Взаимоотношения КНР - США - РФ в условиях военного кризиса на Украине
Взаимоотношения КНР - США - РФ в условиях военного кризиса на Украине
Аннотация
Код статьи
S268667300029750-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Морозов Юрий Васильевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады и Дальнего Востока РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
85-93
Аннотация

Формирование системы мироустройства в условиях военного кризиса на Украине определяется, главным образом, взаимоотношениями ведущих мировых центров силы, к которым в первую очередь относятся Россия, Китай и США. На фоне событий на Украине их взаимоотношения выглядят как «стратегический треугольник», на одной из вершин которого находятся Россия и Китай вместе с государствами - сторонниками многополярности, на другой - США и их сателлиты, поддерживающие однополярную систему международных отношений под эгидой Вашингтона. Третью вершину занимают государства, придерживающиеся нейтралитета по отношению к этому кризису.

Ключевые слова
КНР, США, РФ, взаимоотношения, «стратегический треугольник», спецоперация
Классификатор
Получено
06.04.2023
Дата публикации
31.07.2023
Всего подписок
3
Всего просмотров
176
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Благодаря совокупной национальной мощи к сверхдержавам мира относятся США, на долю которых в 2022 г. приходилось 24,6% мирового ВВП, и Китай с контролем 18,3% глобального ВВП [1]. Россия с её 2,1% ВВП пока не может присоединиться к этому тандему. Вместе с тем, обладая гигантскими запасами полезных ископаемых и военной мощью, она наравне с США и КНР оказывает серьёзное влияние на глобальные процессы, происходящие в мире.
3 В современных условиях КНР стала всё более успешно конкурировать с Соединённым Штатам во многих сферах научно-технического и экономического развития, постепенно вытесняя США из регионов мира, где они до недавнего времени господствовали. Поэтому несмотря на то, что в официальных документах Китай декларирует, что он не стремится к гегемонии и расширению сфер влияния, его действия говорят об обратном. Об этом свидетельствует как рост его экономической и военной мощи, так и реализация им геостратегического проекта «Один пояс – один путь» в регионах мира. В период реализации этого проекта Пекин старается не антагонизировать по второстепенным проблемам ни с кем из его участников. Благодаря этому в орбиту его влияния вовлечены не только развивающиеся страны, но и многие экономически развитые государства, являющиеся союзниками США.
4 Вместе с тем в случаях, когда национальные интересы и военная безопасность Китая оказывается под угрозой, Пекин прибегает к жёстким экономическим и политическим мерам, а также к открытой демонстрации военной силы. Примером тому является создание в Южно-Китайском море искусственных участков суши и строительство на них военных объектов. Благодаря этому Китаю удалось создать ситуацию, позволяющую ему практически игнорировать любые притязания соседних государств на спорные участки в этой акватории.
5 Однако в ней продолжают нарастать противоречия между КНР и США относительно будущей судьбы Тайваня, куда Соединённые Штаты поставляют своё вооружение, чтобы сорвать мирное объединение материкового Китая с островом. В этих целях Госдепартамент США одобрил продажу Тайваню боеприпасов для F-16 на сумму 619 млн долл. [2]. Министерство обороны также планирует увеличить численность своих военнослужащих на Тайване более чем в 3 раза [3]. При этом в целях военного противостояния с Китаем США превратили японский остров Окинаву в «непотопляемый авианосец», на котором сосредоточено около 500 самолётов и 57 тыс. военных специалистов. Командующий этой группировкой генерал М. Минихан разослал своим подчинённым памятку, в которой сказано, что США вступят в войну с Китаем через два года, и к этому следует готовиться [Кошкин А.А., 2010: 79]. Но из-за того, что в ближайшей перспективе военные усилия США будут сосредоточены в Европе, Минобороны усиленно «накачивает» военной техникой своих союзников по альянсам «Четвёрка» (QUAD – Четырёхсторонний диалог по безопасности с участием Австралии, Индии, США и Японии) и АУКУС (AUKUS), включающий Австралию, Великобританию и Соединённые Штаты, чтобы попытаться «их руками» развязать военную авантюру против Китая.
6

Тем не менее, развязывание военного конфликта в борьбе за будущность судьбы Тайваня представляется маловероятным, поскольку прямое военное столкновение между НОАК и военными группировками «Четвёрка» и АУКУС приведёт, прежде всего, к большим потерям вооружённых сил США в живой силе и технике, а также к опасности эскалации ядерного конфликта.

7

Другой конфликтной зоной взаимоотношений США и КНР является их отношение к специальной военной операции ВС РФ на Украине. В отличие от антироссийской коалиции во главе с США, вставшей на путь оказания военной помощи Киеву с целью ослабления военного и экономического потенциалов РФ, Пекин выступает за разрешение военного кризиса на Украине дипломатическими методами. Свидетельство тому – в годовщину начала спецоперации ВС РФ на Украине глава КНР Си Цзиньпин представил мировому сообществу 12 пунктов своих предложений по урегулированию этого кризиса, в которых говорится, что единственным выходом из украинского кризиса являются «диалог и переговоры» [4]. Пекин также выразил готовность стать площадкой для этих переговоров.

8

Однако эта инициатива была встречена «в штыки» политиками США. 23 февраля 2023 г. в интервью журналу «Атлантик» (The Atlantic) госсекретарь США Э. Блинкен предположил, что Пекин может пересмотреть свой нейтралитет по украинскому вопросу и рассматривает возможности «содействия России» в преодолении последствий западных санкций [5].

9

Помимо этого, президент США Дж. Байден неоднократно предупреждал лидера КНР Си Цзиньпина о серьёзных проблемах, которые возникнут в американо-китайских отношениях в случае, если Пекин проигнорирует предупреждение Вашингтона, однако эта угроза не возымела должного эффекта [6]. А глава ЦРУ У. Бёрнс заявил, что «китайское руководство рассматривает возможность предоставления военной техники России» [7].

10

Есть и другие факторы, способствующие увеличению конфликтности между Вашингтоном и Пекином, такие как разность в подходах к мироустройству в XXI веке, проблемы с демократией в США и КНР, которые несут в себе весьма серьёзные основания для роста соперничества между КНР и США. Однако это не означает, что их экономическое сотрудничество будет подвергнуто рестрикции в ближайшем будущем, ибо это не выгодно ни Пекину, ни Вашингтону. Об этом свидетельствуют результаты двусторонней торговли между Соединёнными Штатами и Китаем, которые в 2022 г. достигли объёма 690 млрд долл. [8], а с Россией гораздо меньше – 190 млрд долларов [9].

11

Таким образом, американо-китайские отношения на современном этапе их развития можно охарактеризовать как «напряжённое сотрудничество с периодами конфронтации», которые по мере обретения независимости Китая от высокотехнологичной продукции из Соединённых Штатов будут усиливаться.

12

ОЧЕРЕДНОЙ КРИЗИС РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

13

Что касается российско-американских отношений, то их можно, без всякого сомнения, охарактеризовать как «холодную войну – 2», которая началась после присоединения Крыма к России и усилилась во время проведения спецоперации ВС РФ на Украине. После её начала в 2022 г. «коллективный Запад» во главе с США ввёл 10 128 санкций против России и продолжает «накачивать» Украину вооружениями с целью подрыва военного потенциала России силами ВСУ, невзирая на их громадные потери [10]. А чтобы снизить поступление в российскую казну иностранной валюты и привязать Европу к поставкам сжиженного газа из США, в июне 2022 г. водолазы ВМС, действовавшие под прикрытием учений НАТО, установили взрывчатку с дистанционным управлением, которая три месяца спустя уничтожила три из четырёх трубопроводов «Северного потока» [11]. Также усиливается блокирование нарушений санкционного режима другими государствами и повышается уровень координации политики США с их военными союзниками.

14

Всё это свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе Вашингтон не будет заинтересован в диалоге с Москвой по поводу прекращения военных действий на Украине. В других областях взаимоотношений с Россией от администрации Дж. Байдена также вряд ли можно ожидать встречных шагов из-за устойчивого антироссийского консенсуса, сложившегося в органах власти Соединённых Штатов. Этот факт был отмечен министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым ещё в 2018 г. Исходя из этого он заявил, что «администрация США проводит тезис, который был присущ всем без исключения её предшественникам, а именно – Америка превыше всего, наиболее жёстко, если не сказать, агрессивно» [12]. А это исключает возможность выстраивания российско-американских отношений на реалистической основе.

15

В этой связи в европейских столицах стали опасаться, что нейтралитет Китая по отношению к СВО может закончиться и он начнёт оказывать помощь России. Лидер французской партии «Национальный фронт» М. Ле Пен заявила по этому поводу: «Если мы позволим России – самой крупной стране по добыче полезных ископаемых, вступить в союз с самым населённым государством, да ещё и самой крупной фабрикой мира, которой является Китай, – создастся очень опасная ситуация для Запада» [13]. В подтверждение сказанному С.В. Лавров во время встречи с выпускниками вузов, впервые принятыми на дипломатическую службу, заявил: «Не имеет смысла и желания сохранять прежнее присутствие в западных странах... Насильно мил не будешь» [14].

16

Это означает, что новая Концепция внешней политики Российской Федерации, которая вступила в силу 31 марта 2023 г., претерпела существенные изменения. Её анализ показывает, что в ней особое внимание уделено государствам, которые не желают следовать навязываемым Вашингтоном «правилам игры» на международной арене. Об этом, в частности, говорится в разделе V «Региональные направления внешней политики Российской Федерации», в котором отмечено, что сотрудничество с этими государствами будет развиваться по направлениям, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Приоритетом внешней политики РФ будет курс на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия с КНР в интересах обеспечения безопасности и устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира [15].

17

Для этого у Москвы и Пекина есть «точки опоры» в странах – членах таких организаций, как БРИКС, ШОС и РИК. Важной составной частью внешнеполитического курса России будет также её грамотная политика в отношениях с АТЭС и ОДКБ, где она играет ведущую роль. Поэтому Москве будет необходимо внимательно отслеживать попытки Вашингтона «вбить клин» в отношения России с членами этих организаций.

18

Следует добавить, что необходимость Вашингтона одновременно сдерживать Москву и Пекин вынуждает его распылять свои силы, не позволяя добиться решающего превосходства над Россией, чей военный потенциал подрывает претензии США на статус единственной военной «сверхдержавы» в мире, ведь кроме России ни у одной страны мира нет гиперзвукового оружия большой дальности.

19

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КИТАЯ И РОССИИ НА ФОНЕ СОБЫТИЙ НА УКРАИНЕ

20

В 2022 г. на Генеральной Ассамблее ООН, посвящённой началу российской спецоперации на Украине, Китай воздержался при голосовании за резолюцию с её осуждением и не стал вводить санкции против России [16]. А провозглашенная Си Цзиньпином мирная инициатива, по мнению научного руководителя Института Китая и современной Азии РАН А.В. Лукина, позволила ему решить ряд важных геополитических задач: консолидировать усилия стран, не присоединившихся к западным санкциям против РФ и поддерживающих китайские предложения; повысить имидж Китая в глазах международного сообщества; и сохранить стратегические отношения с Россией [17].

21

В связи с этим при любом варианте дальнейшего развития событий на Украине в интересах РФ целесообразно продолжать сложившуюся линию на развитие российско-китайской стратегической связки. На этом пути Москве разумно опираться на те сферы, где имеет место не декларативное, а подлинное совпадение интересов России и Китая. Для этого нужна трезвая оценка этих интересов, так как в ряде случаев они не соответствуют действительности из-за преследования РФ и КНР своих интересов в различных областях их взаимоотношений. Поэтому они нуждаются в результативном наполнении, которое целесообразно проводить с учётом необходимости реализации общей концепции развития России и Китая.

22

Её важнейшими элементами являются: сотрудничество по линии СБ ООН и его укрепление в качестве гаранта глобальной и региональной безопасности; усиление кооперации в рамках ШОС, БРИКС и РИК по обоюдовыгодным направлениям; активизация сотрудничества в рамках АТЭС и форума АСЕАН в интересах укрепления стабильности в АТР; активизация сотрудничества в Евразии в рамках реализации российских и китайских проектов ЕАЭС и «Один пояс – один путь»; совместное противодействие региональным системам ПРО, направленным против России и Китая и недопущение милитаризации космоса.

23

Вашингтон будет препятствовать реализации этой концепции, способствующей укреплению российско-китайских отношений, используя для этого принцип «разделяй и властвуй», чтобы сначала «разобраться» Россией на Украине, а затем – с Китаем в АТР. Об этом свидетельствуют положения Стратегии национальной безопасности США, где сказано, что «американские власти намерены сдерживать Россию и одновременно уделять приоритетное внимание сохранению устойчивого преимущества перед КНР» [18].

24

В связи с этим власти Китая стали усиливать взаимодействие с Россией, так как они осознали, что когда США «руками украинцев» создадут в Европе новый «железный занавес» для изоляции России, то они начнут усиливать давление на КНР. И если цели СВО России на Украине не будут достигнуты, и она сильно ослабнет, Китай остается один на один с США, что ему крайне невыгодно. Поэтому в декабре 2022 г. Си Цзиньпин поручил правительству наладить более тесные отношения с РФ в сфере увеличения импорта её энергоресурсов и сельхозпродукции.

25

Однако в других сферах российско-китайских отношений продолжает существовать ряд «узких мест». Так, до недавнего времени уровень китайских инвестиций в российскую экономику был недостаточно высок по сравнению с вливаниями в экономику других стран. Существует некоторая неопределённость, связанная с изменением экономического «веса» России и Китая в рамках ШОС. Если учесть, сколько средств уже вложено Пекином в экономику членов этой организации, можно констатировать, что он отныне является главной движущей силой в ШОС, а не Москва. Кроме того, глобальная экономическая экспансия Китая привела к тому, что он становится конкурентом России в сфере её сотрудничества в экономической и военной областях с другими странами мира. К этому следует добавить, что если сотрудничество между РФ и КНР будет продолжаться по принципу «российское сырьё в обмен на китайские технологии», то Россия может стать зависимой не от Запада, как это было до 2022 г., а от Китая. Хотя это и отвечает краткосрочным потребностям Москвы, которые связаны с санкциями «коллективного Запада», однако они вступают в противоречие с её долгосрочными интересами. Ситуация изменилась в марте 2023 г., во время государственного визита в Россию председателя Китая Си Цзиньпина. Тем самым он проигнорировал призывы «коллективного Запада» присоединиться к антироссийской коалиции с целью изолировать Россию. Вместо этого Си Цзиньпин обсудил принципы мирного урегулирования украинского кризиса с президентом РФ В.В. Путиным, а не с представителями США и их сателлитом – В. Зеленским. В этой связи газета «Глобал таймс» (Global Times) отметила, что «причина проста: Америке не нужен мир, они используют Киев как пешку для ослабления Москвы. Поэтому они затягивают украинский конфликт для установления контроля над Европой и сохранения американской гегемонии в мире» [19].

26

Что касается оценок российского президента, то он отметил, что многие из предложений Си Цзиньпина по мирному урегулированию украинского кризиса являются созвучными с российскими подходами и могут быть взяты за основу. Однако он подчеркнул, что это будет возможно лишь тогда, когда к нему будут готовы в Киеве и на Западе, а пока такой готовности он не видит [20].

27

По другим проблемам глобальной безопасности позиции России и Китая во многом совпадают. Например, они решительно выступают против того, чтобы любые государства или блоки наносили ущерб законным интересам других. Эта точка зрения содержится в подписанном лидерами РФ и КНР совместном заявлении об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия до 2030 г. В нём Москва и Пекин отмечают, что их отношения «являются зрелыми, стабильными, самодостаточными и не подвержены внешнему влиянию» [21]. Кроме того, Россия ещё раз подтвердила приверженность принципу «одного Китая», признавая, что Тайвань является неотъемлемой частью КНР [22]. В свою очередь, Китай призвал международное сообщество провести объективное расследование взрывов на газопроводе «Северный поток» [23].

28

В сфере экономического взаимодействия между РФ и КНР лидеры обоих государств подписали план развития восьми ключевых направлений экономического сотрудничества до 2030 г. и 79 проектов по инвестиционному сотрудничеству на сумму свыше 165 млрд долл. [24]. Она на порядок выше тех инвестиционных вливаний в развитие инфраструктуры российского Дальнего Востока, которые были до визита китайского лидера в Москву.

29

И хотя КНР совместно с РФ выступает против военной гегемонии США в мире, в ближайшей перспективе создание российско-китайского военно-политического союза в рамках военного сотрудничества между Москвой и Пекином не предусмотрено, поскольку это противоречит официальной политике Китая. В то же время нельзя исключать, что чем сильнее агрессивная политика Вашингтона будет угрожать безопасности Китая, тем больше вероятность создания такого союза [Морозов Ю.В., Батюк В.И., 2022: 524]. Если до этого времени военная агрессия против Китая из-за Тайваня всё же будет развязана, то, согласно действующему Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, Москва окажет содействие Пекину не только по тем направлениям, по каким он оказывает помощь РФ в условиях западных санкций, но и существенную военно-техническую поддержку.

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

Подводя итоги анализа взаимоотношений КНР – США – РФ на фоне событий на Украине, можно прийти к следующим выводам.

32

Во-первых, спецоперация ВС РФ на Украине расколола мировое сообщество на её сторонников, противников и на приверженцев нейтралитета, среди которых до недавнего времени был Китай. Ситуация изменилась, когда в Стратегии национальной безопасности США было определено, что Вашингтон намерен уделять приоритетное внимание сохранению преимущества перед КНР, одновременно сдерживая Россию. В связи с этим власти Китая осознали, что когда США «руками украинцев» создадут в Европе новый «железный занавес» для изоляции России, то они начнут усиливать давление на КНР.

33

Во-вторых, в отличие от антироссийской коалиции во главе с США, которые прилагают все усилия, чтобы российско-украинский конфликт продолжался до тех пор, пока Россия в нём не потерпит поражение, невзирая на массовую гибель военнослужащих ВСУ, Китай выступает с мирными инициативами, позиционируя себя как ответственного члена международного сообщества, выразив готовность стать площадкой для переговоров между Россией и Украиной для урегулирования военного конфликта между ними.

34

В-третьих, в условиях западных санкций в интересах России целесообразно продолжать сложившуюся линию на развитие российско-китайских стратегических отношений. Этому будет способствовать реализация общей концепции их развития, которая включает: укрепление позиций СБ ООН в качестве гаранта глобальной и региональной безопасности; усиление российско-китайской кооперации в рамках ШОС, БРИКС и РИК по обоюдовыгодным направлениям; активизацию сотрудничества РФ и КНР в рамках АТЭС и форума АСЕАН в интересах укрепления стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Библиография

1. ВВП стран мира – 2022. Рейтинг и доля стран в мировом ВВП. Финансовый гений. 01.07.2023. Available at: https://fingeniy.com/vvp-stran-mira-2022-rejting-i-dolya-stran-v-mirovom-vvp/ (accessed 03.03.2023).

2. Госдеп США одобрил возможную продажу Тайваню боеприпасов для самолётов F-16. МИА «Россия сегодня». 02.03.2023. Available at: https://ria.ru/20230302/f-16-1855256609.html (accessed 03.03.2023).

3. США планируют в разы увеличить число военных на Тайване. МИА «Россия сегодня». 23.02.2023. Available at: https://ria.ru/20230223/tayvan-1854001025.html (accessed 03.03.2023).

4. МИД КНР назвал единственный способ разрешения кризиса на Украине. Смотрим. Ру. 24.02.2023. Available at: https://smotrim.ru/article/3219705 (accessed 05.03.2023).

5. Блинкен: США предупреждает КНР не оказывать содействия России. Автоматизированный агрегатор новостей Украины, России, стран СНГ. 23.02.2023. Available at: https://mt.smi.today/blog/43398755103/Blinken-SSHA-preduprezhdayet-KNR-ne-okazyivat-sodeystviya-Rossii (accessed 05.03.2023).

6. Пресса Китая после переговоров Байдена с Си Цзиньпином. Военное обозрение. 19.03.2023. Available at: https://topwar.ru/193698-pressa-kitaja-posle-peregovorov-bajden-s-si-czinpinom-ssha-nikak-ne-mogut-osoznat-chto-ih-ugrozy-uzhe-ne-rabotajut.html (accessed 06.03.2023).

7. Глава ЦРУ Бёрнс: США объявили войну мирному плану Китая по Украине. Рамблер.ру. 27.02.2023. Available at: https://news.rambler.ru/conflicts/50278621-glava-tsru-berns-ssha-obyavili-voynu-mirnomu-planu-kitaya-po-ukraine/ (accessed 06.03.2023).

8. Странные враги, торговля между которыми бурно растёт. Фонд стратегической культуры. 10.02.2023. Available at: https://www.fondsk.ru/news/2023/02/10/strannye-vragi-torgovlja-mezhdu-kotorymi-burno-rastet-58459.html (accessed 06.03.2023).

9. Торговля России с Китаем достигла рекорда. РБК. 13.01.2023. Available at: https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a79474aaf45862d (accessed 06.03.2023).

10. Все санкции против РФ – 2022: какие страны ввели, полный список, ответные меры. Путешествуй.com. 02.01.2023. Available at: https://www.puteshestvuy.com/sankcii-protiv-rf (accessed 04.02.2023).

11. How America Took Out the Nord Stream Pipeline. Seymour Hersh: official cite. 08.02.2023. Available at: https://seymourhersh.substack.com/p/how-america-took-out-the-nord-stream (accessed 07.03.2023).

12. Лавров не увидел смысла в прежнем дипломатическом присутствии на Западе. РИА Новости. 03.09.2018. Available at: https://ria.ru/20180903/1527709599 (accessed 06.03.2023).

13. La Nouvelle Tribune. Марин Ле Пен предупреждает о «большой угрозе», которой является сближение России и Китая. Иносми. 13.03.2022. Available at: https://inosmi.ru/20220419/ultrapravye--253868536.html (accessed 06.03.2023).

14. Лавров заявил, что РФ нет смысла сохранять прежнее дипломатическое присутствие на Западе. HEAD TOPICS Россия. 18.10.2022. Available at: https://headtopics.com/ru/10511072107410882629-30865880 (accessed 07.03.2023).

15. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.). Министерство иностранных дел Российской Федерации. 31.03.2023. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (accessed 31.03.2023).

16. Li Yuan. Why the Chinese Internet Is Cheering Russia’s Invasion. The New York Times. 27.02.2022. Available at: https://www.nytimes.com/2022/02/27/business/china-russiaukraine-invasion.html (accessed 08.03.2023).

17. Скосырев В. Дипломатическим орудием Пекина служит план мира в Украине. Независимая газета. 21.02.2023. Available at: https://www.ng.ru/world/2023-02-21/6_8666_china.html (accessed 05.03.2023).

18. В Белом доме опубликовали новую нацстратегию США: сдерживать Россию и конкурировать с Китаем. Федерал пресс. 12.10.2022. Available at: https://fedpress.ru/news/america/policy/3116528 (accessed 08.03.2023).

19. Xi’s visit to Russia conveys great significance, injects certainty and positive energy. Global Times. 19.03.2023. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202303/1287576.shtml (accessed 28.03.2023).

20. Путин заявил о возможности использования мирного плана КНР для решения украинского кризиса. Международная жизнь. 21.03.2023. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/39529 (accessed 28.03.2023).

21. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Официальный сайт Президента России. 21.03.2023. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5920 (accessed 29.03.2023).

22. Россия считает Тайвань неотъемлемой частью КНР и выступает против его независимости. ТАСС. 21.03.2023. Available at: https://tass.ru/politika/17331887 (accessed 29.03.2023).

23. МИД Китая призвал к объективному расследованию взрывов на Nord Stream. РБК. 20.02.2023. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63f358719a7947ea645035e8 (accessed 29.03.2023).

24. Начата разработка плана развития экономического сотрудничества Китая и РФ до 2030 года. ТАСС. 28.03.2023. Available at: https://tass.ru/ekonomika/17390399 (accessed 29.03.2023).

25. Кошкин А.А. Россия и Япония. Узлы противоречий. М.: Вече. 2010. 480 с.

26. Морозов Ю.В., Батюк В.И. Стратегический треугольник РФ – КНР – США: вызовы и перспективы безопасности России. М.: ИКСА РАН. 2022. 544 с.

27. Koshkin, A.A. Rossiya i Yaponiya. Uzli protivorechii [Russia and Japan. Nodes of contradictions] (In Russ.). Moscow, Veche. 2010. 480 p.

28. Morozov, Yu.V., Batyuk, V.I. Strategicheskii treugolnik RF – KNR – SShA: vizovi i perspektivi bezopasnosti Rossii [The strategic triangle of the Russian Federation – China – USA: challenges and prospects for Russia's security] (In Russ.). Moscow, IKSA RAN. 2022. 544 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести