 млрд долл., развитие инфраструктуры для электростанций (73 млрд), грузового и пассажирского железнодорожного транспорта (66 млрд), широкополосного интернета (65 млрд), развитие систем очистки воды (55 млрд), создание резервуаров воды на западе страны (50 млрд), развитие общественного транспорта (39 млрд), строительства и ремонта аэропортов (25 млрд), систем очистки воды (21 млрд) строительства и модернизации портов (17 млрд), производство электромобилей (15 млрд), программ транспортной безопасности (11 млрд) [6].
47 Закон стал новой вехой в экономической политике президента Дж. Байдена. Это первый шаг на пути к принятию более масштабное законодательства, условно называемого «Построим заново лучшую Америку», призванного помимо чисто инфраструктурных расходов, ассигновать средства на образование, в том числе дошкольное, на уход за пожилыми людьми, создание квалифицированных рабочих мест в секторах, где заняты преимущественно национальные меньшинства и женщины.
48 При этом подчёркивается, что места, которые будут созданы инфраструктурным законом и дальнейшие экономические планы, не требуют от новых занятых высшего образования. Это, по мнению Дж. Байдена и его советников, весьма позитивная характеристика новых планов, потому что она ориентирована на реиндустриализацию Америки, на возрождение прежде всего рабочих профессий, а не офисных работников.
49 В отличие от образовательных планов своих предшественников, в частности, президентов Клинтона и Обамы, Байден не ставит задачу распространить на рабочие профессии высшее образование, а призывает к подготовке большего числа рабочих профессий и к повышению квалификации рабочих. Он, поддерживая рост образовательного уровня работников путём распространения дошкольного образования и высшего образования, считает, что этого недостаточно. Его программы делают упор на профессиональном образовании, особенно в традиционных низкооплачиваемых секторах экономики [7].
50 В апреле 2021 г. Дж. Байден предложил «План американских семей» (American Families Plan), призванный расширить социальное страхование, удешевить медицинское страхование и сократить детскую бедность. По плану, в частности, необходимо:
51
  • обеспечить по крайней мере четырёхлетнее бесплатное образование, включая два года дошкольного обучения и два года обучения в муниципальных колледжах. Эти программы ежегодно будут охватывать 5 млн детей и сэкономят в семейном бюджете 13 тыс. долл. Программа муниципального колледжа окажет помощь 5,5 млн студентов, на это будет израсходовано 109 млрд долл. в ближайшие десять лет;
  • предоставить субсидии на воспитание детей для низко- и среднедоходных семей в размере до 7% их доходов;
  • создать программы ухода за ребенком в случае болезни;
  • увеличить продовольственную помощь детям;
  • развить программы налоговых кредитов на детей;
  • расширить медицинские субсидии, в том числе размером в 50 долл. в месяц, которые получают 9 млн человек.
52 Ключевое направление всех планов администрации – закон «Построим заново лучшую Америку», включая расходы и инвестиции в размере 2,2 трлн долл. на основе дополнительных доходов бюджета в сумме 2 трлн долларов.
  • в соответствии с законом планируется программа ухода за детьми в возрасте до пяти лет, что позволит сэкономить семьям до 7% их доходов (расходы – 273 млрд долл.);
  • оплачиваемый бюллетень до четырех недель (205 млрд долл.);
  • продление налогового кредита на детей до 2023 г. (185 млн долл.);
  • бесплатное дошкольное образование детей в возрасте трёх-четырёх лет (109 млрд долл.);
  • программы в области здравоохранения, такие как фонды для лечения на дому по направлению «Медикейд» (помощь малоимущим) 150 млрд долл.);
  • климатические программы с различными налоговыми стимулами, программы по контролю за качеством окружающей среды и программы финансовой помощи (495 млрд долл.);
  • программы в области жилищного строительства, содействия найма жилья и строительства доступного жилья (166 млрд долл.).
53 Источниками покрытия намечаемых расходов является:
  • рост корпоративных налогов на сумму 814 млрд долл.;
  • рост индивидуальных налогов на сумму 655 млрд долл., направленных на высокодоходные домохозяйства, в том числе доходы свыше 10 млн долл.;
  • доходы от снижения цен на лекарства по программам «Медикэр» (снижение издержек на 76 млрд долл.);
  • ограничение роста цен на лекарства (снижение издержек на 84 млрд долл.).
54 Как полагает Бюджетное управление Конгресса, принятый закон приведёт к увеличению государственного долга в 2022–2031 гг. на 350 млрд долларов [8].
55 Позиции президента Байдена по отдельным макроэкономическим проблемам выглядят следующим образом.
56 Минимальный уровень заработной платы. Повышение этого уровня до 15 долл. в час Дж. Байден впервые сформулировал в своём «Американском плане спасения». Это предложение не прошло через Конгресс, так как требовало значительных дополнительных финансовых ресурсов, идея пока была реализована на локальном рынке – для работников по контракту. В соответствии с исполнительным указом Дж. Байдена, их минимальная заработная плата была поднята на 37% – до 15 долл. в час. Указ вступил в силу в январе 2022 г., это коснулось 390 тыс. работников.
