The Attitudes of American Jews and Christian Zionists towards Politics of Israel
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Attitudes of American Jews and Christian Zionists towards Politics of Israel
Annotation
PII
S268667300023850-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana A. Karasova 
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Luiza Khlebnikova
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Michael Shterenshis
Affiliation: Alexander Muss High School in Israel (AMHSI) affiliated with the American Institute of Israel Education (AMIIE)
Address: Hod HaSharon, Israel
Edition
Pages
38-52
Abstract

For Israel maintaining strong relations with Diaspora remains one of the key goals as the Jewish State. American Jewry, American Zionist organizations and Pro-Israel lobbyists have been playing an important role in organizing support and providing assistance for Israel in the US. However, in the XXI century there is a deepening crisis between the Jewish state and American Jewish community, mainly, because of dissatisfaction of Israel’s domestic and foreign policy. Managing the risks of lowering support from the US, that are the most important strategic partners for Jerusalem, Israel has intensified its rapprochement with the US Christian Zionists, who are the most consistent supporters the Jewish state as “the Zionist project”. The Christian Zionist’s interest in Israel is based on the Bible's theological interpretation of the significance of the gathering and preservation of the Jews in Palestine (and then in Israel) for the ultimate salvation of mankind. Despite the controversy of this concept to the core principles of Judaism and Zionism, the significance of their support, primarily political, for Israel is currently increasing.

Keywords
American Jewish Community, Zionism, Christian Zionism, Evangelists, American-Israeli relations, pro-Israel lobbyism
Received
10.08.2022
Date of publication
28.12.2022
Number of purchasers
6
Views
862
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Американское еврейство всегда играло роль основного центра еврейской жизни вне Израиля. Связь еврейского государства с американскими евреями всегда была особенно важной по нескольким причинам. Прежде всего, в США проживает второе после Израиля число евреев. Согласно исследованию известного израильского демографа С. Делла Пергола в 2021 г. в мире численность евреев достигла примерно 15 млн человек, из них почти 7 млн проживают в Израиле, 6 млн – в США [Dashefsky A., Sheskin I.M. 2022]. Американские сионистские организации и еврейская община оказывали постоянную военную, финансовую и политическую поддержку Израилю. Создание и деятельность произраильских лоббистских организаций в Конгрессе также является составным элементом «особых» отношений между Соединёнными Штатами и Израилем.
3

ОТХОД ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ США ОТ БЕЗОГОВОРОЧНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИЗРАИЛЯ

4 В настоящее время отношения Государства Израиль с еврейской диаспорой, прежде всего, американской, переживают период глубокого кризиса. Немаловажным фактором напряжённых отношений между еврейской общиной Америки (ЕОА) и Израилем является кризис идеи израилецентризма для жизни евреев мира. Евреи США ещё в конце ХХ века в основном отвергли идею, что они занимают периферийное положение и в глазах евреев государства Израиль являются «остатками» рассеянных по миру общин, которые должны стремиться вернуться в свой исторический дом, в Государство Израиль. Молодое поколение евреев во всем мире и в США в частности, всё меньше ощущают свою привязанность к еврейскому государству. Фактически американские еврейские сионисты отошли от концепции безоговорочного израилецентризма и приняли идею о сосуществовании двух основных центров еврейской жизни – Израиль и США [Reinhars J., Shapira A. 1995: 308-309].
5 Постепенно Израиль в глазах американских евреев начал утрачивать имидж идеального еврейского государства [Beinart P. 2013]; [Waxman D. 2016: 48-50]. Всё нарастающая критика ведётся в основном вокруг политики израильского руководства в отношении палестинской проблемы. Вторым важным вопросом, раскалывающим американскую еврейскую общину и Израиль, являются религиозные противоречия между приверженцами широко распространённых в США реформистских и консервативных направлений в иудаизме и ортодоксальным иудаизмом в Израиле. Американские евреи выступают против ортодоксальной монополии в Израиле. Критике также подвергается израильская демократия, в частности, нарушение прав человека израильских арабов.
6 В XXI веке дискуссии в отношении еврейского государства и его внутренней и внешней политики стали более многоголосыми, эмоциональными. Обострились противоречия между леволиберальной, или прогрессивной либеральной1 [1] еврейской молодёжью и руководством старейших еврейских организаций, которые старались не допускать открытую критику израильских действий. Идут ожесточённые споры между институционально оформленными структурами американской общины, между левыми (например, организация «Если не сейчас» – IfNotNow) и правыми (Сионистская организация Америки, СОА – Zionist Organization of America, ZOA). Считается, что лидеры главных американских еврейских организаций представляют официальную позицию диаспоры как внутри Америки, так и за её пределами, однако, как справедливо подчёркивала специалист Е.А. Сидорова, «эта позиция является политически ангажированной и не отражает в полной мере реальных политических предпочтений большинства евреев» [Сидорова Е.А. 2022; 10:69-78]. Большинство американских евреев, которые составляют 2,4% общей численности населения Америки, принадлежат к сторонникам либеральных взглядов и ценностей [2]. Они в основном голосуют за демократических кандидатов в Конгресс и на пост президента США и относятся к неортодоксальному течению в иудаизме. Лишь 10% общины – ортодоксальные евреи, но их численность растёт и, согласно последним демографическим прогнозам, именно эта группа может оказаться самой многочисленной к 2050 году [3].
1. * Прогрессивные левые, или леволиберальные прогрессивисты – в американском дискурсе данный термин используется по отношению к либеральным сторонникам социальных и политических реформ в США, в особенности в сфере борьбы с неравенством, которые особенно негативно относятся к Республиканской партии.
7 Кризис в американском еврействе вокруг характера поддержки Израиля стал усугубляться на фоне общего политического, идеологического и скорее даже системного кризиса в США. На американской политической сцене Израиль стал одним из факторов разногласий между ведущими политическими партиями. Отношение к Израилю стало предметом дебатов внутри самой Демократической партии, где сталкиваются позиции леволиберальных группировок, и умеренной части партии. Представители левых либералов, продолжающие набирать силы при Дж. Байдене [4], открыто критикуют политику Израиля и выступают за пересмотр мотивации, объёмов и порядка внешней помощи США еврейскому государству. Более традиционное отношение к Израилю в рамках американо-израильских связей отстаивает умеренное большинство Демократической партии. Республиканцы в основном едины в своей поддержке Израиля, в том числе и так называемые «трамписты», сторонники бывшего президента Д. Трампа. На всех республиканских праймериз после 2009 г., как писал американский историк Гил Трой, «большинство кандидатов изо всех сил пытаются доказать, насколько произраильскими, пронетаньяховскими и антитеррористическими они могут быть» [5].
8 Не остались в стороне и произраильские лоббистские структуры США. На фоне общей политической поляризации в американском обществе, роста противоречий в общинных структурах в произраильском лоббизме также произошли значимые изменения. Лоббистские структуры, в том числе Конференция президентов ведущих американских еврейских организаций (Conference of Presidents of Major American Jewish Organizations) и Американо-израильский комитет по общественным связям, АИКОС (American-Israeli Committee for Public Affairs, AIPAC), не смогли избежать вызовов как внутриобщинных, так и общеполитических. Внутри произраильского лоббизма произошла фрагментация и слом солидарности в поддержке Израиля. К началу 2010-х годов лоббистские структуры уже отчётливо были разделены на правый лагерь (Сионистская организация Америки и Республиканская еврейская коалиция), леволиберальный (организация «Джей-стрит», появилась в 2008 г.), работающий только с демократами в Конгрессе, и центристский, пытающийся сохранить внепартийную ориентацию (АИКОС). Участились открытые столкновения между лоббистскими организациями полярных идеологических взглядов. Так, например, обострились разногласия между «Джей-стрит» и Республиканской еврейской коалицией, когда первая поддерживала курс президента Барака Обамы на палестино-израильском и иранском направлениях, а последняя, наоборот, критиковала линию администрации.
9 Параллельно происходили сдвиги в американском сионизме. На протяжении долгих десятилетий в американском еврействе был наиболее распространён либеральный сионизм, который сочетал в себе приверженность еврейскому национализму и традиционным либеральным ценностям [6]. В 2010-х годах либеральный сионизм в США столкнулся с серьёзными вызовами, связанными с критическими оценками состояния израильской демократии. Остро встал вопрос: как оставаться либералом и сионистом, когда Израиль перестал быть символом демократии и либеральных ценностей? Хотя по-прежнему эмоциональная привязанность к Израилю является важным фактором для американского еврейского самосознания, ключевым фактором в формировании идентичности у большинства молодых американских сионистов уже не является Израиль (например, сохранение памяти о Холокосте, по итогам опросов, у 73% евреев США) [7]. Еврейское государство как центральный символ мирового сионистского движения, мифа и идеализированного (самими же американскими евреями) имиджа демократического еврейского государства постепенно утратил своё значение, и превратился в фактор раскола в среде последователей либерального сионизма США.
10 Основным камнем преткновения в ведущихся спорах по-прежнему остаётся неурегулированность палестино-израильского конфликта. Новые раунды противостояния Израиля и ХАМАС в Секторе Газа, продолжение израильской поселенческой политики на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме и отсутствие подвижек в мирном урегулировании провоцируют острые дискуссии в еврейской общине США. В среде левых либеральных сионистских организаций усилилась критика сионистской идеологии Израиля. Американский специалист Дов Уаксман, разбирая накопившиеся противоречия, условно выделил четыре ключевые группы мнений по вопросам, касающимся современного израильского сионизма и проблем палестино-израильского конфликта. По данным направлениям им рассматривались позиции левых, левых и правых центристов, а также правых флангов еврейской общины США [Waxman, 2016: 94].
11 Таблица 1 демонстрирует отсутствие единства в оценке сионизма и Израиля в различных идейных секторах еврейской общины США. Представители левых еврейских группировок (например «Еврейский голос за мир», образованная в 1996 г.), отходят от безусловной поддержки сионизма, критикуют отсутствие прорыва в мирном процессе. Члены правых организаций, выступают за поддержку сионистской идеологии, винят в провале мирного урегулирования палестинцев, отрицают необходимость политики давления на Израиль. Между этими полярными позициями есть левоцентристы и правоцентристы, у которых взгляды более умеренные и компромиссные, однако в период сильнейшей политической и культурной поляризации в США, они либо радикализуются, либо их голоса остаются часто незамеченными.
12

Таблица 1

Позиции политических лагерей в дебатах о палестино-израильском конфликте

  Отношение к сионизму Кто виноват Отношение к принципу два государства для двух народов Открытая критика Израиля Внешнее давление на Израиль
Левые Плохое/сионизм устарел Израиль Приемлем, но нереалистичен и/или предпочтителен Да Да, включая БИС (движение Бойкот, Изоляция и Санкции)
Левые центристы Хорошее, пока сионизм либеральный Оба, Израиль и палестинцы Существенен и срочно необходим Да Да, но только дипломатическое
Правые центристы Хорошее Пале- стинцы Предпочтителен, но не сейчас Нет Нет
Правые Хорошее Палестинцы Опасный и/или ложный Нет Нет
13 В контексте выстраивания отношений с диаспорой израильское правительство всегда дорожило отношениями с еврейской общиной США, стараясь сглаживать особенно острые разногласия. В то же время концепция израилецентризма всё ещё работает в правящих политических кругах Израиля. В израильском руководстве задаются вопросом: есть ли у еврейских общин за пределами Израиля шанс выжить в следующем поколении в условиях, когда растёт уровень межконфессиональных и межрасовых браков, есть тенденция о выходе из общины и усиливается угроза ассимиляции, снижаются показатели рождаемости, а антисемитизм в США усиливается, в частности увеличилось число нападений на евреев в Нью-Йорке. По данным Федеральной службы расследований США, в 2020 г. 54,9% всех религиозно ориентированных преступлений были против евреев [8]. Нетаньяху рассматривал себя в качестве лидера всего еврейского народа, а израильское правительство как правительство всего еврейского народа [9].
14 В период правления администрации Трампа кризис отношений Израиля с еврейской общиной Америки (преимущественно с её левым флангом) стал настоящей проблемой для израильского руководства. Этот кризис подтачивал крепкие партнёрские отношения между израильским и американским обществом. «Критика изнутри» грозила испортить привычные каналы взаимодействия между Иерусалимом и Вашингтоном. Появилась нужда обновить идеологическую связку между американским мессианством и значением поддержки избранного народа – евреев на Земле Израилевой. И тут внимание израильских политиков обратилось к своим неизменным идейным союзникам – к христианским сионистам Америки.
15

ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ СИОНИСТОВ США К ИЗРАИЛЮ КАК СИОНИСТСКОМУ ПРОЕКТУ

16 Христианский сионизм (ХС) [Goldman Sh. 2009], [Spector S. 2008] играет достаточно противоречивую роль не только во взаимоотношениях с еврейской американской общиной, но в американо-израильских отношениях. Исследователи христианского сионизма обычно прослеживают его историю в течение примерно последних 400 лет [McDermott G. 2016].
17 Верующие христианские сионисты дословно принимают Библию как Слово Божье, Истину в последней инстанции. В течение веков христианские сионисты верили, что евреи не только соберутся снова на Земле Обетованной, создадут там собственное государство, границы которого должны простираться от Евфрата до Нила), но и будут править в Царстве Божьем. Правда, перед этим «примут Христа» (то есть добровольно перейдут в христианство). Со второй половины XIX века теологические рассуждения вышли из узкого богословского круга и пошли в массы, причём по словам английского религиозного мыслителя Джона Томаса, «Библия — это лучшее учебное пособие для политика» [Thomas J. 1910].
18 Христиане-сионисты исходят из того, что современным евреям принадлежит священное право на священную землю Палестины, так как они являются «богоизбранным народом». И они считают законными притязания наиболее правой части израильского общества на всю землю Палестины, то есть поддерживают идею собирания евреев на всей территории Эрец Исраэль (в границах древних царств, включающих в настоящее время часть палестинских территорий). Большая их часть поддерживает еврейских поселенцев на территориях и негативное отношение израильского руководства в отношении прав палестинцев на собственное независимое государство. В этих вопросах христианские сионисты расходятся в оценках данных проблем не только с левым крылом еврейских общин США, но и с центристскими и левыми партиями Израиля.
19 В среде христианских сионистов особую роль в поддержке Израиля играют евангелисты США. Поскольку в сионистской системе ценностей понятие исторических границ Израиля занимает особое место, отношение правящих кругов Израиля к евангелистам в большей степени опираются на мотивы политического порядка. Израильские власти устраивает оценка евангелистами еврейского государства как дружественной демократии внутри непредсказуемого и порой опасного Ближневосточного региона, как передний фронт борьбы против терроризма. Эта поддержка тем более важна, в связи с тем, что в последние десятилетия евангелисты стали занимать весомое положение в политическом дискурсе США.
20 Интенсивная вовлечённость евангелистов в политическую жизнь страны истоками уходит в начало 1980-х годов, в президентство республиканца Р. Рейгана. В период нового консервативного поворота в США, так называемой «третьей консервативной волны» [Гарбузов В.Н. 2016; 5: 4], окончательно оформилось слияние белых евангелистов с Республиканской партией США. Белые евангелисты составляют пятую часть всех зарегистрированных избирателей и около одной трети всех избирателей, которые принадлежат к Республиканской партии или поддерживают её [10].
21 Реакция лидеров еврейской общины США на усиление позиций евангелистов и их открытое вовлечение в произраильскую активность неоднозначна. С одной стороны, поддержка Израиля и укрепление американо-израильских отношений совпадали с целями крупнейших еврейских организаций. С другой – взгляды американских евреев и евангелистов сильно разнятся по многим проблемам внутренней политики США. Значительная группа американских евреев принадлежит к наиболее либеральной части американского общества, в то время как евангелисты, наоборот, составляют самую большую часть американского консервативного движения [11]. В настоящее время при администрации Дж. Байдена, сильно расходятся взгляды евангелистов на права ЛГБТ+ и на вопросы, связанные с легализацией абортов, тогда как большинство евреев США поддерживают однополые браки и право выбора. В целом американские евреи не испытывают особой симпатии к евангелистам [Neil R. 2012: 248].
22

ВЫХОД ЕВАНГЕЛИСТОВ НА ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ ПРОИЗРАИЛЬСКОГО ЛОББИЗМА

23 Ещё в начале 1970-х годов Израиль начал активно развивать связи с евангелистами США. Интерес был взаимным, в особенности после Шестидневной войны 1967 года, когда победа Израиля, по мнению христианских сионистов, «оказалась сбывшимся пророчеством». Военная победа и «расширение еврейской земли (за счёт оккупированных территорий) ещё больше сплотила евангелистов в их поддержке Израиля [Carenen C. 2012: 209]. В период правления республиканских администраций Р. Никсона (1969–1974) и Дж. Форда (1974–1976) по целому ряду причин шло ослабление влияния либеральных протестантов в американской политике [12]. Это способствовало усилению политического веса евангелистов и христианских фундаменталистов, которые постепенно наращивали влияние на внешнюю политику США. Дж. Картер, глава Демократической администрации (1977–1981), выходец из семьи баптистов Южной Джорджии, привнёс личный религиозный момент в отношениях с Израилем, что привело к повышению интереса американцев к идеям христианских сионистов и евангелистов [Carenen C. 2012: 166]. В период своей предвыборной кампании в 1976 г. он подчёркивал, что безопасность Израиля имеет огромное универсальное значение для Америки, и что это отношение разделяет весь народ Америки, вне зависимости от религиозных различий или происхождения.
24 В годы правления Р. Рейгана (1981–1989) шёл подъём правых течений в христианстве, и евангелисты стали доминирующей силой среди протестантов. Их альянс базировался на приоритете религии над гуманитарными ценностями и прагматическими интересами. Евангелисты провозглашали: «Выступать против Израиля означает выступать против Бога!». Появились организации «Новые религиозные правые», «Моральное большинство» (Moral Majority) и позже «Христианская коалиция» (Christian Coalition of America), что очень изменило религиозный ландшафт Соединённых Штатов. Новые евангелические церкви, проповедующие ортодоксальную фундаменталистскую протестантскую теологию, быстро набирали силу, становились всё более популярными и, как отмечал религиозный деятель и учёный Мартин Марти, их слова-коды становились частью американской культуры. Марти охарактеризовал это как организованное, агрессивное наступление фундаменталистов-евангелистов протии модерна, которое необходимо ограничить [Carenen C. 2012].
25 При Рейгане началось быстрое проникновение идей христианских сионистов и евангелистов в Израиль, особенно после создания в Иерусалиме в 1980 г. Международного Христианского посольства Иерусалима (International Christian Embassy Jerusalem, ICEJ). Его деятельность в поддержку Израиля особенно проявилась во время и после Второй палестинской интифады (2000–2005 гг.) [12]. В период правления Дж. Буша-младшего роль евангелистов в политике США ещё больше возросла. По мнению американских журналистов, это было связано с тем, что в 1985 г. сам президент примкнул к евангелистской церкви. Проблема террора, угрожающего безопасности США и Израиля, ещё больше сплотила евангелистов вокруг Израиля. Как заявил Р. Лэнд, глава Комиссии по международной религиозной свободе, «библейский пояс – это пояс безопасности Израиля» [13]. В 2004 г. был создан кокус в Кнессете для поддержки связей с христианами и их мобилизации для политической поддержки Израиля. Чуть позже в Палате представителей Конгресса США был также создан кокус израильских союзников. Эти шаги подтвердили курс на дальнейшее институциональное закрепление контактов еврейского государства с американскими христианами сионистами, в том числе и евангелистами.
26 Во время администрации Барака Обамы, которого дважды на выборах поддержало большинство представителей американской еврейской общины (2008 г. – 78%, 2012 г. – 69% [14]), разразился американо-израильский кризис из-за «иранской проблемы» и неурегулированного палестино-израильского конфликта. Противоречия между Б. Обамой и Б. Нетаньяху, который на протяжении всей своей каденции активно развивал связи с евангелистами, усугубили раскол в еврейской общине США. Это в конечном счёте спровоцировало кризис и во взаимодействии Израиля и еврейской диаспоры в США.
27 Однако не все евангелисты, их лидеры и организации едины в своих убеждениях. Исследования, проводимые в США, показывали неуклонно рост поддержки молодого поколения христиан-евангелистов в пользу палестинцев [15]. Например, в настоящее время действует «Сеть евангелистов за Ближний Восток», которая осуждает оккупацию палестинских земель и продвигает концепцию мира между израильтянами и палестинцами. В 2007 г. президенту Дж. Бушу-младшему было отправлено письмо, подписанное многими активистами-евангелистами, одним из подписавших был Давид Нефф, издатель влиятельной газеты «Кристианити тудэй» (Christianity Today), в поддержку идеи палестинского государства. Они мотивировали свои позиции тем, что благословение Израиля и евреев в соответствии с текстом Библии (Genesis 12:3) может допускать критику евреев для того, чтобы достичь мира и для израильтян, и для палестинцев [16].
28 Ещё одним камнем преткновения в отношениях евангелистов и израильтян является довольно распространенный антисемитизм в рядах евангелистов. Не стоит забывать, что идеология наиболее «твёрдых» консервативно настроенных христианских сионистов базируется на идее обращения (скорей всего насильственного) евреев в христианство и не допускает иного пути к Спасению [17].
29 Особенно активно укреплялись связи израильских политиков с американскими евангелистами во время президентства Дональда Трампа. По данным опросов Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), проведённого летом 2019 г., около 72% белых протестантов-евангелистов выразили своё одобрение деятельности Трампа [18]. При Трампе произошёл своеобразный всплеск христианско-сионистской активности в самих США. Хотя Трамп не отвечал идеалам христианского евангелизма, его риторика о защите христианских ценностей в мире, политика в отношении Израиля в целом, и палестино-израильского конфликта в частности, находила отклик среди евангелистов. Показательный пример взаимной поддержки: одним из руководителей молитвой на церемонии открытия посольства США в Иерусалиме в 2018 г. был пастор Роберт Джеффрис из Первой баптистской церкви Далласа [19].
30 В отличие от христиан-сионистов еврейская община в целом не поддерживала политический курс администрации Трампа. Большинство евреев США не голосовало за него на выборах. Их выбор был в пользу кандидатов от Демократической партии Х. Клинтон в 2016 г. и Дж. Байдена в 2020 г. Сближение позиций Д. Трампа и Б. Нетаньяху по ближневосточной повестке вызывало отторжение у молодых левопрогрессивных членов еврейской общины. Лишь ортодоксальная и идеологически консервативная её часть была среди сторонников Трампа. Они поддерживали внутриполитический курс Белого дома, и одобряли откровенно произраильский вектор ближневосточной политики Трампа, в частности признание Иерусалима столицей Израиля, выход из «иранской сделки» и прочее [Карасова Т.А. 2020; 4: 63-74]. Позиции по этим вопросам христиан-евангелистов и ортодоксальных евреев, которые традиционно составляют значимую часть электората Республиканской партии США, полностью совпадали [20]. Отношения Израиля с еврейской общиной США ухудшились настолько, что обе стороны открыто заговорили о глубочайшем кризисе этих отношений за всю историю Государства Израиль. Политическую поддержку израильское руководство черпало в среде христиан-сионистов. Израильские специалисты приводили высказывания Нетаньяху, который считал, что американские евреи не столь важны Израилю, поскольку через пару поколений они утратят свое еврейство. Поэтому гораздо важнее поддерживать отношения с евангелистами. «У Израиля нет лучшего друга в Америке, чем вы», – заявил Нетаньяху на конференции Объединённых христиан за Израиль в 2017 г. [21].
31 После поражения Республиканской партии и возвращения демократов в Белый дом в 2021 г., ставка на поддержку евангелистов у израильского руководства не ослабла. В 2021 г. Р. Дермер, израильский посол в США (2013–2021), заявил, что основу поддержки Израиля в Соединённых Штатах составляют христиане-евангелисты из-за их количества, а также из-за их «страстной и безоговорочной поддержки Израиля» [22]. Евангелисты, подчёркивал Дермер, очень редко выступают с критикой Израиля, в то время как американские евреи «непропорционально» критически относятся к еврейскому государству.
32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33 В заключение хотелось бы подчеркнуть ряд важных моментов. Хотя некоторые американские президенты были близки к идеям христианских сионистов, их личные взгляды не могут рассматриваться как решающий фактор, формирующий политику страны в пользу Израиля. Огромное значение имела целая совокупность факторов, в том числе американское общественное мнение, симпатизирующее Израилю, произраильские настроения в Конгрессе, деятельность произраильских лоббистов и активность еврейской общины США. В 2010-х годах проявили себя давно зарождающиеся тенденции к росту критического взгляда на политику еврейского государства в либеральной части американского общества, окончанию внепартийной поддержки Израиля и фрагментации произраильских лоббистских структур.
34 Несмотря на явный кризис концепции израилецентризма и очевидное разрушение консенсуса вокруг поддержки Израиля в еврейской общине США, ещё остаются очень крепкими эмоциональные, духовные и исторические связи с еврейским государством. Развивающиеся процессы отхода еврейской молодёжи от официальных позиций старейших американских еврейских организаций влияют на меняющееся отношение еврейской общины к Израилю, что угрожает снижению уровня политической поддержки этой части диаспоры. Поэтому израильское руководство стремится заполнить расширяющийся вакуум за счёт безоговорочной (хотя и та в последнее время начинает терять свою безусловность) политической, финансовой и дипломатической поддержки американских христианских сионистов, прежде всего его евангелического крыла.

References

1. Pew Research Center. Beyond Red VS. Blue: the Political Typology. 09.11.2021. Available at: https://www.pewresearch.org/politics/2021/11/09/progressive-left/#progressive-left-who-they-are (accessed: 23.07.2022).

2. Pew Research Center. Jewish Americans in 2020. 11.05.2020. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/jewish-americans-in-2020/ (accessed: 23.07.2022).

3. Feldman A., Adkins L. Orthodox to Dominate American Jewry in Coming Decades as Population Booms. 12.06.2018 // Forward. Available at: https://forward.com/news/402663/orthodox-will-dominate-american-jewry-in-coming-decades-as-population/ (accessed: 23.07.2022).

4. Telhami S. Most Americans, including half of young Democrats, disapprove of Biden’s handling of recent Gaza crisis. 29.07.2021 // Brookings. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/07/29/most-americans-including-half-of-young-democrats-disapprove-of-bidens-handling-of-recent-gaza-crisis/ (accessed: 23.07.2022).

5. Troy G. The Jewish Vote: Political Power and Identity in US Elections // Ruderman Foundation (Haifa), 2017. Available at: https://rudermanfoundation.org/wp-content/uploads/2017/11/Jewish-Vote-Ruderman-Program.pdf P. 51 (accessed: 23.07.2022).

6. Pew Research Center. Jewish Americans in 2020. 11.05.2020. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/jewish-americans-in-2020/ (accessed: 23.07.2022).

7. Pew Research Center. A portrait of Jewish Americans. 01.10.2013. Available at: https://www.pewforum.org/2013/10/01/jewish-american-beliefs-attitudes-culture-survey/ (accessed: 23.07.2022).

8. Federal Bureau of Investigation. Crime Data Explorer. Available at: https://crime-data-explorer.fr.cloud.gov/pages/explorer/crime/hate-crime (accessed: 23.07.2022).

9. Levin Y. Why Benjamin Netanyahu represents all Jews. 16.02.2015. The Jerusalem Post. Available at: https://www.jpost.com/opinion/why-benjamin-netanyahu-represents-all-jews-391226 (accessed: 23.07.2022).

10. Pew Research Center. What the 2020 electorate looks like by party, race and ethnicity, age, education and religion. 26.10.2020. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/10/26/what-the-2020-electorate-looks-like-by-party-race-and-ethnicity-age-education-and-religion/ (accessed: 23.07.2022).

11. Pew Research Center. Religious Landscape Study. Available at: https://www.pewforum.org/religious-landscape-study/political-ideology/conservative/ (accessed: 23.07.2022)

12. Samuels A.B. What – and who – is the "Twelfth Man" for Israel? 18.10.2021 // AllIsraelNews. Available at: https://www.allisrael.com/what-and-who-is-the-twelfth-man-for-israel (accessed: 23.07.2022).

13. Watanabe T. Christians Split over Conflict in the Mideast // Los Angeles Times, May 5, 2002.

14. U.S. Presidential Elections: Jewish Voting Record (1916 - Present). Jewish Virtual Library. Available at: https://www.jewishvirtuallibrary.org/jewish-voting-record-in-u-s-presidential-elections (accessed: 23.07.2022).

15. Telhami S. As Israel increasingly relies on US evangelicals for support, younger ones are walking away: What polls show. 26.05.2021 // Brookings. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/05/26/as-israel-increasingly-relies-on-us-evangelicals-for-support-younger-ones-are-walking-away-what-polls-show/ (accessed: 23.07.2022)

16. Letter to President Bush from Evangelical Leaders // The New York Times. July 29, 2007.

17. Drezner D. How did Evangelicals Get to Own Religion in America // Foreign Policy. May 12, 2005. Available at: https://foreignpolicy.com/2005/05/12/HOW-DID-EVANGELICALS-GET-TO-OWN-RELIGION-IN-AMERICA/ (accessed: 23.07.2022).

18. Schwadel P., Smith G. Evangelical approval of Trump remains high, but other religious groups are less supportive. 15.03.2019 // Brookings. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/03/18/evangelical-approval-of-trump-remains-high-but-other-religious-groups-are-less-supportive/ (accessed: 23.07.2022).

19. Haag M. Robert Jeffress, Pastor Who Said Jews Are Going to Hell, Led Prayer at Jerusalem Embassy // The New York Times. May 14, 2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/05/14/world/middleeast/robert-jeffress-embassy-jerusalem-us.html (accessed: 23.07.2022).

20. Robins W. Evangelical support for Israel is neither permanent nor inevitable. 19.07.2021 // Conversation. Available at: https://theconversation.com/evangelical-support-for-israel-is-neither-permanent-nor-inevitable-164209 (accessed: 23.07.2022).

21. Stoil R. Netanyahu: Evangelical Christians are Israel’s best friends // The Times of Israel. 18 July 2017. Available at: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-evangelical-christians-are-israels-best-friends/ (accessed: 23.07.2022).

22. Magid J. Dermer suggests Israel should prioritize support of evangelicals over US Jews // The Times of Israel. 10 May 2021. Available at: https://www.timesofisrael.com/dermer-suggests-israel-should-prioritize-support-of-evangelicals-over-us-jews/ (accessed: 23.07.2022).

23. Garbuzov V.N. Amerikanskij konservativnye volny // SShA ( Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2016. № 5. S. 3-17.

24. Karasova T.A. «Sdelka veka» D. Trampa. Privedyot li novyj plan SShA k uregulirovaniyu palestino-izrail'skogo konflikta // Svobodnaya mysl'. 2020. № 4. S. 63-74.

25. Sidorova E.A. Osobennosti evrejskoj diaspory v SShA // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 10. S. 69–78. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2012-10-69-78

26. Beinart P. The Crisis of Zionism. London: Picador, 2013.

27. Carenen C. The Fervent Embrace. Liberal Protestants, Evangelicals, and Israel. New York: New York University Press, 2012.

28. Dashefsky A., Sheskin I.M. (eds) American Jewish Year Book 2021. The Annual Record of the North American Jewish Communities since 1899. Berlin: Springer, 2022.

29. Goldman Sh. Zeal for Zion: Christians, Jews, and the Idea of the Promised Land. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2009.

30. McDermott G. The New Christian Zionism: Fresh Perspectives on Israel and the Land. InterVarsity Press, 2016.

31. Neil R. The Relationship Between American Evangelical Christians and the State of Israel / Future / Israel and the United States. Six Decades of US-Israeli Relations (ed) Freedman R.O. New York: Routledge, 2012.

32. Reinhars J., Shapira A. (eds) Essential Papers on Zionism. New York: New York University Press, 1995. P. 308- 309.

33. Spector S. Evangelicals and Israel: the Story of American Christian Zionism. New York: Oxford University Press, 2008.

34. Thomas J. Elpis Israel. An Exposition of the Kingdom of God. 9th edition. Birmingham: C.C. Walker, 1910.

35. Waxman D. Trouble in the Tribe. The American Jewish Conflict over Israel. Princeton: Princeton University Press, 2016.

Comments

No posts found

Write a review
Translate