57 Внешняя торговля. Проведение торговой политики будет концентрироваться на том, чтобы стимулировать экспорт и создавать рабочие места. Таким образом, старая внешнеторговая политика, направленная на повышение тарифов, прежде всего на китайскую продукцию, уходит в прошлое.
58 Образование. Дж. Байден предложил простить студенческие долги в размере до 10 тыс. долл. Были и более радикальные предложения со стороны членов Сената – аннулировать студенческие долги в сумме до 50 тыс. долл. Всего в 2019 г. студенческие долги превысили 1,5 трлн долл., а число должников составило 43 млн человек. Таким образом, средняя величина долга составляет 33,5 тыс. долл. Из всех должников 14 млн человек (33%) должны менее 10 тыс. долл., 20 млн (47%) – от 10 до 50 тыс. долл., и 9 млн (20%) имеют долг, превышающий 50 тыс. долл. К концу первого года пребывания на посту президента Дж. Байдена, Министерство образования уже аннулировало долг в размере 15 млрд долл. для 675 тыс. бывших студентов.
59 Здравоохранение. Дж. Байден предложил понизить возраст охвата медицинским обслуживанием пожилых американцев с 65 до 60 лет и расширить предоставление субсидий и охват людей по закону «О доступном здравоохранении». От этого предложения дополнительно выиграют около 23 млн человек. Кроме того, преимущества при получении страхования получат ещё 4,9 млн человек. Это популярный план, который поддерживают 95% демократов и 69% республиканцев, но он чреват повышением бюджетного дефицита.
60 Профсоюзы. В январе 2021 г. Дж. Байден подписал исполнительный указ, отменяющий ряд ограничений на создание профсоюзов, принятых прошлой администрацией. Профсоюзные активисты полагают, что эта мера усилит позиции Дж. Байдена среди рядовых рабочих.
61 Налоги и дефицит бюджета. Дж. Байден предложил увеличить налоги на физических лиц, зарабатывающих 200 тыс. долл. и более. Что касается корпоративных налогов, то они должны быть подняты с нынешних 21% до 28%.
62 Дефицит федерального бюджета, по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, должен составить в 2022 фин. г. 1,2 трлн долл., или 4,7% ВВП. Это существенное снижение по сравнению с дефицитом в 3,1 трлн долл. (15% ВВП) в 2020 фин. г. и 2,8% трлн долл. (12,4% ВВП) в 2021 фин. году.
63 Выступая с обращением к стране в феврале 2022 г., Дж. Байден выделил несколько принципиальных целей, стоящих перед его администрацией в области экономики [9]. Среди них:
64 - укрепить цепочки поставок товаров для их продвижения к потребителям;
65 - сократить текущие затраты для работающих американцев и сократить дефицит федерального бюджета;
66 - обеспечить справедливую конкуренцию в целях снижения цен, оказать помощь малому бизнесу и защитить интересы потребителей;
67 - устранить барьеры в создании высокооплачиваемых рабочих мест по всей стране.
68 Президент также отметил конкретные задачи, связанные с реализацией плана по развитию инфраструктуры. В текущем году, в частности, предстоит:
69 - начать модернизацию и строительство из средств федерального бюджета 65 тыс. миль дорог и 1,5 тыс. мостов, что будет означать увеличение финансирования по сравнению с предшествующим шестилетним периодом в среднем от 44 до 50%;
70 - федеральная авиационная служба начнёт реализовывать 600 инфраструктурных проектов по реконструкции 600 аэропортов и 400 прилегающих территорий;
71 - местные органы власти будут инвестировать в покупку 15 тыс. новых автобусов, паромов и вагонов метро;
72 - Корпус военных инженеров начнёт реализацию 500 проектов во всех штатах для укрепления цепочек поставок, совершенствования водных путей и недопущения наводнений;
73 - Агентство по охране окружающей среды вместе с администрацией штатов и местных органов власти приступит к реализации проектов по очистке воды;
74 - в текущем году планируется рекультивировать 15 тыс. акров заброшенных земель, на что будут потрачены ресурсы штатов и местных органов власти по инфраструктурному законодательству;
75 - Министерство внутренних дел займётся восстановлением и приведением в порядок более 8 тыс. заброшенных нефтяных и газовых скважин;
76 - Министерство внутренних дел должно в течение года уменьшить риск возникновения пожаров на более чем 30% территории, приведя в порядок земли в 300 тыс. акров, и начать работы по приведению в порядок дополнительно 250 тыс. акров территории;
77 - Министерство энергетики начнёт демонстрационный проект стоимостью в 140 млн долл. по извлечению редкоземельных металлов и других критически важных ископаемых в целях обеспечения ими будущих поколений;
78 - Министерство энергетики получит 3 млрд долл. для развития производства аккумуляторов для электромобилей и для сохранения энергии.
79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

80 Таким образом, 2021 год и начало текущего могут быть оценены в целом как успешные для экономического развития США. Исключением является беспрецедентно высокий уровень инфляции, что объясняется прежде всего последствиями пандемического кризиса. Экономическая политика президента Байдена к началу 2022 г. приобрела вполне зримые очертания, нацеленные уже не только на выход из кризиса и восстановление экономики, но и на решение более долгосрочных задач экономического развития, в частности, инфраструктурных, на модернизацию промышленности и на решение социальных проблем.

Библиография

1. S. Hanion, L. Roberts, A. Vinelly, R. Khatter, N. Buffie. The Biden Boom: Economic Recovery in 2021. The Center for American Progress, January 19, 2022. Available at: http://www.americanprogress.org/article/the-biden-boom-economic-recovery-in-2021/ (accessed 15.02.2022).

2. D’Angelo Gore, Brooks Jackson, Eugene Kiely, Lory Robertson, Robert Farley. Biden’s Numbers. January 30, 2022. Factcheck.org. Available at: https://www.factcheck.org/2022/01/bidens-numbers/ (accessed 20.02.2022).

3. Economic Watch: Fire issues to pose uncertainties of US economy in 2022. February 14, 2022. Available at: www.xinhuanet.com/english/northamerica/20220105/cbifi69ed7384383a24d8/773dfll867/c.html (accessed 21.02.2022).

4. The US Economy Experienced a Record Rebound during President Biden’s First Year in Office. Available at: https://www.jec.senate.gov/public/_cache/files/Oafdb2bb98/fc-4abc-bale-oc198ddiuceb/the-us-economy-has-experienced-a-record-rebaund-under-Biden-final-pdf (accessed 16.02.2022).

5. David Lauder and Andrea Shalal. Yellen rebrands Biden economic agenda as “modern supplyside economics”. Reuters. January 22, 2022. Available at: http://www.reuters.com/business/yellen-rebrands-biden-economic-agenda-modern-suply-side-economics-2022-01-21/ (accessed 25.01.2022).

6. Biden says final passage of I trillion infrastructure plan is a big step forward. NPR November 6, 2021. Available at: http://www.mpr.prg/2021/11/051050012853/the-house-has-passed-the-1 trillion-infrastructure-plan-sending-in-to-bidens-des (accessed 25.12.21).

7. Ronald Brownstein. Biden’s economic policy moves away from the strategy of his party’s past two presidents. Updated November 16, 2021. Available at: http://edition.enn.com/2021/11/16/polities/biden-infrastructure-bill-jobs-child-care/index.html (accessed 30.12.2021).

8. Additional information about the updated budget and economic outlook: 2021- to 2031. CBO, November 14, 2021. Available at: http://www.cbo.gov/publication/57263/cbo.gov (accessed 17.12.2021).

9. Fact Sheet. Background on President Biden’s Remarks on the Economy During his First State of the Union Addicts. February 28, 2022. Statements end Releases. Available at: http://www/whitehouse-gov/briefing-room/statements-releases/2022/02/28/fact-sheet-bachground-on-president-bidens-remarks-on-the-economy (accessed 15.02.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести